От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 111 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Новости

  • Новый проект от создателя библейской программы "ЦИТАТА из БИБЛИИ"
  • 12 Октябрь 2017
  • Кто может, помогите проекту! Этот труд начат хорошим человеком и автором библейской программы "Цитата из Библии" = BibleQuote. Труд еще не окончен.

    Если каждый любящий слово Божие перечислит хотя бы 500 или 1000 рублей единоразово из своей десятины на указанный счет, то это поможет проекту осуществиться.

    Прошу поддержать материально трудолюбивого человека который все это делал и делает не ради денег. счет яндекс кошелька

    Страница проекта на ФБ здесь

    счета для не рублевых переводов

    U294637633999 гривна
    Z287761284830 доллар
    E234543609018 евро
    R426193411415 рубль

    Прикладываю ссылку на библейскую программу созданную этим автором, которой я пользуюсь при поиске в русском синодальном тексте Библии и в тексте на церковно-славянском языке. В этой программе также есть второканоничные книги Библии.
    https://yadi.sk/d/4oZ_St883NgLEE

     

  •  
  • Сентябрь - Октябрь - Ноябрь 2016
  • 30 Ноябрь 2016
  • Многие ли помнят, в каком контексте дана молитва "ОТЧЕ НАШ" у евангелиста Луки? А ведь контекст имеет огромное влияние на понимание семи прошений этой молитвы.

    Один старый еврей хорошо заваривал чай, и другие евреи любили ходить к нему в гости пить чай. Распивая чай, они удивлялись его вкусу и все время просили: - Абрам, расскажи, как ты завариваешь чай, не уноси секрет в могилу. - Нет-нет-нет, - отвечал старый Абрам, - "Только на смертном одре." И вот пришла пора умереть Абраму. Собрались евреи, напомнили ему об обещании рассказать, как он заваривает чай. - Евреи, не жалейте заварки...

    В этом веке, Слово Божие вода - омывающая, очищающая, напаяющая. В мире грядущем, Слово Божие будет явлено во всей силе своей, как Огонь Славы Всевышнего. Не причастные Слову здесь, не вынесут Огня там, и не узнают вкуса Живой Воды.

    Серединная НАДЕЖДА являет два своих оттенка, если ближе, либо к ВЕРЕ, либо к совершенной ЛЮБВИ.

    Порой некоторые христиане не знают, что известные слова, которые встречаются в Пасхальной службе, это слова из пророчеств книги Ошеа - Осии.

    Боль сердца - ребенок мертвый по грехам своим. Но слезы родителей о детях своих не бывают тщетны.

    Два закона: справедливость и любовь. Две ступени. "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс.33:15). Поставив себя на место других это делать гораздо легче.

    Теснота сердца, признак того, что благодать была принята тщетно

     

    Крест, в аскетическом аспекте, место распятия ветхого человека. Но нужны и гвозди чтобы распять плоть со страстьми и похотьми... Что это за гвозди?

    Время этой жизни дано, для "привыкания" к сиянию Света Мессии, чтобы в будущем веке не ослепнуть от него и не остаться во тьме внешней.

    Пренебрегающих Словом Истины ждет опустошение.

    Какой из упомянутых в Новом Завете царей Иродов приказал казнить Иоанна крестителя? Аллюзия Ирод-Соломея-Иродиада на три уровня души. В одном месте написано: "Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". (Мар.6:20) А в другом написано: "И хотел убить его..." (Матф.14:5) Когда же произошла перемена в царе Ироде по отношению к Иоанну?

    Одним нужно узнать Мессию, как воплощенное Слово Божие, а кому-то вспомнить, что Он вместе с тем, и Человек. Но человек после смерти и воскресения уже не тот, которого мы знали по плоти. Тем более Тот, Который имеет славу, как славу Единородного от Отца.

    В раздел "Воскресная школа" добавлены уроки по 118 псалму

    Буква НУН. 1 часть. Хронометраж урока: 00:01 = Буква Нун как НЕЕМАН = верный Богу. Мессия и человек. 09:01 = Имя Мессии – ינון = Инон из Пс.71:17 32:35 = Имя ננא = ННА в проекции на Мессию. 53 Имя Бога ננא выводимое из 3 стихов книги Исход. 38:33 НУН образ падения. Христос как Шалаш Давида и Храм. 56:14 БАР НАФЛИ = Сын Падения и БАР НЕФЕЛИ = Сын облаков. Учение о двух Машиахах. Машиах Страдающий и Машиах Славный. 74:18 = Падение и восхождение от бедняка до облака Славы в образе трех букв יון

    Буква МЕМ 3 часть. Хронометраж урока: 01:06 = слово ЭМЕТ = АЛЕФ-МЕМ-ТАВ как Истинное свидетельство о спасении Христовом 13:10 = Образ умирания ветхого человека в водах погружения 17:46 = Миква = Могила – Матка. 24:51 = Образ чрева – материнской матки = ЭМ 29:27 = Мать Машиаха и рождение Христа. (Ис.9) 44:42 = Аллюзия Моше на Машиаха 50:26 = Мирьям Моше и Мирьям Машиаха. Колодец Мирьям 59:31 = Образ Девства Мирьям

    Часть 4. О букве МЕМ. Комментарий на 13 восьмистишье 118 псалма. Стихи 97-104 0:37 = Непроходимые врата – аллегоричный образ Рождения Мессии от Девы Марии 5:24 = Золотые врата Иерусалима 8:53 = Южные врата Иерусалимского Храма 17:55 = Третий Храм Божий 19:48 = о числе 40 в Библии


Объявления

О Царстве Божием
Учение Виссариона в свете Библии

111 Псалом Давида - объяснение (Видео)

 

Псалом 111

 

 

Этот 111 и предыдущий 110 псалмы составлены в алфавитном порядке.[1] По комментарию Раши: «тот псалом славит Всевышнего, благословен Он, а этот повествует о славе праведника». Каждый стих разделенный надвое имеет две буквы акростиха еврейского алфавита. Последние два стиха как и в предыдущем псалме имеют по три буквы алфавитного акростиха.

 

Этот псалом повествующий о славе праведника в иудейской традиции имеет параллелизм с гимном ЭШЕТ ХАИЛЬ = достойной жене[2], который поют в иудейской традиции вечером при наступлении субботы. Эта песнь ЭШЕТ ХАИЛЬ также составлена в алфавитном порядке сыном царя Давида, царем Соломоном в последней главе книги Причт. Как написано в мидраше[3], этот гимн, соответствующий двадцати двум буквам еврейского алфавита, рассказывает о праматери Саре, от алефа до тав. Параллелизм в том, что этот псалом иудейская традиция образно относит к родоначальнику евреев – праотцу Аврааму. А последнюю главу книги Притч, стихи 10-31, к праматери Саре, которая со своим мужем Авраамом пребывали в исполнении воли Всевышнего. И в обоих главах повествуется о добродетели праведника, и воспевается благочестие праведника и преподобие по отношению к Богу, Который щедр и милостив = ХАНУ́Н ВЕ-РАХУ́М. (ПВ)

 

Нам этот псалом, возможно истолковать в трех аспектах:

1. Буквально: в отношении праотца Авраама

2. Мессианки: В отношении Месиии – Блаженного Мужа.

3. Духовно нравственно, и аскетически: В отношении праведного человека.

Также очевиден параллелизм с предыдущим 110 псалмом о Боге щедром и милостивом. Эта аллюзия дает нам проводить параллель, что блажен муж который преподобен Богу. Преподобие же Богу достигается чем? Прежде всего через щедрость и милостивое отношение к ближнему, с любовью в Истине Божией. Этот псалом показывает, что чистый человек отражает свет Божий уподобляясь свету через дарование благодати. Чем чище поверхность души, тем ярче отражается свет Всевышнего в нас. (ПВ)

 

111.1 Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.

Ґллилyіа, pал0мъ, р№i. а7 Бlжeнъ мyжъ боsйсz гDа, въ зaповэдехъ є3гw2 восх0щетъ ѕэлw2.

1. hАЛЕЛУЯ, АШРЕ-И́Ш ЙАРЭ́ ЭТ-АДОНА́Й, БЕМИЦВОТА́В ХАФЭ́Ц МЕО́Д.

הַלְלוּ יָהּ אַשְׁרֵי־אִישׁ יָרֵא אֶת־יְהוָה בְּמִצְוֹתָיו חָפֵץ מְאֹד׃

 

 

Буквальный аспект: Комментаторы говорят, что этот псалом говорит о блаженстве и славе праведника[4]. Но тогда возникает вопрос, почему этот псалом озаглавлен АЛИЛУИЯ – славьте Бога? В предыдущем, параллельном псалме это было понятно. Так как там говорилось милостях Божьих, и славных делах Его. И мы славим Бога, Который щедр и милостив = ХАНУ́Н ВЕ-РАХУ́М. Но тогда почему в этом псалме заглавие «славьте Бога»? Ведь этот псалом хвала праведнику? Почему же заглавие «славьте Бога» если псалом этот восхваляет праведника?

Ответ: Жизнь праведника это прославление Бога. Праведная жизнь, это освящение Имени Всевышнего = КИДУШ А-ШЕМ. В предыдущем псалме (Пс. 110) говорилось о славословии Бога среди собрания людей, среди общества. И мы говорили, что славить Бога более всего прилично святой жизнью.

Есть несколько примеров из еврейского предания, которые могут показать, как дела поступающего по правде прославляют Творца, освящают Его Имя, даже перед посторонними людьми.

Рабби Шмуэль приехал в Рим. Однажды он нашел браслет, потерянный императрицей. Народу было объявлено, что тот, кто вернет эту драгоценную вещь до истечения тридцати дней, получит награду; тот же, у кого она будет найдена после этого срока, потеряет голову. Прошло больше тридцати дней, и Рабби вернул браслет.

Императрица спросила: Разве ты был в отъезде? Нет, я был здесь, – ответил Рабби.

– Ты не слышал объявления? – Слышал.

– Что там говорилось? – Если вернуть браслет до истечения тридцати дней, получишь награду, иначе – потеряешь голову.

– Почему ты вернул его позже?

– Я с удовольствием объясню тебе причины. Я не хотел, чтобы ты подумала, будто я возвращаю украшения ради вознаграждения или потому, что боюсь тебя. На самом деле я возвращаю их, потому что Бог приказал нам в Торе возвращать потерянное тому, кому принадлежит потеря.

Императрица увидев праведность рабби и сказала: Благословен Бог евреев! (ИТ. Бава Мециа 2:5)

Другой пример: Однажды рабби Шимон бен-Шетах купил осла у исмаильтянина. Его ученики обнаружили, что в ослиной гриве зацепился и застрял драгоценный камень. Они принесли драгоценность рабби Шимону бен-Шетаху, говоря: Рабби, благословение Всевышнего обогащает (Притч. 10:22). Сказал им рабби: Я купил осла, а драгоценный камень я не покупал! Пошел к исмаильтянину и вернул камень. Воскликнул тот: «Благословен Всевышний, Бог Шимона бен-Шетаха!» (Дварим Раба 3:3).

О том же в Иерусалимском Талмуде: мудрецы купили пшеницу у неевреев и нашли в ней связку монет, и вернули их. Сказали неевреи: Благословен Бог евреев! (ИТ. Бава Мециа 2:5).

В христианской традиции Освящению Имени Всевышнего мы научены через новозаветные слова:

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Матф.5:16).

12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. (1Пет.2:12).

Поэтому заглавие этого псалма, АЛЛИЛУИЯ = Славьте Бога, надписано, что бы на примере праведника показать, что высшее прославление и освящение Имени Творца, это дела правды. Мы слышим призыв АЛИЛУИЯ, чтобы славить Бога своей доброй жизнью. Не только в сердце, не только в кругу единомышленников, но и во всех наших делах, которые видят внешние, посторонние люди.  (ПВ)

8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. (Иоан.15:8)

 

Мессианский аспект: Когда мы разбирали первый псалом блаженства, то в одном из аспектов понимания говорили о Блаженном Муже Который в блаженстве Своем есть Единственный пример и эталон для всех стремящихся к блаженству и совершенству – это Христос Спаситель. Он по естеству имеет блаженство, и по Своему Божественному естеству Он есть Сын Божий. Все же берущие пример с Мужа Блаженного, через Него, становятся блаженными по благодати, и по благодати оказываются сынами Божьими. И если здесь мы видим, как и в предыдущем стихе, призыв славить Бога = АЛЕЛУИЯ, то призыв к прославлению в заглавии этого псалма, должно отнести к Блаженному Мужу, Который есть Премудрость, и Слово, и Сын Божий – к Мессии Спасителю – Христу Богу, Которому и подобает песнь прославления. Ведь как говорит апостол Павел, Христос по плоти из народа Израильского, но Он, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. (Рим.9:5). И Ему – Сыну Божьему, верные поют АЛЛИЛУЙЯ. Ведь как учит апостол Иоанн: Да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. (1Иоан.5:20) Он Спаситель и сокрыт в тайне которая от века. До сих пор сокрыт Он под плотью Сына Человеческого для сынов Израиля. По этому поводу можно воскликнуть с пророком: Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. (Ис.45:15)

Если относить этот псалом, толкуя его в мессианском аспекте, к Сыну Человеческому – Сыну Божьему, то гимн достойной жене = ЭШЕТ ХАИЛЬ, в замеченном параллелизме образно относится к невесте Христовой = Церкви Его. В этом же аспекте говоря о муже и жене, таинственно пишет апостол Павел.

22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,

32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. (Еф.5:22-32) (ПВ)

 

Нравственно-аскетический аспект: АШРЕ-И́Ш ЙАРЭ ЭТ-АДОНА́Й = блажен муж боящийся Господа. 110-й псалом оканчивается словами о страхе, а этот 111-й псалом начинается словами о страхе. (ПВ)

 

Блажен муж боящийся – т.е. не старик, не немощный больной, но в силах.

Сказал рав Амрам сказал Рав. Счастлив тот, кто совершает тшуву когда он «ИШ» (Бавли. Авода Зара 19)

Когда он молод в силах. Торопится признать своего Творца до дней старости. (Раши).

 

Счастлив человек, боящийся Всевышнего и страстно любящий Его заповеди (Пс. 111:1).

Слова «боящийся Всевышнего» относятся к запрещающим заповедям Торы, в то время как слова «страстно любящий Его заповеди» относятся к заповедям повелительным. Смысл этого заключается в том, что человек должен стремиться к состоянию, при котором он не нарушает запрещающие и исполняет повелительные заповеди[5]. (Хафец Хаим).

 

Нам ранее было сказано псалмопевцем: Уклоняйся от зла и делай добро  (Пс.33:15).

Невозможно делать добро пребывая в делании зла. Такое добро обесценивается нечестием и смешиваясь со злом становится неприглядным и даже отвратительным для тех людей, которые не познали пути правды. Выше мы говорили о прославлении Имени Творца = КИДУШ А-ШЕМ, есть обратное этому посрамление Имени Творца = ХИЛУЛЬ А-ШЕМ. Это происходит когда тот кто показывает себя верующим, смешивает в своей жизни добро со злом, которая превращает добро делая его негодным, как ложка дегтя может испортить бочку меда.

17 Вот, ты называешься Иудеем [христианином], и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,

18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона,

19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,

20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:

21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?

23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?

24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. (Рим.2:17-24)

Это относится ко всем кто имеет учительство или власть над тем кого должен просвещать. В первую очередь тот кто должен собственной жизнью показывать пример подражания. Так родители – это пример своим детям. Священники – прихожанам. Епископы – это пример и священникам и мирянам. Что будут слова правды для детей, если отец их обесценивает порочной жизнью? Будет ли примером любви священник который как корыстный наемник думает о собственной корысти, а не о душах людей. Будут ли действенны слова архиерея о исполнении Типикона и заботы о прихожанах, если священники не имеют достаточных средств чтобы содержать свои семьи, по причине минимально начисленных им зарплат, или перемещений священника по разным приходам? Не насмешка ли это над заповедью о Любви, когда бедный и слабый притесняется от богатого и власть имеющего, и еще к этому получает выговор, что не имеет праведной жизни? (ПВ)

16 Грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои. (Пс.49:16-21)

 

Иудейская традиция делает акцент[6] на то, что в этом псалме написано: «любящий Его заповеди», но не написано «любящий награду за исполнение заповедей».

Возможно такое объяснение. Известно, что там, где Тора говорит в превосходной степени – МЭОД = очень, или значительно, имеется в виду «беспредельно», «бесконечно». В этом случае выражение МИЦВОТА́В ХАФЭ́Ц МЕО́Д  = заповеди Его желающий сильно, действительно исключает того, кто любит «награду за Его заповеди». В чем отличие между двумя этими людьми? Велико стремление человека достичь самого высокого наслаждения. Однако слова «счастлив страстно любящий Его заповеди» означают именно безграничное стремление и к исполнению заповеди как таковой. Человек страстно жаждет ее исполнить. Когда? После размышления об этой заповеди, после постижения ее величия. В этом случае даже вознаграждение, ждущее его потом, обесценивается в сравнении с огромной важностью исполнения самой заповеди. Таким образом, стремление человека к исполнению заповеди беспредельно и безгранично. Поэтому оно предпочтительней. (Хафец Хаим).

 

 

111.2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

в7 Си1льно на земли2 бyдетъ сёмz є3гw2, р0дъ прaвыхъ благослови1тсz:

2. ГИБО́Р БАА́РЕЦ ЙИhЪЕ́ ЗАРЪО́, ДОР ЕШАРИ́М EBOPА́X.

גִּבּוֹר בָּאָרֶץ יִהְיֶה זַרְעוֹ דּוֹר יְשָׁרִים יְבֹרָךְ׃

 

 

Человек праведник сеет в этой жизни семя добра (любви), и оно всходит в вечности, на земле живых. Только то, что причастно вечности, будет сохранено и пребудет во век в мире грядущем. (ПВ)

Так и святитель Афанасий понимает слово «семя» в этом стихе.

«Семенем называет добрые дела, которые будут иметь духовную силу на той земле кротких к восприятию ими воздаяний за соделанное». (Афанасий)

 

Применимо к Блаженному Мужу – Машиаху. Понимаем так:

  • Сильно будет на земле семя Его (т.е. семя Божие).

Христово семя рождает в нас нового внутреннего человека.

5 вышел сеятель сеять семя свое, …  семя есть слово Божие; (Лук.8:11)

9 Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот не Его.

10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. (Рим.8:9,10)

19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19)

27 Тайна … которая есть – Христос  в вас (Кол.1:27)

Семя древнего змея посеянное в первых людях испортило человеческое естество взойдя злым началом в сердце последующих поколений. Но семя Машиаха – это Дух Его, Который очищает человека, и дает жизнь новому духовному рождению. Т.е. духовному внутреннему новому человеку, который похож на Христа Иисуса. (ПВ)

 

Комментарий Троице-Сергиевой Лавры также понимает стих по отношению к сонму верных Богу людей: «Семя – Семя Христово – все святые, те бо сильные на земле живых. Род правых – все творящие волю Божью». (Ком. ТСЛ)

 

 

111.3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.

г7 слaва и3 богaтство въ домY є3гw2, и3 прaвда є3гw2 пребывaетъ въ вёкъ вёка. 

3. hОН-ВАО́ШЕР БЕВЕТО́, ВЕЦИДКАТО́ ОМЭ́ДЕТ ЛАА́Д.

הוֹן־וָעֹשֶׁר בְּבֵיתוֹ וְצִדְקָתוֹ עֹמֶדֶת לָעַד׃

 

 

Параллель с предыдущим псалмом. Дело Его - слава и красота, и правда Его пребывает вовек (Пс.110:3). В прошлом псалме, эти слова «Дела Его», в другом смысловом значении, были понимаемы нами как «плата Его». Поэтому стих посвященный праведнику в этом псалме мы понимаем в отношении изобилия богатств не в этом веке, и не в домах этого века, но в мире грядущем – в обителях Отца Небесного. Где обещанные праведнику слава и красота, которые пребывают во век. Обилие и богатство (Пс. 111) и красота и слава (Пс. 110) в мире грядущем не преходящи, но пребывают во век. (Пс.111). (ПВ).

 

Так понимал и святитель Афанасий, который говорит: «О славе и богатстве разумей, что они не какие-либо преходящие, потому что у святых не встречается ничего подобного. (Афанасий).

 

Также нравственно-аскетический аспект понимания, который мы увидели в параллельном стихе предыдущего псалма, позволяет этот стих понимать в отношении самого праведника в этом мире. Праведник храм Святого Духа. Тело – дом. Праведник украшен славой и красотой Святого Духа, и это богатство и изобилие святости и правды пребудет во век. Так как богатство и сокровище благих это Дух Божий, то мы так и читаем в молитве Господу – Духу Святому:

Царю Небесный, Утешителю Душе Истины (Дух Истины-Правдысравн. правда его пребывает во век; Пс. 111:3), сокровище благих (сравн. обилие и богатство; Пс. 111:3) и жизни подателю (жизнь подающий – сравн. пребывает во век; Пс. 111:3), прииди и вселися в ны и очисти ны от всякие скверны.

Если мы стали храмом Духа в этом веке, то в веке грядущем мы будем взяты в удел Божий. Кто имеет Дух Божий, тот Христов. Христос возьмет только Своих.

(ПВ)

24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. (Иоан.17:24)

 

 

111.4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.

д7 ВозсіS во тмЁ свётъ пр†вымъ: млcтивъ и3 щeдръ и3 првdнъ.

4. ЗАРА́Х БАХО́ШЕХ ОР ЛАЙШАРИ́М, ХАНУ́Н ВЕРАХУ́М ВЕЦАДИ́К.

זָרַח בַּחֹשֶׁךְ אוֹר לַיְשָׁרִים חַנּוּן וְרַחוּם וְצַדִּיק׃

 

 

Буквально: Применимо к Аврааму. Авраам увидел свет Истины когда отверг тьму идолопочитания.

 

Мессианский аспект: Свет = ОР – Христос и Дух Его. Как и свет и звезда утренняя и заря. ШАХАР = заря, есть тот который был явлен нам. Как и слово ШАХАР в оглавлении некоторых псалмов мы толкуем относительно Христа.

3 Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю". (Ос.6:3)

Дух Христов обещан тем, кто побеждает имея жезл Слова Христова[7].

26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,

27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего;

28 и дам ему звезду утреннюю. (Откр.2:26-28)

Сын Божий есть звезда светлая:

16 Я, Иисус, послал … Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. (Откр.22:16)

Христос есть Свет миру.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.  (Иоан.1:4-5,9)

14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. (Матф.4:14-16)

12 Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Иоан.8:12)

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. (Иоан.12:46)

36 веруйте в свет, да будете сынами света. (Иоан.12:36)

И апостол Павел буквально был просвещен Светом Истины. Этот свет ослепил его телесные очи, просветив очи сердца:

3 … внезапно осиял его свет с неба.

4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. (Деян.9:3-5)

И пока человек не знает Спасение Божие через Мессию Иисуса Сына Божьего, то находится во тьме. А противники Христовы ненавидящие Его, не просто пребывают во тьме, но есть сыны тьмы.

19 … свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Иоан.3:19,20).

 

Духовно-нравственный аспект: Скупость – это железный занавес между человеком и благословением. А щедрость – это часть самого благословения, и тот, кто поступает в соответствии с этим качеством, благословен. (Сефер Ахинух, 480)

 

Д. Стерн в своем комментарии объясняет, что восточное выражение темное око = это око скупое. Светлое око – щедрое. Темное око – скупое. Тут намек на следующий стих, который говорит о милосердии.

Христос говорил о том, чтобы человек был благотворителем – и этим собирал бы себе сокровище духовное.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;

23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Матф.6:19-23)

 

10 Когда отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; (Ис.58:10)

 

Опять параллель с 110 псалмом.

Вторая часть этого стиха: Он щедр, милостив и праведен. Эти слова обычно относятся к Господу. Как в 110 псалме. Но здесь показано отражение света Божьего в праведнике который в своем преподобии Богу тоже щедр и милостив.

 

13 итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. (Исх.33:13)

6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый = РАХУМ ВЕ-ХАНУН, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Исх.34:6).

 

חַנּוּן - ХАНУН = благой, благотворный, благотворительный, щедрый, милосердный.

‎רַחוּם‎ - РАХУМ = сострадательный, жалостливый, милостивый, милосердный.

 

7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым - дела Свои.

8 Щедр и милостив Господь = РАХУМ ВЕ-ХАНУН АДОНАЙ, долготерпелив и многомилостив: (Пс.102:7,8)

Свет восходит правым. Как от Солнца отражается свет в луне, так и праведник отражает свет от Бога если преподобен Ему. Наиболее чистое отражение явил богочеловек Иисус Христос. В нем полнота Божества телесно. Мы же должны подражать Христу.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лук.6:36). А для правых свет, т.е. для тех кто может отразить его явив в мире святость преподобия в щедрости и милосердии. А для нечестивых же что? Восходит ли для них свет? Да восходит. Но как написано в последнем стихе этого псалма Нечестивый увидит и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Не сможет вынести свет любви Того, кто щедр и милостив = ХАНУН ВЕ-РАХУМ, и тех, кто преподобен Ему. Поэтому зубами заскрежещет и растает. Как и в первом псалме написано: Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных. (Пс.1:5). Ведь делающие злые дела ненавидят свет, который обличает их в этой жизни и опаляет в загробном мире. (ПВ)

20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Иоан.3:20,21)

 

Святой Афанасий говорит в аспекте литургическом, о свете Таинственного просвещения (оглашения - подготовки к таинству Крещения) только тех, кто прав и стремится к свету. Т.е. покаявшихся и изменивших свою жизнь: «Ибо не должно просто и без рассуждения всем предлагать тайноводственное слово. Это-то сказал и сам Господь: не давайте святыню псам (Мф. 7:6).»

Эти слова святителя в современной Церкви вряд ли многими священниками могут быть поняты и приняты. Ведь сегодня в большинстве случаев, по современной практике, которая не есть благочестивая православная традиция,  не просто дают тайноводственное слово неготовым и не покаявшимся, а более того, преподают таинство крещения неготовым, не рожденным от Духа не изменившим свою жизнь, и даже без научения и огласительных бесед. (ПВ)

 

 

111.5 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.

є7 Бlгъ мyжъ щeдрz и3 даS: ўстр0итъ словесA сво‰ на судЁ,

5. ТОВ-И́Ш ХОНЭ́Н УМАЛЬВЭ́, ЕХАЛЬКЭ́ЛЬ ДЕВАРА́В БЕМИШПА́Т.

טוֹב־אִישׁ חוֹנֵן וּמַלְוֶה יְכַלְכֵּל דְּבָרָיו בְּמִשְׁפָּט׃

 

 

Щедрость = НЕДИВУТ – это качество, помогающее достичь высоких достоинств. Должным образом проявленная щедрость весьма похвальна: ею человек достигает многих достоинств в этом мире и в мире будущем, как сказано: «Дар человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Притч. 18:16). Есть три вида щедрости:

Первый вид – щедрость деньгами,

Второй вид – щедрость телом. (Т.е. не жалеть себя и своих сил, в трудах ради ближнего).

Третий вид – щедрость мудростью.

Все эти три вида щедрости присущи были Аврааму. Он был щедр деньгами, – кормил путников у шатра; он был щедр телом – и спас Лота, племянника своего, и воевал за него не жалея себя; он был щедр мудростью, ибо учил людей прямому пути, и они стали прозелитами, как написано: «И души, которые они сотворили в Харане». (Орхот Цадиким)

 

Последняя фраза редкое словосочетание которое, по комментарию Левинова сложно отразить в русском переводе. У нас буквальный перевод: устроит слова свои на суде. Раши переводит словосочетание: ведет дела свои.

  • Перевод Левинова: Благо человеку, милостивно дающему и одалжевающему, ведущему дела свои по закону.

Наше понимание – будет оправдан на суде через милостыню о которой будет рассказано.

В комментарии Левинова понимание благо милостивому, кто все дела согласовывает с законом. (ПВ)

 

Брать свойство человека давать свойство Бога. Чем больше вам хочется отдавать тем ближе вы к Богу. Свойство человека – брать; свойство Бога – отдавать (потому что Ему нечего брать, Он – и так есть все, что существует). И чем более человек возвышен в своем преподобии Богу, тем меньше он берет и тем больше отдает. («Радио Аэростат» №33).

 

Рабби Тарфон был очень богатым человеком, но цдака, которую он давал, не соответствовала размеру его состояния. Рабби Акива предложил ему: «Не хочешь ли ты, чтобы я вложил твои деньги в недвижимое имущество?» Рабби Тарфон согласился и дал ему четыреста золотых динаров, которые рабби Акива распределил среди бедных.

Позднее рабби Тарфон пожелал посмотреть на свою недвижимость. Рабби Акива привел его в дом учения и открыл книгу Теилим, где прочитал: «Щедро раздавал нищим, его праведность стоит навеки» (Пс. 111:9). Именно так я распорядился твоими деньгами».

Рабби Тарфон поцеловал его и воскликнул: «Ты – мой господин и учитель. Ты мудрее меня и преподал мне хороший урок». Еще раз подтверждая свое согласие, рабби Тарфон пожертвовал дополнительные деньги для раздачи бедным.

По сути, рабби Акива не обманул рабби Тарфона, когда назвал цедаку «вкладыванием денег в недвижимость». Раздавая цедаку в этом мире, человек вкладывает деньги в дом для своей души в Грядущем Мире.

У нас подобная история описана в житии св. ап. Фомы который раздал деньгииндийского князя которые тот дал ему на постройку нового дворца. Этот пример уместен и в объяснении третьего стиха: Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. (Пс. 111.3)

 

Иудейский hалахический комментарий при толковании этого стиха вспоминает наставления для верующего человека. Ибо праведник дает бедным и одалживает им, не мелочится. А в личных нуждах, в том что ему необходимо в пище питье и одежде, он живет по закону, в меру бережно относясь к своему имуществу. Под цдакой разумеется и забота о ближних. О тех, кто под нашим началом. Ведь сказал и апостол: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. (1Тим.5:8)

Должен человек есть и пить меньше, чем по достатку своему, одеваться — соответственно достатку, а на жену и детей тратить более, чем по достатку своему, ибо они зависят от него, а он зависит от Того кто повелел «да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3) (ВТ. Хулин 84б).

А в предыдущем стихе написано относительно Того, Кто повелел и стало, что Он ХАНУН ВЕ-РАХУМ = щедр и милостив, а значит дает больше, чем мы заслуживаем. И подражая Ему в щедрости и милосердии, мы стремимся к преподобию Его. (ПВ)

 

 

111.6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.

ѕ7 ћкw въ вёкъ не подви1житсz. Въ пaмzть вёчную бyдетъ првdникъ.

6. КИ-ЛЕОЛА́М ЛО-ЙИМО́Т, ЛЕЗЭ́ХЕР ОЛА́М ЙИhЪЕ́ ЦАДИ́К.

כִּי־לְעוֹלָם לֹא־יִמּוֹט לְזֵכֶר עוֹלָם יִהְיֶה צַדִּיק׃

 

 

Сатана  и  его  слуги  прилагают  усилия,  чтобы  поколебать  праведника,  но  его  основание  твердо  и  никогда  не  поколеблется,  по крайней мере  вовек  не  поколеблется. Если он и испытает потрясение на короткое время,  то  быстро  вновь  восстановится. (М. Генри)

 

 

111.7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.

з7 T слyха ѕлA не ўбои1тсz: гот0во сeрдце є3гw2 ўповaти на гDа:

7. МИШЕМУА́ РАА́ ЛО ЙИРА́, НАХО́Н ЛИБО́ БАТУ́АХ БАДОНА́Й.

מִשְּׁמוּעָה רָעָה לֹא יִירָא נָכוֹן לִבּוֹ בָּטֻחַ בַּיהוָה׃

 

 

Нужно заметить, что тот кто имеет страх пред Богом не имеет страха перед всем остальным. И наоборот, не имеющий страха пред Богом боится всего и трепещет перед тем что (или кто) не заслуживает трепета.

У Дерека Принса есть проповедь о страхе Божьем. Если пересказать мысль его поучения, то можно выразить его мысль так: Тот кто боится не Бога, а страшится что-либо из тварного мира, тот законный страх Божий, отдает Его творению. Такой человек этим созидает себе другого бога – идола. Так как человек отдающий свой страх не Богу, а Его твари, – есть идолопоклонник. Наш трепет должен быть только перед Творцом неба и земли, и тогда другого страха, который созидает богов чужих, уже не будет у нас. (ПВ)

 

Благочестивый человек будет иметь спокойный дух, и это несет в себе намного большее удовлетворение, чем добрая репутация, ибо тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом. Утверждено сердце его; что бы ни случилось, он не поколеблется ни в своем долге, ни в своем утешении, так как он не убоится –  сердце его твердо (ст.7,8). Это является характеристикой и утешением благочестивого народа. Они должны прилагать усилие, чтобы мысли были  сконцентрированы на Господе, и таким образом поддерживать их спокойными, беспечными и безмятежными. И Бог пообещал, что у них будет и повод, и  благодать быть таковыми. Обратите внимание, народ Божий не должен бояться  худой молвы и плохих новостей, так как это в их интересах. Если же они услышат их, то не должны смущаться, с ошеломлением ожидая самого худшего,  а, что бы ни случилось и что бы ни угрожало, должны сказать вместе с блаженным Павлом: Но я ни на что не взираю… и: Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля (Пс.45:3).

Утвержденность сердца является всемогущим средством против беспокойного  страха перед худой молвой. Если мы храним свои мысли невозмутимыми и управляем ими, если наша воля покоряется святой воле Бога, если мы имеем характер спокойный, а дух – уравновешенный, несмотря  на  все  повороты  провидения, - тогда мы хорошо укреплены против смятений боязливых.

Доверие Господу является наилучшим и верным путем для утверждения и  укрепления сердца. (М. Генри)

 

И в третьей главе книги бен Сираха сказано: Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям! Горе сердцу расслабленному! ибо оно не верует, и за то не будет защищено (Сир. 3.12,13). Боязливое сердце – не уповающее сердце, сердце расслабленное и не имеющее силы. Такое сердце ослабляет все делание человека. И жизнь человека становится неуверенной и лишенной веры Богу. От этого человек не может идти одним путем правды, но колеблется в разные стороны как тонкий стебель на ветру, и переносится с места на места, как пучок сухой травы ветром. Сердце боязливое позволяет человеку следовать за своими страхами, сворачивая с пути правды и изменяя Истине, продаваясь в рабы греху. Поэтому горе сердцам боязливым. Сердце расслабленное не имеет силы. Оно пусто от силы, которой мы облекаемся свыше. Такое сердце не имеет Духа Святого. Такое сердце не верует, – не уповает, а значит, не имеет той нити, которая связывает нас с Ним – Помощником и Защитником. И за то, что не верует, оно не будет защищено.

Пророк Давид замечательно сказал о надеющемся на Бога, который ничего не боится по этой причине своего упования. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек? (Пс. 55.12). Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих (Пс. 111.7,8).

 

Было однажды со старцем Гилелем, что шел он дорогой и услышал доносящийся из города вопль. Сказал: обетовано мне, что случилось это не в моем доме. И о нем говорит Писание: Слуха дурного не убоится, твердо сердце его, полагается он на Господа! (Пс. 111:7). Сказал Рава: как ни толкуй этот стих, начнешь ли сначала его и пойдешь к концу или начнешь с конца и пойдешь к началу, он всяко поддается верному истолкованию. Если с начала к концу: «Слуха дурного не убоится» – почему? По­тому, что «твердо сердце его, полагается он на Господа». Если с конца к началу: «Твердо сердце его, полагается он на Госпо­да» – и тогда «слуха дурного не убоится».

Один ученик шел за рабби Ишмаэлем, сыном рабби Йосе, по улице Сиона. Увидел рабби Ишмаэль, что он боится, и сказал ему: грешник ты, ведь написано: Устрашились на Сионе грешники, трепет объял лицемерных (Ис. 33:14) Сказал ему [ученик]: но разве не написано: Блажен человек, который всегда страшится (Притч. 28:14)? Ответил ему: это сказано о словах Торы.[8]

Йегуда бар Натан шел за равом Гамнуной. Вздохнул он. Сказал ему [рав Гамнуна]: хочет ли господин навести на себя страдания? Ведь написано: Ибо ужас, которого я боялся, на­стиг меня, и то, чего я опасался, пришло ко мне (Иов, 3:24). Спросил Йегуда бар Натан:] Но разве не написано: Блажен человек, который всегда страшится (Притч. 28:14)? Отве­тил ему: это сказано о словах Торы. (Бавли Брахот 60а).

Словам из Иова Ибо ужас, которого я боялся, на­стиг меня, предшествует стих: Стенания мои предупреждают хлеб мой, и крики мои, как вода, разливаются. (Иов. 3:23). Из этого рав Гамнуна делает вывод: когда вздохи и стенания опережают реальную беду, человек подвергает себя излишней опасности и то, чего он боится, может на самом деле случится с ним. (Д. Конторер).

 

Разновидность неверия – это когда человек страшится надвигающейся беды по слухам. Однако тут важно подчеркнуть, что наше счастье во многом зависит от нас. И, наоборот, наши неудачи во многом зависят от нас самих. Уповаем ли мы на Бога. (Иудейский комментарий)

 

Если человек будет думать, что любое зло обернется добром, подобно тому как в дни Мордехая и Эстер обернулся добром злой умысел Амана, то благодаря этой мысли он очистится и его не постигнет никакое зло. И если радоваться всему, что сейчас кажется злом, и сказать: «И это к добру», то все и в самом деле обернется добром. И тогда человек не убоится ничего, как сказано: «Слуха дурного не боится он» (Пс. 111:7). Такого [блага] удостаивается тот, кто думает и говорит, что все к лучшему, подобно тому как в дни Мордехая и Эстер все случившееся также обернулось к лучшему. (р. Леви-Ицхак)

 

БАТУ́АХ БАДОНА́Й = уповая на Господа. БИТАХОН = безопасность через упование на Господа. Тогда утвержден человек и не пошатнется когда имеет БИТАХОН = упование, которое в тоже время безопасность. В современном Израиле служба безопасности называется БИТАХОН. (ПВ)

 

В эсхатологическом мессианском аспекте: От слуха зла не убоится. Слух зла – это приговор Праведного Судии стоящим слева. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: (Матф. 25:41) (Ком. ТСЛ). Также и свт. Афанасий говорит: «потому что страх наказуемых ни мало не касается святых».

 

 

111.8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.

и7 ўтверди1сz сeрдце є3гw2, не ўбои1тсz, д0ндеже воззри1тъ на враги2 сво‰.

8. САМУ́Х ЛИБО́ ЛО ЙИРА́, АД АШЕР-ЙИРЪЭ́ ВЕЦАРА́В.

סָמוּךְ לִבּוֹ לֹא יִירָא עַד אֲשֶׁר־יִרְאֶה בְצָרָיו׃

 

 

В предыдущем псалме (8 стих) говорилось о словах с корнем СМХ[9]. Опираться подпирать, утверждаться. Также видим параллель и в этом псалме (тоже 8 стих).

(Повеления Его) тверды = СЕМУХИМ на веки и веки, основаны на истине и правоте. (Пс.110:8) Вечны Истина Божия и повеления Его – т.е. утверждены на веки. И сердце, которое утверждается в Истине Божией опирающееся на Бога твердо и непоколебимо никакой бедой и никаким врагом.  (ПВ)

 

Здесь мы видим повторение (удвоение слов) того, что сердце его твердо. Сначала слухи об опасности не пугают праведника – он тверд и бесстрашен в своем уповании. И еще более. Даже когда пришла опасность, и тогда, даже перед лицом врагов не боится сердце его. (ПВ)

 

В христианском аспекте: В святоотеческом учении, посмертное состояние человека, на «мытарствах» праведник не убоится встречи с демонами преграждающими путь в Небо.

 

Когда они вспомнят свои беды и преследования, то смогут сказать вместе со святым Павлом, когда он рассказывал о выпавших на его долю преследованиях: «…от всех избавил меня Господь» (2 Тим.3:11). (М. Генри)

 

 

111.9 Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

f7 Расточи2, дадE ўбHгимъ: прaвда є3гw2 пребывaетъ во вёкъ вёка: р0гъ є3гw2 вознесeтсz въ слaвэ.

9. ПИЗА́Р НАТА́Н ЛАЭВЪЙОНИ́М ЦИДКАТО́ ОМЭ́ДЕТ ЛАА́Д, КАРНО́ ТАРУ́М БЕХАВО́Д.

פִּזַּר נָתַן לָאֶבְיוֹנִים צִדְקָתוֹ עֹמֶדֶת לָעַד קַרְנוֹ תָּרוּם בְּכָבוֹד׃

 

 

Расточается имущество, а собирается праведность. Милостыня – прекрасное дело; по видимому она расточает; на самом же деле – собирает. Подобно тому, как земледелец бросает в землю семена, чтобы получить их от нея, так и милостыня – по видимому дает другим, на самом деле увеличивает сокровище давшему. Этим указывается, также, и на духовное воздаяние (Златоуст).

 

В те времена, когда земледелец питался от плодов рук своих, бывало, что в неурожайные годы да в случае голода приходилось сберегать зерно на посев. Каково это бросать в землю зерно, когда из него можно выпечь хлебы? Но сеющий слезами поженет радость. Будет плод сторицей с посева. Так и с милостыней.

7 … Что посеет человек, то и пожнет: (Гал.6:7)

6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,

9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.

10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,

11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;

13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,

(2Кор.9:6-13)

И милостыней нашей в правде Божией, приуготовляется земля нашего сердца к приятию Духа Божьего – Воды Живой.

12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину (целину), ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду. (Ос.10:12) (ПВ)

 

Он всем дает подаяния по мере сил своих, сколько выдержать может.  Относительно этого иудейская традиция учит, что не следует раздавать больше  пятой части (достояния).

Сказал раби Ила: в Уше постановили, что раздающий деньги (бедным) не должен раздавать больше пятой части (своего имущества, чтобы он сам не стал нуждаться в помощи других).[10] «Из какого стиха это учат? Из стиха «И от всего, что Ты мне дашь, я отделю десятину (асер аасрену)» (Быт. 28:22) – (двукратное повторение «асер аасрену» указывает на то, что речь идет о двух десятинах, а вместе это – пятая часть). (Бавли Ктубот, 50а).

 

В новозаветном аспекте совершенный, может раздать все что имеет. Как сказано:

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

(Матф.19:21-26)

Но не по неразумию, а по действию Духа Божьего. Так обнищавший из-за милостыни не должен быть обузой другим, иначе какая польза от его нищеты. Раздавший все, довольствуется самым малым и необходимым. И его добровольная нищета не обуза другим, а помощь другим. В этом суть монашества. Ограничение себя во всем и довольствование только необходимым, и то что трудом заработано отдается нуждающимся. Противовес неблагочестивой традиции тех монахов празднолюбцев и корыстолюбцев, которые праздно шатаются с места на место и «поядают домы вдов». (ПВ)

 

Заповедь благотворительности может быть выполнена лучше, хуже или совсем плохо. Рамбам в «Мишне Тора» выделяет восемь ступеней благотворительности по нисходящей степени:

Первая ступень, самый высокий уровень  – это помочь человеку, когда он еще не в нужде, а только на пороге ее. И тогда лучше всего либо дать ему ссуду или подарок, либо помочь ему найти работу, пригласить его в компаньоны. Это высшая форма благотворительности.

Вторая ступень – дающий на благотворительность для бедных не знает, кому именно он дает, а бедняк не знает, от кого получил, ведь это бескорыстный поступок во имя выполнения заповеди (ли-шма). Например, в Храме была «комната неизвестных» – праведники скрытно приносили туда деньги, а бедняки скрытно брали оттуда на пропитание. Близок к этому уровню тот, кто вкладывает деньги в кассу благотворительности. Но вкладывать в кассу благотворительности можно только в том случае, когда известно, что ответственный за нее – надежный и мудрый человек, умеющий верно вести дела, как раби Хананья бен Терадион.

Третья ступень – дающий знает, кому он дает, а бедняк не знает, от кого получил. Например, мудрецы, которые тайно приходили и подкладывали деньги у дверей бедняков. Так следует поступать, и это хороший способ в случае, когда казначеи благотворительной кассы не действуют должным образом.

Четвертая ступень – бедняк знает от кого получил, а дающий не знает. Например, выдающиеся мудрецы завертывали монеты в ткань, а свертки перекидывали через плечо за спину – бедняки подходили и брали, не испытывая стыда.

Пятая ступень – дает ему в руку прежде, чем тот попросит.

Шестая ступень – дает ему после того, как тот попросил.

Седьмая ступень – дает ему меньше, чем следует, с приветливым выражением на лице.

Восьмая ступень – дает ему с мрачным выражением лица.[11]

 

Тот, кто нуждается в получении цдаки, но избегает этого, не покинет этот мир, пока не удостоится того, что будет сам оказывать материальную помощь другим людям. (т.е. пока не разбогатеет) (Мишна Пеа. 8:9.)[12]

 

Тот, кто принимает благотворительность, а в ней не нуждается – будет в ней нуждаться. (Дварим раба, 15:9.)

 

Рабби Ханина посылал одному бедняку четыре зузы каждую неделю накануне субботы. Однажды он послал их со своей женой; та вернулась и сказала: «Он в деньгах не нуждается». – «Что же ты видела?» – «Я слышала, как его спросили: на чем подавать тебе трапезу, на золоте или на серебре? Сказал об этом сказал рабби Эльазар – будем благодарны обманщикам, потому что, если бы не они, мы постоянно оказывались бы грешниками, как сказано: «Ты не дашь ему, а он воззовет о тебе к Господу, и будет на тебе грех» (Втор 15:9). (Дварим раба, 15:9).

 

И в будущем мире человек удостоится доброй награды за свою щедрость. Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. (Еккл. 11:1,2). И простой смысл этого стиха приказывает о щедрости, ибо сеющий безвозмездное добро = хесед, собирает его плоды. И обладающий этим достоинством богатеет, как сказано: Иной сыплет щедро, и [ему] еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет [других], тот и сам напоен будет. (Прит. 11:24,25); и написано: Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. (Прит. 28:27). И сказал Давид о щедрых: Щедро оделял, давал он бедным, праведность его пребывает вечно (Пс. 111;9). Это важное достоинство есть как бы одолжение Всевышнему, как сказано: Милующий бедного - заимодавец Всевышнего (Прит. 19.17). (Орхот цдаким)

 

Мессианский аспект: Под убогими разумей и здесь имеющих нужду в Божественном слове, т. е. язычников. Апостолы же, подобно земледелателям, посеяли мысленное слово. Ничто не препятствует понимать это и в историческом смысле. Правда Его пребывает в век и проч., т. е. правда Преподавшего евангельское слово. (Афанасий)

 

 

111.10 Нечестивый увидит [это] и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.

‹ Грёшникъ ќзритъ и3 прогнёваетсz зубы2 свои1ми поскрежeщетъ и3 растaетъ: желaніе грёшника поги1бнетъ.

10. РАША́ ЙИРЪЭ́ ВЕХАА́С, ШИНА́В ЯХАРО́К ВЕНАМА́С, ТААВА́Т РЕШАИ́М ТОВЭ́Д.

רָשָׁע יִרְאֶה וְכָעָס שִׁנָּיו יַחֲרֹק וְנָמָס תַּאֲוַת רְשָׁעִים תֹּאבֵד׃

 

 

Нечестивый увидит [это] и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Есть несколько аспектов, почему будет досадовать:

1. Когда придет время отчета на суде, нечестивый увидит что можно было так просто очистить себя милостыней в той жизни (чем и воспользовался праведник). Но сейчас этой возможности нет ворота закрыты... и голос Жениха «не знаю тебя». От того и досадует.

2. Досадует от того, что милостыня = ЦДАКА праведных осуждает и обличает его скупость и корысть. От того и досадует.

3. И некий ремез на притчу о нанятых хозяином работниках за одну плату в разное время: …стали роптать на хозяина дома… разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? (Мф. 20:15).

4. А также есть аспект, который мы уже рассмотрели в 4 стихе этого псалма. Свет Божий просвещающий всякого человека и открывающийся через Любовь Божию в милостивом и щедром, в конце дней будет нестерпим для темного оком – для скупого и немилосердного. (ПВ)

 

Сгинет вожделенье злодеев. В оригинале: Перевод буквальный, однако, возможно и иное прочтение: Сгинет надежда злодеев. (М.Ковсан)

 

Первый стих этого псалма говорит о любви и желании заповедей. Крепко любящий (ХАФЕЦ = желание) заповеди Его. Т.е. о вожделении исполнения воли Творца. И имеющий такое вожделение – блажен муж. А последний стих этого псалма говорит о желании (ТААВАТ[13] = прихоть) нечестивого. Это желание выполнения своих нечестивых прихотей. Две разные воли – два разных желания. Воля творца и воля ветхого плотского человека. Не о Боге, а о себе думает грешник, не о воле Творца его забота, а о исполнении собственных желаний. Но желание грешника, как и написано, погибнет = ТОВЭД. (ПВ)

 

Желание грешников полностью посвящено этому миру и плоти; мир и плоть царствовали над ними, и поэтому когда они погибли, то радость покинула нечестивцев, а их ожидания, к их вечному смущению, остались неисполненными. Их надежда была похожа на паутину паука. (М. Генри)

 

В мессианском аспекте святоотеческий комментарий также относит эти слова ко Христу.

«Нечестивый – это дьявол. Дьявол прогневался, увидев, как Христос Бог плоть человеческую почтил, вознесшись с ней на небо. Желал сатана погибели Христовой, но сам погиб во веки». (Ком. ТСЛ)

 

Грешник узрит и прогневается. Грешником называет дьявола, который негодует, видя спасаемых язычников, как жаждавший погибели всех. (свт. Афанасий)

 

Здесь ремезом можно привести слова Христа о тех, кто не почитал Его за посланника Отца Небесного и Спасителя мира, за Сына Божьего и Помазанника о котором возвещали пророки. У них будет досада когда увидят

26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.[14] (Лук.13:27-30)

Каково будет смотреть на блаженство праведников тем, кто лишен блаженства за свои пороки, или за свое неверие. (ПВ)

 

[1] Здесь, в масоретском тексте, красным выделены буквы по порядку акростиха еврейского алфавита.

[2] Притч. 31:10-31. В этом образе достойной жены у иудеев много аллюзий на: Праведная жена, Суббота, Тора, Синагога, верная Богу душа человека, праматерь Сара.

[3] Мидраш Теилим, 112:1

[4] «Эта глава, представляет собой гимн праведнику» (Ковсан).

[5] Каждый царь издает указы, в которых есть запреты и в которые есть указания к действию. И в Царстве Великого Царя которое есть наше сердце мы слышим Его запреты и Его повеления. И эти указы должны быть выполняемы нами. Как и написано в 33 псалме: Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? … Уклоняйся от зла и делай добро; (Пс.33:13-15) (ПВ)

[6] ВТ. Авода Зара19а

[7] См. комм. на Пс. 109:2

[8] Т.е. трепет пред Словом Всевышнего.

[9] Смихут, асмахта.

[10] Сколько следует давать? Если есть возможность, нужно дать, сколько бедным необходимо. Если нет такой возможности, следует давать не более пятой доли от своего имущества – это оптимальное выполнение заповеди. Одна десятая от своего имущества – средний путь. Меньше этого – скаредность. А эту пятую часть в первый год дают от основного имущества, а затем – пятую часть от дохода каждого года. (ША. Йорэ деа. 249:1). РАМА: не следует раздавать больше пятой части, чтобы самому не стать нуждающимся в помощи других. Но это именно при жизни, однако в час смерти он может отдать на нужды благотворительности все, что пожелает.

[11] Шульхан Арух кратко подытоживает: Человек должен давать цдаку радостно и всячески способствовать тому, чтобы бедняк чувствовал себя хорошо. (ША Йоре деа. 249:3)

[12] Кто ради подаяния притворяется, что он слеп или хром, или страдает от водянки, не уйдет из этого мира, пока и в самом деле не постигнет его этот недуг. Тот, кто получает милостыню, не нуждаясь в ней, не уйдет из этого мира, пока и в самом деле не будет вынужден побираться. (ВТ. Ктубот 67б)

[13] ‎תַּאֲוָה‎ = 1. (сильное) желание, стремление; 2. похоть, прихоть.

[14] У иудеев и у мессианских иудеев, часто есть ревность к верным из язычников. Если у некоторых христиан присутствует позорный «антисемитизм», то у иудеев плотское, а не духовное чувство зависти и ревности, в отношении к уверовавшим в Иисуса Христа из народов мира. Т.е. некий «антигойизм». Мы уже говорили о зависти тех, кто недоволен щедростью Хозяина, Который платит такую же обещанную плату за весь рабочий день и тем, кто нанялся в уже в самом конце рабочего дня. В завершении той притчи было сказано: разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. (Матф.20:15-16). 


Назад к списку