От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 70 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Новости

  • Новый проект от создателя библейской программы "ЦИТАТА из БИБЛИИ"
  • 12 Октябрь 2017
  • Кто может, помогите проекту! Этот труд начат хорошим человеком и автором библейской программы "Цитата из Библии" = BibleQuote. Труд еще не окончен.

    Если каждый любящий слово Божие перечислит хотя бы 500 или 1000 рублей единоразово из своей десятины на указанный счет, то это поможет проекту осуществиться.

    Прошу поддержать материально трудолюбивого человека который все это делал и делает не ради денег. счет яндекс кошелька

    Страница проекта на ФБ здесь

    счета для не рублевых переводов

    U294637633999 гривна
    Z287761284830 доллар
    E234543609018 евро
    R426193411415 рубль

    Прикладываю ссылку на библейскую программу созданную этим автором, которой я пользуюсь при поиске в русском синодальном тексте Библии и в тексте на церковно-славянском языке. В этой программе также есть второканоничные книги Библии.
    https://yadi.sk/d/4oZ_St883NgLEE

     

  •  
  • Сентябрь - Октябрь - Ноябрь 2016
  • 30 Ноябрь 2016
  • Многие ли помнят, в каком контексте дана молитва "ОТЧЕ НАШ" у евангелиста Луки? А ведь контекст имеет огромное влияние на понимание семи прошений этой молитвы.

    Один старый еврей хорошо заваривал чай, и другие евреи любили ходить к нему в гости пить чай. Распивая чай, они удивлялись его вкусу и все время просили: - Абрам, расскажи, как ты завариваешь чай, не уноси секрет в могилу. - Нет-нет-нет, - отвечал старый Абрам, - "Только на смертном одре." И вот пришла пора умереть Абраму. Собрались евреи, напомнили ему об обещании рассказать, как он заваривает чай. - Евреи, не жалейте заварки...

    В этом веке, Слово Божие вода - омывающая, очищающая, напаяющая. В мире грядущем, Слово Божие будет явлено во всей силе своей, как Огонь Славы Всевышнего. Не причастные Слову здесь, не вынесут Огня там, и не узнают вкуса Живой Воды.

    Серединная НАДЕЖДА являет два своих оттенка, если ближе, либо к ВЕРЕ, либо к совершенной ЛЮБВИ.

    Порой некоторые христиане не знают, что известные слова, которые встречаются в Пасхальной службе, это слова из пророчеств книги Ошеа - Осии.

    Боль сердца - ребенок мертвый по грехам своим. Но слезы родителей о детях своих не бывают тщетны.

    Два закона: справедливость и любовь. Две ступени. "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс.33:15). Поставив себя на место других это делать гораздо легче.

    Теснота сердца, признак того, что благодать была принята тщетно

     

    Крест, в аскетическом аспекте, место распятия ветхого человека. Но нужны и гвозди чтобы распять плоть со страстьми и похотьми... Что это за гвозди?

    Время этой жизни дано, для "привыкания" к сиянию Света Мессии, чтобы в будущем веке не ослепнуть от него и не остаться во тьме внешней.

    Пренебрегающих Словом Истины ждет опустошение.

    Какой из упомянутых в Новом Завете царей Иродов приказал казнить Иоанна крестителя? Аллюзия Ирод-Соломея-Иродиада на три уровня души. В одном месте написано: "Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". (Мар.6:20) А в другом написано: "И хотел убить его..." (Матф.14:5) Когда же произошла перемена в царе Ироде по отношению к Иоанну?

    Одним нужно узнать Мессию, как воплощенное Слово Божие, а кому-то вспомнить, что Он вместе с тем, и Человек. Но человек после смерти и воскресения уже не тот, которого мы знали по плоти. Тем более Тот, Который имеет славу, как славу Единородного от Отца.

    В раздел "Воскресная школа" добавлены уроки по 118 псалму

    Буква НУН. 1 часть. Хронометраж урока: 00:01 = Буква Нун как НЕЕМАН = верный Богу. Мессия и человек. 09:01 = Имя Мессии – ינון = Инон из Пс.71:17 32:35 = Имя ננא = ННА в проекции на Мессию. 53 Имя Бога ננא выводимое из 3 стихов книги Исход. 38:33 НУН образ падения. Христос как Шалаш Давида и Храм. 56:14 БАР НАФЛИ = Сын Падения и БАР НЕФЕЛИ = Сын облаков. Учение о двух Машиахах. Машиах Страдающий и Машиах Славный. 74:18 = Падение и восхождение от бедняка до облака Славы в образе трех букв יון

    Буква МЕМ 3 часть. Хронометраж урока: 01:06 = слово ЭМЕТ = АЛЕФ-МЕМ-ТАВ как Истинное свидетельство о спасении Христовом 13:10 = Образ умирания ветхого человека в водах погружения 17:46 = Миква = Могила – Матка. 24:51 = Образ чрева – материнской матки = ЭМ 29:27 = Мать Машиаха и рождение Христа. (Ис.9) 44:42 = Аллюзия Моше на Машиаха 50:26 = Мирьям Моше и Мирьям Машиаха. Колодец Мирьям 59:31 = Образ Девства Мирьям

    Часть 4. О букве МЕМ. Комментарий на 13 восьмистишье 118 псалма. Стихи 97-104 0:37 = Непроходимые врата – аллегоричный образ Рождения Мессии от Девы Марии 5:24 = Золотые врата Иерусалима 8:53 = Южные врата Иерусалимского Храма 17:55 = Третий Храм Божий 19:48 = о числе 40 в Библии


Объявления

О Царстве Божием
Учение Виссариона в свете Библии

70 Псалом Давида - объяснение (Видео)

Аудиоверсия урока на 70 псалом скачать в МР3

Конспект урока на 70 псалом

Псалом 70

 

Этим псалмом начинается 10 кафисма.

В переводе семидесяти и славянском имеет надписание:

Дв7ду pал0мъ, сынHвъ їwнадaвовыхъ и3 пeрвыхъ плёншихсz, не надпи1санъ ў є3врє1й, o7.

Сыновья Ионадава – Рехавиты:

Слово, которое было к Иеремии от Господа во дни Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского: иди в дом Рехавитов и поговори с ними, и приведи их в дом Господень, в одну из комнат, и дай им пить вина…

…и поставил перед сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: пейте вино. Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: "не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки….

Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? говорит Господь. Слова Ионадава, сына Рехавова, который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня, потому что слушаются завещания отца своего; а Я непрестанно говорил вам, говорил с раннего утра, и вы не послушались Меня. … за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, - за то, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни. (Иер.35:13,14)

Сыны Ионадавовы были мужи богобоязненные и праведные, строгие хранители заповедей отца своего, столько благочестивые и благонравные, что о добродетели их засвидетельствовал сам Бог пророку Иеремии (Иер. 35, 13–19.). При них было первое пленение Иерусалима халдеями. Могут же они представлять собою лицо Апостольского лика, вполне соблюдшего заповеди Отца небесного и сподобившегося похвал в изреченных Апостолам блаженствах. (Афанасий)

Почему апостолы? Потому что, как при пророке Иеремии большее число народа было в непослушании Творцу[1], так и ученики Христовы были малым числом принявшим Мессию среди тех, кто был в Израиле. И как не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни, так и от рода христианского не отнимется предстоящий перед пред лицом Всевышнего[2]. (ПВ)

Первых пленшихся – Первые пленники, видимо это иудеи в первое вавилонское пенение. Этот псалом был воспеваем иудеями в вавилонском галуте. И надписание котрое имеется в септуагинте и славянском добавлено позже, может быть Ездрой.

Также, по словам Н. Саблиной, свт. Димитрий Ростовский понимал под первыми пленниками не только пленных евреев в Вавилоне, но первых согрешивших людей – Адама и Еву которые стали пленниками змея потеряв свободу через первое грехопадение. (ПВ)

 

70.1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек.

а7 На тS, гDи, ўповaхъ, да не постыжyсz въ вёкъ.

1. БЕХА-АДОНАЙ ХАСИТИ, АЛЬ-ЭВОША ЛЕОЛАМ.

 בְּךָ־יְהוָה חָסִיתִי אַל־אֵבוֹשָׁה לְעוֹלָם׃

Стихи 1-4 как очень схожи с первыми стихами 30 псалма.

Псалом упования – это псалом поддержки и укрепления.

Первым стихом приносится исповедание личного упования и доверия Богу. А упование на постыжает.

Буквально: не постыжусь – буду избавлен от врагов. Т.е. не буду стыдиться того, что я уповал на Тебя, и остался без помощи. У меня не будет стыда за то, что я надеялся, но не получил помощи.

Эсхатологический аспект: Также понимание слова «не постыжусь» с прибавлением слова «во век» = ЛЕОЛАМ, относит понимание этого стиха к эсхатологическому периоду – ко времени Суда. Я не испытаю стыда, потому что буду оправдан. Т.е. враги, которые враждовали на меня и имели какие-то свои причины на это, они считали меня негодным и недостойным Твоих милостей, Боже. Но когда ты рассудишь, Ты покажешь мою правоту. И здесь, слово «не постыжусь», возможно понимать, как «буду оправдан Тобой перед моими врагами» (как видимыми так и не видимыми) на суде Твоем в мире грядущем. (ПВ)

 

70.2 По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня.

в7 Прaвдою твоeю и3збaви мS и3 и3зми1 мz: приклони2 ко мнЁ ќхо твоE и3 сп7си1 мz.

2. БЕЦИДКАТЕХА ТАЦИЛЕНИ УТФАЛЕТЭНИ, hАТЕ-ЭЛАЙ ОЗНЕХА ВЕhОШИЭНИ.

בְּצִדְקָתְךָ תַּצִּילֵנִי וּתְפַלְּטֵנִי הַטֵּה־אֵלַי אָזְנְךָ וְהוֹשִׁיעֵנִי׃

 

Второй стих этого псалма - молитвословие в уповании. Образ образ услышанных Богом наших молитв, это образ «приклонения Божьего уха» к нам. Есть несколько случаев, когда ухо Его внимает нашим молитвам.

  1. Упование на Него.

  2. Молитвы беспомощных к Нему в страданиях и скорбях, когда их гонят и притесняют.

  3. Благодарения и славословия сердечные Всесильному Богу. (ПВ)

 

Мессианский аспект: Правда Отца, есть Сын, Которым избавлены мы от греха, содержавшего нас в тлении. (Афанасий)

 

70.3 Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя - Ты.

г7 Бyди ми2 въ бGа защи1тителz и3 въ мёсто крёпко спcти1 мz: ћкw ўтверждeніе моE и3 прибёжище моE є3си2 ты2.

3. hЕЕ ЛИ ЛЕЦУР МАОН ЛАВО, ТАМИД ЦИВИТА ЛЕhОШИЭНИ, КИ-САЛЪИ УМЦУДАТИ АТА.

הֱיֵה לִי לְצוּר מָעוֹן לָבוֹא תָּמִיד צִוִּיתָ לְהוֹשִׁיעֵנִי כִּי־סַלְעִי וּמְצוּדָתִי אָתָּה׃

 

ЦИВИТА ЛЕhОШИЭНИ = повелевал спасать – посылать мне избавление. Этой строки нет в славянском тексте. Ее нужно понимать, как говорит еврейский комментарий, так: Ты неоднократно повелевал спасать меня, повели и сейчас.

 

70.4 Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя,

д7 Б9е м0й, и3збaви мS и3з8 руки2 грёшнагw, и3з8 руки2 законопрестyпнагw и3 њби1дzщагw:

4. ЭЛОhАЙ ПАЛЕТЭНИ МИЯД РАША, МИКАФ МЕАВЭЛЬ ВЕХОМЭЦ.

אֱלֹהַי פַּלְּטֵנִי מִיַּד רָשָׁע; מִכַּף מְעַוֵּל וְחוֹמֵץ׃

 

Буквально: Нечестивым – здесь назван Авессалом.

Неправедного и притеснителя - Это Ахитофель.

ХОМЕЦ через букву цади - то же, что ХОМЕС через букву самех. (Радак)

 

Такое написание намекает на хамец – хлеб с закваской. Страрая закваска греха – семя змея – испортившее человека, принесло в мир смерть, ненависть, зло. ХАМАС = притеснение, грабеж (через самех). ХАМЕЦ = квасный хлеб недозволенный в Песах, (через цади). Написанное слово притеснитель через цади а не через самех показывает, что любое притеснение ближнего, это дела дьявола. (ПВ).

 

Под руками подразумевает владычество нечестивых. (Феодорит). Как телесных так и бесплотных врагов.

 

В аскетическом аспекте: Молитва об избавлении от руки невидимых врагов – демонов. (ПВ)

Боже мой, спаси меня из рук злодея; злодея, который во мне, который все время пытается увести меня от праведности и привести на путь греха. От йецер а-ра. (Альшейх).

 

70.5 ибо Ты - надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей.

є7 ћкw ты2 є3си2 терпёніе моE, гDи, гDи, ўповaніе моE t ю4ности моеS.

5. КИ-АТА ТИКВАТИ, АДОНАЙ ЭЛОhИМ МИВТАХИ МИНЕУРАЙ.

כִּי־אַתָּה תִקְוָתִי אֲדֹנָי יְהוִה מִבְטַחִי מִנְּעוּרָי׃

 

Опять чередование. После молитвы опять слова упования, которые говорятся как славословие. (ПВ)

ТИКВАТИ = надежда моя. ТИКАВ = надежда, веревка. КАВ = веревка. Между Богом и нами есть спасительная веревка, держась за которую мы не упадем, даже если земля уходит из-под ног. Что за веревка? ТИКАВ = надежда на Всевышнего. Наше дело держаться за тот конец веревки, который у земли, а уж Бог никогда не отпустит тот, что у Него. (ПВ)

 

Ибо Тынадежда моя, Господи Боже. Господь, дающий нам способность надеяться, исполнит все наши надежды. Именно поэтому мы можем взывать к Нему в молитве и рассчитывать на ответ. Имя Его — «надежда Израилева» (Иер. 17:13). Он не может быть ложной или несбыточной надеждой, а потому мы можем быть уверены, что все наши ожидания осуществятся. (Сперджен)

 

70.6 На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет.

ѕ7 Въ тебЁ ўтверди1хсz t ўтр0бы, t чрeва мaтере моеS ты2 є3си2 м0й покрови1тель: њ тебЁ пёніе моE вhну.

6. АЛЕХА НИСМАХТИ МИБЭТЕН, МИМЕЭ ИМИ АТА ГОЗИ, БЕХА ТЕhИЛАТИ ТАМИД.

עָלֶיךָ נִסְמַכְתִּי מִבֶּטֶן מִמְּעֵי אִמִּי אַתָּה גוֹזִי בְּךָ תְהִלָּתִי תָמִיד׃

 

Буквально: Òû ïîääåðæèâàë ìåíÿ äî íûíåøíåãî ìîìåíòà è íå ïîçâîëèøü ñåé÷àñ ìíå ïàñòü. Òû, ñîòâîðèâøèé ìåíÿ, íå îñòàâèøü äåëî ðóê Ñâîèõ; Òû, ïîìîãàâøèé ìíå, êîãäà ÿ íè÷åãî íå ìîã ñäåëàòü, íå îòêàæåøüñÿ îò ìåíÿ ñåé÷àñ, êîãäà ÿ òàê æå бåñïîìîùåí, êàê è â прошлый ðàç (М.Генри).

 

Господь хранит младенцы. Сколько раз наша жизнь могла прерваться еще в утробе матери? Знающий Бога понимает, что Бог прочное утверждение и помощь, избавление и жизнь. (ПВ)

 

По отношению к Адаму матери у первого человека небыло. Обычные матери дают тело и кровь своему чаду, Адаму же матерью была земля, так как тело и кровь его от земли сотворены. Но Тот, Кто имел заботу о первом человеке и Тот кто давал покров Адаму, это не мать, но Творец сотворивший его. (ПВ)

 

70.7 Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда.

з7 Ћкw чyдо бhхъ мнHгимъ: и3 ты2 пом0щникъ м0й крёпокъ.

7. КЕМОФЭТ hАЙИТИ ЛЕРАБИМ, ВЕАТА МАХАСИ-ОЗ.

כְּמוֹפֵת הָיִיתִי לְרַבִּים וְאַתָּה מַחֲסִי־עֹז׃

 

1. Буквально: Давид и его победа над Голиафом. Это было удивлением для всех как юноша без воинского опыта в боях, без доспехов и оружия одержал победу над исполином. Но говорит Давид: Ты твердая моя надежда. Т.е. не своим уменьем и силой, но Твоей помощью и Твоей силой. (ПВ)

Диво - ибо Бог помогал ему среди всех испытаний. (Брюссельский комментарий)

 

2. Септуагинта позволяет понимать «Ћкw чyдо бhхъ мнHгимъ» – о Боге Чудесном помощнике. Так понимал Афанасий. Т.е. первая часть стиха понимается как слова от Лица Самого Бога. (ПВ)

 

3. Применимо к Адаму – первому пленику – он был чудо для ангелов. Как венец творений Всевышнего, который был славным и великим во вселенной. Но и дивом (позором) когда человеческое достоинство было унижено грехопадением. (ПВ)

 

4. Или жалоба, сходная со сказанным в (Пс. 68.12) Стал я для них притчей (Раши).

возлагаю на себя вместо одежды вретище, - и делаюсь для них притчею; о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. (Пс.68:12,13)

Подобным образом как и Раши объясняет этот стих и Женевский комментарий: В NIV первая часть этого стиха переведена так: Для многих я стал предостережением.... Таким образом, предполагается, что псалмопевец нашел не благословение, а суд Божий, предостерегая тем самым соотечественников от следования его примеру. (Женевская Библия).

Как бы дивом — обвинения, выдвинутые против Давида, заставляют людей усматривать в нем предостерегающий пример. Но как перед лицом прямой угрозы со стороны своих врагов он взывает к Богу, так и в случае угрозы его репутации он ищет заступничества у Господа, своей опоры и надежды. И то, что могло ввергнуть в глубокое уныние, побуждает его воздавать хвалу Господу! (НБК)

 

5. Другой Буквальный аспект: Все Дивились, особенно братья и отец Давида как он мог стать царем Израиля. Почему было их удивление? Предание говорит, что в старости Ишай стал сам сомневаться в своем статусе: он очень боялся совершить даже малейший грех. Он подумал: Вдруг я все-таки незаконнорожденный, и Галаха о моавитянках неправильна? Как же я тогда могу жить со своей женой, законнорожденной дочерью Израиля? Поэтому Ишай пошел и отделился от своей жены. Много лет он жил так, и его сыновья знали об этом.

Он женился на рабыне-хананеянке Жена Ишая, чистая и праведная женщина, очень страдала из-за того, что ее праведник-муж от нее отделился, и хотела родить от него еще детей. Рабыня видела ее страдания и сказала ей: Поступи со мной, как Лия поступила с Рахелью, и жена Ишая подменила рабыню. Она молилась, и Бог ответил на ее молитву: она зачала. А Ишай не знал о подмене. Через три месяца его сыновья увидели, что их мать беременна, и сказали Ишаю: Смотри, мать ждет ребенка от распутства. Ее нужно предать суду! Ишай почувствовал огромную тревогу и сказал сыновьям: Пусть она рожает. Не нужно, чтобы о нас ходили сплетни. Пусть ребенок будет презираем, пусть он будет вам слугой. (Мидраш Ялкут hа-Махири)

Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей (Пс.68:9)

Давид считался среди братьев нечистокровным, и все-таки его выбрал Бог в цари из всех братьев его. И это было дивным и для Ишая – Иссея, отца Давида и для его братьев, и даже для самого пророка Самуила. (ПВ)

 

6. Мессианский аспект: Тот момент, который возник с Давидом по недоразумению о его законном рождении, переходит аллюзией на его потомка, Сына Давидова, Иисуса Христа. Иосиф хотел с разводным письмом отпустить свою обручницу Деву Марию после того, как она оказалась беременной1. И только вмешательство ангела удержало его от этого. Христос удивлял верующих своего времени, как это можно увидеть из евангельского повествования:

15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; (Иоан.7:15,16)

46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. (Лук.2:46,47)

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

(Мар.1:22)

37 И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, - и глухих делает слышащими, и немых - говорящими. (Мар.7:37)

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? (Лук.4:20-22)

 

70.8 Да наполнятся уста мои хвалою, [чтобы воспевать] всякий день великолепие Твое.

и7 Да и3сп0лнzтсz ўстA мо‰ хвалeніz, ћкw да воспою2 слaву твою2, вeсь дeнь великолёпіе твоE.

8. ЙИМАЛЕ ФИ ТЕhИЛАТЭХА, КОЛЬ-hАЙОМ ТИФЪАРТЭХА.

יִמָּלֵא פִי תְּהִלָּתֶךָ כָּל־הַיּוֹם תִּפְאַרְתֶּךָ׃

 

После святого Причастия в церкви поют благодарение Господу за причащение Святых Таин. Святитель Василий великий составил это славословие на основе 8 стиха 70 псалма. «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим божественным, бессмертным и животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуия, аллилуия, аллилуия». 

 

Человек, сам по себе, никогда не возможет достойным образом воздать Богу за Его неизреченные благодеяния. Он должен просить и того, чтобы Господь исполнил уста его ангельского хваления Божия (Афанасий).

 

Псалмы объединяют слово человека, обращенное к Богу, и слово Бога, обращенное к человеку. В Псалмах две эти составляющие неразрывно переплетены между собой. Псалтирь — книга Библии и, как таковая, содержит слово Бога к человеку. И в то же время, в Псалтири — слова человека к Богу. «Открой уста твои, и Я наполню их» (Пс 80:11). Наполню чем? — Словами, которые говорю тебе. Как отец учит сына говорить, говоря с ним, «влагая» в его уста слова, точно так же Бог делает со своим народом. В Псалмах — слова, которым Бог учит обращаться к Нему. Поэтому, чтобы научиться молитве, надо прежде всего научиться слушать. 

Молитва Псалмами ведет нас к уподоблению Христу. Насколько мы можем сделать слова Псалмов своими словами, настолько мы возрастаем во Христе (Л. Маникарди).

 

26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией. (Рим.8:26,27)

 

70.9 Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня,

f7 Не tвeржи менє2 во врeмz стaрости: внегдA њскудэвaти крёпости моeй, не њстaви менє2.

9. АЛЬ-ТАШЛИХЭНИ ЛЕЭТ ЗИКНА, КИХЛОТ КОХИ АЛЬ-ТААЗВЭНИ.

אַל־תַּשְׁלִיכֵנִי לְעֵת זִקְנָה כִּכְלוֹת כֹּחִי אַל־תַּעַזְבֵנִי׃

 

Как юность человеческая легко подвижная на грех и не может без помощи Божией воздержаться, так и старость немощная устоять против греха без благодати Божией (Псалтирь с толкованием).

 

Также 18 стих. И до старости, и до седины не оставь меня,

 

Ребенок уповает на родителей. В расцвете сил – на силу свою. В старости же человек по уменьшению сил начинает уповать на Бога.

Каждый перид жизни человека должен освящаться Словом Творца. Навуходоносор из-за гордости был оставлен Богом. И стал как животное2. Мы же во все периоды нашей жизни должны противиться животному началу, которое довлеет над духом, по причине семени змея, которое испортило человека. Борьба двух царей в нашем сердце – это борьба за царство. Написано:

13 Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;

14 ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. (Еккл.4:13,14)

Если у власти царь старый и глупый, не умеющий принимать советы (Торы) – то у власти животная душа – глупая и не разумнаякоторой правит семя змея. Когда злое начало3 у власти, человек считает себя царем, но на самом деле он похож на животное как обезумевший Навуходоносор. Если же молодой, но умный юноша занимает престол4, то человек воистину обретает царский образ, так как глупасть свергнута, и человек живет в согласии с волей Всевышнего. В этом же ключе объясняются в мидраше слова царя Соломона о суете сует. Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! (Екл. 1:2). Иудейский комментарий, Мидраш раба Коhелет, объясняет эти строки семью5 периодами жизни человека.

 

  • 1 период. Младенец, подобен царю родившемуся на царство. Все радуются его рождению, целуют и благословляют его. Пеленают, ухаживают за ним веселясь о том, что он рожден для царской чести.

  • 2 период. Через год-два наступает период, когда человек похож на свинью. Он ползает в грязи, все тянет в рот, и гадит во всяком месте.

  • 3 период. В пять – десять лет, он подобен козлу, который прыгает и бедокурит будучи совершенно неуправляемым.

  • 4 период. Подросток пока не женится, подобен жеребцу. Он украшает себя. Как конь, трясет своей гривой, и все стремления его к супружеству.

  • 5 период. После женитьбы человек подобен ослу, который трудится, чтобы обеспечить свой дом. Его помыслы о стяжании и накоплении.

  • 6 переиод. Когда дом устроен, человек подобен собаке, которая не подпускает никого к своей миске. Заботы о сохранении и приумножении имения озлобляют человека.

  • 7 период. Старость превращает человека в обезьяну – в карикатурный образ человека. Где слабоумие показывает, что человек без мудрости Торы теряет свой благородный царский образ. И та честь, и то величие, для которого он родился, прошли мимо него, так и не сподобив его быть увенчанным царским достоинством.

Эти семь периодов мидраш аллегорически понимает как шесть дней творения и седьмой день вечного упокоения в Царстве Творца. Если человеческая жизнь была освещена Словом Всевышнего, то в седьмой день (шаббат) он сподобляется соцарствования в Небесном царстве Отца. Если же вся жизнь человека была hАВЕЛЬ hАВЕЛИМ = суетой сует, то он заканчивает свою жизнь обезьянным, карикатурным подобием глупого царя, который не умел принимать советы (заповеди Божьи). Для такого, седьмой день не станет днем покоя и радости, так как вечное богатство Торы не было заготовлено им в шесть дней труда. Но человек, дожив до старости, должен стать царем мудрым и богатым в Боге. Мидраш говоря о седьмом старческом периоде человека, цитирует первый стих 3 книги Царств, упоминая царя Давида: Когда царь Давид состарился, вошел в лета… (3Цар.1:1). Этот пример дает нам понимание, что Давид хотя и дожил до преклонных лет и седой старости, но был как написано, царем. А почему? Потому что жизнь его была в Законе Божьем – в Учении Всевышнего. И этот образ показан нам, что без Слова Божьего наша жизнь будет суетой и тщетой, похожей на пар, который улетучится, и не останется его.

И слова второй части этого стиха Не отвергни меняне оставь меня (Пс. 70:9), в буквальном аспекте нужно понимать как молитву о том чтобы нам не отойти от Слова Божьего ни желаниями ни делами, но быть всегда Божьими и вместе с Ним как в молодых годах так и в старости, чтобы пребывать и в будущем веке неразлучно с Ним. (ПВ)

 

70.10 ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою,

Ћкw рёша врази2 мои2 мнЁ, и3 стргyщіи дyшу мою2 совэщaша вкyпэ,

10. КИ-АМЕРУ ОЕВАЙ ЛИ, ВЕШОМЕРЭ НАФШИ НОАЦУ ЯХДАВ.

כִּי־אָמְרוּ אוֹיְבַי לִי וְשֹׁמְרֵי נַפְשִׁי נוֹעֲצוּ יַחְדָּו׃

Буквально: ШОМРЭ = Подстерегающие – сидящие в засаде. Второй смысл – ШОМРЭ = хранители – те, которые были моими слугами или хранили (оберегали) меня (советник Ахитофел), но сейчас против меня с сыном Авессаломом.

Ахитофел был советником.

31 Донесли Давиду и сказали: и Ахитофел в числе заговорщиков с Авессаломом. И сказал Давид: Господи! разрушь совет Ахитофела. (2Цар.15:31) (ПВ)

 

Аскетический аспект: Бесы и Ангелы Хранители. Сатан и его ангелы клевещут на человека. Хранители же человека – служебные духи (поставленные для служения спасения человека) держат совет в защиту того на кого клевещут враги.

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:

12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. (Пс.90:11-13)

 

23 Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой [путь] его, - [Бог] умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление. (Иов.33:23,24)

 

70.11 говоря: "Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего".

а7i глаг0люще: бGъ њстaвилъ є4сть є3го2, пожени1те и3 и3ми1те є3го2, ћкw нёсть и3збавлszй.

11. ЛЕМОР ЭЛОhИМ АЗАВО, РИДФУ ВЕТИФСУhУ КИ-ЭН МАЦИЛЬ.

לֵאמֹר אֱלֹהִים עֲזָבוֹ רִדְפוּ וְתִפְשׂוּהוּ כִּי־אֵין מַצִּיל׃

 

Буквально. Раби Менахем бен Йосе говорил: Доэг и Ахитофел преследовали Давида говоря: говоря: Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего. Какой стих они толковали, оправдывая6 свое гонение на царя Давида? Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя7. (Втор.23:14)

 

В отношении к первому пленнику Адаму: Сатана, зная что Адам оставлен и пуст от благодати, ввергает все его потомство в глубину зол так как имеет теперь вход в человека через семя свое посеянное через первый грех. (ПВ)

 

Со многим вниманием должно нам храниться от грехов. Ибо все порабощенные плотскими страстями оставляются Богом и предаются во власть лукавых духов и (оттоле) бесы руководят ими. О таких жалких людях, оставленных Богом, сами бесы говорят: пожените и имите его, Бог оставил есть его и несть избавляяй. Вот какое старание и бодрость имеют бесы в погублении людей. Не столько ужасают их будущие вечные муки, сколько увеселяет погибель несчастных людей (Максим Грек).

 

70.12 Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.

в7i Б9е м0й, не ўдали1сz t менє2: б9е м0й, въ п0мощь мою2 вонми2.

12. ЭЛОhИМ АЛЬ-ТИРХАК МИМЭНИ, ЭЛОhАЙ ЛЕЭЗРАТИ ХУША.

אֱלֹהִים אַל־תִּרְחַק מִמֶּנִּי אֱלֹהַי לְעֶזְרָתִי חִישָׁה (חוּשָׁה

 

Буквально: Так как враги считают, что Бог покинул меня, Ты Господи покажи, что ты со мной. Не удаляйся от меня.

 

Применимо к Адаму – ожидание помощи - обещанного потомства жены, которое сотрет голову семени змея. Чаяние Спасителя (ПВ)

 

Ктив: ЛЕЭЗРАТИ ХИША = поспеши на помощь мне.

Кри: ЛЭЭЗРАТИ ХУША = поспеши на помощь мне.

= חוּשׁХУШ

A(qal): 1. торопиться, спешить; 2. наслаждаться. E(hi): 1. торопиться, спешить; 2. торопить, погонять, ускорять; 3. поспешать прочь, быстро уступать

ХУШ = чувство (1. способность ощущать) ХУШ м.р. חוּש ז' чувство (2. ощущение) hАРГАША ж.р., ТХУША ж.р. הַרגָשָה נ', תחוּשָה נ' чувство (3. переживание) рэгеш м.р.мн.ч. регашот

 

В варианте написания (ктиве) ХИША = поспеши на помощь мне.

В варианте прочтения (кри) по мнению доктора Ариэля Става смысловое значение слова ХУШИ возможно прочесть как чувства, ощущение.

Т.е. буквально так: Всесильный! не удаляй от меня силы мои, в помощь мне ощущение (Тебя).

В этом объяснении доктора Става есть глубокая мысль, что быстрая помощь от Всевышнего приходит к нам, если в предстоянии ощущаем Его присутствие. Тогда Он рядом, тогда Он одесную, как инаписано:

 

31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его. (Пс.108:31)

8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. (Пс.15:8)

 

Также в варианте кри, хотя и не бесспорно, возможно понимание слова ХУШИ, в смысле наслаждение. Т.е. буквально так: Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! наслади помощью меня. В этом варианете страдающий получая помощь, получает то, чего больше всего желал, и для него это сладость спасения. (ПВ)

 

70.13 Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!

г7i Да постыдsтсz и3 и3зчeзнутъ њклеветaющіи дyшу мою2, да њблекyтсz въ стyдъ и3 срaмъ и4щущіи ѕл†z мнЁ.

13. ЕВОШУ ЙИХЛУ СОТЕНЭ НАФШИ, ЯАТУ ХЕРПА УХЛИМА МЕВАКШЕ РААТИ.

יֵבֹשׁוּ יִכְלוּ שֹׂטְנֵי נַפְשִׁי יַעֲטוּ חֶרְפָּה וּכְלִמָּה מְבַקְשֵׁי רָעָתִי׃

 

3 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! (Пс.69:3)

 

Åñëè îíè íå ïîñòûäÿòñÿ áëàãîäàðÿ ïîêàÿíèþ è íå ñïàñóòñÿ, òî ïóñòü ïîñòûäÿòñÿ âå÷íûì áåñ÷åñòèåì è ïîãèáíóò (М.Генри)

 

Этот стих в духовно-нравственном аспекте показывает, что каждый, кто желает зла другому, кто не способствует духовному возрастанию другого, а напротив, способствует падению, те кто радуется гибельному пути ближнего своего или по зависти, или по злобе, тот подпадает под клятву библейских слов: Да постыдятсяисчезнутда покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла! Каждый кто не собирает со Христом, тот расточает8. Христос зачем пришел в мир? Для спасения людей. Для того явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола. (1Иоан.3:8). Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Матф.18:11). Дьявол повредил, Христос исцелил. Дьявол разлучил человека с Отцом, Христос Духом Святым примирил падшего человека с Отцом и всыновил его Отцу Духом Святым. И тот кто радуется и способствует делам падения человека, как и дьявол связывается словами клятвы которые мы слышим из этого псалма. (ПВ)

 

70.14 А я всегда буду уповать [на Тебя] и умножать всякую хвалу Тебе.

д7i Ѓзъ же всегдA воз8уповaю на тS, и3 приложY на всsку похвалY твою2.

14. ВААНИ ТАМИД АЯХЭЛЬ, ВЕhОСАФТИ АЛЬ-КОЛЬ-ТЕhИЛАТЭХА.

וַאֲנִי תָּמִיד אֲיַחֵל וְהוֹסַפְתִּי עַל־כָּל־תְּהִלָּתֶךָ׃

 

Умножение хвалы. Умножая славословие, человек умножает плоды духа. Откуда это учим? Еф.5. Один из способов наполненя Духом воспевать, славословить и благодарить Бога. Умножения власти Бога в царстве Его (царство = сердце, Дух Его = Царь) влияет и на жизнь подданного. Жизнь достигшего Божьего царства – жизнь духовная. А плоды духа = духовной жизни, известны: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал. 5:22,23)

 

70.15 Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа.

є7i ЎстA мовозвэстsтъ прaвду твою2, вeсь дeнь спcніе твоE, ћкw не познaхъ кни6жнаz.

15. ПИ ЕСАПЭР ЦИДКАТЭХА КОЛЬ-hАЙОМ ТЕШУАТЭХА, КИ ЛО ЯДАТИ СЕФОРОТ.

פִּי יְסַפֵּר צִדְקָתֶךָ כָּל־הַיּוֹם תְּשׁוּעָתֶךָ כִּי לֹא יָדַעְתִּי סְפֹרוֹת׃

 

45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. (Лук.6:45)

 

70.16 Войду [в размышление] о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою - единственно Твою.

ѕ7i Вни1ду въ си1лэ гDни: гDи, помzнY прaвду тебє2 є3ди1нагw.

16. АВО БИГВУРОТ АДОНАЙ ЭЛОhИМ, АЗКИР ЦИДКАТЕХА ЛЕВАДЭХА.

אָבוֹא בִּגְבֻרוֹת אֲדֹנָי יְהוִה אַזְכִּיר צִדְקָתְךָ לְבַדֶּךָ׃

Перевод Ф. Гурфинкель: Приду с могуществом моего Господа Бога, и поминать буду, Твою праведность, Твою единственно.

גְּבוּרָה‎ = ГВУРА = сила, могущество, крепость.

Приду с могуществом - На битву с моими противниками приду не с геройствами моих храбрецов. Не на их, а на Твое могущество полагаясь, Потому что праведность, правота исходит исключительно от Тебя. (Радак)

 

Под «силами Господа» разумеются чудесные дела Его помощи, сказанные Давиду во время его жизни, полной превратностей и преследований со стороны врагов. (Лопухин)

 

Цель человека в предстоянии пред Творцом в духе и Истине. Это возможно лишь через внимание к Слову Его и через постоянное воспоминание о Боге. Через размышление над Словом Бога, приходит познание истинного пути Правды. Весь путь человека от юности до старости должен быть в блаженстве, которое привносит в нашу жизнь Слово Божие. Через Тору готовится человеку венец Царства Божьего. Так как каждый рождается для соцарствования с Царем Правды в Обителях Отца Небесного – в Небесном Иерусалиме. Могущество Божие в жизни человека ощутимо, если человек пребывает в Слове Господа своего. (ПВ)

 

70.17 Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои.

з7i Б9е м0й, и5мже научи1лъ мS є3си2 t ю4ности моеS, и3 донн7э возвэщY чудесA тво‰.

17. ЭЛОhИМ ЛИМАДТАНИ МИНЕУРАЙ, ВЕАД-hЭНА АГИД НИФЛЕОТЭХА.

אֱלֹהִים לִמַּדְתַּנִי מִנְּעוּרָי וְעַד־הֵנָּה אַגִּיד נִפְלְאוֹתֶיךָ׃

 

Буквально: Боже, Ты учил меня - Ты дал мне сердце понятливое с юности моей, чтобы мне осознать, что все от Тебя. И с моей юностии доныне повествую - во всякую пору и во всякое время о Твоих чудесах. (Радак)

 

70.18 И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.

и7i И# дaже до стaрости и3 престарёніz, б9е м0й, не њстaви менє2, д0ндеже возвэщY мhшцу твою2 р0ду всемY грzдyщему,.

18. ВЕГАМ АД-ЗИКНА ВЕСЕВА ЭЛОhИМ АЛЬ-ТААЗВЭНИ, АД-АГИД ЗЕРОАХА ЛЕДОР, ЛЕХОЛЬ- ЯВО ГЕВУРАТЭХА.

וְגַם עַד־זִקְנָה וְשֵׂיבָה אֱלֹהִים אַל־תַּעַזְבֵנִי עַד־אַגִּיד זְרוֹעֲךָ לְדוֹר לְכָל־יָבוֹא גְּבוּרָתֶךָ׃

 

Как до сих пор Ты меня не покинул, так не покинь меня до старости и до седин. Седины - более (преклонный возраст), чем старость, как сказано: я же состарился и поседел (1Царств. 12:2). (Радак)

 

И своему поколению возвестил Давид и грядущим родам. Как просил у Бога, то и исполнилось на деле. (ПВ)

 

70.19 Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?

f7i си1лу твою2 и3 прaвду твою2, б9е, дaже до вhшнихъ, ±же сотвори1лъ ми2 є3си2 вели6чіz: б9е, кто2 под0бенъ тебЁ;

19. ВЕЦИДКАТЕХА ЭЛОhИМ АД-МАРОМ, АШЕР-АСИТА ГЕДОЛОТ, ЭЛОhИМ МИ ХАМОХА.

וְצִדְקָתְךָ אֱלֹהִים עַד־מָרוֹם אֲשֶׁר־עָשִׂיתָ גְדֹלוֹת אֱלֹהִים מִי כָמוֹךָ׃

 

Духовно-нравственный аспект: Повинуя себя Божественной правде человек достигает Неба. Соединяясь с правдой Божией, человек как ангел взлетает до Неба. Истина всегда возвышает от земли к небу. Но на какую бы ступень не восходил человек в своем совершенстве, Правда Божия продолжает показывать путь вверх для еще более высокого совершенства, которому нет предела. Она всегда на высоте. Жизнь в Праведности (ЦЕДЕК) это непрестанное движение вверх. И на этом пути нет остановки до того момента, когда у человека отнимается возможность действия9. Т.е. возможность исполнения Слова Божия (Торы) в этом мире.

Мессианский аспект: Правда произросла из земли, т.е. Истина соединилась с человеческой природой в лице Мессии. Он первый прошел сквозь опущенные врата, которые отворились перед Его вхождением. За Ним следуют верные Его. (ПВ)

Кто подобен Тебе = МИ ХАМОХА? Конечно же мы, подобно архистратигу Божьему Михаилу (МИ-ХА-ЭЛЬ = кто подобен Богу), можем возгласить ответ: «никто». Этот ответ возглашается против гордыни, которая есть не истина, а ложь. Гордыня и ложь возносит гордеца лишь в его собственных помыслах, как вознесла возгордившегося Денницу, а на самом же деле низвергает до преисподней земли и позора перед всеми. Но причастные Истине Божией возносятся вверх, удостаиваются истинного преподобия и образа Его. Мессия-Христос в Своей человеческой природе воссоздал падший образ первого человека10. Он прославил и превознес человеческое естество, которое приняло соединение с Премудростью Божией в рождестве от Девы. Сын явил нам Образ и подобие Его в этом мире. Как написано нам:

4 …. свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. (2Кор.4:4)

В этом вопросе можно и узреть пророческое чаяние о том Божественном Помазаннике, Который, в этот мир, введет Славу Божию и соединит земное и небесное в Себе Самом. А через Него, все верные, получая Дух Божий, получают преподобие Ему. (ПВ)

 

29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. (Рим.8:29)

 

47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.

48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.

49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. (1Кор.15:47-49)

 

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф.5:48)

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. (Лук.6:36)

 

Этот 19 стих читают в составе ЦИДКАТХА = Справедливость Твоя — три стиха из Теѓилим, которыми завершают молитву Амида в субботнюю послеполуденную (минха) молитву. (Ковсан)

 

70.20 Ты посылал (явил мне) на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня.

к7 Е#ли6ки kви1лъ ми2 є3си2 скHрби мнHги и3 ѕлы2; и3 њбрaщьсz њживотвори1лъ мS є3си2 и3 t бeзднъ земли2 возвeлъ мS є3си2.

20. АШЕР hИРЪИТАНИ ЦАРОТ РАБОТ ВЕРАОТ, ТАШУВ ТЕХАЕНИ, УМИТЕhОМОТ hААРЕЦ ТАШУВ ТААЛЕНИ.

אֲשֶׁר הִרְאִיתַנוּ (הִרְאִיתַנִי) צָרוֹת רַבּוֹת וְרָעוֹת תָּשׁוּב תְּחַיֵּינוּ (תְּחַיֵּינִי) וּמִתְּהֹמוֹת הָאָרֶץ תָּשׁוּב תַּעֲלֵנִי׃

Этот стих в синодальном переведен не очень корректно. Так как слово ИРЪИТАНИ которое у нас переведено посылал, на само деле имеет другое смыслове значение видеть. И даже в септуагинте и славянском переводе перевод намного точнее: Е#ли6ки kви1лъ ми2 є3си2.

Явил ми = сделал явным, дал мне увидеть,

רָאָה‎
A(qal): видеть, смотреть, рассматривать, обозревать; перен. знать, узнавать. B(ni): являться, появляться. D(pu): быть видимым. E(hi): показывать, давать увидеть. F(ho): быть явленным, быть показанным. G(hith): смотреть друг на друга.

 

В этом стихе два случая Кри у-хтив:

1. Написание через ВАВ дал узреть нам (явил нам), а прочтение через ЙУД дал узреть мне (явил мне). Т.е. в написании множественное число относится ко всем изгнанникам, (которые ушли из Иерусалима вместе с Давидом при восстании Авессалома). А в прочтении единственное число - как бы от лица каждого из них.11

2. И также «животворишь нас / меня», - написание через ВАВ а прочтение через ЙУД. И хотя в псалме Давид говорит о себе, Святым Духом (пророческим) сказанное распространяется на изгнанников. Подобно тому, как Давид был в изгнании и в великой беде, а затем вышел на простор и возвратился в Йерушалаим, покинутый им из-за Авшалома, так и сыны Исраэля, находящиеся в изгнании среди народов, выйдут из утеснения на простор и возвратятся в Йерушалаим, город святой.

*Начиная с этого стиха, и до конца псалма говорится об изгнанниках. А толкователи рассматривают весь псалом как относящийся к Давиду. По их мнению, множественное число указывает на Давида и на тех, кто был при нем.

Итак, великой праведностью Твоею для нас будет то, что Ты дал нам узреть великие беды и злоключения, так что все племена решили, что в изгнании мы погибли. Но Ты вновь меня животворишь, оживляешь, потому что в изгнании мы словно мертвы. (Радак)

 

Правдой Божией мы выводимся из бездн земли (плотских помышлений), к небесам (духовным помышлениям). Через узду скорбей – через многие и лютые беды, Бог обращает нас с греховных дорог на путь правды.

Что касается случая кри и ктива в этом стихе. То они могут быть истолкованы в этом же ключе. Бог открывает нам очи, как и открыл глаза Давида на его грех. Т.е. псалмопевец говорит и за себя и за других грешников, которые по милости Божией увидели себя виновными и раскаялись. И как Давид после покаяния сподобился прощения и жизни, так и многие другие, которые следуют его примеру и совершают (ТШУВУ = возвращение) покаяние, оживляются через прощение и помилование.

Также здесь можно увидеть откровение и вероучение о всеобщем воскресении мертвых. Где первенец воскресших в единственном числе – Христос. А во множественном числе все те праведники, кто сподобится воскресения для жизни в грядущем мире.

По отношению к первому пленнику, Адаму, имеется свое понимание – опять, снова из бездн земли выводил меня. Первый раз Адам был выведен из чрева матери - бездна земли, а опять выводил – это пророчество о выводе его из преисподней земли Спасителем, и в конце концов, воскресение по плоти в последний день этого мира. (ПВ)

 

70.21 Ты возвышал меня и утешал меня.

к7а Ўмн0жилъ є3си2 на мнЁ вели1чествіе твоE, и3 њбрaщьсz ўтёшилъ мS є3си2, и3 t бeзднъ земли2 пaки возвeлъ мS є3си2.

21. ТЭРЕВ ГЕДУЛАТИ, ВЕТИСОВ ТЕНАХАМЭНИ.

תֶּרֶב גְּדֻלָּתִי וְתִסֹּב תְּנַחֲמֵנִי׃

 

Ты умножишь мое величие - Ты не только выведешь нас из изгнания, но и умножишь наше величие по сравнению с тем, что было до изгнания. (Радак)

 

В славянском переводе добавлено повторение слов из предыдущего стиха - и3 t бeзднъ земли2 пaки возвeлъ мS є3си2. В масоретском тексте и синодальном переводе этого повторения нет. В Мессинском аспекте и этот и предыдущий стих, возможно понимать как слова Страдающего Мессии, Который прославлен воскресением из мертвых. Т.е. Он увидел на Себе исполнение пророчеств о Своем Страдании, погребении, сошествии в Шеол, а также умножение величия и чести через воскресение плотью над всякой тварью. (ПВ)

 

70.22 И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев!

к7в И$бо ѓзъ и3сповёмсz тебЁ въ лю1дехъ, гDи, въ сосyдэхъ pал0мскихъ и4стину твою2, б9е: воспою2 тебЁ въ гyслехъ, с™hй ї}левъ.

22. ГАМ-АНИ ОДЕХА ВИХЛИ-НЭВЕЛЬ, АМИТЕХА ЭЛОhАЙ, АЗАМЕРА ЛЕХА ВЕХИНОР, КЕДОШ ЙИСРАЭЛЬ.

גַּם־אֲנִי אוֹדְךָ בִכְלִי־נֶבֶל אֲמִתְּךָ אֱלֹהָי אֲזַמְּרָה לְךָ בְכִנּוֹר קְדוֹשׁ יִשְׂרָאֵל׃

 

Псалтирь будет звучать, воспевая верность Божью, и гусли будут восхвалять Святого Израилева. Это имя Бога – Святой Израилев – встречается в Псалтири только трижды (помимо этого раза, в Пс. 77:41 и 88:19) (Макдоналд)

 

Арфа (гусли, псалтирь) - это мы. В теле человек имеет возможность деятельной веры исполнения заповедей. Десятиструнные арфы = НЭВЭЛЬ = КИНОР = псалтирь это праведники исполняющие волю Бога. (ПВ)

Своей помощью мне, Ты Господи, прославил и освятил Имя Свое. Чем Имя Божие святится?

1. Нашими делами ради Бога. 2. Делами Самого Бога.

И я буду петь Тебя Боже. (ПВ)

 

70.23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил;

к7г Возрaдуетэсz ўстнЁ мои2, є3гдA воспою2 тебЁ, и3 душA моS, ю4же є3си2 и3збaвилъ:

23. ТЕРАНЭНА СЕФАТАЙ КИ АЗАМЕРА-ЛАХ, ВЕНАФШИ АШЕР ПАДИТА.

תְּרַנֵּנָּה שְׂפָתַי כִּי אֲזַמְּרָה־לָּךְ וְנַפְשִׁי אֲשֶׁר פָּדִיתָ׃

 

8 стих о наполненных устах. 8, 23 и 24 стихи толкуются в одном аспекте и взаимосвязаны. (ПВ)

 

70.24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла.

к7д є3щe же и3 љзhкъ м0й вeсь дeнь поучи1тсz прaвдэ твоeй, є3гдA постыдsтсz и3 посрaмzтсz и4щущій ѕлz мнЁ.

24. ГАМ-ЛЕШОНИ КОЛЬ-hАЙОМ ТЕhГЭ ЦИДКАТЭХА, КИ-ВОШУ ХИ-ХАФЕРУ МЕВАКШЕ РААТИ.

גַּם־לְשׁוֹנִי כָּל־הַיּוֹם תֶּהְגֶּה צִדְקָתֶךָ כִּי־בֹשׁוּ כִי־חָפְרוּ מְבַקְשֵׁי רָעָתִי׃

 

Продолжение мысли о наполненности Духом наших уст. Наполненные Духом уста, Хвалят Бога. Да наполнятся уста моичем? ….хвалою, - (8 стих). Это хваление и славословие наполняет радостью наши уста. Радуются уста мои, когда я пою Тебе – (23 стих). По какому поводу поет? В благодарении по поводу спасения и избавления… душа моя, которую Ты избавил (там же). В отличии от обязательных чинопоследований и молитвенных уставных правил, такая благодарственная молитва, всегда радостна и духовна. Она не в тягость, а в радость. И если не духовной, а плотяной молитвой, человек тяготится, то радосная молитва в Духе Святом всякий день будет подвигать язык человека наполненного к молитве славословной и хвалебной. …Язык мой всякий день будет возвещать правду Твою – (24 стих)… за что и почему? За спасение ищущих мне зла… ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла. Это все враги, и плотские и духовные. (ПВ)

 

1 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф.1:18-22)

2 Царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: "тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! … Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды. … В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. (Дан.4:28-33)

3 ЙЕЦЕР А-РА = злое начало.

4 ЙЕЦЕР А-ТОВ = доброе начало

5 Суета сует… в этой фразе можно увидеть три упоминания суеты. Так как минимальная множественность двойственна.. Получается, что второй стих говорит о семикратной (семь - полнота) суете. Суета (1) + сует (2) +, сказал Екклесиаст, суета (1) + сует (2) все суета (1). = 7 сует.

6 Поскольку Давид согрешил с Бат-Шевой, его враги решили, что могут преследовать безнаказанно. (Ольман)

7 Таким образом, согласно этому стиху, от совершившего нечто срамное, прелюбодейство и т.п., Всевышний непременно отступается, какие бы заслуги ни были у человека в прошлом. (А. Ольман).

8 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Лук.11:23)

9 Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. (Еккл.9:10). Т.е. нет возможности исполнять все что заповеданно нам. Там нет изменения.

10 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт.1:26)

11 Если говорить о первом изгнаннике – Адаме, то уместно и от его лица произнесение этих слов. В единственном числе (кри) от лица Адама, во множественном лице, от лица всех людей. (ПВ)


Назад к списку