От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 24 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Новости

  • Новый проект от создателя библейской программы "ЦИТАТА из БИБЛИИ"
  • 12 Октябрь 2017
  • Кто может, помогите проекту! Этот труд начат хорошим человеком и автором библейской программы "Цитата из Библии" = BibleQuote. Труд еще не окончен.

    Если каждый любящий слово Божие перечислит хотя бы 500 или 1000 рублей единоразово из своей десятины на указанный счет, то это поможет проекту осуществиться.

    Прошу поддержать материально трудолюбивого человека который все это делал и делает не ради денег. счет яндекс кошелька

    Страница проекта на ФБ здесь

    счета для не рублевых переводов

    U294637633999 гривна
    Z287761284830 доллар
    E234543609018 евро
    R426193411415 рубль

    Прикладываю ссылку на библейскую программу созданную этим автором, которой я пользуюсь при поиске в русском синодальном тексте Библии и в тексте на церковно-славянском языке. В этой программе также есть второканоничные книги Библии.
    https://yadi.sk/d/4oZ_St883NgLEE

     

  •  
  • Сентябрь - Октябрь - Ноябрь 2016
  • 30 Ноябрь 2016
  • Многие ли помнят, в каком контексте дана молитва "ОТЧЕ НАШ" у евангелиста Луки? А ведь контекст имеет огромное влияние на понимание семи прошений этой молитвы.

    Один старый еврей хорошо заваривал чай, и другие евреи любили ходить к нему в гости пить чай. Распивая чай, они удивлялись его вкусу и все время просили: - Абрам, расскажи, как ты завариваешь чай, не уноси секрет в могилу. - Нет-нет-нет, - отвечал старый Абрам, - "Только на смертном одре." И вот пришла пора умереть Абраму. Собрались евреи, напомнили ему об обещании рассказать, как он заваривает чай. - Евреи, не жалейте заварки...

    В этом веке, Слово Божие вода - омывающая, очищающая, напаяющая. В мире грядущем, Слово Божие будет явлено во всей силе своей, как Огонь Славы Всевышнего. Не причастные Слову здесь, не вынесут Огня там, и не узнают вкуса Живой Воды.

    Серединная НАДЕЖДА являет два своих оттенка, если ближе, либо к ВЕРЕ, либо к совершенной ЛЮБВИ.

    Порой некоторые христиане не знают, что известные слова, которые встречаются в Пасхальной службе, это слова из пророчеств книги Ошеа - Осии.

    Боль сердца - ребенок мертвый по грехам своим. Но слезы родителей о детях своих не бывают тщетны.

    Два закона: справедливость и любовь. Две ступени. "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс.33:15). Поставив себя на место других это делать гораздо легче.

    Теснота сердца, признак того, что благодать была принята тщетно

     

    Крест, в аскетическом аспекте, место распятия ветхого человека. Но нужны и гвозди чтобы распять плоть со страстьми и похотьми... Что это за гвозди?

    Время этой жизни дано, для "привыкания" к сиянию Света Мессии, чтобы в будущем веке не ослепнуть от него и не остаться во тьме внешней.

    Пренебрегающих Словом Истины ждет опустошение.

    Какой из упомянутых в Новом Завете царей Иродов приказал казнить Иоанна крестителя? Аллюзия Ирод-Соломея-Иродиада на три уровня души. В одном месте написано: "Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". (Мар.6:20) А в другом написано: "И хотел убить его..." (Матф.14:5) Когда же произошла перемена в царе Ироде по отношению к Иоанну?

    Одним нужно узнать Мессию, как воплощенное Слово Божие, а кому-то вспомнить, что Он вместе с тем, и Человек. Но человек после смерти и воскресения уже не тот, которого мы знали по плоти. Тем более Тот, Который имеет славу, как славу Единородного от Отца.

    В раздел "Воскресная школа" добавлены уроки по 118 псалму

    Буква НУН. 1 часть. Хронометраж урока: 00:01 = Буква Нун как НЕЕМАН = верный Богу. Мессия и человек. 09:01 = Имя Мессии – ינון = Инон из Пс.71:17 32:35 = Имя ננא = ННА в проекции на Мессию. 53 Имя Бога ננא выводимое из 3 стихов книги Исход. 38:33 НУН образ падения. Христос как Шалаш Давида и Храм. 56:14 БАР НАФЛИ = Сын Падения и БАР НЕФЕЛИ = Сын облаков. Учение о двух Машиахах. Машиах Страдающий и Машиах Славный. 74:18 = Падение и восхождение от бедняка до облака Славы в образе трех букв יון

    Буква МЕМ 3 часть. Хронометраж урока: 01:06 = слово ЭМЕТ = АЛЕФ-МЕМ-ТАВ как Истинное свидетельство о спасении Христовом 13:10 = Образ умирания ветхого человека в водах погружения 17:46 = Миква = Могила – Матка. 24:51 = Образ чрева – материнской матки = ЭМ 29:27 = Мать Машиаха и рождение Христа. (Ис.9) 44:42 = Аллюзия Моше на Машиаха 50:26 = Мирьям Моше и Мирьям Машиаха. Колодец Мирьям 59:31 = Образ Девства Мирьям

    Часть 4. О букве МЕМ. Комментарий на 13 восьмистишье 118 псалма. Стихи 97-104 0:37 = Непроходимые врата – аллегоричный образ Рождения Мессии от Девы Марии 5:24 = Золотые врата Иерусалима 8:53 = Южные врата Иерусалимского Храма 17:55 = Третий Храм Божий 19:48 = о числе 40 в Библии


Объявления

О Царстве Божием
Учение Виссариона в свете Библии

24 Псалом Давида - объяснение (Видео)

скачать конпект урока по 24 псалму

Псалом 24

 

В этом псалме стихи расположены в алфавитном порядке, и имеется еще  несколько подобных псалмов. Иногда одну букву находим в двух стихах, а  иногда  один стих содержит в себе две буквы (в этом псалме не последовательны только три буквы ב,ו, ק- бет, вав и куф). Причина нам не известна. (Радак).

 

Но более современный комментарий, используя метод гематрии, толкует эту аномалию алефбета  так: Сумма численного значения букв бет, вав и куф равна численному значению слова Геином. Отсюда сказали: тот, кто читает этот псалом ежедневно, не увидит Геином.

Обычно такой способ алфавитного (алефбетного) составления молитвы свидетельствует о ее важности. Давид составил эту молитву после того, как в течение целых шести месяцев не было у него пророческого дара. Он испугался, что дар этот не вернется никогда, и в отчаянии читал эту молитву (Драш Моше).

 

Азбука молитвы в день скорби.

В оригинале это неполный алфвитный псалом, акростих. В нем отсутствуют две

буквы, одна восстанавливается, только если несколько изменить пунктуацию

еврейского текста, а стих 22, относящийся к Израилю, вообще выпадает из данной схемы. Это отступление в структуре преднамеренно, как особый способ подчеркнуть, что страдания на первый взгляд разбивают саму жизнь. Но вместе с тем, костяк структуры сохраняется. (Новый библейский комментарий).

И если дополнить этот комментарий, то из трех букв алефбета отсутствующих в акростихе можно составить слово בקו = БЕ-КАВ = НА ЛИНИИ. Какое назидание можно увидеть в этом? Как бы ступени возводящии к жизни на небо не уходили из под ног (скорбы на пути спасения), но эта линия пути Божьего, есть спасительный и прямой путь, который выводит верных идущих по нему ко спасению. Когда весь наш жизненный путь к Богу (эта ЛИНИЯ акростиха) будет завершен, каждый прошедший его, с помощью Всевышнего, увидит, что даже скорби были частью плана и промысла Его на ЛИНИИ этого жизненного пути указанного Им. (ПВ)

 

Умонастроение автора двойственно: он, то молится, то размышляет. Поскольку молитва и размышления чередуются, логичней всего разделить псалом именно по этому признаку.

Стихи 1—7 — молитва;

Стихи 8—10 — размышление.

Стих 11 — молитва.

Стихи 12—15 — размышление.

Стихи 16—22 — молитва. (Сперджен)

 

По своему содержанию он близок к идее Тринадцати Атрибутов Милосердия, вслед за которыми этот псалом читается по иудейскому традиционному молитвенному правилу. Ибо в этом псалме взывает царь Давид, к бесконечной щедроте Божьей и к Его милости (стих 6). Он заявляет, что Бог милостив и благ (стих 8) и что Все пути Превечного — милость и истина (стих 10).

 

24.1 Псалом Давида. К Тебе, Господи, возношу (возвожу) душу мою.

а7 Къ тебЁ, гDи, воздвиг0хъ дyшу мою2,

1. ЛЕДАВИД, ЭЛЕ¢ХА АДОНА¢Й НАФШИ¢ ЭСА¢.

לְדָוִד אֵלֶיךָ יְהוָה נַפְשִׁי אֶשָּׂא׃

 

 

Возносит в мольбе. А некоторые понимают это как означающее дар и жертва  которые возносит Давид Богу. (Радак) Направляю сердце свое (Раши).

 

Сперджен говорил что 1-7 стихи, первая часть псалма это молитва – возношение.

 

К Тебе, Господи, возношу душу мою. Возносить к небу очи и руки, когда наша душа пренебрегает Богом и выполнением Его воли, — кощунство. Настоящая молитва — это не что иное, как душа, воспаряющая к небесам. Она поднимается по лестнице Иакова, оставив на земле груз забот и страхов, и встречает на высоте милосердного Бога. (Сперджен)

Это восхождение к Богу и показывает алфавит еврейских букв в акростихе этого псалма. Буквы как ступени лестницы, возводящии к Всевышнему. (ПВ)

 

24.2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои,

в7 б9е м0й, на тS ўповaхъ, да не постыжyсz во вёкъ, нижE да посмэю1тмисz врази2 мои2:

2. ЭЛОhАЙ БЕХА¢ ВАТА¢ХТИ АЛЬ-ЭВО¢ША, АЛЬ-ЯАЛЬЦУ¢ ОЕВА¢Й ЛИ.

אֱלֹהַי בְּךָ בָטַחְתִּי אַל־אֵבוֹשָׁה אַל־יַעַלְצוּ אֹיְבַי לִי׃

 

 

Чтобы мне не устыдиться. Ведь если Ты не удовлетворишь мою просьбу, тем  самым я буду пристыжен (разочарован) в моем уповании. Если же Ты мою просьбу удовлетворишь, не устыжусь, и не восторжествуют мои враги надо мною. (Радак)

 

24.3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие (предатели и грабители) втуне.

г7 и4бо вси2 терпsщіи тS не постыдsтсz. Да постыдsтсz беззак0ннующіи вотщE.

3. ГАМ КОЛЬ-КОВЭ¢ХА ЛО ЕВО¢ШУ, ЕВО¢ШУ hАБОГЕДИ¢М РЕКА¢М.

גַּם כָּל־קוֶֹיךָ לֹא יֵבֹשׁוּ יֵבֹשׁוּ הַבּוֹגְדִים רֵיקָם׃

 

 

Буквально: Не о себе одном я прошу, чтобы мне не знать стыда, но обо всех, кто страшится  Имени Твоего и на Тебя надеется. Те люди, которые изменяют мне беспричинно,  напрасно, пусть пристыжены будут в своей надежде, потому что свою надежду и  упование не на Тебя они возлагают.  (Радак)

 

В аскетическом смысле: предатели Бога – падшие ангелы – сатан и нечистые духи – предавшие Бога и свой свободный выбор направившие по дороге смерти, эгоизма и гордыни. (ПВ)

 

Да постыдятся беззаконнующие (предатели и грабители) втуне.

רֵיקָם‎ = РЕКАМ
пусто, ни с чем, с пустыми руками; перен.

тщетно, напрасно, беспричинно, праздно.

 

Как можно понять эту молитву? Да постыдятся грабители втуне (напрасно). Т.е. да поймут и устыдятся, что все их грабежи и корысть и обман не принесли им пользы, но все это беззаконие их было напрасно. И не только от своего грабежа они не получили пользы, но за него сами потерпят великий ущерб. (ПВ)

 

 

24.4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.

д7 Пути6 тво‰, гDи, скажи1 ми и3 стезsмъ твои6мъ научи1 мz.

4. ДЕРАХЭ¢ХА АДОНАЙ hОДИЭ¢НИ, ОРЕХОТЭ¢ХА ЛАМеДЭ¢НИ.

דְּרָכֶיךָ יְהוָה הוֹדִיעֵנִי אֹרְחוֹתֶיךָ לַמְּדֵנִי׃

 

 

Это повтор того же содержания разными словами. Учи меня – укажи мне означает: учи меня, пока я не познаю. А пути  Твои дай мне познать подобно  тому, что просил Моисей у Бога: дай познать мне Твои пути, и я познаю Тебя (Исход. 33:13). (Радак)

 

Его пути это милость и истина. Таков Бог. И мы должны уподоблятся Ему, в милосердии и истине. (ПВ)

 

24.5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

є7 Настaви мS на и4стину твою2 и3 научи1 мz: ћкw ты2 є3си2 бGъ сп7съ м0й, и3 тебE терпёхъ вeсь дeнь.

5. hАДРИХЭ¢НИ ВААМИТЭ¢ХА ВЕЛАМЕДЭ¢НИ, КИ-АТА¢ ЭЛО¢ ЙИШЪИ¢, ОТЕХА¢ КИВИ¢ТИ КОЛЬ-hАЙОМ.

הַדְרִיכֵנִי בַאֲמִתֶּךָ וְלַמְּדֵנִי כִּי־אַתָּה אֱלֹהֵי יִשְׁעִי אוֹתְךָ קִוִּיתִי כָּל־הַיּוֹם׃

 

 

Укажи мне, Господь, пути Твои – есть два варианта понимания этого оборота.

Во-первых, есть пути, которыми следует Всевышний, управляя миром. Моше просил: Научи меня путям Твоим.

Во-вторых, есть пути, которыми человеку должно следовать в этом мире (Ш.-Р.Гирш).

 

24.6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

ѕ7 Помzни2 щедрHты тво‰, гDи, и3 млcти тво‰, ћкw t вёка сyть.

6. ЗЕХОР-РАХАМЭ¢ХА АДОНАЙ ВАХАСАДЭ¢ХА, КИ МЕОЛА¢М ¢МА.

זְכֹר־רַחֲמֶיךָ יְהוָה וַחֲסָדֶיךָ כִּי מֵעוֹלָם הֵמָּה׃

 

 

Ибо они от векаМилосердие… что издавна – еще с Сотворения мира. Когда Творец создавал мир, то хотел установить его на принципах справедливого суда, но увидел, что не дано такому миру устоять, а потому соединил суд с милосердием (Берешит Раба).

 

Удивительно, что в православной традиции нет учения о тринадцати т.н. атрибутах Милосердия Божьего, которые выводятся из 34 главы книги Исход. Но мы всегда говорим о Милосердии Всевышнего.

В иудейской же синагогальной молитвенной традиции после Тринадцати Атрибутов Милосердия следует по сидуру читать псалом 25: К Тебе, Превечный, возношу душу мою.

По традиции, этот псалом читают припав лицом к правой руке — в утренней молитве, потому что левая рука носит на себе Тефилин; Вот почему эта молитва носит название Нефилат Апаим = Припадание лицом, - выразительный жест, характерный для напряженной и искренней молитвы, как мы находим это в Танахе.

Господь сказал Иисусу: встань, для чего ты пал на лице твое? (Ис.Нав.7:10)

И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых. (Чис.14:5)

Иудейский комментатор Торы рабби Бахья объясняет, что это «припадание лицом» имеет тройное значение:

1) Оно выражает благоговение и почтение в присутствии Шхины;

2) Оно выражает также сожаление и раскаяние;

3) Оно символизирует полную покорность Б-гу вплоть до полного самоуничижения и самопожертвования, как если бы все ощущения и чувства прекратили свое существование.

 

Чтение Шма с закрытыми рукой глазами. Пятерня имеет вид трех букв иврита ШИН-ДАЛЕТ-ЙЮД – שד׳ = Шаддай = Имя Бога Всемогущий. (ПВ)

 

24.7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

з7 ГрBхъ ю4ности моеS и3 невёдэніz моегw2 не помzни2: по млcти твоeй помzни1 мz ты2, рaди бlгости твоеS, гDи.

7. ХАТО¢Т НЕУРА¢Й УФШАА¢Й АЛЬ-ТИЗКО¢Р, КЕ-ХАСДЕХА¢  ЗеХОР-ЛИ-А¢ТА, ЛЕМА¢АН ТУВеХА¢ АДОНАЙ.

חַטֹּאות נְעוּרַי וּפְשָׁעַי אַל־תִּזְכֹּר כְּחַסְדְּךָ זְכָר־לִי־אַתָּה לְמַעַן טוּבְךָ יְהוָה׃

 

 

Грехами в дни юности, называется когда разум человека еще не обрел цельности (не сформировался), и потому о «преступлении» речь не идет, т.к.  преступление носит бунтарский характер. Когда же человек, достигший  двадцатилетнего возраста, умышленно совершает дурной поступок, он называется  преступником, потому что сознает и знает, но нарушает заповедь, тем самым  восставая против Господина, Который эту заповедь дал. Давид молил, чтобы Б-г  не поминал ему ни того, ни другого, но чтобы помнил Он милости и воздал  ему по Своей милости, а не по строгому суду (Радак)

 

Кости, оставшиеся от наших юношеских пиров за столом сатаны, застрянут у нас в горле в старости. Самонадеянный юноша отравляет свою старость. О, сколько слез прольется над этой страницей, пока мы будем размышлять над грехами прошлых лет! (Сперджен)

 

Во всю настоящую жизнь должно подвизаться, начиная с самого раннего возраста. Ибо с этого возраста непременно потребуется ответ во грехах. Истину этого показывает растерзание медведицами отроков за их поношение пророка Елисея. Грехи, совершенные в юности и неведении, прощаются и за одну молитву, а по злости творимые грехи требуют не только молитвы, но и глубокого покаяния, и немалого утруждения тела делами покаяния (Златоуст).

 

24.8 Благ и праведен (прям) Господь, посему наставляет грешников на путь,

и7 Бlгъ и3 прaвъ гDь, сегw2 рaди законоположи1тъ согрэшaющымъ на пути2.

8. ТОВ-ВЕЯША¢Р АДОНАЙ, АЛЬ-КЭ¢Н ЙОРЭ¢ ХАТАИ¢М БАДА¢РЕХ.

טוֹב־וְיָשָׁר יְהוָה עַל־כֵּן יוֹרֶה חַטָּאִים בַּדָּרֶךְ׃

 

 

Следующие три стиха являются размышлением о качествах и делах Господа. Тот, кто в поте лица сеет молитву, должен время от времени делать перерыв в работе и подкреплять свои силы порцией созерцания. (Сперджен)

 

Благ и прям. Прямой а противоположность лукавый. Лукавый = значит кривой как лук. Путь извилистый и не спасительный. Всевышний же прям – Его намерения ясны слово Его истина. (ПВ).

 

Поскольку Он благ и прям, Он не гнушается грешников, если они желают  возвратиться (раскаяться), Он их возвращение примет и укажет им путь прямой.  -  В слове БАДАРЕХ буква бет отмечена знаком патах, и, значит, речь идет о  пути известном, пути возвращения Тшува = (раскаяния). (Радак)

 

В буквальном смысле: путь Милосердия Божьего был и в указании Торы создавать города убежища. В трактате ВТ Макот 10а написано, что на перекрестках дорог должны были указатели пути к городам убежищам с надписью «Убежище! Убежище!»

И в Торе есть о том что Богв прямом смысле спасает грешника Своей милостью устраивая ему дорогу для спасения:

3 устрой дорогу и раздели на три части всю землю твою, которую Господь Бог твой дает тебе в удел; они будут служить убежищем всякому убийце.

4 И вот какой убийца может убегать туда и остаться жив: кто убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему вчера и третьего дня; (Втор.19:3,4)

 

Он указывает грешникам путь – Что говорит пророчество о грешнике? – Душа грешника умрет. Что Тора говорит о грешнике? – Чтобы принес жертву. Что Создатель говорит о грешнике? – Чтобы раскаялся и вернулся на стези Всевышнего (Иерушалми, Макот 2:6).

Приговор пророчества жесток по отношению к грешнику, приговор Торы – по отношению к жертвенному животному, приговор Всевышнего несет благо всем. Поэтому царь Давид, говорит: Благ и праведенДобр и справедлив Господь… (Мидраш Хахамим).

 

Сам же мидраш есть предсказание о спасительном пути грешников, который уготовал Бог. Смерть грешника – смерть жертвы за грешника – прощение грешника, через искупление Страдающим Помазанником. (ПВ)

 

24.9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.

f7 Настaвитъ крHткіz на сyдъ, научи1тъ крHткіz путє1мъ свои6мъ.

9. ЯДРЭ¢Х АНАВИ¢М БАМИШПА¢Т, ВИЛАМЭ¢Д АНАВИ¢М ДАРКО¢.

יַדְרֵךְ עֲנָוִים בַּמִּשְׁפָּט וִילַמֵּד עֲנָוִים דַּרְכּוֹ׃

 

 

Научает кроткихОбучает смиренных – скромности мы учимся у Всевышнего. Для дарования Торы Он выбрал не самую высокую гору, а низкую - Синай. Для дарования Торы Он выбрал не гордого царя, а скромнейшего из людей – пророка Моше. (Минхат Эрев).

 

Кротость лучший руководитель, репетитор, и учитель Божественным законам и тайнам (ПВ)

 

24.10 Все пути Господни - милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

‹ Вси2 путіE гDни млcть и3 и4стина, взыскaющымъ завёта є3гw2 и3 свидёніz є3гw2.

10. КОЛЬ-ОРХО¢Т АДОНАЙ ХЭ¢СЕД ВЕЭМЭ¢Т ЛЕНОЦЕРЭ¢ ВЕРИТО¢ ВЕЭДОТА¢В

כָּל־אָרְחוֹת יְהוָה חֶסֶד וֶאֱמֶת לְנֹצְרֵי בְרִיתוֹ וְעֵדֹתָיו׃

 

 

13 атрибутов Милосердия Божьего. Втор 33-34.

13 итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. (Исх.33:13)

 

7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым - дела Свои.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: (Пс.102:7,8)

 

6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

7 сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. (Исх.34:6-7)

 

Все пути, по которым Он в Торе Своей заповедал ходить, суть милость и истина, нет среди них изогнутого и кривого. Не для тех, кто верное искажает,  потому что им истины не распознать. И в этом же смысле сказано: Ибо прямы  пути Господни, и праведные идти будут по ним, а преступные споткнутся на них (Ос. 14:10) (Радак)

 

24.11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.

а7i Рaди и4мене твоегw2, гDи, и3 њчcти грёхъ м0й, мн0гъ бо є4сть.

11. ЛЕМААН-ШИМХА¢ АДОНАЙ, ВЕСАЛАХТА¢ ЛААВОНИ¢ КИ РАВ-¢.

לְמַעַן־שִׁמְךָ יְהוָה וְסָלַחְתָּ לַעֲוֹנִי כִּי רַב־הוּא׃

 

 

Воодушевленный созерцанием псалмопевец вернулся к тяжкому молитвенному

труду и обратился к Богу с мольбой об отпущении грехов. Эталон покаянной молитвы. Исповедь, довод, прошение (Сперджен)

 

Это вина определенная, что больше всех его провин, и это грех с Бат-Шевой.  Иными  словами: хотя пред Тобою прощения я уже просил за мои грехи и преступления, я вновь прошу простить ту вину, потому что она велика. (Радак)

 

В этом псалме царь Давид выражает от имени всего Израиля искренние чувства раскаивающейся и тоскующей души. Соответственно этому псалом заканчивается молитвой: Вызволи, о Превечный, Израиль из всех его бед. К этому добавляется еще один стих: И Он избавит Израиль от всех грехов его.

 

Раши вслед за мидрашем оборот слов РАВ-hУ = (великое оно), относит к обим частям стиха, как к Имени (Велико Оно) так и к согрешению. Мидраш же говорит: Ибо Великому достойно прощать и грех великий.

 

24.12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать (избирает).

в7i Кт0 є3сть человёкъ боsйсz гDа; законоположи1тъ є3мY на пути2, є3г0же и3зв0ли.

12. МИ-ЗЭ¢ hАИ¢Ш ЕРЭ¢ АДОНАЙ, ЁРЭ¢НУ БЕДЭ¢РЕХ ЙИВХА¢Р.

מִי־זֶה הָאִישׁ יְרֵא יְהוָה יוֹרֶנּוּ בְּדֶרֶךְ יִבְחָר׃

 

 

Кто хочет быть боящимся Господа, пусть приготовит сердце свое, ему Он укажет  путь, какой изберет о Б-г поможет ему и укажет путь, Б-гом избранный, чтобы  человек шел  по нему, и это есть путь добрый. А некоторые (например, раби  Авраам бен-Эзра) понимают в том смысле, что (путь) избирает человек. (Радак)

 

Кротость неотделима от страха перед Всевышним. Страх этот в том, что кроткий боится обидеть, оскорбить Бога своими желаниями, мыслями и тем более делами. Кротость и благоговение учителя премудрости. Страх Господень – начало премудрости… (ПВ)

 

Путь, который избирает - òî ëè ïóòü, êîòîðûé èçáåðåò Áîã, òî ëè ýòîò äîáðûé ÷åëîâåê èçáåðåò ïóòü. Ýòî îäíî è òî æå, èáî òîò, êòî áîèòñÿ Ãîñïîäà, âûáèðàåò òî, ÷òî óãîäíî Áîãó. Åñëè ìû âûáèðàåì ïðàâèëüíûé ïóòü, òî Òîò, êòî íàïðàâëÿë íàø âûáîð, áóäåò íàïðàâëÿòü íàøè øàãè è âåñòè íàñ ïî íåìó. Åñëè ìû äåëàåì ìóäðûé âûáîð, òî Áîã äàñò íàì áëàãîäàòü èäòè ïî íåìó. (Мэтью Генри)

 

24.13 Душа его пребудет (почиет) во благе, и семя его наследует землю.

г7i ДушA є3гw2 во благи1хъ водвори1тсz, и3 сёмz є3гw2 наслёдитъ зeмлю.

13. НАФШО¢ БЕТО¢В ТАЛИ¢Н, ВЕЗАРЪО¢ ЙИ¢РАШ А¢РЕЦ.

נַפְשׁוֹ בְּטוֹב תָּלִין וְזַרְעוֹ יִירַשׁ אָרֶץ׃

 

 

Если будет держаться того пути, который Он ему укажет, его душа в благе  пребудет после его смерти. И это главное воздаяние человеку. (Радак)

 

24.14 Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.

д7i Держaва гDь боsщихсz є3гw2, и3 завётъ є3гw2 kви1тъ и5мъ.

14. СОД АДОНАЙ ЛИРЕА¢В, УВРИТО¢ ЛЕhОДИА¢М.

סוֹד יְהוָה לִירֵאָיו וּבְרִיתוֹ לְהוֹדִיעָם׃

 

סוֹד‎ - СОД

1. близкое общение, тёплая беседа, совет, умысел, тайна;

2. круг друзей, собрание.

 

Боящиеся Бога, ïîíèìàþò Åãî Ñëîâî;

èáî êòî õî÷åò òâîðèòü âîëþ Åãî, òîò óçíàåò î ñåì ó÷åíèè, îò Áîãà ëè îíî (Èîàí.7:17). Òîò, êòî ïðèíèìàåò èñòèíó, ëþáÿ åå è îùóùàÿ åå ñèëó, ëó÷øå ïîéìåò åå òàéíó. Òàêèå ëþäè ëó÷øå äðóãèõ çíàþò Åãî Святую волю.

Óòàþ ëè ß îò Àâðààìà, ÷òî õî÷ó äåëàòü? (Áûò.18:17) (Мэтью Генри)

 

Тайна Господа – боящимся Его. Речь идет о тайне, которую невозможно передать другому. Ибо тайны, познанные богобоязненным человеком, недоступны другим, как невозможно описать воодушевление тому, кто это не пережил сам (Меор ваШемеш).

 

Тайна же Танаха – это тайна Боговоплощения и Тайна Искупления открывается нам Духом Святым. Тот, кто не разумеет смысл стиха, никогда не поймет его из библейских комментариев без действия Духа Божьего который даром даруестся кротким смиренным и боящимся Его…. Чудо Его, кто способен видеть его? (Сперджен)

 

24.15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.

є7i Џчи мои2 вhну ко гDу, ћкw т0й и3ст0ргнетъ t сёти н0зэ мои2.

15. ЭНА¢Й ТАМИ¢Д ЭЛЬ-АДОНА¢Й, КИ hУ-ЙОЦИ МЕРЭ¢ШЕТ РАГЛА¢Й.

עֵינַי תָּמִיד אֶל־יְהוָה כִּי הוּא־יוֹצִיא מֵרֶשֶׁת רַגְלָי׃

 

 

Очи мои выну ко Господу - как часто можно увидеть недоумение у не знающих что же на церковно-славянском значат эти слова. Это стало уже известной шуткой. (ПВ)

 

О том, что человек должен устремлять свой взор на Господа, Мэтью Генри приводит такой ремез:

7 В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву;

8 и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. (Ис.17:7,8)

Ибо к Господу глаз человека и всех колен Йисраэйля. (Зехарйа 9 глава перевод Йосифона)

 

В синодальном переведено же с другим смыслом, как: око Господа на всех людей, как и на все колена Израилевы, (Зах.9:1)

Íàøè ðàçìûøëåíèÿ î Íåì äîëæíû áûòü постоянными, è Îí âñåãäà äîëæåí áûòü ïåðåä íàøèìè ãëàçàìè: âî âñåõ íàøèõ ïóòÿõ ìû äîëæíû ïðèçíàâàòü Åãî, è äåëàòü âñå äëÿ Åãî ñëàâû. Òàêèì îáðàçîì ìû äîëæíû æèòü îáùåíèåì ñ Áîãîì: íå òîëüêî â ïîñòàíîâëåíèÿõ, íî è â воле, íå òîëüêî â äåéñòâèÿõ ïîêëîíåíèÿ, íî è â îáùåì îáðàçå æèçíè. (М. Генри)

 

Очи вверх – ввысь, как и в 120 псалме. Освобождение от сети плотских помышлений. Плоть реагирует на помышления духовные. (ПВ)

 

24.16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.

ѕ7i При1зри на мS и3 поми1луй мS, ћкw є3динор0дъ и3 ни1щь є4смь ѓзъ.

16. ПЕНЕ-ЭЛА¢Й ВЕХОНЭ¢НИ, КИ-ЯХИ¢Д ВЕАНИ¢ А¢НИ.

פְּנֵה־אֵלַי וְחָנֵּנִי כִּי־יָחִיד וְעָנִי אָנִי׃

 

 

Беда побуждает нас обращаться к Богу. Обратное же этому (оставление упования на Бога) описывается в стихе: И возвысится твое сердце, и забудешь Господа, Бога твоего (Втор.8:14) Смирение приходит с одиночеством и скорбями. Поэтому можно сделать вывод для чего порой человеку попускается пройти через скорби и предательство. (ПВ)

 

Так как у Давида было много жен и детей (большая семья и он был окружен царедворцами то «одинок» нельзя понимать буквально. Имеется ввиду, что Давид в одиночку несет ответственность за многих. (Меир Левинов)

 

Ибо я одинок и несчастен – речь идет о внутреннем одиночестве, которое способен переживать даже царь посреди многочисленной свиты своей (Й.-Д. Соловейчик).

 

Еще есть комментарий о том, что одиночество являлось тем моментом, что отец и мать и братья Давида, как доносит предание, были убиты царем Моава, который обманул Давида приняв и спрятав их от преследования царя Саула. Моав (а бабушка Давида была моавитянка Руфь) не оправдал доверие Давида и расправился с его родственниками. (ПВ)

 

24.17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,

з7i СкHрби сeрдца моегw2 ўмн0жишасz, t нyждъ мои1хъ и3зведи1 мz.

17. ЦАРО¢Т ЛЕВАВИ¢ hИРХИ¢ВУ, МИМЕЦУКОТА¢Й hОЦИЭ¢НИ.

צָרוֹת לְבָבִי הִרְחִיבוּ מִמְּצוּקוֹתַי הוֹצִיאֵנִי׃

 

 

Заметь, что скорби называет сердечными: ибо всякая скорбь, приключающаяся человеку через злых людей или через злые помыслы, устремляется к сердцу, которое страдает более других частей тела, как самое чувствительное (по Зигабену).

 

24.18 призри на страдание мое и на изнеможение (труд мой) мое и прости все грехи мои.

и7i Ви1ждь смирeніе моE и3 трyдъ м0й, и3 њстaви вс‰ грэхи2 мо‰.

18. РЕЭ¢ ОНЪЙИ¢ ВААМАЛИ¢, ВЕСА¢ ЛЕХОЛЬ-ХАТОТА¢Й.

רְאֵה עָנְיִי וַעֲמָלִי וְשָׂא לְכָל־חַטֹּאותָי׃

 

 

Кто постарается по силе своей понести терпеливо досады, поношения, безчестия и лишения за сделанные им грехи, – тот получает навык ко смирению и труду, ради которых Бог милует душу. Истинный труд не может быть без смирения; ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Но кто соединяет труд со смирением, тот получает прощение грехов (Варсонофий В., Дорофей)

 

24.19 Посмотри на врагов моих, как много их, и лютою ненавистью они ненавидят меня.

f7i Ви1ждь враги2 мо‰, ћкw ўмн0жишасz, и3 ненавидёніемъ непрaведнымъ возненави1дэша мS.

19. РЕЭ-ОЕВА¢Й КИ-РА¢БУ, ВЕСИНЪА¢Т ХАМА¢С СЕНЕУ¢НИ.

רְאֵה־אוֹיְבַי כִּי־רָבּוּ וְשִׂנְאַת חָמָס שְׂנֵאוּנִי׃

 

 

В буквальном аспекте. Это пелиштим, и Эдом, Амон, Моав, и Арам.

В аскетическом: Это лукавые духи.

 

24.20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.

к7 Сохрани2 дyшу мою2 и3 и3збaви мS, да не постыжyсz, ћкw ўповaхъ на тS.

20. ШОМРА¢ НАФШИ¢ ВЕhАЦИЛЕ¢НИ, АЛЬ-ЭВО¢Ш КИ-ХАСИ¢ТИ ВАХ.

שָׁמְרָה נַפְשִׁי וְהַצִּילֵנִי אַל־אֵבוֹשׁ כִּי־חָסִיתִי בָךְ׃

 

 

Стыд перед Б-гом и есть богобоязненность, но стыд пред неверными – богохульство. (А.Эскин)

 

24.21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.

к7а Неѕл0бивіи и3 прaвіи прилэплsхусz мнЁ, ћкw потерпёхъ тS, гDи.

21. ТОМ-ВАЁШЕР ЙИЦЕРУ¢НИ, КИ КИВИТИ¢ХА.

תֹּם־וָיֹשֶׁר יִצְּרוּנִי כִּי קִוִּיתִיךָ׃

 

 

Цельность и прямота меня пусть хранят, ибо я на Тебя надеюсь - На моей  стороне  -  непорочность и прямота, а на их стороне - беззаконие и кривда. Пусть  же непорочность и прямота хранят меня от их зла, потому что во всех бедах  моих я на Тебя надеялся. (Радак)

 

Явный способ обезопасить себя - непорочность в поступках, и тайный способ сохранить себя - упование на Бога. (Сперджен)

 

24.22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

к7в И#збaви, б9е, ї}лz t всёхъ скорбeй є3гw2.

22. ПЕДЭ¢ ЭЛОhИМ ЭТ-ЙИСРАЭ¢ЛЬ, МИКО¢ЛЬ ЦАРОТА¢В.

פְּדֵה אֱלֹהִים אֶת־יִשְׂרָאֵל מִכֹּל צָרוֹתָיו׃

 

 

Прилична Царю – Пророку эта молитва. Ибо тому, кто поставлен правителем, надлежит прилагать всякое попечение о подданных. (Феодорит).

 

 

 

1 Псалом Давида. К Тебе, Господи, возношу душу мою.
2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои,
3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.
4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.
7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,
9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
10 Все пути Господни - милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.
11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.
12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14 Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.
16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.
17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,
18 призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.
19 Посмотри на врагов моих, как много их, и [какою] лютою ненавистью они ненавидят меня.
20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.
21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.
22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.
(Пс.24:1-22)


Назад к списку