От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МЕНОРА и МАГЕН ДАВИД как метафоричный образ Ангела Лика
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МЕНОРА и МАГЕН ДАВИД как метафоричный образ Ангела Лика

"ПРИЛОЖЕНИЕ К 66 псалму". Псечнюк Виктор.

 

Как известно в современном Израиле есть два государственных символа МЕНОРА = «семилампадный светильник», и шестиугольная звезда называемая МАГЕН ДАВИД = «щит Давида».

Образ Меноры как символ еврейского народа изображен на государственном гербе Израиля, который был узаконен в 1948 году. Но на самом деле изображение Меноры очень древнее и встречается во многих археологических находках по всему миру. Результаты археологических исследований по всем найденным историческим изображениям МЕНОРЫ включили в свои книги Стивен Файн[1] и Рахель Хаклили.[2] (ПВ)

Библейское слово מנורה = «МЕНОРА» и родственное ему арабское слово منارة = «МАНА́РА»[3] = «маяк», и арамейское מְנָרְתָא = «МНАРТА»,[4] восходят к общесемитскому корню נור = «освещать». Слово Менора близко к еврейскому слову נר = НЕР = «масляный светильник, свеча», и арамейскому נור = НУР = «пламя». (Википедия)

О создании ритуального светильника для скинии сказано в 25-й главе книги Исход:

 

31 И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него;

32 шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его;

33 три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на [всех] шести ветвях, выходящих из светильника;

34 а на [стебле] светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами;

35 у шести ветвей, выходящих из [стебля] светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под [третьими] двумя ветвями его.

36 яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь чеканный, цельный, из чистого золота.

37 И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его;


38 и щипцы к нему и лотки к нему из чистого золота;

39 из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми сими принадлежностями.

40 Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе. (Исх.25:31-40)


Когда Моисей пребывал на горе Синай, тогда Бог явил ему образ небесной Скинии. В Торе где описывается устройство ковчега Завета и Меноры сказано: «все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте… смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25:9,40). Сделал же все увиденное Моисеем, мастер Бецалель бен Ури[5] по вдохновению свыше. Нахманид в комментарии к Исходу констатировал невозможность реконструкции облика меноры в скинии и утверждал, что это – мудрость, сокрытая Богом.

 

Небесный Храм показанный пророку Моисею, это образы скрывающие тайны духовного мира. В земной Скинии эти образы были воссозданы, но тайны, которые стоят за ними так и остались тайнами духовного мира, который в большей части недоступен земному человеку. Мы можем только угадывать что стоит за теми или иными предметами Скинии, которые были воспроизведены по слову Торы. МЕНОРА, как светильник, который дает свет освещая тьму, например, может быть метафоричным образом Торы просвещающей всякого человека, грядущего в мир. А может быть образом и Того, о ком сказано: «у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35:10).

 

Небесный Храм не мыслим без видимого Присутствия Всевышнего – без Божественной теофании. Видимая и личностная теофания Бога – это Ангел Его Лика, или Ангел Имени Всевышнего. Подробно о Ангеле Имени было сказано в толковании буквы ШИН. Сейчас можно кратко напомнить учение о Божественной Теофании,[6] т.е. учение о явлении Бога тварному миру.

 

Неограниченный ни временем ни пространством, Безначальный и Бесконечный Бог не может быть представлен разумным творениям ограниченным во времени и пространстве как личность в Своей трансцендентности[7] тварному миру. Почему? Потому что Сущность Безначального Бога имеет превечное бытие вне каких-либо границ пространственно-временного континуума, а люди или ангелы, это весьма ограниченные временем и пространством создания. Также нужно знать, что понятие личности, это определение неких границ и свойств индивидуума, которые не применимы к Неизменяемому, Неописываемому, Безначальному и Неограниченному Богу. Т.е. трансцендентность (надмирность) Божественной Сущности не позволяет человеку познать Бога как Личность. Но в сотворенном мире Бог, ради Своих разумных творений явил Себя в личностной теофании. Нужно отметить, что всякая теофания, т.е. любое явление Бога Своему творению, это Его самоограничение. И как бы величественно и велико ни было бы Его явление,[8] в любом случае, это не есть Сама трансцендентная и Безграничная Сущность Безначального Бога, но Его кеносис, т.е. самоограничение, – некое «упрощение» и унижение явленное в границах созданного Им мира. Любое вхождение в границы тварного мира – это имманентное[9] Присутствие Бога, которое происходит по Его великой любви к разумным творениям.

Фрагмент ПАРОХЕТ (завесы) 18в. Музей Израиля, Иерусалим Вышивка. Стамбул, Турция. Две гексаграммы со вписанным в центре Именем ШАДАЙ. В лучах вписаны также по два Имени. На правой: ЭЛЬ и АДОНАЙ. На левой: ЙУД-ХЕЙ и ЭХЬЕ.

На этой же завесе ниже присутствуют две вышитые меноры из букв 67 теилим и молитвы «Ана бе-коах».

Бог, в границах этого мира, становится доступным в личностном восприятии для созданных Им разумных существ (для ангелов и людей). В Своей личностной теофании Бог открылся в тварном мире как Ангел Божественного Лика, (или в другом именовании, как Ангел Божественного Имени). Самоограничение Всевышнего в пределы личностной теофании позволило тварному миру быть в личном общении с Ним.[10] В Священном Писании есть множество указаний на эту теофанию в личности Ангела Господня.[11] Например:

 

 

20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил.

21 блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем. (Исх.23:20,21)

 

12 В столпе облачном Ты вел их днем и в столпе огненном – ночью, чтоб освещать им путь, по которому идти им. (Неем.9:12)

 

9 Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел Лика Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он избавил их, взял и носил их во все дни древние. (Ис.63:9)

Художественно-каллиграфическая попытка отобразить великое Имя Всевышнего

אהיה אשר אהיה  = ЭХЬЕ-АШЕР-ЭХЬЕ = «Буду Который Буду» в форме Маген Давид

Личностная теофания Всевышнего – это нетварный Ангел. Т.е. это не просто Ангел, который начал существовать в границах мира, но это Ангел, который явил Неограниченного и Трансцендентного Бога личностью, доступной для сотворенного мира. Ангел Лика – это личность, которая явила Неограниченного, для тварного мира в пределах его границ. Ангел Лика, это Слово Бога (Божественный ЛОГОС), явившее Себя в тварном мире. С Ангелом Лика (или с Ангелом Имени) еврейская традиция соотносит Ангела по Имени МЕТАТРОН или ЙАОЭЛЬ. Именно Ангела Лика святые отцы Церкви (например, Иоанн Златоуст) считали Мессией до Его воплощения. Когда Христос говорит: «Я сошел с небес» (Иоан. 6:38), Он говорит от Лица личностной теофании, которая пребывала до рождения Христа по плоти. Т.е. личностная теофания в человеческом образе Христа, это второй, уже максимальный кеносис[12] Всевышнего в границах этого мира. Первое явление Бога было в тварном мире, как личность Ангела Лика, а второе явление, это явление во плоти Сына Человеческого. Апостол Павел в послании к евреям упоминает таинственные явления Божественного ЛОГОСА в двух особенных теофаниях. Первое явление Бога перед ангельским миром в ограниченном образе было в личности Ангела Лика. Второе явление Бога в личности Иисуса Христа перед ангелами и людьми, было максимальным приближением Бога к сотворённому миру.[13] Для Искупления греха людей, через суд и казнь – Всевышний был явлен миру Сыном Человеческим в лице Мессии Страдающего. В конце этого мира Христос будет явлен для всех разумных творений Мессией Прославленным. Т.е. явлен в Небесной Славе Всевышнего – Царем Неба и Земли, Судьей всех словесных существ, Сыном Всевышнего, являющего Лик Его в тварном мире. О двух личностных теофаниях апостол говорит так:

 


6 Также, когда вторично = παλιν = ПАЛИН вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. (Евр.1:6)

Вторичное явление Себя Самого (в ограниченной максимальным кеносисом теофании) – это явление Машиаха, как человека. Первичное – это «Ангел Лика Его».

 

Ангел Лика (Ангел Имени) – это МЕТАТРОН. Имя МЕТАТРОН в еврейской традиции через гематрию соотносится с Именем ШАДАЙ.[14] А Имя Всевышнего «ШАДАЙ», в одном из своих распространенных значений, понимается как «Ограничивающий». И в контексте кеносиса теофании, Имя ШАДАЙ, это, «Ограничивающий» Самого Себя. Т.е. Неограниченный и Бесконечный (ЭЙН СОФ) являет Себя в границах тварного мира. Бог являет Себя в личности Ангела Лика. Он Свет Небесного Святилища – Он МЕНОРА дающая Свет миру.[15] И этот образ шестикрылого Ангела был запечатлен в образе ритуального семисвечника.

Шестиугольная звезда МАГЕН ДАВИД, которая соотносится с Аегелом Имени Всевышнего, имеет форму «Звезды Метатрона».

МЕТАТРОН – это малый ЛИК יהוה. Т.е. Малый Лик – это явление Бога в этом мире в кеносисе (умалении). Имя Бога יהוה – Тетраграмматон, имеет гематрию = 26. И в 12 узловых точках Шестиугольника двенадцать порядковых цифр (от 1 до 12), вписанных в эти точки дают в каждом направлении сумму = 26. Т.е. Шестиугольная звезда соотносима как с Ангелом Имени Бога, так и с Именем יהוה.

Также в первом варианте и суммы вершин каждого из треугольников = 26. Во втором варианте = 13.  А сумма двух треугольников во втором варианте, все также дает число 26. 13+13 = 26

(рисунок из книги р. А. Барац «Математическая теология»)

 

Нужно отметить что у апостола сказано: «когда вторично вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1:6). Кеносис Творца – это Его ограничение, и даже некое унижение. Случилось так, что при первом явлении тварному миру часть ангелов как бы «отошла» от поклонения Ангелу Лика. Как предполагается некоторыми богословами, этот отход произошел по причине полученного откровения о том, что явленный Им Образ Всевышнего – Его Лик (МЕТАТРОН),[16] станет человеком, т.е. совершит еще больший кеносис, максимально приблизив Себя к тварному, материальному миру, ограничив себя в личности и плоти Сына Человеческого. Треть ангелов, во главе с ангелом по имени САМАЭЛЬ (САТАН),[17] предвидя, что род человеческий после сотворения будет весьма грешен, проявили несогласие со Всевышним по поводу сотворения первых людей,[18] и как следствие этого, стало «идеологическое» неприятие вочеловечивания Всевышнего. Т.е. часть ангелов проявило несогласие с намерением воплощения Всевышнего в земную природу человека. Но Сила Всевышнего в личности Ангела Его Лика поразила гордыню Самаэля и его соратников. Как аллегорично[19] написано: «упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12). Христос так сказал о том моменте, который предшествовал человеческой истории мира: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук. 10:18), «…он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44). Возможно именно это поражение князя падших ангелов было отображено на основании Меноры. Рахель Хаклили отмечала, что нижняя часть основания Меноры необычна, поскольку представляет собой шестиугольный пьедестал, украшенный резными изображениями животных и чудовищ. Именно эти змееподобные чудовища могли быть образом поверженных под ноги Ангела Лика мятежных духов во главе с Сатаном. В еврейской традиции нового времени, по словам М. Курляндского, Менору также соотносили с метафоричным образом пылающего ангела.[20] А Хаклили в своем исследовании образа Меноры упоминает, что и ранние Отцы Церкви именовали Менору одним из символов Христа. Уместен гематрический намек. Гематрия слова מנורה = МЕНОРА = 301. Эта же гематрия и у слов אש = ЭШ = «огонь», и הצור = А-ЦУР = «Твердыня» (Втор. 32:4) = 301. Менора с шестью ветвями на одном стволе, давала свет в темноте святилища. Менора это образ Шестикрылого Ангела Лика. Он есть свет просвещающий праведных и огонь поядающий злодеев. Он Свет миру.[21] Ангел Лика – есть Лик Всевышнего в тварном мире дающий свет Израилю. Он стал Сыном Человеческим. Христос сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8:12). О Мессии было сказано: «у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35:10). «Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан. 3:19,20). И об этом было пророчество Моисея, о том, что Израиль отвергнет свою «Твердыню» = הצור = А-ЦУР = 301, и этим будет отвергнут свет Машиаха, который связан с тайной света образа Небесной Меноры = מנורה = 301. «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел Твердыню = הצור = А-ЦУР спасения своего». (Втор. 32:15).

 

В древней Церкви Божественный ЛОГОС (Слово) до Его воплощения в личность Мессии соотносили с Ангелом Лика. Но эти воззрения часто были неправильно понимаемы. Например, ересь Ария. Вопреки расхожему мнению, Арий не считал Христа просто человеком. Он признавал, что Христос был прежде всякой твари и даже творившим мир. Но основываясь на словах Писания «Господь создал меня в начале путей Своих» (Притч. 8:22), Арий начал развивать учение о тварной природе Логоса (Бога-Сына) и о том, что «было, когда Сына не было». Т.е. вопрос определяющий неправильное учение был в том, является ли Ангел Лика тварным или нетварным. «Тварность» в учении Ария подразумевала не теофанию Всевышнего, но сотворение в начале Богом великого ангела для того, чтобы Им творить мир. Подобные воззрения исследователи усматривают у Евагрия Понтийского и других известных в церковной истории христиан. Но православное учение не может согласится что Божественная теофания – это пусть и эксклюзивное, но все-же лишь творение некой, особой личности. Мы верим, что в личности как Ангела Лика, так и в личности Машиаха, присутствует не только сознание естества Ангела или человека, но Сам Господь Бог в Своем кеносисе. Единственное с чем можно согласится в рассуждениях арианствующих, это то, что вне тварного мира нет личностной теофании и какого-либо самоограничения Сущности Бога.[22] За пределами границ пространственно-временного континуума нет ничего, чтобы могло быть описано, определено или подсчитано. Там, Единство Сущности Бога без начала и конца. И это воистину простое Единство Единого Бога, которое исповедует каждый верный Богу человек: «Господь, Бог наш, Господь Един есть» = АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ, АДОНАЙ ЭХАД! (Втор.6:4).[23] Вне тварного мира невозможны границы, и это трансцендентное бытие Всевышнего не может быть осмыслено и познано разумом ограниченных творений. Вне теофании Всевышнего у творений нет познания о Нем, и нет личностного общения с Ним. Но всё это никак не отменяет того, что Бог явивший Себя в личностной теофании, как Ангела Лика, так и Сына Человеческого, не может быть почитаем нами за Всевышнего, который по великой своей любви и милости ограничил Себя, и стал максимально близок Своему творению.

 

Перьями Своими закроет тебя, и под крыльями Его укроешься; щит и ограждение – верность Его. (Пс.90:4)

Шестиконечная звезда как образ шести крыл Ангела Лика, защищающих и спасающих Свой народ.

Сам же образ звезды, согласно Чис. 24:17, есть символ Теофании, т.е. символ явления Бога в Своей личностной Теофании.


Арианское осмысление «Ангела Господня» дало направление различным учениям, основанным на отвержении учения о Божественном кеносисе и Боговоплощении. В наши дни арианская ересь в разных вариантах исповедуется, например, расселитами,[24] и другими общинами альтернативного христианства. Конечно же, мы не можем согласится с их учением, но мы признаем и исповедуем, что и среди заблуждающихся и не познавших тайну боговоплощения немало искренних и верных Богу людей, идущих прямым путем праведности и любви, которые любимы и благословлены Богом.

 

Если вернуться к учению и символизму теофании Бога, то наряду с метафоричным символом Меноры указывающим на самоограничение Всевышнего в личностной теофании Ангела Лика, есть и другой, весьма распространенный символ теофании – это шестиконечная звезда. Этот символ чаще всего называют МАГЕН ДАВИД = «щит Давида». Такое название, как предполагают исследователи, произошло от формы военного щита Давида, который имел форму шестиконечной звезды,[25] либо эта звезда была изображена на его щите. Есть мнение, что имя Давида причастно шестиугольной звезде потому, она составлена из двух треугольников.[26] Поэтому МАГЕН ДАВИД считают личной эмблемой царя Давида, ведь в имени דוד = ДАВИД первая и последняя буква – ДАЛЕТ. А в ктав иври[27] буква далет изображалась в виде треугольника.[28] Но все-таки гексаграмма,[29] это не просто монограмма царя Давида, а важный аллегоричный символ Божественной теофании. Есть несколько доводов подтверждающих такое мнение.

«Звезда Метатрона» Пять Платоновых тел символизируют границы тварного мира.

Бог – ШАДАЙ = «Ограничивающий» = «Полагающий границы». И Он Властелин любых границ.

 

Первый довод. Звезда, это древний символ Божественной теофании. Согласно словам Торы (Чис. 24:17),[30] звезда это и мессианский символ. Христиане же считают Мессию Богом, явившимся во плоти. Заинтересовавшимся этим доводом можно дать совет обратится к толкованию буквы ТЕТ, в книге «Еврейские буквы о Христе», где эта тема была раскрыта по мере наших сил.Второй довод: Как Менора с шестью ветвями светильников по бокам аллегорично отображала шестикрылого Ангела Лика, так и шесть лучей гексаграммы символизируют шесть крыльев Ангела Лика сгруппированные для защиты верных. Спасающие крылья Всевышнего, дающие покой и безопасность, – это распространенный образ в псалмах Давида. Давид уповает на Бога и исповедует что Божественные крылья – это щит и безопасность[31] прибегающих к Нему. Можно привести пример из псалмов:

 


Каббалистический амулет с гексаграммой (МАГЕН ДАВИД), в которую вписаны имена шести ангелов (жирным шрифтом): УРИЭЛЬ, ГАВРИЭЛЬ, АЗРИЭЛЬ, РЕФАЭЛЬ, ШАМРИЭЛЬ, МИХАЭЛЬ. СэферЗоар говорит об высших ангелах: «Это является тайной строения (меркава). Четыре святых ангела несут на себе престол величия святого Царя. Эти ангелы называются святыми существами, и это –  Михаэль, Гавриэль, Уриэль, Рэфаэль. Они величественнее и возвышеннее всех остальных ангелов, кроме МАТАТА, управляющего внутренними делами».

 

8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: (Пс.35:8)

 

4 Перьями Своими закроет тебя, и под крыльями Его укроешься; щит и ограждение – верность Его. (Пс.90:4)

 

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня. (Пс.16:8)

 

2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды. (Пс.56:2)

 

5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих. (Пс.60:5)

 

Неудивительно, что и щит царя Давида имел символическое изображение крыл Ангела Лика отражающих удары врагов. В позднейшем иудаизме крылья соотносятся с Присутствием Всевышнего – Шхиной.[32]

 

Третий довод: Как было сказано выше, Бог являющий Себя в каждой своей теофании самоограничивает Себя для того, чтобы быть доступным разумным творениям, которые ограничены временем и пространством. Весь тварный мир, каков бы ни был огромен по своим размерам, имеет свои границы. Когда-то Платон вычислил пять геометрических совершенных фигур, которые ныне известны как «Пять Платоновых тел». Эти правильные фигуры символизируют границы этого мира. Вложенные в друг друга эти фигуры образуют куб, вмещающий в себя другие четыре фигуры с одинаковыми гранями и углами. Символизирующие границы этого мира такая составная фигура получила название «Куб Метатрона». Т.е. этот «Куб» стал метафоричным символом самоограничения Безграничного Бога в границах сотворенного Им мира. Куб – это трехмерный символ Самоограничения Всевышнего, Который в Своем Имени ШАДАЙ отражает тайну Божественной теофании. Двухмерный символ самоограничения Творца – это «Звезда Метатрона». Эта звезда двухмерное изображение пяти соединенных платоновых тел, выглядит, как Маген Давид в шестиугольнике. Поэтому МАГЕН ДАВИД – может считаться символом явления спасающего Бога.

Творчество мессианских евреев. «Менора, Гексаграмма, Рыба»

Художественное объединение символов, метафорично указывающих на Божественную теофанию Всевышнего.


Четвертый довод: В каббале МАГЕН ДАВИД использовался в амулетах и часто соотносился с высшими ангельскими силами, главой и владыкой которых был Ангел Имени – МАТАТ. В этом символе гексаграммы через упоминаемых верховных ангелов возможно усмотреть указание на их владыку – Метатрона, который есть Ангел Имени и Лика Всевышнего и который также соотносим с Именем ШАДАЙ = «Ограничивающий» и «Всемогущий».

 

Для примера можно рассмотреть камею (амулет) который выставлен в музее при синагоге Нэвэ Шалом г. Стамбул. На ней изображен «Щит Давида» с написанным в центре именем ШАДАЙ. По объяснению А. Сыпкова, в шесть треугольников-лучей гексаграммы вписаны шесть букв, которые составляют фразу из шести букв МаГеН ДаВиД (по часовой стрелке). Внутри звезды – Имя ШаДаЙ, а между лучей первые два Имени из Имён, которые зашифрованы в молитве Ана бе-хоах (אב''ג ית''ץ).[33] При этом первое Имя (אב''ג) записано против часовой стрелки, а второе (ית''ץ) – по часовой. Текст камеи упоминает четырех ангелов: «Справа от меня Михаэль, и слева Гавриэль; И передо мной Уриэль, и сзади меня Рефаэль; И над головой моей Шхина Бога; Ибо ангелам Своим заповедано о тебе хранить тебя во всех путях твоих. Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою».

 

Гексаграмма была известна в еврейском народе еще во времена первого храма.[34] Долгое время МАГЕН ДАВИД был покрыт тайной амулетов и камей. Но в конце концов символизм шестиконечной звезды, отображающий Божественного Защитника, стал широко известен среди Израиля и народов мира. Этот символ стал ассоциироваться с евреями и иудаизмом.[35] В 1948 году законодательно был принят флаг государства Израиль, на котором главный символ – это МАГЕН ДАВИД.

 


Как МЕНОРА, так и МАГЕН ДАВИД, это символы защиты и неудивительно, что еврейское предание приписывает их изображение на щите царя Давида. Нужно отметить, что в предании указывается и на то, что на щите был записан и текст 66 псалма (в евр. это 67 теилим).[36] Ведь этот псалом составлен таким симметричным образом, что его стихи легко записываются в виде меноры.[37] Также нужно сказать, что на Божественную теофанию под образом меноры намекает и стих 15 псалма который пишут рядом с менорой составленной из букв 66 псалма. «Я поставил Господа всегда передо мной; ибо (когда Он) справа от меня – не пошатнусь!» (Пс. 15:8). О том, каким образом этот псалом записывается и соотносится с Менорой, см. наш комментарий на 66 псалом.

 

[1] Steven Fine – «The Menorah From the Bible to Modern Israel».

[2] Rachel Hachlili (רחל חכלילי) – «The menorah, the ancient seven-armed candelabrum: origin, form, and significance»

[3] МИНАРЕ́Т. В архитектуре ислама высокая башня, устанавливаемая рядом с мечетью. Помимо визуального ориентира для мусульман, у минарета есть и другая функция – призыв верующих к молитве. (Википедия) 

[4] из Мф. 5:15

[5] Делал же все, что повелел Господь Моисею, Веселеил, сын Урии = בצלאל בן־אורי = БЕЦАЛЕЛЬ БЕН УРИ сына Ора, из колена Иудина (Исх.38:22). Перевод его имени буквально: «Под сенью Бога, сын Света моего»

[6] ТЕОФАНИЯ или Феофа́ния = «Богоявление»: от др.-греч. θεός = «Бог» + φαίνω = «светить, являть, показывать, обнаруживать». Теофания – это непосредственное явление Божества в тварном мире.

[7] ТРАНСЦЕНДЕ́НТНОСТЬ, трансценде́нция, (от лат. transcendens = «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы») – то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. В широком смысле трансцендентное понимается как то, что находится «по ту сторону» человеческого бытия; это понятие противоположно имманентному – «посюстороннему», то есть находящемуся «по эту сторону» бытия. (Википедия)

[8] «Один Юноша, рост которого от начала мира и до его конца – это Матат», (Сэфер Зоар)

[9] ИММАНЕНТНОСТЬ, имманентный (от лат. immanens = пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположное понятие – трансцендентный. (Википедия)

[10] Например, стих о «Ходящем по саду» говорит о личностной теофании Бога. «И услышали голос Господа Бога, ходящий в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт.3:8). Этот стих таргум Онкелоса переводит так: «и они услышали, как по саду идет Слово Господа Бога». Также и явление Моисею среди гор: «когда проходить будет слава Моя, … увидишь Меня сзади, а Моего лица видно не будет» (Исх.33:23).

[11] Об этом подробно смотри в толковании буквы ШИН и буквы ТАВ. Также тема кеносиса, трансцендентности и имманентности Бога затрагивается в комментариях на Пс.146:1; 94:11; 95:5,10 и др.

[12] КЕНОСИС = κένωσις = «опустошение, истощение»; κενός = «пустота». Κενωσις встречается в глагольной форме в Св. Писании. «Уничижил = εκένωσεν Себя Самого, приняв образ раба…» (Фил.2:7). Бог, находящийся над временем и пространством, воплотился во времени и пространстве: Сын Божий «отрекся» Своих Божественных свойств (Божественности) для того, чтобы принять человеческую природу. В частности, Он не мог бы стать воистину человеком, имея такие Божественные качества, как всеведение, вездесущность, всемогущество, а также вечность, бесконечность и неизменность (Википедия). Понятие кеносис может употребляться в более широком смысле – как проявление трансцендентного Бога в пространстве и времени, связанное с Его самоограничением (напр., акт творения мира).

[13] Христос говорит о теофании с максимальным кеносисом, которая дает возможность общения со Всевышним. И это теофания Он Сам. «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Иоан.14:9-11).

[14] Ангел МЕТАТРОН, чье имя подобно Имени его Властелина: оно имеет то же числовое значение, что и ШАДАЙ = 314. «ШАДАЙ» = מטטרון = 314 = שדי = «МЕТАТРОН». (Раши). «МАТАТ – это ШАДАЙ». (Зоар КиТеце). Подробно см. в толковании буквы ШИН.

[15] Ангел Лика и в пустыне подобно Меноре давал свет Израилю являя Себя в столпе Огня: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх.13:21,22)… «столп огненный – ночью, для освещения пути, по которому им идти» (Неем.9:19). И Христос сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан.8:12)

[16] О Метатроне, как Главе и Царе тварного ангельского мира и о Его единстве с Трансцендентной Божественной Сущностью ЭЙН СОФ каббала говорит так: «Метатрон, … хотя ты и раб Господина твоего, царь ты над всеми правителями остальных народов, царь ты над всеми ангелами, царь, ибо демоны и все станы их – все они боятся тебя. Потому что ты – подножие Господина своего, и ты служишь Господину своему, ШАДАЙ на мезузе, снаружи, охраняя вход. ЙХВХ, Господин твой, находится внутри, а Шадай в свойстве Матат находится снаружи. МАТАТ – это ШАДАЙ. В то время, когда Творец опускается в мир Брия, чтобы властвовать над Древом познания добра и зла, в котором добро – это Матат (Метатрон), а зло – это Сам (Самаэль), являющийся демоном, царем демонов. Матат является ангелом, царем ангелов. Однако со стороны Древа жизни имя Шадай – это Есод мира Ацилут. И поэтому внизу, в мире Брия, их двое – раб и Господин его. И раб – это имя ШАДАЙ, находящееся снаружи, а Господин его – это имя ЙХВХ, находящееся внутри. И они не представляют собой неразрывного единства. А наверху, в мире Ацилут, Тиферет и Есод представляют собой одно целое... (Зоар. Дварим 137-138)

[17] Вот, большой красныйхвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю… (Откр.12:4)

[18] Подробно об этом см. в книге «О Царстве Божьем в исполнении Духом Святым» глава: «О Сатане», и в толковании буквы САМЕХ.

[19] Здесь метафора ниспадения Сатана (Самаэля) в пророчестве Исайи о погибели Вавилонского царя.

[20] В поздней хасидской традиции, теснейшим образом связанной с еврейской мистикой, возникло еще одно объяснение: своей формой МЕНОРА обязана шестикрылому серафиму – ангелу, называемому САРАФ, что означает «пылающий», огненный. (М. Курляндский)

[21] В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков… Он… был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. (Иоан.1:9,10)

[22] В Талмуде справедливо отмечено, что Бог не может быть во временных рамках тварного мира. Бали приводит такое рассуждение:

Учил рав Шмуэль бар Нахмани со слов рабби Йонатана: «Молод я был и состарился» (Пс.36:25). Этот стих произнес Князь Мира (Ангел Лика). Кто еще мог сказать такое? Скажем ли, что это Святой, Благословен Он? Но разве существует для Него старость? Может быть Давид о себе? Но разве он был настолько стар? Следовательно, это сказал князь мира. (Бавли. Йевамот 16б). Нужно отметить что есть и святоотеческое учение о «Ветхом Днями», которого видел в видении пророк Даниил. Святые отцы говорят о «Ветхом Днями» как о Божественном Логосе – т.е. о Мессии до Его воплощения. Т.е. Тот, Кто явлен миру в Его границах, а значит и во временных рамках творения.

[23] Иисус сказал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь Единый. (Мар.12:29)

[24] Известное по всему миру «Общество Сторожевой Башни» или по-другому, «Свидетели Иеговы».

[25] О шестиугольном «щите Давида» писал в своей работе по Каббале внук Рамбана (XIV век). Утверждалось, что щитом подобной формы пользовались воины победоносной армии царя Давида… По другой версии, щиты были сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме перекрещивающихся треугольников. (Википедия)

[26] Согласно версии исследователя еврейских символов Ури Офира, гексаграмма могла представлять собой две наложенные одна на другую буквы «далет», которые в те времена записывались как треугольники. Фактически это была монограмма имени Давид, начинающееся и завершающееся буквами «далет». (Э. Блокчейн)

[27] КТАВ ИВРИ = «еврейское письмо». Этот «довавилонский» шрифт евреев очень схож с протосинайскими и протоханаанскими графемами. См. подробно таблицы алефбета в приложении второго тома «Еврейские буквы о Христе».

[28]  = Д д D d δ Δ D

[29] ГЕКСАГРА́ММА (др.-греч. ἕξ = «шесть», и γραμμή = «черта, линия») – шестиконечная звезда, образующаяся при наложении двух равносторонних треугольников. (Википедия)

[30] «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис.24:17),

[31] Христос также использовал метафору «крыльев», дающих покой находящимся под ними: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37)

[32] «Крылья Шхины» упоминаются в Бавли. Например, Шабат 31а, и Сота 13б.

[33] Сумма числового значения этих двух имен אבג יתץ = 506. В этой гематрии, при желании, христианин может усмотреть намек на Того, Кто «повторно введен во Вселенную», уже как Сын Человеческий, и которому должны «поклонится все ангелы Божии» (Евр.1:6). ישו בן אלהים גואל הוא = ЕШУ БЕН ЭЛОИМ ГОЭЛЬ hУ = «Иисус Сын Божий Избавитель Он» = 506, נצלב עבורנו = НИЦЛАВ АВУРЭЙНУ = «Распятый за нас» = 506, יהושוע בן אדם הוא  = ИЕОШУА БЕН АДАМ hУ = «Иисус Сын человеческий Он» = 506, מושיעך וגאלך = МОШИЭХА ВЕ-ГОЭЛЭХА = «Спаситель твой и Избавитель твой» (Ис.49:26) = 506. (ПВ)

[34] Что же касается самих евреев, то первым бесспорным доказательством использования такой звезды является печать VII века до н.э., принадлежавшая Иехошуа бен Асаяху, найденная во время раскопок в Сидоне. В более поздние периоды существования государственности у евреев звезды с шестью лучами встречались гораздо чаще. Ими украшали синагоги, домашнюю утварь и светильники. (Э. Блокчейн)

[35] Что касается использования Маген Давида в качестве символа, напрямую связанного с иудеями, то впервые это случилось в 1354. Это был год, когда властитель Священной Римской империи Карл IV пожаловал пражским евреям привилегию обладания своим флагом. В итоге ими был получен не только стяг, представлявший собой полотнище красного цвета с шестиконечной звездой, но и собственная печать, на которой изображался Маген Давид. Окончательно Звезда Давида стала национальным еврейским символом в XIX столетии. И если поначалу ее избирали народным способом, то есть просто по желанию простых граждан, то в 1897 году данный символ был утвержден уже официально в Базеле в ходе Сионистского конгресса. (Э. Блокчейн)

[36] В XV веке знаменитый испанский раввин Ицхак Арама (автор популярного труда «Акеда Ицхак») утверждал, что на щите Давида был выгравирован 67-ой теилим в форме Меноры. О том, каким образом 66 псалом записывается и соотносится с Менорой, см. наш комментарий на этот псалом.

[37] «ШИВИТИ» это изображение меноры записанное буквами 66 (67) псалма, используемое в некоторых еврейских общинах для медиативной концетрации во время молитвы. Общее название «шивити» произошло от первого слова в строке восьмого стиха шестнадцатого теилим – «Шивити» «Я поставил…». Собственно говоря, панно-шивити состоит из текста Псалма 66 (67) в виде меноры, и из строфы теилим 16:8 «Я поставил Господа всегда передо мной; ибо (когда Он) справа от меня – не пошатнусь!» и фразы из Пиркей Авот «Знай перед Кем ты стоишь…». Также в композицию «ШИВИТИ» включаются различные каббалистические имена и аббревиатуры. (Я-Тора)


Назад к списку