От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 148 Псалом (текст)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

148 Псалом (текст)

скачать книгу: Комментарий на книгу псалмов 5 том Пс. 119-151 Пасечнюк Виктор.

 

Псалом 148

 

מזמור קמח = МИЗМОР КУФ-МЕМ-ХЕТ = Псалом 148

 

В православном богослужении Восточной церкви 148 псалом читается на утрени с другими двумя хвалительными псалмами 149 и 150.

 

 

148.1 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

Ґллилyіа, ґггeа и3 захaріи, рм7и. а7 Хвали1те гDа съ нб7съ, хвали1те є3го2 въ вhшнихъ.

1 hАЛЕЛУЙА́, hАЛЕЛУ́ ЭТ-АДОН́АЙ МИН-hАШАМА́ЙИМ, hАЛЕЛУ́hУ БАМЕРОМИ́М.

הַלְלוּ יָהּ הַלְלוּ אֶת־יְהוָה מִן־הַשָּׁמַיִם הַלְלוּהוּ בַּמְּרוֹמִים׃

 

АЛЕЛУ = «хвалите». В этом псалме 12 слов корнем הָלַל‎ = «хвалить, славить, восхвалять, прославлять». Число 12 намекает на полноту избранных верных Богу людей. Эта цифровая метафора была объяснена в толковании 12 буквы ЛАМЕД на примере 12 колен Израиля, 12 апостолов и 24 старцев упомянутых в таинственной книге Откровения Иоанна Богослова. В числе 12, мы усматриваем намек на то, что все, кто вошел в число верных, всегда прославляют своего Творца, Спасителя и Господа.

«Хвалите Его в высотах». Разные уровни Неба небес (духовного мира), на которых возвещается песнь Богу.

Также есть разные уровни высот нашей души. У одного уровень пониже, у другого, повыше. Но на каждом уровне высоты восхождения к Богу, человек должен воспевать и хвалить своего Творца. (ПВ)

 

Давид желает, чтобы Господа хвалили с небес, дабы оттуда хвала передалась в мир, в котором живем мы, столь холодные, приземленные и вялые в прославлении Всевышнего, ибо обитающие в вышних славословят лучше, и пока мы так часто прерываем данное служение, живущие на небесах продолжают его, не смыкая глаз ни днем, ни ночью… Нам приятно слышать слова хвалы Всевышнему, мы также хотим иметь духовную общность с обитающими в горнем доме Господа и непрестанно славящими Его; тем самым мы исповедуем, что приступили верою, надеждою и святою любовью к тьмам Ангелов (Евр. 12:22). (М. Генри)

 

Шесть первых стихов этой главы читают в начале церемонии Освящения луны. (М. Ковсан)

 

 

148.2 Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.

в7 Хвали1те є3го2 вси2 ѓгGли є3гw2: хвали1те є3го2, вс‰ си6лы є3гw2.

2 hАЛЕЛУ́hУ ХОЛЬ-МАЛЪАХА́В, hАЛЕЛУ́hУ КОЛЬ-ЦЕВАА́В.

הַלְלוּהוּ כָל־מַלְאָכָיו הַלְלוּהוּ כָּל־צבאו )צְבָאָיו(׃

 

Бога славят Его ангелы. Пророк, услышав таинственную песнь, в сокрушении сказал: «и сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами» (Ис. 6:5). И Псалмопевец, заповедуя возносить хвалы, начинает с вышних сил и говорит: «хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» (Пс. 148:1). Следовательно, нужно уподобляться ангелам, и тогда хвалить Бога. Не будем же счи­тать эту хвалу делом маловажным, но прежде уст пусть воз­носит ее жизнь наша, и прежде языка пусть взывает наше поведение. Тогда и молча мы можем хвалить Бога, и взывая будем совершать стройную песнь жизнью. (Златоуст)

 

Ктив – צבאו = ЦЕВАО = «воинство Его» (ед. число)

Кри – צבאיו = ЦЕВААВ = «воинства Его» (множ. число)

 

Написано ЦЕВАО в единственном числе. Читают во множественном – ЦЕВААВ = «воинства Его». Конечно же множественное число может означать множество легионов ангелов, т.е. множество армий или отрядов. Но это, все равно одно войско Всевышнего, Который в Писании многократно именуется יהוה צבאות = АДОНАЙ ЦЕВАОТ[1] = «Господь воинств». Также есть вариант понимания множественности войска, через стихи Танаха:

 

19 И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное = כל־צבא השׁמים стояло при Нем, по правую и по левую руку Его;

19 И сказал Господь: кто увлек бы Ахава …

20 И выступил один дух, и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его.

21 … я выйду, и буду духом лжи в устах всех пророков его.

22 И теперь, вот попустил Господь духу лжи войти в уста сих пророков (2Пар.18:18-22) (3Цар.22:19-23)

 

Т.е. правая и левая рука Господа, это образ Милости и Строгости. В этом повествовании Священного Писания возможно понимать, что есть у Господа два войска, которые одно как праведное, а второе неправедное. Но в тексте слово войско стоит в единственном числе как КОЛЬ ЦЕВА А-ШАМАИМ = «все воинство небесное». Слово «все» = КОЛЬ, как бы дает намек что есть некое разделение (множественность), т.е. и те и те из общего воинства. Мидраш также обращает внимание на то что есть «правое и левое» войско Всевышнего. (ПВ)

 

«Видел я Господа, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него» (3Цар. 22:19) – а разве есть в высях лево, а не все там право, ведь сказано: «Правая рука Твоя, Господи, мощью вознесена, десница Твоя врага сокрушает» (Исх. 15:6)? О чем же говорит Писание «справа и слева от Него»? Одни склоняют вправо, а другие склоняют влево,[2] те перетягивают в сторону оправдания, а эти перетягивают в сторону обвинения. (Мидраш Шир а-Ширим Раба 1:9)

 

Слева стоят те ангелы, которые противились воле Творца о сотворении человека, но и их Бог использует по Своему промыслу, до времени попуская (разрешая) им творить неправду в этом мире. Эти ангелы обвиняют род человеческий, искушают и вредят ему. Михей видел, что из воинства вышел дух лжи, который вводит в заблуждение. Этому духу было позволено действовать неправдой.

 

В книге Иова тоже есть повествование, где перед Лицо Божие является Сатан – ангел обвинитель и искуситель. Если говорить о контексте стиха этого псалма, то ктив (написание) призывает к хвалению только одно войско Всевышнего. И это правильно. Так как падшие ангелы лишенные благодати, уже не могут Духом Святым Славить Творца. И хвалит Бога лишь святое воинство, верное Богу. Но тем не менее, бесы трепещут силы Божией, как об этом говорит апостол: «…и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Трепет – это страх Силы, которая ограничивает и наказывает. Но страх не всегда означает что есть согласие со мнением того, кого боятся, и страх не подразумевает обязательного присутствия любви со славословием. Трепетать могут и ненавистники. Есть мнение, что Сатан и его единомышленники из падших ангелов до сих пор пытаются доказать, что человек был недостоин того, чтобы быть сотворенным в этом мире. И их действие против человека направлено на его дискредитацию в глаза Всевышнего. Поэтому до сих пор бесы, которые трепещут перед силой Бога, надеются быть оправданными в том, что они были против сотворения человека[3] и являются врагами рода человеческого. Стих, который (в кри – прочтение) говорит о хвалении Бога двумя[4] воинствами, мы понимаем в аспекте того, что человек видя действия как святых ангелов, (которые служат общине святых людей), так и действия противников рода человеческого, (которым попущено вредить обитателям земли), должен прославить Всевышнего за Его премудрый промысел о людях. Ведь даже злобу врагов рода человеческого – бесов, Бог премудро использует для исправления, вразумления и наказания людей в этом мире. Поэтому, через все Свои воинства прославляется Бог во всей вселенной. (ПВ)

 

 

148.3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.

г7 Хвали1те є3го2, с0лнце и3 лунA: хвали1те є3го2 вс‰ ѕвёзды и3 свётъ.

3 hАЛЕЛУ́hУ ШЕ́МЕШ ВЕЯРЭЯХ, hАЛЕЛУ́hУ КОЛЬ-КО́ХЕВЕ ОР.

הַלְלוּהוּ שֶׁמֶשׁ וְיָרֵחַ הַלְלוּהוּ כָּל־כּוֹכְבֵי אוֹר׃

 

«Хвалите Его, солнце и луна». В Пс. 120:6; 135:7-8; 18:7, объяснялась метафора Солнца и Луны, как и образ Торы Моше, и Торы Машиаха. Суть Торы, это воля Творца в отношении человека и конечная совершенная ступень человеческого бытия, на которую восходит принимающий Тору, – это любовь ко Всевышнему. И «луна», и «солнце», как образ Торы Моше и Машиаха, восхваляют Всевышнего. Каким образом? В конце концов, человек исполняя Тору в заповедях как запрета, так и повелений, в своем духовном совершенстве поднимается туда, где остается только благодарение, хвалебное пение и славословие Творца. Хвала, как любовь к Творцу – это суть всей Торы. Человек сочетающийся с Торой – всегда хвалит Бога. В номере этого псалма можно усмотреть намек. Так букво-цифры псалма קמח = КУФ-МЕМ-ХЕТ = 148, составляют слово קמח = КЭЛАХ = «мука́». Т.е. чистое зерно Торы, если перемалывается в муку, то становится совершенным хвалением в устах и мыслях человека, который во всем и везде видит только величие Бога, и всегда прославляет Его. На это намекает своим содержанием и номером, этот קמח = 148 псалом.

 

«Хвалите Его, все звезды света». Выше уже говорилось о том, что к хвале призывается весь ангельский мир. Ангелы, как это говорилось в толковании предыдущего псалма, взаимосвязаны с образом звезд. Ангелы поставлены управлять миром и хранить его. Они суть служебные Богу духи. Талмуд упоминая этот стих[5] обращает внимание на то что звезды названы «звездами света». И через это выражение делает вывод, что если звезда не светит, то ей не следует хвалить Творца. Почему? Видимо потому, что тот, кто теряет свет Торы и свет Духа Божьего, тот уже не может хвалить Бога всей душей. Ведь духовность – это всегда причастность и наполнение Духом Бога. Именно Духом святым человек возвышает свои мысли и чувства бескорыстной любовью. А лишившись Духа разумное творение Бога оставаясь при интеллекте лишается высокого чувства любви. Таковыми «погасшими звездами» стали ангелы, отпавшие вместе с Сатаном от лика святого воинства. Также и на земле отъявленные злодеи, теряя Божественное подобие, все менее и менее проявляют чувство любви, угасая и превращаясь в конце концов, в звезды, которые в мире грядущем будут темны. Мы все отражаем Свет Мессии – Солнца Правды, но есть злодеи, которые по грехам и своей духовной деградации уже не могут отражать сияние делясь любовью, но только поглощают Свет добра и любви, как космические «черные дыры».

Мидраш говорит, что «звезды света», это не только святые ангелы, но и те люди, которые находятся во Свете Торы. (ПВ)

 

«звезды света» – это праведники и мудрецы, как написано в книге Даниэля: «А мудрые будут сиять, как сияют небеса, и ведущие многих по пути справедливости – как звезды, во веки веков» (Дан. 12:3). У каждого, кто побуждает других встать на путь истинный, есть звезда на небе, и в зависимости от их деяний, эти звезды излучают свет, поэтому написано: «Славьте Его, все сияющие звезды!» (Мидраш Теилим)

 

Погасшие звезды уже не способны петь хвалу, а христиане, ходящие во тьме, лишают Господа Его славы. Каким бы слабым ни было наше сияние, нам не следует его скрывать. Не имея возможности быть великими светилами, мы должны стремиться стать одной из «звезд света» и каждый день сиять во славу Господню. (Сперджен)

 

 

148.4 Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.

д7 Хвали1те є3го2, нб7сA нб7съ и3 водA, ћже превhше небeсъ.

4 hАЛЕЛУ́hУ ШЕМЭ́ hАШАМА́ЙИМ, ВЕhАМА́ЙИМ АШЕ́Р МЕА́ЛЬ hАШАМА́ЙИМ.

הַלְלוּהוּ שְׁמֵי הַשָּׁמָיִם וְהַמַּיִם אֲשֶׁר מֵעַל הַשָּׁמָיִם׃

 

«...небеса небес...», это «Верхние» небеса, которые над нашим небом. (Мецудат Давид)

 

Некоторые мудрецы в Бавли Хагига 12б понимают «небеса небес» как «высшие небеса», которые не являются телом. При этом «высшие» означает сущностный уровень, а не место, и это есть мир духов. В этом случае «и воды, что над небесами» также не являются телом, но представляют собой исходную форму. (Радак)

 

В комментарии на Пс. 135:5 мы говорили о трех видах небес. «Вторые небеса», – это «Небеса небес». Это тварный духовный мир, – мир ангелов и духов. В нем есть свои высоты. Все «Небо небес» должно, как и подобает святым, прославлять и хвалить Творца.

 

1

Небеса материального мира (твердь небесная)

Тварные

И сказал Бог: …и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (Быт.1:20)

2

Небеса духовного мира. Эти Небеса имеют свои разные уровни высот. (небеса небес)

Тварные

Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их… (Неем.9:6)

3

Небеса вне материального и духовного мира. Эти Небеса, – есть трансцендентное бытие Бога вне границ времени и пространства тварных миров. (Небесный, Небо) – эти слова означают Саму надмирную, безначальную, безграничную, недоступную Сущность Бога (ЭЙН СОФ), которая вне границ тварного мира.

Нетварные

Отче наш, сущий на небесах! (Матф.6:9)

 

«Воды которые превыше небес». «Высшие воды» – это метафора действенной силы Духа Божьего.[6] Но тогда напрашивается вопрос: Если мы учим что Святой Дух это Господь, то почему сам Господь призывается наряду со Своими Творениями хвалить Самого Себя? Ответ. В какой-то степени, это так и нужно понимать. Так как вне Духа Божьего никакое разумное творение не может прославлять и хвалить Творца, ведь понимание Величия Божьего Своему творению сообщается действием Его Святого Духа.[7] Дух возвышает мысль и чувства человека и дает понять и прочувствовать величие Божие. И только в Духе Святом возможно настоящее хваление и прославление Всевышнего. Слова «Хвалите Его, … воды, которые превыше небес» мы понимаем, как молитву Духу Божьему помочь нам в деле прославления Божественного Величия. (ПВ)

 

Вода даров Духа Святого, исходящих с высоты небесной, о них же верные хвалят Бога. (Комментарий отцов ТСЛ)

 

 

148.5 Да хвалят Имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились;

є7 Да восхвaлzтъ и4мz гDне: ћкw т0й речE, и3 бhша: т0й повелЁ, и3 создaшасz.

5 ЕhАЛЕЛУ ЭТ-ШЕ́М АДОНА́Й, КИ hУ ЦИВА́ ВЕНИВРА́У.

יְהַלְלוּ אֶת־שֵׁם יְהוָה כִּי הוּא צִוָּה וְנִבְרָאוּ׃

 

Создания должны славить своего Творца и хвалить Имя Божье, в котором открываются свойства Его личности. Имя Господа ясно начертано на всех Его творениях, так что Его сила, мудрость, благость и другие качества очевидны для всех мыслящих людей, которые, наблюдая их, славят имя Господне. Лучшая похвала Богу – простое описание черт Его характера. Мы не в состоянии выдумать ничего, что придало бы Богу дополнительное величие. Превозносите Его, повторяя Имя Господне и перечисляя качества Его личности. (Сперджен)

 

Четырехбуквенное Имя Всевышнего среди еврейского народа являло Присутствие Силы Божией. Именем Бога совершались великие чудеса. Имя Господне – это объект восхваления и славословия общины Божией. По воплощении Божественного Слова в человеческое естество Мессии, нам явлено Имя нашего Спасения.[8] Имя полноты Богоявления в тварной, разумной природе – это Имя ИЕОШУА. Машиах открыл тайну Четырехбуквенного Имени – Тетраграмматона (יהוה) в Своем Имени, прочитываемом через Пентаграмматон (יהשוה).[9] Во Имя Господа является Сила Божия в этом мире. Познавшие Имя Господне да хвалят Бога входя в Его Присутствие, и получая верой благо от Него.

 

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

13 И если чего попросите у Отца во Имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

14 Если чего попросите во Имя Мое, Я то сделаю. (Иоан.14:12-14)

23 …о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. (Иоан.16:23,24)

 

Из дневников Иоанна Кронштадтского видно, что этот и другие стихи псалмов наполняли его верой, по которой совершались многочисленные чудеса исцелений. (ПВ)

 

Зри Бога твердо сердечными очами и во время Его созерцания проси, чего хочешь, во имя Иисуса Христа, – и будет тебе. Бог будет для тебя всем в одно мгновение, ибо Он простое Существо, выше всякого времени и пространства, и в минуты твоей веры, твоего сердечного единения с Ним, совершит для тебя все, что тебе нужно к спасению тебя и ближнего, и ты будешь на это время сам причастен Божеству по преискреннему общению с Ним: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; (Пс. 81:6). Как между Богом и тобою на этот раз не будет промежутка, то и между твоим словом, и между самым исполнением тоже не будет промежутка; скажешь – и тотчас совершится, как и Бог сказал и стало; повелел, и сотворилось (Пс. 32:9; 148:5). Это – как относительно таинств, так и вообще духовной молитвы.

 

Если я, будучи человек немощный, когда захочу сделать что-либо заключающееся в пределах моей возможности, то сделаю; напр., захочу написать сочинение – и напишу, захочу излечить болезнь – и излечу, захочу сделать вещь – и сделаю… или, например, скажу одному: приди – и придет, отойди – и отойдет, сделай то – и сделает; то Бог ли, Всемогущий, не сделает всего, что только восхощет? Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори (Пс. 113:11). Если человек иногда только скажет два слова: чтобы было то-то, и бывает, хотя не вдруг, а чрез несколько времени; то не сделается ли вдруг все, что наречется от слова Творца? Не от одного ли Его слова вдруг сделается все, что Он ни восхощет? Той повеле, и создашася (Пс. 148:5). Мы не творцы людей, а они по нашему слову делают так много; мы не творцы вещей, но вещи по нашему желанию и действию принимают тысячи форм, служат для бесчисленных потребностей и удовольствий. Мы не творцы вещей, но творим из вещества великие и малые предметы. Сам ли Творец, везде сый и вся исполняяй, по слову Коего все пришло из небытия в бытие, по мысли, по воле и по слову Коего сотворено и существует все бесконечное разнообразие вещей, не сотворит, что восхощет?

 

Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела, выражаемого ими; нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны: ибо Той рече, и быша; Той повеле, и создашася (Пс. 148:5). И ты так же веруй, что ты сказал на молитве, о чем попросил, то и будет. Ты славословил – и Бог принял славословие, поблагодарил Господа – и Бог принял благодарение твое в воню благоухания духовного. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела, – бываем и на молитве, как в жизни, отделяющие себя, плотские, не имеющие духа. (Иуд. 1:19), оттого-то и бесплодны наши молитвы.

 

Раб Божий при совершении Богослужения и таинств должен быть твердо убежден, что только он что-либо помыслит и скажет – это и сделается. Так удобно и легко для Владыки исполнять наши прошения, творить или претворять что-либо по нашему слову. Это убеждение пусть так в тебе будет легко и естественно, как твое дыхание воздухом, как видение зрением, как слушание слухом. Ты сам испытал тысячекратно на себе, что это точно так; сам испытал, что между словами: сказал и стало; повелел, и сотворилось (Пс. 32:9; 148:5) нет промежутка, что они истинны во всей силе. Пусть это убеждение впитается в тебя с твоею пищею и питием, с твоим дыханием. (о. Иоанн Кронштадтский)

 

6 …да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. (Иак.1:6-8)

 

 

148.6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

ѕ7 Постaви | въ вёкъ и3 въ вёкъ вёка: повелёніе положи2, и3 не ми1мw и4детъ.

6 ВАЙААМИДЭ́М ЛАА́Д ЛЕОЛА́М, ХОК-НАТА́Н ВЕЛО́ ЙААВО́Р.

וַיַּעֲמִידֵם לָעַד לְעוֹלָם חָק־נָתַן וְלֹא יַעֲבוֹר׃

 

Этот стих относится к четвертому стиху: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес», а также к первым стихам, говорящим о духовном мире и его обитателях. Возникает вопрос: Почему стих об вечном уставе (законоположении законов вселенной) и его неизменности, поставлен после той части псалма, где говорится о духовном мире, а не в конце псалма где упоминается и еще и земной, материальный мир? Ответ. Потому что этот мир и материальное небо претерпят радикальное изменение. Как об этом сказано у пророков и в Откровении Иоанна. Духовный же мир («Небо небес») установлены недвижимо навеки без изменения. (ПВ)

 

17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. (Ис.65:17)

 

5 И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. (Откр.21:5)

 

 

148.7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,

з7 Хвали1те гDа t земли2, ѕмjеве и3 вс‰ бє1здны:

7 hАЛЕЛУ́ ЭТ-АДОНА́Й МИН-hАА́РЕЦ, ТАНИНИ́М ВЕХОЛЬ-ТЕhОМО́Т.

הַלְלוּ אֶת־יְהוָה מִן־הָאָרֶץ תַּנִּינִים וְכָל־תְּהֹמוֹת׃

 

С этого стиха упоминается земной мир и его обитатели, и все призываются к славословию.

 

Этот псалом очень поэтичен. Но так как псалом является частью Священного Писания, вызывают недоумения призыв псалмопевца к хвале Всевышнего тех творений Божьих, которые неразумны, и даже не имеют дыхания. Есть несколько объяснений как нужно понимать призыв к славословию того творения, которое не имеет разума и жизни. (ПВ)

 

Может показаться, что это обращение царя Давида к неодушевленным и к не обладающим даром речи творениям Всевышнего и его призыв восхвалять Творца являются только поэтическим приемом, но это не так. Великий каббалист Аризаль говорит (в «Шаар маамарей Рашби», Перуш аль Перек шира), что у каждого творения есть ангел на Небесах, через которого творение получает питание, жизненные силы и все необходимое ему для существования. Но ангел не может обеспечить свое творение этим изобилием жизни, пока он сам не получит его от Творца. Для этого ему необходимо в восхвалении Всевышнему петь особую песню, которая точно соответствует его творению. Подобные песни собраны в произведение, которое называется «Перек шира».[10] (М. Абрамович. «Свеча Давида)

Надпись:  

«Перек Шира» = «Глава Песни (творения)». «Перек Шира» известна с 10 века. Это собрание стихов ТаНаХа, объединенных одной идеей — прославление Всевышнего всеми элементами мироздания, живой и неживой природой за исключением человека…
Каждому существу, растению или природному явлению соответствует определенный отрывок из Торы, содержащее конкретный элемент этического или философского знания. Это и есть песни природы, урок, который воплощает в себе каждый элемент вселенной. Эта книга помогает нам изучить Тору сквозь призму мира природы. (р. Ш. Лугов)

«Перек шира» составлены из библейских стихов, подобранных для каждого животного или предмета неодушевленного соответственно его характеру. Весь материал разделен на шесть отделов соответственно дням недели; каждая глава повторяется в утренней молитве ежедневно, кроме субботы. Чтение Перек шира, не является обязательным.

Комментаторы Талмуда стараются объяснить, как поет гимн неодушевленная природа. По одним представлениям, хранитель каждого предмета, или его «звезда», поет, по другим, это – воображаемая лишь песнь, которую они должны были бы произносить, если бы обладали даром слова.[11] Высоко ценил «Перек шира» Иосиф Альбо, считая их в высшей степени мудрыми, ибо, по словам Св. Писания, «Господь научает нас чрез животных земных, и чрез птиц небесных вразумляет нас» (Иов. 35:11). (Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона)

 

Сказано: «Хвалите Господа», хотя у них нет разума. Однако в виду имеется, что это люди будут восхвалять Его за Его чудесные деяния, которые они видят и постигают. (Радак)

 

В книге Бе-тув Йерушалаим написано, что у любого сотворенного существа есть свой язык – даже у деревьев, травы, камней и гор. Возникает вопрос, – зачем им свой язык? Ответ мы находим в Шней лухот а-брит (глава Ноах): «Знай, что побуждение, когда оно приходит свыше, не приходит оно именно посредством пророчества, а только а-Шем Благословенный распространяет дух Свой среди созданий, которые дают знать и провозглашают». Т.е. в речах всех созданий, которые звучат в данный момент, скрывается воля Всевышнего. (А. Сыпков)

 

Есть способы прославления:

1. Посредством слов.

2. Посредством созерцания.

3. Посредством жизни и дел.

Так и люди не только словами, но и молча могут возносить славу Богу, как говорит Христос: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5:16). И еще: прославляющия мя прославлю (1Цар. 2:20). Бывает славословие посредством языка, как славословил Бога Моисей с Мариам, когда говорил: поим Господеви: славно бо прославися (Исх. 15:1). Бывает славословие и посредством самой твари, как говорит тот же псалмопевец: небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь (Пс. 18:1). Так и здесь тварь прославляет Его своей красотой, расположением, величием, свойствами, употреблением, служением, постоянством, пользой, происходящей от нее… и располагает видящего к славословию Художника.

Таким образом хвалою пророк называет красоту тварей, которая доставляет хвалу Создателю. То же и Павел говорит: … можно знать о Боге, явно, потому что Бог явил. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… (Рим. 1:19,20). (свт. Иоанн Златоуст)

 

О всяком создании славословящим Господа написано и в Откровении Иоанна.

 

11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,

12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.

13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. (Откр.5:11-13)

 

«Хвалите Господа …, великие рыбы и все бездны». В буквальном аспекте удивительные создания великих размеров – рыбы и чудовища, вызывают у видевших их восторг и славословие Творца.

 

В метафоричном аспекте. Святой Дух, повелев небесным чинам хвалить Господа, обращает повелевающее слово к чинам земным. Из трех же чинов, – небесных, земных и преисподних, преклоняющих колена пред Иисусом (Откр.5:13), – небесные побуждаются к песнопению сказанным ранее, а земные – словами: князи и вси судии земстии (11 стих), старцы юноши и девы (12 стих). Но прежде чем сделать упоминание о них, обращается к преисподним, которых обозначает словами: «змиеве и бездны». И самые души тех древних исполинов, неверовавших и противоборствовавших Богу, обозначаются именем «змиеве». А все прочее множество вселенной, существовавшее в первых родах и плененное смертью, преклоняет колена, как освобожденное от нее: ибо «сказал узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь» (Ис. 49:9). Поэтому и они призываются к песнопению вместе с князьями их и великими людьми. А что и неверовавшие ранее, и противившиеся Богу были освобождены, это объяснил Петр, сказав в Соборных Посланиях: «Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным …» (1Пет. 3:19). (свт. Афанасий)

 

Т.е. по мысли свт. Афанасия Великого, который истолковывает слова апостола Петра, всем ранее неверовавшим и не дождавшимся Спасительного Пришествия Мессии был дан один шанс на то, чтобы получить свободу и спасение. Этот шанс заключался в том, что Христос, войдя в Шеол после своей смерти как человек, обратился с проповедью спасения к узникам Ада. И те, кто смог уверовать в Искупление Божие видя перед собой обычный человеческий дух, по воскресении Христа во славе, были выведены Им из темниц преисподней. Как и говорило пророчество: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. (Ис.9:2). Среди уверовавших и принявших Евангелие в Шеоле были и те, кто ранее был вне Торы и вне спасения Божьего. Т.е. Христос не оставил без спасительного шанса через веру, ни одной души, ни на земле, ни в преисподней. Поэтому через метафору, в мессианском аспекте мы можем понимать под образом «великих рыб бездны» тех, кто был уловлен Словом Мессии в самой Преисподней среди находящихся там. (ПВ)

 

 

148.8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,

и7 џгнь, грaдъ, снёгъ, г0лоть, дyхъ бyренъ, твор‰щаz сл0во є3гw2:

8 ЭШ УВАРА́Д ШЕ́ЛЕГ ВЕКИТО́Р, РУ́АХ СЕАРА́ ОСА́ ДЕВАРО́.

אֵשׁ וּבָרָד שֶׁלֶג וְקִיטוֹר רוּחַ סְעָרָה עֹשָׂה דְבָרוֹ׃

 

В Пс. 147:5-6 «снег, туман, град и мороз» уже были истолкованы в метафоре как действие строгости Слова Божьего. В книге Бен Сиры описаны явления природы как образ отмщения. И также эти явления являются причиной славословия Творца:

 

36 Огонь и град, голод и смерть – все это создано для отмщения; …

39 Посему я с самого начала решил, обдумал и оставил в писании,

40 что все дела Господа прекрасны, и Он дарует все потребное в свое время;

41 и нельзя сказать: «это хуже того», ибо все в свое время признано будет хорошим.

42 Итак, всем сердцем и устами пойте и благословляйте имя Господа. (Сир.40:36-42)

 

Люди одно делают по доброте, а другое по злобе и гневу; но Бог делает то и другое по человеколюбию. Так, одинаково должно прославлять Его и за то, что Он поселил Адама в раю, и за то, что изгнал его, и благодарить не только за царство, но и за геенну, потому что и ее Он приготовил и ею угрожает для того, чтобы отклонить нас от зла. Как врача мы уважаем не только тогда, когда он питает, но и тогда, когда изнуряет голодом, не только когда выводит на улицу, но и когда заключает дома, не только когда намащает, но и когда жжет и отсекает, – потому что, хотя эти действия противоположны, но имеют в виду одну цель, – так и Бога должно прославлять за все, и тем более, что там человек, а здесь Бог, и что те действия часто имеют противоположный исход, а дела Божии совершаются с величайшей премудростью и заботой. (Златоуст)

 

 

148.9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,

f7 г0ры и3 вси2 х0лми, древA плодонHсна и3 вси2 кeдри:

9 hАРИ́М ВЕХОЛЬ-ГЕВАО́Т, ЭЦ ПЕРИ́ ВЕХОЛЬ-АРАЗИ́М.

הֶהָרִים וְכָל־גְּבָעוֹת עֵץ פְּרִי וְכָל־אֲרָזִים׃

 

В Танахе, как и «звезды», «горы, холмы, кедры и плодоносные деревья» – это образ некоторых людей или даже ангелов.[12]

«Горы, холмы, кедры» – ангелы, цари, князья – т.е. сильные мира сего и мира духовного. Они могут быть как праведниками, так и злодеями. Пример употребления этой метафоры в Писании:

 

12 Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено,

13 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,

14 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, (Ис.2:12-14)

 

7 и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, и срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь. (Иер.22:7)

 

8 и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: с тех пор, как ты почил, никто не приходит рубить нас. (Ис.14:8)

 

23 Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево! (Иер.3:23)

 

1 Слушайте, что говорит Господь: встань, судись перед горами, и холмы да слышат голос твой!

2 Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. (Мих.6:1,2)

 

15 Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. (Ис.41:15)

 

Нужно отметить, что метафора «горы́» как власть имущего и могучего человека или даже ангела (в том числе и падшего)[13] употреблена Христом в Его слове о вере «с горчичное зерно».

 

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; (Матф.17:20)

 

Т.е. по слову человека, который имеет веру, бесы могут оставлять одержимых, удаляясь из населенных мест в водные бездны, а власть имущие люди могут изменяться в добрую сторону, ввергаться в «море Торы».

 

«Плодоносящие деревья» – это праведники. Пророк Исайя, говоря о горах и холмах, упоминает и преображение колючек в благородные породы дерева. (ПВ)

 

12 Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам.

13 Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое. (Ис.55:12,13)

 

 

148.10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,

‹ ѕвёріе и3 вси2 ск0ти, гaди и3 пти6цы перн†ты:

10 hАХАЙА́ ВЕХОЛЬ-БЕhЕМА́, РЭ́МЕС ВЕЦИПО́Р КАНА́Ф.

הַחַיָּה וְכָל־בְּהֵמָה רֶמֶשׂ וְצִפּוֹר כָּנָף׃

 

В буквальном аспекте здесь призыв к хвалению Творца теми, кто видит многочисленность разнообразия земной фауны, которая в своем разнообразии удивляет и вызывает восхищения наблюдающих за ней. Также, как и в других случаях призыва к хвалению Творца неодушевленной природы здесь возможно отнести хваление тех ангелов, которые поставлены над Божьим творением для управления, наблюдения и хранения.

 

В метафоре еврейская традиция под зверями и скотами может подразумевать те народы, которые окружали Израиль в древнее время. Так не просвещенные Торой язычники были кровожадны, бесстыдны, и низменны в своих чувствах и делах. В книге деяний метафора нечистых зверей и пресмыкающихся также употреблена в отношении языческих народов.[14]

 

Святоотеческий комментарий также использует образ зверей и скотов в отношении язычников:

«Звери и скоты» – от зверского и скотского жития в веру Христову пришедши; «Птицы» – богомыслием упражняющиеся. (Комментарий отцов ТСЛ)

 

Хуже зверей те, кто отказываются славить Бога. Глупее скота предпочитающие молчать о своем Создателе. … Истинно верующий человек способен услышать песнь хвалы не только в сладостных трелях пернатого певца, но и в кваканьи лягушек на болоте, и даже в жужжании мухи, присевшей на оконное стекло. Люди, не желающие присоединиться к хвалебному хору, ниже пресмыкающихся и ничтожнее насекомых. (Сперджен)

Надпись:  

«всякое дыхание да хвалит Господа!» (Пс.150:6)

Мидрашим говорят, что псалмопевец Давид, заканчивая свою книгу, не мог решить, какую написать последнюю фразу. Давида сбивало кваканье лягушек в пруду возле дворца. Царь повелел слугам кидать в них камни, а по утру засыпать пруд. И тогда одна лягушка сказала ему: «зачем ты повелел нас убить? Не хвались тем, что только ты способен славословить Всевышнего, ведь и мы тоже по-своему хвалим Бога. Даже одна я славлю Бога больше, чем ты!» И тут вразумленный Давид, в понимании величия тварного мира, которым прославляется Творец, во умилении написал: «всякое дыхание да хвалит Господа!» (Пс. 150:6). (ПВ)

 

Существует проблема, связанная с тем, что существуют творения, лишенные сознания, самоосознания и вообще интеллекта. И эта проблема в том, что отсутствие интеллекта лишает существо возможности знать что бы то ни было о себе или о Божественном единстве. Об этом рассказывает следующий мидраш. Однажды царь Давид гулял вдоль реки и радовался тому, что так полон прославлениями Бога. Выпрыгнула лягушка и сказала: я славлю Бога более тебя! По этому поводу один мудрец, рабби Цадок а-Коен, заметил: это не означает, что лягушка молится Богу больше, чем царь Давид, но поскольку у лягушки нет дурного побуждения и она следует только Божественной воле, то само ее существование есть песня, славящая Творца, и каждый «квак» выражает это. Так что лягушка действительно может сказать человеку, даже Давиду Псалмопевцу, что она славит Бога больше него. Поскольку человек, как бы вдохновенен и красноречив он ни был, переживает моменты, когда для вознесения хвалы от него требуются специальные условия и усилия. Лягушка не бывает в таком затруднении и славит своим бытием Творца непрестанно. (р. Адин Штайнзальц «Творящее слово»)

 

 

148.11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,

а7i цaріе зeмстіи и3 вси2 лю1діе, кн‰зи и3 вси2 судіи6 зeмстіи:

11 МАЛЬХЕ-Э́РЕЦ ВЕХОЛЬ-ЛЕУМИ́М, САРИ́М ВЕХОЛЬ-ШО́ФЕТЕ А́РЕЦ.

מַלְכֵי־אֶרֶץ וְכָל־לְאֻמִּים שָׂרִים וְכָל־שֹׁפְטֵי אָרֶץ׃

 

Здесь снова Давид приводит другой вид Промысла Божия: начальствующих и подчиненных. Ибо и это есть дело премудрости Божией: чтобы люди не жили бессмысленнее зверей Бог учредил власть начальников, как бы бразды управления колесницею. А то, что к власти допускаются люди порочные – это зависит от злонравия самих подчиненных. (Святоотеческий комментарий)

 

Часто, благочестие и справедливость царя, дает возможность подданным этого царя прославлять Царя царей – Всевышнего. Царь правящий в справедливости над своим народом, становится подобным Царю Небесному. В справедливых законах земного царства отражается Закон Божий. И наоборот, там, где правительство попирает справедливость, там народ начинает ненавидеть всякую власть, в том числе и власть Творца. Ведь все что делается по истине и правде на земле, является отражением Истины Небес. Справедливость и Милость приоткрывают Бога в этом мире, а попрание этих небесных «атрибутов» в земной жизни, закрывает Бога от людей. Ведь народ, видя несправедливость и безнаказанность злодеев, начинает думать, что Бога нет. Поэтому на власть имущих царях, князьях и судьях лежит великая обязанность поддерживать справедливость в пределах своей страны. Если власть имущие справедливы и Бог славится их справедливостью и правдой, то и народ будет хвалить Бога. Поэтому и сказано в этом псалме о власти начальствующих и подданных, которые должны прославлять Творца. (ПВ)

 

 

148.12 юноши и девицы, старцы и отроки

в7i ю4нwши и3 дBвы, стaрцы съ ю4нотами.

12 БАХУРИМ ВЕГАМ-БЕТУЛОТ, ЗЕКЕНИМ ИМ-НЕАРИМ.

בַּחוּרִים וְגַם־בְּתוּלוֹת זְקֵנִים עִם־נְעָרִים׃

 

«юноши и девицы». Почему упомянуты юноши и девицы? Здесь намек на семейный союз. Но тогда почему не сказано «мужья и жены»? Потому что еще до того, как муж и жена станут одной плотью, и юноша, и девица должны уметь славить Бога. Ведь если юноша один будет благочестивым и хвалящим Бога, а его потенциальная невеста не будет иметь такой добродетели, или наоборот девица будет благочестива, а юноша будет далек от Бога, тогда при их брачном союзе не будет единогласия и единомыслия в служении Всевышнему. Но если они до сочетания узами брака были в благочестии и славословили Творца, то и они, и их общие дети, пребудут среди тех, кто прославляет Бога. (ПВ)

 

«старцы с отроками». Старцы будут учить отроков, как восхвалять Господа. И сказано עִם = ИМ = «с», ведь сами отроки восхвалять не умеют, но с ними будут старцы, чтобы их учить. (Радак)

 

Если старшее поколение не умеет и не хвалит Всевышнего, то и молодое поколение не будет этого делать. Поэтому духовная жизнь отцов необходима для духовной жизни детей. (ПВ)

 

Все люди, независимо от пола и возраста, призваны петь благословенную песнь хвалы. Пусть тех, кому всегда хорошо вместе, объединяет священная радость поклонения. Для всех членов семьи, от старейших до самых младших, Господь должен стать главным и единственным упованием.  (Сперджен)

 

 

148.13 да хвалят Имя Господа, ибо Имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.

г7i Да восхвaлzтъ и4мz гDне: ћкw вознесeсz и4мz тогw2 є3ди1нагw, и3сповёданіе є3гw2 на земли2 и3 на нб7си2.

13 ЕhАЛЕЛУ́ ЭТ-ШЕ́М АДОНА́Й КИ-НИСГА́В ШЕМО́ ЛЕВАДО́, hОДО́ АЛЬ-Э́РЕЦ ВЕШАМА́ЙИМ.

יְהַלְלוּ אֶת־שֵׁם יְהוָה כִּי־נִשְׂגָּב שְׁמוֹ לְבַדּוֹ הוֹדוֹ עַל־אֶרֶץ וְשָׁמָיִם׃

 

Стихи 13-14 произносят хазан и община при возвращении свитка Торы в арон а-кодеш. (М. Ковсан)

 

«...ибо лишь Его Имя вознесено...» С приходом Машиаха все чуждые формы суверенности и власти будут стерты с лица земли. Только Бог, чью власть Машиах и представляет, воцарится над человечеством. (Сфорно)

 

Эта молитва говорит о грядущем приходе избавителя, когда все признают, что возвышенно Его Имя одно = לבדו = ЛЕВАДО, а их величие суетно, как сказано: «Заносчивость глаз человеческих унижена будет, и поникнет надменность людская, и возвышен будет Господь один = לבדו = ЛЕВАДО в тот день» (Ис. 2:11). (Радак)

 

Слово «все» встречается в этом псалме десять[15] раз (стихи 2, 3, 7, 9, 10, 11, 14), охватывая все сотворенное Им. И только Бог – один: И Его Единого да хвалят все и вся. (НБК)

 

 

148.14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия.

д7i И# вознесeтъ р0гъ людjй свои1хъ: пёснь всBмъ прпdбнымъ є3гw2, сыновHмъ ї}лєвымъ, лю1демъ приближaющымсz є3мY.

14 ВАЙА́РЕМ КЭ́РЕН ЛЕАМО́ ТЕhИЛА́ ЛЕХОЛЬ-ХАСИДА́В, ЛИВНЭ́ ЙИСРАЭ́ЛЬ АМ КЕРОВО́, hАЛЕЛУЙА́.

וַיָּרֶם קֶרֶן לְעַמּוֹ תְּהִלָּה לְכָל־חֲסִידָיו לִבְנֵי יִשְׂרָאֵל עַם־קְרֹבוֹ הַלְלוּ־יָהּ׃

 

«Он возвысил рог народа Своего…». Как правило, «рог = קרן = КЭРЕН народа» понимается как метафора власти,[16] силы, мощи, которые имеет народ Божий в отношении противников Царства Божьего. Т.е. рог это сила доминирующая над другими. Но как мы знаем всякая физическая сила, преобладание, диктаторство и власть основанная на насилии не приближает к Богу если совершается во Имя Бога. Не через меч и плеть и кандалы, человеческая душа может познать красоту Царства Божьего, но через справедливость, любовь и свободу. Возвышение рога народа Божьего можно понимать, как возвышение через духовную красоту и славу, которыми украшены близкие Богу люди. И здесь, на этот аспект, можно усмотреть намек через слово КЭРЕН.

Слово קרן = КЭРЕН имеет не только смысловое значение «рог», но также значение «луч». Интересен факт, что в латинском переводе, который назван «Вульгата», есть перевод с недоразумением, как раз в стихе[17] (Исх. 34:29) где в оригинале употреблено слово с корнем קרן = КЭРЕН. В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, попричине כי קרן עור פניו = КИ КАРАН ОР ПНАВ. И так как слово «КАРНАИМ» (קרניים) можно перевести, и как «рога», и как «лучи», то фразу כי קרן עור פניו можно перевести как «ибо лучисто = КАРАН было лицо его», и «ибо рогато = КАРАН было лицо его». В латинском переводе было написано о рогах Моисея: «Сornuta[18] esset facies sua» = «рогато было лицо его». И иногда западные скульптуры делали изображение пророка Моисея с рогами.

 

Надпись:  

Лучи на голове пророка Моисея.

 

«Моисей». Статуя работы Микеланджело.
Пророк изображен с рожками вследствие неверного латинского перевода стиха книги «Исход» 34:29.
В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, כי קרן עור פניו = КИ КАРАН ОР ПНАВ. Однако, слово «КАРНАИМ» (קרניים) имеет на иврите несколько значений. И с иврита его можно перевести, и как «рога», и как «лучи». Следовательно, фразу כי קרן עור פניו можно перевести как «ибо было лучисто = КАРАН лицо его», и «ибо было рогато = КАРАН лицо его».

Если в одном варианте метафора слов ВАЙА́РЕМ КЭ́РЕН = «возвысил рог» – это образ укрепления власти народа Божьего среди злодеев и врагов,[19] то в другом варианте ВАЙА́РЕМ КЭ́РЕН = «возвысил луч», – это образ учения, справедливости и божественной Истины открывающийся в жизни общины Божией подобно лучам света во тьме, для внешних и далеких от Истины Божьей людей. Т.е. Бог возвышает общину святых Своих через духовность и силу, подаваемую свыше тем, кто верен Ему. Бог возвысил луч (света) народа Своего … славу всех святых Своих … народа, близкого к Нему». Не жесткое управление власти при поддержке войск и политическая мощь возвышают народ святой, но Свет который несет верующий человек живя по истине и правде Божией. Только красота и сияние лучей Божественного света может пленить и увлечь внешних к Царству Божьему. И Христос призывая народы, призывал не через силу армии и строгость государственной власти, но через Свет Слова Своего и действие Духа Святого, которые просвещают всякого человека.

 

Мессианский аспект метафоры «рога», которым возвышается народ Божий – это Христос. О мессианском аспекте «рога» было упомянуто в комментарии на Пс. 131:17, где объяснялись слова: «Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему». Христос – сила и явление Всевышнего в тварном мире. Им возвышаются святые и слава народа Божьего. Здесь гематрический намек. הקרן = А-КЭРЕН = «Рог» имеет туже гематрию (355), что и Имя Христа, данное Ему иудеями הנצרי = А-НОЦРИ = «Назарянин».[20]

Также Машиах являет Свет Божий,[21] ведь Он Тот о Ком сказано: Был Свет Истины, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Иоан. 1:9). И если Он в Своей Божественной силе является Судьей и спасительным «Рогом» = КЭРЕН возвышающим верных, то Он же является «Лучем» = КЭРЕН Божественного Света просвещающий всякого человека. Видя Его Свет спешат народы приобщится к Божественному Свету и народу общины Его. Об этом написано:

 

1 Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

2 Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.

3 И придут[22] народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. (Ис.60:1-3)

 

По этому месту из пророка Исайи, где говорится о Свете Машиаха, уместно привести двойной гематрический намек на Христа Иисуса. Так фраза קומי אורי כי בא אורך וכבוד  = «Восстань, светись, ибо пришел свет твой и слава» и אורי כי בא אורך וכבוד יהוה עליך = «светись, ибо пришел свет твой, и слава Господня над тобою» (Ис. 60:1), имеют цифровое значение равное гематрии Имени, которым назвается Христос среди иудеев не принявших Его Спасение: ישו הנצרי = ЕШУ А-НОЦРИ = 671. Мессия привлекает к Царству Божьему Светом Истины, а не грозным прещением, страхом власти, и ужасом мучений.

 

Машиах един со Своим народом и общиной святых Божьих людей.[23] Народ возвышаемый Мессией близок ко Всевышнему. И народ который близок к Нему поет славословие Своему Богу. Хвалит Бога и нижний, и вышний мир через призыв, который слышим и мы в этих псалмах хваления: הללו־יה = АЛЕЛУ-ЙА = «Хвалите Господа»! (ПВ)

 

Книга Псалмов содержит молитвы на все времена для общества в целом и для отдельного человека. В мидраше к семьдесят восьмому псалму мудрецы учили: «Пусть человек не думает, будто псалмы не являются Торой. Они воистину Тора». И, значит, к ним надлежит относиться не только как к молитве во всем ее многообразии, но также и как к Учению. В псалмах отражена сущность человека, сотворенного по образу и подобию Божьему.

Среди многообразия голосов в Книге выделяется молитва человека в беде. Наряду с молитвой среди многоголосия Книги выделяется хвала, глас души, восхищенной величием и великолепием творения Божьего. Молитва просит об изменении данной действительности и за это благодарит, в то время как хвала видит в действительности величайшее чудо. Их голоса сливаются. Каждый просит о своем, однако хвала является всеобщей и объединяет всех, от вышних до нижних, включая человека, в ком небо встречается с землей. Для ангелов, светил, бездн и мельчайших живых существ общим является источник их существования. Это объединяет их во вселенской хвале, которую человек изрекает как бы за тех, кто разумом и речью не наделен. (ТаНаХ При Аарон – Теилим)

 

Этот псалом завершается восхвалением Бога благочестивыми людьми. И следующий псалом начинается с хвалы благочестивых, относящейся к тем временам, когда все сыны Сиона будут радоваться избавлению. (Торат Хэсед) 

 

 

 

[1] В синодальном переводе еврейское слово ЦЕВАОТ передано как «Саваоф», через греческий вариант слова κυριος σαβαωθ = КИРИОС САВАОФ. Также и в славянском переводе «гDь саваHfъ». Пример, см. в Ис.10:33.

[2] Силы или ангелы, принимающие участие в суде Всевышнего; одни выступают в роли обвинителей («склоняют налево»), а другие – защитников («склоняют направо») того человека или народа, дело которого разбирается в небесном суде. Таким образом, Суд Всевышнего не только справедлив и милосерден – Он внимательно выслушивает все аргументы за и против обвиняемого. (Я. Синичкин)

[3] О причине бунта части небесных сил подробно было сказано, как в толковании буквы САМЕХ, так и в книге «О Царстве Божьем» в главе «О Сатане».

[4] В оригинале, слово в ктиве имеет множественное число, но минимальное множество – это два.

[5] Надлежит толковать эту фразу следующим образом: «хвалите Его все те звезды, которые светят». Если это так, то звездам, которые светят, следует хвалить Господа, а звездам, что не светят, не следует хвалить. (Бавли. Псахим 2а)

[6] Подробно о нижних водах, и водах вышних, которые превыше небес, см. толкование на букву МЕМ.

[7] Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. (Рим.8:26,27). Одно из пониманий этих слов апостола, как раз в том, что Духом Святым совершается как молитва, так и всякое высокодуховное действие (славословие, жертвенная любовь или пророчество), на которое человек без Божественного действия не способен, как и любое сотворенное Богом животное.

[8] Нужно отметить, что Имя всегда определяет и обозначает свойство. Как правило Имя Бога – это обозначение Его Теофании, т.е. Его самоограничения и имманентности тварному миру. Можно привести пару намеков по гематрии 345, которая является числовым значением слова השם = А-ШЕМ = «Имя». Например, библейские Имена Бога имеют эту гематрию: אל שדי = ЭЛЬ ШАДДАЙ = 345; אל שׂגיא = ЭЛЬ САГИ = «Бог Возвышенный» = 345. Машиах и Божественная явление в Нем, намеком также показывается в цифровом значении 345, через имя Машиаха: שׁילה = ШИЛО = «Примиритель» = 345; צמח צדק זה = ЗЭ ЦЕМАХ ЦЕДЕК = «это Росток праведный» = 345.

[9] О Пентаграмматоне подробно в толковании буквы ШИН.

[10] «ПЕРЕК ШИРА» – это сборник цитат из Танаха, которые подобраны в виде «высказываний» различных представителей живой и неживой природы. Получается, с одной стороны, многоголосая хвала Создателю столь прекрасного мира, с другой – поучительная подборка описаний качеств, которыми Творец наделил свои создания. (р. О. Климовский). Кто написал «Перек шира»? Есть разные мнения. Одни называют царя Давида и его сына царя Шломо. Другие говорят, что рабби Элиэзер Великий или рабби Йеуда а-Наси написали «Перек шира», поскольку они упоминаются в предисловии к этому произведению. Многие приводят слова известного мудреца рабби Моше Терани о том, что легко поверить, что царь Давид написал «Перек шира», ведь после написания псалмов он находился на высочайшем уровне видения духом святости. (р. М. Абрамович. «Свеча Давида»)

[11] Tocефта Авода Зара 17а; ср. Ritba к En-Jakob, ib

[12] Метафора гор и холмов была затронута и ранее в комм. Пс.113:4 через стихи Писания: (Мих.6:2; Ис.2:12-15; Ис.40:4).

[13] Этот вывод делается из того, что слово о вере с горчичное зерно и о горе бросающейся в море было сказано Христом в контексте изгнания беса из бесноватого юноши.

[14] Подробно об этом было сказано в «Эпилог по алефбету».

[15] Число 10, как число полноты, отражаемой в единичных числах. Т.е. вся полнота творения хвалит своего Единого (Одного) Творца.

[16] Рогом называется царство или владычество… рогом пророк назвал крепость и державу, заимствуя образ речи от животных рогатых, которые вооружены рогами и ими защищаются от нападающих. (Феодорит).

[17] Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало лучистым = קרן от того, что Бог говорил с ним. (Исх.34:29)

[18] Можно отметить что в латинском языке слово «рогатый» = сornutо = КОРНУТО, очень созвучно с еврейским словом КЭРЕН = «рог».

[19] Очевидно, что переносные значения слова КЭРЕН = «рог» – это «сила, мощь, владычество» в применении к народу являются признаками власти, свойственной царю. (С. Коппел-Ковтун)

[20] Об этом имени говорилось в толковании буквы НУН. Например, А-НОЦРИ может быть истолковано как «Сохраняющий» или «Росток» = נצר = НЕЦЭР. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и росток = נצר произрастет от корня его; (Ис.11:1)

[21] О «Свете Машиаха» говорилось в толковании предыдущего псалма Пс.147:7, а также в комм. Пс.120:6.

[22] Через гематрию можно усмотреть намек на Машиаха, через Славу Которого приходят народы в Царство Небес, видя Свет Его. ובאו וראו את־כבודי = «и они придут и увидят славу Мою». Чью Славу увидят приходящие? ישו הנצרי = ЕШУ А-НОЦРИ = 671. Также фраза: לאור גוים להיות = «В свет язычникам быть» (Ис.49:6), равна гематрии имени הנוצרי ישוע = ЙЕШУА А-НОЦРИ = 747

[23] Единство Христа и народа можно также показать намеком через гематрию 671. Так фраза: קהל עדת בני = «собрание общины – Сын Мой» а также фраза: בני ישראל ובני = «Сын мой Израиль и Сын Мой» (Исх.14:8) равны в гематрии с именем ישו הנצרי = ЕШУ А-НОЦРИ.


Назад к списку