От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 145 Псалом (текст)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

145 Псалом (текст)

скачать книгу: Комментарий на книгу псалмов 5 том Пс. 119-151 Пасечнюк Виктор.

 

Псалом 145

 

מזמור קמו = МИЗМОР КУФ-МЕМ-ВАВ = Псалом 146

 

В православной богослужебной традиции этот псалом входит во второй изобразительный антифон, который поется на литургии.

 

 

145.1 Хвали, душа моя, Господа.

Ґллилyіа, ґггeа и3 захaріи, рм7є. а7 Хвали2, душE моS, гDа:

1 hАЛЕЛУЙА́, hАЛЕЛИ́ НАФШИ́ ЭТ-АДОНА́Й.

הַלְלוּ־יָהּ הַלְלִי נַפְשִׁי אֶת־יְהוָה׃

 

В надписании псалма в греко-славянских переводах добавлены имена двух пророков Аггея и Захарии.[1] В масоретском тексте этого надписания нет.

 

«Алилуйа». הללו־יה = АЛЕЛУ-ЙА = «хвалите Господа».

Сказал рабби Йегошуа бен Леви: десятью выражениями хвалы пользуется книга Псалмов: «торжеством» = (НИЦУАХ), «мелодией» = (НИГУН), «разумением» = (МАСКИЛЬ), «напевом» (МИЗМОР), «песней» = (ШИP), «блаженством» = (АШРЕЙ), «псалмом» = (ТhИЛА), «молением» = (ТФИЛА), «благодарением» = (ОДАА), «хвалением» = (АЛЕЛУЙА). И АЛЕЛУЙА превосходит их все, ибо включает оно в себя одновременно и хвалу, и Имя Господа. (Бавли. Псахим 117а)

 

 «АЛЕЛУЙА» – пять последних псалмов начинаются и заканчиваются этим словом. Всего таких слов десять, что символизирует десять заповедей,[2] включающих в себя всю Тору. Объясняет раби Шимон бен Лакиш, что «Алелуйа!» – это самый радостный из десяти языков восхваления, которыми были написаны псалмы царя Давида. (Тегилат а-Шем и Иерусалимский Талмуд. Сукка) 

 

Услышав «Аллилуйя!», все в один голос да воспоют хвалу Богу. «Хвали, душа моя, Господа».  Псалмопевец неукоснительно соблюдал все, чему учил других. Он сам готов был возглавить хор, собравшийся по его призыву. Горе нам, если, несмотря на увещевания, обращенные нами к ближним, ничто не шевельнется в наших душах. Лишь нечестивый, восклицая «хвалите!», не добавляет «хвали, душа моя!». Будем же славить Бога всей своей жизнью. (Сперджен)

 

Предыдущий псалом кончается стихом: «Славу Господу провозглашают уста мои». Этот же псалом начинается словами: «Восхвали, душа моя, Господа». Таков порядок душевной зрелости: вначале слава Всевышнему только на устах, а потом ее ощущает сама душа, то есть сама сущность человека. (М. Левинов)

 

Одно из самых верных средств для определения духовного состояния верующего – это интенсивность его хвалы Богу. Когда христианин духовно возрастает, то возрастает и пламенность его прославления Бога. (Лоусон)

 

Хвалою же, как я неоднократно говорил, он называет прославление посредством дел, как и Христос говорит: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5:16); также и Павел: прославите убо Бога теле вашем, и в душе вашей. (1Кор. 6:20). (Златоуст)

 

Первый стих содержит призыв, обращенный автором к себе самому: «Хвали, душа моя, Господа».

Второй стих – ответ на этот призыв: «Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь». Это славный диалог между человеком и лучшей частью его души. (Макдоналд)

 

 

145.2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.

в7 восхвалю2 гDа въ животЁ моeмъ, пою2 бGу моемY, д0ндеже є4смь.

2 АhАЛЕЛА́ АДОНА́Й БЕХАЙА́Й, АЗАМЕРА́ ЛЕЛО́Й БЕОДИ́.

אֲהַלְלָה יְהוָה בְּחַיָּי אֲזַמְּרָה לֵאלֹהַי בְּעוֹדִי׃

 

Аризаль дает неожиданное толкование этого псалма. «Восхвалять буду Господа всю жизнь мою, воспою Богу моему, пока я существую» – не следует человеку рассчитывать на то, что в любом случае, даже если уйдет из этого мира без раскаяния, он будет исправлен в будущем перевоплощении. Поэтому сказано здесь: «...воспою Богу моему, пока я существую». Пока человек в этом мире, в месте, где согрешил, он должен полностью исправить свои грехи. (р. М. Абрамович. «Свеча Давида»)

 

Эта жизнь дана для того чтобы возрастать духовно. Еще здесь, человек должен научится хвалить благодарить и прославлять Творца. Тот, кто в этом мире не перешел от состояния «животной души» к состоянию «духовности», тот в загробном мире уже не сможет сделать этого перехода.

 

10 что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? (Пс.29:10)

 

18 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.

19 Живой, только живой прославит Тебя… (Ис.38:18,19)

 

Только в этом динамичном мире у человека есть возможность исправляться (покаяние) и совершенствоваться в любви (наполняться Духом). Славословие и благословление Всевышнего – это действие Святого Духа. Не наполнившийся им здесь, не сможет быть наполненным в мире загробном. Без Духа же человек подобен животному не имеющему возвышенных чувств и благодатных переживаний. Недостойный сосуд, в загробном мире будет лишен Духа (рассечен),[3] и в аде не сможет возносить искреннюю хвалу Богу.[4] (ПВ)

 

 

145.3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.

г7 Не надёйтесz на кн‰зи, на сhны человёчєскіz, въ ни1хже нёсть спcніz.

3 АЛЬ-ТИВТЕХУ́ ВИНДИВИ́М, БЕВЕН-АДА́М ШЕЭ́Н ЛО ТШУА́.

אַל־תִּבְטְחוּ בִנְדִיבִים בְּבֶן־אָדָם שֶׁאֵין לוֹ תְשׁוּעָה׃

 

Буквальный аспект: Человек надеющийся на человека и оставляющий при этом надежду на Всевышнего – согрешает. Наше упование и надежда – это Господь.

 

5 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. (Иер.17:5)

 

Если мы не должны полагать свое упование на помощь сильных мира сего и думать, что они могут нам помочь, то в равной степени мы не должны и боятся сильных мира сего, опасаясь, что они могут навредить нам. Ни надеяться на их помощь, ни страшиться их угроз. Ничто, ни помощь, ни вред не придет к нам от них, если Господь не будет нам помогать или нас наказывать. (ПВ).

 

Апологетическо-мессианский аспект: Кого-то может смутить фраза этого стиха, если ее применить к Тому, Кто назван Сыном Человеческим. Евангелие называет Мессию – Сын Человеческий. Должны ли мы иметь надежду на Спасение Христово, или Он Тот, на кого надеяться нельзя? Нельзя было бы надеяться на Христа и Его спасение, если бы Он был только Сыном Человеческим = «БЕН АДАМ». Но Он еще и Сын Божий = «БЕН ЭЛОИМ». Да – Он умер на кресте, для того чтобы искупить грех рода человеческого. Но искупив людей, Мессия воскрес. Если бы Христос не воскрес, а как и другие сыны человеческие «возвратился в землю свою», то мы не могли бы иметь надежду на Него.[5] Но Мессия – это Спасение Господне. Так учит нас апостол:


13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;

14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

18 Поэтому и умершие во Христе погибли.

19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.

22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. (1Кор.15:13-22)

 

Апостол Павел в другом месте говорит, что Мессия предсуществовал до своего воплощения в Сына Человеческого, а Его вочеловечивание, это было Его уничижение (Его кеносис). И ради Божественной природы Имя Машиаха стоит выше всякого имени, и перед ним должны поклониться «всякое колено небесных, земных и преисподних». Отсюда вывод, если мы должны Ему поклоняться, то мы обязаны и уповать на Него и на Его Спасение. Ведь «Иисус Христос – Сей есть Господь всех». (Деян. 10:36)

 

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени,

10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил.2:6-10)

 

Христос Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие могли стать сынами Божьими. Он наше упование и наше спасение. Через Христа – Сына Божьего, происходит и произойдет воскресение сынов человеческих, которые без Него, пар и суета. Ведь сказано псалмопевцем:

 

Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. (Пс.61:10).

 

Но Сыну Божьему, как Сыну Человеческому свыше дана власть и Слава. И об этом написано у пророка Даниила.[6]

Надпись:  

Человек получая помощь от благодетелей должен прославить Бога за их милосердие. 
Благословен Ты Господь за то, что мы получили милость из рук посланников Твоих, и благословен Ты за то, что дал дух милосердия тем верным людям, которых посылаешь к нуждающимся для благодеяний им. 
В этом благословении мы прославляем и благодарим Бога за полученную милость и за милосердное сердце благодетелей.
А вот что касается почивших святых Божьих угодников, почитаемых (канонизированных) Церковью, то упование на них как на самостоятельных помощников, это нарушение запрета, особенно если уповающие, (как это бывает в среде простого народа), совершенно забывают о Том, Кто есть настоящий Помощник и Покровитель. (ПВ)

 

«Не полагайтесь на вельмож». В оригинале слово, имеющее два значения: «вельможа» и «благодетель», то есть, богач. Понятно, что это не случайно, так как власть и деньги всегда идут рука об руку. (М. Левинов)

 

«не доверяйтесь вельможам (букв. «доброхотам, благодетелям»). Даже надеясь на человека, в главном уповать нужно на Бога, что Он внушит благодетелю желание помочь. Не будь на то воли Божьей, человек не в силах спасти своего ближнего от беды. Ведь одному лишь Господу принадлежит спасение, и Он вершит его при посредстве людей, как, например, спасение из изгнания в Бавеле пришло через царя Кореша. (Радак)

 

Все добрые дела человека, которые совершаются вопреки корысти и собственного эгоизма, совершаются при поддержке Духа Божьего, Который учит человека жертвенной и бескорыстной любви. Без Божьего Духа, человек остался бы на уровне корыстного и алчного животного. Апостол говорит:

 

17 Всякое даяние доброе, и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов … (Иак.1:17).

 

Чем больше у человека духовности, тем больше может человек бескорыстно любить и совершать дела милосердия.

Человек получая помощь от благодетелей должен прославить Бога за их милосердие сказав, например, так:

 

Благословен ты Господь, Бог наш, Царь вселенной, дарующий нам милость

И милосердие рабам твоим.

 

Т.е. благословен Ты Господь за то, что мы получили милость из рук посланников Твоих, и благословен Ты за то, что дал дух милосердия тем верным своим людям, кого посылаешь для благодеяний к нуждающимся. В этом благословении мы прославляем и благодарим Бога за полученную милость и за то, что Он дал Свой Дух любви и святости благотворителям сделав их своими ангелами (посланниками), для того чтобы Его милосердие было явлено в этом мире. (ПВ)

 

«Не полагайтесь на вельмож = בנדיבים = ВИНДИВИМ» – корень слова, נדיב = НАДИВ, означает «щедрый». Щедрость, – это дух святости, но порой материальность и приземленность одерживают верх, и щедрость покидает человека. Поэтому и написано «не полагайтесь на щедрых», на тех, в ком есть дух щедрости, ибо, как написано в следующем стихе: «Выйдет дух его…», – дух его щедрости, и «вернется он в землю» – возвратится к состоянию, приземленному и материальному. (Хомат анах) 

 

 

145.4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают помышления его.

д7 И#зhдетъ дyхъ є3гw2, и3 возврати1тсz въ зeмлю свою2: въ т0й дeнь поги1бнутъ вс‰ помышлє1ніz є3гw2.

4 ТЕЦЭ́ РУХО́ ЙАШУ́В ЛЕАДМАТО́, БАЙО́М ́ АВЕДУ́ ЭШТОНОТА́В.

תֵּצֵא רוּחוֹ יָשֻׁב לְאַדְמָתוֹ בַּיּוֹם הַהוּא אָבְדוּ עֶשְׁתֹּנֹתָיו׃

 

Буквально: Всякий, даже самый власть имущий и богатый человек зависим от многих факторов. Даже если у него есть планы и намерения, то многое может помешать этому. Болезни, несчастья, смерть. И тогда, все что замыслил человек, все это разрушится и исчезнет вместе с ним. (ПВ)

 

«Выйдет дух его, возвратится он в землю свою». Человек может подумать, что все равно будет исправлена и очищена его душа, и даже после того, как «выйдет дух его», и он уйдет из этого мира без раскаяния. «В тот день пропадет задуманное им – в тот особый день Верхнего суда «пропадет задуманное им». Горе оставившему этот мир без раскаяния, горе ему и его душе.

Поэтому каждый должен вернуться к Творцу, пока светит солнце в этом мире. А того, кто решил раскаяться и вернуться к Всевышнему, ожидает помощь с Небес. Как сказали мудрецы в Талмуде Йома 38б, что с Небес помогают пришедшему очиститься от грехов. И так написано в этом псалме: «Счастлив тот, кому Бог Яакова в помощь, чья надежда на Господа Бога его». (р. М. Абрамович)

 

 

145.5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,

є7 Бlжeнъ, є3мyже бGъ їaкwвль пом0щникъ є3гw2, ўповaніе є3гw2 на гDа бGа своего2,

5 АШРЭ́ ШЕЭ́ЛЬ ЙААКО́В БЕЭЗРО́, СИВРО́ АЛЬ-АДОНА́Й ЭЛО́В.

אַשְׁרֵי שֶׁאֵל יַעֲקֹב בְּעֶזְרוֹ שִׂבְרוֹ עַל־יְהוָה אֱלֹהָיו׃

 

Бог помогает праведникам, которых любит. Если Бог подает Свою помощь нуждающемуся в ней, то блажен человек, которому Бог стал Помощником.

 

Мессианский аспект: Имя, которым назван Всевышний в этом псалме – אל יעקב = ЭЛЬ ЙАКОВ = «Бог Иакова», встречается в Танахе один раз. Но эпитет Бога, связанный с именем праотца Иакова мы уже встречали в Пс. 131:2 псалме. Там Бог назван אביר יעקב = АВИ́Р ЙААКО́В = «Сильный Иакова».

 

2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:

3 не войду в шатер …

5 доколе не найду место Господу, жилища – Сильному Иакова. (Пс.131:2-5)

 

Сильному Яакова = אביר יעקב = «АВИР ЙАКОВ» – Яаков поклялся, что на горе Мория будет построен Храм, и его потомки выполнили эту клятву (Ибн-Ээра).

 

Как уже было сказано ранее, с христианской точки зрения имя «Иаков» намекает на мессианский аспект метафоричной связи Христа и Храма. Так как образ камня в этой главе первый раз соотносится с жилищем Божьим и с Помазанником = «МАШИАХОМ» благодаря Иакову который получил откровение Богоявления и помазал камень.[7]

 

16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как Дом Божий, это врата небесные. …

20 И положил Иаков обет ...

22 то этот камень, который я поставил памятником, будет Домом Божиим... (Быт.28:20-22)

 

Эта связь, «Камень – Жилище Божие – Помазанник» усматривается через имя Иакова и в 131 псалме.[8] Камень есть образ Божьего строения – Святилища, в котором пребывал и являл Себя Бог до времени появления Храма нерукотворного. Ведь и Камень, и Храм – это метафора Того, в Ком обитает полнота Божества телесно[9] – т.е. камень и храм, это метафора Сына Божьего – Сына Человеческого – ИЕОШУА А-МАШИАХА.[10] (ПВ)

 

С именем Иакова связано пророчество о Доме Божьем БАЙТ ЭЛОИМ, так как он видел во сне место Присутствия Творца и помазал камень который был назван Домом Божьим. Помазанник Мессия и образ камня тесно связаны. И где Бог имеет эпитет имени Иакова там таинственно присутствует образ Храма и Образ Машиаха. Здесь уместно привести гематрический намек для любителей этого метода. Так фраза псалма בעזרו אל יעקב = Э́ЛЬ ЙААКО́В БЕЭЗРО́ = «Бог Иакова в помощь его», имеет гематрию = 498. Этаже гематрия и у фразы = בית אלהים = БАЙТ ЭЛОИМ = «Дом Божий» = 498.[11] Нужно отметить что эпитет АВИР = «Мощный», который в 131 псалме связан с именем праотца Иакова, гематрически связан с Именем «Бог Иакова», которое упоминается в этом псалме. Так гематрия имени אביר = АВИР = 213, равна цифровому значению фразы אל יעקב = ЭЛЬ ЙААКОВ.

«Бог Иакова», – это Тот, Кто явил Свое Божественное присутствие в этом мире ограничив Себя в границах этого мира. Он Помазанный Камень[12] – Машиах Божий Спаситель. Он вместил в границы человеческого естества Невместимого и Безграничного Бога. Он Живой Храм Бога Всевышнего. «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». В мессианском аспекте этот стих понимается относительно Господа Машиаха, который есть воплощение Божие и Его кеносис в этом мире. Блажен тот человек, кому помощник Бог Иакова = ЭЛЬ ЙААКОВ – т.е. Мессия Божий, являющийся Домом Всевышнего = БАЙТ ЭЛОИМ. И блажен тот, у кого надежда на Господа Бога своего. (ПВ)

 

Аллегоричный аспект: В книге Зоар есть другое прочтение слова שׂברו = СИВРО = «упование его».

 

«Упование его – на Творца Всесильного своего» (Пс. 145:5) Читай не שׂברו = сивро «упование его», а שׁברו = шивро = «ломка себя». Ибо приятно праведникам ломать себя, совершая одну ломку за другой, и всё это – из-за Творца Всесильного своего. Как сказано: «Но за Тебя умерщвляют нас всякий день». (Пс. 43:23) И также сказано: «Ибо за Тебя терплю я посрамление» (Пс. 68:8). (Зоар Вайакель 67)

 

Блажен человек, который ради Бога ломает своего ветхого человека. Блажен тот, кто не страшится скорбей и гонений за Бога Своего. Крест претерпел Сын Человеческий и ко кресту страдания за Правду призывается принявший спасение Божие.

 

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать …

32 …Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

33 Он же, обратившись … воспретил Петру, сказав: … ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. (Мар.8:31-35)

 

 

145.6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,

ѕ7 сотв0ршаго нeбо и3 зeмлю, м0ре, и3 вс‰, ±же въ ни1хъ: хранsщаго и4стину въ вёкъ,

6 ОСЭ́ ШАМА́ЙИМ ВАА́РЕЦ, ЭТ-hАЙА́М ВЕЭТ-КОЛЬ-АШЕР-БА́М, hАШОМЭ́Р ЭМЭ́Т ЛЕОЛА́М.

עֹשֶׂה שָׁמַיִם וָאָרֶץ אֶת־הַיָּם וְאֶת־כָּל־אֲשֶׁר־בָּם הַשֹּׁמֵר אֱמֶת לְעוֹלָם׃

 

Предыдущий стих говорил о «Помощнике», о «Боге Иакова». Это тот же самый Бог, Который «сотворил небо и землю». Фраза о Боге, «Помощнике, сотворившем небо и землю» присутствует в трех псалмах:

 

2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. (Пс.120:2)

 

8 Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю. (Пс.123:8)

 

6 Помощник Его… сотворивший небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность, (Пс.145:6)

 

1). Помощь от Господа. 2). Помощь в Имени Господа. 3). Помощник – Бог Иакова. (ПВ)

 

 

145.7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,

з7 творsщаго сyдъ њби6димымъ, даю1щаго пи1щу ѓлчущымъ. ГDь рэши1тъ њков†нныz:

7 ОСЭ́ МИШПА́Т ЛААШУКИ́М, НОТЭ́Н ЛЕ́ХЕМ ЛАРЕЭВИ́М, АДОНА́Й МАТИ́Р АСУРИ́М.

עֹשֶׂה מִשְׁפָּט לָעֲשׁוּקִים נֹתֵן לֶחֶם לָרְעֵבִים יְהוָה מַתִּיר אֲסוּרִים׃

 

Буквальный аспект: это воспоминание милостей Божьих явленных своему народу во времена Моисея. «Суд обиженным» – это казни египетские. «Хлеб алчущим», – это чудо небесного хлеба (МАН) в пустыне. «Разрешение узников» – это избавление от оков Иосифа в Египте и его потомков, ставших в последствии подневольными рабами у фараона. (ПВ)

 

Бог вершит правосудие незамедлительно и беспристрастно. Ни один из земных князей не сравнится с нашим Царем, поскольку Ему безразличны богатства и звания. Не взирает Он и на личности. Господь – друг униженным и помощник слабым, воздающий их обидчикам по заслугам. В руках такого Судьи мы в безопасности, если только дело наше правое. Блаженны мы, имеющие такого Повелителя. Обвиняют ли нас в злодеяниях? Попираются ли наши права? Злословят ли нас? Утешимся же тем, что царственный Судья рассмотрит наше дело, и правосудие свершится. (Ч. Сперджен)

 

Рабби Гуна стихи этого псалма вкладывал в уста Иосифа, сопротивляющегося домогательствам жены Потифара и показывающего ей свое упование на Господа:

 

«…выходил он мыть кубки, и накрывать на стол, и стелить постель. А та приходила и говорила ему: – В этом я обездолила тебя; жизнью твоей клянусь, что и далее буду обездоливать тебя! А он говорил ей: «Творящего суд обездоленным» (Пс. 145:7) – Урежу я пропитание твое! А он говорил ей: «Дающего хлеб голодным» – Прикую тебя! – «Господь освобождает узников» – Согну стать твою! – «Господь выпрямляет согбенных». – Выколю тебе глаза! – «Господь делает зрячими слепых». (Мидраш Берешит раба 87:10)

 

Он освобождает – от человеческого гнета, от цепей греха, от когтей мира, от рабства у дьявола, от эгоистичной жизни. (Макдоналд)

 

Узники и рабы могут быть не только те, кто порабощен и пленен людьми. Пленение может быть и духовным. И только Сила Божия может освободить человека от демонских уз. Когда на богослужении в ектенье возглашается прошение об «плененных»,[13] то кроме узников, плененных людьми, мы молимся и о тех, кто содержится в узах страстей – т.е. об одержимых нечистыми духами. (ПВ)

 

Аллегорично-мессианский аспект: Фраза «разрешает узников» имеет и некое отношение к Торе Машиаха.

«Отмена Закона» – фраза, используемая некоторыми учителями, – породила серьезные последствия как для иудеев, так и для христиан… Мидраш по Книге Екклесиаста Коэлет раба 11:8, говорит, что «Тора, что человек учил в этом мире, как будто суета перед Торой Машиаха». Ссылаясь на псалом 145:7, соответствующий Мидраш говорит: «Господь разрешает узников = מתיר אסורים...». Что означает это разрешение (освобождение) узников? Есть такие, кто говорит, что в будущем Святой сделает нечистых животных пригодными для употребления в пищу».[14] Для обозначения «узников» еврейский Ветхий Завет использует здесь слово АСУРИМ = «запретное», вместо обычного в таких случаях слова АСИРИМ, и это привело к дискуссии о запретной пище.[15] Мы помним, как Иисус говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11 и Мк.7:19). Говоря так, Иисус провозглашает всю пищу «чистой» (пригодной для еды). Фактически, ветхозаветные ограничения, касающиеся пищи, подразумевают не столько осквернение тела, сколько осквернение души. Например, в Книге Левит 11:43-44, при упоминании о еде, на иврите дважды подчеркивается: «Не оскверняйте душ ваших = את־נפשׁתיכם = ЭТ НАФШОТЕХЕМ...». Говоря другими словами, это не только вопрос здоровья, но и эстетическая (духовная) проблема. (Ристо Сантала. «Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний»)

 

Нравственный аспект: «Дает хлеб голодным». В третьем стихе говорилось о том, чтобы человек надеялся не на сильных мира сего и не на благотворителей, а на Всевышнего: «Не полагайтесь на вельмож = ВИНДИВИМ» – корень слова, НАДИВ, означает «щедрый».

Есть такой совет: Когда ты беден ты должен уповать на Всевышнего, как будто вокруг тебя, кроме Него никого нет, и тебе помочь никто не в силах. Но когда у тебя перед глазами страдалец, ты должен чувствовать себя так, как будто Бог далеко, и ты единственный, кто может оказать помощь этому страдальцу – «дать ему хлеб». «Дать хлеб голодным», т.е. помочь нуждающемуся, это значит, стать руками Всевышнего в этом мире, стать Его посланником и ангелом. (ПВ)

 

Каждый может достичь уровня ангела Всевышнего, каждый может стать Его посланием (מלאך = ангел, вестник, посланец). Для этого достаточно помочь нуждающимся, ибо это означает, что Всевышний послал вас к нему, чтобы «спасти душу бедного». (М. Левинов)

 

 

145.8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.

и7 гDь ўмудрsетъ слэпцы2: гDь возв0дитъ низвeржєнныz: гDь лю1битъ првdники.

8 АДОНА́Й ПОКЭ́ЙАХ ИВРИ́М, АДОНА́Й ЗОКЭ́Ф КЕФУФИ́М, АДОНА́Й О́В ЦАДИКИ́М.

יְהוָה פֹּקֵחַ עִוְרִים יְהוָה זֹקֵף כְּפוּפִים יְהוָה אֹהֵב צַדִּיקִים׃

 

Надпись:  

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
(Иоан. 9:1-8)
Буквальный аспект: «Господь дает слепым прозреть».  Это ослепшие от болезни глаз, которых Он исцеляет (делает зрячими). Здесь говорится об этой болезни, потому что слепой подобен узнику, прикованному к своему месту. (Радак)

 

Человек, лишенный способности видеть, становится беспомощным, поэтому Всевышний строго наказывает тех, кто обманывает слепых, – в Торе сказано: «Не клади препятствие перед слепым» (Лев. 19:14). Когда Всевышний в будущем исцелит всех людей, то начнет именно со слепых, как написано в этом стихе. (Мидраш Тегилим).

 

Аллегоричный аспект: Нет большего горя и нет больших страданий, чем слепота. И когда Господь придет, чтобы излечить мир, сперва Он излечит слепых, как сказано: «Господь дает зрение слепым». И кто эти «слепые»? Это поколения, которые «передвигаются» в Торе, как слепые... Читают в Торе и не знают, что они читают. Учат – и не знают, что они учат. Но в грядущем: «Прозреют глаза слепых» (Ис. 35:5). (Шохер тов).

 

Нравственный аспект: Сказано в книге псалмов царя Давида: «Всевышний дает прозрение слепым, Всевышний распрямляет согбенных, Всевышний любит праведных». С чего это праведники упомянуты среди калек? Говорил р. Симха-Бунем: – Во-первых, подлинный праведник всегда с несчастными, больными, со всеми, кто нуждается в его помощи. Во-вторых, не случайно здесь упомянуты именно слепые и согбенные: не таковы ли подлинные праведники – не видят грехов ближнего своего и склоняют голову перед Всевышним. В-третьих, есть ли в мире больший калека, чем праведник, осознающий, что он праведник?![16] («Хасидус по-Русски»)

 

Царь Давид пишет в Теилим: АДОНАЙ ОhЭВ ЦАДИКИМ = «Всевышний любит праведников». Казалось бы, ясно дело, кого же любить? Злодеев что ли?! Рав Гинзбург подчеркивает, что написано «праведники», в множественном числе.
Т.е. Он любит не одного, самого величайшего, а многих. Так и мы: упереться и любить одного лишь своего цадика, а других смешивать с грязью из ревности – это не путь Бога. (Ш. Кочубиевский)

 

Можно добавить, что как правило, человек любит праведника только из своего круга, который обусловлен национальностью, религией или другими сближающими факторами. Но Господь любит всех праведников, и для Господа приятны все праведники, праведность которых основана на справедливости. Как и было сказано: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». (Деян. 10:34,35). (ПВ)

 

«Господь любит праведников». Как сказано: «Я люблю любящих...» (Притч. 8:17). Они любят Меня, а Я люблю их. И Он любит праведников за то, что праведность пришла к ним не по наследству... Человек не может стать левитом или коэном, если его отец не является левитом или коэном. Но если он хочет стать праведным – даже если он не еврей, он может стать праведным. Ибо праведность не приходит от отцов, но от самоотверженности самого человека и его любви к Господу... И поэтому сказал: «Господь любит праведников». (Шохер тов).

 

Надпись:  

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. 
(Лук. 13:10-13)
«Господь любит праведников». Всевышний не помогает злодеям, так как они притеснители праведников. Но праведных Бог поддерживает в их скорбях. Почему праведник, которому нужна помощь, страдает, если любим Богом? Может быть праведник не должен быть узником, алчущим, нуждающимся и больным если его любит Бог? Ответ: Написано, «кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». (Прит. 3:12). Бог наказывает кого любит, а любит Бог праведников. Во время вразумления, которое с любовью Всевышний дает праведнику, приходит и Его помощь. И люди, которые благотворят страдальцам, по примеру преподобия, да отверзают, освобождают, восставляют, творят суд, питают, т.е. благотворят только праведникам, а не злодеям, притесняющим праведных.

 

Мессианский аспект: «Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных». Сын Человеческий по Своей любви и будучи Сыном Божьим[17] по любви Своего Отца, придя в мир отверзал очи слепым (Ин.9; Мф.9; 12; 21:14), восставлял согбенных (Мф.4:24, 8:6; и др.). Это есть действие Его любви к роду человеческому. А цель этого действия любви Его, чтобы все стали праведными через Мессию Божьего.

К этому мессианскому пониманию данного стиха, уместно привести гематрический намек. Так фраза, יהוה זקף כפופים יהוה אהב = «Господь восставляет согбенных – Господь любит» имеет такую же гематрию, что и имя ישוע בן אדם = ИЕШУА БЕН АДАМ = «Иисус Сын Человеческий» = 483. (ПВ)

 

 

145.9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.

f7 ГDь храни1тъ пришeлцы, си1ра и3 вдовY пріи1метъ, и3 пyть грёшныхъ погуби1тъ.

9 АДОНА́Й ШОМЭ́Р ЭТ-ГЕРИ́М, ЙАТО́М ВЕАЛЬМАНА́ ЕОДЭ́Д, ВЕДЭ́РЕХ РЕШАИ́М ЕАВЭ́Т.

יְהוָה שֹׁמֵר אֶת־גֵּרִים יָתוֹם וְאַלְמָנָה יְעוֹדֵד וְדֶרֶךְ רְשָׁעִים יְעַוֵּת׃

 

«Пришелец, сирота, вдова» – самые беззащитные группы населения. Часто упоминаются вместе. Например, сказанное о злодеях: «Убивают вдову и пришельца, сирот умерщвляют» (Пс. 93:6). (М. Ковсан)

 

В Торе несколько раз повторяется запрет обижать геров – «пришельцев» из других народов, присоединившихся к закону Бога Израиля, ибо нет у них никого, кто мог бы им помочь. То же сказано о «сиротах и вдовах» – нет у них отца или мужа, который может защитить от обидчика, – Сам Всевышний их защитник (р. Йосеф Хаюн). 

 

«Пришелец, сирота и вдова» слабы, ведь у них нет помощника и хранителя, и потому Тора неоднократно предостерегает относительно них, и Господь их хранит. И Он также хранит сынов Исраэля, когда они пришельцами являются среди народов и слабы, как сирота и вдова.

 «…поддерживает». ЙЕОДЕД означает «возвышение, подъем».

 «…а путь нечестивых кривит». Слабых Он поднимает, а путь нечестивых кривым делает, чтобы они на нем спотыкались и падали. (Радак)

 

Под чьей властью хуже? Сказал рава бар Мехасья со слов Рава: лучше быть под Ишмаэлитами, но не под римлянами, под римлянами но не под персами, под персами но не под ученым мужем[18], под ученым мужем, но не под властью сироты или вдовы.[19] (Бавли. Шабат 11а)

 

«Бойся не сильного грозы, а слабого слезы». (Народная пословица)

 

«Пришелец» (ГЕР), – тот, кто прилепился к общине Израиля оставив свой народ и свои традиции.

Велика любовь Всевышнего к ГЕРАМ. И это подобно царю, у которого были многочисленные стада – утром они выходили пастись и каждый вечер возвращались в его загоны. И однажды вечером привели вместе со стадами оленя, который прибился пастись с козами и овцами и вошел в загон вместе с ними. И наутро снова побежал с ними. Рассказали царю: «Олень ходит с твоими овцами, изо дня в день пасется с ними и ночует с ними». И полюбил царь оленя больше всех. И когда скот отправлялся на пастбище, он наставлял пастуха особенно следить за оленем, чтобы никто его не обидел. И когда олень возвращался на ночлег, царь заботился, чтобы его накормили и напоили – царь очень привязался к нему. И сказал ему пастух: «Господин мой, царь! Сколько козлов и коз, сколько овец и ягнят есть у тебя, а ты меня все время наставляешь только об олене, каждый день ты говоришь мне о нем». Сказал ему: «Для скота привычно пастись так, но олени живут в степи и обычно не заходят в селения, к людям. Но этот олень пришел и поселился у нас. Неужели мы не отплатим ему добром за то, что он оставил просторную степь, где бегают олени и серны, оставил их и пришел к нам?» Так сказал Господь: Большим добром Я должен отплатить геру, который оставил свою семью и отцовский дом и пришел ко Мне. Поэтому Я повелеваю о нем: «Любите гера» (Втор. 10:19) и «Гера не обижайте» (Исх. 22:20). И об этом сказано в псалме: «Господь хранит геров». (Шохер тов)

 

«Путь нечестивых искривляет». Т.е. злодеям, выбирающим по доброй воле зло и идущим кривым путем неправды, Бог не помогает исправиться, но оставляет их на этом кривом пути, который ведет в погибель. Поэтому написано в другом псалме: «путь нечестивых погибнет». (Пс. 1:6). (ПВ)

 

 

145.10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.

‹ ВоцRи1тсz гDь во вёкъ, бGъ тв0й, сіHне, въ р0дъ и3 р0дъ.

10 ЙИМЛО́Х АДОНА́Й ЛЕОЛА́М, ЭЛО́ЙИХ ЦИЙО́Н ЛЕДО́Р ВАДО́Р, hАЛЕЛУЙА́.

יִמְלֹךְ יְהוָה לְעוֹלָם אֱלֹהַיִךְ צִיּוֹן לְדֹר וָדֹר הַלְלוּ־יָהּ׃

 

Этот стих псалма, как и первый стих, в традиции православной Церкви входит в прокимен восьмого гласа на утрене.[20] В еврейской традиции, этот стих входит в состав Кдуша (освящение имени Бога) молитвы Амида.

 

«…царствовать будет…».  Когда это будет? Тогда, когда Господь воцарится вовек.

«…твой Бог, Цион…». Как сказано: «и будет Господь Царем над всею землею» (Зах. 14:9), все мир населяющие признают Его царство. А Цион упоминается потому, что оттуда будет сходить наставление для всего мира. Его признают Царем над всеми, когда Он свершит суд над нечестивыми в долине Йеошафата. (Радак).

 

Мессианский аспект: Царство Божие началось с Сиона где явился Спаситель мира – Христос. Мессия принес Царство Божие – Царство Благодати. По окончании этого мира наступит Царство Божие – Царство Славы. И Царству Божьему не будет конца, так как «Господь будет царствовать во веки». Книга Откровения о Царстве Бога и Его Помазаннике говорит так:

 

15 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. (Откр.11:15)

 

Пророк Даниил также говорил о Царстве Мессии что оно будет вечным:

 

13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему.

14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Дан.7:13,14)

 

Любителям гематрического намека будет интересно узнать, что фраза ימלך יהוה לעולם אלהיך ציון = «Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион» имеет цифровое значение что и Имя ישוע בן אלהים = ИЕШУА БЕН ЭЛОhИМ = «Иисус Сын Божий» = 524.

Да царствует над нами Господь Бог, и Божественный Царь ИЕОШУА А-МАШИАХ БЕН ЭЛОhИМ, во веки веков. АЛИЛУЙА! (ПВ)

 

 

 

[1] Зигабен в своем толковании, ссылаясь на Феодорита, говорит, что греческий перевод семидесяти не имел в надписании имен пророков. Но сегодня в греко-славянском варианте переводов эти имена присутствуют. «В некоторых же списках к сей надписи прибавлено и сие: «Аггея и Захарии»; хотя сих имен не имеется ни в еврейской, ни у Семидесяти, ни у переводчиков псалмов в шестистолбцовом, по замечанию Феодорита». (Зигабен)

[2] Кроме 10 заповедей можно аллегорично с числом десяти возгласов алелуйа сопоставить десять чувств человека (5 чувств души и 5 чувств тела). В этом намек на призыв славить Бога всеми 10 чувствами. (ПВ)

[3] Тот «первоначальный капитал» который нам дан как великим купцам для купли и умножения доверенного, будет отнят у тех, кто не войдет в Царство Славы. «У неимеющего отнимется и то, что имеет» (Лк.19.26). Если здесь, в этой жизни, даже самый отъявленный злодей может по голосу совести Духа Святого умилиться, раскаяться, обратить свой путь к Богу, то там, в аду, ничего доброго уже не будет, там отнимется и то, что он имел. Тот голос Божий – совесть, отнимется от него, голос Духа Божьего умолкнет навсегда. Останется «голый» разум, оценивающий реальность загробного бытия. Сожаление о грехах будет, но это, не то покаяние, которое дает исцеление. И прославлять Бога там, никто не сможет, как не могут его прославить здесь, сожженные в совести своей. Словами в преисподней человек может прочитать хвалебный псалом, но безблагодатная душа лишенная Духа, произнесет лишь «голые» слова, а хвалы же и благодарения не будет. Человек сможет выдавить из себя слова «я люблю Тебя», а любви не будет. Только Духом Божиим мы можем славословить Бога, любить Его, и ближнего своего. В аду это станет невозможным по причине отнятия того, что человек имел на земле и не приумножил. «Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Алилуйа» (Пс.113:25,26). Там не славословят Бога, потому что отнят Дух Божий от противящихся Ему. «Открой очи Твои, посмотри, потому что не мертвые в аде, которых дух взят из внутренностей их, воздадут славу и хвалу Господу; но человек, скорбящий о великости бедствия, который ходит поникши и уныло, и глаза потусклые и душа алчущая воздадут славу и правду Тебе, Господи» (Вар.2:17-19). Ад страна безблагодатная. Не вместившие Бога здесь, там уже подобны сатане, которому уготован огонь вечный. Не вместившие Бога, – пустые сосуды без огня Духа Святого, как ныне пуст и сам сатана со своими единомышленными ангелами. Василий Великий высказывал экзегетическое мнение по поводу евангельских слов Христа о рассечении: «и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:51). Слово «рассечет его» означает, – отделит от человека благодать Божию. Тот талант, который был дан и не приумножен, будет отнят от негодного и лукавого раба. У евангелиста Луки также есть строка об рассечении. «Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными». (Лук.12:46). (ПВ «О Царстве Божьем»)

[4] См. комментарий на Пс. 6:6

[5] Кто-то может возразить, сказав, что воскресение это дело веры, и нет доказательства что Христос воскрес и выйдя из Шеола взошел к Отцу. Но те может так возразить забывают, что Христос до Своих страданий и смерти дал своим ученикам знамение, доказывающее то что Он Сын Божий, и что по сошествии в Шеол, Он выйдет из него, и пойдет к Отцу. Это доказательство есть знамение и обетование схождения Святого Духа на верующих в Спасение Христово. Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. (Иоан.16:7)

[6] Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Дан.7:13,14)

[7] Так как здесь символичное помазание камня елеем.

[8] См. подробно в комм. Пс.131:2

[9] Ибо во Христе обитает вся полнота Божества телесно… (Кол.2:9)

[10] Дополнительный драш по образу камня и главенству Машиаха см. в комм. Пс.149:2

[11] Эта же гематрия и у имени: 498 = יהוה אל אמת = ЙХВХ ЭЛЬ ЭМЕТ = «Господь Бог истины».   

[12] Подробно в приложении к букве ТАВ «Образ камня и скалы. ИВ иудейской традиции есть учение о двух Машиахах. Машиах бен Давид и Машиах бен Иосиф. Бен Давид – из колена Иуды, представителем коего являлся царь Давид. В благословении Иуды дается пророчество о Мессии. Но Иаковом в благословении Иосифа, тоже упоминается Машиах. Иосиф – отрасль плодоносная, отрасль плодоносная над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук Мощного Иаковлева = אביר יעקב = АВИР ЙАКОВ. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева. (Быт.49:22-24). Через пророческое благословение из книги Бытия, Имя Всевышнего «АВИР ЙАКОВ» = «Сильный Иакова» в этом псалме соотносимо с Машиахом.

[13] «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся»

[14] Что означают слова Писания: «Господь разрешает узников = מתיר אסורים = МАТИР АСУРИМ» (Пс.145:7), которые можно также понять, как «разрешает запрещенное»? Некоторые объясняют: «в будущем Господь объявит всех животных, считающихся нечистыми, чистыми, как в допотопные времена. Если так, то для чего Он объявил их нечистыми? Чтобы проверить, кто послушается Его слова, а кто нет. Однако в будущем Он разрешит все, что ныне запрещено». (Мидраш Теилим 146:7). (А. Бленд)

[15] Глагол לאסור = ЛААСОР, корнем которого является אסר, в иврите буквально означает посадить под арест. Поэтому в Псалме используется выражение МАТИР АСУРИМ = «разрешает (освобождает) узников». Однако, это же слово означает запрет. Поэтому данное выражение может также означать, что все то, что было когда-либо запрещено, станет разрешенным или допустимым… Мидраш «Шохер Тов» говорит не именно о свинье, но обо всей пище, запрещенной для употребления. (Шапира. «Возвращение кошерной свиньи»)

[16] Здесь, в третьем пункте, имеется ввиду и осуждается тщеславие и гордость человека религиозного и соблюдающего постановления закона.

[17] Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. (Иоан.3:16,17). …да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. (Иоан.17:23)

[18] Ученого мужа опасно гневить – он может наложить тяжкое наказание или проклясть.

[19] По Раши «из-за их слез». Обидевший сироту или вдову навлекает на себя гнев Божий (Исх. 22:21-23). А потому кто имеет дело с сиротой или вдовой должен быть предельно осторожен, чтобы не вызвать их слез.

[20] На утрени прокимен Гл 8: Воцарится Господь во век, Бог Твой, Сионе, в род и род. Стих: Хвали, душе моя, Господа, восхвалю Господа в животе моем.


Назад к списку