Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
137 Псалом (текст)
скачать книгу: Комментарий на книгу псалмов 5 том Пс. 119-151 Пасечнюк Виктор.
Псалом 137
מזמור קלח = МИЗМОР КУФ-ЛАМЕД-ХЕТ = Псалом 138
Еврейские букво-цифры этого псалма קלח = «138», образуют слово КЕЛАХ = «струя».[1] Прославление Всевышнего, возносимое Давидом, будет повторятся не только его народом, но и всеми народами мира, которые познали Всевышнего и Слово Его. Не только Давид славил Бога, но и цари народов мира его словами прославляли и будут прославлять Творца. Как струя воды будет литься прославление Бога из уст смиренных и покорных Богу людей, которые познали пути Бога, и которых знает Бог. (ПВ)
137.1 Давида. Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе.
Pал0мъ дв7ду, ґггeа и3 захaріи, рlз. а7 И#сповёмсz тебЁ, гDи, всёмъ сeрдцемъ мои1мъ, и3 пред8 ѓгGлы воспою2 тебЁ, ћкw ўслhшалъ є3си2 вс‰ глаг0лы ќстъ мои1хъ:
1 ЛЕДАВИ́Д ОДЕХА́ ВЕХО́ЛЬ-ЛИБИ́, НЭ́ГЕД ЭЛОhИ́М АЗАМЕРЭ́КА.
לְדָוִד אוֹדְךָ בְכָל־לִבִּי נֶגֶד אֱלֹהִים אֲזַמְּרֶךָּ׃
«Давида». Псалом расположен относительно других псалмов весьма удачно. Очевидно, составитель божественной Псалтири глубоко чувствовал внутреннюю связь между псалмами. Если в псалме 136 речь шла о молчании перед кощунниками, то в этом мы слышим дерзновенное свидетельство. Есть время для священного безмолвия: мы не должны метать бисер перед свиньями; и есть время для открытого исповедания: мы не должны быть трусами. (Сперджен)
ЛЕ-ДАВИД = «Давида». Надписание в оригинальном еврейском тексте упоминает имя Давида. Церковно-славянский перевод, вопреки греческому переводу, добавляет к Давиду еще имена и двух пророков Аггея и Захарии.
Славлю Тебя всем сердцем моим = ОДЭХА́ ВЕХО́ЛЬ-ЛИБИ́… Есть два псалма которые начинаются похожей фразой.
2 Славлю, Господа, всем сердцем моим = אודה יהוה בכל־לבי = ОДЭ АДОНАЙ ВЕХОЛЬ-ЛИБИ, возвещать все чудеса Твои. (Пс.9:2)
1 Славлю, Господа, всем сердцем = אודה יהוה בכל־לבב = ОДЭ́ АДОНА́Й ВЕХОЛЬ-ЛЕВА́В в совете праведных и в собрании. (Пс.110:1)
В 9 и 110 псалме в этой фразе присутствует Имя Господне – אודה יהוה = ОДЭ Й.Х.В.Х. В этом 137 псалме Имя опущено, а сказано ОДЕХА́ = «славлю Тебя». Нужно сказать, что Таргум добавил Имя в эту фразу псалма.
1 Славлю Тебя Господь, всем моим сердцем; перед судьями я пою тебе. (Таргум Теилим 138:1)
Септуагинта,[2] как и Таргум также добавляет Имя «Господь» = κυριε. (ПВ)
Славлю Тебя всем сердцем моим. Мысли Давида были так переполнены Богом, что он даже не упомянул Его имени. Для псалмопевца не существовало иного Бога; Он знал Господа столь близко и глубоко, что, обращаясь к Нему, думал о Нем так же, как мы думаем об отце или о друге – не вспоминая Его имени. Мысленно он видел перед собой Господа и говорил Ему: «Ты». (Сперджен)
Перед богами = ЭЛОИМ пою Тебе. Таргум уточняет кого нужно подразумевать под теми, кто в оригинальном тексте назван ЭЛОИМ. Таргум говорит о судьях: «перед судьями я пою тебе». Греческий и славянский текст говорит об ангелах. (ПВ)
«Пред ангелами», т.е. с ангелами, буду воссылать песнь, стараясь соревновать им, или ликовствуя с горними силами. Ибо хотя по природе те и другие различаются, но усердием я постараюсь стоять вместе с ними. Или: я буду петь благоговейно, воображая себе находящихся здесь и смотрящих ангелов». (Иоанн Златоуст)
НЭГЕД ЭЛОИМ = «Пред сильными» – обычно переводят «пред владыками» или «пред ангелами», и есть мнение, что можно перевести перед «судьями» и «мудрецами». (Мецудат Давид)
Если Иоанн Златоуст говорит о положительном аспекте святости ангелов, то у Раши возможно понимание через прочитанное слово КЭНЕГД = «напротив», «наперекор», что псалмопевец покланяется Богу вопреки желанию власть имущих людей, язычников, и даже ангелов противления, ангелов обвинителей. Сатана против союза человека и Бога, и старается разрушить этот союз. Но верный Богу человек покланяется и поет Богу вопреки усилиям сатаны. (ПВ)
Наперекор власть имущих буду тебе петь… – На глазах у князей и (ангелов).[3] (Раши)
Прославление Господа – это служение ангелов, служение небес. Пред ангелами, то есть в собраниях верующих, где по-особому присутствуют ангелы (1Кор. 11:10). (М. Генри)
Интересна фраза ВЕХО́ЛЬ-ЛИБИ́ = «всем сердцем моим». Буквально: в сердце не остается места для иного, как только для пения и прославления Всевышнего. В аскетическом аспекте, намек на две «палаты» эмоциональной души человека (РУАХ), которая соотносится с сердцем (ЛЕВ) человека. Сердце стоит между нижним – плотским уровнем души (НЕФЕШ) которая соотносится с печенью (КАВЕД), и высшим – духовным уровнем души (НЕШАМА), которая соотносится с мозгом (МОАХ).[4] Сердце выбирает сторону плоти или духа (печени или мозга). Выбирая, сердце становится союзником либо высшего, либо низшего, в их противостоянии друг с другом. Духовное пение освящает все сердце. Ум входит в сердце через свои «верхние врата», и силой Божией через Имя, Слово и Дух, происходит освящение «верхней комнаты» сердца. Сердце, ставшее союзником уму, отдает под власть ума и «нижнюю палату» которая имеет «нижние врата» печени. И вторая комната освящается пением Богу через Имя Слово и Дух. И чувства «печени» (а печень сопоставляема с животной душой), которые ранее враждовали на правду Божию, успокаиваются силой Божьей. Сердце, выбравшее правильного союзника (ум), становится обителью тех же чувствований, что и во Христе Иисусе. (Фил. 2:5). Вот тогда появляется у человека дерзновение петь Всевышнему и перед ангелами, и пред власть имущими. (ПВ)
137.2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю Имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.
в7 поклоню1сz ко хрaму с™0му твоемY и3 и3сповёмсz и4мени твоемY њ млcти твоeй и3 и4стинэ твоeй, ћкw возвели1чилъ є3си2 над8 всёмъ и4мz твоE с™0е.
2 ЭШТАХАВЭ́ ЭЛЬ-hЕЙХА́ЛЬ КОДШЕХА́ ВЕОДЭ́ ЭТ-ШЕМЭ́ХА, АЛЬ-ХАСДЕХА́ ВЕАЛЬ АМИТЭ́ХА, КИ hИГДА́ЛЬТА АЛЬ КОЛЬ ШИМХА́ ИМРАТЭ́ХА.
אֶשְׁתַּחֲוֶה אֶל־הֵיכַל קָדְשְׁךָ וְאוֹדֶה אֶת־שְׁמֶךָ עַל־חַסְדְּךָ וְעַל־אֲמִתֶּךָ כִּי־הִגְדַּלְתָּ עַל־כָּל־שִׁמְךָ אִמְרָתֶךָ׃
Буквально: Святой Храм – дом, где находился ковчег. За милость Твою и за Твою верность. Милость – то, что Он даровал Давиду царство. Верность – то, что после спасения от многочисленных бед Он исполнил для него изреченное о царстве, как обещал ему. (Радак)
Мессианский аспект: Наш храм – Христос, и мы в своем славословии должны взирать на Него с верою, как на Посредника между нами и Богом. (М. Генри)
«Ибо превыше всего Имя Твое Слово Твое». Связь слов можно понять несколько иначе. В Синодальном переводе мы читаем: «ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого Имени Твоего»; сходное понимание в некоторых новейших переводах, например, у М. Бубера. В таком случае «Имя» Божие приходится понимать в значении Его внешней, так сказать, «репутации», и речь идет о том, что слово Божие больше, чем любые человеческие представления о Боге.[5] (С. Аверинцев)
«Ибо возобладало над всяким Именем Твоим Слово Твое». Слово Бога – Мессия. Здесь возможно увидеть намек, на откровение Спасительного Имени Бога в Имени Машиаха.[6] Об этом Имени апостол сказал: ибо нет другого Имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. (Деян. 4:12).
Иеошуа а-Машиах открылся нам как Слово Творца.[7] Слово Божие явилось в лице Мессии. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». (Откр. 19:13)
Славлю Имя Твое за милость и истину Твою. ХЭСЕД = «милость», ЭМЕТ = «Истина». Милость не может быть вне Истины. Милость не обходит стороной справедливость. Милость не противоречит Истине. Истина основание Милости. Милость Творца утверждена на Истине, и это есть путь Его в этом мире. Эти великие атрибуты Божьего действия в этом мире, являются главной причиной для прославления Имени Божьего всеми, кто познал путь Его в этом мире.
Чарльз Сперджен говорит, что что Имя Господа более всего подвергается нападкам именно из-за этих двух качеств: милости и истины. Т.е. не познавшие путей Божьих, которые состоят в справедливости и в милости, считают Бога либо чрезмерно жестоким в Своей справедливости, либо несправедливым из-за милостивого потворства злу, по Своей чрезмерной любви. Но это недоразумение хулящих имя Божие имеет место быть лишь только по причине того, что они не познали путей Божьих. Ведь в четвертом и пятом стихах сказано о том, что всякий услышавший Слово из уст Творца, воспоет Его пути. (ПВ)
137.3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.
г7 Въ џньже ѓще дeнь призовy тz, ск0рw ўслhши мS: ўмн0жиши мS въ души2 моeй си1лою твоeю.
3 БЕЙО́М КАРА́ТИ ВАТААНЭ́НИ, ТАРhИВЭ́НИ ВЕНАФШИ́ ОЗ.
בְּיוֹם קָרָאתִי וַתַּעֲנֵנִי תַּרְהִבֵנִי בְנַפְשִׁי עֹז׃
Первая половина сего стиха повторяется и в псалме 101:3. (Разумовский)
Особенность, на которую необходимо обратить внимание, что Бог дает не телу, а именно душе мощь и силу = «ОЗ». Почему? Потому что даже весьма сильные телом бывают бездейственны, если в их душе нет силы, которая побуждает тело на действие. И наоборот, даже слабые телом, могут совершить многое, если наделены силой и крепостью души. Божественная поддержка и крепость, и самого слабого делает могучим. Ведь даже «животная душа» = НЕФЕШ БЕhЕМА,[8] когда сильна, всегда борется за жизнь, за пищу, за более лучшие условия чем у других. Но действует такая душа, как правило вопреки Слову Бога преследуя собственную корысть. Обычно духовный человек не имеет сильной «животной души», т.е. не имеет сил и желания бороться любой ценой за «счастье под солнцем» преступая моральные ограничения, положенные Богом. Но духовный человек сознавая свою немощь, для того чтобы получить силу Бога и действовать по воле Творца в истине, входит через Слово и через призывание Имени, Духом Святым, в присутствие Божие, туда, где Бог внемлет, и подает ему силу Свою. Душа человека побуждает тело к действию. Животная душа побуждает действовать по животному инстинкту в интересах корысти. А душа, наполненная Божественной силой, побуждается к действию по Истине.
Слабый телесно – смирен пред Богом. Слабый телом уповает на Бога, и ищет только Божьего. И за свое смирение получает помощь и силу. Как и написано:
6 Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Иак.4:6)
9 Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»…
10 …когда я немощен, тогда силен. (2Кор.12:9)
Этот аспект смирения и гордости Давид отразил в шестом стихе этого псалма. (ПВ)
137.4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих
д7 Да и3сповёдzтсz тебЁ, гDи, вси2 цaріе зeмстіи, ћкw ўслhшаша вс‰ гlг0лы ќстъ твои1хъ:
4 ЙОДУ́ХА АДОНА́Й КОЛЬ-МАЛЬХЕ-А́РЕЦ, КИ ШАМЕУ́ ИМРЭ-ФИ́ХА.
יוֹדוּךָ יְהוָה כָּל־מַלְכֵי־אָרֶץ כִּי שָׁמְעוּ אִמְרֵי־פִיךָ׃
Буквальный аспект: Все цари земные. Давид сознает, что его хвала несоразмерна величию Господа, и потому мечтает о том дне, когда к ней присоединят свои голоса все цари земли. Однако реальность ветхозаветной истории являла собой полную противоположность мечте псалмопевца: правители других народов не только не восхваляли Господа, но и дружно восставали против Него. Лишь с пришествием Иисуса Христа, когда Благая Весть достигла языческих народов, они вместе со своими царями присоединились к хору восхваляющих Господа. (Комм. Новой Женевской Библии)
Метафоричный аспект: Те есть цари, кто над грехами царствуют. (комм. отцов ТСЛ)
Чтение Священного Писания услышать просто. Просто, и прочесть его самому. Но слышать Слово Божие могут не все. Те же кто услышит Слово из уст Его, и познает милость и истину Его, обязательно прославят Господа и воспоют пути Его. Слово Бога изливается струей живой воды из уст Бога в человеческое сердце, и струей воды истекает из сердца человека прославление Всевышнего за милость и истину Его. (ПВ)
В Талмуде есть драш по этому стиху о истинности Слов Бога:
Ула Великий учил у дверей дома патриарха: О чем написано: «Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих» (Пс. 137:4)? Сказано не «слово уст Твоих», но «слова уст Твоих». Когда сказал Святой, благословен Он: «Я Господь, Бог твой» и «Да не будет у тебя других богов кроме Меня» (Исх. 20:2-3), сказали народы мира: лишь почета Себе Он требует. Когда же сказал Он: «Чти отца твоего и мать», то раскаялись и признали две первые заповеди.
Сказал Рава: Отсюда учим это: «Начало речи Твоей – истина» (Пс. 118:160). Начало речи Твоей, но не конец речи Твоей? Конец речи показал, что начало речи истинно.[9] (Бавли. Кидушин 31а)
137.5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.
є7 и3 да воспою1тъ въ путeхъ гDнихъ, ћкw вeліz слaва гDнz:
5 ВЕЯШИ́РУ БЕДАРХЭ́ АДОНА́Й, КИ-ГАДО́ЛЬ КЕВО́Д АДОНА́Й.
וְיָשִׁירוּ בְּדַרְכֵי יְהוָה כִּי גָדוֹל כְּבוֹד יְהוָה׃
«Цари воспоют пути Господни». Как бы ни был порочен системный режим всякой деспотичной государственной и царской власти, тяготеющий к авториторизму отдельных личностей и политических партий, все же, с каждым веком распространения благой вести Нового Завета, несмотря на различные перекосы и отклонения, в общемировой цивилизации идеалы и тенденции стремились к подражанию путям Господа. Справедливость и Милость – вот путь Господа в этом мире. Кто ищет Бога и стремится к Нему, тот уравнивает свои пути согласно путям Божьим. Человеческая цивилизация в своем менталитете за 2000 лет христианства от языческого беззакония и жестокости возросло до понимания и приятия законов милости и справедливости. О тринадцати атрибутах милосердия, которые выводятся из слов Бога о Своих путях,[10] было подробно истолковано в комментарии на Пс. 102:7-9, Пс. 135:1.
Святоотеческий комментарий ТСЛ, под путями Бога разумеет воплощение Христово. Что не противоречит справедливости и милости Божественного действия. Ведь Его воплощение ради нашего спасения – это милость Его, а его смерть за грех мира это сохранение суда и справедливости Его, при которых наказание за грех обязательно должно совершиться.
Цари народов мира прославили спасительный промысел Бога о роде человеческом (Его пути) совершившийся во Христе Иисусе. Здесь уместен гематрический намек. Фраза וישירו בדרכי יהוה כי גדול כבוד = «и воспоют пути Господни, ибо велика слава» (Пс. 137:5), своим числовым значением 899 указывает на Машиаха. Так как гематрия имени משיח ישראל = МАШИАХ ИСРАЭЛЬ = «Мессия Израиля» также = 899. (ПВ)
137.6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.
ѕ7 ћкw выс0къ гDь, и3 смирє1нныz призирaетъ, и3 высHкаz и3здалeча вёсть.
6 КИ-РА́М АДОНА́Й ВЕШАФА́ЛЬ ЙИРЪЭ́, ВЕГАВО́hА МИМЕРХА́К ЙЕЕДА́.
כִּי־רָם יְהוָה וְשָׁפָל יִרְאֶה וְגָבֹהַּ מִמֶּרְחָק יְיֵדָע׃
Возможно несколько вариантов прочтения.
Господь высок, издали знать дает (или: и высокомерного издали сокрушит). Он высок, и издали, т.е. с небес, Он людям дает знать Свои пути, чтобы они знали, что Он их видит.
А некоторые понимают יידע = ЙЕЕДА как означающее «сокрушение»,[11] подобно «и сокрушал = וידע = ВАЙОДА ими жителей» (Суд. 8:16). Иначе говоря, Он возвышен, но видит униженного и благотворит ему, и сокрушит Он высокомерного и гордого, хотя тот думает, будто Он от него далеко. (Радак)
Таргум также переводит слово ЙЕЕДА в аспекте наказания.
6 Возвеличен Господь, но Он будет смотреть на смиренного всегда; и Он смирит гордых с небес издалека. (Таргум Теилим 138:6)
«Возвышен Господь», но всегда поднимет и поддержит тех, кто унижен другими, и
накажет высокомерных нечестивцев (Мецудат Давид).
Возвышен Господь, но видит смиренного. Всевышний видит того, кто унижен в собственных глазах. Тот же, кто считает себя великим, неспособен увидеть даже величия Всевышнего (не говоря о тех, кто кроток и смирен). (Рабби из Козинеи).
Человек должен задуматься о великой тяжести греха гордыни, принимая во внимание, что запрет ее – одна из 613 заповедей Торы, в которой сказано: «И возгордится сердце твое, и забудешь Господа, Бога твоего» (Втор. 8:14), и еще: «Берегись, чтобы не забыть Господа, Бога твоего» (Втор. 8:11), как говорится об этом в «Сефер Мицвот Гдолот». И сказали наши мудрецы (Бавли. Сота 4б-5а): «Каждый человек, в котором есть гордыня, как будто служит идолам… и как будто отрицает основы веры… и Шхина сказала о нем (Пс. 137:6): «И высокомерный – издалека наказан будет». И все время, пока человек желает возвеличить свое имя в мире, оно пропадает и уменьшается, и становится презренным в глазах людей. (р. Исраэль Меир а-Коэн из Радина)
Другое прочтение: Сказал рабби Эльазар: Шхина рыдает о том, чей дух высокомерен, как сказано: «Ибо возвышен Господь, но униженного видит, а высокого – издалека узнает (оплакивает) = ЙЕЙЕДА» (Пс. 137:6). (Бавли Сота 5б)
Этот глагол יידע = «ЙЕЙЕДА», р. Эльазар понял в значении «скорбит, оплакивает». Таким образом, еще прежде «издалека», чем высокомерного «высокого» постигает наказание, Сам Всевышний его оплакивает. (А. Ольман)
…гордого наказывает издали – Почему издали. Гордого видит Бог чтобы наказать. Т.е. заранее предвидит Бог гордость человека и смиряет его, для исправления скорбями. Гордый наказывается Богом еще до того, как начнет творить свои беззакония по гордости своей. Для того чтобы смирился и покаялся.
Через греческий перевод этого стиха отцы Церкви усматривали и указание предведение Божие. Т.е. смысл стиха понимается так: «Высок Господь: и смиренного видит»: Сам Бог Высок и недоступен, но даже смиренных и незаметных людей Он знает и видит. Но вместе с тем, Он видит и то что недоступно людям – будущие судьбы мира. «…И высокая (нечто великое, грандиозное) издали узнает». Так Иоанн Златоуст говорит: «Что же значит: и «высокая издалеча весть»? Здесь говорится о предвидении, которое особенно свойственно силе Божией… Бог не просто знает высокое (т.е. имеет полноту знания об этом мире), но знает на большом расстоянии, то есть прежде, нежели сбудутся какие-то великие события. Бог знает прежде, нежели исполнилось, прежде, нежели осуществилось на деле». (ПВ)
137.7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.
з7 Ѓще пойдY посредЁ ск0рби, живи1ши мS: на гнёвъ вр†гъ мои1хъ простeрлъ є3си2 рyку твою2, и3 сп7сe мz десни1ца твоS.
7 ИМ-ЭЛЕ́Х БЕКЭ́РЕВ ЦАРА́ ТЕХАЕ́НИ, АЛЬ АФ ОЕВА́Й ТИШЛА́Х ЙАДЭ́ХА ВЕТОШИЭ́НИ ЕМИНЭ́ХА.
אִם־אֵלֵךְ בְּקֶרֶב צָרָה תְּחַיֵּנִי עַל אַף אֹיְבַי תִּשְׁלַח יָדֶךָ וְתוֹשִׁיעֵנִי יְמִינֶךָ׃
Если я пойду посреди тесноты… Интересно условие для оживления человека силой Божьей и Божественного покровительства и защиты которое можно усмотреть в словах этого стиха.
Среди тесноты скорбей и напастей могут жить не только праведники, но и грешники. Но здесь через слово ИМ = «если», нам дается понимание, что сила Божия в том случае чудесно покрывает и содействует человеку, если = «ИМ» он, добровольно совершает свой путь среди напастей и тесноты = «ЦАРА». Как это понимать? Христос сказал о узком и тесном пути = «ДЕРЕХ ЦАРА».
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Матф.7:13,14)
Человек вправе выбирать свой путь, и человек ищет спокойной жизни без притеснений и скорбей. Для этого человеку приходится как правило поступаться с голосом совести и принципами истины. Человек учится жить в согласии не с Богом и голосом совести (голос Его советов в нашем сердце), а в согласии с неправдой и нечестием этого мира. Ассимилировавшийся с ложью человек плывет по течению мутных вод неправды. Ему вольно и просторно. Человек не конфликтует и не противостоит неправде через исполнение правды в собственной жизни. Он свой среди врагов Истины. Он никогда не возвысит голос против зла и лжи. Он никогда не встанет за правду боясь последствий своего восстания. Но если пойдет = «ИМ-ЭЛЕ́Х» добровольно в своей среде против неправды за Истину, то оказавшись в среде = БЕКЭ́РЕВ врагов = ЦАРИМ,[12] обязательно получит поддержку Всевышнего, Который будет оживлять душу исповедника правды, и спасать его от притеснителей силой десницы Своей.
Чтобы достигнуть земли живых и быть оживленным, каждому живущему осталось только выбрать узкие врата и тесный путь скорбей за Истину, которые ведут в жизнь вечную. (ПВ)
19 …Выбери жизнь, дабы жил ты и потомство твое… (Втор.30:19)
137.8 Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.
и7 ГDь воздaстъ за мS: гDи, млcть твоS во вёкъ: дёлъ рукY твоє1ю не прeзри.
8 АДОНА́Й ЙИГМО́Р БААДИ́, АДОНА́Й ХАСДЕХА́ ЛЕОЛА́М, МААСЭ́ ЯДЭ́ХА АЛЬ-ТЭ́РЕФ.
יְהוָה יִגְמֹר בַּעֲדִי יְהוָה חַסְדְּךָ לְעוֹלָם מַעֲשֵׂי יָדֶיךָ אַל־תֶּרֶף׃
Господь совершит = יגמר = ЙИГМО́Р за меня! Слово גָּמַר = ГАМАР может означать «заканчивать, прекращать, совершать». Но возможно понимание этого слова как «отплачивать, воздавать». Именно в этом аспекте переводит это слово Таргум:
8 Господь отплатит им злом за меня; Господи, Твоя милость навсегда, Ты не оставишь дело рук Своих. (Таргум Теилим 138:8)
Радак толкует в другом аспекте.
Господь завершит для меня. Как Он начал благотворить мне, так Он завершит милость Свою для меня. (Радак)
Оба смысловых значения, как «отплата», так и окончание, т.е. окончательное совершение милости Божией к человеку, мы усматриваем в мессианском аспекте:
Бог заботится о Своих созданиях. Бог не желает погибели человека. Бог ради спасения человеческого рода издревле открывал Себя праотцам и пророкам. Окончательное явление своей милости Он совершил в искупительной Жертве Машиаха. Бог воздал за меня и отплатил за меня по закону справедливого суда. Он понес наказание взяв на Себя в лице Мессии мою вину. Я был прощен потому что Всевышний отплатил за меня. И это Искупление было окончательным совершением милости Господней! В этом стихе усматриваем гематрический намек, где по своей человеческой природе Мессия совершил милость Господню для рода человеческого. Так фраза יהוה יגמר בעדי יהוה חסדך = «Господь воздаст за меня! Господь Милость Твоя!» имеет туже гематрию что и Имя ישוע בן אדם = ИЕШУА БЕН АДАМ = «Иисус Сын Человеческий» = 483. (ПВ)
Раши ссылаясь на мидраш Теилим говорит о «делах рук Господних» как о Храме.[13]
…дело рук Твоих не оставляй – Это о Храме, о котором сказано: «Установил руками Своими» (Исх. 15:17).[14] (Раши)
Такое метафорическое толкование не противоречит мессианскому аспекту, так как Храм, это аллегория Мессии. Т.е. здесь молитва псалмопевца о том, чтобы Искупление через Машиаха о котором намекали пророки, не было отменено, но совершилось вскоре.
Что касается аспекта милости, которую проявляет Всевышний ко всякому человеку, то здесь понимаем так слова псалмопевца: «если Ты Господи имеешь милость Свою ко мне, то не оставляй меня даже если вдруг я забуду и оставлю Тебя. Все равно какими, Ты Сам знаешь, способами верни меня на путь правды, чтобы до конца было совершено дело Твоей милости на мне. Ведь Ты Благословенный Господь Бог наш, дело рук Своих не оставляющий, но милующий во веки! (ПВ)
[1] В нумерации псалмов Септуагинты этот псалом не 138, а 137.
[2] А вслед за Септуагинтой Имя «Господь» добавляет и церковно-славянский перевод. И#сповёмсz тебЁ, гDи...
[3] Слова «ангелов» нет ни в одной рукописи, нет в старых изданиях, и оно проставлено (в скобках) не во всех новых (с последней четверти XVIII в.) изданиях (М. Левинов)
[4] Подробно о уровнях души «дух, душа и тело» в толковании буквы ЛАМЕД.
[5] Такое же понимание, как у нас, мы нашли у итальянской коллеги Ф. Монти Аморозо. (Аверинцев)
[6] Подробно о Имени Бога и Машиаха в толковании буквы ШИН.
[7] И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоан.1:14). Гематрические намеки: Например, фразы דבר בישראל = «Слово в Израиле», или נר לרגלי דברך = «Слово Твое – светильник ноге моей» имеют гематрию имени ישוע המשיח = ЙЕШУА А-МАШИАХ = 749. Фраза המלך אמת הדבר = Царь истина Слово» имеет гематрию имени הנוצרי ישוע = ЙЕШУА А-НОЦРИ = 747 (написанного через вав по иудейской традиции. Например, в сочинениях Рамбама). Фраза הדבר מעם האלהים = «Слово от Господа» имеет туже гематрию, что и имяישוע בן דוד = ЙЕШУА БЕН ДАВИД = 452. Или даже фраза Танаха взятая вне контекста, и намекающая на Слово Божие, рожденное по плоти в Вифлееме: ויבא דבר יהוה בית לחם = «И пришло Слово Господне в Вифлеем». Гематрия этой фразы та же, что и у имени ישוע הנצרי = ЙЕШУА А-НОЦРИ (написанного без вав по варианту надписи титла Креста) = 741.
[8] Подробно в толковании буквы ЛАМЕД.
[9] То есть четвертая заповедь декалога подтвердила истинность и справедливость первых двух.
[10] Из этих слов Торы еврейская традиция выводит тринадцать атрибутов пути Всевышнего – справедливости и милосердия. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. (Исх.34:6,7). Подробно см. в комм. Пс.102:7-9.
[11] Раши также понимал слово ЙЕЕДА в смысловом значении «карает». Практически все классические комментаторы согласны с таким пониманием Раши… комментарии Менахема бен-Сарука (новелла עד, третье значение): «обламывать», «наказывать». В этом случае смысл 12 стиха Пс. 89 таков: «По числу лет наших наказывай = הודע нас, и мы обретем мудрость в наших сердцах» (М. Левинов). В синодальном переводе этот стих имеет таков смысл: Научи (дай нам знать) нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое. (Пс.89:12)
[12] «Притеснение, теснота, враги, притеснители» – это однокоренные слова. צַר = ЦАР = 1. враг, притеснитель, неприятель; 2. теснота; перен. притеснение, скорбь, бедствие, нужда; прил. тесный, скудный;
[13] Нужно отметить, что славянское добавление имен двух пророков Аггея и Захарии в надписание псалма, святые отцы объясняют, как намек на второй Иерусалимский Храм в который должен войти Мессия и который является метафоричным образом самого Мессии. И потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; (Агг.2:7-9). Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты – равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: благодать, благодать на нем! И было ко мне слово Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. (Зах.4:7-9)
[14] Мидраш Тегилим 138:8.
Назад к списку