От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 136 Псалом (текст)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

136 Псалом (текст)

Псалом 136

скачать книгу: Комментарий на книгу псалмов 5 том Пс. 119-151 Пасечнюк Виктор.

מזמור קלז = МИЗМОР КУФ-ЛАМЕД-ЗАЙН = Псалом 137

 

За двумя псалмами прославления (134-135), следует что-то вроде дополнительной серии: сначала печали псалмопевца и пути Сущего в последние дни, а затем – тысячелетние хвалы. Эти печали идут от 136 псалма до псалма 143. Последний, однако, является ожиданием спасения и благословения. (Д.Н. Дарби «Синопсис»)

 

Псалом Давиду, Духом Святым вдохновенный, предсказывал иудеям грядущее пленение вавилонское. Пророк Иеремия изъяснил это Давидово пророчество непокорному народу, который и был пленен Вавилонским царем Навуходоносором за свою нераскаянность. Здесь же содержится воздыхание и плач всякого человека, претерпевающего многие бедствия и искушения в плену греховного Вавилона и рыдающего при воспоминании Небесного Сиона. (Святоотеческий комментарий).

 

В православной традиции 136 псалом поется три воскресенья перед началом Великого поста на великой утрени.

 

В иудейской традиции этим псалмом предваряют послетрапезное благословение (Биркат а-мазон) в будние дни.

Также этот псалом вместе с 79 (78) в сефардских общинах принято читать в утреннюю молитву 9 ава согласно трактату Софрим. (М. Ковсан)

 

 

136.1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

Дв7ду їеремjемъ, рlѕ. а7 На рэкaхъ вавmлHнскихъ, тaмw сэд0хомъ и3 плaкахомъ, внегдA помzнyти нaмъ сіHна:

1 АЛЬ НАhАРО́Т БАВЭ́ЛЬ ШАМ ЯША́ВНУ ГАМ-БАХИ́НУ, БЕЗОХРЭ́НУ ЭТ-ЦИЙО́Н.

עַל נַהֲרוֹת בָּבֶל שָׁם יָשַׁבְנוּ גַּם־בָּכִינוּ בְּזָכְרֵנוּ אֶת־צִיּוֹן׃

 

После покорения Иудейского царства и разрушения Храма вавилонянами еврейская элита была насильственно переселена (597-586 гг. до н.э.) в БАВЕЛЬ = «Вавилон», древнее государство в Западной Азии. Период этот вошел в историю под названием «Вавилонское пленение». (М. Ковсан)

 

У рек Бавеля, там мы сидели, и плакали мы, вспоминая Цион. Этот псалом изречен от лица левитов, псалмопевцев, изгнанных в Бавель. Т.е. у рек Бавеля, там мы сидели, одинокие и опустошенные, и плакали, вспоминая Цион. (Радак)

 

Надпись:  

«Вавилон». Рисунки из журнала Arqueología e Historia DespertaFerro № 10. 
«Babilonia y los Jardines Colgantes»

 
Там они сидели, чтобы дать волю слезам, размышляя о своем горе. Иеремия учил людей, попавших в это иго, сидеть уединенно и молчать и положить уста свои в прах.[1] (М. Генри)

 

Как было истолковано в предыдущем 135 псалме по стихам 23 и 24 «вспомнил нас в унижении нашем … и избавил нас от врагов наших», смирение и принятие наказания в смирении перед Богом, подает прощение согрешившим, и низводит Божью милость на плачущих в покаянии. (ПВ)

 

Буквально: Под реками Вавилона разумеются Тигр, Евфрат, Xoвар и Улай (Иер. 51:63; Иез. 1:1,3. Дан. 8:2; 10:4). (А. Богословский)

 

Метафоричный аспект: Реки как потоки духа. Реки воды живой, реки Божьи – это реки Духа Святого – реки Божественной Истины и Правды, питающие этот мир, чтобы он плодоносил правдой. Вавилон – это город антагонист небесного города Иерусалима. Реки этого города, это потоки лжи и скверны. Они отравляют этот мир ядом греха. Человек праведный если не видит потока Божественной реки, то не может утолить свою жажду. Это вызывает скорбь и плачь. Главное не уступить желанию, и не напиться из мутных вод Бавеля. Лучше быть жаждущим правды, чем травить себя грязной водой вавилонских рек. Как и сказано: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Матф. 5:6). У пророка Исайи есть метафоричный образ того что реки неправды пересохнут, и вместо них по руслам будет струится Правда Божья.[2]

 

21 Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов… (Ис.33:21-23)[3]

 

Мутные воды лукавых учений и неправедных побуждений иссохнут, уйдя в небытие. Небесный град будет наполнен чистой водой реки жизни. Но здесь перед нами чаще всего мутные воды вавилонских каналов, которые вызывают плачь и оставляют человека жаждущим правды. Пусть плывущие по этим рекам плывут по своему хотению, а те, кто сидит и жаждет правды, пусть в терпении ожидает глотка воды живой. Ведь обещано жаждущим правды, что в конце концов они насытятся. (ПВ)

 

Надпись:  

Икона царя Давида пророчествующего о Вавилонском галуте словами 136 псалма
Раби Йоханан сказал: Евфрат убил среди них больше, чем злодей Невухаднецар. Когда евреи жили в Земле Израиля, они пили дождевую воду или воду из ключей и родников, но когда их изгнали, они пили от гнилых вод Евфрата и умирали. И поэтому они плакали: и об убитых врагом, и об умерших по пути, и о тех, кого отравил Евфрат... А Невухаднецар сидел на ладье вместе со своими вельможами и министрами, окруженный многочисленными музыкантами... Сказал им Невухаднецар: Что вы сидите и плачете? Приготовьтесь, и пока мы пируем, встаньте и играйте передо мной и перед нашими богами на лютнях, как вы играли перед своим Богом. (Шохер тов).

 

Надписания у псалма в оригинальном еврейском тексте нет. Но греческий перевод в надписание добавил имя Давида. В славянском же переводе псалмов добавлено еще и имя пророка Иеремии. Дв7ду їеремjемъ. = «Давиду Иеремией». Это добавление показывает некий намек на Иеремию, который перенес вавилонское пленение и вполне мог иметь причастность к составлению этого псалма. Этот пророк упоминается и мидрашами относительно этого псалма. Есть разные мнения о периоде и авторстве этого псалма, как среди христианских комментаторов, так и еврейских учителей. Одно из мнений, что Давид сам написал этот псалом пророческим духом видя вавилонский галут народа. Есть мнение что псалом написан Иеремией либо левитами, находящимися в плену. (ПВ)

 

Комментируя первый стих этого псалма Мидраш рассказывает следующий эпизод: Когда изгнанники достигли реки Евфрат, Небузарадан, победоносный командир Вавилонской армии, предложил пророку Ирмияу выбор, осесть в Вавилоне или вернуться на родину. Ирмияу решил, что его присутствие более нужно оставшимся на Святой Земле евреям. Когда он собрался уходить, изгнанники, сидевшие у реки, начали плакать, взывая: «Ирмияу, господин наш, как ты можешь оставить нас!» На это пророк ответил им: «Небо и земля свидетели мои, что если бы вы, находясь в Ционе хотя бы один раз плакали так как плачете здесь, вы не были бы изгнаны!»

Именно в этом псалме мы читаем трогательную клятву, помнить Иерушалаим во главе веселия. (Хасидус. ру)

 

Иеремия молился: Потоки вод изливает око мое о гибели дщери народа моего (Пл. И. 3:48). И еще: О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! Я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. (Иер. 9:1). (Макдоналд)

 

Плачь о грехах и покаяние является важным элементом в христианской жизни. Иисус сказал: «Блаженны, плачущие, ибо они утешатся». Святой Павел говорит в послании к коринфянам о печали ради Бога и о мирской печали.[4] В печали по Богу мы оплакиваем наши грехи, наше изгнание, наше блуждание вдали от Бога. Но есть и мирская печаль, когда мы просто злы, мрачны и угрюмы потому что мы не получаем того, что хотим на наших условиях. (о. Ф. Хопко)

 

Плачущие о злых делах и о злых своих помышлениях не снизойдут и не внидут в преисподняя земли, но будут восходить, как бы руководством к возвышению в горняя, употребляя печаль по Бозе. (свт. Василий Великий).

Надпись:  

Картина Г. Фюгеля «У вавилонских рек»

Плача нет во всегдашнем развлечении.[5] Без плача не бывает очищения, И без очищения души не бывает извещения о спасении;[6] без извещения же – разлучение души от тела бедственно... (сщмч. Петр Дамаскин).

 

Авва Лонгин имел обильное умиление при совершаемых им молитве и псалмопении. Ученик его однажды спросил: «Таково ли духовное правило, чтоб инок всегда плакал при совершаемых им молитвах?» Старец отвечал ему: «Истинно так, сын мой, таково правило, требуемое Богом. Бог сотворил человека не для плача, но для радости и веселья, чтоб он прославлял Бога чисто и безгрешно, как прославляют Его Ангелы, но человек, низвергшись в падении, нуждается в плаче. Где нет греха, там нет нужды в плаче» (Отечник).

 

Есть два духовных состояния человеческой души. Либо плачь, либо радость. Радости не будет если не было плача. Плачь начало духовной жизни. Тот момент, когда плачь трансформируется в радость благодарения и славословия Всевышнего – это извещение нашего сердца Духом Божьим о прощении грехов. Признаком того, что духовной жизни нет, если плачь и покаяние прошли, а радость славословия не наступила. В духовной жизни присутствует либо плачь о грехах, либо радость благодарения. Если в жизни человека нет плача или радости славословия – это признак духовной беды.

Радость выше плача. Так как кающийся, в своем молитвенном плаче ставит в центр себя самого и свою проблему. Он требует для себя, ищет своего спасения и думает о себе. В молитве же славословия и благодарения, у человека в центре всегда Бог – и только Он.  (ПВ)

 

 

136.2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

в7 на вeрбіихъ посредЁ є3гw2 њбёсихомъ nргaны нaшz. 

2 АЛЬ-АРАВИ́М БЕТОХА́, ТАЛИ́НУ КИНОРОТЭ́НУ.

עַל־עֲרָבִים בְּתוֹכָהּ תָּלִינוּ כִּנֹּרוֹתֵינוּ׃

 

Буквальный аспект: АРАВИМ это речные ивы, растущие на речных берегах. Мы сидели у реки с лирами в руках, чтобы песнь пробудить, как обычно в Ционе. Но вспомнив Цион, мы оставляли наши лиры из-за великой скорби и вешали их на ивы, и мы сидели и плакали. БЕТОХА = «посреди» означает «среди Бавеля». (Радак)

 

Аллегоричный аспект: В псалме 117 был рассмотрен обычай предписанный Торой возносить перед Господом на праздник Суккот четыре вида растений = «АРБА МИНИМ».

Какой же такой особенностью обладают эти четыре вида растений?

Надпись:  

ערבה = АРАВА = «ива»
«ЛУЛАВ» = пальмовая ветвь – может приносить плоды (финики), но не дает запаха.

«АДАСИМ» = веточки мирта – известны своим приятным запахом, но не приносят плодов.

«АРАВА» = речная ива – не дает ни плода, ни запаха.

«ЭТРОГ» = цитрусовый плод, с сильным влекущим запахом.

Так и еврейский народ (или же все люди перед Богом). Есть мудрецы – знатоки Торы, с плодом добрых дел (Этрог). Есть в нем люди, которые стараются учить Тору, но добрые дела совершают не более, чем средние, обычные люди. (Мирт). Есть в нем и те, кто отличается очень многими добрыми делами, но учение Торы – не их сильная сторона (Пальма). А есть и те, кто пока еще не отличился ни учением Торы, ни добрыми делами (Ива).

 

Через эту метафору ивовой ветви, которая отображает человека никчемного без добрых дел и без Торы (т.е. грешника),[7] мы можем разуметь, что петь на радость врагу может человек не имеющий основ истины. Тот, кто не отличает священное от скверного, и кто не разумеет времени, когда нужно плакать, а когда радоваться.

Ведь сказано:

 

4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать…

7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; (Еккл.3:4-7)

 

Не разумеющий времени и места – это глупец, лишенный мудрости. Теряющий приоритеты и не разумеющий место всякой вещи, грешит даже не догадываясь об этом. Глупец сиюминутную выгоду ставит выше заповеди, и радуясь греху считает себя счастливым. В тоже время глупец печалится ограничениям за Истину, пренебрегая Истиной.

Человек без Торы либо глуп и не разумеет истинных причин радости и плача, либо настолько корыстен и бесстыден, что ради собственных интересов может совершать поступки без всяких моральных ограничений.

Верные Богу отказывались выполнить требование завоевателей петь перед ними песни, посвященные Богу, но наверняка были и те, кто не имел такой твердости и верности в силу своей глупости или хитрости. (ПВ)

 

 

136.3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

г7 Ћкw тaмw вопроси1ша ны2 плёншіи нaсъ њ словесёхъ пёсней, и3 вeдшіи нaсъ њ пёніи: восп0йте нaмъ t пёсней сіHнскихъ.

3 КИ ШАМ ШЕЭЛУ́НУ ШОВЭ́НУ ДИВРЕ-ШИ́Р ВЕТОЛАЛЕ́НУ СИМХА́, ШИ́РУ ЛА́НУ МИШИ́Р ЦИЙО́Н.

כִּי שָׁם שְׁאֵלוּנוּ שׁוֹבֵינוּ דִּבְרֵי־שִׁיר וְתוֹלָלֵינוּ שִׂמְחָה שִׁירוּ לָנוּ מִשִּׁיר צִיּוֹן׃

 

Там пленившие нас требовали от нас слов песней… Т.е. причиняли нам все более сильные страдания для того чтобы слышать из уст пленников скорбный плач и причитания. Жестокие и немилосердные враги потерявшие человеческий образ наслаждаются стонами своих пленников. Для врагов, разрушивших Сион, унижение народа Божьего было как «песнь» торжества и веселия. И чем более страдали и были унижены плененные евреи, тем больше радости доставляла эта «песнь» врагам. Пример такой песни унижения можно привести из книги Плачь Иеремии:

 

47 Ужас и яма, опустошение и разорение – доля наша…

53 повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями…

62 речи восстающих на меня и их ухищрения против меня всякий день.

63 Воззри, сидят ли они, встают ли, я для них – песнь.

64 Воздай им, Господи, по делам рук их;

65 пошли им помрачение сердца и проклятие Твое на них;

66 преследуй их, Господи, гневом, и истреби их из поднебесной. (Плач.3:63-66)

 

Кроме физического страдания враги причиняли и моральные муки своим пленникам. (ПВ)

Там пленившие нас требовали от нас слов песней … Когда мы отправились в изгнание и Невухаднецар требовал, чтобы мы спели ему то же, что пели на помосте в Храме.[8] (Раши)

 

Этот псалом составлен левитами, попавшими в Вавилонский плен. Рассказывается, что когда Навухаднецар захватил Иерусалим, он повелел разыскать оркестрантов и певцов Храма, чтобы те пели перед ним, поскольку храмовый хор и оркестр славились во всем мире. Но левиты отказались петь перед врагами. (М. Левинов)

 

Он должен играть либо для Божьей славы, либо не играть вовсе. Псалмопевец отвергает предательство своего Бога и святого города Иерусалима. Он клянется не петь, пока Иерусалим лежит в руинах. Он дает обет, что не будет петь и развлекать насмехающихся над его Богом мучителей, делая святое посмешищем для врагов Иерусалима. (Лоусон)

 

 

136.4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

д7 Кaкw воспоeмъ пёснь гDню на земли2 чуждeй;

4 ЭХ НАШИ́Р ЭТ-ШИР-АДОНА́Й, АЛЬ АДМА́Т НЕХА́Р.

אֵיךְ נָשִׁיר אֶת־שִׁיר־יְהוָה עַל אַדְמַת נֵכָר׃

 

Петь песни Господни возможно только в Его обителях и уж никак не в плену. Как соловей не может петь в клетке, так и Израиль в плену не имел желания петь радостных песен. (jwquestion.net)

 

Слова: како воспоем песнь Господню на земли чуждей (Пс.136:4), кажется мне, допускают двоякое толкование. Прежде всего то, что непозволительно было вне Иерусалима совершать и Пасху, и другие праздники, почему некоторых обвиняли даже в том, что они вне Иерусалима читают закон. А во-вторых, – что дерзновение Иудеев было подавлено пленом, и они говорили: «как можем рассказывать о чудесах, совершенных в Египте, в пустыне, в Палестине то над Ефиоплянами, то над царем ассирийским, когда истреблено сто восемьдесять пять тысяч без войны и битвы? Кто поверит нам теперь, когда мы взяты и живем в плену?»

Поскольку события отнимали у них свободу слова (их укоряли, что напрасно хвалятся благодеяниями, будучи обличаемы делами), они выражали почти то же самое, что и три отрока в печи:

 

32 И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле.

33 И ныне мы не можем открыть уст наших;[9] мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя. (Дан.3:32,33).

 

Бедствие угасило в нас дерзновение. Потому, когда укоряют нас, остаемся безгласными; не поверят нам, если, униженные и пораженные, станем воспевать победы. (Исидор Пелусиот)

 

Таргум перевел этот стих, дополнив его подробностью.

 

4 Тут же левиты отгрызли зубами своими большие пальцы и сказали: «Как мы можем воспевать славу Господа вне святой земли?» (Таргум Теилим 137:4)

 

Обратился Навуходоносор к колену Леви: «Что вы плачете? Пока мы тут сидим и

пируем, вы играйте нам, как играли, стоя на ступенях Храма перед Богом вашим». Плакали левиты, приговаривая: «Не достаточно того, что мы согрешили пред Богом, и разрушен Храм, так еще требуют от нас играть перед этим нечестивцем». Повесили они свои арфы на ивы, и каждый повредил зубами свой большой палец, чтобы лишить себя возможности играть. (Псикта Рабати)

 

Как нам петь…  Не сказано «не будем петь», а сказано «как нам петь?», – откуда мы учим, что левиты откусили себе большие пальцы, а потому сказано: «Как нам петь...» – если у нас нет пальцев? (Раши)

 

Не следует потакать нечестивым насмешникам и метать жемчуг перед свиньями. Давид благоразумно молчал даже о добром, доколе нечестивый был пред ним,[10] ибо знал, что нечестивец станет насмехаться над его словами и не воспримет сказанное всерьез.

Песнь Господня, святыня, предназначенная для богослужения в храме, поэтому мы не дерзнем петь ее в чужой стране среди идолопоклонников. Мы не должны веселить публику, тем паче – нечестивую публику, служением, принадлежащим исключительно Господу, (М. Генри)

 

 

136.5 Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;

є7 Ѓще забyду тебE, їеrли1ме, забвeна бyди десни1ца моS.

5 ИМ-ЭШКАХЭ́Х ЕРУШАЛА́ИМ, ТИШКА́Х ЕМИНИ́.

אִם־אֶשְׁכָּחֵךְ יְרוּשָׁלִָם תִּשְׁכַּח יְמִינִי׃

 

Если забуду тебя… пусть забудет моя десница – Пусть она забудет напев (пусть разучится играть), потому что правая рука приводит в движение струны. (Радак)

 

Метафоричный аспект: Афанасий Великий под десницей разумеет помощь Божию, на которую нельзя надеяться, если Израиль забудет свое отечество.

 

Как только человек забывает Небесный Град Всевышнего, для него раем становится земля чужая, где он подневольный пленник или наемник. Но ни наемник, ни пленник не наследуют богатство поработителя своего. Только усыновившись Отцу через Сына Его человек становится сонаследником Царства Божьего.

Богатства человека, которые он имеет в этом мире не будут богатством в мире грядущем. Человек по смерти не может забрать с собой то, что имеет здесь. Лишь те имения и дары, которые человек получил от Бога, будут его наследием в мире грядущем. (ПВ)

 

Мессианский аспект: Каждому Богобоязненному человеку следует страдать и беспокоиться из-за разрушения Храма. (Шулхан Арух, Орах Хаим 1:3)

 

19 Иисус сказал: разрушьте Храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

21 А Он говорил о храме тела Своего. (Иоан.2:19-21)

 

 

136.6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

ѕ7 Прильпни2 љзhкъ м0й гортaни моемY, ѓще не помzнY тебє2, ѓще не предложY їеrли1ма, ћкw въ начaлэ весeліz моегw2.

6 ТИДБАК-ЛЕШОНИ́ ЛЕХИКИ́ ИМ-ЛО ЭЗКЕРЭ́ХИ, ИМ-ЛО ААЛЕ́ ЭТ-ЕРУШАЛА́ИМ АЛЬ РОШ СИМХАТИ́.

תִּדְבַּק־לְשׁוֹנִי לְחִכִּי אִם־לֹא אֶזְכְּרֵכִי אִם־לֹא אַעֲלֶה אֶת־יְרוּשָׁלִַם עַל רֹאשׁ שִׂמְחָתִי׃

 

Учили наши мудрецы в барайте: когда Храм был разрушен второй раз, то ныне, когда штукатурит человек свой дом, пусть оставит небольшую часть неоштукатуренной. Сколько? Сказал рав Йосеф: локоть на локоть. Сказал рав Хисда: напротив входа чтобы было заметней… Если надевает женщина украшения – пусть оставит несколько.[11] (Бавли. Бава батра 60б)

 

«...на вершину своего веселья». Когда был разрушен Храм, установили мудрецы того поколения, чтобы не возводить более роскошных побеленных чертогов, подобных царским. И, покрывая стены дома побелкой, нужно оставить место локоть на локоть напротив входа без побелки... И когда человек устраивает свадьбу, он берет пепел и кладет немного на голову... И есть местности, где в час свадьбы разбивают бокал[12] или совершают другие траурные обычаи...

И все это, чтобы помнить Иерусалим, как сказано: «Если я забуду тебя, Иерусалим» и «Если не вознесу Иерусалим на вершину моего веселья». (Шульхан арух)

 

Если человек забывает конечную цель своего стремления – Небесный Иерусалим, то движение человека идет уже не по прямому пути. «Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя…». Ум забывший небесное отечество не воспаряет ввысь, а низводится на землю. Горе тому пастырю и той церкви где пастыри помышляют не о небесном, а о земном. Там язык пастырей перестает быть движимым Духом Святым, мертвеет и ничего спасительного, и действенного сказать не может. О чем угодно могут говорить пастыри, забывшие Небо и живущие земным, но говорить Духом они уже не могут, так как их язык прилип к гортани. (ПВ)

 

 

136.7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

з7 Помzни2, гDи, сhны є3дw6мскіz въ дeнь їеrли1мль глаг0лющыz: и3стощaйте, и3стощaйте до њсновaній є3гw2.

7 ЗЕХО́Р АДОНА́Й ЛИВНЭ́ ЭДО́М ЭТ ЙОМ ЕРУШАЛА́ИМ, hАОМЕРИ́М А́РУ А́РУ АД hАЙСО́Д БА.

זְכֹר יְהוָה לִבְנֵי אֱדוֹם אֵת יוֹם יְרוּשָׁלִָם הָאֹמְרִים עָרוּ עָרוּ עַד הַיְסוֹד בָּהּ׃

 

Надпись:  

Икона ангелов Небесного Суда следящих за исполнением закона «мера за меру». 

«Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам» (Мар.4:24) 

Припомни, Господь, сынам Эдома... Сказал рав Йеуда со слов Рава: Господь показал Давиду разрушение Первого и Второго Храмов: разрушение Первого Храма, как сказано: На реках вавилонских – там сидели мы и плакали; Второго Храма, как сказано: Припомни, Господь, сынам Эдома (т.е. римлянам) день разрушения Иерусалима. (Бавли Гитин 57б).

 

Припомни, Господи, сынам Эдома день Иерусалима – как я всегда помню о Йерушалаиме, так и Ты, Господь, всегда вспоминай сынам Эдома день, когда разрушили они его (Меам Лоэз).

Заметим, что, по мнению халдейского переводчика (Таргум Теилим), настоящий седьмой стих есть молитва архангела Михаила, князя еврейского народа (Дан. 10:21). (А. Богославский)

 

С 7 по 9 стих, стихи как молитва к Богу об отмщении Иерусалима, Таргум вкладывает в уста Небесного Суда – ангелов Михаэля и Габриэля.

 

7 Михаэль, князь Иерусалимский, сказал: «Помни, Господи, народ Едома, который опустошил Иерусалим и говорит: «Уничтожь, разрушь до основания его»

8 Сказал Габриэль, принц Сиона, к опустошающей вавилонской матери: «Счастлив тот, кто возвращает вам зло за то, что вы сделали с нами».   

9 Счастлив тот, кто берет и разбивает ваших детей на скале. (Таргум Теилим 137:7-9)

 

 

136.8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

и7 Дщи2 вавmлHнz њкаsннаz, бlжeнъ, и4же воздaстъ тебЁ воздаsніе твоE, є4же воздалA є3си2 нaмъ:

8 БАТ-БАВЭ́ЛЬ hАШЕДУДА́, АШРЭ́ ШЕЕШАЛЕМ-ЛА́Х ЭТ-ГЕМУЛЕ́Х ШЕГАМА́́ЛЬТ ЛА́НУ.

בַּת־בָּבֶל הַשְּׁדוּדָה אַשְׁרֵי שֶׁיְשַׁלֶּם־לָךְ אֶת־גְּמוּלֵךְ שֶׁגָּמַלְתְּ לָנוּ׃

 

Буквально: Счастлив, кто тебе воздаст – Это Дарявеш из Мадая (Дарий царь Мидийский), разрушивший Бавель. (Радак)

 

Пророк Иеремия сказал пророчество об отмщении.

 

11 Острите стрелы, наполняйте колчаны; Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтобы истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его.

33 Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: дочь Вавилона подобна гумну во время молотьбы на нем; еще немного, и наступит время жатвы ее.

34 Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня, как дракон; наполнял чрево свое сластями моими, извергал меня.

35 Обида моя и плоть моя – на Вавилоне, скажет обитательница Сиона, и кровь моя – на жителях Халдеи, скажет Иерусалим.

36 Посему так говорит Господь: вот, Я вступлюсь в твое дело и отмщу за тебя, и осушу море его, и иссушу каналы его.

37 И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей. (Иер.51:33-37)

 

 

136.9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

f7 бlжeнъ, и4же и4метъ и3 разбіeтъ младeнцы тво‰ њ кaмень.

9 АШРЭ́ ШЕЙОХЭ́З ВЕНИПЭ́Ц ЭТ-ОЛАЛА́ЙИХ ЭЛЬ-hАСА́ЛА.

אַשְׁרֵי שֶׁיֹּאחֵז וְנִפֵּץ אֶת־עֹלָלַיִךְ אֶל־הַסָּלַע׃

 

1 Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов…

16 И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены.

17 Вот, Я подниму против них Мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту. (Ис.13:16,17)

 

Победители, при взятии неприятельских городов, часто отнимали у матерей грудных младенцев и разбивали их о камни (4Цар. 8:12; Ос. 14:1; Наум. 3:10). Как бы так говорят пленники: «блажен, кто исполнит пророчество Исайи о халдеях: дети их будут разбиты пред глазами» (Ис. 13:16). (А. Богославский)

 

Блажен, кто схватит твоих младенцев и разобьет их о скалу. Завоеватель Вавилона возненавидит его и будет мучить с той же жестокостью, с которой вавилоняне терзали евреев (Мальбим).

 

Пусть их тон не осуждают те, кто никогда не видел, как горят их храмы, рушатся города, а их жены и дети гибнут от рук насильника. Если бы им самим довелось пережить подобное, возможно, они уже не были бы столь осторожны в высказываниях. Можно рассуждать о горечи, переполнявшей пленных израильтян, но это отнюдь не то же самое, что самим оказаться в плену жестоких и безжалостных врагов, которые, забыв о милосердии, с наслаждением издеваются над беззащитными жертвами. (Ч. Сперджен)

 

Читая эти проклятия, мы должны понимать, что поведение и отношение, уместное для человека, живущего по закону Моисея, не обязательно уместно для христианина, живущего по благодати. Господь Иисус говорил об этом в Нагорной проповеди (см. Мф. 5:21-48). Как бы вы ни толковали этот стих, его духовное значение понятно. Мы должны решительно искоренять даже маленькие грешки в своей жизни. Эти «детки» должны погибнуть, или они погубят нас. (Макдоналд)

 

Для того чтобы быть с Богом, быть в Небесном Иерусалиме, чтобы быть в граде Божьем, в Царстве Божьем, Вавилон должен быть разрушен. Бог должен стать

победителем.

 

20 Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.

21 И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.

22 И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;

23 и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.

24 И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле. (Откр.18:20-24)

 

19 И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. (Откр.16:19)

 

2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,

3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;

5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.

6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. (Откр.18:2-6)

 

Вавилон назван «великой блудницей». Почему блудницей? Название «БАВЕЛЬ» = Вавилон связано с понятием «смешение, сплетение».[13] Здесь усматривается метафора объединения в одно тело посредством блуда. Это то, о чем говорит апостол: Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. (1Кор. 6:16). В древних языческих культах были храмовые блудницы, которые не только зарабатывали деньги своим ремеслом, но еще и объединяли в своей плоти приходящих в капище мужчин. Вавилонская блудница, это антипод «дщи Иерусалимской». Мы посредством единения в одну плоть Христа, через Его Трапезу, становимся одним Телом. Мы причастники святого брака с Господом. Ведь тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. (1Кор. 6:13). Святое брачное единство во Христе, – это единство в Истине и Благе. Причастники же блудницы едины в нечестии и лжи. Они даже чистых причастников Истины пытаются соблазнить для беззаконного блудного смешения. Это нечестие Вавилона. Все прилепившиеся к Господу образуют святое строение – вечный Небесный город Иерусалим. Все прилепившиеся же к нечестию, образуют земное царство Неправды – «Вавилон», которому суждено опустошение и падение. Ведь если Вавилон – это великая блудница, то по закону блудница побивается камнями. Здесь намек на «Камень Освящения» – Мессию. О Него разбивается всякое нечестие. (ПВ)

 

Не позволяй возрастать помыслам. Да не достигает в тебе юности ничто вавилонское, ничто смущающее. Убей врага пока он мал; нерадение да будет уничтожено в семени, чтобы не возросли плевелы. Послушай псалмопевца, который говорит: дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень (8–9). Так как невозможно, чтобы врожденное сердечное влечение не врывалось в чувство человека, то похваляется и называется блаженным и тот, кто при первом начале страстных помыслов поражает их и разбивает о камень. Камень же есть Христос (1Кор. 10:4). (Иероним Стридонский)

 

Пока дети вавилонские, т.е. помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос; особенно же три главные страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми старался дьявол искушать даже Самого Господа нашего в конце подвига Его в пустыне. (Серафим Саровский)

 

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;

44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Матф.21:42-44)

 

14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.

15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. (Ис.8:14,15)

 

Мерой опустошения, да разобьются помыслы неправды о Камень Истины, да окажется пустой опустошительница – «Вавилонская дочь».

 

 

 

 

 

 

[1] Сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него; полагает уста свои в прах, помышляя: может быть, еще есть надежда; подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением, ибо не навек оставляет Господь. (Плач.3:28-31)

[2] Образ Божественной благодати Духа Божьего, текущей по улицам Небесного Града, упоминается и в Откровении ап. Иоанна. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни… (Откр.22:1,2). См. подробно водах Божьих в толковании буквы МЕМ и Пс.1:3.

[3] Интересна и последующая метафора, связанная с реками лукавства этого мира. Пророк Исайя говорит о том. что уже по руслам рек и каналов не будут плыть весельные корабли. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль. (Ис.33:21). Корабль плывущий при посредстве весел приводящихся в движение руками людей, метафорично символизируют рукотворно созданные религии и церкви. Церковь действующая в этом мире лишь усилиями человеческими, а не силой Духа Божьего, не войдет в гавань Небесного Града, так как весла (т.е. потуги человека в лукавстве и лицемерии выдавать свою волю за волю Бога) не могут помочь кораблю в плавании если нет ветра Духа Божьего. Ничто скверное не войдет в царство Небесное. Только если веяние Духа Божьего наполняет парус корабля, он может плыть по водам реки Божьей. Поэтому пророк Исайя описывает проблему не Божьих народов, живущих не Его волей, но поступающих по своему хотению. Он говорит, что у таковых корабельщиков парус не укреплен, и не может быть наполненным попутным ветром. Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. (Ис.33:23).

[4] Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. (2Кор.7:10)

[5] Как воск тает от огня, так и плач легко истребляется от забот, попечений телесных и наслаждения, в особенности же от многословия и смехотворства (прп. Иоанн Лествичник).

[6] Изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в соте (прп. Иоанн Лествичник). Извещение о спасении, это действие Духа Божьего удостоверяющее плачущее сердце, что грехи нашей души прощены. (ПВ)

[7] В букете ивовые прутья размещаются особо. Мирт – справа, а иву – слева, немного ниже мирта. Христиане здесь видят аллюзию на помещение праведников одесную (справа), а грешников слева. Праведники возвышены, а грешники унижены. Еще в иудейской традиции есть малоизвестный обычай в конце праздника суккот не лулавом, а ветвями ивы, которые входят в четыре вида растений для возношения и потрясания, пять раз бить об пол. Ива не имеет ни плодов, ни запаха, ни величия, которые имеют другие растения. И аллегорично она отображает вид бесплодных негодных людей. И в христианском осмыслении этот обычай истолковывается как наказание за грех тех, кто бесплоден и пуст от добродетели. Подробно в толковании Пс. 117. (ПВ)

[8] Мидраш Тегилим 137:4,5; Эйха рабати 5:6.

[9] Будучи в бедственном положении отроки, ввергнутые в печь, не имели дерзновения восхвалять Бога (и ныне мы не можем открыть уст наших), но убедившись, что огонь так и не смог повредить им находящимся в печи, они отверзли свои уста в песне славословия и благодарения: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно Имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки… (Дан.3:52)

[10] Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась. (Пс.38:2,3)

[11] Нельзя ей надевать их все, но какой-то перстень должна оставить, как сказано: «Если я забуду тебя, Иерусалим...». (ВТ Бава батра 60б с объяснением р. Гершома).

[12] Во время свадьбы, в знак скорби по Храму, бьют бокал, произнося при этом слова: Если забуду тебя, Иерусалим... (Левинов)

[13] Посему дано ему имя: Вавилон = בבל, ибо там смешал = בלל Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. (Быт.11:9). Радак толкует БАВЕЛЬ как בא בל = «пришло (к ним) смешение», Ибн Эзра как «пришел смешал». (М. Ротмистровский)


Назад к списку