От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 135 Псалом (текст)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

135 Псалом (текст)

скачать книгу: Комментарий на книгу псалмов 5 том Пс. 119-151 Пасечнюк Виктор.

 

Псалом 135

 

מזמור קלו = МИЗМОР КУФ-ЛАМЕД-ВАВ = Псалом 136

 

Сравнивая псалмы 134 и 135, мы наблюдаем, что этот псалом видит милость там, где тот видел славу. Сотворение неба и его ежедневного пути, Божественные действия с Египтом, аморреями, Васаном и хананеями – все это возвестило Божье Имя и Славу и пробудило хвалу (Пс. 134); но теперь эти же события отмечаются как открывающие Его милость и пробуждают благодарение (Пс. 135). Эти псалмы являются темой хвалы и благодарения святых. Хвала вначале открывает их уста (Пс. 134), а затем вызывает благодарение (Пс. 135). Ибо вначале они смотрят на Божье Имя и Славу, как они отражены в Его делах, а затем на свои собственные благословения или пользу от этих дел. Его Имя пребывает вовек (Пс. 134:13), как и милость Его (Пс. 135). (Беллет)

 

135 псалом – это второй полиелейный богослужебный псалом в православной традиции. В еврейской традиции это второй псалом Великого Алеля.[1] Также этот псалом добавлен к обыкновенному Алелю,[2] как Великий Алель на пасхальном седере.[3]

 

Талмуд сообщает, что Алель произносился левитами в Иерусалимском Храме (Тосефта. Песах 95б). (Электронная еврейская энциклопедия)

 

3 И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. (2 Пар. 7:3)

 

21 И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его! (2 Пар. 20:21)

 

3 И начали они попеременно петь: «хвалите» и: «славьте Господа», «ибо – благ, ибо вовек милость Его к Израилю». И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня. (Езд. 3:11)

 

Этот Псалом, благодарящий Господа как за устройство Мироздания, так и за чудеса, называется в Талмуде Псахим 118а «великим хвалением».

«Сказал p. Йеошуа бен Леви: 26 стихов этого Псалма соответствуют 26 поколениям, жившим до Дарования Торы.[4] Всевышний посылал им пропитание только по милости Своей великой».

 

Т.е. до дарования Закона Торы на земле были дни беззакония, когда люди не желали принять к исполнению Слово Творца. Живущее в беззаконии человечество не могло быть достойным жить на земле. И только по милости Творца род человеческий продолжал свое существование.

 

Ранее говорилось что 26 стихов этого псалма соотносимы с числовым значением Имени Божьего – יהוה = 26. И в каждом псалме сказано, что вовек милость Его. Бог милостивый и любящий милость, показывает нам, в чем мы должны уподобляться Ему. (ПВ)

 

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. (Лук.6:36)

 

 

135.1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Ґллилyіа, рlє. а7 И#сповёдайтесz гDеви, ћкw бlгъ: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

1 hОДУ́ ЛАДОНА́Й КИ-ТО́В, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

הוֹדוּ לַיהוָה כִּי־טוֹב כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Начало этого хвалебного псалма начинается со слова הודו = hОДУ = «исповедайте, славьте», которое стоит первым в трех подряд идущих стихах. Трехкратное ОДУ первых трех стихов дает намек на трехкратное прославление Всевышнего[5] от ангельских сил,[6] что в свою очередь, является намеком на Триединство Единого. Во всех трех стихах после слова «славьте» употреблены разные Имена Всевышнего. В первом стихе Имя Тетраграматон = ליהוה = «Господа», во втором стихе – לאלהי = ЛЕЛОhЭ́ = «Бога», в третьем – לאדני = ЛААДОНЭ́ = «Господа».

 

Примечательна числовая игра этих фраз, с намеком на Праведного Раба Божьего – Машиаха. Как и в предыдущем полиелейном псалме первый стих содержал намек на «Раба Божьего» – Машиаха, так и здесь можно подвести числовыми комбинациями к Машиаху – Праведному Рабу Божьему, через восхваление Которого мы хвалим Всевышнего Бога, и через именование Которого мы произносим Имя Творца.[7] Так сумма числовых значений первых слов трех стихов הודו ליהוה = «Славьте Господа», + הודו לאלהי = «Славьте Бога», + הודו לאדני = «Славьте Господа», равна числу 290. Тут как бы вопрос»: Кого и какого Бога славить? А ответ: Славьте אלהים צדיק = ЭЛОИМ ЦАДИК = «Бога Праведного» = 290 (Ис. 45:21). Праведного Бога, Который в тварном мире имманентно, в полноте Своей, пребывает в лице Машиаха – צדיק עבדי = «ЦАДИК АВДИ» = «Праведного Раба Своего» = 290. (Ис. 53:11). Нужно отметить что в этом псалме есть еще один, последний стих, который также начинается словом הודו = hОДУ = «славьте», и который мы также истолкуем в мессианском аспекте.

 

 

 

 

 

Кого славьте? Какого Бога славьте? Праведного Бога = אלהים צדיק, Который в этом мире, в полноте Своей явлен в лице צדיק עבדי = «Праведного Раба» – Машиаха. ЦАДИК АВДИ = «Праведный Раб Мой» (Ис.53:11)

 

הודו ליהוה

Славьте Господа

77

 

+

הודו לאלהי

Славьте Бога

97

 

+

הודו לאדני

Славьте Господа

116

 

=

 

290

 

=

אלהים צדיק

Бог Праведный

(Ис.45:21)

 

=

צדיק עבדי Праведник Раб Мой (Ис.53:11)

יהוה

ЙХВХ

26

 

+

אלהי

Бог

46

 

+

אדני

Господь[8]

65

 

=

 

137

 

=

אלהי האלהים

Бог богов

(Пс.135:2)

 

 

 

 

 

Я и Отец – одно… Отец во Мне и Я в Нем. (Иоан.10:30,38) … принимающий Меня принимает Пославшего Меня. (Иоан.13:20) … Видевший Меня видел Отца. (Иоан.14:9)

… Веруйте в Бога, и в Меня веруйте. (Иоан.14:1)

 

Примечательно что один из поэтических жанров, называемых «ода», есть восхваление или песнопение в чью-то честь. Возможно, греческое название этого жанра[9] взяло свое начало от еврейского слова הודו = hОДУ = «исповедайте, славьте».

Надпись:  

Гора Синай.

При втором восхождении Моисея на гору Синай явивший Себя Бог открыл пути Свои, познавши которые, каждый может получить благоволение Его. Пути Бога – это милость Его, основанная на справедливости. Еврейская традиция выводит 13 мер милосердия из слов Бога раскрывающего путь Свой в этом мире:
И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный, сохраняющий милость в тысячи, прощающий вину и преступление, и грех ... (Исх.34:6,7)

Славьте Господа за что? За милость Его = חסדו = «ХАСДО»!

Нужно сказать, что в Торе есть описание Богоявления Моисею, где Бог дает ему ответ на вопрос[10] о путях Своих,

 

13 Если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих… (Исх.33:13).  

 

Моисей задает Богу вопрос, который не всегда понятен читающему эти библейские строки. Какой путь Бога? Что желал знать Моисей? Ведь ответ ему нужен был для того, чтобы познать Всевышнего и приобрести Его благоволение. Из этого мы делаем вывод, что Моисей желал узнать принципы Божьего Присутствия в этом мире и Его Божественные Свойства, которые проявляются в этом мире. Эти принципы и свойства Божественного Присутствия, есть Милость = חסד = «ХЕСЕД».

 

7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: (Пс.102:7,8)

 

Ведь когда Господь повторно явился Моисею на Синае, Он дал ответ, который показал Его путь – милость Его = «ХАСДО».

 

6 И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный,

7 сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. (Исх.34:6,7)

 

Еврейская экзегеза из этих слов Всевышнего выводит тринадцать атрибутов милосердия Божьего.[11] Милосердие, основанное на справедливом суде, является истинной и угодной Богу милостью. Это путь Божий в этом мире. И познавший истинную милость Бога, познает Его путь в этом мире. А если человек познал его путь, то может и благоугодить Ему в подражании и преподобии Богу через истинную милость. Этим достигается и благоволение в очах Всевышнего.

 

Можно еще привести один намек показывающий, что Бог наш – Бог милостивый. Так гематрия фразы стиха этого псалма כי־טוב כי לעולם חסדו = «ибо благ, ибо вовек милость Его» = 331, имеет тоже самое числовое значение что и фраза из стихов, где Всевышний говорит о Своих путях и Своем милости. В Торе,[12] где Бог говорит что Он велик милостью = «РАВ-ХЕСЕД», фраза יהוה אל רב־חסד = «Господь Бог многомилостивый» тоже имеет гематрию = 331.

Все что делает Бог в этом мире, все это по милости к роду человеческому. Без Его великой милости жизнь человечества не только прекратилась бы, но наверняка даже и не началась бы. Самое высшее проявление милости Божией к нам, это Его снисхождение в ограниченный мир, Его искупительное и жертвенное страдание в лице Сына Человеческого – Машиаха. (ПВ)

 

Бог благ намного более всех остальных; поистине, только Он является благим в высшем смысле; Он – источник блага, Он – благо всякого блага, поддержка для всякого блага, совершитель блага и воздаятель блага. За это Он заслуживает постоянной благодарности Своего народа. Именно эта Его божественная благость была обильно излита на нас. (Сперджен)

 

Если бы Господь судил Свой мир по всей строгости Закона, человечество не просуществовало бы и мгновения. Только доброта Господа придает Вселенной устойчивость. (Комментарий «Швут ами»)

 

Бог по милости Своей требует от человека меньше, чем тот задолжал. Если человек достоин смерти за грех, то жертва искупает его грех. Это тайна милости Его, которая с явлением Мессии стала понятной тем, кто познал милость Его.

 

И сказал рав Хисда: что означает сказанное (там же, 136:1): «Прославьте Господа, ибо благ»? Возблагодарите Господа, Который по благости Своей взимает со всякого сообразно состоянию его: с богатого взимает быка его, с бедняка – овцу, с сироты и вдовы – голубя. (Бавли. Псахим 118а).

 

Т.е. милость Его в том, что Бог, не оставляя справедливого суда: «наносит в наказание за грех незначительный урон имуществу человека (через установленную жертву) и щадит тело его». (Раши)

 

Конец всякой жертве – это Жертва Христова. Как начала алефбета это АЛЕФ отображающая жертвенное животное символизирующее жертву Машиаха, так буква ТАВ – это конец алефбета. И Крест, который соотносим с этой буквой[13] говорит о последнем Искуплении через Жертву Мессии и о самой высшей точке Его милости к роду человеческому.

 

Этот стих стал предпоследней строчкой хвалебного гимна трех отроков ввергнутых в вавилонскую печь.[14] (ПВ)

 

 

135.2 Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.

в7 И#сповёдайтесz бGу богHвъ: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

2 hОДУ́ ЛЕЛО́ hАЭЛО́М, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

הוֹדוּ לֵאלֹהֵי הָאֱלֹהִים כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

И там, у горы Синай, в собрании великом и святом, полные трепета, все своими глазами видели происходящее – более шестисот тысяч мужчин, не считая детей и женщин, как сказано в Писании: «Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Господь есть Бог = ЭЛОИМ, …на небе, вверху, и на земле, внизу, нет другого» (Втор. 4:35,39). И значение слова «ЭЛЬ» = Бог – это «могущество», подобно сказанному: «…и властителей = ЭЛЕЙ этой земли» (4Цар. 24:15). Подразумевается, что Бог – это сила всех сил, как написано: «Славьте Владыку владык!» (Пс. 135:2), – имеется в виду «Силу всех сил». (р. А. Данциг)

 

В предыдущем псалме псалмопевец говорит, что «Господь наш превыше всех богов». (Пс. 134:5). а здесь говорит еще более – что Он Господь их и Владыка их, – идолов ли будешь разуметь, или бесов, потому что, хотя бесы прогневали Его и преданы позору, но и они рабы и подвластны Ему. Потому, говорит, «славьте», что вы имеете Бога, Который выше всех, Которому нет подобного, Который есть Владыка всех, Господь всех. (свт. Иоанн Златоуст)

 

Он Бог богов, не только бесов, но и тех, о которых сказано: «Я сказал: вы боги»; также: богов не злословь; так как и Ангелы могут быть названы богами; почему и Апостол говорит: …есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много… (1Кор. 8:5) (Евсевий)

 

«Славьте Бога богов» – Т.е. Бога небесных ангелов (Мецудат Давид).

 

«боги» – это ангелы, и они «боги» для тех, кто ниже их и кем они правят по воле Божьей, а Он Бог над ними. (Радак)

 

 

135.3 Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;

г7 И#сповёдайтесz гDеви господeй: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

3 hОДУ́ ЛААДОНЭ́ hААДОНИ́М, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

הוֹדוּ לַאֲדֹנֵי הָאֲדֹנִים כִּי לְעֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Весь этот стих 135 псалма הודו לאדני האדנים כי לעולם חסדו = «Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его» в своей гематрии 510, равен слову שׁיר = ШИР = «песнь». Этот намек дает нам ответ на вопрос: какая самая совершенная песнь? Самая совершенная песнь, – это песнь, прославляющая Владыку владычествующих, Господа господствующих и милость Его.

 

Кто такие господствующие? Это люди. Ибо человеку сказано:

 

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они …

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте ... (Быт.1:26-28)

 

А среди людей есть власть имущие – цари и правители, господствующие над другими.

Над народами же и царствами, также поставлены господствующие и управляющие небесные силы из ангельского чина. (ПВ)

 

 

135.4 Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его;

д7 Сотв0ршему чудесA вє1ліz є3ди1ному: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

4 ЛЕОСЭ́ НИФЛАО́Т ГЕДОЛО́Т ЛЕВАДО́, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

לְעֹשֵׂה נִפְלָאוֹת גְּדֹלוֹת לְבַדּוֹ כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Макдоналд в своем толковании этого псалма предлагает разделить псалом на части, где Богу дается один из эпитетов величия говорящий о Его милости, за которую мы должны прославлять Его. Так Макдоналд говорит, что со стиха 4 по 9 стих мы прославляем Всевышнего как «Творца этого мира».

 

 

135.5 Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;

є7 Сотв0ршему небесA рaзумомъ: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

5 ЛЕОСЭ́ hАШАМА́ЙИМ БИТВУНА́, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

לְעֹשֵׂה הַשָּׁמַיִם בִּתְבוּנָה כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Надпись:  

Материальные небеса именуются небесной твердью.

И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. (Быт.1:7,8)

Когда люди смотрят на небеса, то понимают, что есть Бог, как написано у пророка

Йешаягу: «Поднимите глаза ваши к небесной выси и посмотрите: кто сотворил их?» (40:26) Такова их природа навечно, и это значит, что «навеки милость Его» (р. Симха Буним из Пшисхи).

 

Мы можем говорить о Небесах в трех аспектах. С одной стороны, самый простой – это «небеса» земные, – т.е. это атмосфера, облака и высь этих небес. Но этот аспект очень прост. Это буквальное понимание. С другой стороны, «небеса» – это надмирное бытие трансцендентного безначального Бога. Который вне времени и пространства этого мира. Но эти Небеса бытия Божьего являются нетварными. Это те Небеса, о которых упомянул Христос в молитве сказав: «Отче наш, сущий на небесах!» (Матф. 6:9). Поэтому мы не можем сопоставлять эти нетварные, и не имеющие отношения ко времени и пространству Небеса бытия Божьего, с упоминаемыми в этом стихе сотворенными небесами. Но между земными небесами и нетварными небесами бытия Божьего есть другие небеса. Это «небеса» есть духовный невидимый мир. Невидимый, небесный ангельский мир – тварен, как тварен и мир материальный – земной.[15] Соломон сказал в своей молитве что ни небо материального мира, ни небо духовного мира, будучи ограниченными и тварными, не могут вместить в себя Трансцендентного, Неограниченного, Безначального Бога. «… небо и небеса небес не вмещают Его…» (2Пар. 2:6). Поэтому в этом мире Всевышний ограничил Себя в Своем Неограниченном и Безначальном ЛОГОСЕ = «Слове». И до воплощения в телесную земную сущность Христа, Он Присутствовал на Небесах как Ангел Лика Его, время от времени являя Себя в земном мире первому человеку а потом и избранным Своим.[16] На самую высоту высот этих тварных Небес духовного мира, взошло человеческое преображенное естество Машиаха, по воскресении из мертвых. Там где был «Престол» нетварного Присутствия имманентного Бога (ЯОЭЛЬ), там же воссел Машиах, через которого человеческое естество (дух душа и преображенное воскресением тело человека) воссело на престол величия и власти.[17] В этих высотах престол Его. Там полнота соприкосновения тварного с нетварным, ограниченного с безначальным. О этих небесах в таинственном аспекте, говорится что они были «сотворены премудро», и в этом «милость Его», чтобы духовное не было оторвано от материального. (ПВ)

 

1

Небеса материального мира (твердь небесная)

Тварные

И сказал Бог: …и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (Быт.1:20)

2

Небеса духовного мира. Эти Небеса имеют свои разные уровни высот. (небеса небес)

Тварные

Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их… (Неем.9:6)

3

Небеса вне материального и духовного мира. Эти Небеса, – есть трансцендентное бытие Бога вне границ времени и пространства тварных миров.

Нетварные

Отче наш, сущий на небесах! (Матф.6:9)

 

 

135.6 утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;

ѕ7 Ўтверди1вшему зeмлю на водaхъ: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

6 ЛЕРОКА́ hАА́РЕЦ АЛЬ-hАМА́ЙИМ, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

לְרֹקַע הָאָרֶץ עַל־הַמָּיִם כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Простирающего землю... На этом стихе основано одно из утренних благословений в еврейской традиции. «Благословен… Простирающий землю над водами». (Комментарий «Швут ами»)

 

Буквальный аспект: В Торе есть рассказ о появлении земли из вод.

 

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. (Быт.1:9,10)

 

Наверное, все согласятся, что землю омывают воды океанов, и сама планета находится внутри планетарной атмосферы, которая соотносима с водами. Без воды нет жизни. И изначально вода покрывала землю, пока Бог не определил границы суши. Это буквальный аспект «земли на водах».

Но в библейских стихах, описывающих мироустройство, как правило кроется таинственный антропологический аспект. Т.е. Макрокосмос (тварный материальный мир) в проекции на микрокосмос (человек).

Метафоричный аспект этого стиха таков: Земля, это телесная составляющая человека, а вода, это духовная – Божественная. Вспомним толкование на букву МЕМ. Воды как Божественный Дух Жизни.[18] Без воды земля неплодна и мертва. Но с Божественным Духом земля оживает, расцветает и приносит плоды. Симбиоз Небесного и земного, Божественного и тварного, замыслен Премудростью Божьей в тварном человеке, а в полноте же своей он отобразился в Сыне Человеческом – Иисусе Христе. Бог «утвердил», или точнее, «распростер землю на водах», в метафоре означает, что творение Божие стало причастно Всевышнему, когда Он Себя сделал имманентным этому тварному миру. Теперь Бог по Своей благодати, приобщает нас Себе, – Своему естеству, через Божественные воды Духа Святого и Свое снисхождение в тварный мир. В этом милость Его, чтобы мир, который ничтожно мал и ничтожно ограничен, стал причастен величию Неограниченного и Безначального, Надмирного, Трансцендентного Бога. (ПВ)

 

Как вода окружает мир от края до края, как написано: «Распростершего землю на водах» (Пс. 135:6), так и Тора наполняет весь мир от края до края, как сказано: «Длиннее земли мера этого» (Иов. 11:9); как вода всегда дает жизнь, как сказано: «Источник садов, колодезь вод живых» (Песн. 4:15), так и Тора дает жизнь вечную, как сказано: «Потому что они – жизнь для того, кто нашел их» (Притч. 4:22). (Шир а-Ширим Раба 1:1)

 

 

135.7 сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;

з7 Сотв0ршему свэти6ла вє1ліz є3ди1ному: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2:

7 ЛЕОСЭ́ ОРИ́М ГДОЛИ́М, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

לְעֹשֵׂה אוֹרִים גְּדֹלִים כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

В иудейской традиции этот стих включен в первое благословение («Творит свет…») перед чтением Шма утренней молитвы. (М. Ковсан)

 

О метафоре Солнца и Луны мы уже говорили подробно в толковании Пс. 120:6.

Если взять аллегоричный аспект Торы, то мы можем увидеть, что светила – это то, что дает свет человеку, то, что освещает его путь. Конечно же, Слово Божие есть свет человеку. Слово Творца наставляет и просвещает всякого живущего для его спасения. Слово Бога умудряет и возвышает человеческое земное естество.

 

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью… [19]

18 и управлять = ולמשׁל днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро… (Быт.1:14-19)

 

По аллегории, «Луна и Солнце», – это светила поставленные управлять.[20] Луна, – это «Тора Моше» для управления ночью, пока не явился Христос. Свет этой великой Луны отделял чистое от нечистого и давал знаки времен, дней и годов.

В 103 псалме мы говорили об этом в толковании 19 стиха:

 

19 Он сотворил луну для указания времен = למועדים,[21] солнце знает свой запад (заход его). (Пс.103:19)

 

Луна для указания времен, т.е. в том числе для знания сроков приближения Солнца Правды. Ведь Пророки говорили о Машиахе. И Солнце, – т.е. «Тора Машиаха», знает заход того малого светила (луны), свет которого, есть лишь отражение Истинного света.[22]

Бог дал человечеству Светила Свои, чтобы люди видели путь, по которому нужно идти. И в этом милость Его. (ПВ)

 

135.8 солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его;

и7 с0лнце во w4бласть днE: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2:

8 ЭТ-hАШЕ́МЕШ ЛЕМЕМШЕ́ЛЕТ БАЙО́М, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

אֶת־הַשֶּׁמֶשׁ לְמֶמְשֶׁלֶת בַּיּוֹם כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Здесь уместно сказать о двух «днях». День – это явления Света Мессии. Первое явление Машиаха – Его Пришествие для искупления греха человеческого рода. Тогда воссиял день, и рассеялась ночь греха. Т.е. «День» этого мира – это время раскрытия тайны теофании Бога в человеческом естестве Машиаха для искупления людей, и освящении их Духом Святым при заключении Нового Завета. Мы – принявшие Спасение Христово и вошедшие в Завет Его увидели Свет Мессии. Для всех находящихся в Новом Завете наступил «День».[23] Ведь до Искупления и заключения Нового Завета Духом Святым, человечество было во тьме и сидело в «тени смертной». Как написано:

 

6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в Завет для народа, во свет для язычников,

7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы. (Ис.42:6,7)

 

1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. (Ис.9:1,2)

 

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я свет миру. (Иоан.9:4,5)

 

Второй «День» – это уже полное откровение Света Божьего при втором Пришествии Мессии в мире грядущем. «День» мира грядущего, это явление Машиаха в Божественной Славе при всеобщем воскресении мертвых.

В этом мире день настал не для всех. Кто-то не видит свет вообще никаких светил, (даже звезд) и находится в полной темноте. Кто-то находится во свете луны, так и не войдя в радость дня, где Солнце-Христос освящает мир своим Светом. Если в этом мире во Свете Его пребывают немногие, то в мире грядущем явление Его света будет для всех.[24] Откровение Света – всегда милость Его. (ПВ)

 

 

135.9 луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его;

f7 лунY и3 ѕвёзды во w4бласть н0щи: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

9 ЭТ-hАЯРЭ́ЯХ ВЕХОХАВИ́М ЛЕМЕМШЕЛО́Т БАЛА́ЙЛА, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

אֶת־הַיָּרֵחַ וְכוֹכָבִים לְמֶמְשְׁלוֹת בַּלָּיְלָה כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

«Луна» – как было уже сказано выше – это «Тора Моше». Она вела народ до времени явления Света Машиаха. Звезды, как удаленные, а значит для глаза более мелкие светила – это мудрецы и учителя, имеющие в сравнении со светилами великими меньший свет и силу. Учения мудрых сравнивается с мерцающим светом звезд. (ПВ)

 

 

135.10 поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;

‹ Порази1вшему є3гЂпта съ пeрвєнцы є3гw2: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2:

10 ЛЕМАКЭ́ МИЦРА́ЙИМ БИВХОРЕ́М, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

לְמַכֵּה מִצְרַיִם בִּבְכוֹרֵיהֶם כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Об этом сказано: Рабами были мы у фараона в Египте (Втор. 6:21). Ведь материальный мир называется МИЦРАИМ = «Египет», ибо ему свойственны стесненность и ограниченность, (Тольдот Яаков. Йосеф, Мишпатим)

 

Т.е. слово МИЦРАИМ имеет в себе слово צַר = ЦАР = ‎«враг, притеснитель, теснота; скорбь, бедствие, нужда». Враждующие на нашу душу это первенцы МИЦРАИМА – наши враги. Бог подает нам победу над врагами нашими, в этом милость Его. И следующие стихи показывают аллегоричный путь этого избавления от врагов. (ПВ)

 

 

135.11 и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;

а7i и3 и3звeдшему ї}лz t среды2 и4хъ: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2:

11 ВАЙОЦЭ́ ЙИСРАЭ́ЛЬ МИТОХА́М, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

וַיּוֹצֵא יִשְׂרָאֵל מִתּוֹכָם כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Макдоналд говорит, что с 10 по 15 стих, мы прославляем Всевышнего как «Искупителя и Избавителя».

Нужно отметить что и Таргум Теилим добавляет слово «искупление» в 11 стих:

 

11 И вывел Израиля, искупленного[25] = פָּרִיקִין из среды их, ибо благость его навсегда. (Таргум Теилим 136:11)

 

«Вывел». Выход из рабства и плена, это всегда движение по спасительному пути. В данном случае если выводит Господь Искупитель – это всегда движение по пути Правды. Спасительный путь покаяния – это удаление от неправды. Чтобы получить спасение через Искупление грехов, первое что нужно, – это покаяние, т.е. возвращение на дорогу жизни. Бог дарующий возможность покаяния и исправления нам оказывает милость – это милость Его.

 

Сам Бог был Избавителем евреев. Не обычный ангел был проводником – но Сам Господь. В своем Присутствии Ангела Лика Он вывел Израиль. (ПВ)

 

И Господь вывел нас из Египта не через ангела-служителя и не через посланника, а Сам во славе Своей, благословен Он, как написано: «И я пройду по земле Египетской в ту ночь, и я истреблю всех первенцев в земле Египетской от человека до скота, и против всех богов Египта я буду производить суды, я Господь». (Пасхальная Агада)

 

Мессианский аспект: Бог Искупил и вывел свой народ. Как написано у пророка Михея. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства… (Мих. 6:4). Гематрический намек. Фраза פדיתיך = «искупил тебя» имеет туже гематрию что и Имя ישוע בן אלהים = ЙЕШУА БЕН ЭЛОХИМ = «Иисус Сын Божий» = 524 (ПВ)

 

 

135.12 рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его;

в7i рук0ю крёпкою и3 мhшцею выс0кою: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

12 БЕЙА́Д ХАЗАКА́ УВИЗРО́А НЕТУЙА́, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

בְּיָד חֲזָקָה וּבִזְרוֹעַ נְטוּיָה כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Спасительный выход человека из рабства, не может быть вне руководства освобождающего Путеводителя и Избавителя. Освобождаемый от руки тирана, должен получить помощь руки крепкой. Бог протягивает Свою руку спасения.

Примечательно что Бог посылает Избавителя Своему народу. И этот Избавитель есть Он Сам. Во времена египетского плена Бог был с народом в образе облачного светоносного столпа, который соотносим со Шхиной и Ангелом Лика.

 

20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил.

21 Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем. (Исх.23:20,21).

 

Святые отцы объясняют личность Ангела Имени Божьего[26] как Божественный ЛОГОС Творца присутствующий в этом мире, до Его воплощения в человеческую природу Мессии.[27]

 

«Рука крепкая и мышца простертая» – это метафора действия Слова Божьего и Духа Его в тварном мире. Бог действует в мире, который сотворен Им. Действие Его спасения и искупления – это спасительное действие крепкой Руки Божьей.

Примечательно что гематрия фразы ביד חזקה = «рукой крепкой», равна гематрии фразы ימין יהוה = «Десница Господня» = 136. С этой же гематрией в псалмах есть фраза,[28] которая говорит, что Бог есть вождь наш: «Он будет водить нас» = הוא ינהגנו.

Но кто же вождь? В пустыне – это столп облачный – т.е. Шхина Бога и Ангела Лика (Имени) Его.[29] Бог в Лице Ангела Лика общался с Моисеем, и через него вел народ Израильский ко спасению.

 

9 Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел Лика Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. (Ис.63:9)

 

А в последнем и окончательном избавлении от бесплотных врагов, духов злобы – это Машиах Божий.[30] И здесь мы усматриваем намек. Фраза זרוע נטויה = ЗРО́А НЕТУЙА́ = «Мышца простертая» своей гематрией 363 намекает на Мессию, так как числовое значение слова המשיח = А-МАШИАХ также = 363. Можно понимать и таким образом: «рука крепкая» – ЛОГОС до воплощения. А «мышца простертая» – ЛОГОС после воплощения – т.е. Машиах.[31] Интересно что Моисей как прообраз Сына Человеческого – Машиаха, был вождем народа. Но вождем он был, находясь в Богообщении. Т.е. здесь вождь, это (Бог) – т.е. Ангел Лика + (человек) – т.е. Моисей. Но Моисей говорил, что будет время, и Бог воздвигнет пророка подобного ему – Спасителя народа.

 

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте…

18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;

19 а кто не послушает слов Моих, которые будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; (Втор.18:15-19)

 

И Бог воздвиг. Этим вождем стал Мессия ИЕОШУА. И Он, в одном лице оказался и Богом, и человеком. Интересно то, что было предупреждение и угроза, слушать слова того пророка, которого воздвигнет Бог. Это очень созвучно с угрозой и предупреждением слушать Ангела Лика: Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем. (Исх. 23:21). (ПВ)

 

135.13 разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;

г7i Раздёльшему чермн0е м0ре въ раздэлє1ніz: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2:

13 ЛЕГОЗЭ́Р ЙАМ-СУФ ЛИГЗАРИ́М, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

לְגֹזֵר יַם־סוּף לִגְזָרִים כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Бог «вывел из Египта» – т.е. через покаяние во грехах человек вышел из Египта – из страны зла. Следующий этап, это водное крещение во оставление грехов. И здесь метафорой этого является море, через которое прошел еврейский народ выйдя из Египта. В водном погружении человек «смывает» с себя грехи, т.е. «пеНадпись:  

Маршрут исхода евреев из Египта.
редает» их Искупителю. (ПВ)

 

לגזר לגזרים = ЛЕГОЗЭ́Р ЛИГЗАРИ́М = «нарезал отрезками»

 

«Разделившему Чермное море в разделения» Симмах перевел: «на отделения». Неизвестный переводчик: «на части». Некоторые говорят, что был не один путь, но вода расступилась отдельно для каждого колена, так что было много проходов. (свт. Иоанн Златоуст)

 

«… на куски» = לגזרים = ЛИЗГАРИМ. Море разделилось на двенадцать проходов по числу двенадцати колен. (Раши)

 

Море разделилось на двенадцать частей, чтобы каждое колено Израиля прошло через него своим уникальным путем. (Сфат эмет)

 

Двенадцать, это полнота праведников мира. Было 12 колен народа, а в этой метафоре у Христа было 12 ближайших учеников. Через эту метафору в аллегоричном понимании стиха этого псалма, мы разумеем разделившееся на 12 проходов море, как путь всей полноты праведников из рода человеческого. Это экклесиологическо-экуменистический аспект. У них свои пути,[32] но этот путь всегда под водительством Единого Пастыря, через покаяние и водное крещение, в землю спасения. Мы не видим, что догматические ошибки наступает строгость суда Машиаха, не за незнание четких вероучительных истин, но за оставление пути Божьего. А как говорилось выше, путь Его – это милосердие, основанное на справедливости.

 

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. (Матф.25:41-43)

 

Оставление этого пути Божьего – т.е. милосердия, грозит человеку тем, что он на Страшном Суде может быть отвергнутым Судией.

 

Справедливость и милость направляют человека, исходатайствуют ему истинную веру. важнейшее в законе: суд, милость и вера; (Матф. 23:23).[33] За справедливостью и милостью всегда идет вера угодная Богу. Да, конечно, мы должны возрастать в познании веры, и придерживаться правильных догматов веры углубляя свою веру и знания, но без познания пути Его, т.е. милосердия основанного на справедливости знания бесполезны. Напротив, идущие же по пути Божьему в Духе Божественной любви, легко могут усвоить и догматы истины, которые возвышают личную веру человека. Истина веры и познание[34] Его Самого, открывается только тем, кто идет путем Его. Познание Его, это познание пути Его. Но не познавшие путь Его, те кто не на пути Его, даже если вызубрят учебники догматики, будут погибать без спасительного пути, так как знание догматов, оторванное от действенного следования слову Божьему, не подразумевает наполнение Духом. А если же кто Духа Христова не имеет, тот не Его. (Рим. 8:9). Только Дух Святой – Дух Милости и Любви Божией движет человеком на пути спасения. Без Духа человек мертв и недвижим. Недвижимыми на пути Бога оказались фараон и его войско, которые увязли в иле расступившегося моря. Они утонули в своей недвижимости, так как Бог не давал возможности двигаться тем кто не на пути Его.[35] Без пути милости, без Духа Божьего невозможно движение. (ПВ)

 

 

135.14 и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;

д7i и3 провeдшему ї}лz посредЁ є3гw2: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2:

14 ВЕhЕЭВИ́Р ЙИСРАЭ́ЛЬ БЕТОХО́, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

וְהֶעֱבִיר יִשְׂרָאֵל בְּתוֹכוֹ כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Христос призывал к покаянию[36] и к крещению в воде. Он и Сам погрузился в воды для того чтобы взять грех всех людей на себя. Спасительное погружение берущего грех мира для искупления – это милость Его.

 

Написано, что Бог провел Израиль через это море. Апостол усматривает в этом метафору погружения:

 

1 …отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;

2 и все крестились в Моисея в облаке и в море; (1Кор.10:1,2)

 

По метафоре водного крещения мы разумеем что, только те, кто ЙАШАР-ЭЛЬ = «прямые Божьи», т.е. только те, кто, обратившись[37] идет прямым путем Божьим, могут получить спасение через водное крещение. Кто не от Израиля, и кто не с Израилем, тот погибнет в пучине морской. (ПВ)

 

 

135.15 и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;

є7i и3 и3стрsсшему фараHна и3 си1лу є3гw2 въ м0ре чермн0е: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

15 ВЕНИЭ́Р ПАРЪО́ ВЕХЕЛО́ ВЕЙА́М-СУ́Ф, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

וְנִעֵר פַּרְעֹה וְחֵילוֹ בְיַם־סוּף כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

В море вошел не только Израиль, но и ПАРО = «фараон» со своей «силой» которые преследовали Израиль.[38]

Интересен драш по слову ПАРО = «фараон», которое приводят еврейские раввины. Фараон, это образ злого начала в человеке, который порабощает все доброе.

 

ПАРО = «фараон», можно прочитать как ПЭЙ РА = «злой рот». Стоит ли удивляться тому, что избавление от египетской армии, во главе с фараоном, происходит не где-нибудь, а в месте под названием פי החירת = ПИ А-ХИРОТ,[39] буквально: «рот свободы» (р. Э. Гладштейн)

 

Фараон образ сатаны. Сатана, имея злые уста полные яда и обмана убеждает лукавыми речами ослушаться слов Творца. Когда же человек из Царства Божьего переходит в стан врага, враг рода человеческого поработивший ядом лести свободную волю человека, делает его рабом принуждая к тяжелым работам.

Образ насилия Сатаны и невыносимого бремени виден в именовании фараона = פרעה = «ПАРО». И поработили египтяне сынов Израиля פרך = ПАРЕХ = работой тяжелойили БЕ-ПАРЕХ = «с жестокостью». (Исх. 1:13).

 

Но в крещении человек освобождается от рабства. Теперь у человека есть Помощник и Покровитель, который отнимает силу дьявола, и дает силу людям своим. Христос поражает голову того, кто жалит пяту. Он разрушает дело дьявола, и в этом милость Его:

 

8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. (1Иоан.3:8)

 

После крещения человек может противостать дьяволу. (ПВ)

 

7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. (Иак.4:7)

 

 

135.16 провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его;

ѕ7i Провeдшему лю1ди сво‰ въ пустhни: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

16 ЛЕМОЛИ́Х АМО́ БАМИДБА́Р, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

לְמוֹלִיךְ עַמּוֹ בַּמִּדְבָּר כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Макдоналд говорит, что в 16 стихе, что мы прославляем Всевышнего как «Проводника и Путеводителя».

 

После крещения и начала духовной жизни человеку предстоит пройти через множество искушений, доказывая свою верность Всевышнему. Бог уравнивает пути перед человеком следующим верой за своим Господом. Но искушения необходимы. Время этой нашей земной жизни, которую мы проводим в послушании Богу, по метафоре можно соотнести с сорокалетним путешествием евреев в пустыне. Конечный путь – это Земля Обетованная – Царство Славы. Здесь от нас требуется доверие и вера Творцу, послушание Его воле. Тогда мы увидим, как велика Его забота о нас и велика Его милость. (ПВ)

 

 

135.17 поразил царей великих, ибо вовек милость Его;

з7i Порази1вшему цари6 вє1ліz: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

17 ЛЕМАКЭ́ МЕЛАХИ́М ГЕДОЛИ́М, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

לְמַכֵּה מְלָכִים גְּדֹלִים כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

С 17 по 22 стих Макдоналд говорит, что мы прославляем Всевышнего как «Защитника».

Как бы ни были сильны враги на пути нашей земной жизни, но все они, мешающие нашему шествию в Землю Обетованную, будут поражены силой Божьей. Его защита – это милость Его к нам.[40] (ПВ)

 

 

135.18 и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;

и7i И# ўби1вшему цари6 крBпкіz: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2:

18 ВАЯhАРО́Г МЕЛАХИ́М АДИРИ́М, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

וַיַּהֲרֹג מְלָכִים אַדִּירִים כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

 

135.19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его;

f7i сиHна царS ґморрeйска: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2:

19 ЛЕСИХО́Н МЭ́ЛЕХ hАЭМОРИ́, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

לְסִיחוֹן מֶלֶךְ הָאֱמֹרִי כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

 

135.20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;

к7 и3 w4га царS васaнска: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

20 УЛЪО́Г МЭ́ЛЕХ hАБАША́Н, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

וּלְעוֹג מֶלֶךְ הַבָּשָׁן כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

В предыдущем псалме был приведен драш который показывал метафору, которая соотносит Сигона и Ога с плотским бездуховным, корыстным человеком, который ниспал до уровня животного. Конец таковых – смерть.

 

12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, … в растлении своем истребятся. (2Пет.2:12)

 

Буквально: Сихон и Ог были сильнее Фараона и его армии (Танхума).

Подобно тому как Израиль воспел песнь о падении Фараона, он должен был воспеть песнь о падении Сихона и Ога, что и сделал Давид в настоящем псалме (Шохер тов).

 

 

135.21 и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;

к7а И# дaвшему зeмлю и4хъ достоsніе: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2:

21 ВЕНАТА́Н АРЦА́М ЛЕНАХАЛА́, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

וְנָתַן אַרְצָם לְנַחֲלָה כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

 

135.22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;

к7в достоsніе ї}лю рабY своемY: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

22 НАХАЛА́ ЛЕЙИСРАЭ́ЛЬ АВДО́, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

נַחֲלָה לְיִשְׂרָאֵל עַבְדּוֹ כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Буквально: «Отдал их земли в наследие» – Бог обещал Аврааму только земли Кнаана. А землю Сихона и Ога Он отдал сынам Израиля в знак Своей щедрости, «ибо навеки милость Его». (р. Й. Хаюн)

 

На земле Хананейской жили до исхода Израиля из Египта народы. Но святой удел Божий, для святых Его. Если народы недостойны, Бог забирает удел, и отдает тому, кто достоин. Метафора этих стихов дает нам понимание предупреждения что, если мы находимся на месте святом, должны остерегаться быть противниками божественной воли. Так как противление Творцу грозит извержением из удела Его. Не нужно кичится своим первородством, сроком «жительства в уделе Его», Его дарованиями и преемственностями. Денница был выше всех, и удел его был на горе Божьей, но он был низвергнут вместе с теми, кто последовал за ним оставив доверие Богу. Теперь место падших ангелов занимают те, кто создан из земли и совсем не величественен и непригляден в земной жизни своей. (ПВ)

 

 

135.23 вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;

к7г Ћкw во смирeніи нaшемъ помzнy ны гDь: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

23 ШЕБЕШИФЛЕ́НУ ЗА́ХАР ЛА́НУ, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

שֶׁבְּשִׁפְלֵנוּ זָכַר לָנוּ כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Макдоналд говорит, что с 23 по 25 стих, мы прославляем Всевышнего как «Попечителя» и «Заботливого Отца».

 

Родитель, даже если расстроен и обижен поведением ребенка, который заслужил наказание, то все-равно, как только ребенок через наказание смирится и станет сокрушенным духом в скорби своей, спешит с любовью утешить свое чадо. Милость же Бога к нам, намного более, чем милость наших родителей. (ПВ)

 

 

135.24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его;

к7д И# и3збaвилъ ны2 є4сть t врагHвъ нaшихъ: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2:

24 ВАЙИФРЕКЭ́НУ МИЦАРЭ́НУ, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

וַיִּפְרְקֵנוּ מִצָּרֵינוּ כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Бог избавляет нас через Сына Своего – ИЕОШУА Спасителя. В этом стихе усматриваем гематрический намек на Машиаха.

Фраза этого псалма, говорящая об избавлении нашем: ויפרקנו = ВАЙИФРЕКЭ́НУ = «и избавил нас», имеет туже гематрию что и Имя ישוע בן דוד = ЙЕШУА БЕН ДАВИД = 452. Вопрос: Кто Избавитель? Ответ: Иисус сын Давидов.

 

Выше мы уже говорили, что в слове МИЦРАИМ можно усмотреть слово צַר = ЦАР = ‎«враг, притеснитель, теснота; скорбь, бедствие, нужда». Через игру букв нам открывается и нравственно-аскетический аспект этого псалма. Еврейские каббалисты усматривают связь между словами, записанными одними и теми же буквами. Так слово צרה = ЦАРА = «скорбь, беда» соотносимо со словом רצה = РАЦА = «хотеть, желать». Через этот намек мы прочитываем этот стих относительно нашего внутреннего МИЦРАИМА, из которого мы должны выйти под руководством нашего Избавителя. Наши желания запрещенного, это скорбь и притеснение нашего внутреннего духовного человека, находящегося в плену. Мы должны покинуть Мицраим. И Машиах, избавляет нас от плена наших желаний, и страстей, повергающих нас в скорбь. Наши желания – это враги нашего спасения, но Бог избавил нас от желаний наших, ибо вовек милость Его. (ПВ)

 

Также через этот намек двух слов толкуется предыдущий стих «вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его» (Пс. 135:23).

 

צרה = ЦАРА = «несчастье», а רצה = РАЦА = «хотеть, желать». Автор «Сидур шель Шабат» объясняет связь между словами, говоря, что цель несчастья (צרה) привести человека к тому, чтобы Святой, Благословен Он, посмотрел на него благожелательно, чтобы он стал для Него желанным נרצה.[41] Все беды и катастрофы, которые при материалистическом подходе выглядят проявлением зла, на самом деле служат тому, чтобы пробудить нашу совесть и привести нас к раскаянию, тем самым сделав нас приятными Святому, Благословен Он. Другое указание на ту же идею мы видим в том, что, перевернув слово רע = РА = «зло», мы получаем ער = ЭР = «пробужденный». Итак, «зло» приходит на нас, чтобы мы пробудились. Те же буквы, что образуют צרה и רצה, в другом порядке читаются как צהר = ЦОАР = «сильное, ясное освещение».[42] Катастрофы и несчастья приводят к тому, что Всевышний преисполняется жалости и сострадания к человеку, и он удостаивается «освещения» – сильного света духовной радости.

Праведные знают, как преобразовать силы строгого суда = ДИН, в милосердие = רחמים = РАХАМИМ. חרם = «изгнание, уничтожение». А цадиким могут преобразовать это в רחם = РАХЕМ = «милование», чтобы а-Шем проявил свое милосердие = רחמים к миру. Все трудности и переживания, которые выпадают человеку в этом мире, это, на самом деле, испытания, которые даются Всевышним, чтобы, пройдя их, человек мог подняться к Нему. Вот почему в корне слова נסיונות = НИСЬОНОТ = «испытания» стоят буквы נס, что значит НЕС = «высоко поднять».[43] (р. М. Глазерсон «Огненные буквы»)

 

Не подобен этому миру мир грядущий. В этом мире, услышав добрые вести, говорят: «Благословен добрый и творящий добро», а услышав дурные вести, говорят: «Благословен судья истинный». В грядущем же мире говорят лишь «добрый и творящий добро». (Бавли Псахим 50) В будущем мире всякий увидит своими глазами, что все, что происходило, было к добру, – то, чего не дано видеть в мире нынешнем. (Леках тов)

 

В нашем мире, многое выглядит, как проявление качества строгого суда Всевышнего. Но в высших мирах, где можно ясно видеть всю картину, оказывается, что все, что здесь происходит, – не что иное, как милосердие и благо. (р. Яшар)

 

Буквально: Псалмопевец намеренно не называет, от каких именно врагов Господь спас Израиль, с тем, чтобы псалом был применим к любому из последующих поколений народа Божьего. (Комментарий новой Женевской Библии)

 

 

135.25 дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.

к7є даsй пи1щу всsкой пл0ти: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

25 НОТЭ́Н ЛЕ́ХЕМ ЛЕХО́ЛЬ-БАСА́Р, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

נֹתֵן לֶחֶם לְכָל־בָּשָׂר כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Иудейское понимание великой милости показывает Талмуд.

Спрашивает Гемара: А отчего называют его «большим Алелем»? Сказал рабби Йоханан: оттого что восседает Пресвятой, благословен Он, в высях небесных и дарует пищу всякому созданию Своему.[44]

Сказал рабби Йеошуа бен Леви: отчего повторяются слова «ибо велика милость Его» двадцать шесть раз? По числу тех двадцати шести поколений, что были от Сотворения мира и до дарования Торы. И даровал им пропитание Пресвятой, благословен Он, по милости Своей. (Бавли. Псахим 118а).

Биркат а-Мазон (застольная молитва) состоит из четырех разделов. Первая часть молитвы начинается и оканчивается благословением; вторая и третья заканчиваются благословениями, а четвертая начинается благословением.

 

Первый раздел начинается благословением: «Благословен Ты, … Царь вселенной, который питает весь мир...».

В Талмуде сказано, что пророк Моше установил эту браху, когда начала падать манна небесная, чтобы кормить сынов Израилевых во время их странствия по пустыне на пути из Египта в Страну Обетованную.

В первой части застольной молитвы прославляется Бог за то, что по великой благости Своей Он питает всех и дает жизнь всему миру, обеспечив все творения повседневной пищей. Поэтому в молитву вошли два стиха из псалмов говорящих о пище которую дает Бог.[45] Один из этих стихов: «дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его» (Пс. 135:25). Этот раздел оканчивается благословением: «Благословен Ты, Превечный, питающий всех». (Хасидус.ру)

 

Но есть и метафора пищи человеческой. Ведь в человеке не только плоть, но и дух. Поэтому, сказано, что «не хлебом одним жив человек»:

 

3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким исходящим из уст Господа, живет человек; (Втор.8:3)

 

Слово Божие дает жизнь и силы человеку. Слово дает возможность человеку оставаться человеком. И если пропитание человек пожелает добывать себе способом, который запрещен Словом Творца, то пища телесная не спасет от погибели.

Когда-то и сатана услышал от Христа слова о том, что хлеб это не только пища телесная.

 

2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. (Лук.4:2-4)

 

Примечательно что Таргум переводя этот стих псалма добавил, «свою», к слову «еда».

 

25 Кто дает свою еду всякой плоти, ибо благость его навеки. (Таргум Теилим 136:25)

 

Здесь возможно понимание что эта еда является своей для всякой плоти, но можно прочесть и так что Бог дает Свою еду всякой плоти. А хлеб этот – слово Его. (ПВ)

 

Тосафот говорит: и не полагай упование на хлеб и на пищу, ведь «всем, выходящим из уст Господа живет человек». Всеми Его мицвот и Хуким, что вышли из уст Его будет жить человек, и они дадут тебе жизнь в этом мире и в Будущем Мире. (М. Ротмистровский)

 

 

135.26 Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.

к7ѕ И#сповёдайтесz бGу нбcному: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

26 hОДУ́ ЛЕЭ́ЛЬ hАШАМА́ЙИМ, КИ ЛЕОЛА́М ХАСДО́.

הוֹדוּ לְאֵל הַשָּׁמָיִם כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ׃

 

Макдоналд говорит, что в 26 стихе мы прославляем Всевышнего как «Бога Небес».

 

Буквально: Т.к. с небес идет дождь, без которого нет пищи. А Он есть Бог небес, Он повелевает, чтобы с небес шел дождь. И это великая милость, нескончаемая. (Макдоналд)

 

Что касается мессианского аспекта. Этот последний стих, как и первые три стиха начинается словом hОДУ = «прославляйте». Прославляйте кого? Бога Небес =לאל השמים = «ЛЕ-ЭЛЬ А-ШАМА́ЙИМ»!

Здесь усматриваем гематрический намек. Эпитет Бога: אל השמים = ЭЛЬ А-ШАМАИМ = «Бог Небес» имеет тоже числовое значение, что и эпитет מושׁיע = МОШИА = «Спаситель» = 426. Эта же гематрия и у фразы כי־משׁיח יהוה הוא = «Ибо Он Помазанник Господень». Примечательно, что эпитеты, как מושׁיע = «Спаситель», так и אל השמים = «Бог Небес», с добавленным Тетраграмматоном = יהוה, в своей гематрии совпадают с Именем ישוע בן דוד = ЙЕШУА БЕН ДАВИД = 452.

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Великий Алель, как двупсалмие в богослужебном обычае периода второго Храма упоминает М. Левинов в толковании на 134 (135) псалом. Также 134-135 псалмы присутствовали в некоторых вариантах Великого Алеля еврейских мудрецов. (ПВ) Талмуд сообщает, что Аллель произносился левитами в Иерусалимском Храме (Тосефта Псахим 95б), а также читался накануне Песаха, когда закалывали пасхального ягненка (Псахим 5:7). Аллель стал частью синагогальной литургии очень рано, и в талмудический период евреи Эрец-Исраэль присовокупляли Аллель в конце вечерней пасхальной службы (ТИ Псахим 10:1, 37в). (Электронная еврейская энциклопедия). По традиции Виленского Гаона эта глава – Песнь для восьмого дня Песаха в диаспоре. (М. Ковсан)

[2] Алель, как Египетский, так и Великий, произносят только в праздники. «Сказано в Талмуде, что тот, кто читает hалель каждый день, он как бы «издевается над миром», издевается над Всевышним, говоря «мир вообще такой хороший, в мире всегда все хорошо и я буду читать hалель каждый день, прославлять Всевышнего». Но нет, в мире есть хорошее, а есть и плохое и hалель – это чувство того, что все хорошо и замечательно, и если это читать каждый день, то это издевательство над Всевышним. И поэтому в Праздники, когда полное, завершенное совершенство проглядывает немножко в наш мир, – тогда мы читаем hалель». (р. У. Шерки)

[3] Учили в барайте: На Песах после четвертой чаши вина завершают полный Алель и произносят большой Алель = «АЛЕЛЬ А-ГАДОЛЬ». Слова рабби Тарфона. Иные же говорят: произносят после четвертой чаши псалом «Господь, пастырь мой, не познаю нужды» (Пс. 22). Спрашивает Гемара: Откуда начинается большой Алель? Сказал рав Иеуда: от стиха «Возблагодарите Господа» (там же, 135:1) и до стиха «На реках вавилонских» (там же, 136:1) Рабби Йоханан же сказал: от стиха «Песнь восхождения» (там же, 133:1) и до стиха «На реках вавилонских». А рав Аха бар Яаков сказал: от стиха «Ибо Яакова избрал себе Господь» (там же, 134:4) до стиха «На реках вавилонских». (ВТ Псахим 118а).

[4] Имеется в виду следующий подсчет перечисленных в Торе родословий: от Адама до Ноаха – десять поколений; от Ноаха до Авраама – десять поколений; от Авраама до Моше – шесть поколений. (М. Левинов)

[5] Для любителей гематрических намеков нужно отметить, что гематрия слова hОДУ = «славьте» = 21, равна Имени Всевышнего אהיה = АhИЕ. Т.е. троекратно хвалите Того, Кто открылся Именем אהיה. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий = אהיה = АhИЕ послал меня к вам. (Исх.3:14)

[6] Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:3)

[7] Здесь речь об открытии Христом Имени Отца в Своем Имени. Подробно о Пентаграмматоне через который огласуется Тетраграмматон см. в толковании буквы ШИН.

[8] Нужно отметить что три Имени подряд встречаются в Быт.24:12. Но там Имя АДОНАЙ прочитывается как АДОНИ = «Господин мой». Т.е. в этом усматриваем намек на Господина нашего Машиаха. יהוה אלהי אדני = «Господи Боже – Господин мой» или «… Господина моего».

[9] О´ДА = ᾠδή = «песнь» – в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором, с музыкальным сопровождением. Ныне, ОДА, это торжественное песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр. (Даль)

[10] Если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих… (Исх.33:13). Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои. Щедр и милосерд Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. (Пс.102:7-9).

[11] Подробно о 13 атрибутах Милосердия в толковании Пс. 102:7-9. Нужно отметить, что «13 атрибутов Милости» кратно 26 стихам этого псалма, говорящего о ХАСДО = «милости Его». Во-первых, здесь аспект полярности, когда милость, направленная на праведника, становится ГВУРОТ или ДИН (мощь строгости и суда) для злодеев, которые притесняют праведника. И здесь 13х2=26. Ведь нужно отметить, что в словах Бога, из которых выводят «13 атрибутов», есть слова о справедливом суде и строгости на которой основывается истинная милость. Во-вторых, здесь аспект милости к двум мирам, к которым принадлежит естество человека, к материальному и духовному 13х2=26.

[12] יהוה יהוה אל רחום וחנון ארך אפים ורב־חסד ואמת = Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный… (Исх.34:6)

[13] Подробно см. в толковании буквы ТАВ

[14] Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Благословите, все чтущие Господа, Бога богов, пойте и славьте, ибо вовек милость Его. (Дан.3:89,90)

[15] Небеса этих двух миров упоминаются в Торе: Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней; (Втор.10:14).

[16] Подробно см. в толковании буквы ШИН.

[17] Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. (Пс.109:1). Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть, и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. (1Кор.15:24-28)

[18] Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. (Пс.148:4). Дух Божий дает нам правильное хваление, и чувство благодарения. Духом Святым наш человеческий дух возвышается в Истине. Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. (Рим.8:26)

[19] Также здесь упоминаются звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю. Звезды, это великие люди (пророки и учителя), также их учения на основе Слова Божьего. Также звезды метафорично соотносятся с ангелами. Подробно о звездах в комментарии на Пс. 146:4 и 148:3.

[20]מָשַׁל‎ = A(qal): господствовать, владычествовать, управлять, начальствовать. E(hi): давать господство, ставить владыкой, наделять властью; инф. господство, владычество, держава, власть.

[21]מוֹעֵד‎ = 1. назначенное время, назначенный срок, определённая пора; 2. назначенное собрание или встреча; 3. назначенное место, место встречи; 4. назначенный сигнал или знак.

[22] Подробно о аллегории «Торы Моше» и «Торы Машиаха» в образе луны и солнца см. в толкованиях Пс.120:6; Пс.103:19; Пс.18:7; Пс.71:5;

[23] Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. (Рим.13:12)

[24] Но не все смогут вынести Его Свет.

[25] Слово с тем же корнем, как и у пророка Даниила: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи = פרק грехи твои правдою…» (Дан.4:24)

[26] Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем. (Исх.23:20,21).

[27] Подробно в толковании буквы ШИН.

[28] Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим = הוא ינהגנו до самой смерти. (Пс.47:15)

[29] Господь сказал: Я Сам пойду, и введу тебя в покой. (Исх.33:14)

[30] Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. (1Иоан.3:8)

[31] Еще один намек. Гематрия фразы ביד חזקה ובזרוע נטויה = «рукою крепкою и мышцею простертою», равна гематрии трех эпитетов Всевышнего = קדש אחד מלך = КАДОШ – ЭХАД – МЕЛЕХ = «Святой – Единый – Царь» = 507. 

[32] Древнее предание говорит, что море разделено было двенадцатью             пресечениями, так что каждому колену открыт был особый путь (свт. Афанасий)

[33] Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; (Зах.7:9).

[34] Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. (Иер.9:24)

[35] И отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. … И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. (Исх.14:25-28)

[36] Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Матф.4:17). Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:16)

[37] Обращение от греха, это возвращение на путь праведности. Слово «обращение, возвращение» = «ТШУВА», это синоним покаяния.

[38] חֵילוֹ = ХЕЛО = «мощь его» или «сила его»

[39] Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред פי החירת = Пи-а-Хирот, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря. (Исх.14:2)

[40] Бог по милости к обидимым, наказывает обидчиков: и в этом – милость Его. (Феодорит)

[41] Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение = נרצה, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. (Ис.40:2)

[42] Этим словом названо окно, через которое свет поступал в Ноев ковчег. И сделай окно = צהר в ковчеге, и в локоть сведи его вверху… (Быт.6:16).

[43] Можно добавить к этому драшу о «испытаниях» и метафору воздвигнутого на шесте = נס = «НЕС» медного змея, через которого яд ползучих гадов кусающих людей терял свое смертоносное действие. Христос уподобил Себя (Ин.3) змею, воздвигнутому над землей. (см. подробно «Машиах и Нахаш») Его «испытание», на которое Он добровольно пошел, стало искуплением греха всего мира. Его смерть стала милостью.

[44] Как сказано в 135-м псалме: «Дарует хлеб насущный всякой плоти» (Пс.135:25). И великое это деяние (Рашбам).

[45] Теилим 136:25 и 145:16.


Назад к списку