Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
134 Псалом (текст)
Псалом 134
скачать книгу: Комментарий на книгу псалмов 5 том Пс. 119-151 Пасечнюк Виктор.
מזמור קלה = МИЗМОР КУФ-ЛАМЕД-ХЕЙ = Псалом 135
Этим псалмом начинается 19 кафисма. (Пс.134-142)
134 псалом Алилуйный, т.е. призывающий к славословию Всевышнего.
В православной традиции 134 и 135 псалмы называются полиелейными. Полиеле́й = πολυέλεοσ = ПОЛИЕЛЕОС = (от греч. πολύς = «многий», и ἔλεος = «милость») – «многая милость».[1] Торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Это название связано с частым повторением при пении слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.[2] (М. Скабалланович. Толковый Типикон)
Псалом не имеет заглавия. Все его стихи являются выдержками из других мест Писания.[3] Но в каждом повторении, однако, есть свои вариации, которые Святой Дух предназначил для нашего назидания, поэтому мы должны быть внимательными к ним. (Сперджен)
Этот 134 псалом вместе со следующим 135 псалмом,[4] в иудейской традиции, составляют Великий Алель.[5] Примечательно что в 134-м псалме насчитывается 21 стих, а в 135-м – 26 стихов. Это намек на два Имени Творца. 21 – это гематрия имени אהיה = АhИЕ,[6] а 26 – это гематрия Имени יהוה = ЙХВХ. (ПВ)
134.1 Аллилуия. Хвалите Имя Господне, хвалите, рабы Господни,
Ґллилyіа, рlд. а7 Хвали1те и4мz гDне, хвали1те, раби2 гDа,
1 hАЛЕЛУЙА, hАЛЕЛУ́ ЭТ-ШЕ́М АДОНА́Й, hАЛЕЛУ́ АВДЭ́ АДОНА́Й.
הַלְלוּ יָהּ הַלְלוּ אֶת־שֵׁם יְהוָה הַלְלוּ עַבְדֵי יְהוָה׃
Нужно отметить, что Обыкновенный Алель начинается стихом «Аллилуия Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне». (Пс. 112:1). А двухпсалмовый Великий Алель начинается стихом Аллилуия. «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни» (Пс. 134:1).[7]
В 112 (113) псалме сначала «восхвалите, рабы Господни», а затем «восхвалите Имя Господне», и вслед за этим «да будет Имя Господа благословенно». Здесь же сначала «восхвалите Имя Господне», а затем «восхвалите, рабы Господни», и вслед за этим «стоящие в Доме Господнем». (Радак)
Мы призваны хвалить имя Божие. Имя Всевышнего чудно и имеет в себе глубину смыслов и тайны, открывающие величие и любовь Бога к сотворенным по образу Его.
Мессианский аспект с гематрическим намеком. В этом стихе усматриваются две фразы с одинаковой гематрией равной 157.
Так фраза: הללו יה הללו = АЛЕЛУ ЙА АЛЕЛУ = «хвалите Господа, хвалите» = 157. Имя Всевышнего в слове АЛЕЛУ-ЙА сокращено до двух букв. В повторении слова АЛЕЛУ = «хвалите» усматриваем намек на Безначального и Неограниченного Бога, Который трансцендентен этому миру, и Который явил Себя ограниченным и имманентным этому миру.[8]
Вторая фраза с гематрией = 157 это הללו עבדי = АЛЕЛУ АВДЭ = «хвалите рабы». Вне контекста эта фраза кажется оборванной и ничего не значащей, но она все-же указывает на мессианский аспект. Примечательно что здесь используется слово, которое написано не с обычным окончанием множественного числа «-ИМ» – «рабы» = АВАДИМ = עבדים,[9] а слово עַבְדֵי = АВДЭ. Это же слово можно прочесть в неогласованном тексте и как עַבְדִּי = АВДИ = «Раб Мой» или «Раба Моего». Здесь, как мы уже отметили, присутствует мессианский намек. Так как Всевышний называет Машиаха Именем «Раб Мой» = עבדי.
25 И будут жить на земле, … и раб Мой = עבדי Давид будет князем у них вечно. (Иез.37:25).
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой = עבדי,[10] оправдает многих и грехи их на Себе понесет. (Ис.53:11)[11]
«Хвалите Господа хвалите». Хвалите Непостижимого и Безначального Господа, явившего Себя в лице «Раба Своего». «Хвалите Раба Моего – Господа».[12] Хвалите Того, Кто «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба…». (Фил. 2:7).
Вот таинственный мессианский аспект этого стиха, открываемый посредством намека. И букво-цифры еврейской нумерации этого псалма также намекают на унижение и низкое достоинство, которое окажут Машиаху не познавшие тайны Боговоплощения ради спасения рода человеческого. Так букво-цифры этого псалма КУФ-ЛАМЕД-ХЕЙ, составляют корень קלה = КАЛА = «быть пренебреженным, быть незначительным, пренебрегать». Это намекает, что Алелю причастен Тот, Кто был уничижен и лишен чести, обезображен[13] мучением от злодеев, придя в этот мир для искупления греха всего мира. Ему подобает хвала, честь и поклонение – АЛЕЛУ-ЙЯ.
Всего в этом стихе три раза употреблено слово АЛЕЛУ = «хвалите». Здесь намек на Триединство Единого Бога, Которому трикратно воспевают «КАДОШ» ангелы. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:3). Трисвятое пение Тому, Кто наполнил Своей Славой этот мир, явив себя в Своей имманентности этому миру. (ПВ)
«Хвалите, хвалите, хвалите». Пусть же Триединый прославляется нашим духом, душой и телом! Троекратно восхвалим Бога, ибо Он благословил наше прошлое, настоящее и будущее. (Сперджен)
134.2 стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего.
в7 стоsщіи во хрaмэ гDни, во дв0рэхъ д0му бGа нaшегw.
2 ШЕОМЕДИ́М БЕВЭ́Т АДОНА́Й, БЕХАЦРО́Т БЕТ ЭЛОhЭ́НУ.
שֶׁעֹמְדִים בְּבֵית יְהוָה בְּחַצְרוֹת בֵּית אֱלֹהֵינוּ׃
...в Доме Господа, во дворах Дома нашего Бога! Есть два центра святости. Нижний Храм – здание, возведенное евреями в Иерусалиме. В заслугу служения в Нижнем Храме евреи удостоятся восхождения в духовный Высший Храм, который наша традиция называет «Домом нашего Бога». Следовательно, земной Нижний Храм является «двором», через который вступают в «Дом Бога». (Алших)
Христос в этом мире есть Храм Божий. Причастные Христу входят через него в Небесный Храм Отца.[14] Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. (Иоан.10:9)
Хвалить Того, Кто назван «Раб Мой» могут лишь те, кому открыта тайна снисхождения Всевышнего в этот мир, и только те, кто стоит в Доме Господа – во дворах Дома Бога нашего. Но ведь Иерусалимского Храма нет уже 2000 лет, о каком Доме мы можем сейчас говорить? Это Дом Тела Машиаха – Он Дом Божий. Все причастные Телу Его, – это те, кто стоят в Доме Его. Причастники Христовы, есть часть этого Дома, и они являются участниками Божественного восхваления, которое совершается в этом храме. У пророка Исайи есть слова о мессианском Доме Молитвы, в котором воспевающими и славословящими будут все народы:
7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. (Ис.56:7)
В этом стихе усматриваем мессианский намек. Фраза כי ביתי = «ибо дом мой» имеет гематрию имени ישוע בן דוד = ЙЕШУА БЕН ДАВИД = 452. Мы Тело Его, мы камни Дома Божьего. (ПВ)
Ибо если в Иудейском храме не каждое место было доступно для всех, но были многоразличные отделения, так что одно было назначено для пришлецов, другое для тех, которые были Иудеями от начала, иное для священников, и еще иное для одного первосвященника: то подумай, какую святость нужно иметь тебе, получившему гораздо более нежели сколько имело образов святое святых? Ты уже не херувимов имеешь, но самого Господа херувимов, живущих здесь; и не ковчег с манной и не каменные скрижали и жезл Ааронов, но тело и кровь Владыки и вместо Писания – Дух. А чем более ты удостоился великих и страшных тайн, тем более ты обязан хранить святость и тем большему подлежишь наказанию, если преступишь то, что поведано тебе. (Златоуст)
134.3 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно,
г7 Хвали1те гDа, ћкw блaгъ гDь: п0йте и4мени є3гw2, ћкw добро2:
3 hАЛЕЛУЙА КИТО́В АДОНА́Й, ЗАМЕРУ́ ЛИШМО́ КИ НАИ́М.
הַלְלוּ־יָהּ כִּי־טוֹב יְהוָה זַמְּרוּ לִשְׁמוֹ כִּי נָעִים׃
Гематрический намек в мессианском аспекте: Гематрия фразы הללו־יה כי־טוב = «хвалите Господа, ибо благ» = 133. Этаже гематрия и у эпитета מלך גדול = «Великий Царь» = 133. Царь Небесный – Он Царь Царей, – Великий Царь. Но на земле есть Помазанник Его – Царь МАШИАХ. И Он тоже МЕЛЕХ ГАДОЛЬ = «Великий Царь».
«Хвалите Господа, ибо благ = טוֹב = ТОВ = αγαθος = АГАФОС!». Возникает вопрос, почему же Мессия, когда один из молодых книжников назвал Его αγαθε = АГАФЭ «благим»,[15] сказал такие слова: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». (Матф. 19:17)
Во-первых, как объясняет К. Безобразов,[16] ссылаясь на древние рукописи,[17] Христос говорит вовсе не о личной благости, а о благих делах. Τί με έρωτας περί του άγαθου = «что ты Меня спрашиваешь о благе?».[18] Т.е. деятельное совершенство человека – не имеет границ. И Всевышний есть постоянная цель нашего преподобия Ему. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф. 5:48). Поэтому после ответа о благости и перечислении заповедей Христос дает следующий уровень святости, где любовь к ближнему переходит к полному самопожертвованию и самоуничижению, которое является намеком на кеносис и самоумаление Божественного Логоса в Христовом воплощении. Сами дела не имеют никакого блага, если они оторваны от воли Творца и совершаются вопреки или без любви к Богу и ближнему. Заповедь же о любви – это вся Тора и Пророки.[19] М. Белоусенко разумеет ответ Христа в раввинистическом понимании блага, как указание на благо Божественных изволений (благой воли и требований Творца), которые отражены в Торе. Выражение «никто не благ, как только один Бог» точно соответствует раввинской фразе «ЭЙН ТОВ ЭЛА ТОРА» = «нет ничего доброго, кроме Торы».[20] Т.е. ответ Христа можно истолковать так «что ты Меня спрашиваешь о благе? Сколько бы ты ни наблюдал за великими учителями и мудрецами, живущими на земле, и даже встав на их уровень высоты, ты все равно будешь перед следующей ступенью совершенства, к которой тебя будет призывать Слово Бога.
Во-вторых, христианские комментаторы объясняют ответ Христа, как некий намек на Его Божественную природу. (ПВ)
«Почему же отвечает ему Иисус, говоря: «никто не благ»? Потому что юноша приступил к Нему как к человеку, и как к одному из учителей.[21] Христос как бы говорит: если ты Меня как учителя считаешь благим, то никакой человек не благ сравнительно с Богом; если же ты почитаешь Меня благим как Бога, то зачем Меня называешь учителем? Таким образом, этими словами Христос хотел выразить ту высшую мысль, что Он должен быть познаваем как Бог.[22] (М. Барсов)
Спаситель, как бы возражая юноше по поводу того, что он назвал Его благим, на самом деле присваивает Себе это свойство Божие, благость; и смысл Его вопроса, следовательно, таков: ты называешь Меня благим, но никто не благ, кроме одного Бога; поэтому ты и ко Мне обращаешься не просто как к обыкновенному Учителю, но Учителю благому и потому имеющему равное достоинство с Богом. Другими словами, в ответе Христа юноше мы встречаемся с прикровенным и чрезвычайно тонким, почти незаметным для окружающих Христа лиц, Его учением о Своем Богосыновстве, и о равенстве Богу Отцу. (проф. Лопухин)
Так как спросивший назвал Учителя благим, но не исповедал Его ни Богом, ни Сыном Божиим, то ему дается урок в том смысле, что святой человек в сравнении с Богом, о Котором говорится: «Славьте Господа, ибо Он благ» (Пс. 117,1), не благ. Но чтобы кто-либо не подумал, что словами о благости Божией исключается благость Сына, мы читаем в другом месте: Я есмь Пастырь Добрый (bonus = «благой»).[23] Пастырь Добрый полагает жизнь свою за овец. (Ин.10:11); и у пророка говорится, что Дух благой,[24] и земля блага.[25] Таким образом и Спаситель не отвергает свидетельства о благости Своей,[26] но Он отрицает ту неверную мысль, что благим может быть учитель без Бога. (блж. Иероним Стридонский)
Христос осторожно помогает вере юноши, ибо, конечно же, Он не с упреком сказал ему: Что ты называешь Меня благим? Он, видимо, хотел найти в его словах «Учитель благий» ту веру, которую сам юноша не сознавал. Называя Христа благим, он тем самым признал Его и почтил Его как благого человека, а Христос хотел привести его к признанию и почитанию Его как благого Бога – никто не благ, как только один Бог… Христос хочет, чтобы юноша либо признал Его Богом, либо не называл Его благим… Бог великий образец и пример благости, Им измеряется всякая благость, только то можно назвать добром, что подобно Ему и соответствует Его меркам. В этом, как и во всем другом, наш Господь Иисус был сиянием Его славы (Божья благость – это Его слава), образом ипостаси Его, поэтому Он достоин называться Учителем благим. (М. Генри)
Через осмысление воплощения Божественного Логоса в человеческое естество, в контексте этого стиха также усматриваем призыв прославлять и превозносить Имя Машиаха. Имя данное человечеству, которым надлежит нам спастись. (Деян. 4:12).
Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте Имени Его, ибо это сладостно. (Пс. 134:3)
АЛЕЛУ-ЙА = «Хвалите Господа». ЗАМЕРУ́ ЛИШМО́ = «Пойте Имя Его»
Петь Имя Господа – приятно. Почему приятно? потому что призывание, восхваление, и провозглашение Имени нашего Спасения,[27] являет действенность Силы Бога, и позволяет человеку приступать к Присутствию Божьему. Традиционное призывание Имени Христова сохранилось в Церковной практике среди исихастов. Познавшие действие Божественной Благодати через возношение Имени, действительно могут свидетельствовать о Сладости Божественного Имени. В Церкви очень распространен эпитет Христа «Сладчайший».[28] Среди акафистов Христу выделен особо «Акафист Иисусу Сладчайшему», где Имя Христа воспевается в каждом стихе.[29] Петь Имени Его – сладостно. (ПВ)
Всевышнего надлежит восхвалять, потому что Он благ и благодействует, и также Его Имя любезно, и его надлежит восхвалять. Он есть Его Имя, а Его Имя есть Он. (Радак)
134.4 ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою.
д7 ћкw їaкwва и3збрA себЁ гDь, ї}лz въ достоsніе себЁ:
4 КИ-ЙААКО́В БАХА́Р ЛО ЙА, ЙИСРАЭ́ЛЬ ЛИСГУЛАТО́.
כִּי־יַעֲקֹב בָּחַר לוֹ יָהּ יִשְׂרָאֵל לִסְגֻלָּתוֹ׃
В псалмах «Песни Ступеней» мы уже обращали внимание на два имени которым называется община Божия. Иаков и Израиль – это имя одного человека. Иаков увидел место земного Присутствия Божьего, которое было названо Домом Божьим, и боролся с Явившемся ему. Тогда он получил второе имя – Израиль. Причастный богоявлению всегда идет прямым путем Божьим. Поэтому упомянутое имя ЙИСРАЭ́ЛЬ – понимаем как намек на идущих прямым путем Божьим,[30] на честных и прямосердечных людей, искренне живущих по воле Творца. А имя ЙААКО́В, намекает на аспект жилища Божьего – Храма Господня. ЙААКОВ = АКЕВ = «пятка» Здесь метафора «подножия ног Всевышнего» которое есть Храм Божий.[31] Когда человек покланяется, то видит только подножие трона, он может увидеть лишь ступни господина. И образ «пятки», как образ Теофании = богоявления в храме Божьем. На подножии видны только ступни,[32] т.е. лишь часть господина, а остальное сокрыто. И имя Иакова намекает на «подножие ног Божьих», на место богоявления, на Храм Всевышнего. В таинственном аспекте это указание на тех, кто причастен Машиаху Божьему, Который есть Храм Святой – Жилище Божие. И мессианский аспект этого стиха в том, что Бог избрал в удел и в собственность Свою[33] только тех, кто прям в сердце своем (ИСРАЭЛЬ), и шествует прямыми путями Божьими, и тех, кто причастен Храму Его (ЙААКОВ).
Каждый должен знать, что только лишь из-за родословных и родственных связей, через номинальное именование и обрядность, из-за внешнего вида и носимых атрибутов веры, Бог не возьмет в Свой удел тех, кто, называясь верующим является двоедушным, ходит кривыми путями, и не причастен Святыне Дома Божьего – Мессии Спасителю.
Сначала упоминается имя Иаков, которое намекает нам на Дом Божий – церковь, которая есть Тело Христово в этом мире. Т.е. сначала нужно быть в числе народа Божьего, т.е. нужно быть частью Храма Его, нужно быть частью Тела Его в этом мире. Мы через причастие Дому Всевышнего, сами должны стать домами Его. Интересно что Таргум Теилим в отношении Йакова добавляет метафору домов.
3 Вот дома Йакова избрал Себе Господь, Йисраэль любимым Своим (Таргум Телим 135:3)
Как камень, на котором спал Иаков был местом Присутствия Бога, так и сам он, возлежащий на камне, метафорично стал причастен Дому Божьему. Но мало быть причастником к еврейской крови, или к Крови Христа. Мало быть членом церкви или народа. Это будет ничто, если ты не двигаешься, будучи частью единого организма, в соответствии с повелением Главы. Если ты, будучи ногой не идешь куда тебя двигает Дух Главы, если ты, будучи рукой не действуешь как тебе велит Голова Тела, если ты недвижим, или еще хуже, ты действуешь против воли Головы, то ты не только не получишь спасительной пользы, но ты сугубо повинен в осквернении святого места. Именно о таковых сказал апостол, что лучше бы им было не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. (2Пет. 2:21). Поэтому добавлено второе имя того же праотца Иакова, которое дал ему Бог – это имя Израиль. Это имя намекает, что если ты причастен Дому Божьему, и в тебе обитает Дух Его, то ты должен повиноваться Его воле и идти не своими путями, но прямыми путями Божьими – ЙАШАР-ЭЛЬ.
Также отцы церкви усматривают Израиль Божий – народ Его как тех, кто будет верно следовать воле Всевышнего независимо, кто он по крови или по званию. Всякий верных входит в народ Всевышнего, если оживлен и движим Духом Его в исполнении воли Его.
1 А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал…
3 ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.
4 И будут расти между травою, как ивы при потоках вод.
5 Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля. (Ис.44:1-5)
В книге Малахии есть невероятное, для иудейского ума, пророчество. Там говорится что богослужение, которое будет принимать Бог как жертву чистую, будут совершать на всяком месте, а не только в Третьем Иерусалимском Храме. По алахе иудеев, это недопустимые вещи. Но это произошло. Храма нет, а Имя Бога велико среди народов мира, которые присоединяются к «Иакову» и «Израилю», становясь Божьими людьми в числе Его народа.
11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. (Мал.1:11)
Поэтому во втором стихе сказано о многих дворах[34] Храма Божьего «стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего».
Также этот стих может прочитываться в таком смысле, что не Господь избрал себе Иакова, а Иаков избрал Господа в удел себе. «Ибо Яаков избрал себе Господа». Здесь аспект свободы выбора. Иаков принял указанное ему место как Дом Божий. И к Телу Христову присоединяются только по собственной доброй воле, веря в истину Присутствия Его. Также и выбирая прямой путь Божий – ЙАШАР-ЭЛЬ, человек становится на него без насилия, по собственному желанию. Бог дал нам выбор сказав: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое. (Втор. 30:19). (ПВ)
Сыны Израиля избрали Его, а Он избрал их. (Зоар).
Всех, кто делает выбор причастности Дому Его, и всех, кто выбирают прямой Божий путь, выбирает в свой удел Сам Бог.
37 …приходящего ко Мне не изгоню вон. (Иоан.6:37)
134.5 Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов.
є7 ћкw ѓзъ познaхъ, ћкw вeлій гDь, и3 гDь нaшъ над8 всёми бHги:
5 КИ АНИ́ ЙАДА́ТИ КИ-ГАДО́ЛЬ АДОНА́Й, ВААДОНЭ́НУ МИКОЛЬ-ЭЛОhИ́М.
כִּי אֲנִי יָדַעְתִּי כִּי־גָדוֹל יְהוָה וַאֲדֹנֵינוּ מִכָּל־אֱלֹהִים׃
В чем величие Божие? В том, что Всевышний будучи Недоступным, Трансцендентным, Непознаваемым, Безначальным и Неограниченным Богом, являет такую любовь Свою к созданным Им существам, что ради их спасения и блага, ограничивает Себя в этом мире, нисходя в этот мир и став имманентным этому миру. Его любовь – это Его величие. Познавшие Его КЕНОСИС,[35] познали Его Величие, т.е. познали Его Любовь к Своему творению.
Еврейская традиция говорит о этом так:
«Сказал рабби Йоханан: всякий раз, когда ты находишь в Писании упоминание о величии Святого, благословен Он, там же ты найдешь и упоминание о Его смирении»… «Написано в Торе: «Ибо Господь, Бог ваш, Он Бог богов и Владыка владык...» (Втор. 10:17), и следом написано: «Он творит суд сироте и вдове...». Повторено в книгах Пророков: «Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный, Существующий вечно и Святой – Имя Его...» (Ис. 57:15), и следом написано: «...Но с тем, кто сокрушен и смирен духом...». И в третий раз сказано в Писаниях: «...Превозносите Восседающего на небесах, Того, чье имя – Господь» (Пс. 67:5), и следом написано: «Отец сирот и судья вдов...». (Бавли. Мегила 31а)
Величие Всевышнего проявляется совершенно не в том, что Он поддерживает существование всех миров (как думают многие). Напротив, в этом проявляется не величие Всевышнего, а Его скромность, когда Он принижает Себя настолько, чтобы облачаться в миры, давая им жизненность и поддерживая их существование. … и на самом деле «величие Его непостижимо».[36] (Пс. 144:3). Эти слова восхваляют Его великое смирение, которое заключается в том, что Он может так принизить Себя. (Тора Ор: Хаей Сара)
Стивен Лоусон в своем комментарии на этот псалом рассказал историю о известном агностике прошлого, Д. Э. Коллинзе, который однажды в воскресенье встретил бедного английского рабочего, направлявшийся в церковь. Коллинз задумал унизить его и задал ему вопрос: «Куда ты идешь?» – «В церковь, сэр, – ответил этот простой рабочий, – я иду поклоняться Богу». Стараясь ввести в смущение этого простачка, Коллинз с сарказмом спросил его: «А твой Бог – великий Бог, или маленький»? Стоило верующему выбрать один из эпитетов Бога, как тут же бы агностик поставил бы ответившего новым вопросом в неловкое положение. Но скромный посетитель церкви неожиданно для Коллинза ответил: «Мой Бог настолько велик, сэр, что небеса небес не могут вместить Его, и Он настолько мал, что помещается в моем ничтожном сердце». Коллинз был обезоружен такой глубокой мыслью и не смог ничем возразить в ответ. Годы спустя этот начитанный философ признался, что тот необразованный человек оказал намного большее влияние на его изощренный ум, чем все прочитанные им тома, написанные в защиту христианства.
134.6 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах;
ѕ7 вс‰, є3ли6ка восхотЁ гDь, сотвори2 на нб7си2 и3 на земли2, въ морsхъ и3 во всёхъ бeзднахъ.
6 КОЛЬ АШЕР-ХАФЭ́Ц АДОНА́Й АСА́, БАШАМА́ЙИМ УВАА́РЕЦ БАЯМИ́М ВЕХОЛЬ-ТЕhОМО́Т.
כֹּל אֲשֶׁר־חָפֵץ יְהוָה עָשָׂה בַּשָּׁמַיִם וּבָאָרֶץ בַּיַּמִּים וְכָל־תְּהוֹמוֹת׃
Некоторый повтор можно усмотреть в псалме 113:11 (в еврейской нумерации это Пс. 115:3):
11 Бог наш на небесах; творит все, что хочет. (Пс. 113:11)
Все, что Ему угодно, Он вершит... Иногда кажется, что действия человека не зависят от Божественного управления, ибо он способен выбирать между добром и злом без вмешательства Небес. Однако сама эта его свобода есть дар Бога, желающего, чтобы человек избрал добро без принуждения. Таким образом, сама свободная воля человека не что иное, как реализация воли Бога (Рамбам. «Законы тшувы» 5:1).
Если мы желаем быть сынами Всевышнего по благодати, то мы должны желать творить все, что желает Всевышний. Он желает и творит, и мы должны на всяком месте с желанием творить все, что желает творить Он. Это преподобие Ему. Сын Божий по существу – Христос, показал нам пример этого. (ПВ)
19 Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам... (Иоан.5:19,20)[37]
134.7 возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.
з7 ВозводS w4блаки t послёднихъ земли2, мHлніи въ д0ждь сотвори2, и3зводsй вётры t сокр0вищъ свои1хъ.
7 МААЛЕ́ НЕСИИ́М МИКЦЭ́ hАА́РЕЦ, БЕРАКИ́М ЛАМАТА́Р АСА́, МОЦЕ-РУ́АХ МЕОЦЕРОТА́В.
מַעֲלֶה נְשִׂאִים מִקְצֵה הָאָרֶץ בְּרָקִים לַמָּטָר עָשָׂה מוֹצֵא־רוּחַ מֵאוֹצְרוֹתָיו׃
Буквально: Реш Лакиш сказал: Облака образуются лишь снизу,[38] ибо сказано: «Поднимает облака от края земли» (Пс. 134:7). (Берешит раба 13:11)
Если предыдущий стих говорил нам желании Творца, то здесь мы видим перечисление исполнения того, что Он совершает с желанием. Но понимать в буквальном смысле природные явления как желательное действие Творца – это слишком примитивно. Здесь в аспекте толкования предыдущего стиха о «желании Его», нужно усматривать аллегоричный аспект.
«Облака, молнии, дождь, ветер», это метафоричные признаки Его явления в этом мире. Если Он желает явить Себя в этом мире среди тварной природы и приобщить ее к Своей благости, то и мы должны желать Его Теофанию, желать быть в Его Присутствии, и выходить навстречу Его желанию соединить нас к Себе.
Метафоричность перечисленных природных явлений:
«Возводит облака от края земли творит молнии при дожде».
«Облако», это покров для глаз, при Его Богоявлении, и некая сокрытая тайна, но тем не менее, все же для человека это признак Его Теофании.
«Молния», – это образ видимого явления Шхины.[39] Молнии – это метафора чудесных проявлений Божественной Теофании. Эти признаки и образы Богоявления имеют место только во время «дождя», который в свою очередь есть метафора орошения человеческой природы Духом Святым.[40]
«Дождь» Духа Святого является причиной неких признаков Богоявления. Явление Его становится заметным по этим признакам. И здесь еще одна метафора Силы Духа Святого – это «ветер» = РУАХ = «дух». «Изводит ветер из сокровищниц Своих». Ветер, это движение воздуха. Воздух невидим. Но мы чувствуем его действие, и если воздух в движении, мы чувствуем его дуновение. Так в аллегории мы рассматриваем и Силу Бога. Бог невидим, но мы чувствуем Его действие, и мы видим изменение того, на что Он оказывает Свое действие. В православных молитвословиях Дух Святой назван «сокровищем благих» людей. И в этом псалме говорится, что Бог изводит ветер из сокровищниц Своих. Нет дороже стяжания (приобретения) сокровищ, чем стяжание сокровища Духа Божьего. Бог может дать много богатств человеку,[41] но самый дорогой дар, это Его дарение Самого Себя. РУАХ А-КОДЕШ = «Дух Святой» в «сокровищницах» Бога, и не каждый получает Его Дар. Но если человек получает Его, то сам становится сокровищницей Божией. Бог изводит Дух Свой в том числе и из сокровищниц людских, т.е. из тех, кто сам стал Его сокровищницей Духа. Изводит Дух для других людей. Возложение рук и молитва духовных людей, открывает их самих, как сокровищницу для жаждущих Жизни. Тот, кто причастен благости Божией хранит и ценит это сокровище, дарованное ему из сокровищниц Божиих.
Нужно отметить, что пророк Иеремия тоже использовал образ облаков, молнии дождя и ветра из хранилищ Божьих, которые упоминаются в этом стихе. Т.е. пророк показывает милость и щедрость Бога, благодеющего людям Своим, как буквально в виде дождей, приносящих плодородие земле, так и метафорично в явлении им Своего Присутствия. Следующий же стих пророка Иеремии говорит о безумцах, пренебрегающих этой милостью Божьей. Т.е. метафора того что душа безумцев не принимает, и не желает Его Присутствия, но свое желание и свое упование безумцы отдают идолам. Для безумцев их сокровище – это драгоценные металлы и идолы, на которых они уповают. Нужно отметить, что и в этом псалме (ст. 15-18) также упоминается грех идолопоклонства и пренебрежение дарами Божьими, которые отвергает человек, отдавая свое упование серебру и золоту – идолам человечества.
16 По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из сокровищниц Своих.
17 Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо истукан его есть ложь, и нет в нем духа. (Иер.51:16,17)
134.8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота,
и7 И$же порази2 пeрвенцы є3гЂпєтскіz t человёка до скотA:
8 ШЕhИКА́ БЕХОРЭ́ МИЦРА́ЙИМ, МЕАДА́М АД-БЕhЕМА́.
שֶׁהִכָּה בְּכוֹרֵי מִצְרָיִם מֵאָדָם עַד־בְּהֵמָה׃
Здесь буквальный аспект, воспоминания истории, когда первенцы всего Египта, как первенцы людей, так и первенцы скота, были поражены ангелом. Как говорит комментарий отцов ТСЛ: «Издревле народ Израильский назывался перворожденным сыном Божьим, и за его обиду был поражен всякий первенец египетский». Но мы усматриваем и метафоричный аспект.
«Истребил… от человека до скота». Истреблены те, кто от возвышенного состояния человека – מאדם = «МЕ-АДАМ», ниспал до скотского уровня – עד־בהמה = «АД-БЕhЕМА». Т.е. Бог поразил всех коснеющих в животной алчности и корысти, ниспавших в нечестие, презирающих справедливость, и враждующих на Истину Божию. Истребил тех, кто был не причастен Пасхальной жертве, и чей дом был не отмечен кровью агнца. И сие образ того, что все, кто не причастен Завету Крови Его,[42] истребятся как первенцы всякой неправды – первенцы Мицраима. (ПВ)
134.9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его,
f7 послA знaмєніz и3 чудесA посредЁ тебє2, є3гЂпте, на фараHна и3 на вс‰ рабы6 є3гw2.
9 ШАЛА́Х ОТО́Т УМОФЕТИ́М БЕТОХЭ́ХИ МИЦРА́ЙИМ, БЕФАРЪО́ УВХОЛЬ-АВАДА́В.
שָׁלַח אֹתוֹת וּמֹפְתִים בְּתוֹכֵכִי מִצְרָיִם בְּפַרְעֹה וּבְכָל־עֲבָדָיו׃
В слове בתוככי = БЕТОХЕХИ = «посреди тебя», буква ЙУД добавочная. … Это обращение к Мицраиму. (Радак)
По нашему мнению, добавочная буква ЙУД в этом слове намекает на крепкую Божественную руку = «ЙАД», которая явила силу Его перед угнетателями народа Божьего.
Буквальный аспект: В этом стихе продолжение рассказа о чудесах и знамениях, которые явил Бог в Египте. Египет = «МИЦРАИМ», в аллегоричном аспекте есть обитель нечестия, противящегося Истине. (ПВ)
134.10 поразил народы многие и истребил царей сильных:
‹ И$же порази2 kзhки мнHги и3 и3зби2 цари6 крBпки:
10 ШЕhИКА́ ГОЙИ́М РАБИ́М, ВЕhАРА́Г МЕЛАХИ́М АЦУМИ́М.
שֶׁהִכָּה גּוֹיִם רַבִּים וְהָרַג מְלָכִים עֲצוּמִים׃
Как говорит Тора, израильтяне поразили 31-го царя.[43] (Нав. 12:24) Но в этом псалме по имени названы только двое – Сихон и Ог.
134.11 Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские;
а7i сиHна[44] царS ґморрeйска и3 w4га царS васaнска, и3 вс‰ ц†рствіz хана†нска:
11 ЛЕСИХО́Н МЭ́ЛЕХ hАЭМОРИ́ УЛЪО́Г МЭ́ЛЕХ hАБАША́Н, УЛЬХО́ЛЬ МАМЛЕХО́Т КЕНА́АН.
לְסִיחוֹן מֶלֶךְ הָאֱמֹרִי וּלְעוֹג מֶלֶךְ הַבָּשָׁן וּלְכֹל מַמְלְכוֹת כְּנָעַן׃
Когда сыны Израиля вышли из Египта и продвигались в землю Кнаанскую, то народы Кнаана заплатили деньги Сихону и Огу, царства которых располагались на востоке от земли Кнаан, чтобы они затеяли против народа Израиля войну и не дали ему пройти. Несмотря на то, что израильтяне не были обучены военному искусству, они разбили армии врага, потому что Всевышний дал им силы и воевал на их стороне. (Тегилат а-Шем).
21 И послал Израиль послов к Сигону, царю Аморрейскому, чтобы сказать:
22 позволь мне пройти землею твоею; не будем заходить в поля и виноградники, не будем пить воды из колодезей твоих, а пойдем путем царским, доколе не перейдем пределов твоих.
23 Но Сигон не позволил Израилю идти через свои пределы; и собрал Сигон весь народ свой и выступил против Израиля в пустыню, и дошел до Иаацы, и сразился с Израилем.
24 И поразил его Израиль мечом …
33 И поворотили и пошли к Васану. И выступил против них Ог, царь Васанский, сам и весь народ его, на сражение к Едреи.
34 И сказал Господь Моисею: не бойся его, ибо Я предам его и весь народ его и всю землю его в руки твои, и поступишь с ним, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне.
35 И поразили они его и сынов его и весь народ его, так что ни одного не осталось, и овладели землею его. (Чис.21:21-24,33-35)
Моисей просил Сихона пройти сквозь его земли, с условием того, что проходя по выделенной для него дороге ни сам Израиль, ни скот его, не будет пользоваться ни водой, ни пищей этой страны. Но Сихон не позволил этого Израилю и вышел войной на него. Мидраш говорит, что народы Ханаана мздой подкупили Сихона чтобы он стал враждебным к еврейскому народу. Алчность Сихона уподобила его животному, которого не заботит беда окружающих, но которое ищет только своей корысти. Кто знает, как бы сложилась судьба аморрейцев, если бы они заключили мирный договор с Израилем. Но корысть и ненависть к еврейскому народу превратили царей этих народов в опасных диких животных, которые через свое неразумие и злобу погубили и себя и свой народ.
В восьмом стихе был сказан драш, что Бог истребил тех, кто опустился с человеческого достоинства на животный уровень. «Истребил… от человека до скота». Т.е. были истреблены те, кто от возвышенного состояния человека МЕ-АДАМ, ниспал до скотского уровня עד־בהמה = «АД-БЕhЕМА».[45] Так Бог поразил и всех царей, и все народы, коснеющие в животной алчности и корысти, которые враждовали на Истину Божию. В контексте этого драша можно привести гематрический намек. Гематрия имен двух царей סיחון ועוג = «Сихон и Ог» = 219. Этаже гематрия и у фразы, намекающей на то, что они уподобились бессловесным и несмысленным животным: הבהמה ועוף = А-БЕhЕМА ВЕ-ОФ «животное и птица» = 219. Конец же всех неразумных – истребление и смерть. Пренебрегающий Божественной душой остается лишь с душей животной, которая находится в крови[46] и возбуждает лишь инстинкты дикой поврежденной природы.
О таковых ниспавших на уровень диких животных было сказано апостолом:[47]
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. (2Пет.2:12)
134.12 и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.
в7i и3 дадE зeмлю и4хъ достоsніе, достоsніе ї}лю лю1демъ свои6мъ.
12 ВЕНАТА́Н АРЦА́М НАХАЛА́, НАХАЛА́ ЛЕЙИСРАЭ́ЛЬ AMÓ.
וְנָתַן אַרְצָם נַחֲלָה נַחֲלָה לְיִשְׂרָאֵל עַמּוֹ׃
Каждый причастный дворам Дома Божьего должен бояться потерять эту причастность. Мало называть себя «Иаковом» и «Израилем» и говорить, что ты «Господень». Если ты не идешь прямым путем, если ты будешь противиться воле Творца, если ты от человеческого достоинства упадешь до уровня животного, то ты будешь отвергнут Богом. Мало жить на земле живых, нужно еще и соответствовать этому званию. «И отдал землю их…». Нужно быть достойным гражданства «Земли Обетованной». Иначе Бог может отдать Свой удел более достойному. Разве не показан нам пример этого в истории с народами, населявшими землю наследия Божьего, или пример царя Саула, у которого был отнят царский жезл и отдан Давиду сыну Ишая? И разве не слышали мы слов Иоанна Крестителя:
8 …не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Лук.3:7-9)
134.13 Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род и род.
г7i ГDи, и4мz твоE въ вёкъ, и3 пaмzть твоS въ р0дъ и3 р0дъ:
13 АДОНА́Й ШИМХА́ ЛЕОЛА́М, АДОНАЙ ЗИХРЕХА́ ЛЕДОР-ВАДО́Р.
יְהוָה שִׁמְךָ לְעוֹלָם יְהוָה זִכְרְךָ לְדֹר־וָדֹר׃
В Торе сказано: «Вот Имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род». (Исх. 3:15) Мудрецы Талмуда в трактате Санедрин 56а объяснили: Имя Всевышнего в наше время не произносится, а заменяется другим, но, когда придет Машиах, Его Имя будет произноситься так, как оно пишется.
Рабби Йешуа сказал, что у евреев была традиция, переданная им предками: Спаситель евреев откроет им новое, неслыханное Имя Всевышнего. (Ибн Эзра на Шмот)
Как и в Торе, в этом стихе, псалмопевец провозглашает, что Имя Господа – навеки. «Господь – Имя Твое навеки». Здесь усматриваем гематрический намек на мессианский аспект. Числовое значение фразы этого стиха יהוה שׁמך = «Господь – Имя Твое» = 386. Такая же гематрия и у Имени ישוע = ЙЕШУА = «Иисус» = 386. Как мы уже говорили в толковании на букву ШИН, что через полное Имя Машиаха – ИЕОШУА, нам открывается огласовка четырехбуквенного Имени. Христос открыл людям Имя Всевышнего. Если Имя Творца ЙХВХ, дано нам навеки, то в Имени ИЕОШУА нам навеки открыто произношение Имени нашего Бога. (ПВ)
134.14 Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.
д7i ћкw суди1ти и4мать гDь лю1демъ свои6мъ, и3 њ рабёхъ свои1хъ ўм0литсz.
14 КИ-ЙАДИ́Н АДОНА́Й АМО́, ВЕАЛЬ-АВАДА́В ЙИТНЕХА́М.
כִּי־יָדִין יְהוָה עַמּוֹ וְעַל־עֲבָדָיו יִתְנֶחָם׃
Этот стих псалма повторяет первую часть стиха из песни Моисея в Втор. 32:36. В псалме нет продолжения, но Тора раскрывает подробности.
36 Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела,[48] и не стало ни заключенных, ни оставшихся. (Втор.32:36)
Таргум переводит последнюю фразу стиха так: «будут скитающиеся и брошенные», Таргум Йерушалми: «не будет у них поддержки и опоры» по Раши прочитываем как: «и нет спасенного и укрепленного». (М. Ротмистровский).
Т.е. Бог будет судить народ Свой по причине того, что тот оставил Всевышнего и обратится к идолам. И когда придут враги, то идолы не помогут народу.[49] Но если народ поймет обличение Божие и горький урок, исцеляющий их от идолослужения, тогда умилосердится Всевышний над народом Своим. В этом аспекте нужно понимать и этот стих псалма, ведь псалмопевец в следующих стихах также говорит о идолах, на которых возлагают свое упование неверные и нечестивые. (ПВ)
134.15 Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих:
є7i Јдwли kзы6къ сребро2 и3 злaто, дэлA рyкъ человёческихъ:
15 АЦАБЭ́ hАГОЙИ́М КЭ́СЕФ ВЕЗАhА́В, МААСЭ́ ЕДЭ́ АДА́М.
עֲצַבֵּי הַגּוֹיִם כֶּסֶף וְזָהָב מַעֲשֵׂה יְדֵי אָדָם׃
Последующие стихи – это перефраз 113 псалма. И в них обличается суетность идолопоклонства и напротив, народ призывается к упованию на Господа, и к прославлению Его:
12 А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 Дом Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит. (Пс.113:12-19)
Идолы названы АЦАБИМ, оттого что повергают в печаль = «ЭЦЕВ» тех, кто на них полагается, ведь они их не спасают. (Радак)
В 113 псалме слово «идолы» написано во множественном числе עצביהם = АЦАБИМ. В 134 псалме стоит АЦАБЭ и добавлено А-ГОЙИМ = «идолы народов».
«Идолы язычников – серебро и золото». Если буквально, то действительно идолослужение, – это всегда печаль, так как надеющийся на идолов всегда будет постыжен. В толковании 113 псалма мы подробно затрагивали проблему религий, которая возникает при уклонении верующих в идолопоклонение. Эта проблема не обошла и православное христианство, где народные обычаи извратили традицию иконопочитания.
Но если взять другой аспект идолослужения, на который намекают слова «КЭ́СЕФ ВЕЗАhА́В» = «серебро и золото», то мы поймем, что и сребролюбие с любостяжанием являются идолослужением, которое вводит в печаль. Редко, когда человеку достаточно денег при изобилии. Всегда их не хватает. Всегда есть желание их приумножить. С увеличением «серебра и золота» увеличивается и упование на них, с одновременным уменьшением надежды на Всевышнего. Так у человека на первое место перед Всевышним, встает сребролюбие, которое разрушает веру в Единого Бога. Как и написано:
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. (1Тим.6:10)
5 …любостяжание, которое есть идолослужение. (Кол.3:5)
Если идолы народов (язычников) это серебро и золото, то у народа Божьего должно быть поклонение не «золотому тельцу» а Единому Богу, Который и является истинным сокровищем и единственным упованием человека. Верный Богу не полагает свою надежду на «серебро и золото» этого мира, которое является неверным богатством приносящим, в конце концов, печаль = «ЭЦЕВ» надеющимся на него. (ПВ)
134.16 есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
ѕ7i ўстA и4мутъ, и3 не возглаг0лютъ: џчи и4мутъ, и3 не ќзрzтъ:
16 ПЭ-ЛАhЭ́М ВЕЛО́ ЕДАБЭ́РУ, ЭНА́ЙИМ ЛАhЭ́М ВЕЛО́ ЙИРЪУ́.
פֶּה־לָהֶם וְלֹא יְדַבֵּרוּ עֵינַיִם לָהֶם וְלֹא יִרְאוּ׃
На стих Торы «кто подобен Тебе среди богов» (Исх. 15:11) рабби Ишмаэль дает толкование: другие боги немы и молчаливы, а наш Бог говорит два слова в одном речении. (Мехильта дерабби Ишмаэль. Бешалах). (А. Бленд)
В аспекте идолослужения, которое есть сребролюбие, здесь усматривается намек на изображения императоров и царей на монетах и банкнотах.
134.17 есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.
з7i ќши и4мутъ, и3 не ўслhшатъ: нижe бо є4сть дyхъ во ўстёхъ и4хъ.
17 ОЗНА́ЙИМ ЛАhЭ́М ВЕЛО́ ЙААЗИ́НУ, АФ ЭН-ЕШ-РУ́АХ БЕФИhЭ́М.
אָזְנַיִם לָהֶם וְלֹא יַאֲזִינוּ אַף אֵין־יֶשׁ־רוּחַ בְּפִיהֶם׃
В псалме 113.14 (Пс. 115:6) написано: есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют.
В 134 псалме этот стих имеет отличие: есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. (Пс. 134:17)
Идолы не только не разговаривают, но даже нет у них во рту духа, что выдыхают из недр через рот. (Радак)
Эти стихи возможно отнести не только к идолам, но и к идолопоклонникам.
«Не говорят» – не произносят славословие Богу.
«Глаза есть» – но не видят никого вокруг кроме себя и своего любостяжания. «Есть уши» – но не слышат слова Божьего запрещающего грех
«И нет дыхания в устах их» – т.е. они не живые, а мертвые по грехам своим. Всякий кто коснеет в грехах – мертв. (ПВ)
Себя укорять должны, а не идолов; что уши имеем – и не слышим; очи имеем и не видим – потому что нет Духа Божьего в нас. (Макарий Великий)
Т.е. изваяния и изображения идолов хуже животных, которых в некоторых языческих культах боготворили идолопоклонники. Животные хотя бы имеют уста и нос, которые имеют дыхание жизни, а у золотых, деревянных и каменных идолов нет даже этого, не говоря уже о словесном разуме. (ПВ)
134.18 Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.
и7i Под0бни и5мъ да бyдутъ творsщіи | и3 вси2 надёющіисz на нS.
18 КЕМОhЭ́М ЙИХЪЮ́ ОСЕhЭ́М, КОЛЬ АШЕР-БОТЭ́ЯХ БАhЭ́М.
כְּמוֹהֶם יִהְיוּ עֹשֵׂיהֶם כֹּל אֲשֶׁר־בֹּטֵחַ בָּהֶם׃
Это прошение. Или же так будет в грядущем: с приходом избавителя истреблены будут и пропадут все делающие идолов и всякий, кто им доверятся. (Радак)
«Уподобятся им их создатели...». Сказал р. Симон от имени р. Иеошуа сына Леви: Каждый, кто уповает на Господа, удостоится стать подобным Ему... Но каждый, кто уповает на «других богов» – идолов – неминуемо уподобится им, как сказано: «Уподобятся им их создатели» (Дварим раба 5:9). Т.е., как у идола есть глаза, но он не может видеть, так и у поклоняющихся ему есть глаза, но они не видят подлинной духовной реальности. (Рав Элияу Деслер, Михтав меэлияу т.5).
134.19 Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа.
f7i Д0ме ї}левъ, благослови1те гDа: д0ме ґарHнь, благослови1те гDа:
19 БЕТ ЙИСРАЭ́ЛЬ БАРЕХУ́ ЭТ-АДОНА́Й, БЕТ АhАРО́Н БАРЕХУ́ ЭТ-АДОНА́Й.
בֵּית יִשְׂרָאֵל בָּרֲכוּ אֶת־יְהוָה בֵּית אַהֲרֹן בָּרֲכוּ אֶת־יְהוָה׃
134.20 Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа.
к7 д0ме леvjинъ, благослови1те гDа: боsщіисz гDа, благослови1те гDа.
20 БЕТ hАЛЕВИ́ БАРЕХУ́ ЭТ-АДОНА́Й, ЙИРЪЭ́ АДОНАЙ БАРЕХУ́ ЭТ-АДОНА́Й.
בֵּית הַלֵּוִי בָּרֲכוּ אֶת־יְהוָה יִרְאֵי יְהוָה בָּרֲכוּ אֶת־יְהוָה׃
Эти три стиха имеют параллель с Пс. 113:17-19[50] египетского Алеля. А также с стихами 117 псалма.[51]
В 113 псалме призыв уповать на помощь и защиту Всевышнего.
В 117 псалме призыв исповедовать милость Всевышнего.
В 134 псалме призыв благословлять и восхвалять Всевышнего.
«Дом Израиля, благословите Господа! Дом Аарона, благословите Господа! Дом левитов, благословите Господа! Трепещущие перед Господом, благословите Господа!» В отличие от других, лишь трепещущие перед Господом не названы «домом».
Рав Мишковский объясняет, что принадлежность к «дому» всегда указывает на вечную, наследуемую причастность к некоему качеству. Всякий принадлежащий к потомкам Аарона – дом Аарона – удостаивается быть коэном, а к дому левитов – леви! В отличие от этого Тора и страх перед Небом не достаются в наследство, как сказали мудрецы (Авот. 2:7): «Приготовься учить Тору, которая не приходит к тебе по наследству!» В мидраше говорится следующее: «Сказал Моше: «Да назначит Господь мужа над общиной…» Почему он решил попросить об этом после установления порядка наследования наделов в Земле Израиля? Поскольку дочери Целофхада унаследовали удел отца своего, сказал Моше: «Вот час, чтобы и я попросил за себя. Если уж дочери наследуют, то и моим сыновьям подобает унаследовать мое почетное положение!» Сказал ему Всевышний, благословен Он: «стерегущий инжир будет есть плоды его». (Прит. 27:18). Твои сыновья сидели? и не трудились над Торой, а Йеошуа служил тебе и оказывал тебе много почестей. Он с утра до ночи был в твоем доме учения, расставлял скамьи и расстилал циновки. Он всеми силами служил тебе, – и достоин того, чтобы служить Израилю. Он получит свою награду! Возьми себе Йеошуа бин Нуна, чтобы осуществилось сказанное «Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести». (Прит. 27:18).
Мидраш говорит, что «нет дома у Торы». Отец может быть великим мудрецом и даже вождем народа, как Моше, но, тем не менее, это не уготовано его детям! И наоборот: за что удостоился Йеошуа служить Израилю? Не в силу заслуг предков, а лишь потому, что все дни проводил в доме учения! И поскольку «нет дома у Торы», каждый еврей, даже сын невежды, может удостоится ее венца. (р. Я. Байфус. «Леках Тов»)
Тот, кто следует за Господом, все равно не сможет уютно устроиться в жизни. Исследователи Торы уже не раз отмечали, что в Писании перечисляются «дом Аарона», «дом Леви», «дом Израиля» (Пс. 134:19-20), но там не упомянут «дом трепещущих пред Господом». Ведь, в конечном итоге, у них нет дома, ибо они следуют за Ним. (р. А. Штейнзальц)
134.21 Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия!
к7а Блгcвeнъ гDь t сіHна, живhй во їеrли1мэ.
21 БАРУ́Х АДОНА́Й МИЦИЙО́Н ШОХЭ́Н ЕРУШАЛА́ИМ, hАЛЕЛУЙА.
בָּרוּךְ יְהוָה מִצִּיּוֹן שֹׁכֵן יְרוּשָׁלִָם הַלְלוּ־יָהּ׃
Как в этом мире Всевышний, благословен Он, от Сиона являл Свое Присутствие в Храме Иерусалима, так в мире невидимом, Он пребывает в Небесном Граде Своем как ШАДАЙ – ограничивший Себя для того, чтобы все разумное творение могло быть причастно Его благости во веки веков. Алилуйя. (ПВ)
[1] Торжественная часть богослужения, полиелей, соотносится с милостью Божией излитой на народ Божий. На этой части православного богослужения совершается елеопомазание верующих благословленным елеем. Елей как образ милости и благодати Духа Святого «изливается» на верных Богу людей. (ПВ)
[2] «По 17 гл. Типикона, в воскресенья от отдания Воздвижения, т. е. с 22 сентября, до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной вместо Непорочных поется полиелей, т. е. 134 пс. «Хвалите имя Господне» и 135 пс. «Исповедайтеся Господеви». (М. Скабалланович. Толковый Типикон)
[3] Исследователи Псалтири называют его мозаичным. Стихи 1-2 взяты из Пс.133. Вторая часть второго стиха и начало третьего напоминают нам Пс.146:1. Стих 4 звучит схоже с Втор. 7:6. Стих 5 напоминает Пс.94:3. Стих 7 почти дословно повторяется в Иер.10:13 и, вероятно, был заимствован Иеремией из Псалтири. Стих 13 – отголосок Исх.3:15. Стих 14 взят из Втор.32:36. Стихи 8-12 можно найти в Пс.135. Со стиха 15 и до конца автор повторяет Пс.113. (Сперджен)
[4] Великий Алель = «АЛЕЛЬ А-ГАДОЛЬ» = «Великое Хваление», обычно читается одним псалмом – 135. Но по праздникам и субботам, в иудейской традиции, Великий Алель читается двумя псалмами 134 и 135.
[5] Не путать с обычным (Египетским) Алелем. hАЛЕЛЬ – это еврейское шестопсалмие. (Египетский Аллель, или Обыкновенный Алель, или Полный Аллель = «АЛЕЛЬ ШАЛЕМ»). Алель – славословие в честь Всевышнего, состоит из шести псалмов 112-117 в еврейской нумерации 113-118; Его пели левиты, в частности, во время принесения пасхальной жертвы (ВТ. Псахим 5:7). В современной традиции иудаизма обычный Алель торжественно читают, произнеся сначала специальное благословение: на новомесячье, Песах, Шавуот, Сукот, все восемь дней Хануки и во время пасхального седера (при чтении «Агады», но уже без благословения). См. толкование на Пс. 112.
[6] Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий = אהיה אשׁר אהיה = АhИЕ АШЕР АhИЕ = (Буду Который Буду). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий = אהיה = АhИЕ послал меня к вам. (Исх.3:14)
[7] Т.е. слова этого стиха образуют первый стих 112 псалма которым начинается обыкновенный (Египетский) Алель.
[8] Всего же в этом стихе не два, а три раза употреблено слово АЛЕЛУ = «хвалите». Здесь намек на триединство Единого Бога, Которому трикратно воспевают «КАДОШ» ангелы. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:3) (ПВ). «Хвалите, хвалите, хвалите». Пусть же Триединый прославляется нашим духом, душой и телом! Троекратно воскликнем Богу: «Аллилуйя!», ибо Он благословил наше прошлое, настоящее и будущее. (Сперджен)
[9] И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы = עבדים = АВАДИМ и рабыни, и мулы и верблюды. (Быт 12:16)
[10] Намек: фраза צדיק עבדי = ЦАДИК АВДИ = «Праведник Раб Мой», имеет туже гематрию, что и Имя אלהים צדיק = ЭЛОИМ ЦЕДЕК = «Праведный Боже» = 290. Т.е. имя АВДИ = «Работник Мой» имеет одинаковую гематрию с Именем «ЭЛОИМ». Уполномоченный «Работник» выполняет все что требует от него Всевышний в этом мире. Он есть Его действие в этом мире.
[11] Вот, Раб Мой = עבדי = АВДИ будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись Тобой, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. (Ис.52:13-15). Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; …Кто так слеп, как Раб Мой = עבדי = АВДИ, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как Раб Господа = עבד יהוה = ЭВЕД АДОНАЙ? (Ис.42:1,19). Гематрический намек: Имя Машиаха עבד יהוה = ЭВЕД АДОНАЙ = «Раб (Работник) Господень» имеет тоже числовое значение, что и фраза אלהינו = ЭЛОЭЙНУ = «Бог наш» = 102. Мессия есть совершенный человек, который во всем выполняет волю Всевышнего. Поэтому Он назван от Бога «Раб Мой» = АВДИ, ибо, как сказал Он Сам: «Я ничего не могу творить Сам от Себя… не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». (Иоан.5:30). В человека, Духом Своим воплотился ЛОГОС Отца. Ведь сказал Бог: «Положу дух Мой на Него». Человек Христос – «Раб Господень», и Дух Божий – «Дух Святой», являют нам Сына Божьего – Бога Воплощенного – Иисуса Христа = ИЕШУА А-МАШИАХ. Здесь уместен и гематрический намек: Гематрия עבדי = АВДИ = «Раб Мой» = 86. Гематрия רוח אלהים = РУАХ ЭЛОhИМ = «Дух Святой» = 300. Если сложить гематрии «Раб Мой» + «Дух Святой» = 386. А это цифровое значение четырехбуквенного варианта имени нашего Спасителя ישוע = ИЕШУА = «Иисус» = 386. Также вместо РУАХ ЭЛОИМ возможен вариант Имени יהוה רבחסד = АДОНАЙ РАВХЕСЕД = «Господь Великомилостивый», с гематрией равной 300. В любом случае, это намек на единство в одном Лице тварного человеческого естества, и нисшедшего Имманентного Бога. У пророка Исайи есть эпитет Бога – יהוה וגאלך = «Господь и Избавитель» (Ис.41:14), который имеет тоже числовое значение, что и эпитет Мессии – עבדי = АВДИ = «Раб Мой» = 86. Дополнение к этим мессианским намекам см. в комм. Пс.135:1.
[12] «Псалом 134 – хваление Христу Богу, который даровал нам свет истинный, и просвещение разума, и Богопознание. Все православные христиане, и служащий алтаря, и все верные да благословят Христа Бога на земли и на небеси». (Ключ к Псалтири)
[13] 3сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими.
3 Это значение корня КАЛА усматривается в Писании: сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен = ונקלה пред глазами твоими. (Втор.25:3)
[14] Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан.14:6)
[15] И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий = αγαθε! что сделать мне доброго = αγαθον, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим = αγαθον? Ни один благ = ουδεις αγαθος, как только Един Бог = εις ο θεος. (Матф.19:16,17). Примечательно что и в этом стихе Евангелия, и в Септуагинте – греческом переводе Пс.134:3 использовано одно и тоже слово αγαθος = АГАФОС, которое переводчики соотнесли с еврейским словом טוב = ТОВ = «хороший, добрый, благой».
[16] Епископ Кассиан Безобразов. «Лекции по Новому Завету. Евангелие от Матфея».
[17] Кодексы (א, В, D, L, Θ, Syr. Sin. et Cur.)
[18] В таком варианте прочитывает эту фразу и блж. Иероним Стридонский (+ ок. 420) в своем толковании Евангелия. «Почему ты спрашиваешь Меня о добре? = Quid me interrogas de bono?». В греческом Антиохийскиском или Византийском тексте – «тексте большинства», написано иначе: τι με λεγεις αγαθον.
[19] Возлюби Господа Бога твоего … сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф.22:37-40)
[20] Ответ Йешуа можно понять так: «надо ли меня спрашивать о добром? Только Всевышний благ. От Него и ответ на твой вопрос – Тора». Намек на такое понимание содержится в трактате Пиркей Авот 6:3: «Уважение – удел мудрецов; И непорочным ученикам своим они оставляют в наследство добро. А добро – это Тора, как сказано: «потому что я преподал вам доброе учение = לקח טוב. Не оставляйте Торы Моей = תורתי» (Прит.4:2)». (А. Бленд)
[21] Юноша подошел ко Христу не как к Богу, а как к простому человеку. Поэтому Господь и говорит: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». То есть если ты называешь Меня благим, как обыкновенного учителя, то называешь не так, потому что никто из людей не благ сам по себе. (Феофилакт)
[22] Пояснение Иисуса «никто не благ, как только один Бог» должно было помочь юноше ясно осознать скрытый смысл своего приветствия. … Христос не отрицает Своей Божественности, как может на первый взгляд показаться, но лишь поясняет и подчеркивает всю замечательность изречения молодого человека. (Комментарий АСД)
[23] Нужно отметить, что в латинском переводе, который толкует блж. Иероним «благость» и в стихе о «Благ Един Бог» и в стихе о «Пастырь благой» отображена одним и тем же словом – «bono». Но в оригинальном греческом тексте, говорящем о «Пастыре Добром», слово «добрый» написано не как αγαθον, а как «καλός» = 1. внеш. вид красивый, прекрасный, прелестный; 2. внеш. кач. добрый, хороший, благополучный, благоприятный, благодетельный; 3. внеш. кач. добрый, благой, добродетельный. «Я есмь пастырь добрый» = εγω ειμι ο ποιμην ο καλος. (Ин.10:11).
[24] И Ты дал им Духа Твоего благого = αγαθον = הטובה, чтобы наставлять их... (Неем.9:20)
[25] … в землю хорошую = αγαθην = טובה и пространную, где течет молоко и мед... (Исх.3:8)
[26] Т.е. блж. Иероним через цитаты о Благом Божественном Духе и о доброй земле, метафорично показывает благость Христа, Который есть единение Благого Божественного Духа с земным человеческим естеством.
[27] О Имени нашего Христа Спасителя в толковании буквы ШИН.
[28] Например, запев на молебне «Иисусе Сладчайший спаси нас».
[29] Например, 1-й икос из 12-ти: «Иисусе пречудный, aнгелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление. Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте. Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование. Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя».
[30] ИСРАЭЛЬ = ישׂראל на иврите можно прочитать и как «ЙАШАР-ЭЛЬ», что может означать: ישר = ЙАШАР = «прямой», и אל = ЭЛЬ = «Бог»: «Прямой Божий» или «сила прямоты».
[31] …У меня на сердце построить Дом покоя для ковчега завета Господня и в подножие ногам Бога нашего, и потребное для строения я приготовил. (1Пар.28:2). Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. (Ис.60:13)
[32] Глубокая метафора «ступни Божьей», как Богоявления в месте святом – в Храме (на «подножии ног»), усматривается и в числе костей человеческой ступни = 26. Такое же числовое значение и у Имени ЙХВХ.
[33] Гематрический намек. Фраза סגלתו = «Собственность Его» посчитанная с колелем, имеет гематрию фразы והיה למקדשׁ = «и будет освящением» или ליהוה מקדש = «Святыня для Господа» = 500
[34] בחצרות בית אלהינו = «во дворах Бога нашего». Слово ХАЦАРОТ = «дворы», во множественном числе.
[35] КЕНОСИС = κένωσις = «опустошение, истощение»; κενός = «пустота». Κενωσις встречается в глагольной форме в Св. Писании. «Уничижил = εκένωσεν Себя Самого, приняв образ раба…». (Фил.2:7). Подробно см. в толк. Буквы ШИН.
[36] Автор «Тора Ор», слова из этого стиха о непостижимости величия Божия предлагает понимать еще и в том аспекте, что Величие Всесильного в Его смирении и кротости. А кротость и смирение, это Его забота о тех, кто совершенно незначим и ничтожен, даже в глазах самих людей. Это снисхождение и приниженность Всесильного и Высокого, может показаться кому-то (например, ангелам), «маранием рук» о грязь и прах.
[37] Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. … Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. (Иоан.14:10-12)
[38] Т.е. вода как испарение поднимающаяся с земли, образует облака.
[39] Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; (Матф.24:27). И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. (Откр.11:19).
[40] Эта метафора «раннего и позднего дождя» подробно раскрывается в проповеди и учении христианских пятидесятников и харизматов.
[41] Премудрость, подаваемая свыше, была дарована Соломону, потому что он посчитал ее выше всех богатств земных. И Богу было угодно это. И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя. (2Пар.1:11-12)
[42] И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; … А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. (Исх.12:7-13). Здесь же и аллегория на Искупление Машиаха и Его Завет Крови. Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матф.26:28). Сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога Живого! (Евр.10:29-31). И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша – Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (Лук.22:19,20)
[43] «Всех царей тридцать один» = כל־מלכים שׁלשׁים ואחד (Иис.Нав.12:24). Интересен гематрический намек. Так гематрия этой фразы 889, равна гематрии фразы המלך בביתו ויהוה הניח־לו מסביב מכל־איביו = «Царь в доме Его, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его» (2Цар.7:1)
[44] В славянском переводе, через кальку с греческого перевода, имя סִיחוֹן = СИХОН из еврейского оригинала, превратилось в СИОН = σηων = СиHн, что является досадной ошибкой переводчиков.
[45] О качествах животной души «НЕФЕШ А-БЕhЕМА» см. подробно в толковании буквы ЛАМЕД.
[46] Душа всякого тела – кровь его, она душа его; (Лев.17:14). Всякое животное имеет в плоти своей кровь. Все животные инстинкты и желания – это действие животной плотской души. Животные умирая, умирают навсегда, так как их кровь и плоть истлевают, а божественной души, которая бы стояла над душой животной, у них нет.
[47] В контексте приведенного драша слова апостола (в этой же главе) о тех, кто обратился, но снова ниспал из человеческого достоинства в скотское состояние греховности (Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2Пет.2:21,22)), на память приходит мидраш который рассказывает историю Ога Виссанского – исполина, от которого после потопа возродилось племя рефаимов. Ог Вассанский, как повествует мидраш, при потопе был спасен Ноем, хотя и не был допущен им в ковчег. За свое спасение он обещал быть в услужении Ною и его потомству. Исполин Ог был долгожителем. Мидраши упоминают Ога и в истории праотца Авраама. Но став царем Башана великан Ог отступил от своей клятвы, и был убит Моисеем.
[48] Синодальный перевод говорит о «ослабевшей руке народа», так как прочитывает слово אזלת как אָזַל = «уходить, исчезать». Но оригинальный текст подразумевает и другой перевод. «…Когда будет судить Господь Свой народ, о Своих рабах решит на иное, когда увидит, что все больше = אזלת (крепнет вражья) рука и нет спасенного и укрепленного. (Втор.32:36). Раши объясняет слово АЗАЛ не как уменьшение, а как увеличение: «Когда увидит, что рука вражеская все больше крепнет = אזלת над ними»: «АЗАЛ» означает «АЛАХ», т.е. продолжение действия, нарастание.
[49] Продолжение песни Моисея показывает это: Тогда скажет Господь: где боги их, твердыня, на которую они надеялись, которые ели тук жертв их и пили вино возлияний их? пусть они восстанут и помогут вам, пусть будут для вас покровом! Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. Я подъемлю к небесам руку Мою и говорю: живу Я во век! (Втор.32:37-40)
[50] Дом Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит. Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит. Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит. (Пс.113:17-19)
[51] Да скажет ныне дом Израилев: ибо вовек милость Его. Да скажет ныне дом Ааронов: ибо вовек милость Его. Да скажут ныне боящиеся Господа: ибо вовек милость Его. (Пс.117:2-4)
Назад к списку