От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - Послесловие по песням ступеней
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

Послесловие по песням ступеней

скачать книгу: Комментарий на книгу псалмов 5 том Пс. 119-151 Пасечнюк Виктор.

 

Послесловие по песням ступеней

 

Как послесловие, можно повторно упомянуть мидраш о 100 ступенях, который через фонетическую игру слов надписания псалмов שׁיר המעלות = ШИР АМААЛОТ = «Песнь восхождений», говорит о שיר מאה עולות = ШИР МЕА-ОЛОТ = «Песнь ста ступеней». 100 ступеней, которые опускаются до самой бездны.

Вопрос: Почему 100 ступеней, и почему ступени снисходят до самой бездны? Ответ на первый вопрос напрашивается сам собой. Слова «Сто» = מאה = «МЕА» и «ступеней» = עולות = «ОЛОТ», созвучны в игре слов, с «АМААЛОТ». Но здесь есть известная метафора 100-а ступеней, которая существует в еврейском предании. Так каббалистическое учение говорит о 50 ступенях святости и 50 ступенях нечистоты. При толковании буквы ק = КУФ, гематрия которой равна 100, мы говорили о двух местах и двух царствах. Царство Машиаха – Ливьятана святости,[1] которого метафорично  отображает буква ן = НУН СОФИТ, и царство Искривленного Змея Нечистоты,[2] которого метафорично отображает буква נ = НУН. Две буквы НУН, гематрии которых равны числу 50, при сложении дают число 100. И сами буквы НУН СОФИТ и НУН, соединившись в своей форме, образуют букву ק = КУФ (100). Это место = «МАКОМ» двух Царств подразумевает по пятьдесят восхождений и нисхождений, которые образно именуются 50-ю ступенями святости, и 50-ю ступенями нечистоты.

Но зачем человеку ступени нечистоты низводящие до самой бездны?[3] Разве они нужны человеку? На этот второй вопрос есть также ответ. Если человек, не дай Бог, спустился по ступеням нечистоты, то необходимы ступени, по которым он может вернуться на уровень святости.

 

Мы можем соотнести 15 псалмов Восхождения с подъемом человеческой души, упавшей через грехи на самое дно уровня нечистоты. С помощью этих 15 псалмов возможно выбраться из бездны 50 уровней нечистоты, и мало того, взойти ввысь по 50 ступеням святости. Ведь теперь у нас есть ступени, по которым когда-то нисшел в этот мир, даже до самого ада, наш Спаситель ИЕОШУА А-МАШИАХ. Через страдания, на которые пришел Христос, человечество получило прощение греха и возможность пройти во врата Славы – врата Небесного Иерусалима. Грехи требуют отмщения – это бездна строгости. Христу полагалось снизойти в бездну,[4] чтобы возвести Искупленных на высоту. Здесь намек. В толковании буквы ВАВ мы говорили о гематрии этой буквы которая равна 6. Шесть, как и сама буква ВАВ, это число пути человека. Вав искривлена в своей верхней части. Если эту букву рассматривать со стороны пути земного человека, то видно, как прямой путь начатый снизу-вверх, искривился. Это грехопадение рода человеческого. Но если рассматривать букву ВАВ со стороны небесного человека – Христа, то мы видим, что, принимая на себя грех мира, (т.е. все искривленные пути человечества), Христос выпрямляет человеческий путь нисходя вниз. Это те самые ступени в бездну о которых говорит арамейский Таргум. Человек идет по своему пути в трех своих составах, которые есть Дух, Душа и Тело. Поэтому число 666 есть «число человеческое». Оно отображает как человека, который теряет божественный образ и становится «зверем», так и человека, который исправляет повреждение, и в прямоте своего пути являет совершенство.

Полярность метафоры числа 666 намекает на 100 ступеней (или 100 врат = МЕА ШЕАРИМ),[5] которые состоят из 50 ступеней нечистоты и 50 ступеней святости. Число человеческое возможно увидеть также и в том случае, если 100 ступеней поделить на 15 псалмов. Результатом будет число 6,66666666666666. И здесь «число человеческое» намекает как на погибель человека, так и его исправление, и возвышение Сыном Человеческим – Христом через Его страдания.[6] Кстати сказать, что малая гематрия числа 15, тоже равна 6 = (1+5). И результат деления числа 100 на 15, дает число из 15 шестерок (6,66666666666666). Три составных человеческого естества человека дух, душа, и тело (6.6.6.) исправляя повреждение своего пути (666), за каждую песнь преодолевают 6,66 ступеней из тех, которые оставлены нам Спасителем. Так совершается подъем из бездны, к вратам Небесного Иерусалима.

 

Итак, начало спасительного подъема, это первые 6,66 ступеней.[7] Всего же 100 ступеней в 15 уровнях подъема.

 

 

 

 

Уровень

подъема

№ псалма степеней

Диапазон ступеней

1 уровень

129 псалом

Дно – 6,66

2 уровень

119 псалом

6,66 – 13,33

3 уровень

128 псалом

13,33 – 19,99

4 уровень

130 псалом

19,99 – 26,66

5 уровень

122 псалом

26,66 – 33,33

6 уровень

125 псалом

33,33 – 39,99

7 уровень

123 псалом

39,99 – 46,66

8 уровень

120 псалом

46,66 – 53,33

9 уровень

124 псалом

53,33 – 59,99

10 уровень

126 псалом

59,99 – 66,66

11 уровень

127 псалом

66,66 – 73,33

12 уровень

121 псалом

73,33 – 79,99

13 уровень

131 псалом

79,99 – 86,66

14 уровень

133 псалом

86,66 – 93,33

15 уровень

132 псалом

93,33 – 99,99 [8]

 

 

С первым уровнем подъема сопоставим 129 псалом.

Это один из семи псалмов покаяния, которые имеются в книге Теилим. Он начинается словами «Из глубины взываю к Тебе, Господи». (Пс. 129:1). Человек обратившись от греха к Богу просит вызволения из глубины своего падения и прощения грехов.

 

Со вторым уровнем подъема сопоставим 119 псалом.

Это продолжение покаяния, которое дает силы преодолевать притяжение греха. Душа сожалеет что подобно блудному сыну ушла в «страну далече».[9] Она не желает более оставаться в местах далеких: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских. Долго жила душа моя с ненавидящими мир». (Пс. 119:5).

 

С третьим уровнем подъема соотнесем 128 псалом.

Душа жалуется на рабство греховных страстей и на притеснение от врагов рода человеческого. «Много теснили меня от юности моей, скажет Израиль» (Пс. 128:1). В этом псалме надежда и мольба об избавлении и вызволении из этого рабства.

 

С четвертым уровнем подъема сопоставим 130 псалом.

Преодолев половину ступеней нечестия при подъеме из бездны греха, душа не должна возомнить о себе что ее путь успешен благодаря своим силам. Этот псалом говорит о смирении, и о надежде на Господа, в деле спасения от греха тех, кто встал на прямой путь правды. «Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек» (Пс. 130:3).

 

С пятым уровнем подъема соотнесем 122 псалом.

Душа продолжает молить о помощи и избавлении. «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых» (Пс. 122:3,4).

 

С шестым уровнем подъема соотнесем 125 псалом.

Приближаясь к выходу из врат нечестия, душа предчувствуя радость избавления просит вывести всех пленников ада из места рабства. «Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс. 125:4,5).

 

С седьмым уровнем подъема сопоставим 123 псалом.

С седьмого на восьмой уровень восхождения преодолевается граница между ступенями нечестия и святости. Этот уровень оканчивается на ступени 46,66, а восьмой уровень оканчивается ступенью 53,33. Седьмой уровень (как подъема, так и нисхождения) намекает на полноту, как об этом числе было истолковано в толковании буквы ЗАЙН. Сначала должна быть достигнута полнота, прежде чем начнется нечто другое. Поднимаясь от глубины падения человек должен пройти полноту покаяния, т.е. исправления своих качеств переходя с одной ступени на другую. Подходя к выходу из мест обитания греха, душа благодарит Бога за спасение от сил зла. «Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди воды потопили бы нас… Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! ...» (Пс. 123:2-6).

 

С восьмым уровнем подъема сопоставим 120 псалом.

Переход от ступеней нечестия к ступеням святости незаметен. Человеку также незаметна граница ниспадения со ступеней святости в начальные ступени нечестия. Но граница все-таки есть. И вот они, ступени святости, которые, мера за мерой, вводят человека в Присутствие Божие. Выбравшись из ямы греха, душа всматривается в горы святые, туда, где Город и Обитель Бога. «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя». (Пс. 120:1). Даже получив помощь в спасении от плена грехов, душе нужны силы для дальнейшего восхождения. Душа нуждается в помощи Того, Кто охранял ее выхождение, и Кто будет охранять ее вхождение. (Пс. 120:8). Душе нужен Хранитель, так как приближаясь к Свету душа может обжечься если не будет Хранящего. А если она имеет помощь от Господа, то днем солнце не поразит ее, ни луна ночью. (Пс. 120:6). Проходя границу между нечестием и святостью, нужно продолжать движение вверх, так как остановка в подъеме, как правило, приводит к повторному падению.

 

С девятым уровнем подъема сопоставим 124 псалом.

Перед взором восходящей души горы, которые окрест Иерусалима. Душа просит Бога содействовать всем праведникам, идущим вверх. Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих (Пс. 124:4,2). Движение не должно прекращаться, так как условие прямого пути – это движение вперед. Участь же тех, кто сходит со ступеней восхождения – это лишение Божественной помощи. «Совращающихся же на кривые пути свои, да оставит Господь ходить с делающими беззаконие» (Пс. 124:4,5). Об этом предупреждении должен помнить всякий идущий к царству Славы.

 

С десятым уровнем подъема сопоставим 126 псалом.

Человек приближается к Городу, где все имеют дома и свои семьи. Только Бог может дать безопасное гражданство Своего Царства, дом и семью. Как и сказано: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж». (Пс. 126:1) И этого желает душа и стремится все выше и выше к Святому Граду. Быть гражданином Иерусалима и иметь потомство – добрые дела, это предстоящий уровень следующих ступеней. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева». (Пс. 126:3).

 

С одиннадцатым уровнем подъема соотнесем 127 псалом.

Нельзя войти в Иерусалим одному без добрых плодов своего жизненного пути. Дом во граде дается лишь тем, кто имеет плоды. «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» (Пс. 127:3). Если имеет душа плод, то благословит ее Господь с Сиона, и увидит она благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей. (Пс. 127:5).

 

С двенадцатым уровнем подъема сопоставим 121 псалом.

Это 80-я ступень. Двенадцатый уровень подъема – это обретение гражданства Небесного Иерусалима. «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим» (Пс. 121:2). Числом 12 неоднократно отмечен Небесный Иерусалим в видении апостола Иоанна.[10]

 

С тринадцатым уровнем подъема сопоставим 131 псалом.

Пройдя большую часть ступеней святости и став гражданином Святого Града нужно вспомнить Давида, который не имел покоя пока не нашел Место Покоя Всевышнему. Душа, даже будучи гражданкой Града, не будет иметь покоя, пока не станет в числе обетованного звания «помазанного священства»,[11] в Месте Покоя Всевышнего – в Храме Его. «Не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова… Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». (Пс. 131:4-7)

 

С четырнадцатым уровнем подъема соотнесем 133 псалом.

И вот подъем вводит нас в Храм Всевышнего – в Его Обитель. Душа ныне в Месте Его Присутствия с воздетыми руками. «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем... воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа». (Пс. 133:1-3).

 

С пятнадцатым уровнем подъема соотнесем 132 псалом.

В Храме есть место – Святая Святых. Там эпицентр Божественной любви, там встреча Лицом к лицу. Там помазание святое. Там исполняется обетование, там душа помазывается драгоценным миром Духа Святого, и становится в числе царственных священников. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки». (Пс. 132:1-3). Это уровень последних ступеней святости – там вечное благословение и жизнь навеки.

 

Да сподобимся и мы вечной жизни и Помазания Его, во Царствии Славы – в Великом Присутствии Его!

 

 

 

 

[1] ЛИВЬЯТАН НАХАШ БАРИАХ = Левиафан Змей Прямой (засовный).

[2] ЛИВЬЯТАН НАХАШ АКАЛТОН = Левиафан Змей Искривленный (скрученный). (Ис.27:1). Подробно см. в толковании буквы НУН.

[3] В толковании на 119 псалом было приведено мессианско-сотериологическое объяснение которое давало аллегоричный образ сошествия Христа с Божественных высот в глубины бездны ради спасения человечества.

[4] Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. (Еф.4:10). Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лук.24:26). Христос должен пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу и язычникам (Деян.26:23).

[5] Примечательно, что гематрия фразы שערים מאה = МЕА ШЕАРИМ = «сто ворот» или «в сто раз» = 666. (50 врат или ступеней святости, и 50 врат или ступеней нечистоты. См. подробно комментарий на Пс.120). А как мы учили о числе 666 в толковании буквы ВАВ, что оно отображение двух земных путей. Искривление пути – путь греха падшего человечества, и исправление пути – путь святости Того, Кто искупил грех мира – т.е. Мессии. Гематрия «Ста ворот» намекает на полярность этой метафоры. Как два человеческих пути – путь падения, и путь восхождения человека.

[6] Гематрический намек на число повреждения грехом и исправления страданием усматривается во фразе пророка Исайи 53:5. הוא מחלל מפשׁענו = «Он изъязвлен за грехи» = 666.

[7] «Число человеческое» или «число человеческого пути» в аспекте ступеней, также усматривается и в метафоре восхождения на «царство». Так у царского престола Соломона было 6 ступеней. 6 х 15 = 90. 90 = צ = ЦАДИ = «Праведник».

[8] Считается, что в этом мире никто не может перешагнуть за границу 50 ступеней нечестия или 50 ступеней святости. И число показывающее последнюю ступень поэтому не ровно 100, а только 99,99. Т.е. граница крайности полного числа означает, что человек в этом состоянии останется навсегда. В нашей же жизни нет ни абсолютного падения, (так как возможно покаяние и исправление для каждого еще живущего грешника), ни абсолютного совершенства, (так как в этом мире возможно упасть с любой высоты).

[9] По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. … Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою (Лук.15:13)

[10] Подробно о числовой символике Небесного Иерусалима см. в толковании буквы ТАВ.

[11] Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царственным священством и народом святым… (Исх.19:5,6)


Назад к списку