От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 133 Псалом (текст)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

133 Псалом (текст)

Псалом 133

скачать книгу: Комментарий на книгу псалмов 5 том Пс. 119-151 Пасечнюк Виктор.

מזמור קלד = МИЗМОР КУФ-ЛАМЕД-ДАЛЕТ = Псалом 134

 

133.1 Песнь восхождения. Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи.

Пёснь степeней, рlг. а7 СE, нн7э благослови1те гDа, вси2 раби2 гDни, стоsщіи въ хрaмэ гDни, во дв0рэхъ д0му бGа нaшегw.

1 ШИР hАМААЛОТ, hИНЭ́ БАРЕХУ́ ЭТ-АДОНАЙ КОЛЬ-АВДЭ́ АДОНАЙ, hАОМЕДИ́М БЕВЕТ-АДОНАЙ БАЛЕЛО́Т.

שִׁיר הַמַּעֲלוֹת הִנֵּה בָּרֲכוּ אֶת־יְהוָה כָּל־עַבְדֵי יְהוָה הָעֹמְדִים בְּבֵית־יְהוָה בַּלֵּילוֹת׃

 

Надпись:  

Схема постов Храмовой стражи состоящая из священников и левитов, приведенная в Талмуд тракт. Тамид, издания Шутештайн.
Буквально: Храмовые врата запирались с наступлением ночи. Народ уже не входил в храмовые дворы. Но тогда о каких рабах Божьих стоящих и молящихся в Храме ночью говорится в этом стихе? Радак говорит, что это священнослужители Храма. Но если в храмовых дворах не было народа, то что там делали ночью священники и левиты? (ПВ)

 

Храм был закрыт, но ночью сжигали весь хелев[1] от дневных жертв. Также священники доедали мясо жертв, которые нельзя было оставлять до утра. (А. Сыпков)

 

К тем, кто бодрствовал на территории храма также можно отнести стражу из левитов и священников, стоявших на своих постах храмовой горы. Именно о стражниках храма говорит Таргум:

 

1. Вот благословляют Господа, все слуги Господни, которые стоят на страже в святилище от Господа и поют хвалу в ночное время. (Таргум Теилим 134:1)

 

Метафоричный аспект: Нам приходилось говорить о «друзьях», «братьях» и «детях Божьих». Кто это? «Друзья» и «братья», это те, кто причастен Мессии – Сыну Божьему. Друзья и братья Христовы становятся детьми Божьими тогда, когда Духом Его, в Нем Самом, усыновляются Небесному Отцу. В этом псалме упоминаются стоящие в храме АВДЕ АДОНАЙ = «рабы Господни». Но как же может сочетаться сыновство с рабством? Может ли быть что-то общее, у сына Божьего и раба Божьего?

Апостол Павел пишет, что пока сын не достиг полноты разума и наследного возраста, он ничем не отличается от раба.

 

1 Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:

2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. (Гал.4:1,2)

 

Даже если мы Христовы, но не возросли в полную меру возраста Христова – мы, питающиеся молоком дети, еще несамостоятельные и подневольные, все еще нуждающиеся в попечительстве Закона. Ребенку нужен «детоводитель».[2] Мы, усыновляемы, но если еще находимся не в полном возрасте и разуме Христовом, то должны возложить на себя ярмо Закона Божьего. Это ярмо рабства Божьего мы должны возложить добровольно. Так как рабство Божие отличается от рабства человеческого. Человек делает рабом другого человека, как правило, насилием и принуждением, вопреки желанию невольника. Но Бог, лишь только призывает человека стать Его рабом, делая предложение принять иго Его Закона по доброй воле.

 

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Матф.11:29,30)

 

Человек отдающий себя под волю воспитателя – Священному Писанию, в котором отображено Слово Божие, принимает Божественное иго. В этом состоянии человек взрослеет, возрастая до меры возраста Христова, т.е. до того момента, когда он входит в Новый Завет с Богом, через помазание Духом Святым, Который становится новым руководителем человека, и Которым человек получая сыновство становится сонаследником Христу.

Состояние подзаконное, скорее можно сравнить с темным временем ночи, когда человек не имеет возможности передвигаться без внешнего источника света. А заключение Нового Завета – это обретение Света внутри самого сердца.

 

19 Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших[3] (2Пет.1:19)

 

Под Храмом разумеем метафору Церкви – Тела Христова – Общины верных. В этом веке церковь верных посреди торжества мира, который лежит во зле, гонима и унижена от любящих неправду. Также и ночь возможно понимать, как аллегорию этого века, в котором Свет Божий еще сокрыт до времени Своего явления с наступлением нового дня Будущего Века. И пока Свет сокрыт, человек пребывая во тьме этого мира среди скорбей и тягот не должен в отчаянии отворачиваться от Всевышнего. Но напротив, он должен благословлять Бога за свою долю. (ПВ)

 

 

133.2 Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.

в7 Въ н0щехъ воздэжи1те рyки вaшz во с™†z и3 благослови1те гDа.

2 СЕУ-ЕДЕХЭ́М КО́ДЕШ, УВАРЕХУ́ ЭТ-АДОНАЙ.

שְׂאוּ־יְדֵכֶם קֹדֶשׁ וּבָרֲכוּ אֶת־יְהוָה׃

 

Написано КО́ДЕШ = «святой» без предлогов. Возможны варианты понимания.

Надпись:  
 

В традиции православных старообрядцев укоренился обычай, что при молитве руки не опускают ниже пояса, но складывают их на груди, скрещивая или возлагая крестообразно.

 

В традиции западной церкви также есть обычай молитвенного складывания рук на уровне или выше сердца.

Речь идет о вознесении рук к Богу в молитве, подобно «вознесем сердце наше на ладонях» (Плач. 3:41), и также «когда воздеваю я руки мои к залу Святыни Твоей» (Пс. 27:2). А можно также понимать в смысле «к месту святому». (Радак)

 

Возможно понимание слова КО́ДЕШ, как указание на Всевышнего. Здесь есть и намек. Гематрия слова קדש = КО́ДЕШ = 404. Такая же гематрия у Имени Бога, которое употребляет пророк Наум: אל קנוא נקם יהוה = «Бог ревнитель – мститель Господь» = 404. Этот эпитет Бога связан с аспектом суда, а значит трепета и страха пред Ним. Страха наказания за грех. Обращение к Богу начинается с покаяния и умилостивления, так как каждый человек виновен пред Ним, а тем более тот, кто находится в месте святого Присутствия Его.

Покаяние ходатайствует прощение и помилование, а прощение рождает благодарение и славословие Того, Кто дарует прощение по Своей Милости. Те, кто во тьме ночи, да вознесут свои руки в надежде помилования и получив его, да благословят Всевышнего за милость Его.

 

  • Перевод М. Левинов: Вознесите руки к святыне

 

В материальном понимании святыни здесь можно разуметь либо саму святыню Храма, либо ковчег Завета, находившийся в Храме. Т.е. возношение рук в сторону святыни.[4] Это понимание раскрывает синодальный перевод. В мессианском аспекте здесь намек на нерукотворный Храм Божий – Мессию.

 

Другой аспект понимания слова КО́ДЕШ соотносится с поднимаемыми в молитве руками. И понимается как руки, поднятые во святости, беспорочно.

 

  • Перевод Д. Иосифон: Возденьте руки ваши в святости...

 

В еврейской традиции такое прочтение и в Мецудат Давид «Вознесите руки свои к Богу в святости, чтобы благословить Его. Существует обычай благословлять, подняв руки к небу». 

 

Принято поднимать руки, омыв их перед вкушением хлеба, а затем их вытереть. Когда человек делает это, он притягивает к себе духовность. (Шульхан Арух Орах Хаим 162:1)

Надпись:  

Молитвенное положение человека с воздетыми руками традиционна как в иудаизме, так и в христианстве

Сказал рабби Йегошуа бен Леви: Коэн, не омывший рук, не может и воздевать их, как сказано: «Возденьте руки ваши в святости и благословите Господа». (Бавли Сота 39а)

 

Перед преломлением хлеба, омыв обе руки, обтирают их друг об друга и поднимают на уровень головы, как написано: «Вознесите в святости ваши руки и благословляйте Господа», и тогда благословляют «АЛЬ НЕТИЛАТ ЙАДАИМ»[5] = «на омовение рук». (р. А. Данциг, Хайей Адам 40:4).

 

Этот вид молитвы (с воздетыми руками) обыкновенен у святых. Кто производит великие, небесные и высокие дела, тот, имея как бы вознесенную деятельную силу, представляется возносящим и руки. А кто производит низкое что-либо и земное, и тленное, тот имеет руки долу висящими и опущенными; это дает разуметь догадочно и повествование Моисея. Когда он руки возносил, Израиль становился крепче; а когда опускал руки, тогда усиливался Амалик; это значит то, что, когда упадает наша деятельная сила, тогда усиливается все, противоборствующее нам; а когда она возвышается и возносится то ведение становится в нас сильнее. (свт. Василий Великий)

 

В традиции православных старообрядцев укоренился обычай, не опускать при молитве руки ниже пояса. Руки складывают на груди скрещивая или возлагая крестообразно.

 

В толковании буквы КАФ мы подробно останавливались на молитвенном возношении рук. Повторим некоторые детали:

 

О молитвенном поднятии рук, говорит, как Танах,[6] так и Новый Завет. Традиционное воздевание рук при молитве гораздо более таинственно и многозначно, чем это может показаться большинству верующих людей.

В этом религиозном жесте несколько образов:

 

1. Образ маленького ребенка. Человек как беззащитный ребенок протягивает руки к Отцу, прося Его помощи.

 

2. Образ тот, что усматривается во фразе «наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне. (Исх. 28:41). Это просьба благословить и дать силы на исполнение воли Творца. Т.е. просьба уполномочить на действие. Подробно см. в толковании буквы КАФ.

 

3. Также к таинственному значению воздевания рук относится понятие чистоты и невинности человека. В псалме 25-м говорится, что омытые руки, это руки невинные, свободные от зла. Буду омывать в невинности руки мои … (Пс. 25:6).

Руки не омоются обычным омовением, если на них отпечаталось злодейство. Апостол, в своем послании, озвучивает желание, чтобы мужчины[7] в молитве поднимали руки, но руки чистые, свободные от зла.

 

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; (1Тим.2:8)

 

В этом пожелании можно увидеть запрет воздевать руки тем, у кого они нечисты, которые испачканы злом. Почему? Написано:

Надпись:  

Пример изменения индивидуального узора человеческой ладони с течением времени.

8 Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему. (Прит.15:8)

 

Надпись:  

Еврейская традиция о хиромантии и физиогномике рассказывает в книгах ШОШАНАТ ЙАКОВ и ХОХМАТ А-ЙАД



Человек, молясь и протягивая вверх свои руки, как бы имеет намерение показать Небесам, что его молитва, это молитва человека, который не имеет на своих руках зла, и что он чист от крови ближнего.[8] Это знак Небесным силам и судьям (элохим), что путь молящегося – это прямой путь, и что он идет путем правды. Поэтому в книге Притч, после слов о жертве нечестивого и молитве праведного, написано о пути злодея и пути праведника.

 

9 Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит. (Прит.15:8,9)

 

Ведь считается, что ладони отображают в своих линиях все тайны человеческой души и его поступки. Ладони, как досье, в котором записан путь человека этой жизни.

В книге Иова виден намек на отпечаток жизненного пути на ладонях и лице человека. Человек как бы показывает свое лицо и руки Небу: Если ты уготовил сердце твое и протянешь к Нему твои кисти, если недоброе в руке у тебя, его удали, и не дай неправедному поселиться в твоих шатрах, тогда поднимешь свое лицо беспорочно и будешь крепок, и не устрашишься. (Иов. 11:12-15).[9]

Поэтому вознесение рук, запятнанных злодейством, есть мерзость перед Небом.[10] Для возносящего свои руки к Богу, на которых есть зло, притеснения, обиды, неНадпись:  
Схематичный каббалистический рисунок.
Коэнское вознесение рук в котором из десяти пальцев складывается пять пальцев Десницы Божией.

И поднял Аарон руки свои = (ידו) ידיו (руку Его) к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. (Лев.9:22)

Подробно см. в толковании буквы ЙУД.
справедливость, корысть, а тем более кровь невинного, это жест не воззвания и испрашивания милости Божией, а жест для испрашивания собственного скорейшего наказания и отмщения. Поэтому апостол призывает воздевать только чистые руки без гнева и сомнения (неверия).

Читающему ладонь видно, каким путем идет человек, путем нечестивцев, либо путем правды. Ладонь руки = «КАФ А-ЙАД», с тайными знаками множества линий на ней, может многое рассказать о человеке. Но это знание о тайнах человеческой руки не предназначалось для людей. И если говорить о допустимости хиромантии (гадании по руке), то нужно отметить, что это запрещенное знание. Считается, что наука разгадывать тайны узора руки была получена от «сынов Божьих» – падших ангелов, которые стали жить среди людей в допотопное время.[11]

В одном из стихов Торы, где описывается жизнь Иосифа в Египте, некоторые из комментаторов видят упоминание хиромантии. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. Т.е. по одному из толкований Потифар через египетское искусство чтения ладони увидел в руках Иосифа, что он честный и благочестивый человек, и что Бог благоволит к нему. Поэтому Потифар поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал в руки его. (Быт. 39:3-4).

В книге Иова также есть намек на отпечаток руки человека, который может рассказать о нем. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело его. (Иов. 37:7).

 

4. Руки как образ фимиамниц предлагаемых Богу. Подробно об этом каждении и кадильницах см. в комментарии на Пс. 140:2. (В. Пасечнюк. «Еврейские буквы о Христе» Буква КАФ)

 

В контексте же этого псалма возможно возношение рук понимать, как возношение рук[12] коэнами при благословении народа. Именно этот смысл отразил арамейский Таргум в этом стихе:

 

2 Поднимите свои руки, священники, на святом помосте, и благословите Господа. (Таргум Теилим 134:2)

 

 

133.3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю.

г7 Блгcви1тъ тS гDь t сіHна, сотвори1вый нeбо и3 зeмлю.

3 ЕВАРЕХЕХА́ АДОНАЙ МИЦИЙО́Н, ОСЭ́ ШАМА́ЙИМ ВАА́РЕЦ.

יְבָרֶכְךָ יְהוָה מִצִּיּוֹן עֹשֵׂה שָׁמַיִם וָאָרֶץ׃

 

От лица царя Езекии приведем два молитвенных аспекта этого стиха.

Аспект мольбы:

  • Господи, сотворивший небо и землю благослови нас с Сиона!

 

Аспект благословения:

  • Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший небо и землю и благословляющий нас с Сиона.

 

Надпись:  

«Коэнское благословение»
ЙЕВАРЕХЕХА АДОНАЙ ВЕ ЙИШМЕРЕХА, ЙАЭР АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЕЙХА ВИЙХУНЕХА, ИСА АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЕЙХА ВЕЙАСЭМ ЛЕХА ШАЛОМ!

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! 
(Чис.6:24-26)

Да благословит тебя Господь…  По мнению толкователей, священнослужители, благословляя сынов Исраэля, говорят: «Да благословит тебя Господь…»  (Чис. 6:24-26). Согласно же нашему мнению, это слова псалмопевца, который сказал: «Благословите Господа!» Т.е. вы благословите Господа, и Он благословит вас. (Радак)

 

Священническое благословение = «БИРКАТ КОАНИМ»[13] связано с вознесением ладоней = «НЕСИАТ КАПАИМ». При благословении коэны поднимают две руки, пальцы на которых сложены особым способом.

 

Каждая кисть содержит 30 косточек.[14] Тогда две – содержат 60 косточек, что намекает на тайну 60 букв, составляющих благословение коэнов. (р. И. Гинзбург)

 

Благословение священников = «БИРКАТ КОАНИМ», которое заповедано в Торе совершать священникам, состоит из трех стихов. Оно удивительно красиво и гармонично.

Число слов в этом благословении увеличивается с одинаковым интервалом в два слова: 3 слова, 5 слов и 7 слов.

А число букв увеличивается в порядке 15, 20, 25. С одинаковой разницей в 5 букв.

Т.е. всего в этом коэнском благословении 60 букв.[15] Вспомнив толкование буквы САМЕХ мы увидим, что число 60 является образом поддержки. Иудейская традиция, в таинственном аспекте, толкуя «шестьдесят богатырей» о которых сказано в книге Песнь Песней, подразумевает это благословение, в котором 60 букв.

Нужно сказать, что «биркат коаним» состоит из 15 слов, что также можно соотнести с 15 псалмами ступеней.

Этим стихом 133 псалма, намекающим на Божественную поддержку народа через священническое благословение, заканчиваются 15 псалмов Восхождения или «Песни Ступеней».

 

Познавшие смысл Божественного восхождения через эти пятнадцать псалмов, получив Божественное благословение, да взойдут по ступеням правды к вратам Небесного Иерусалима! (ПВ)

 

 

 

[1] ХЕЛЕВ запрещенный в пищу по иудейскому Закону жир животного, о котором идет речь в Писании Левит. 3:17. 7:25. Термин хелев относится лишь к жиру, который скапливается в определенных местах тела животного. Тора запрещает употребление в пищу некоторых жиров и органов (таких как почки и кишки), поэтому они должны быть отделены от туши. Обычно запрещенные части также обозначаются словом «ХЕЛЕВ», этот запрет распространяется только на одомашненных животных, таких как крупнорогатый скот и овцы. (Википедия)

[2] Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; (Гал.3:24-26)

[3] Метафора Новозаветного просвещения Светом Духа Христова встречается и у пророка Исайи в 62 главе. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда Его и спасение Его – как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. (Ис.62:1,2)

[4] Вознесите руки к святыне. По обычаю, выходя из Храма, протягивали руки к Святая Святых, «принимая святость». В наше время принято протягивать руки к свитку Торы, когда его проносят по синагоге. (М. Левинов)

[5] НЕТИЛАТ ЙАДАИМ дословно «взятие рук».

[6] Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. (Пс.62:5). Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя. (Пс.140:2). Вознесем сердце наше и руки к Богу, на небесах: (Плач.3:41)

[7] Обычай воздевать руки, это обычай для мужчин как глав над домом своим. Т.е. мужчина, но не женщина, образ первосвященника.

[8] р. Хама бен Ханина, сказал: Откуда мы знаем, что у кого руки запятнаны грабежом, у того и молитва не чиста? – Из стиха: «Когда будете простирать руки ваши... не послушаю вас». (Ис.1:15) Почему? – «Потому что руки ваши обагрены кровью». (Шмот раба 25). Этот же намек на молитву и чистоту рук видим у Иова: «нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста». (Иов.16:17)

[9] Перевод стихов из книги Иова, Ф. Гурфинкель.

[10] Это относится и к лицу человека. Воздевающий руки, обращает и лицо свое к Небу. Лицо также говорит многое о человеке. Если ладонь тайное место, и ее легко скрыть от чужих глаз, то лицо у всех на виду. Когда художник рисует мультфильмы или шаржи, то всегда по определенным выражениям лица можно увидеть характер нарисованного героя. Лицо несет отпечаток характера человека. В иудейских источниках указывается на определённую зависимость между внешними чертами и качествами характера (см. масехет Эдийот, гл.2, м.2 + комментарий Рамбама на Мишну там же). В стихе книги Екклесиаста иудейские комментаторы видят намек на зависимость характера и лица. Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется. (Еккл.8:1). Также стих из пророка Исайи, еврейская традиция (ВТ Йевамот 15 и 120а) понимает применимо к физиогномии: Выражение лиц = гакарат паним их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. (Ис.3:9). Если человек, имеющий прямой путь без корысти и притеснения имеет возможность воздевать руки и обращать свое лицо к Небу. То по еврейской традиции тот, кто жесток и корыстен, не мог смотреть вверх. Это видно из евангельских слов, когда грешный мытарь, склонившись лицом вниз сжимал свои ладони и бил себя в грудь. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лук.18:13). Этот же обычай, поникшей головы, сжатых ладоней и ударения себя в грудь присутствует в иудейской традиции при чтении покаянных молитв на Йом Кипур. Конечно же, Богу не нужно видеть ладони и черты лица человека, ведь ничто не укрыто от Него. Даже сердце. Но сам человек знает, что все небо, и ангелы и святые, видят его. И если не сердце, то лицо и руки. Как и написано: человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. (1Цар.16:7)

[11] Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; (Быт.6:2-5). См. также «Книга Еноха». Подробнее, о падших ангелах, в главе «О Сатане» книги «О Царстве Божьем».

[12] НЕСИАТ КАПАИМ = «возношение ладоней» – чин вознесения рук коэнов при благословении народа. Об этом обычае подробно в толковании буквы ЙУД.

[13] יברכך יהוה וישׁמרך יאר יהוה פניו אליך ויחנך ישׂא יהוה פניו אליך וישׂם לך שׁלום = ЙЕВАРЕХЕХА АДОНАЙ ВЕ ЙИШМЕРЕХА, ЙАЭР АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЕЙХА ВИЙХУНЕХА, ИСА АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЕЙХА ВЕЙАСЭМ ЛЕХА ШАЛОМ! = Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! (Чис.6:24-26)

[14] 14 открытых (фаланги пальцев), и 16 сокрытых в ладони.

[15] Для любителей числовой гармонии: Если же говорить о числе слов, то их всего 15. По малой гиматрии (15) 1 + 5 = 6. Это тоже число по гематрии, что и число букв (60) 6 + 0 = 6. Прослеживая шесть как число Истины и отхода от Истины (см. комментарий на букву ВАВ) мы имеем аллюзию на образ исправления того, что удаляется от истины. 6 х 10 = 60. Где десять, это Сила Божия.


Назад к списку