От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 126 Псалом (текст)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

126 Псалом (текст)

скачать книгу: Комментарий на книгу псалмов 5 том Пс. 119-151 Пасечнюк Виктор.

 

Псалом 126

 

מזמור קכז = МИЗМОР КУФ-КАФ-ЗАЙН = Псалом 127

 

Существует высказывание: «Малое становится великим, если в нем – Бог». Верно и обратное: «Многое становится ничем, если в нем нет Бога». Об этом и сказано в данном псалме: если наши действия не управляются Господом и не соответствуют Его воле, это напрасная трата времени и сил. Мы можем строить планы, даже касающиеся христианского служения; мы можем создавать громадные организации; мы можем собирать статистику, свидетельствующую о феноменальных результатах; но если эти замыслы не насаждены Господом, они – хуже, чем ничто. (М. Генри)

 

 

126.1 Песнь восхождения. Соломона. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.

Пёснь степeней, рк7ѕ. а7 Ѓще не гDь сози1ждетъ д0мъ, всyе труди1шасz зи1ждущіи: ѓще не гDь сохрани1тъ грaдъ, всyе бдЁ стрегjй.

1 ШИР hАМААЛО́Т ЛИШЛОМО́, ИМ-АДОНАЙ ЛО-ЙИВНЭ́ ВА́ЙИТ ШАВ АМЕЛУ́ ВОНА́В БО, ИМ-АДОНАЙ ЛО-ЙИШМОР-ИР ШАВ ШАКА́Д ШОМЭ́Р.

שִׁיר הַמַּעֲלוֹת לִשְׁלֹמֹה אִם־יְהוָה לֹא־יִבְנֶה בַיִת שָׁוְא עָמְלוּ בוֹנָיו בּוֹ אִם־יְהוָה לֹא־יִשְׁמָר־עִיר שָׁוְא שָׁקַד שׁוֹמֵר׃

 

Таргум говорит, что этот псалом принадлежит авторству Соломона:

 

1 Песня, произнесенная при восхождении в бездну, написанная Соломоном… (Таргум Теилим 127:1) 

 

Зоар же, как и некоторые еврейские комментаторы, говорит, что этот псалом составил Давид для Соломона:

«Царь Давид сложил этот псалом для своего сына Шломо» (Зоар 22:164).

 

ЛИ-ШЛОМО. «Для Соломона» или «О Соломоне». Этот псалом изречен для Шломо. Буква ламед в לשׁלמה = «ЛЕ-ШЛОМО», означает «для», «относительно». Подобно «скажи обо мне = ЛИ». (Радак)

 

Конечно же этот псалом имеет и мессианский аспект. Так и известный иудейский комментатор Радак видит в этом псалме три аспекта, в числе которых есть и мессианский.

«В стихе имеется также косвенное указание на царя Помазанника – Машиаха, который в Песни песней 3:11 назван «Шломо».[1] (Радак)

 

Аскетический аспект: Без Божией благодати человек не может своим аскетизмом устроить из себя Дом Божий. Богослужебные тексты[2] отразили этот аспект в степеннах Феодора Студита.

 

Антифон 2 гл 3:

Если Господь не построит дома добродетелей, то мы трудимся тщетно; если душа под Его покровом, то никто не разорит града нашего.[3]

 

Антифон 2 гл.7:

Если Господь не построит дома души, то напрасно мы трудимся; ибо без Него ни дело, ни слово не совершается.[4]

 

Мессианско-экклесиологический аспект: Евреи ждали и до сих пор ждут Машиаха. Еще до Иисуса Христа были те, которых считали Спасителями-Помазанниками. В книге Деяний, раби Гамлиэль говорит о двух лжехристах периода Второго Храма:

 

36 Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.

37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.

38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится,

39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. (Деян.5:36-39)

 

После Иисуса Христа, которого официальный иудаизм не принял, среди евреев возникало немало людей, объявлявших себя Машиахами. Например, Бар Кохба, которого объявил Машиахом р. Акиба. В более позднее время Мессией ложно объявляли себя Шабтай Цви, Йаков Франк. В 20-м веке некоторые из хабадских хасидов объявили машиахом, ныне покойного раввина Менахема Шнеерсона (Любавического ребе).

Напрасно воздвигать Мессию и напрасно создавать Церковь лишь только человеческим усилием, без воли на то Самого Бога. Если Бог творит единство, то церковь будет образована даже простыми рыбаками, и если воздвигает Бог Мессию, то Спасителем Он будет даже если родился в бедности, в овечьем вертепе.

 

Таргум при упоминании Имени Божьего говорит о Слове Всевышнего.

 

1 Если слово Господа не будет строить город, его строители напрасно трудятся; если слово Господа не охраняет город Иерусалим, его охранник напрасно бодрствует. (Таргум Теилим 127:1)

 

Только Присутствие Бога – Его Слово, может быть создателем единства. Бог собирает всех в одну общину на основе Своего Слова. Его Слово стало человеком, который стал Спасителем всего мира. Он сказал: «Я создам Церковь Мою» (Матф. 16:18). И как ранее через вкушение жертвенного мяса люди через священную трапезу объединялись в общину верных, так и сегодня верные Слову Божьему люди через вкушение святых Тайн причастны Телу Христа. Церковь – это Тело Христово, сказал апостол.[5] И как Христос говорил что Он есть Храм Всевышнего, так и все, кто причастен Ему, тот становится камнем БЕЙТ А-МИКДАШ = «Священного Дома». Ведь Церковь – это Дом Божий.[6] Этот Дом невозможен без краеугольного Камня, без Святыни в которой почил Бог. Без Мессии нет Церкви наполняемой Божественным Духом. К Телу Мессии – Храму Божьему приращен тот, кто повинуется Слову Его, и кто водим Духом Его. Так созидается Небесный Град – Новый Иерусалим.[7] Здесь на земле через причастие Слову и Телу Мессии человек входит в число тех, кто составляет небесное строение Града Божьего.[8] Через земную церковь верных, в Евхаристии и познании Слова истины строится Небесный Иерусалим. Христос поставил для этого проповедников Слова и пастырей Евхаристических собраний. Они созидают общины присоединяя к Его Телу уверовавших людей.

 

11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,

15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,

16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. (Еф.4:11-16)

 

Те, кого Бог ставит для строительства, должны опасаться строить вопреки воле Творца. От строителей требуется чтобы они строили не вопреки, а по Слову Божьему, согласно проекта. Иначе строители превращаются в богоборцев, противников, саботажников дела Божьего. О таких строителях было сказано: Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. (Пс. 117:22). Те, кто стояли во главе еврейской общины и отвергли Иеошуа а-Машиаха, были строителями другого дома, который не устоял. Но то строение, которое строил Бог через верных строителей, поставивший их «апостолами, пророками, евангелистами, пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», было выстроено, хотя многие пытались разрушить это строение.

 

Это же касается и стражей города. Стражи,[9] которые поставлены как пастыри охранять народ от хищников и пасти стадо Божие на травянистых лугах, сами расхищали овец его и водили не на пастбища, а в каменистые пустыни. Зависть и корысть, которые стражи прикрывали ложной заботой о народе,[10] привели к тому, что Иерусалим был разорен. Отвергнув Камень основания, строители сами стали противниками Божьего строения, а стражи, решившие погубить Спасителя, сами стали причиной разорения Иерусалима. В наше время, в Церкви Христовой строители и хранители должны опасаться стать противниками и разрушителями Дома Божьего – Церкви.[11] Так как корысть, зависть и властолюбие извращают Божье дело и приносят урон через тех, кто противится воле и Слову Всевышнего.

 

Есть понимание этого псалма в семейном аспекте. Так понимает этот псалом С. Лоусон. «Любое предпринимаемое усилие в отрыве от Господа с самого своего начала напрасно. Это особенно справедливо в отношении создания семьи. Напрасно[12] всякое строительство дома и создание семьи без Бога».

 

От лица царя Езекии, приведем два молитвенных аспекта этого стиха.

 

Аспект просьбы:

Господи, созижди дом и сохрани град, да не напрасно мы будем строящими и хранящими!

 

Аспект благословения:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, созидающий дом и хранящий город и дарующий созидающим не напрасно строить. (ПВ)

 

 

126.2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.

в7 Всyе вaмъ є4сть ќтреневати: востaнете по сэдёніи kдyщіи хлёбъ болёзни, є3гдA дaстъ возлю1блєннымъ свои6мъ с0нъ.

2 ШАВ ЛАХЭ́М МАШКИ́МЭ КУМ МЕАХАРЕ-ШЕ́ВЕТ ОХЕЛЕ́ ЛЕ́ХЕМ hААЦАВИ́М, КЕН ЙИТЭ́Н ЛИДИДО́ ШЕНА́.

שָׁוְא לָכֶם מַשְׁכִּימֵי קוּם מְאַחֲרֵי־שֶׁבֶת אֹכְלֵי לֶחֶם הָעֲצָבִים כֵּן יִתֵּן לִידִידוֹ שֵׁנָא׃

 

Буквально: Если в работе своей мы не полагаемся на Бога, мы ничего не добьемся. Пророк Аггей очень хорошо описывает эту ситуацию:

 

6 Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. (Агг.1:6)

 

С другой стороны, если мы действительно уповаем на Господа и живем ради Его славы, Он может, пока мы спим, наделить нас дарами, которых мы никогда не смогли бы добиться долгими часами упорного труда без Него. (М. Генри)

 

Всякое дело человека, начатое с благословения Господа, увенчается успехом, сооружаемое же не по благословению, а особенно вопреки Его воле, каковы бы ни были усилия человека, кончатся неудачей. Пример последнего представляет построение Вавилонской башни после потопа, являющееся выразительным памятником не того, как велико старание человека и как плодотворен его гений, но того, как безрезультатны все его усилия, если последние направлены против Бога или вызывают Его гнев. «Возлюбленному Cвоему Он дает сон» – не в смысле, что кого любит Господь, тот может ничего не делать, но в том, что созидающий в согласии с волей Бога и по Его повелению может быть спокоен за благополучное окончание своего дела, так как находит себе покровительство во Всемогущем Существе. (проф. Лопухин)

 

Человек полагающий свое предназначение лишь в труде для блага в этом мире, заблуждается, так как кроме тела он является обладателем бессмертного духа. Забота только о жизни в этом мире и пренебрежение жизнью будущего века, низводит человека на животный уровень. Поговорка гласит «Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше». Но это народная мудрость описывает скорее душевную сторону человеческой природы, чем сторону духовную. Человеку свойственно искать более лучшей жизни и стремится к изобилию и покою, который связан с телесной частью его природы. И если человек трудится, то вполне имеет право получать за свой труд то, чего ищет и желает. Но без моральных принципов, такое стремление к лучшей жизни, рано или поздно, приводит к выбору между добром и злом. И если человек не имеет Божественных принципов, основанных на правде, то как правило, выбор будет в сторону зла. Животная душа по своему корыстолюбию опускает человека все ниже и ниже. Поэтому в первую очередь человек должен искать не там «где лучше», а там, где Царство Божие и Правда Его.

Если, живя в этом мире человек много трудится и ищет более комфортной и сытой жизни, он не должен забывать и о Словах Бога, которые учат жить в согласии с Его волей. Труд человека возвышен, если только не зациклен на самом труженике. Труд нужен для выживания человека, но наши труды и забота об улучшении качества нашей жизни в этом мире, всегда должны отражать принципы Слова Божьего.

 

Аскетический аспект. Напрасно человек будет бодрствовать в ночных бдениях, напрасно будет изнурять себя постами и кошером, если сердце его далеко от Господа.[13] Внешний атрибут веры и видимая принадлежность к святому и великому, при внутренней пустоте, ничего не значат. Не будет от Бога дара благодати,[14] если человек не любит ближних и Бога, и если поступает вопреки воле Всевышнего. Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.[15] (Рим. 9:13). Бог над временем, и видит, как проявит себя свободная воля человека в этом веке, и каковы его намерения. Бог видит наши сердца. Его не обмануть причастностью к знаменитым родословным, высокими званиями, санами, солидной внешностью и показной набожностью. Его не обмануть даже внешними делами традиционной аскезы. Мы знаем из Писания, что один был возлюблен, а другой отвергнут. Почему? Потому что Бог Всеведущ и никакие мысли, и чувства не скроются пред Его взором. От Него не спрятаться почетным родством, за лицемерием, хитростью и обманом. Богу отвратительны неправедные ум и сердце. Лживое сердце ненавидит Господь, ведь Он любит правду и суд… (Пс. 32:5)

 

8 Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; (Ис.61:8)

 

8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие … (Пс.44:8)

 

8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. (Пс.50:8)

 

Кто возлюблен Богом? Тот, кто прям в путях своих, тот, кто справедлив и милостив. Таковым Бог дает дар благодати Своей не за аскезу и причастность именитым родословиям. А тот, кто лукав, несправедлив и злобен, даже если и превзойдет всех аскетов вселенной в своих подвигах телесного самоистязания, ничего не получит от Бога, Который любит правду и ненавидит лукавство. (ПВ)

 

Буквально о Соломоне: Возлюбленному Своему Он дает сон. לִידִידוֹ = ЛИДИДО́ = «возлюбленному своему». ШЛОМО был любим Богом, как сказано: «и нарек по слову Господа имя ему ידידיה = ИЕДИДЬЯ = «милый Господу».  (2Цар. 12:25).

Другие сыновья Давида домогались царской власти, а Бог дал ее Шломо без каких бы то ни было усилий с его стороны.[16] Таково значение слова «ШЕНА» = сон. В покое, без забот и усилий, как бы во сне: Шломо не помышлял о царстве, а Бог уже готовил для него царский престол. (Радак)

 

Таинственный аспект: В этом стихе написание слова שׁנא = ШЕНА через алеф (в конце слова), как через хэй,[17] с тем же значением. (Радак)

Такие случаи «аномального» написания слов еврейскими толкователями используются для намека на какой-либо аспект. В данном случае через метод гематрического намека можно показать на таинственный аспект дара Божьего. Из предания известно, что царю Шломо были открыты многие тайны. Он знал много, но самое сокровенное знание Шломо было в том, что он знал Бога и Его сокровенное Имя. И здесь гематрию слова שׁנא = ШЕНА написанное через алеф мы можем использовать чтобы это показать. Так гематрия слова שׁנא = 351. Через это цифровое значение мы можем дать намек что сон = «ШЕНА», который Бог дал своему возлюбленному ИЕДИДЬЯ – Шломо, это дар познания Имени Творца. Т.е. во сне, (как и написано в 3Цар.3:5: В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе.). И Бог дарует Шломо Имя Свое = השמו = 351. Возлюбленному Своему Он дает (сон) Имя Свое = השמו.

השמו = «Имя Его» = 351. Во-первых, имя שׁלמה = ШЛОМО = «Соломон», от слова שׁלום = ШАЛОМ = «мир». Это слово является Именем Божьим.[18] Т.е. здесь мы видим. Что царственное имя Идидьи – сына Давидова, «ШЛОМО», причастно Имени Творца – שׁלום = «ШАЛОМ».

Во-вторых, тайны сокровенного Имени Бога царь Соломон узнал по мудрости дарованной ему самим Богом во сне. Предание иудеев повествует о том через познание Имени Творца царь Шломо получил власть над демонами.[19]

 

Также возможен намек, через похожий кореньשׁנ  = Ш.Н.,[20] на некое изменение жизни праведника. Он из года в год = שׁנה = ШАНА возрастает, его плотской человек умирает, а духовный обновляется. Т.е. Бог дает человеку божественное изменение. Так корень Ш.Н. намекает на ШИНУЙ = «изменение», а буква алеф на то, что это изменение божественное. Такой человек не умрет во веки, так как Бог дает ему שׁנה = ШАНА = «год» вечности в мире грядущем.[21] А плотской человек остается без изменения, он мертв из-за грехов своих.

 

Мессианский аспект: Гематрический аспект, указывающий на исключительность Сына Божьего связанную с Именем Его и с смертным трехдневным «сном», окончившимся воскресением Христа из мертвых. Так фраза יתן לידידו = «возлюбленному Своему дает» имеет туже гематрию что и Имяישוע בן אלהים  = ИЕШУА БЕН ЭЛОХИМ = «Иисус Сын Божий» = 524.

 

Семейный аспект: Семейный быт связан с заботами и трудами. Но даже тяжелые труды не дадут мира и спокойствия членам семьи, если семья живет только заботами века сего, не возвышая свой быт Словом Бога и жизнью по воле Его. Те, кто любит Бога – возлюблены. И им даруется сон. Вопрос: Какой сон? Ответ: Спокойный. Т.е. кто полагает свое основание в Боге, тому Бог дает мир и спокойствие даже среди бурь и ураганов жизненных проблем. И наоборот, сколько бы сил и забот ни прилагали бы люди для своего счастья, но если в их жизни есть пренебрежение Словом и волей Творца, то не будет ни свышнего мира, ни спокойствия, которые даруются только возлюбленным и уповающим на Бога. (ПВ)

 

Аллегоричный аспект: Мужчины учат Тору в бейт-мидраш. Женщины же, которые, находясь дома, получают долю в награде мужа за изучение Торы. И их награда велика, как и у мужей. И еще написано в трактате Йома (77а): «Сказал раби Ицхак: что означает написанное: «Напрасно вы рано встаете, поздно сидите, едите хлеб печали; дает Он сон возлюбленному (другу) Своему (Теилим 127:2)». Это о женах талмидей хахамим, которые гонят сон от глаз своих рано вставая в этом мире, а Всевышний насытит их светом Шхины в будущем мире. Раби Хаим Абулафия объясняет это так («Микраэй Кодеш» 57:3): этот стих наставляет простых евреев – рабочих, ремесленников, которые так стараются в своей работе, что гонят сон от своих глаз, чтобы улучшить свою жизнь в коридоре – в этом мире. Но не прилагают усилий к тому, чтобы строить свой истинный дом – будущий мир. Тогда простые евреи говорят: «Что же нам делать, мы не удостоились учить Тору? У нас нет учителя». Им он отвечает: «дает Он сон другу Своему» (ШЕНА = «сон», однокоренное со словом ШИНУН = «учеба»). Вот жены изучающих Тору, они также отдаляют сон от глаз своих, помогая своим мужьям и ожидая их из дома учения. За свою помощь и за свое ожидание они получают награду в будущем мире вместе с мужьями. Так и вы, простые евреи, можете помогать изучающим Тору, чтобы удостоиться с ними награды в Будущем мире. (З. Скаржинская)

 

От лица царя Езекии, приведем два молитвенных аспекта этого стиха.

 

Аспект просьбы:

Господи, да не напрасно будем рано встающие и поздно сидящие, вкушающе хлеб печали, но даруй нам сон (год) мирный.

 

Аспект благословения:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не напрасно дарующий нам не вставать рано, поздно засиживаться вкушая хлеб печали, и дарующий возлюбленным Твоим сон (год) мирный. (ПВ)

 

 

126.3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева.

г7 СE, достоsніе гDне сhнове, мздA плодA чрeвнzгw.

3 hИНЭ́ НАХАЛА́Т АДОНАЙ БАНИ́М, САХА́Р ПЕРИ́ hАБА́ТЕН.

הִנֵּה נַחֲלַת יְהוָה בָּנִים שָׂכָר פְּרִי הַבָּטֶן׃

 

Буквальный аспект: Сыновья – это те, кто плод чрева. Но здесь больше аспект не по плоти, а по духу. Дети плод чрева. Здесь, в более глубоком аспекте, слово «чрево» уместно понимать, как внутреннее и сокровенное, т.е. духовное. Дети о которых говорится в псалме – это те, кто внутренне соответствуют своему отцу. Почему? Потому что если понимать этот псалом как слова Давида о своем сыне Шломо, то кроме него, у Давида было еще несколько десятков ничем не примечательных сыновей, и конечно же Авессалом – сын который желал смерти своему родителю, а также сын Амнон, который немало горечи принес в дом своего отца Давида. О том, что здесь говорится как о награде от Бога не о всех рожденных по плоти детях, но о детях достойных и благочестивых, можно увидеть в арамейском Таргуме:

 

3 Вот, наследие Господне – надлежащие = כשרין = КАШЕРИН сыновья, дети чрева – награда за добрые дела. (Таргум Теилим 127:3)

 

Дети надлежащие, или буквально кошерные, – это наследие от Господа. Такие дети не только для этой жизни, они будут славой родителя и в Мире Грядущем.

 

Аскетический аспект: Плод чрева – плод духовной жизни и Слова Божьего. Внутреннее плодоношение, делающее из пустого человека, человека наполненного. Этот же образ можно отнести к рождению внутреннего, нового, духовного человека. Т.е. рождение от Духа. (ПВ)

 

«Награда – плод чрева…». Награда – плод Торы, что в сердце. Как сказано: «Ибо прекрасно, если сохранишь их (слова мудрости) в чреве своем» (Прит. 22:18). (Раши)

 

Мессианский аспект: У пророка Исайи о Мессии написано:

 

10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. (Ис.53:10)

 

У Христа не было потомства по плоти. Но о плотском ли потомстве говорит пророчествующий о Мессии? Нет. Это пророчество о многом потомстве, есть пророчество о единодушных Ему людях. Это о тех, кто является Христовым, это о тех, в ком родился Христос новым духовным человеком, и это о тех, в ком Дух Христов. Ведь сказано: если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. (Рим. 8:9) (ПВ)

 

Думаю, что Давид в этом псалме указывает на тех, которые даны Еммануилу: се достояние Господне воздаяние плода чрева; так как уверовавшие из потомков Израилевых и другого рода, т. е. народов языческих даны Христу, как некое воздаяние. … Христос получил в награду уверовавших в Него; и они даны Ему от Бога Отца в виде награды: ибо сказано, проси у Меня, и дам Тебе народы в достояние Твое. (Кирилл Александрийский)

 

Достоянием Господа называет тех, которые преуспели в звании сынов; им же принадлежит, и награда за плод чрева … мы зачали во чреве и томились мучением и родили Дух спасения, который мы произвели на земле. (Никита Стифат)

 

Подобная мысль и у составителя степенных антифонов Феодора Студита:

 

Антифон 2 гл.3

Святые – всегда как плод чрева, по усыновлению Духом, Тебе Христу, как и Отцу.[22]

 

Антифон 2 гл.7

Святые, побуждаемые Духом, взращивают отеческие учения о усыновлении, делающем нас для Бога плодом чрева.[23]

 

Святые – это плод Духа Мессии. Его Дух, как истекающаяя вода реки живой творит сыноположение каждого, кто принимает Его, и становится новым человеком через духовное рождение. Также усматривается в антифонах Феодора Студита отеческое учение о всыновлении Богу[24] через Сына Духом Святым. Всыновление, сонаследие Христу и сыновство Богу, метафорично связаны с этим стихом псалма.

 

От лица царя Езекии, приведем два молитвенных аспекта этого стиха.

 

Аспект просьбы:

Господи, наследие Твое, плод чрева – дети наши, да будут наградой от Тебя.

 

Аспект благословения:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, дарующий награду Твою, плод чрева, детей – наследие Твое. (ПВ)  

 

 

126.4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.

д7 Ћкw стрёлы въ руцЁ си1льнагw, тaкw сhнове tтрzсeнныхъ.

4 КЕХИЦИ́М БЕЯД-ГИБО́Р, КЕН БЕНЭ́Й hАНЕУРИ́М.

כְּחִצִּים בְּיַד־גִּבּוֹר כֵּן בְּנֵי הַנְּעוּרִים׃

 

Надпись:  

Как стрелы в руках витязя, таковы дети молодые. (Пс.126:4) 
Речь идет о воспитании детей. Подобно тому, как ошибка в один сантиметр вначале полета стрелы приводит к промаху в несколько метров мимо цели, так ошибки воспитания ведут к серьезным последствиям потом, когда дети станут взрослыми (Рав из Пшиска).
Аспект воспитания детей: Как стрелы в руках витязя, таковы дети – речь идет о воспитании детей. Подобно тому, как ошибка в один сантиметр вначале полета стрелы приводит к промаху в несколько метров мимо цели, так ошибки воспитания ведут к серьезным последствиям потом, когда дети станут взрослыми (Рав из Пшиска).

 

Стрелы должны быть наточены. Ни одна стрела не бывает сразу прямой и готовой к битве. Воину, который должен будет стрелять прямой стрелой, прежде приходится потратить много времени, выстругивая и вытачивая из ветви пригодную стрелу. То же самое относится и к воспитанию детей. Сыновья и дочери должны быть с ранних лет научены стремлению к праведности. Соломон сказал: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6). Хорошо заточенная стрела также должна быть точно направлена в цель… Это достигается через их обучение и наставление в Слове Божьем, а также через ваш личный пример. Стрелы должны быть выпущены. Неизбежно придет тот день, когда воину на поле битвы предстоит выпустить свои стрелы. Только тогда они смогут принести успех и победу. Они не смогут поразить врага, пока они остаются в руках воина. Стрелы должны быть пущены из лука. В том же смысле и родители в определенное время должны отпустить своих выросших детей. Каждый родитель должен отпустить своих детей в мир с осознанием своей вечной миссии – чтобы не просто жить, но чтобы принести плод для Царства Божьего. И для достижения этой цели требуется много молитв и ежедневный личный пример. (С. Лоусон)

 

Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. В греческом и славянском переводах вместо значения оригинального слова הַנְּעוּרִים = АНЕУРИМ = «молодые», стоит слово εκτετιναγμενων = «tтрzсeнные». Замена этого слова, возможно стала альтернативным прочтением переводчиками слова נעורים = «молодые, юные» через корень ‎נָעַר = НААР = «трясти, стряхивать, вытряхивать»,[25] который при другой огласовке ‎נֹעַר‎ = НОАР, имеет значение «юность, молодость».[26]

 

В аскетическом аспекте: Святоотеческий комментарий «отрясенных», «растормашенных», или «переживших встряску», понимает в значении «ранее бедствующих», или «гонимых».[27]

 

Священник Разумовский приводит объяснение слова «отрясенные» из учебной Псалтири в аспекте того, что человек отрясает с себя пыль греха.

«Как видно из книги Неемии, в числе возвратившихся из плена иудеев было много таких, которые, участвуя в городских постройках, для прокормления себя и своих семейств, принуждены были закладывать свои имения людям богатым из своих же иудеев, а эти, пользуясь беспомощным состоянием нуждающихся, притесняли их залогами и процентами. Дошел слух о сем притеснении бедных со стороны богатых до областеначальника Неемии. Последний созвал общенародное собрание иудеев, на котором, объяснив, как преступно и небогобоязненно поступают богатые в отношении бедствующих братьев своих, иудеев, тут же убедил их возвратить бедным взятые от них под залог поля и виноградники и, призвав священников, взял от притеснителей клятву в том, что они не будут вперед поступать так со своими братьями, и тогда все поклялись отдать все взятое у своих братьев в залог. И сказал Неемия. «И вытряхнул я одежду мою и сказал: так пусть вытряхнет Бог всякого человека, который не сдержит слова сего, из дома его и из имения его, и так да будет у него вытрясено и пусто! И сказало все собрание: аминь. И прославили Бога; и народ выполнил слово сие. (Неем. 5:13). Вероятно, что отсюда составителем псалма взято название молодых людей из иудейских семейств «сынами отрясенных». Отцы их, по примеру своего начальника, оттрясли от одежд своих, а главным образом от душ своих, прах корыстных мыслей и чувств, которыми они были исполнены в отношении своих братьев, расположились к братской любви, и бескорыстно, и тем привлекли на себя милость и помощь Божию». (Разумовский)

 

А. Сыпков допускает, что слово «отрясенных» можно понимать и в значении пробуждения от сна. Т.е. разбуженных от греховного сна для праведной жизни.

 

В семейном аспекте, моя жена Наталия, понимает «сыновья отрясенные» = БЕНЕЙ АНЕУРИ́М, как сыновья самостоятельные. Написано, что оставит человек отца своего и мать свою (Быт. 2:24). Т.е. сыновья входя в силу отделяются от родителей, как вызревшие семена отделяются от растений. Сыновья самостоятельные и независимые[28] – это стрелы в руке сильного. (ПВ)

 

Варианты прочтения со смысловым значением «молодость»:

1. «Сыновья молодые» – сыновья полные сил и повинующиеся своему отцу.

2. «Сыновья молодых» или «Сыновья в молодости рожденные» – пока отец молод, ему хватает сил заниматься воспитанием детей. Не так с детьми, рожденными к старости. (Радак).

 

 

126.5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.

є7 Бlжeнъ, и4же и3сп0лнитъ желaніе своE t ни1хъ: не постыдsтсz, є3гдA глаг0лютъ врагHмъ свои6мъ во вратёхъ.

5 АШРЭ́ hАГЭ́ВЕР АШЕ́Р МИЛЕ́ ЭТ-АШПАТО́ МЕ́М, ЛО-ЕВО́ШУ КИ-ЕДАБЕРУ́ ЭТ-ОЕВИ́М БАША́АР.

אַשְׁרֵי הַגֶּבֶר אֲשֶׁר מִלֵּא אֶת־אַשְׁפָּתוֹ מֵהֶם לֹא־יֵבֹשׁוּ כִּי־יְדַבְּרוּ אֶת־אוֹיְבִים בַּשָּׁעַר׃

 

Буквально: «Не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех», то есть, когда пред вратами будут рассуждать с послами, присланными от врагов. Сказал же сие согласно с древним обычаем. Ибо присылаемых послов не пускали во внутрь врат, но давали им ответ за вратами. (Феодорит)

 

В греческом и славянском переводе вместо значения оригинального слова אשׁפת = АШПАТ = «колчан» (сумка для стрел), переводчики употребили слово επιθυμιαν = желaніе = «желание, влечение». Причина замены этого слова неизвестна. Возможно, что причиной такого перевода стало похожее написание слова ארשת = АРЭШЕТ = «желание, мольба», но это маловероятно. Наиболее вероятно, что слово «желание», здесь могло быть поставлено из-за близкого арамейского слова אשף = АШАФ = «обаятель, заклинатель, нашептыватель».[29] Т.е. АШАФ – это тот, кто подавлением воли и гипнозом подчиняет (змей, демонов, людей) своей воле и своему желанию – …и3сп0лнитъ желaніе своE (ПВ)

 

Что касается стрел, колчана и лука, то этот образ встречается в Торе по отношению к потомству:

 

13 Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом,[30] и воздвигну сынов твоих, Сион ... (Зах.9:13)

 

Сравнивая сыновей со стрелами, он сравнил свой дом с колчаном. (Радак)

 

Метафоричный аспект. Сыновья – ученики и последователи: ...сыновья в молодости рожденные – это ученики, которых человек выращивает с юности своей… בְּנֵי = Сыновья – это ученики, которых он ставит на ноги, как сыновей (Раши)

 

Сказал рабби Шмуэль бар Нахмани со слов рабби Йонатана: о всяком, кто обучает сына своего товарища Торе, Писание говорит, как о породившем его; сказано: «А вот родословие Аарона и Моше» и написано: «Вот имена сынов Агарона» (Бемидбар, 3:1-2). Это говорит тебе, что Аарон породил, а Моше учил, поэтому они названы по его имени. (Бавли. Санедрин 19б)

 

Эсхатологический аспект: относительно грядущего мира. Много комментариев построено на совпадении написания глаголов «воевать» и «говорить». Например: «Не устыдятся, когда будут говорить с врагами у врат» – когда будут защищать отца против обвинителей у врат мира Грядущего (Зоар).

 

Возможно понимание этого стиха в аспекте загробного оправдания через чадородие. Это также близко к семейному аспекту этого псалма. Наверное, будут уместны слова апостола:

 

15 жена… спасется через чадородие,[31] если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. (1Тим.2:15)

 

Даже если апостол говорит лишь о спасительном чадородии женщин, это не исключает и их мужей от воздаяния, которое получат они за детей своих. Стремление к семейной жизни, это желание найти самого близкого человека. В этом союзе любви, если есть на это воля Бога, появляется новая человеческая жизнь. И при появлении ребенка, цель семейной жизни супругов кроме любви к друг другу, – это воспитание неразумного ребенка в человека мудрого, который должен познать Творца и следовать Его воле. Именно поэтому Таргум говорит о детях чрева, наследии Господа, что они не просто абы-какие дети, но дети надлежащии = КАШЕРИН. Молитва о праведности детей, должна быть у родителей всю их жизнь. Рождение и воспитание для Божьего Царства новых людей есть набольшая семейная цель человека. Если ребенок окажется достойным, то это будет большим аргументом в противостоянии с обвинителями у райских врат.[32] Если человек надлежаще воспитал ребенка, то его дети будут свидетельством против обвинений клеветника. Они будут живым доказательством того, что их родители прожили эту жизнь не напрасно.

Почему написано спасется … если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием? Потому что личный пример святости большое значение имеет в деле становлении личности ребенка.[33]

 

Также есть понимание этого стиха в отношении духовных чад.

 

Человек, у которого много духовных сыновей, безусловно блажен. Он может дать ответ любому врагу, указав на спасенные им души. Обращенные в веру суть наследие от Господа и награда для всякого проповедующего. Благодаря им град Божий, или Церковь Божья, возрастает и охраняется силою Святого Духа во славу Господа. (Ч. Сперджен)

 

Те, которым мы помогли обратится к Богу от злых дел, будут оправданием нашим у врат мира Грядущего.

 

20 обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. (Иак.5:19,20)

 

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Матф.5:19)

 

21 Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою. (Иез.3:18-21)

 

В иудейской традиции этот стих приводится по отношению к ученикам, которых воспитал учитель, научив Торе, и которые будут отстаивать его учение. Например, были школы Шаммая и Гиллеля, которые через споры между собой выводили алахические постановления. Ученики были продолжателями Торы своих учителей. (ПВ)

 

Так понимает Раши:

Когда будут воевать с врагами у врат… Мудрецы, которые побеждают друг друга в споре[34] о законах, кажутся врагами друг друга. (Раши)

 

Мидраш о том, что спорящие мудрецы становятся на время врагами, завершается словами: «И не расходятся, пока не становятся друзьями». (Бавли. Кидушин 30а) (М. Левинов)

 

Сказано в трактате Кидушин 30б: «Какой смысл слов в стихе: «Не будут пристыжены, когда с врагами говорить будут во вратах» (Пс. 126:5)? И почему мудрецы Торы, о которых идет речь в стихе, называются врагами? Говорит раби Хия бар Аба: «Потому что даже отец, любящий своего сына, и учитель, любящий своего ученика, когда они изучают вместе Тору в одних вратах (в одном доме учения) – превращаются во «врагов» (оппонентов), потому что они задают вопросы, оспаривают точку зрения друг друга, и из-за этого становятся подобны врагам. Однако в конце они становятся любящими друг друга, потому что их спор был ради Небес, т.е. они спорили не ради того, чтобы победить, а ради того, чтобы достичь истины». (Еврейский комментарий)

 

В христианской традиции не хватает подобных ПИЛЬПУЛИМ – обсуждений спорных вопросов. Было бы полезно дискутировать по Писанию, как всем христианским конфессиям между собой, так и внутри конфессий, обсуждая острые вопросы, где каждый бы мог иметь возможность высказать свое мнение и ответить по Писанию на доводы других. Апостол Павел одабривает традицию «диспутов по Писанию» говоря: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. (1Кор. 11:19). (ПВ)

 

 

[1] Одно из имен Соломона, который есть метафоричный образ Мессиии – это имя ЙЕДИДЬЯ = «друг Господа», или «возлюбленный Господом». Гематрия имении ЙЕДИДЬЯ равна цифровому значению слова גדול = ГАДОЛЬ = «великий», а также фраз אל הוא = «Он Бог» и יהוה טוב = «Благой Господь»

[2] Преподобный Феодор Студит приводит эту метафору в степенных 3-го и 7-го гласов. О богослужебных степенных см. в главе о «Песнях ступеней»

[3] Октоих воскресный. На утрене. Антифон 2. Гл.3. По-славянски: Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся: душу же покрывающу, никтоже наш разорит град.

[4] Октоих воскресный Антифон 2 гл.7. По-славянски: Аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся: разве бо Того ни деяние, ни слово совершается.

[5]Тело Его, которое есть Церковь (Кол.1:24)

[6]Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. (1Тим.3:15)

[7] Таргум к этому стиху добавляет, что город, который строится – это Иерусалим.

[8] Об этом подробно в толковании буквы ТАВ

[9] Пример метафоры стражей: Раби Иеуда Анаси послал р. Хию, р. Аси и р. Ами проверить, как изучают Тору жители разных городов Эрец Исраэль. Отправились они и пришли в город, в котором не было учителей Хумаша или Мишны. Мы желаем поговорить со стражами города: – сказали мудрецы. Приведите их сюда! Созвали военачальников и представили им. Мы звали не этих, – заявили мудрецы. Мы хотели видеть стражей города. А эти – не стражи его, а разрушители! Кто же тогда стражи? – удивились жители города. И сказали мудрецы: Истинные стражи города – это его мудрецы, постоянно занятые изучением Торы, и наставники, обучающие Торе детей и взрослых. Занимаясь Торой день и ночь, они день и ночь защищают жителей города. Так в мидраше (Шохер Тов 127) объясняется стих Если Господь не охраняет город, напрасно бодрствует страж (Теилим 127:1). Если Господь находит в городе евреев, поглощенных Его Торой, то Его Присутствие нисходит на них. Но если там мало мудрецов, изучающих Тору, то Шхина не может найти себе места. Тогда «напрасно бодрствует страж»: сколько бы ни было в городе войск – они не предотвратят беду. (JewNetwork)

[10] Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом. (Иоан.11:48).

[11] Под угрозу разрушителям дела Божьего будет уместно привести стих: Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы. (1Кор.3:17)

[12]שׁוא  = ШАВ = 1. ложь, неправда, обман; 2. суета, пустота, тщета; нареч. напрасно, тщетно.

[13] Если не Господь созиждет дом души и добродетелей, то напрасно трудимся. А строит кто-либо дом душевный, по словам Никиты Стифата, из разновидных камней добродетелей и исполнением заповедей. Строит же напрасно посредством одного телесного упражнения, если не будет иметь содействующего в строении сем любовью, надеждою и верою Господа; и напрасно хранит город благочестия и добродетели, если не Господь посредством смиренномудрия сохранит его непоколебимым от духов гордости. А сохранит его чрез наитие Святого Духа. (Зигабен).

[14] Псалмопевец мог также иметь в виду, что Бог ниспосылает детям Своим благословение во сне, подобно тому как Соломон получил желание сердца своего во сне (Ч. Сперджен). Ночью явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе. (2Пар.1:7). И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. (Иоил.2:28)

[15] Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: в чем явил Ты любовь к нам? – Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его – шакалам пустыни. (Мал.1:2,3)

[16] Давид намекает на Авшалома и Адониягу, своих сыновей, которые хотели захватить власть силой; но это им не удалось, ибо передал Господь бразды правления Шломо – без особых стараний с его стороны, как человеку спящему. Авшалом вставал рано, чтобы подстерегать людей, идущих на суд к царю Давиду, и уговаривать их перейти на его сторону. Также и Адониягу был противником Шломо (Хомат Анах). 

[17] Слово ШЕНА пишется через букву хей в конце слова. ‎שֵׁנָה= «сон».

[18] В еврейской традиции Имя שׁלום = ШАЛОМ, через гематрию 376, связывают с одним из Имен Мессии – פורץ = ПОРЕЦ (ФАРЕС) = «Стенорушитель (разрушитель). Это Имя употреблено и в пророчестве Михея 2:13 (ПВ). Рабби Иоси Галилейский сказал: «Имя Мессии – ШАЛОМ». И это значит: «Имя Его – Отец вечности Князь мира» (Ис.9)… «Велик шалом, который в час, когда Царь Машиах откроется Израилю, Он принесет». Что значит: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир» (Ис.52:7). (Иеуда Айзенберг. Трактат «Дерех эрец зута». Глава «Шалом»)

[19] Например, мидраш рассказывающий о князе демонов Асмодее (АШМЕДАЙ) и ему подвластном неусыпающем черве (ШАМИР), над которым Шломо получил власть при помощи Имени Бога.

[20] Этот корень связывает слова со смысловым значением «изменение», например, לשנות = ЛЕШАНОТ = «менять», שינוי‏ = ШИНУЙ = «изменение» (376), МЕШАНЭ = «изменяет». Кстати сказать, что слово שינה = ШИНА = «менять», имеет цифровое значение 365 (365 дней в году), что намекает на слово שׁנה = ШАНА = «год». Об аспекте этого корня см. и в комм. Пс.125:4 в драше по кри у ктив.

[21] Замена буквы хей на алеф толкуем в аспекте «вечного года» в мире грядущем. Где буква алеф намекает на Единого Владыку мира = «АЛУФ».

[22] Октоих воскресный. На утрене. Антифон 2. Гл.3. По-славянски: Плода чревна Духом сынотвореное Тебе, Христу, якоже и Отцу, святии всегда суть.

[23] Октоих воскресный Антифон 2 гл.7. По-славянски: Плода чревна, святии духодвижно прозябают отеческая предания, сыноположения.

[24] Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу… (Рим.8:16,17) Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей (Еф.1:4,5).

[25] Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и отрясены = נער от листьев своих Васан и Кармил. (Ис.33:9). Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; тревожат (гонят) меня = ננערתי, как саранчу. (Пс. 108:23)

[26] Если от юности = מנער воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном. (Прит.29:21)

[27] Словами: «тако сынове отрясенных» т.е. «бедствующих ранее» и «слабых», Давид постоянно напоминает о прежних бедствиях, чтобы исправить их сердца. (Святоотеческий комментарий). Потрясенный бедственными приключениями и скорбями человек очищается от греховных привычек и наклонностей и, как бы исторгнутый из средины обилия и богатства, рукою Промысла поставляется в состояние нищеты и недостатка. (Разумовский). В христианском аспекте «сыны отрясенных» – это апостолы, которые были сынами еврейского народа, который стал отрясенным от Нового Завета и Славы Божией. Так Иероним пишет: «Иудеи называются отрясенными от храма, закона и благодати Господней, (вместо того, чтобы сказать отверженными), и что сыны их – это апостолы, которые произошли от их семени, и как стрелы, содержатся в руках Господа».

[28] Блаженный Иероним Стридонский в своем «письме к Марцеле по 126 псалму» приводит различные переводы некоторых слов этого псалма. В их числе он приводит перевод Аквилы фразы «сыны отрясенных», который перевел эту фразу как «сыны возмужалости». (Аквила Понтийский; II век н. э. прозелит иудейства; автор перевода Ветхого Завета на греческий язык. Его перевод воспроизведен Оригеном в третьем столбце его Экзаплов, и высоко ценился иудеями вследствие его буквальности, хотя по этому самому он часто оказывался непонятным для читателей, не знавших еврейского языка. Википдия).

[29] Это слово с этим значением, несколько раз встречается в книге Даниэля.

[30] Через аллюзию этого стиха открывается мессианский аспект рождения по человеческой природе Машиаха. В иудейской традиции от колена Иуды рождается Машиах бен Давид, а из колена Эфраима – Машиах бен Иосиф (или Ефрем). В христианстве – это одна и та же личность. Когда Бог воздвигает Машиаха, тот в свою очередь воздвигает сынов – наследие Свое.

[31] Эти слова кроме буквального аспекта понимаются и в мессианско-сотериологическом аспекте спасения, через рождение Христа Спасителя.

[32] Отцы понимали «спор у врат», как спор с обвинителями на мытарствах «Врата – вера святая во Христа Господа: в тех вратах сущии не постыждаются обличающе нечестивых. Ибо мытарства праведнии проходят, врата райские отверзаются им, на Суде получат они правое стояние и услышат взывание: приидите, благословеннии Отца Моего. (комментарий ТСЛ)

[33] Но мы знаем и печальные примеры, когда у великих людей дети были негодяями. Например: Каин у Адама, Эсав у Исаака, Офни и Финес у первосвященника Илия, Менаше у Моисея, Надав и Авиуд у Аарона, Авессалом и Амнон у Давида, Ровоам у Соломона. Все это лишь говорит о том, что человек в конце концов, имеет свободу выбора, и невзирая на все предоставленные условия оставаться на пути Правды, он может выбрать противоположный путь.

[34] Знаменитые еврейские ПИЛПУЛИМ = «горячие споры, выяснение правоты» по пониманию слова Божьего, описание которых можно увидеть в Талмуде и мидрашим, очень интересны. (ПЕЛЬПЕЛЬ = «острый перец»). Каждый мудрец высказывает свое мнение, опровергая по Писанию мнение предыдущего оппонента. В конце может быть приведено некое примирительное или объединительное высказывание другого мудреца. Нужно отметить, что по многим вопросам, обсуждаемым в ПИЛПУЛях, единого мнения или решения так и не дается, но высказанные мудрецами доводы дают пищу для размышлений по обсуждаемым в спорах вопросам.


Назад к списку