Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
122 Псалом (текст)
Псалом 122
скачать книгу: Комментарий на книгу псалмов 5 том Пс. 119-151 Пасечнюк Виктор.
מזמור קכג = МИЗМОР КУФ-КАФ-ГИМЕЛ = Псалом 123
122.1 Песнь восхождения. К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!
Пёснь степeней, рк7в. а7 Къ тебЁ возвед0хъ џчи мои2, живyщему на нб7си2.
1 ШИР hАМААЛО́Т, ЭЛЕ́ХА HACА́TИ ЭТ-ЭНА́Й, hАЙОШЕВИ́ БА-ШАМА́ЙИМ.
שִׁיר הַמַּעֲלוֹת אֵלֶיךָ נָשָׂאתִי אֶת־עֵינַי הַיֹּשְׁבִי בַּשָּׁמָיִם׃
Здесь не назван воспевающий эту песнь. Однако в любом месте, где это скрыто, и не назван воспевающий ее, говорится о Духе Святости, Малхут, и Он говорит об Исраэле, находящихся в изгнании. (Зоар Вээтханан 111)
Это глас Адамов с прочими из глубины ада, и глас каждого верующего, жаждущего спасения. (Комментарий ТСЛ)
Часто комментаторы понимают этот стих от лица всех гонимых и изгнанников. По этому поводу Радак объясняет, что слова псалма в единственном числе, встречающиеся среди слов обращения во множественном числе, могут пониматься от лица всех изгнанников. (ПВ)
Говоря от имени изгнанников, иногда он обобщенно употребляет единственное число, а иногда – множественное. (Радак)
Живущий на небесах! Ковчег и херувимы в Святое Святых храма служили земным престолом Господа, однако псалмопевец, подобно Соломону, знает, что «небо и небо небес не вмещают Его» (3Цар. 8:27). (комм. новой Женевской Библии)
Мы ищем Бога, здесь на земле, стараясь быть поближе к различным культовым святыням. Но как правило, Бог не становится ближе к тем, кто имеет подобное плотское мышление. Если небеса небес не могут вместить Того, чье жительство на небесах, то что здесь на земле может стать его вместилищем? Только лишь сердце – сосуд внутреннего духовного человека, может быть вместилищем Всевышнего, – Его обителью.
23 Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоан.14:23)
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. (Откр.3:20,21)
Мы должны искать небесного и горнего. Здесь и сейчас период времени, который подойдет к концу со всеми заботами этого мира. Но там – вечность. И в будущем веке сохранится лишь то, что в этом веке было причастно Божественному, через главнейшее, – суд, милость, и веру, надежду, и любовь. Все что было связано с исполнением Слова Творца (т.е. Его воли), то останется в вечности добрым плодом. Все это позволит пребывать там, где пребывает Тот, Кто пришел в этот мир, и жил в нем лишь с одной целью, исполнить волю Всевышнего. (ПВ)
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его[1] всегда. (Пс.104:4)
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном. (Кол.3:1,2)
Всякий раз, когда мы взираем на Господа с надеждой, мы можем говорить Ему об этом в молитве. Псалмопевец пользуется как голосом, так и очами. А коль так, то говорить в молитве не всегда обязательно: одного взгляда очей вполне достаточно. (Сперджен)
Аскетический аспект возведения очей см. в Пс. 120:1
«Пребывающий = הישבי = А-ЙОШВИ на небесах» написано с дополнительной буквой йуд. Почему не сказано просто: הישב = А-ЙОШЕВ = «пребывающий»?[2] Подобные «аномалии» текста, это довольно распространенный случай в тексте Танаха. Обычно в таких случаях «лишняя» йуд не изменяет форму и смысловое значение слова, но является неким фонетическим дополнением, которое служит для украшения звучания стиха.[3] Никто бы не стал обращать на это внимание, но только не каббалисты, которые стараются дать назидание при помощи любых текстовых и фонетических примеров Писания. В книгах иудейской традиции, даже на такие случаи даются каббалистические комментарии.[4] Если следовать примеру каббалистических драшот, то и мы, тоже можем дать мессианский намек на эту «лишнюю» букву ЙУД.[5] Кто есть пребывающий на небесах? Это Всевышний, благословен Он! И Он же сказал Сыну Своему – Машиаху, «седи (пребывай)[6] = שׁב = ШЕВ одесную Меня». (Пс. 109:1). Значит и Сын Его тоже, есть הישב = А-ЙОШЕВ = «Пребывающий». Почему добавлена буква йуд к слову А-ЙОШЕВ? Это указывает на Имя «Пребывающего». Всевышний – ЙХВХ. И Машиах Его – ИЕОШУА. Эти Имена начинаются с буквы йуд. Здесь есть и гематрический намек. Слово = הישבי = А-ЙОШВИ = «Пребывающий», с добавочной буквой Йуд имеет гематрию 327.[7] Гематрия Имени ИЕОШУА (написанное через Пентаграмматон[8] יהשוה) с колелем (326+1), также равна числу 327. (ПВ)
122.2. Вот, как очи рабов на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас.
в7 СE, ћкw џчи р†бъ въ рукY госп0дій свои1хъ, ћкw џчи рабhни въ рукY госпожи2 своеS: тaкw џчи нaши ко гDу бGу нaшему, д0ндеже ўщeдритъ ны2.
2 hИНЭ́ ХЕЭЙНЭ́Й АВАДИ́М ЭЛЬ-Я́Д АДОНЕhЭ́М, КЕЭНЭ́ ШИФХА́ ЭЛЬ-Я́Д ГЕВИРТА́, КЕН ЭНЭ́ЙНУ ЭЛЬ-АДОНАЙ ЭЛОhЭ́НУ АД ШЕЕХОНЭ́НУ.
הִנֵּה כְעֵינֵי עֲבָדִים אֶל־יַד אֲדוֹנֵיהֶם כְּעֵינֵי שִׁפְחָה אֶל־יַד גְּבִרְתָּהּ כֵּן עֵינֵינוּ אֶל־יְהוָה אֱלֹהֵינוּ עַד שֶׁיְּחָנֵּנוּ׃
Душа человека – рабыня, а ее госпожа – благодать Христова, которую получает верный, молясь в сокрушении сердца. (Комментарий ТСЛ)
Не видишь ли, как служанки не отступают от господ, не позволяя ни мысли, ни взору блуждать по сторонам? Так поступай и ты; следуй одному Богу и, оставив все прочее, будь в числе Его слушателей, и непременно получишь то, чего просишь с пользою для себя. (Златоуст)
Поза ожидания – самая благословенная из поз. Именно в этой позе должен пребывать раб Господень, где бы он ни находился. Пока мы живем благодаря милости Божьей, мы не смеем отвести взгляд от небес. (Сперджен)
Мэтью Генри показывает какова может быть рука Того, Кто стоит над нами.
Наши глаза обращены к руке сильной – руке Всевышнего.
1). Указующая рука: Обращены наши глаза должны к указующей руке господина в ожидании, что тот поручит ему работу, скажет, когда ее нужно прекратить, и покажет, как ее нужно сделать. Каков вопросительный взгляд взирающего? «Господи! Что повелишь мне делать?».
2). Подающая рука: Обращены наши глаза должны к подающей руке господина. Рабы рассчитывают на своего господина или госпожу, что те в должное время дадут им их порцию пищи.[9] И от Господа мы должны ждать хлеба насущного и достаточной нам благодати; именно от Него нам следует принимать сие с благодарностью. Каков взгляд взирающего? «Господи! Подай необходимое!»
3). Помогающая рука: Обращены наши глаза должны к руке помогающей. Если раб не может выполнить работу сам, к кому, как не к господину, он должен обратиться за помощью? Нам же следует настойчиво продолжать свое служение в силе Господа Бога. Каков взгляд взирающего? «Господи! Помоги исполнить заповеданное Тобой!»
4). Защищающая рука: Обращены наши глаза должны к руке защищающей. Если раб столкнулся с сопротивлением в своей работе, если его спрашивают, зачем он это делает, если ему причиняют зло и ранят, кто вызволит его и оправдает, если не господин, поручивший ему это дело? Народ Божий, подвергаясь гонениям, праве обратиться к своему Господину: ««Господи! Твои мы,[10] спаси нас».
5). Наказывающая рука: Обращены наши глаза должны к руке исправляющей. Если раб вынудил своего господина наказать его, он не призовет кого-либо в помощь против хозяина, но будет смотреть на руку, его бьющую, пока не услышит: «Достаточно, не вечно буду я гневаться».[11] Каков взгляд взирающего? «Господи прости и помилуй!»
6). Воздающая рука: Обращены наши глаза должны к руке награждающей. Раб ждет от хозяина вознаграждения и похвалы. Взгляд лицемеров обращен на руку мира, отсюда они получают награду свою,[12] истинный же христианин обращает очи к Господу и ждет награды от Него. Каков взгляд взирающего? «Помяни нас Господи во Царствии Своем!» (М. Генри)
Быть может, всем нам необходимо ответить на вопрос: приготовлены ли мы к служению? Будучи детьми Божьими, научились ли мы послушанию, подобающему рабам? Смирились ли мы перед небесным Владыкой? Желаем ли мы исполнять Его волю? Если да, то воистину мы блаженны. Хотя мы являемся сонаследниками Христу, до наступления срока мы мало чем отличаемся от рабов. А посему в веке сем, каждый должен стать образцовым рабом. (Ч. Сперджен)
В этом стихе псалма мы видим два образа знающих Господа. Одни повинуются из страха как рабы, а другие уже в числе служанок, которые выполняют добровольное служение. Намек на это можно усмотреть в Таргуме.
2 Вот, как глаза рабов, с одной стороны, смотрят на руки своих хозяев; и как глаза служанки, с другой стороны, смотрят на руки своих хозяек; таким образом, наши глаза смотрят в присутствии нашего Господа Бога, в то время, когда он проявит сострадание к нам. (Таргум Теилим 123:2)
Присваивать правой руке свойство Милости, а левой руке свойство Строгости, достаточно распространено в иудейской традиции. Но этот образ можно усмотреть и в Евангелии.
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. (Матф.25:32,33)
С левой стороны (по левую руку от Господина) – рабы.
«Раб» – это невольник. Он ищет своеволия, а не исполнения повелений Господина. Раб, часто непослушен, корыстен, и злобен, за что и бывает наказанным от Хозяина.
«Служанка» – это душа благочестивая. Она служит не из страха, а из долга, добровольно и честно. Но и те, и другие ждут милости от Господина. Рабы, которые наказываются, ожидают милости прекращения наказаний. А служанка ждет щедрой награды. Награды не той, которая уместна для служанок, но той награды, которой достойны только дети Господина, а не слуги Его.
Также в образе служанки усматривается некий аспект брака души человека (или общины верных) со Всевышним. Верная служанка сподобится милости Господина, и станет той невестой,[13] которая будет избрана Господином в жены.
Другой аспект метафоры «раба» и «служанки», в аспекте аскетической антропологии (тело, душа, дух).
Тело (раб) – наигрубейший уровень животных неразумных инстинктов, – это уровень животного, который нередко бывает даже диким зверем.
Душа (служанка), – тоже уровень животный, но более совершенный. Эта душевность связана с разумом и разумными эмоциями. Но это уже уровень раба, который в повиновении по двум мотивам, чтобы избежать наказания, и чтобы получить корысть. Пока человек с уровня животной души (уровень раба), не поднимется до уровня человека (уровень служанки), он не может стать Духовным – святым (уровень сыновства). Т.е. если человек не взойдет на уровень послушания, в число слуг Всевышнего, минуя своенравный и мятежный уровень плоти – раба, он не сможет достойно воспользоваться даром свободы и войти на уровень духа – сыновства, где его служение уже не по страху или из корысти, но в свободном духе любви к своему Родителю. Наше служение должно быть не душевно-плотским, но духовным. (ПВ)
Также этот стих учит людей взаимоотношению между собой. Так Иоанн Кронштадский пишет:
При встрече с нищими говори себе: как очи их обращены на руку нашу, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас (Пс. 122:2), и не обленяйся никогда подавать милостыню нуждающемуся. (прав. Иоанн Сергеев)
Древние мудрецы давали рабу от каждого блюда, которое они ели, и кормили рабов и скотину прежде, чем ели сами. Ибо сказано: «Вот, как глаза рабов к руке господ их, как глаза рабыни – к руке ее госпожи, так глаза наши ко Всевышнему» (Теилим 123:2). А в Бавли Ктубот 61а, говорится о благочестивом человеке, который давал рабу от каждого блюда прежде себя, и за то он удостоился того, что пророк Элияу открылся ему и говорил с ним. (А. Штейнман. «Орхот Цадиким»)
122.3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением;
г7 Поми1луй нaсъ, гDи, поми1луй нaсъ, ћкw помн0гу и3сп0лнихомсz ўничижeніz:
3 ХОНЭ́НУ АДОНАЙ ХОНЭ́НУ, КИ-РА́В САВА́НУ ВУЗ.
חָנֵּנוּ יְהוָה חָנֵּנוּ כִּי־רַב שָׂבַעְנוּ בוּז׃
В духе, этот Псалом является языком каждого святого, который должен понимать, что такое поношение гордых, и с терпением переносить его. (Беллетт)
«Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Повторение это выражает горячность прошения. Просим милости, не как достойные, но как подвергшиеся крайнему поношению. (свт. Афанасий)
Дважды помилуй, означает прошение помиловать и душу, и тело. Апостолы и мученицы святые, за имя Христово много были поносимы от богатых и гордых мучителей. Церковь из слов Давида составила покаянный тропарь:
«Помилуй нас Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим, помилуй нас».[14] (Комментарий ТСЛ)
От лица Езекии царя приведем два молитвенных аспекта этого стиха.
Аспект просьбы:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас, насыщенных презрением, поношением, и презрением от гордых.
Аспект благословения:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, паки и паки милующий насыщенных поношением и презрением от гордых. (ПВ)
122.4 довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых.
д7 наипaче нап0лнисz душA нaша поношeніz гобзyющихъ и3 ўничижeніz г0рдыхъ.
4 РАБА́Т САВЕА-ЛА́ НАФШЕ́НУ, hАЛА́АГ hАШААНАНИ́М hАБУ́З ЛИГЪЭ́ЙОНИ́М.
רַבַּת שָׂבְעָה־לָּהּ נַפְשֵׁנוּ הַלַּעַג הַשַּׁאֲנַנִּים הַבּוּז לִגְאֵיוֹנִים׃
«Весьма насыщены» – пресыщены, больше не можем вместить, дошли до края. Подлинное насыщение человек имеет в богопознании («насыщусь природным Твоим»; Пс. 16:15); здесь – его полная противоположность.
Логика жизни народа Церкви – жить по Божьи и этим наполняться (насыщаться), иначе его «накормят» презрением чрезмерно. (Е. Авдеенко)
В аскетическом аспекте надменные и гордые – это нечистые духи, преследующие и вредящие человеку. В историческом всякий гонимый от злодеев, а более всего народ Израильский и его четыре изгнания. (ПВ)
Дважды страстная мольба о помиловании возносится к Божьему престолу. Народ, который произносит ее, достаточно хлебнул из чаши презрения. День за днем они сносили поношения и терпели ненависть, которую изливали на них хозяева-язычники. Слишком долго они терпели ядовитые и злобные замечания от надменных (Зах. 1:15). Слишком долго они страдали по вине своих гордых вавилонских поработителей (Иер. 50:31-32). Теперь они пресытились. Достаточно! Им кажется, что настало время перемен. Поэтому они обращаются с молитвой к Тому, Кто является их единственным убежищем и источником уверенности в мире антисемитизма и дискриминации – Другу угнетенных и обездоленных. (Макдоналд)
ШААНАНИМ = «беспечные» – это народы, пребывающие в покое и безмятежности, в то время как мы бедствуем и страдаем среди них, а они над нами глумятся. (Радак)
ЛИГЪЭ́ЙОНИ́М = «Презрением гордых». Написано в одно слово, а читается в два… יאגל םינוי = ЛИ-ГЭЙ ЙОНИМ = «ущелье голубиное», то есть Иерусалим. (Раши)
Раши, как обычно, предпочитает «слово произнесенное» = КРИ, «слову написанному» = КТИВ, а именно: при расхождении написания и традиции чтения, он следует чтению. В данном случае, слово לגאיונים = ЛИГЪЭ́ЙОНИ́М = «презрение гордых», читается как два לגאי יונים = ЛИ-ГЭЙ ЙОНИМ = «ущелье голубиное». Понимание «ущелье голубиное» это мидраш, который именует так Иерусалим. (М. Левинов)
Иерусалим = «Город Мира». И живущие в нем – мирные люди. А метафора голубя как птицы мира (голубь мира) довольно известна.[15] И Давид[16] ее несколько раз использовал в псалмах:
7 И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; (Пс.54:7)
1 Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе. (Пс.55:1)
14 Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом: (Пс.67:14) (ПВ)
[1] О Христе, как об Лице Его, см. подробно в толковании буквы ШИН.
[2] Например, как в Псалме: Но Господь пребывает = ישׁב вовек; Он приготовил для суда престол Свой. (Пс.9:8)
[3] Менахем бен Сарук, объясняя это пишет, что иногда лишний йуд ставится в конце слова ради благозвучного удлинения слова на один слог. (Левинов). Также и Радак пишет: «Полагают, что эти добавки (буквы йуд в пяти словах 112 пс.) служат для благозвучия».
[4] Например, в книге Зоар: «…Желающий обратиться с молитвой к святому Царю, должен просить из самого глубокого свойства, из БИНЫ, дающей благословения нижним. Как сказано: «Песнь ступеней. Из глубин я воззвал к Тебе, Творец». И дополнительная йуд в слове הישבי = А-ЙОШВИ = «Пребывающий» указывает на то самое глубокое свойство, БИНУ, к которому человек должен обращать свою просьбу – наполнить благословениями место, называемое небесами, т.е. Зеир Анпин, чтобы от него получили питание все». (Зоар Вээтханан 111-113)
[5] Добавочные буквы ЙУД нам уже встречались в Теилим, и в мессианском аспекте были кратко объяснены в комм. Пс.112:5. Там, где в положительном аспекте, где говорится о Всевышнем, добавочную букву ЙУД толкуем относительно Спасители и Помазанника Божьего – Мессии. А там, где говорится о наказании, (Пс. 123; 134 и др.), там разумеем сильную Руку Божью = «ЙАД А-ШЕМ», которая ассоциируется с буквой йуд (см. комм на букву ЙУД).
[6] יָשַׁב = A(qal): 1. сидеть, садиться; 2. жить, обитать, пребывать; 3. селиться, останавливаться для жилья. B(ni): быть населённым.
C(pi): располагать (лагерь), ставить, строить. E(hi): 1. усаживать; 2. заселять; 3. оставлять; 4. позволять жить, позволять поселиться; 5. брать замуж (чужеземную женщину).
[7] Здесь, также в этом гематрическом аспекте нужно отметить и отсутствие буквы Вав, в слове А-ЙОШЕВ, которая во многих местах Танаха присутствует в этом слове. Например: Сигон, царь Аморрейский, живший = היושׁב в Есевоне… (Иис.Нав.12:2).
[8] Подробно о Пентаграмматоне в толковании буквы ШИН.
[9] Добродетельная жена… встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. (Прит.31:15)
[10] Это с некоторой долей юмора отражено в майсе о еврее, которого обокрали. «У еврея украли повозку. Он взывает к Богу: Господи, я твой, у меня нет ничего своего, и все что Ты дал мне, это Твое. Господи посмотри! Это же у Тебя украли повозку!»
[11] Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать. (Иер.3:12) Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. (Ис.57:16) Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. (Мих.7:18)
[12] Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. (Матф.6:2). Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; (Лук.16:25).
[13] Пять юродивых и пять мудрых дев в притче Спасителя отображают служащих и ждущих своего господина. Обязанность служанок поддерживать огонь в светильниках вожидании жениха. Верные и мудрые служанки сочетаются браком со своим господином по его возвращении.
[14] Этот тропарь, также входит и в число вечернего молитвенного правила православных христиан.
[15] Голубь мира – выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира. Первый Всемирный конгресс сторонников свободы проходил в 1949 году в Париже и Праге. Эмблема этого конгресса была нарисована Пабло Пикассо, на ней изображён белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Но и само выражение, и изображение голубя мира появились гораздо раньше. Выражение восходит к Библейскому рассказу о голубе, принёсшем Ною в ковчег ветвь маслины (Бытие, 8:10-11). Ещё в древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира. Древние люди думали, что у голубя нет желчного пузыря, а желчь со времён Гиппократа считалась причиной злого, сварливого нрава. (Википедия)
[16] Также использовал эту метафору и сын Давида – царь Соломон. Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно. (Песн.2:14)
Назад к списку