От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - Предисловие к песням ступеней
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

Предисловие к песням ступеней

Предисловие к песням ступеней

скачать книгу: Комментарий на книгу псалмов 5 том Пс. 119-151 Пасечнюк Виктор.

 

Предыдущий алефбетный псалом составляет полностью 17 кафизму, а последующие пятнадцать псалмов (119-133) называемые «песни степеней» составляют 18 кафизму. (ПВ)

 

Это короткие псалмы; все, кроме одного, довольно небольшие (три из них состоят всего из трех стихов), и все они идут после самого длинного 118 псалма. Там мы имели дело с одним псалмом, разделенным на много частей, а здесь – со множеством псалмов, которые, будучи короткими, исполнялись все вместе и превращались в один псалом, между каждой частью которого делалась пауза, подобно тому как из многих ступенек складывается лестница. (М. Генри)

 

Некоторые комментаторы считают, что слова «песнь ступеней» – такой же музыкальный термин, как и остальные слова, стоящие в заголовках псалмов, означающий «Песнь, которую начинают петь низким голосом, а потом поют все время повышая голос».[1] (Меири)

 

Гаон рав Саадия понимает «песнь возвышений» в том смысле, что эти песни провозглашали громким голосом, с каждой песней голос усиливая. (Радак)

 

Есть мнение, что восхождения – это восхваления Бога, и составил их Давид[2] для грядущих поколений изгнания. (Йосеф Хаюн)

 

Написание Псалма 119 некоторые связывают со временем окончания плена, временем продолжавшегося рассеяния, когда среди евреев немало было таких (в частности, автор псалма), которые, мечтая о возвращении на родину, вынуждены были, против своей воли, оставаться на чужбине. (Харчлаа)

 

Мудрецы учили Бавли Сукка 51, что левиты провозглашали их на пятнадцати ступенях Храмовой горы между двором Исраэля и двором женским. Поднимаясь по ступеням во двор Исраэля, возглашали песнь на каждой ступени.[3] И можно также понимать слово «МААЛОТ» как означающее восхождения из изгнания, т.е. что сыны Исраэля из изгнания совершат восхождение на землю Исраэля. (Радак)

 

Сказал рав Хисда некоему мудрецу, излагавшему перед ним агаду: не слышал ли ты: те пятнадцать песен восхождения при каких обстоятельствах были сложены Давидом?

Отвечал ему: в час, когда прорыли по приказу Давида полости под жертвенником, поднялись воды бездны, вознамерившись затопить весь мир. Написал Давид Имя Господне на черепке глиняном, бросил его в бездну – и опустились воды на шестнадцать тысяч локтей. Когда увидел Давид, что столь далеко отступили воды, сказал: «Чем ближе воды к поверхности земли, тем более увлажняют они мир». Произнес тогда Давид пятнадцать песен восхождения – и поднялись воды на пятнадцать тысяч локтей, так что отстоят они от поверхности земли на тысячу локтей. (Бавли. Сукка 53а-б)

 

Этот мидраш аллегоричен. Воды бездны готовые затопить мир – это образ ГВУРОТ = «строгостей» и силы Божественного возмездия.[4] С христианской точки зрения, здесь метафора в том, что если задумывался великий храмовый жертвенник для искупления греха людей, то величина греха людей и мера наказания за грех не удовлетворится этим жертвенником и обычными жертвами приносимыми на нем. Так как за свои многочисленные и тяжелые грехи должен умереть весь мир. Но Имя Бога на глиняном черепке усмиряет строгость и гнев суда. Так как черепок символизирует глину и красную почву, из которой создан человек. Это намек на человеческую природу Искупителя – Христа. А Имя Бога, написанное на черепке, это намек на Божественность Спасителя. Его жертвенной смертью утоляется Божественная Справедливость, требующая отмщения и воздаяния.[5] Повторное же поднятие вод через «песни ступеней», это метафора вод милости, которые не губят, но питают. Это воды Божественной благодати и милости = «ХЕСЕД».

 

Есть иудейский мидраш, который через фонетическую игру слов надписания псалмов שׁיר המעלות = ШИР АМААЛОТ = «Песнь восхождений», говорит о שיר מאה עולות = ШИР МЕА-ОЛОТ = «Песнь ста ступеней». Так Раши упоминает эту агаду в своем комментарии говоря: «А наши мудрецы сказали, что Давид их составил для ступеней в бездну».[6] (ПВ)

 

Агада рассказывает о том, как Давид копал котлован для фундамента Храма (полости для жертвенника), и не мог добраться до бездны, и тогда на каждые сто локтей вглубь он стал читать по песне, пока не достиг нужной глубины в пятнадцать сотен локтей. (М. Левинов)

 

Эта агада о сотне ступенях углубления, а не подъема, в мессианском аспекте, понимается как метафора поиска воды живой (ХЕСЕД), которая не может быть дана раньше, чем придут воды суда (ГВУРЫ). Давид ожидает Искупителя Машиаха который освободит от плена дьявольского «Вавилона». Он поет призывая, чтобы совершился суд над грехом, для того чтобы сила пленивших была ослаблена, и пленные получили свободу. Но воды бездны, в своей метафоре означающие воздаяние за грех, готовы погубить[7] всех живущих. Эти воды усмиряет глиняный черепок с Именем Творца. Воды суда уходят, и вместо них поднимаются воды милости – Живая Вода Духа Надпись:  

Лунный месяц
Растущая и убывающая луна
Святого.[8]

Эту же метафору мы находим у Давида Царя:

 

8 Бездна бездну призывает голосом каналов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною. (Пс.41:8)

 

Таинственно-мессианский аспект этого стиха намекает на бездну справедливого суда (ГВУРА ДИН), и бездну милости (ХЕСЕД).[9] (ПВ)

 

Бездна бездну призывает – бездна грехов (возмездие) призывает бездну Божия милосердия (прощение и усыновление). Призывает дабы уничтожить грех, его виновников и тление. (свт. Афанасий)

 

Грехи требуют отмщения – это бездна строгости. Любовь требует прощения и усыновления с воцарением на Царство, через приятие Духа Святого. Но Милость, хотя и превозносится над Судом, не может наступить ранее Искупления через Спасителя, берущего на себя грех мира и получающего наказание смертью. Ведь «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22). Мидраш пророчески, в таинственном аспекте, показывает нам метафору агадических «вод бездны» как действие Справедливого Суда, так и Милости.

Христу полагалось снизойти в бездну,[10] чтобы возвести Искупленных на высоту.[11]

 

На строгость суда, который имеет метафору вод потопа намекает число, упоминаемое в Торе при описании потопа.

 

19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;

20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. (Быт.7:19,20)

 

Здесь аллюзия 15 локтей вод ГВУРОТ – сил строгости суда, которые изливаются на Искупителя, чтобы воды ХЕСЕД оживили весь мир.

 

Воспевание 15 «шир амаалот» взывает к искуплению верных, и последующему за этим, оживлению живыми водами Духа Святого.

 

Надпись:   

Храмовая Гора. На фото, мечеть Аль-Акса, построенная арабами на месте Храма. На фото видны ступени, сделанные на месте 15 ступеней, которые соединяли «Двор Женщин» с «Двором Израильтян»

На схождение и восхождение, на рост и убыль также дает намек месяц. Лунный цикл связан с 30 сутками, в период которых луна растет и убывает. И если упростить лунный месяц, то 30 суток поделенные на половину дают число 15. Нужно отметить что растущая или убывающая луна влияет на приливы и отливы земных вод.[12]

 

В богослужебной истории Израиля, эти 15 псалмов ступеней, как и в мидраше о водах бездны, были также связаны с водой. (ПВ)

 

Эти 15 этих псалмов левиты пели в то время, когда набирали воду из глубокого колодца во время праздника Шмини Ацерет. Потом эту воду возливали на жертвенник подобно тому, как поступали с вином в остальные дни года. (М. Левинов).

 

С 15 псалмами восхождения можно соотнести не только 15 ступеней, которые поднимались от женского двора к двору Израильтян, но и высоту в 15 локтей, которая была разницей между внешним (за стенами храма[13]) и внутренним двором (там где стоял Храм). Также и высота жертвенника во дворе Храма была равна 15 локтям.

В толковании пятнадцатой буквы САМЕХ которая толкуется как СОМЕХ = «поддержка» говорилось и о 15 словах БИРКАТ КОАНИМ = «благословении священников», которое от Бога через священников изливается свыше на народ.[14]

 

Что касается 15 ступеней, соединяющих ЭЗРАТ НАШИМ» = «Двор женщин» и «ЭЗРАТ ИСРАЭЛЬ» = «двор Израильтян», на которых левиты воспевали 15 псалмов ступеней, то здесь есть аспект единства мужа и жены через Божественное присутствие – Шхину. Здесь намек на мужа и жену, и соединяющее их Присутствие Всевышнего. Так 15 ступеней аллюзия на двухбуквенное Имя Творца יה = ЙУД-ХЕЙ, гематрия которого равна 15. Муж = איש = «иш» и жена = אשה = «иша», разделены, но Бог сочетает их если между ними любовь. По отдельности они огонь = אש = «эш», который пожирает супругов, но если среди них есть Присутствие Всевышнего – יה = ЙУД-ХЕЙ, то они могут быть вместе и быть мужем и женой. «Буква י = ЙУД слова איש = «иш» = «мужчина», и буква ה = hей слова אשה = «иша» = «женщина» составляют Имя Всевышнего = יה.[15] По этой аллюзии, Бог = יה = ЙУД-ХЕЙ, как 15 ступеней между храмовым двором Израиля и двором женщин, которые позволяют мужчине в заповеданной любви сойти к женщине, а женщине встретить мужчину, для благословенного супружества. (ПВ)

 

В молитве Кадиш 15 выражений хвалы Всевышнему (Раван)

 

Пасхальная агада перечисляет 15 уровней восхождения еврейского народа из глубин египетского рабства, к духовному зениту возведения Храма. (Сфорно)

 

Степенями, псалмы сии названы в историческом смысле потому, что в них говорится о возвращении из Вавилона и упоминается о тамошнем плене (Пс. 125),[16] а в смысле переносном – потому, что они наставляют на путь добродетели, ибо путь, ведущий к ней, подобен ступеням и постепенно возводит добродетельного и любомудрого мужа от замешательства в сей жизни, как бы от Вавилона, и поставляет на самом небе, как бы в другом Иерусалиме. (свт. Златоуст. 5т).

 

Святые отцы[17] при толковании «песней ступеней» соотносили каждый псалом со ступенькой добродетели помогающей подняться на Гору Божию.

1 ступень (Пс. 119) – «Молитва в скорбях»

2 ступень (Пс. 120) – «Богомыслие»

3 ступень (Пс. 121) – «Благочестие»

4 ступень (Пс. 122) – «Вера в Бога»

5 ступень (Пс. 123) – «Причтение всяких благ Богу»[18]

6 ступень (Пс. 124) – «Надежда на Бога»

7 ступень (Пс. 125) – «Веселие о Боге»

8 ступень (Пс. 126) – «Презрение мiра»[19]

9 ступень (Пс. 127) – «Страх Господень»

10 ступень (Пс. 128) – «Терпение ради Бога»

11 ступень (Пс. 129) – «Покаяние»

12 ступень (Пс. 130) – «Смирение»

13 ступень (Пс. 131) – «Ревность по Богу»[20]

14 ступень (Пс. 132) – «Любовь к Богу и ближнему»

15 ступень (Пс. 133) – «Благодарение Бога»

 

Подъем к Горе Божией – это частая метафора добродетельного благочестия. Как мы знаем и прп. Иоанн Синайский использовал ее, когда составлял свой труд монашеской аскетики, под названием «Лествица».

 

Наверное, уместным было бы отметить, что слово «степенный», «остепенившийся» в положительном аспекте связано с подъемом вверх, т.е. ступенями. Во-первых, человек «степенный»,[21] – это человек немного важный, мудрый, неторопливый, чуждый баловства. Тут как бы образ поднимающегося верх по ступеням. Подъем труден. Тут не до глупостей, не до шаловства, и не до шустрых телодвижений.[22] Во-вторых, поднимающийся по ступеням – «остепеняется». Т.е. меняется в лучшую сторону, оставляет позади глупость и легкомысленное поведение граничащее с пороком. (ПВ)

 

В высшем значении эти псалмы подразумевают восхождение христиан от плена греховного в горний Иерусалим. Ибо если мы не будем проникнуты любовью к Небесным благам и горнему Иерусалиму, но пристрастимся к настоящей жизни, – не сможем достигнуть вожделенного Отечества. Каждая из этих песней воспевалась иудеями на пятнадцати ступенях Соломонового храма. Святой Феодор Студит, взяв за основание эти Надпись:  

Пророк Исайя, говорящий о знамении «тени на ступенях Ахаза», и молящийся на ложе (а также благодарящий стоя) царь Езекия.
восхождения, составил песни восхождений (степенны), назвав их антифонами, которые поют из Октоиха на воскресной службе.[23] В духовном смысле восхождения означают возношение сердца к Богу чрез ступени богоугодных добродетелей, ибо говорит: восхождє1ніz въ сeрдцы своeмъ положи. (Пс. 83:6). (Святоотеческий комментарий).

 

Эти песни были названы «песнями восхождения», поскольку идущие в Иерусалим паломники поднимались, (или восходили) по горной местности. Иерусалим был построен на горе Сион на высоте около тысячи метров, поэтому идущим в него приходилось совершать восхождение на гору. Эти паломники приходили в святой город со всех концов Израиля. И по пути они пели эти гимны, пока, наконец, не достигали цели своего путешествия – Храма (см. Пс.133:1-2). (С. Лоусон)

 

Песнью восхождения назван каждый из псалмов 119-133, потому что именно их пели паломники при восхождении (подъем = «АЛИЯ»)[24] к Иерусалиму в ежегодные еврейские праздники. Четыре из этих 15 псалмов приписываются царю Давиду (Пс. 121, 123, 130 и 132), один – Соломону (Пс. 126), остальные десять – анонимны.[25]

 

Песни восхождения. АМААЛОТ = «восхождение», также означает и «ступени», и могло быть написано Езекией, когда солнечная тень воротилась на десять ступеней в знак того, что Бог исцелил его. В ответ на это Езекия сочинил или аранжировал песни для храмового песнопения[26] (Ис. 38:20). Его болезнь совпала с ассирийским вторжением,[27] поэтому многие из этих песен ссылаются на обстоятельства того времени. (Д. Хистер)

 

И действительно псалмы степеней имеют некоторое отношение и к царю Езекии = (ХИЗКИЯУ, ХИЗКИЙА). Этот царь из рода царя Давида, был сыном нечестивого царя Ахаза, при котором прекратилось Храмовое богослужение из-за насаждаемых им языческих культов идолопоклонников. Но в отличии от своего отца Ахаза, Езекия был праведным царем.

Надпись: По мнению всех без исключения комментаторов, пророк ИШАЯУ = Исайя (говоря царю Езекии = ХИЗКИЯУ о знамении его исцеления Ис.38 и 4Цар.20), говорит о ступенях, служивших циферблатом солнечных часов, расположенных на одном из зданий дворцового комплекса. Конструкция таких часов была описана профессором археологии И. Ядином. По его версии, макет солнечных часов идентичной конструкции хранится в Каирском музее, и выглядит так:

 

На снимке макета солнечных часов из Каирского музея видно, что эти часы содержат по шесть ступеней с каждой своей стороны, то есть восточные ступени таких часов отсчитывают время до полудня, а западные – после него.
По мнению Раши, «Мецудат Давид» и «Даат Микра», солнечные часы Ахаза содержали на каждой из двух своих сторон не шесть, а десять ступеней = עשׂר מעלות. В соответствии с этим, эти комментаторы считают, что данный Хизкияу знак состоял в том, что тень, опустившаяся на солнечных часах Ахаза с верхней ступени на нижнюю, вернулось опять на верхнюю ступень. Тень на нижней ступени, то есть у подножия ступеней, означает полдень, а тень на верхней ступени означает время сразу же после восхода Солнца. Таким образом, здесь идет речь о том, что достигшее зенита Солнце внезапно вернулось назад и оказалось на востоке, полдень снова стал ранним утром, и световой день увеличился на 10 временны̀х часов. (М. Шафир)
Писание так говорит о его праведности.

 

1 В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.

2 Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.

3 И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его;[28]

4 он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.

5 На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него.

6 И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею.

7 И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно … (4Цар.18:1-9)

 

Свидетельство Писания, «и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него», показывает, что это был уникальный царь.[29]

 

В 19 и 20 главах четвертой книги царств описаны два чуда избавления царя Езекии. Первое чудо – это избавление от войск царя Санхерива.[30] Второе от смертельной болезни. В обоих главах написано, что при наступлении скорбных дней Езекия молился Богу.[31] И в обоих случаях Езекия был услышан. Но мало того что был услышан, он еще получил и ответ через пророка Исайю.[32]

Нужно привести слова Писания, которые говорят о чуде исцеления (а это было в одно время с нападением Санхерива).

 

1 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.

2 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря:

3 о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих. И заплакал Езекия сильно.

4 И было слово Господне к Исаии, и сказано:

5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,

6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.

7 И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек.

8 Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило. (Ис.38:1-9)

 

Здесь есть некий намек, который связывает молитву Езекии со ступенями и числом «песен степеней».

Во-первых, было чудесное знамение на солнечных часах, которые были в царском дворе, и солнечная тень отступила назад на десять ступеней. Во-вторых, мы видим, что больному царю обещано продление жизни на пятнадцать лет. После этого чудесного исцеления Езекии произнес молитву:

 

9 Молитва Езекии, царя Иудейского, когда он болен был и выздоровел от болезни: …

18 … Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.

19 Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою.

20 Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей[33] со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем. (Ис.38:18-20)

 

Здесь есть некая аллюзия, которая у благочестивого царя Езекии вызвала желание во вновь возобновленном храмовом богослужении, в пении левитов, особо отметить воспевание пятнадцати «песен ступеней» как продолжение традиции бывшей ранее до него, так и в воспоминание двойного чуда избавления от гибели города Иерусалима и его самого, когда Бог продлил его жизнь на 15 лет, по числу псалмов «шир а-маалот», с намеком знамения, которое совершилось на «ступенях Ахаза». Нужно добавить, что исцеленный царь, как говорит Бавли Брахот 10б, при искоренении идолопоклонства, уничтожил не только идолов, но и исцеляющего Медного Змея, который был у израильтян со времен Моисея. А также, он укрыл в тайном месте и знаменитую «Книгу врачевания» чтобы все поняли, что в первую очередь о исцелении нужно просить Всевышнего.[34]

Надпись:  
Ступени Ахаза. 
Каждая ступень отмеряет половину часа.
Схематичный рисунок из комментария на книгу пророка Исайи, р. Элиезера из Божанси. 12 век
Свою молитву исцеления и благодарения Езекия закончил обещанием: Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем. Этот стих некоторые понимают так, что 15 псалмов степеней в возобновленном левитском служении были воспеваемы по требованию царя. А также в этом стихе усматривается намек, что сам царь приложил руку к редактированию некоторых из этих 15 псалмов. Так как четыре из этих 15 псалмов приписываются царю Давиду (Пс. 121, 123, 130 и 132), один – Соломону (Пс. 126), остальные десять – анонимны, но могут быть соотносимы с Езекией, который вспомнив десять ступеней, от которых отступила тень при его исцелении, приложил и свое сердце к десяти псалмам из числа «шир-амаалот».

 

Мы в нашем толковании этих пятнадцати псалмов, как бы от имени царя Езекии, постараемся истолковать некоторые стихи «шир а-маалот» в просительном аспекте молитвы Богу, и в аспекте благодарственного славословия Бога в бенедикциях.[35] К этому побуждает нас пример царя, который во-первых просил, моля Всевышнего о помощи, а во-вторых получив, – благодарил Его, славословя песнями в Доме Господнем.

 

Напоследок, можно привести факт о начальствующих во втором Храме, который открывает Талмуд.

 

Так А. Сыпков в своей статье говорит:

В трактате Шкалим, в мишне на листе 13-А перечисляются 15 храмовых должностей – 15 менеджеров среднего звена, как сказали бы сегодня, на которых были возложены обязанности обеспечивать готовность Храма к служению в различных аспектах.

1. Йоханан бен Пинхас – начальник над печатями[36]

2. Ахия – начальник над возлияниями

3. Матья бен Шмуэль – начальник над жребиями[37]

4. Птахья – начальник над гнездами[38]

5. Бен Ахия – начальник над больными кишечником[39]

6. Нехунья – начальник над копающими ямы[40]

7. Гвини – начальник глашатаев

8. Бен Гевер – начальник над запиранием ворот

9. Бен Бевай – начальник над фитилями

10. Бен Арза – начальник над музыкальными инструментами

11. Уграс бен Леви – начальник над песней

12. Бейт Гарму – начальник над изготовлением хлебов предложения

13. Бейт Автинас – начальник над изготовлением смеси воскурения

14. Элазар – начальник над завесами

15. Пинхас – хранитель одежд. (А.-Ц.Сыпков)

 

Здесь усматриваем некую метафору на то, что для полной и бесперебойной работоспособности Храма нужны все пятнадцать установленных порядков. И как без одной ступени довольно проблематично достичь следующей за ней, так и для беспроблемного служения Богу, все добродетели должны присутствовать в том, кто уготовал служить себя Всевышнему, воспевая «ШИР А-МААЛОТ» из святой книги ТЕИЛИМ. (ПВ)

 

Не любите нисходить, вместо того чтобы восходить, помышляйте о восхождении. Ибо сходящий из Иерусалима в Иерихон попал в руки разбойников. Не нисходил бы – не попал бы. Вот нисшел Адам – и попал в руки разбойников, а Адам – это мы все. … Все это произошло; и раз мы спустились и были ранены, давайте восходить, петь и продвигаться вперед, к цели. (свт. Августин. «Слово к народу на псалом 125»)

 

 

[1] Из православных комментаторов, надписание этих 15 псалмов также понимал священник М. Скабалланович. «Надписание указывает, что в музыкальном отношении этот псалом должно быть соединяет в себе все тоны, начиная от самого низкого и оканчивая самым громким».

[2] Ибо издавна во дни Давида и Асафа были установлены главы певцов и песни Богу, хвалебные и благодарственные. (Неем.12:46)

[3] Во внутренний двор (Израильтян) вели ворота, расположенные на восточной и на южной стороне внешнего двора. Он был на 7,5 локтей выше внешнего, и к нему вели 15 ступеней, каждая высотой в 1/2 локтя. Стоя на этих ступенях, левиты пели так называемые «песни ступеней» (15 псалмов), в день праздника «водолития». (Википедия)

[4] Здесь уместно вспомнить воды всемирного потопа, истребляющие зло с лица земли, о которых повествует Тора.

[5] Поднялись воды бездны, вознамерившись затопить мир. Сказал Давид: «Нет ли здесь того, кто знает: разрешается написать Имя Господне на черепке глиняном и бросить его в бездну, дабы утихомирить ее, или же подобное действие запрещено, так как является нарушением запрета стирать Имя Господне?» Рассудил Ахитофел: «Если для того, чтобы восстановить мир между мужем и женой, предписывает Тора стереть над водой Имя Господне, написанное в святости, то для того, чтобы восстановить мир между сынами человеческими и Отцом их небесным – тем более разрешено стирать Имя Господне!» Сказал Ахитофел Давиду: «Разрешается!» (Бавли Сукка 53а). Здесь христианская метафора примирения людей с Богом, через смерть Христа на Котором наречено Имя Божие.

[6] Т.е. для схождения. Таргум так и переводит: «Для восхождения в бездну». Еще о 100 ступенях см. в комм. Пс.120 и в Послесловии.

[7] Возможно еще одно понимание образа угрожающих затоплением мира водами бездны. Как известно, пророк запретил Давиду строить Храм, и Давиду нельзя было копать и яму для в основании храмового жертвенника. Котлован для фундамента храма и яма в основании жертвенника должны были копаться в свое время, сыном Давида – царем Шломо. Ведь сам Храм – это аллюзия Христа, Который сказал «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»… Он говорил о храме тела Своего. (Иоан.2:19-21). (подробно о Христе как Храме в толковании букв ТАВ и НУН). Здесь метафора Искупителя. Без явления Христа невозможно было Искупление. Потому что строгость Суда не смог бы понести ни один человек, так как умер бы прежде за свой грех, так и не искупив грехов других людей. Поэтому воды Суда потопили бы весь мир. Но только безгрешный Машиах Спаситель мог понести грех всего мира и искупить его Своей смертью. Если рассматривать Храм, как метафору человеческой природы Машиаха, то становятся понятными промыслительные действия разрушения Храма и агадические образы Храма нерукотворенного, нового, который спускается с высоты небес. В Машиахе, как и в Иерусалимском Храме, Присутствие Бога было наиболее полным. Эта полнота Присутствия Бога в этом мире предвосхищает явление полноты Славы Бога в мире Грядущем. Как говорит М. Вайсман в «Мидраш рассказывает», что закладка фундамента Храма была важным моментом в истории всего человечества – она должна была завершить дарование Торы. При даровании Торы Шехина спустилась на землю временно. Теперь ей предстояло поселиться в Храме навсегда.

[8] В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки Воды Живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоан.7:37-39)

[9] Кстати сказать, что снисхождение Мессии в этот мир, – есть мера Суда, а вознесение – мера Милости. Этот мир уподоблен Вавилону, а Небеса – Иерусалиму. Вавилон и Иерусалим два антонима. В этой полярности усматривается мера Суда и мера Милости. Эта аллюзия с одной стороны отражена и в толковании Евсевия Кесарийскиского которая соотнесена с людьми: «Душа, находящаяся во грехах, пребывает долу. Она не вдруг восходит отсюда, но как бы по степеням делает успехи в добродетели. Для нисходящих предел есть Вавилон; а для восходящих – Иерусалим. И восходящие поют песни восхождения, а идущие вниз – плачь Иеремиин».

[10] Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. (Еф.4:10). Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лук.24:26). Христос должен пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу и язычникам (Деян.26:23). Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Иоан.16:7). Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу (Иоан.16:28). Также двойственность Силы Божией, через метафору «Суда» и «Милости» объяснялась в толковании буквы МЕМ, и в комментарии на стих: Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что Сила у Бога. (Пс.61:12)

[11] Внимание тех, кто любит красоту гематрического намека, украшающего драшот, можно обратить на то, что 100 ступеней, поделенных на число 15 псалмов восхождения, дают число 6,66666666666666, которое как мы помним из толкования буквы ВАВ (6), говорит либо о падении человека, либо об его исправлении. И здесь «число человеческое» намекает как на погибель человека, так и его исправление, и возвышение Сыном Человеческим – Христом. Кстати сказать, что малая гематрия числа 15, тоже равна 6 = (1+5). И результат деления числа 100 на 15, дает число из 15 шестерок. Подробно драш о 100 ступенях см. в «Послесловии».

[12] Важную роль в еврейской традиции имеет лунный цикл, символизирующий способность человека к духовному обновлению и росту. Напомним, что от полнолуния до полнолуния проходит 15 дней. 15 поколений прошло от Авраама до царя Шломо, при котором еврейское государство достигло невиданного расцвета. (Раван).

[13] Высота стены снаружи составляла, по Флавию, 40 локтей, что было в десять раз меньше наружной высоты стены внешнего двора. Изнутри же она имела всего 25 локтей высоты. Разность между наружной высотой стены и внутренней – 15 локтей, – была высотой подъема, который вел с внешнего двора во внутренний. (Википедия)

[14] Пятнадцать псалмов восхождений соответствуют пятнадцати словам знаменитого благословения, которым священники благословляли приходящих в Храм; и в наши дни коэны благословляют этими словами прихожан в синагогах (Хохмей Ашкеназ, Йосеф Тегилот). 

[15] Подробно о драше ИШ и ИША в толковании буквы САМЕХ.

[16] Наверняка псалмы, говорящие о пленении Сиона, это более поздние (после первого разрушения Храма) редакции песней, собранных Давидом царем. Хотя нельзя отвергать и пророческий аспект слов о предстоящем плене Сиона, первого и второго рассеяния.

[17] В сборниках толковой псалтири Киево-Печерскй и Троицко-Сергиевой лавры.

[18] Т.е. мыслить о том, что все благое от Бога.

[19] Т.е. небрежение о мирском и преходящем.

[20] Т.е. исполнение воли Бога в своей жизни с желанием и рвением.

[21] Человек получивший какую-то степень, это тоже, человек чего-то достигший.

[22] Но «степенный» может быть и возгордившимся, и от своего восхождения стать надменным и тщеславным, чванливым человеком. Внешнее делание «добродетельного подъема» приучает человека к лицемерию и внешнему обольщению. Как написано: «Говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». (Ис.14:14,15). Человек поднимающийся в добродетели, при правильном духовном устроении, возрастает в смирении и кротости. При подъеме такой человек не упадет от головокружения с высоты ступеней, так как свойство смирения показывает ему схождение вниз, а не подъем вверх. Здесь уместен пример упомянутый аввой Дорофеем, который показывает нам, что даже самый выдающийся и богатый селянин, который в своей местности превосходит других своим богатством и талантами, поднявшись в столицу, почитает себя никчемным и бедным деревенщиной среди тех, кого встречает там.

[23]  Авторство степенных антифонов в разное время приписывалось разным гимнографам: Иоанну Дамаскину, Феодору Студиту, а также его брату Иосифу, архиепископу Солунскому. Эти антифоны не были вполне самостоятельными песнопениями. Они были созданы и исполнялись в качестве гимнических припевов к стихам 17-й кафисмы Псалтири (псалом 118), (по-славянски – «Непор0чны») согласно Студийскому Типикону воспевались вместо нынешнего полиелея. Однако уже в уставе Иерусалимском (ныне общепринятом также и в Русской Церкви) степенные антифоны выделены в самостоятельный литургический жанр и поются отдельно от стихословия «Непорочных». Из 15-ти псаломских песней восхождения для сочинения степенн автор избрал 13, исключив псалмы 131 и 133. Каждой паре сродных икосов соответствуют три подряд идущих псалма, стихам которых подражают степенные антифоны. Прослеживается известная закономерность в связях поэтических текстов степенных антифонов с псаломскими песнями степеней: из соответствующих псалмов для последующей разработки песнописец заимствует не только отдельные мотивы и образы, но и целые обороты. … В Книге псалмов (Псалтири) псалом 118 (кафисма 17-я), собственно, как раз предшествует «песням степеней» – псалмам 119–133 (кафисме 18-й). Степенные антифоны являются составной частью воскресного Октоиха и исполняются на воскресной и праздничной утренях. Нормативно им предшествует исполнение 17-й кафисмы («Непорочны»). (В. Головатенко).

[24] תעלה במעלת = ТААЛА БЕ-МААЛОТ = «восходи по ступеням». Слово עליה = АЛИЯ = «восхождение; движение вверх; рост», это однокоренное слово со словом ступени. Раньше, во времена Храма, те кто приходил в Бейт а-Микдаш на праздники, назывался «ОЛЕ РЕГЕЛЬ» = עולה רגל = «поднимающаяся нога». Слово «ОЛЭ» буквально значит «поднимающийся» и является однокоренным со словом מעלת = МААЛОТ = «ступени».

[25] Быть может, те песни ступеней, где в заглавии не сказано «Давида», были составлены другими псалмопевцами, чьи имена не указаны. А те, где в заглавии сказано «Давида», составлены Давидом. (Радак)

[26] Молитва ЕзекииГосподь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем. (Ис.38:20). В Талмуде упоминается что Езекии был редактором нескольких библейских книг. Законоучители в Бавли Бава батра 15а, считают Хизкияу редактором книг Исаии (по мнению Раши, пророк был казнен царем Менаше прежде, чем успел записать свои пророчества.), Притчей (об этом упоминается Прит.25:1), Песен Соломона и Коелета. Если он редактировал некоторые книги Танаха, то возможно был редактором и «песней степеней» книги Теилим.

[27] Радак толкуя (4Цар.20:6) слова Исайи, обращенные к больному Езекии, (и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей), говорит: «Этим подтверждается, что Хизкийау заболел до поражения Санхерива». Т.е. два этих события, описываемые 19 и 20 главах, совпадают по времени.

[28]Езекия во всей Иудее делал доброе, и справедливое, и истинное пред лицем Господа Бога своего. И во всем, что он предпринимал на служение дому Божию и для соблюдения закона и заповедей, помышляя о Боге своем, он действовал от всего сердца своего и имел успех. (2Пар.31:20,21)

[29] Раввинистическая традиция Бавли Санедрин 99а из-за благочестивой жизни царя Езекии, усматривало в нем претендента на роль Машиаха. «Благочестие Хизкияу было единственной причиной поражения ассирийской армии Сеннахериба, и потому законоучители считали его равным Машиаху. По Бар-Каппаре, Хизкияу должен был быть Машиахом, но «божественное правосудие» протестовало против этого, говоря, что если Давид, так прославлявший Бога, не был назначен Машиахом, то еще меньше прав на это имеет Хизкияу, для которого сделано было столько чудес, и, однако, он не воспевал Бога». (Википедия)

[30] Сеннахериб, Сеннахирим, Санхериб, аккад. Син-аххе-эриба. Царь Ассирии с 704 по 680 до н. э., сын Саргона II.

[31] И молился Езекия пред лицем Господним и говорил… (4Цар.19:15). И отворотился Езекия лицем своим к стене и молился Господу говоря… (4Цар.20:2).

[32] И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. (4Цар.19:20). Скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. (4Цар.20:5)

[33] В словах «мы во все дни жизни нашей…» намек на славословие Езекии пятнадцатью псалмами, за добавленные пятнадцать лет его жизни.

[34] Т.е. Медный Змей, (на которого смотрели умирающие от укусов змей люди), во время правления царя идолопоклонника Ахаза, среди народа стал предметом идолопоклонения. Также и рецепты «Книги врачеваний ослабляли веру и упование на Всевышнего, у людей, надеющихся на них. Не получив сам во время болезни пользы от «книги исцелений» Езекия познал силу Божьей милости. Поэтому Езекия скрыл «Книгу исцелений» от народа Божьего, что бы все в первую очередь в неисцельных болезнях обращались за помощью к Богу.

[35] Как выводится из обычного стиха просительный и благодарственный аспект, было сказано в главе «О Псалмах», в первом томе «Комментарий на книгу псалмов». Вот пример: Стих из псалма: «Ты… венчаешь лето (года) благости Твоей, и стези Твои источают тук (изобилие)». (Пс.64:12). Аспект просьбы стиха: Всемилостивый Боже увенчай лето (года) благом Твоим и источи тук нам идущим по стезям Твоим! Аспект славословия стиха: Благословен Ты Господь Бог, Царь вселенной, венчающий лето благостью Твоей и источающий тук на стезях Твоих!

[36] Службы по выдачи ингредиентов для жертвоприношений с храмовых кладовых.

[37] Распорядитель служебных работ в чередах служащих священников и левитов.

[38] Службы храмовой голубятни.

[39] Главный врач храма, лечащий заболевших священников.

[40] Служба, следящая за емкостями и резервуарами с водой для храмовых нужд и паломников.


Назад к списку