От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ХРИСТОС В ПРОРОЧЕСКОМ ОБРАЗЕ СКАЛЫ И КАМНЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ХРИСТОС В ПРОРОЧЕСКОМ ОБРАЗЕ СКАЛЫ И КАМНЯ

(скачать "Еврейские буквы о Христе" . Пасечнюк В.)

Удивительны открывающиеся через Новый Завет мессианские образы Танаха. Так прекрасен и глубок образ Камня, который скрывал прообраз Мессии.

В Торе есть история, где образ камня, толкуемый в мессианском аспекте, разрешает недоумение о грехе пророка Моисея.

Читаем мы о грехе Моисея, за который он лишился входа в Землю, которую обещал Бог народу Своему.

 

И Господь сказал Моше, говоря:

Возьми посох и созови общину, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале пред глазами их, чтоб дала она из себя воду: и извлечешь ты для них воду из скалы, и напоишь общину и скот их.

И взял Моше посох, бывший пред Господом, как Он повелел ему.

10 И созвали Моше и Аарон общество к скале, и сказали им: слушайте же, непокорные, из скалы ли этой нам извлечь для вас воду?

11 И поднял Моше руку свою, и ударил по скале посохом своим дважды, и потекло много воды, и пила община и скот их.

12 И Господь сказал Моше и Аарону: за то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред очами сынов Исраэйля, не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им. (Числ. 20:7-12)

 

Почему же Моисей не вошел в землю обетованную? В чем был грех Моисея у скалы в Рефидиме?

Есть разные комментарии на этот счет. Например: Не сказал, скале, а ударил. Сказал, что он сам, а не Бог изведет воду. Гневался на народ. Ударил с гневом. Ударил не один раз, а два раза.

Но все причины, указанные в этих комментариях, вызывают недоумение и вопрос, неужели они, (даже если их вменить в вину Моше все сразу), настолько велики, чтобы великого предводителя еврейского народа лишить входа в Землю Обетования?

 

Есть мессианский аспект понимания, почему пророк Моисей был так строго наказан у Мей-Мерива.

Весь Танах пронизан красной нитью образов и пророчеств о Христе. И то место, указывающее на раздор, таинственно показывает на трагедию избранного народа Божьего. Моисей, как прообраз народа Израильского времен Страдающего Мессии, допускает ошибку. В чем промах Моисея, и в чем ошибка Израиля?

 

Моисею дано повеление взять посох (жезл). Жезл образ наказания. Христианская традиция усматривает в жезле образ Креста, на котором умерщвляется страдающий Мессия. Мессия должен был пострадать, как и говорит об этом пророк Исайя.

 

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. (Ис.53:4-10)

 

Мидраши говорят о том, что Машиах бен Йосиф должен быть умервщлен от язычников. И если бы Израиль принял Спасение Мессии – Йешуа а-Машиаха, то Христос все равно был бы распят римлянами, но без участия своего народа.

Т.е. должен был быть один удар жезла по скале. Но Моисей с гневом и досадой ударил жезлом и второй раз.

Этим был прообразован страшный грех Раздора Израиля со своим Спасителем. Второй удар означает причастность народа Израиля к казни Помазанника Иисуса. Второй удар, который был совершен с досадой и гневом – это пророчество о том, что Израиль в большинстве своем, надолго отвергнет своего Спасителя. Этот грех велик. За него закрыт доступ в Землю Обетования. Моисей познал эту ошибку и пророчески предупредил свой народ в последней песне, сказав:

 

15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел = НАВАЛ твердыню (ЦУР = «скала, твердыня») спасения своего (ИШУАТО = «спасения своего»). (Втор.32:15).[1]

 

ЙЕШУА = «Спасение». ЦУР = «Скала, твердыня». НАВАЛ = презрел. Также и имя человека, который отверг Давида пришедшего к нему, было НАВАЛ = Безумец.[2] Отвержение Спасения и твердыни Божией – это безумие. И Давид сказал пророчески о Том, Кого отвергли созидающие:

 

22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:

23 это – от Господа, и есть дивно в очах наших. (Пс.117:22,23)

 

Великая трагедия Израиля, – не принимать, досадовать, злобствовать и отвергать свою Твердыню, камень и скалу, – своего Спасителя.

Исайя тоже говорит о камне преткновения. אבן נגף = ЭВЕН НЕГЕФ[3] = «камень преткновения»:

 

14 И будет Он святилищем, и камнем = ЭВЭН преткновения = НЕГЕФ, и скалою = ЦУР преграждающей для обоих домов Йисраэйля, и западнею и тенетами для жителей Йерушалаима.

15 И споткнутся о него многие, и упадут, и разобьются, и запутаются в тенетах, и будут пойманы. (Ис.8:14,15).

 

В слове «Камень» = ЭВЕН = אבן – можно усмотреть составное слово АВ-БЕН = «Отец» и «Сын». Те, которые отвергают камень краеугольный и драгоценный, который положен в основание на Сионе, отвергают с камнем и Бога, утверждающего этот камень.

 

Надпись:  

И поднял Моше руку свою, и ударил по скале посохом своим дважды, и потекло много воды, и пила община и скот их. И Господь сказал Моше и Аарону: за то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред очами сынов Исраэйля, не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им. 
(Числ. 20:7-12)

Почему же Моисей не вошел в землю обетованную? В чем был грех Моисея у вод Меривы?

23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (1Иоан.2:23).

 

Как и Сам Христос – Сын Божий сказал:

 

23 Ненавидящий Меня[4] ненавидит и Отца моего. (Иоан.15:23).

 

Этот камень, преткновение не народам мира, а народу Божьему – жестоковыйному который, к сожалению, презрел Скалу Спасения своего. И гнев Божий, это гнев на предводителей Израиля, которые сбили с пути народ Его. Тот народ, из которого вышел «краеугольный камень» спасения.

 

3 На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу; … дом Иудин…

4 Из него будет краеугольный … (Зах.10:3,4).

 

В 28 главе Исаия обличает тех из правящих и имеющих власть среди народа Божьего, по вине которых будет отвержен драгоценный Камень Истины – Машиах и Спаситель.

 

14 Поэтому слушайте слово Господне, люди глумливые, правители народа этого, который в Йерушалаиме. (Ис.28:14). 

 

И дальше сказано о Нем, драгоценном Камне, который отвергли строители:

 

16 Посему так сказал Господь Бог: вот, в основание положил Я на Ционе камень, камень надежный, краеугольный, драгоценный, основание крепкое; верующий не постыдится. (Ис.28:16).

 

Это краеугольный камень удивления: и «Прекрасен, прекрасен Он!» (Зах. 4:7). И вот что получилось…

 

22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:

23 это – от Господа, и есть диво в очах наших. (Пс.117:22,23)

 

Это камень с семью[5] очами – источниками Духа Божьего (Зах. 7). Этим камнем изглаживается грех земли.

 

9 ... на этом одном камне семь (полнота) очей (Источников); вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. (Зах.3:9).

 

И через этот же камень изливается полнота из источников Божьих.[6] Воды, которые вытекают из камня – Тора Машиаха и Дары Духа Святого – Духа Божьего. Христу надлежало пострадать, чтобы изгладить и искупить грех земли. Рассеченная скала – это поражение Машиаха Страдающего. Через Его раны мы получили исцеление. Наш грех прощен через Его наказание. И как вода излилась из рассеченной скалы, так и мы получившие прощение и примирение через смерть и воскресение Христово, принимаем воду Жизни – Дух Святой.

 

37 В последний же великий день праздника[7] стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоан.7:37-39).

 

Также невозможно было прославление Машиаха без Искупительной Жертвы, спасающей род человеческий от власти Шеола, и без воскресения из мертвых для вечного царствования воссевшего одесную Бога. Он снисшел для этого в этот мир, для спасения человека. И Он восшел на небо к Отцу, в своем человеческом естестве, возведши род человеческий на высоту славы.[8] Теперь верующие в Него принимают дары Духа Божьего. Эти реки воды живой изливаются на верующих, и верных Сыну Божьему. Камень источил воду жизни. Об этом проповедано через пророка:

 

20 Выходите из Бавэля, бегите от касдимов, голосом ликующим объявите (это), возглашайте об этом до края земли, скажите: Избавил (Искупил) Господь раба Своего Йаакова.

21 И они не жаждали в пустынях, (по которым) Он водил их, воду из скалы Он источил им, и рассек скалу, и полились воды.

22 Нет мира, говорит Господь, нечестивым. (Ис.48:20-22)

 

Уместно привести гематрический намек. Так фраза из псалма פתח צור ויזובו מים = «Разверз камень, и потекли воды» (Пс. 104:41), равна гематрии Имени משיח בן דוד = МАШИАХ БЕН ДАВИД = 424.  

 

Господь, Благословенный во веки, превращающий скалу в озеро воды и камень в источник вод (Пс.113:8), дает воду жизни даром.

 

17 Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. (Откр.22:17).

 

Написано в повествовании о водах из камня: и потекло много воды, и пила община и скот их (Числ. 20:11). Община – Израиль. Скот – народы мира, которые не знали Бога, но удостоились спасения и Даров Духа через Жертву Мессии.

Получивший это сокровище, этот Дар, знает через Кого этот Дар Духа. Он знает этот драгоценный камень. Он всегда перед глазами Его! Он знает Своего Спасителя, и знает, через Кого получил жизнь и богатые дары Духа Божьего. Как и таинственно сказал премудрый:

 

8 Дар, драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. (Прит.17:8).

 

Этот драгоценный камень, который перед глазами получивших Дары Духа, вознесен превыше ангельских сил. Он над престолом Божьим. Тайнозритель Иезекииль говорит:

 

И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними. (Иез.10:1).

 

Когда Он был Страдающим Машиахом бен Иосифом, этот камень был камнем преткновения, Он был камнем пораженным, которым изгладился грех земли. Когда Он вознесен и прославле и видим всеми. Он есть камень драгоценный, – «как бы камень сапфир».

Камень образ Сына Человеческого, Который есть полнота Божества телесно. Он есть жилище Божие – Храм Божий. Как пророчески было указано праотцем в символическом помазании камня елеем.

 

18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.

19 И нарек имя месту тому: Бейт Эль (Дом Божий) …

22 этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим … (Быт.28:16-22)

 

Можно добавить некий намек через гематрию, который соединяет Мессию с Камнем. Всем известен мессианский образ камня из пророчества Даниила. Камень оторвавшийся от горы.[9]

 

34 камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. (Дан.2:34)

 

Гематрия слова האבן = А-ЭВЕН = «этот камень» равна числу 58. А гематрия фразы מן ההר = МИН А-АР = «от горы», равна 300. Камень от Горы = А-ЭВЕН МИН А-АР[10] с общей гематрией 358, указывает на Помазанника, т.е. на слово משיח = МАШИАХ, гематрия которого, так же равна 358. Христос был повешен на «лобном месте» – на возвышенности, во спасение всех людей. И здесь гематрический намек. Так фраза из мессианского стиха (Ис. 25:6) לכל העמים בהר = «на горе для всех народов» указывает на Имя ישוע בן דוד = ЙЕШУА БЕН ДАВИД = 452.

 

Камень этот – Христос. И о Нем сказано, что Он БЕЙТ ЭЛЬ = «Дом Божий». Явившийся как камень расколотый и пораженный (Моисей и скала), Он Страдающий Искупитель (Бен Иосиф), был не узнан начальствующими из народа Божьего. Отвергнут и предан язычникам. Он невзрачный «камень преткновения».[11]

 

2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. (Ис.53:2,3)

14 Как многие изумлялись, видя Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! (Ис.52:14).

 

ЙЕОШУА был отвергнут в беспричинной ненависти, но стал «Камнем Краеугольным». Им совершилось спасение Божие. Он Искупитель, и Он жив. Он воскрес! Он вывел из Шеола верных. Возвел в небесные обители Отца. И исполнились слова пророка:

 

14 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос.13:14).

 

Теперь Он Машиах Славный (Бен Давид). Он прославлен, и Ему сказано: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. (Пс.109:1). Он камень превознесенный, драгоценный, на своде над главами крувимов, и верующий в него не постыдится.

 

Пример того наказания, которое было на Моисее пророке, (вознегодовавшем, и с гневом ударившем второй раз по камню), да убережет народ Божий от беспричинного гнева ко Спасителю и Искупителю. Ведь Он камень и скала. Для одних драгоценность для других преткновение. Он Помазанник! Он Страдающий, и Он Превознесенный[12] Славный Мессия – Сын Божий и Сын Человеческий.

 

 

[1] Пророка поставлю Я им из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить им все, что Я повелю ему. И будет, человек, который не послушает слов Моих, которые тот говорить будет именем Моим, с того взыщу Я. (Втор. 18:18)

[2] И Навал, отвечал слугам Давидовым, и сказал: кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? ныне стало много рабов, бегающих от господ своих; (1Цар.25:10). Фраза ויאמר מי דוד ומי בן ישי = «сказал: кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев?», имеет туже гематрию что и Имя ישוע המשיח = ЙЕШУА А МАШИАХ = 749. Здесь намек. Отвергающий Йешуа а-Машиаха, подобен тому Навалу, который отвергал Помазанника Давида, не веря, что он Богом определенный царь и думал, что он мамзер – незаконнорожденный ребенок. Уподобляющиеся Навалу – безумцы. Как и сказала Авигея: … ибо каково имя его, таков и он. Навал – имя его, и безумие его с ним. (1Цар.25:25)

[3]נֶגֶף‎ = НЕГЕФ = 1. поражение, (губительная) язва; 2. спотыкание, преткновение.

[4] Гематрический намек из книги Притчей. СОФИЯ = «Премудрость» – это Логос Божий. И все отвергающие Премудрость – т.е Машиаха – все любят смерть. Гематрический намек: Фраза כל משנאי אהבו מות = «все ненавидящие меня любят смерть» (Прит.8:36), имеет ту же гематрию что и Имя ישוע הנצרי מלך היהודים = ИЕШУА А-НОЦРИ МЕЛЕХ А-ИЕУДИМ = 911

[5]и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. (Ис.11:2,3)

[6] Подробно в толковании на букву АЙН

[7] Можно предположить, что этим праздником был Суккот. В течении 7 дней этого праздника на жертвенник возливались воды, что по вере народа было связано с радостью благоприятных дождей в Израиле. Говоря о Суккот, Тора трижды употребляет слово радость: «И будете радоваться перед Господом Богом вашим» (Ваикра, 23); «И будешь радоваться празднику твоему»; «И будешь ты только радоваться» (Дварим. 16). В Иерусалимском Талмуде сказано (Сукка, 5): «Эта заповедь названа «черпанием вод», потому что во время его черпают Дух Святости». И далее: «Иона бен Амитай был в числе паломников, присоединился к празднованию водочерпания, и к нему снизошел Дух Всевышнего…». Изливающиеся воды – это Слово и Дары Духа Всевышнего. Дожди – это широкое излитие Духа Святого на людей. Так «ранний и поздний дождь» в христианской экзегезе аллегорично означают два периода излития Духа Божьего. Ранний – на апостолов и первых христиан. Поздний – на Израиль, который уверует в Искупление Христово.

[8] Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, (Иоан.16:7)

[9] В иудейской традиции этот образ камня также связан с Мессией. Например, в «Мидраш Танхума» глава Трума.

[10] Эта фраза на иврите. Книга же Даниила написана на арамите. Но сама суть фразы на святом языке «камень от горы» передает тот мессианский образ, который описан Даниэлем в его пророчестве. 

[11] Но тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Матф.21:44)

[12] Мессия Превознесенный = «МАШИАХ МЕРОМАМ».


Назад к списку