От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 118 Псалом Давида стихи 57-64 ХЕТ (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

118 Псалом Давида стихи 57-64 ХЕТ (Видео)

Конспект 118 пс. ХЕТ

Псалом 118

Стихи 57-64

Буква ח  = ХЕТ

Подпись:  Также как и в букве ВАВ, и в ее числовом значении равном шести мы видели полярную двойственность,[1] так и в букве ח = ХЕТ, и особенно в ее числовом значении равном восьми мы увидим также некую двойственность, указывающую на полюсы света и тьмы. Добра, и отсутствия добра – зла.

 

Первый раз в Торе буква  ХЕТ встречается в слове ХОШЕХ = тьма, которая относится к бездне, к хаосу, неустроенности, и бесформенности этого мира.[2]

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма[3] над бездною, и Дух[4] Божий носился над водою. (Быт.1:2)

Т.е. тьма в этом стихе, понимается более в отрицательном аспекте, чем в положительном. Но если поискать намек на смысловую двойственность буквы, о которой пойдет речь ниже, то на нее может указать в этом стихе вторичное написание буквы ХЕТ в слове РУАХ = Дух, который Мидраш Раба Берешит соотносит со Светом – Духом Мессии. Апостол Иоанн в первой главе Евангелия говорит о этом же Свете: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Иоан. 1:5). Также апостол Павел, в своем послании вспоминает намеком этот стих из книги Бытия, где присутствует тьма и Свет Мессии. Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2Кор. 4:6) 

И в этом же положительном аспекте числовое значение буквы ХЕТ, которое равно 8, мы относим к Мессии, и его Царству в ОЛАМ А-БА = мире грядущем, который есть «Восьмой День».

 

Но все же двойственность и смысловая полярность восьмой буквы ХЕТ неотделима от другой, пятой буквы hЕЙ, в которой наоборот, в таинственном смысле отображается дарование Творцом Света Божьего, Им же и оживляется все.

Иудейская традиция усматривает полярность двух букв, которая их и делает близкими в некоем таинственном значении. (ПВ)

 

«…И был вечер, и было утро…» (Быт. 1:4). Цикл начинается с тьмы и постепенно продвигается в сторону света. Так же как кожура предохраняет плод, так же и тьма и хаос предшествуют свету и порядку. Разница между этими двумя состояниями (тьма и свет или ТУМА = нечистота[5] и КДУША = святость),[6] отражена в двух буквах ХЕТ и hЕЙ (Зоар. Тецаве 183б).

 

На Ктав Иври видна похожесть буквы h = hЕЙ и X = ХЕТ – открытая ограда,[7] и закрытая ограда. На Ктав Ашури также видно отличие букв ה = hЕЙ и ח = ХЕТ. Там где есть окно со светом = ה, и там где только тьма = ח. hЕЙ имеет маленькое оконце над левой ножкой, внизу же широкие врата. Этим буква ה = hЕЙ отображает свойство права выбора свободной воли человека. Есть узкий вход на небо, а есть широкий путь в ад. Этот же образ дает понимание и того, что в этом мире есть выбор предложенных двух путей – путь жизни и путь смерти. А также образ того, что небесный выбор делает небольшое количество людей. Здесь намек, что дары Божьи незаметны для множества живущих, но лишь малое число верных видят и принимают их с благодарением. И подаются они не так обильно, как обильно принимаются человечеством тленные и скоропреходящие радости, которые уводят от желания небесных даров. Мало тех, кто войдет узкими вратами, но много тех, кто идет широкой дорогой уводящей от неба. Как и сказано Спасителем об этом:

13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Матф.7:13,14)

Название буквы ХЕТ отображает негативный смысл этой буквы. Если ХЕТ связана со тьмой, и в ней нет никакого просвета к Солнцу и Свету, а лишь путь в преисподнюю, то и само слово ХЕТ показывает нам это. Так как ХЕТ написанное через букву ТАВ означает ужас, страх, нечто сломленное.[8]

В книге «Буквы рабби Акибы»[9] написано: Не читай חת = ХЕТ, а читай חטא = ХЕТ = грех. Т.е. если написать слово ХЕТ не через ת = ТАВ, а через букву ט = ТЕТ, то это слово имеет смысловое значение как грех, промах, так и самого грешника.[10] (ПВ)

 

Песах играет в жизни народа Израиля такую же роль, что и шесть дней творения. Так же как шесть дней творения играют роль дня рождения мира, так же и Песах является днем рождения народа Израиля как оформленной сущности. Два основных понятия относящихся к Песах – это МАЦА и ХАМЕЦ. Оба слова выглядят очень похоже: Совсем небольшая разница между буквами ה = hЕЙ и ח = ХЕТ отражена в том, что мацу от хамеца отделяет совсем немного. Если при приготовлении мацы задержаться на совсем короткое время – несколько минут, то тесто становится заквашенным и его на Песах нельзя не только есть, но и видеть, и даже просто владеть такой вещью.

Качество же, которое можно приобрести подготавливаясь к празднику Песах – это расторопность. (Здесь аллюзия на время жизни в этом мире, которое мы должны использовать не упуская возможностей выполнения воли Творца, для того чтобы готовыми встретить Восьмой День – Утро Мира Грядущего). Рассмотрим написание слов «ХАМЕЦ» – חמץ и «МАЦА» – מצה. Как видим, отличие между составляющими их буквами всего на одну черточку, которая, будучи короткой, создает букву ה, а удлинившись, превращает ее в ח. Маца получается из муки, которая была в контакте с водой не более 18 минут. В противном случае – это уже хамец. Отсюда мы учим, что так же бывает и с заповедями = מצות = МИЦВОТ, написание у которых такое же, как у МАЦОТ = מצות = опресноки. Говорят наши мудрецы – «если появилась возможность выполнить заповедь – не упусти ее!» – מצוה הבאה לידך אל תחמיצנה (МИЦВА А-БАА ЛЕЯДХА АЛЬ ТАХМИЦНА) – как видно, они использовали слово, однокоренное с «ХАМЕЦ». Если человек не поспешил выполнить МИЦВУ = заповедь, потом она может быть совсем бесполезной. (Иудейский комм. Хасидус.Ру)

 

В новой, Мессианской эре, преображение закваски = ХАМЕЦ А-ТУМА, которая была грехом, происходит через РУАХ А-КОДЕШ = Дух Святой – через Дух Машиаха. Если до него тесто квасилось грехом, то теперь эта закваска греха должна быть удалена, чтобы тесто стало пресным = МАЦА. И тогда оно начинает квасится новой закваской. Закваской Божественного Духа = ХАМЕЦ А-КДУША. Намек на эту двойственность мы увидели в двух буквах ХЕТ второго стиха книги Бытия. Это значение божественной закваски через образ теста из трех мер муки открывает нам и Евангельская притча:

33 Царство Небесное подобно закваске, которую женщина,[11] взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. (Матф.13:33) (ПВ)

 

Всевышний ждет, выберем ли мы букву ХЕТ в словах חיים = ХАЙИМ = жизнь, и חסד = ХЭСЕД = милость, или же, не дай Бог, в словах חטא = ХЕТ = грех и החטאה = соблазн.  Как и написано: Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Выбери жизнь, дабы жил ты и потомство твое.  (И. Гинзбург)

 

Апостол Иоанн загадочно говорит о числе человеческом, Это три буквы ВАВ, которые раскрывают сугубый отход от пути Правды на путь зла. Общая гематрия трех вавов (ווו = трех шестерок) = 18. (6 х 3 = 18). И гематрия слова ХЕТ = חטא = «грех», также = 18. Но если мы ищем двойственность от отрицательного аспекта нечистоты к положительному аспекту, то нужно заметить что и гематрия слова חי = ХАЙ = «живой, жизнь» также = 18. Примечательно, что время заквашивания теста, когда оно перестает быть МАЦОЙ тоже 18 минут. Здесь намек на ХЕТ = «грех», т.е. на закваску греха, и здесь же намек на ХАЙ = «живой», закваску Духа Святого. Т.е. в этом мы видим качественную двойственность буквы ח которая нам открыта в стихе книги Бытия где говорится о ХОШЕХ = тьме, и о РУАХ = Духе Мессии.[12] (ПВ)

 

Человеческое тело само по себе меняет все свои клетки каждые семь лет и опять начинается сызнова с новым набором клеток. Обновление на Восьмой год.  Восемь – это что-то качественно новое. Мы видим, что число восемь много раз употребляется в слове Божием в самых разных случаях, и, однако же, оно прямо изъясняет нечто новое.

Семь сыновей Иессея – это одно. Восьмой, Давид, это – нечто новое, прототип Христа. Таким образом, восемь в Библии и кратные ему числа прямо связаны с чем-то качественно новым. (П. Ракман)

 

В еврейском языке число восемь = ШМОНЭ происходит от корня שמן

 

8080

שמן

A(qal): быть или становиться жирным, тучнеть, жиреть.  E(hi): делать жирным, утучнять. 

8081

שמן

1. жир, тук;  2. масло, елей;  3. масть.

8082

שמן

жир, тук;  прил. жирный, тучный.

 

 

Т.е. восемь это то, что есть самое лучшее. Это не худое и неприглядное, а упитанное и прекрасное. Это то, что мы ожидаем с началом Восьмого Дня – Дня Господня в Царстве Славы Всевышнего. (ПВ)

Восемь есть семь плюс один (8 = 7 + 1). Семь означает полноту, полный круг времени. Восемь – начало нового круга вещей, нового круга времени, новой эпохи, нового мира, число вечности.

Так этот восьмой день положит начало пакибытия неба и земли.[13]

Это – день воскресения, начало нового круга времен, или точнее, начало вечности по исполнении полноты времени. «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный». (Пс. 117:24). Это – день торжества и богослужения христиан.[14] (о. Геннадий Фаст).

 

Число 8 это нечто новое, запредельное. Относящееся к новой реальности и новому исчислению. Это как новая октава в музыке (семь нот и потом начало другой октавы), Это семь дней – и новое исчисление, намекающее на Восьмой день будущего мира.[15] Как говорит Буллингер, восемь, это число, которое имеет отношение к Господу, Который воскрес на восьмой день, (т.е. в первый новый день от последнего седьмого дня Шаббата). Поэтому это число Нового века – Мира грядущего, Всеобщего воскресения и Царства Божьего – Царства Славы Его.

Может быть это и случайно, но знак бесконечности в математике, это лежащая на боку восьмерка.

 

Буква же ХЕТ = 8, в своем числовом значении намекающая на «Восьмой день» грядущего мира = ОЛАМ А-БА, показывает, что ХЕТ = грех, становится ХЕТ = оградой X перекрывающей вход в жизнь вечную. Для грешника, не принявшего семя Света истины в этом мире,[16] не усвоившего полноту = ЗАЙН (семь) радостей от Лица Божьего, нет дороги наверх. Там он будет во тьме. Для грешника только ХЕТ = ужас царства мертвых и тьма кромешная.[17] (ПВ)

 

Наверное, уместно будет отметить, что буква ХЕТ, может быть, по случайному совпадению, на языке жестов отображается таким же жестом пальцев, какой используют приверженцы музыкального направления «Тяжелого рока» – «heavy metal», в котором нередко можно усмотреть дьявольский подтекст свободы от Божественного закона и вседозволенность греха. А знак этот, известный сейчас как «mano cornuto», «дьявольские трубы», «рога Асмодея», или просто «коза»,[18] на самом деле очень древний, и восходит он к языческой древне-итальянской символике. Жест «коза» существовал в народных культах долгое время как Подпись:  
Знак ХЕТ или
«рога Асмодея»
Подпись:  
Перстосложение
священническое
магический знак для защиты от сглаза и злых духов. В этом жесте (кроме буквы ח = ХЕТ) заметна и другая еврейская буква – ט = ТЕТ. Букву ТЕТ образуют, сложенные кольцом большой и два средних пальца руки. И при том, ТЕТ сложенная из пальцев, теряет свой положительное значение = ТОВ = добро. Почему? Потому что пальцы замыкают просвет, который должен быть у буквы тет сверху, через который как в сосуд вливается от Бога добро.[19] Вместе эти буквы образуют слово ХЕТ = «грех, грешник».[20]

Порой знак «козы», далекий от Церковных традиций человек, может спутать с перстосложением благословляющего священника (если увидит это перстосложение с тыльной стороны ладони), в котором мизинец и указательный палец также подняты вверх. Перстосложение православных священников образуют четыре «начало-конечные» буквы I-С-Х-С греческих слов = ησοῦς Χριστός = Иисус Христос. И в этих двух жестах мы опять можем усмотреть намек на две буквы, одна из которых указывает на тьму греха, ужас и ограниченность, а другая на дарование благословения, благодать, дары и Свет Божий. И опять здесь две буквы ח = ХЕТ [21] одного стиха Быт 1:2. (ПВ)

 

Каббалистическое учение говорит, что ХЕТ состоит из двух предыдущих букв. Противодействующие силы ВАВ и ЗАИН соединены вверху аркой. Буква ח = ХЕТ, есть сочетание двух предыдущих букв, ВАВ и ЗАИН, соединенных линией-мостом, называемой ХАТОТЕРЕТ = горб.  (р. И. Гинзбург)

 

Если учесть мнение каббалистов о составе ХЕТ из двух букв ВАВ и ЗАЙН, то основываясь на предыдущих толкованиях этих букв, возможно истолковать ХЕТ следующим образом: ВАВ = ו отображающая путь Правды и отход от него соединяется с ЗАЙН = ז, но с зайн, которая без тага (без короны). Т.е. свернувший с пути Жизни на путь смерти, соединяется с полнотой, которая противоположна Слову Творца. Заблудивший[22] и свернувший с прямого пути питается = ЗАН от всех видов = ЗАН и всей полнотой (ЗАЙН как «7» – СОВА=ШЕВА)[23] лжи.

И при том, по учению каббалы, эти две буквы ז и ו, в букве ח = ХЕТ соединяются кривым мостиком = ^, который назван ХАТОТЕРЕТ = חטוטרת = горб. Видно, что это слово[24] может быть составным. Два корня:

2399

חטא

грех, преступление, проступок.

2415

חטר

1. жезл, палка, прут;  2. отрасль.

 

 

ХАТОТЕРЕТ = горб, буквально же означает нарост, или отрасль греха, который, соединяя две буквы ВАВ и ЗАЙН образует букву ХЕТ. Справедливость же буквы ВАВ, требует воздаяния.[25] А воздаяние для тех, кто свернул с прямого пути и принял изобилие тленного и обманчивого, есть тьма – закрытый проход[26] к Творцу и путь вниз. (ПВ)

 

В Масоре[27] есть особенное написание буквы ХЕТ, называемое АКУМОТ = «искривленные». Речь идет об изменении формы буквы ח в словах ויחר = ВАИХАР = «возгорелся»,[28] в стихе где Моисей увидел сделанного евреями «золотого тельца: «Возгорелся гнев Моше» (Исх. 32:19). А также сразу же вслед за тем в слове חטאה = XAТAA = грех, в стихе: «Что сделал тебе этот народ, что ты навел на него великий грех» (Исх. 32:21). Этот пример выделенных в тексте букв ХЕТ дает намек на то, что причина возгоревшегося «негодования и гнева» Божьего – это грех. Грешник не видит свет, так как слепнет от него. И Солнце правды не греет его, а обжигает. Как и написано:

14 Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?"

15 Тот, кто ходит в правде и говорит истину; … (Ис.33:14,15)

Не причастный любви Божией и Духу Его опаляется Им.[29] Для него действие любви Божией становится действием гнева Божьего. Свет для грешника это возгоревшийся Огонь. Человек должен обрезать грех,[30] свергнуть и удалить его от себя, чтобы не возгорелся огонь гнева Божьего.

4 Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших. (Иер.4:4) (ПВ)

 

Восьмой день указан и в заповеди БРИТ МИЛА = завете обрезания.

3 в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; (Лев.12:3)

Это образ обрезания греха. В мире грядущем будет упразднено ЙЕЦЕР А-РА = злое начало. Образно об этом говорят иудейские мидраши.

Семь дней это образ полноты времен этого мира, восьмой же день это образ мира грядущего. День восьмой обрезается человек. В «День Осьмый» = День Господень, обрезан будет всякий грех. Зло будет упразднено. На это есть и аллюзия в Торе. Восьмой день жертва очищения.

10 в восьмой день возьмет он двух овнов …

11 священник очищающий поставит очищаемого человека с ними пред Господом у входа скинии собрания;

13 … сия жертва повинности… (Лев.14:10-13)

Восемь – это будущий век = ОЛАМ А-БА.

Но, возникает Вопрос, почему тогда ХЕТ становится тьмой и грехом, если Будущий век это открытие Света Божьего по всему миру, на новой земле под новым небом. Ответ: Потому что День Господень, это тьма для не причастного Свету. Для грешника Свет Божий – это мрак. Как и говорит пророк:

18 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет,

20 Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. (Ам.5:18-20)

Свет Божий не смогут увидеть злодеи, так как от него они ослепнут.

Гневные слова пророка Амоса предупреждают грешников из народа Божьего, что встреча с Богом может быть для злодеев бедой более страшной, чем те беды, которые народ испытал на себе в прошлом.

12 Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль,

13 ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак, и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф – имя Ему. (Ам.4:12,13).

Слова «утренний свет обращает в мрак» или по переводу Иосифона: «обращающий зарю во тьму», в таинственном смысле можно понимать как открытие Света Божьего в Мире Грядущем, который есть «утро нового века». И для грешников это «утро» будет не светом, а «мраком и тьмой». Т.е. свет для злодея обратится во тьму.[31] Казнь египетская которая была наказанием через тьму, в комментариях некоторых толкователей, объясняется, так, что густая тьма была лишь только для египтян, евреи же были во свете. Т.е. можно сказать, что египтяне не воспринимали свет. Свет для них был тьмой, как тьмой становится солнце, если незащищенными глазами смотреть на него. (ПВ)

 

У солнца два качества, его элемент огня, с одной стороны, сжигает и затемняет, а с другой – освещает и согревает. (р. М. Глазерсон)

 

Свет Божий увидят лишь чистые сердцем.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Матф.5:8).

Только чистое сердце может быть причастно Духу Божьему.

Христос – это Свет будущего века. В мире грядущем не будет обычного солнца, но Машиах будет Светилом для всех:

23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец.

24 Спасенные народы будут ходить во свете Его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

25 … ночи там не будет.

27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. (Откр.21:23-27)

 

Также и пророк Исайя говоря о восходящем свете Мессии, говорит и о мраке и тьме.

1 Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

2 Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.

3 И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. (Ис. 60:1-3)

 

Число восемь сопричастно как миру Грядущему, так и Мессии, который есть свет миру. Он есть солнце Правды. Бавли прикровенно говорит о Машиахе, Который будет судить народы, показывая Его Свет, как Свет поражающий и исцеляющий.

«В будущем Святой, Благословен Он, вытащит Солнце из его ножен, и им судит мир – грешники сгорят в нем, праведники – излечиваются в нем…» (Бавли, Недарим 8б).

О этом же говорит и пророк Малахия:

1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.

2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце = ШЕМЕШ правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; (Мал.4:1,2)

По учению Бавли, буква ХЕТ в положительном аспекте[32] намекает на слово ХЕН = приязнь, симпатия, благодать. Бог одаривает этим качеством тех, кто следует путями Господа. А для отступающих от Правды, ХЕТ, становится ужасом = חת и тьмой = חשך = ХОШЕХ. 

Иудейский праздник חנכה = ХАНУКА,[33] который был установлен в память о чуде с маслом во времена Макаби Хашмонея, в христианском осмыслении имеет еще и мессианское значение. Этот праздник празднуют восемь дней. Это праздник Света Божьего, Света Истины.

Символические действия в этот праздник указывают на Мессию и будущий век. Солнце Правды = ШЕМЕШ ЦДАКА пишется теми же буквами что и ШАМАШ = слуга.

08120

שמש

I(pael): служить, слуга

08121

שמש

солнце.

 

 

Этот слуга был предречен как Спаситель и Машиах.

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил.2:6-10).

13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. (Ис.52:13)

 

И Сам Христос о Себе говорит как о слуге, который пришел для служения людям:

28 Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Матф.20:28)

 

Машиах по Своему человеческому естеству есть слуга Всевышнего, и Он же есть свет народам:

5 И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя.

Подпись:  

Ханукальный
светильник = ХАНУКИЯ
Центральная свеча - ШАМАШ
6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. (Ис.49:5,6)

 

Это служение Великого Слуги Всевышнего, образно показывает традиция зажигать восемь свечей ханукии только ШАМАШем – свечей отдельно стоящей и выделенной. Она символизирует Мессию. [34]

Шамаш, оставляет Свое особенное высокое место, и «спускаясь» делится светом с незажженными свечами. Это образ явления Света Божьего – Духа Святого через Мессию в этом мире. И лишь только когда шамаш зажжет другие свечи, он возвращается на Свое место, которое находится выше других свечей.

Трижды свет Мессии является во вселенной.

Первозданный Свет, который через Слово Духом Божьим излился в мир. Как и читаем:

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Быт.1:2,3)

Дух Божий, который есть Дух Мессии, отделяет свет от тьмы. В Нем, в Слове и Премудрости Всевышнего  была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Иоан. 1:4).

Он Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоан. 1:9), Сам становится человеком.

16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. (Матф.4:16)

12 Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Иоан.8:12)

Иудейский комментарий, относительно Божественного Света и его символизма через свет ханукии, словами псалма объясняет: «Свет Хануки – это скрытый свет, о котором сказано: Безгранично благо Твое, что сокрыл Ты для боящихся Тебя. (Пс. 30:20)». Скрытый свет = ОР ЦАФУН[35] рассеивает тьму и материальность, присущие северу = ЦАФОН.[36]

Восемь свечей, это также и образ будущего века – Восьмого Дня. Тогда Бог откроет Свет Свой во всей полноте, тогда будет Бог все во всем. (1Кор. 15:28). Тогда Машиах Славный будет Солнцем над всеми, и никто не укроется от Света Его. Как и прикровенно об этом сказано в псалме: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его. (Пс. 18:7).[37]

В будущем веке Он явится во славе Божией, как Солнце Правды (Мал.4:1,2).

Слово חנכה = ХАНУКА буквально имеет смысловое значение посвящение, освящение, открытие. Но есть и похожие слова, которые дополняют понимание слова ХАНУКА.

По словарю Стронга, все они намекают на Царство Божие в мире Грядущем:

 

02597

02598

חנכה

посвящение, торжественное открытие.

05229

נכחה

правильный, справедливый, честный

02583

חנה

A(qal): 1. склоняться;  2. располагаться шатрами или станом, ставить лагерь.

 

 

Ханука – освящение и посвящение чего-либо Богу, для Бога и во Имя Бога. В Танахе слово встречается согласно Стронгу в стихе об обновлении Храма.

16 И совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью. (Ездр.6:16).

Это аллегория на святое «новоселье» праведников в Царство Славы на Горе Божией.

Что касается слова נכחה = НЭХАХ, которое состоит из тех же самых букв, что и слово חנכה = ХАНУКА, и имеет смысловое значение «правый, справедливый и честный»,[38] то это слово впервые, также встречается в стихе говорящем о Царстве Божьем – о земле правых:

10 Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. (Ис.26:10)

Этот стих дает понимание того, что разделение людей в День Господень,[39] и расселение праведников и грешников согласно прожитой ими жизни, есть действие справедливое. Как и справедливо то, что для одних Свет Божий это Благой Свет исцеления, а для других это Огонь пожирающий и тьма.

Также и однокоренное слово חנה, впервые в Торе употреблено в отношении лагеря или стана праведника. Это также аллегоричное указание на землю правых, на «новоселье» праведников в Царство Божие Мира Грядущего.

17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. (Быт.26:17)

Такие намеки дает нам ХАНУКА относительно Мира Грядущего и Мессии – Солнца Правды. (ПВ)

 

Буква ХЕТ в своем негативном аспекте указывает на греховность, ущербность חטא = ХЕТ = грех. А с другой стороны, ХЕТ  может означать и очищение, как в слове חטוי = ХИТУЙ. (книга Шем ми-Шмуэль).

 

По словарю слово חטא = ХЕТ имеет не только значение «грех» или «грешник», но это слово еще используется в Торе с положительным смысловым значением как очищение от скверны, или как принесение жертвы за грех.

 

2398

חטא

A(qal): 1. промахиваться (мимо цели); 2. грешить; 3. ошибаться; 4. провиниться, быть виновным; C(pi): 1. очищать от греха;
2. приносить жертву за грех; 3. нести убыток или ущерб; E(hi): 1. вводить или вовлекать в грех; 2. промахиваться (мимо цели). G(hith): 1. очиститься или освобождаться от греха; 2. теряться, убегать (от страха).

 

 

И здесь буква ХЕТ получает второе значение в положительном аспекте. И не просто в положительном, а в аспекте мессианском. В таком смысле, который мы усмотрели в 11 стихе второй главы книги Бытия, где эта буква дважды первоначально встречается в Торе. Если первое значение в отрицательном аспекте связывалось со тьмой = ХОШЕХ и грехом. То второй аспект связан буквой ХЕТ со словом Дух = РУАХ, и с Мессией Спасителем и Искупителем.

В толковании на букву АЛЕФ уже говорилось что Машиах и Его Искупительная крестная жертва[40] связана с образом жертвенного животного. Он есть АЛУФ и АЛЕФ = Владыка и жертвенный бык.

29 …видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет грех мира. (Иоан.1:29)

5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. (1Иоан.3:5)

Первый раз в смысловом значении «очищения» и «жертвы за грех» = ХАТАТ, слово ХЕТ встречается в книге Исход.

36 И тельца за грех = חטאת приноси каждый день для очищения, и жертву за грех =וחטאת   совершай на жертвеннике для очищения его, и помажь его для освящения его; (Исх.29:36)

Также и в книге левит:

15 и заколол [его] и взял крови, и перстом своим возложил на роги жертвенника со всех сторон, и очистил =ויחטא  = ВАИХАТА жертвенник, а кровь вылил к подножию жертвенника, и освятил его, чтобы сделать его чистым. (Лев.8:15)

Так буква ХЕТ и ее числовое значение связано с Грядущим Судьей живых и мертвых – Машиахом Славным. (ПВ)

 

Все причастное Миру Грядущему и Владыке этого мира имеет таинственную печать числа восемь. Например Д. Стюарт через детали таинственного образа храма описанного Иезекиилем, дает намек на мир этот ОЛАМ А-ЗЭ (число семь), и на мир грядущий ОЛАМ А-БА (число восемь). В описанном пророчеством Иезекииля в храме Семь ступеней вели во внешний (доступный) двор (Иез. 40:22,26), и Восемь ступеней во внутренний (скрытый таинственный) двор (Иез. 40:31,34,37).

 

Таинственный намек на удел в мире грядущем, символом которого является число 8 и сугубая восьмерка 888, показано через семейство Ноя.[41] Их было восемь душ. Но перечисляются поименно только мужчины семьи. Ной, Сим, Хам и Иафет.[42] Хам был проклят. Если убрать имя Хама из перечисленных, которые вступили на очищенную потопом землю, то числовое значение оставшихся имен будет 888. Бог лишает одного из потомков Ноя своего удела в мире грядущем. Те же, кто не лишен удела, таинственно отмечены сугубой восьмеркой.

נח שׁם יפת = НОАХ ШЕМ ЙАФЕТ = 888

 

Приведем еще несколько примеров, где встречается число восемь.

В православии на священных облачениях начертывается восьмиконечная звезда.

Православные песнопения совершаются на восемь гласов. По ним составлена богослужебная книга Октоих.

Интересно отметить, что число имени Иисуса на греческом языке[43] Ἰησοῦς (Ί = 10, η = 8, σ = 200, о = 70, υ = 400, ζ = 200) есть 888 – тройная восьмерка.[44] (о. Геннадий Фаст).

 

Для любителей красоты математической гармонии и каббалистических традиций, можно привести числовые примеры основанные на греческой гематрии слов «Иисус Христос», «Сын Человеческий» и «Жизнь».

Подпись:  Некоторые мистики, называли круг с длиной окружности в 888 единиц «живым Иисусом», потому что диаметр такого круга получается равным 282 единицам, что есть числовое значение греческого слова БИОС = «жизнь», т. е.  этим исповедовали что Иисус есть сама жизнь. Числовое значение священного имени Иисуса, деленное на мистическое число Пи дает слово «жизнь».

Имя Иисуса Христа, усиленное в 10 раз, являет собой силу Откровения Господа. Оно записывается, как 888 х 10 = 8880. Текст Нового Завета пронизан числа 8880. Вот некоторые примеры:

 

Подпись:  Числовое значение Соотношение и кратность числа 888 и 8880

Числовое значение греческого слова Иисус = 888. (888 х 10 = 8880)

Числовое значение греческого слова Христос = 1480. (1480 х 6 = 8880)

Числовое значение греческого слова Сын Человеческий = 2960. (2960 х 3 = 8880).

Если применить гематрию греческих слов к геометрии, то можно наблюдать такие результаты:

Число Христа 888, усиленное в 10 раз (8880) становится длиной окружности. Эта фигура символизирует воскресшего Иисуса Христа, Его бесконечное Царство в мире грядущем. Круг с периметром в 8880 единиц – Солнце Правды. Напишем таким же образом слово «Христос». Его числовое значение = 1480. Если вписать 6 кругов с геометрической характеристикой, кратной 1480 в единую окружность, как делалось ранее, то получится круг с периметром в 8880 единиц. И, наконец, третья диаграмма – на этот раз рассмотрим сакральные соответствия между словами «Иисус» и «Сын Человеческий». Числовое значение слов «Сын Человеческий» = 2960. Если вписать 3 круга с геометрической характеристикой, кратной 2960, и опять построить окружность, начиная от первого круга и кончая последним, то снова получится круг с периметром в 8880 единиц.

 

Число 8 тоже обладает особенным свойством. Если его умножить на числа натурального ряда от 1 до 5, то получим в произведении такие числа, сумма цифр которых все время будет уменьшаться

8 х 1 = 08. 0 + 8 = 8

8 х 2 = 16. 1 + 6 = 7

8 х 3 = 24. 2 + 4 = 6

8 х 4 = 32. 3 + 2 = 5

8 х 5 = 40. 4 + 0 = 4

8 х 6 = 48. 4 + 8 = 12. 1 + 2 = 3

8 х 7 = 56. 5 + 6 = 11. 1 + 1 = 2

8 х 8 = 64. 6 + 4 = 10. 1 + 0 = 1

А Пифагор и его ученики, наблюдая за свойством числа 8, назвали его символом смерти, так как сумма цифр чисел, кратных восьми уменьшается.[45]

С помощью восьми восьмерок можно записать числа от 1 до 10.

8888 : 8888 = 1;

888 : 888 + 8 : 8 = 2;

(8 + 8 + 8) : 8 + 8 : 8 – 8 : 8 = 3;

8 : 8 + 8 : 8 + 8 : 8 + 8 : 8 = 4;

(8 + 8 + 8 + 8 + 8) : 8 – (8 – 8) = 5;

8 – 8 : 8 – 8 : 8 + (8 – 8) х 8 = 6;

(8 + (8 + 8 + 8 + 8) + 8) : 8 = 7;

8 – (88 – 88) – (8 – 8) : 8 = 8;

8 + 88 : 88 – (8 – 8) х 8 = 9;

8 + 8 : 8 + 8 : 8 – (8 – 8) х 8 = 10.

(Публикация неизв. автора в сети Интернет)

 

Итак: Букву ХЕТ и ее числовое значение, которое равно восьми, понимаем так:

В отрицательном аспекте, это грех и тьма внешняя для тех, кто стоит на пути греха. Так как число восемь указывает на новый мир – Восьмой День, то это число причастно и Царю Мира Грядущего – Иисусу Мессии. И ХЕТ, это не только грех, но в положительном аспекте, это есть жертва за грех и очищение от греха. Искупление и очищение через Того, Кто искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас проклятым. (Гал. 3:13). Ведь Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: (1Пет. 2:24). Буква ХЕТ, это очищение грехов тех, кто уверовал в Спасение Божие = ЙЕШУА.[46] Тем же кто не принял Искупление, и верой не стал причастным этому Искуплению, сказано: вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. (Иоан. 8:24). Это значит, что ХЕТ будет грехом для них, а не очищением. И тьмой = ХОШЕХ, в вечном ГАЛУТЕ = изгнании. (ПВ)

 

 

118.57 Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои.

н7з Чaсть моS є3си2, гDи: рёхъ сохрани1ти зак0нъ тв0й.

57. ХЕЛЬКИ́ АДОНАЙ АМА́РТИ, ЛИШМО́Р ДЕВАРЭ́ХА.

חֶלְקִי יְהוָה אָמַרְתִּי לִשְׁמֹר דְּבָרֶיךָ׃

 

 

Когда другие избрали своим уделом богатство и наслаждение этим  миром, я сказал: Мой удел – Господь, и потому мне надлежит соблюдать Твои речения. (Радак)

 

Первое слово этого восьмистишья под буквой ХЕТ – это חלק = ХЕЛЭК = удел. Здесь намек на ХЕТ, как на символ «Осьмого Дня» Дня Господня. Удел праведника, это послушание Богу в этом мире, приятие Духа Божьего = РУАХ А-КОДЕШ, и Земля Живых в Мире Грядущем. А удел злодея – это грех = ХЕТ и непослушание Богу здесь, и тьма = ХОШЕХ в вечности. (ПВ)

 

Восьмое восьмистишие идет под буквою «ХЕТ» = «грех».

Пророк говорит тут не о самом грехе, а о том, как грешник вырывается из уз его и какие употребляются приемы, чтоб устоять на добром пути.

Уж это де­ло свободы, так как обращение производится не одною благодатью, а совместно с свободою. Бла­годать расшевелила дух, слово Божие прошло до разделения души и духа, сознание и совесть внятно услышали обличение прежней жизни и согласились с ним, – теперь предлежит самому человеку работа – обсудить, и одно отбросить, а другое принять. И это главное: тут начинается борьба внутри на жизнь или на смерть. На од­ной стороне – привычный грех с сатаною и ми­ром; на другой – дух и совесть с благодатью, а сознание с свободою стоит посреди, с желанием, однако ж, отделаться от рабства греху, преодолев поработителей.

Благодать Божия закрепляет это желание за человеком, и в духе произносится решение: «сказал я соблюдать слова Твои». Отселе – «Ты, Господи – удел мой!»

Вот момент, который изображается пророком в этом стихе. Это есть первый, главный и неточ­ный прорыв из области греха. После него и все прочее идет уже хотя и не беструдно, но и не безус­пешно. Человек стал уже твердою ногою на зем­лю обетованную. (Феофан Затворник).

 

 

118.58 Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему.

н7и Помоли1хсz лицY твоемY всёмъ сeрдцемъ мои1мъ: поми1луй мS по словеси2 твоемY.

58. ХИЛИ́ТИ ФАНЭ́ХА ВЕХОЛЬ-ЛЕ́В, ХОНЭ́НИ КЕИМРАТЭ́ХА.

חִלִּיתִי פָנֶיךָ בְכָל־לֵב חָנֵּנִי כְּאִמְרָתֶךָ׃

 

 

Ты сказал: И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Свое пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею. (Исх.33:19), т.е. кто помилования заслуживает. (Радак)

 

По слову Твоему – не потому что я хорош или хотел быть хорошим, но по тому что ты обещал помиловать тех, кто любит правду идет к ней, и кто внимает воле Твоей.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; (Матф.11:28)

37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон. (Иоан.6:37)

 

Аскетический аспект: Славянский текст более точно передает этот стих. В русском синодальном переводе опущено слово ФАНЕХА = Лицо Твое. В славянском переведено: Помолихся Лицу Твоему всем сердцем моим. Когда человек предстает пред Лицо Божье в смиренной молитве от всего сердца, то получает милость от Него. Об этом написано: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек. (Пс. 15:11). Полнота радостей – милость Его. Только встань перед Ним, и молись всем сердцем.

ВЕХОЛЬ ЛЕВ = всем сердцем. Молитва становится молитвой, если все сердце участвует в предстоянии, и все чувства направлены ко Всевышнему. В молитве не оставляй в сердце открытыми двери чтобы всякий проходящий не заходил и не расхищал дом твой. Потому Христос и сказал нам о затворении дверей во время молитвы: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему (Мф. 6:6). Совершенная молитва – это молитва без посторонних мыслей. Это предстояние только перед Всевышним. В молитве отдай все сердце Богу. Нам заповедано служить Богу. Служба это прежде всего внимание воле Его в предстоянии Ему. Молитва и есть служение.

12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, (Втор.10:12)

И мы должны, подобно древнему Израилю заключив завет сказать: Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать. (Иис.Нав. 24:24) (ПВ)

 

Мессианский аспект: Лице Божие – Христос Господь, Сый сияние славы Отчи, и образ Ипостаси Его (Евр. 1:3). Сему Лицу пророк духом молился, да спасет род человеческий по обетованию Своему. (Комментарий отцов ТСЛ)

 

 

118.59 Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим.

н7f Помhслихъ пути6 тво‰ и3 возврати1хъ н0зэ мои2 во свидBніz тво‰.

59. ХИША́ВТИ ДЕРАХА́Й, ВААШИ́ВА РАГЛА́Й ЭЛЬ-ЭДОТЭ́ХА.

חִשַּׁבְתִּי דְרָכָי וָאָשִׁיבָה רַגְלַי אֶל־עֵדֹתֶיךָ׃

 

 

Определил я путь себе: стопы свои направляю к свидетельствам Твоим – я рассмотрел все, что можно сделать в мире, и решил, что только к Торе следует направить стопы свои (р. Бехайе).

 

Пути Божьи – праведным воздаяние Царствия Божьего, а грешным муки вечныя. Сия человек, помышляя пути, уклоняется от зла, и творит благо. (Комментарий отцов ТСЛ)

 

Соизмеряй потери от заповеди с вознаграждением за нее, а выигрыш от преступления – с его потерями (Авот. 2:1). Я соизмерил и убедился, что ущерб (от преступления) несравненно больше, и я обращал мои стопы к Твоим свидетельствам.

Или же понимать следует так: осмыслив пути мира, я не нашел лучшего, чем Твои свидетельства, потому я устранялся с путей мирских и шел путем Твоих свидетельств. (Радак)

 

Стопы свои к заповедям Твоим. Слово стопа = רגל = РЕГЕЛЬ намекает на привычку. הרגל  = hЕРГЕЛЬ = привычка.

Т.е. делал привычным для себя путь, который Ты открыл мне, и по которому Ты заповедовал идти. (ПВ)

 

 

118.60 Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои.

… Ўгот0вихсz и3 не смути1хсz сохрани1ти зaпwвэди тво‰.

60. ХА́ШТИ ВЕЛО́ hИТМАhМА́hТИ, ЛИШМО́Р МИЦВОТЭ́ХА.

חַשְׁתִּי וְלֹא הִתְמַהְמָהְתִּי לִשְׁמֹר מִצְוֹתֶיךָ׃

 

 

Качество же, которое можно приобрести подготавливаясь к празднику Песах – это זריזות = ЗРИЗУТ = расторопность. (Здесь аллюзия на время жизни в этом мире, которое мы должны использовать не упуская возможностей выполнения воли Творца, для того чтобы готовыми встретить Восьмой День – Утро Мира Грядущего).

17 И берегите пресные хлебы = МАЦОТ, ибо в этот самый день … (Исх. 12:17)

И храните опресноки = МАЦОТ = מצות. Р. Йошия говорит не читай так, но храните заповеди = МИЦВОТ = מצות. Так же как не заквашивают МАЦУ, так же не заквашивают МИЦВУ. Мицва, пришедшая в твою руку – делай ее сразу! (Мехильта глава Бо, масехта де-Писха 9)

 

В повелении хранить тесто пресным от закваски греха имеет таинственное значение. Тесто – это человеческое естество. Бавли в устроженном правиле по приготовлению мацы предписывает стоять тесту не более 18 минут. И в этом есть таинственное поучение. 18 – это гематрия слова ХЕТ = «грех» и слова ХАЙ = «живой». Т.е. МАЦОТ  = пресное тесто – люди, которые хранят себя от закваски греха, пока живут = ХАЙ здесь, в этом мире, могут исполнять заповеди = МИЦВОТ. Когда же жизнь (18 минут) проходит, проходит и время исполнения заповедей. Если не исполнял заповеди будучи живым умирает грешником = ХЕТ. (ПВ)

 

Мы живем во времена быстрого питания, быстрого обслуживания и вообще быстрого всего. Но быстрое повиновение Богу это редкость в наше время. Быстрое повиновение явленной Божьей воле – вещь, о которой надо размышлять и которую надо вырабатывать. (Макдоналд)

 

Мэтью Генри приводит пример отрицательный пример откладывания спасительной жизни в Боге до времени из книги Деяний.

24 Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.

25 И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. (Деян.24:24,25)

Если мы призваны к исполнению своего долга, то не стоит терять времени, но приняться за дело сегодня, «доколе можно говорить «ныне». (М. Генри)

 

 

118.61 Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего.

…а Ќжz грBшникъ њбzзaшасz мнЁ, и3 зак0на твоегw2 не забhхъ.

61. ХЕВЛЕ́ РЕШАИ́М ИВЕДУ́НИ, ТОРАТЕХА́ ЛО ШАХА́ХТИ.

חֶבְלֵי רְשָׁעִים עִוְּדֻנִי תּוֹרָתְךָ לֹא שָׁכָחְתִּי׃

 

 

  • Перевод М. Левинов: Слуги злодеев ограбили меня, – учения твоего Я не забыл.
  • Перевод Иосифона: Банды нечестивых окружили меня – Тору Твою не забыл я.
  • Перевод Гурфинкель: Путы нечестивых меня разоряли, Твое  Учение  я  не  забывал.
  • Раши и Таргум: Отряды злодеев собрались на меня...

 

Сначала разночтение по слову окружили меня. Как мы видим есть переводы которые слово ИВДУНИ переводят в разных смысловых значениях.

Радак говорит что слово ИВДУНИ означает ШАЛЕЛУНИ = грабили, разоряли, от  слова АД «будет есть пойманное = АД» (Быт. 49:27).[47]

Ибн Эзра считает что это слово в Танахе «не имеет друга»[48] (единственный раз) и понимает ИВДУНИ основываясь на контексте. Менахем и Раши объясняют нахождением близкого корня, ИВДУНИ от слова ОД = «еще». Т.е. буквально: «Собрались, добавились».

Поэтому все переводы слова ИВДУНИ = «собрались, окружили, обхватили, пленили, разоряли, грабили» имеют место быть.

 

5749

8765

עוד

A(qal): повторять, говорить снова. C(pi): 1. окружать; 2. прич. помогать.
E(hi): 1. повторять; 2. предупреждать, предостерегать, увещевать;
3. призывать или приглашать для свидетельства; 4. свидетельствовать.
F(ho): быть предупреждённым. G(hith): помогать друг другу, поддерживать друг друга.

5750

5751

עוד

еще, опять, снова, уже.

 

 

В нашем синодальном, и в переводе Иосифона слово переведено «окружили». В славянском «обвили, обвязали, связали»

 

Второе слово мы уже встречались и разбирали его в псалме 17:6. Слово ХЕВЛЕ – ХАВЕЛЬ.

Цепи (Отряды) ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. (Пс. 17:6). На славянском: Бwлёзни ѓдwвы њбыд0ша мS, предвари1ша мS сBти смє1ртныz.

Где объяснялось что слово ХЕВЛЕ может быть переведено в трех смысловых значениях.

1.Узы, веревки цепи, ловушка, силок.

2.Отряд, слуги, толпа, стадо, банда.

3.Болезни.

В комментарии на тот стих (Пс. 17:6), также приводился драш по этому слову.

И здесь мы увидим, то, о чем говорили в толковании на букву ХЕТ. Букве ХЕТ, в ее отрицательном значении, противостоит буква hЕЙ, в своем положительном значении.

В 17 и 15 псалмах, мы уже встречаясь со словом ХЕВЛЕЙ, выводя драш подставляли вместо буквы ХЕТ, букву hЕЙ.[49] И что получается?

 

2255

2257

חבל

I(pael): 1. вредить, повреждать, наносить вред;  2. разрушать, истреблять.  N(hithpaal): гибнуть, погибать, разрушаться.

Вред, ущерб, повреждения.

2256

חבל

1. верёвка;  2. верёвка измерительная, мера длины;  3. силок;  4. участок (поля), удел;  5. область, район, край;  6. истребление, уничтожение;  7. группа, толпа, стадо;  8. родовые боли, муки при родах;  9. плод чрева.

1892

הבל

1. суета, пустота, тщета, напраслина;  2. дуновение, дыхание.

 

 

Если человек делает выбор в сторону заповедей, Закона и воли Всевышнего, то חבל = ХАВЕЛЬ = חבלי = ХЕВЛЕЙ = окружающие его толпы и отряды врагов, сети и веревки злодеев, боли от них, все это превращается в הבל = hАВЕЛЬ = הבלי = hЕВЛЕЙ, в улетучивающиеся пары, суету, в ничтожности. (ПВ)

 

В аскетическом аспекте:  Ужя (узы) грешник обязашася мне. Какие же это были узы? Не лукавые ли помыслы, которыми намеревались низринуть меня с ликостояния по Богу? (свт. Афанасий).

 

 

118.62 В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои.

…в Полyнощи востaхъ и3сповёдатисz тебЁ њ судбaхъ прaвды твоеS.

62. ХАЦОТ-ЛА́ЙЛА АКУ́М ЛЕhОДО́Т ЛАХ, АЛЬ МИШПЕТЭ́ ЦИДКЭ́ХА.

חֲצוֹת־לַיְלָה אָקוּם לְהוֹדוֹת לָךְ עַל מִשְׁפְּטֵי צִדְקֶךָ׃

 

 

Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога (Деян. 16:25). Люди были несправедливы к ним, но они все равно могли воспевать Божьи праведные суды. (Макдоналд)

 

25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. (Деян.16:25,26)

Тут пример предыдущего стиха. Когда мы обращаемся к Богу и Торе Его, тогда ХАВЕЛЬ = узы ослабевают и превращаются в АВЕЛЬ = пар, теряя свою силу. (ПВ)

 

Полуночь на молитву удобнейшея есть. Она же и глубину скорбей знаменует (ночь = бедствия, ночь = этот мир, ночь = ночь греха). В них же наипаче со благодарением молится подобает, и готовым быть на глас Жениха Небесного, иже рече: полунощи вопль бысть: се Жених грядет, выходите в сретение Его (Мф. 25:6). (Комментарий отцев ТСЛ)

 

 

118.63 Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои.

…г Причaстникъ ѓзъ є4смь всBмъ боsщымсz тебє2 и3 хранsщымъ зaпwвэди тво‰.

63. ХАВЭ́Р А́НИ ЛЕХОЛЬ-АШЕ́Р ЕРЕУ́ХА, УЛЬШОМЕРЭ́ ПИКУДЭ́ХА.

חָבֵר אָנִי לְכָל־אֲשֶׁר יְרֵאוּךָ וּלְשֹׁמְרֵי פִּקּוּדֶיךָ׃

 

 

Псалмопевец – друг каждому, страшащемуся Господа; (р. Ковсан)

 

Те, кто любит Бога, любят Его народ. А те, кто любит Библию, любит всех любящих Библию. Это всемирное братство, которое не обращает внимания на национальные, общественные и расовые границы. (Макдоналд)

 

Я  общник… Нечестивые мне ненавистны. Но кто Тебя страшится и соблюдает Тобою вверенное, тех я люблю так, что стал им общником и другом. (Радак)

 

В чем общность?

Когда вы говорите кому-то, что вы христианин, вы обычно можете ожидать определенной реакции: «К какой деноминации вы принадлежите? В какую церковь вы ходите? Вы баптист, методист, лютеранин или католик?» …

Поэтому когда люди спрашивают меня, к какой деноминации я принадлежу, я люблю отвечать как Давид: «Я друг всем, кто боится Бога и следует Его повелениям». Это переносит ударение на первостепенные вопросы: мои отношения с Богом и Его народом…

Небо – для тех, кто любит Бога и слушается Его. Нам не нужно ждать, пока мы придем на небо, чтобы сделать это открытие. Уже здесь, на земле, между такими людьми, как те, кого описывает Давид, есть узы любви и внутреннего понимания, превосходящего все человеческие религиозные ярлыки. (Д. Принс).

 

Можно много провозглашать Истину, но не быть причастным Истине. Можно провозглашать себя народом святым или церковью верной, но по факту эта причастность будет только на словах. Откуда мы учим это? Из слов Бога в псалме 49-м.

16 Грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? (Пс.49:16,17)

Нужно не только проповедовать истину, но быть причастным истине на деле, всей своей жизнью. Мы общники народу избранному, общине верных, Церкви святой, если сами храним (исполняем) повеления Божьи. (ПВ)

 

 

118.64 Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим.

…д Млcти твоеS, гDи, и3сп0лнь землS: њправдaніємъ твои6мъ научи1 мz.

64. ХАСДЕХА́ АДОНАЙ МАЛЕА́ hАА́РЕЦ, ХУКЭ́ХА ЛАМЕДЭ́НИ.

חַסְדְּךָ יְהוָה מָלְאָה הָאָרֶץ חֻקֶּיךָ לַמְּדֵנִי׃

 

 

Вся земля, говорит, исполнена мило­сти Твоей, Господи, – я ли один буду обделен ей? Уповаю, Господи, что не лишишь Ты и меня милости Твоей. Не богатства прошу себе, не чести и славы, а ищу только – научи меня, как благоугождать Тебе, верно исполняя все заповеди Твои. Если ты питаешь и неразумное животное, то усомнюсь ли я, что напитаешь и душу мою, созданную Тобою по образу и по подобию Тво­ему?[50]

Святой Амвросий пишет: «Пророк желает быть от Самого Господа научен оправда­ниям Божиим потому что на земле трудно найти такого учителя, который ухитрился бы научать тому, чего сам не ведает. Потому-то он внутренним желанием устремляется к Тому учителю, Кото­рый один есть истинный Учитель… И как Давид может искать другого учителя, когда сам сказал о Боге: «Он Тот, Кто учит человека разумению» (Пс. 93:10)? Учит же Бог и просвещает души, вливая в них свет ведения, когда ищут Его и отверзают уста сердца своего для принятия светлости небесной благодати. «Ищите, и обрящете» (Мф. 7:7). Толцы и ты в дверь Писания, и отверзется тебе, но опять не иным кем, как Словом Всевышнего, о Котором читаешь ты в Апо­калипсисе, что Он, яко Агнец, отверз книгу, запечатленную печатями». (Феофан Затворник).

 

Когда ты увидишь множество согрешающих, нечестивых, неправду говорящих на высоту и помыслишь о долготерпении Божием к таковым беззакониям, что Бог и после таких тяжелых преступлений повелевает солнцу Своему светить на злых и добрых, и идти дождю на праведных и неправедных, – то ты тогда непременно произнесешь эти слова. (Святоотеческий комм.)

 

[1] В положительном аспекте начертание буквы ВАВ = ו, как буквы Истины можно истолковать как прямой путь Истины, который отображается нижней частью буквы. Но в отрицательном аспекте, буква ВАВ становится кривым путем Неправды. На эту кривизну пути дает намек верхняя часть буквы, которая делает заворот в левую сторону. С одной стороны, ВАВ эта буква Истины, с другой стороны, это буква Справедливости, требующей отмщения за грех, на что намекает ее название ВАВ = гвоздь. (подробно см. комментарий на Пс. 118:41-48. Толкование на букву ВАВ).

[2] О безвидности и пустоте = ТОhУ ВЕ БОhУ может быть лучше расскажет ремез на другие стихи Танаха. У пророка Исайи: «Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; … и протянут по ней вервь разорения  = ТОhУ и отвес уничтожения БО». (Ис. 34:8-10). И у пророка Иеремии: «Смотрю на землю, и вот, она разорена = ТОhУ и пуста = БО» (Иер. 4:23).

[3] חשך = ХОШЕХ = темнота, тьма, мрак, сумерки.

[4] רוח‎ = РУАХ = 1. дух; 2. ветер, дуновение; 3. воздух; 4. дыхание.

[5] טומאה = ТУМА = нечистота

[6] Святость = КДУША – это состояние близости к Творцу, а нечистота = ТУМА – удаление от Него; святость – воздействие, посылаемое Всевышним тому, кто достоин этого, а нечистота – состояние отдаления и сокрытия, когда Он как бы скрывается. (Рамхаль)

[7] Буква hЕЙ в написании на ктав иври, не имеет с левой стороны вертикальной линии, какая есть у буквы ХЕТ. В остальном эти буквы похожи.

[8] חת = ХЕТ = 1. ужас, страх;  2. исполненный страха, трепещущий;  3. преломленный, сломанный, разбитый. Т.е. Корень חתת = ломать. Это ужас и страх ломающий человека.

[9] «ОТИЙОТ ДЕ РАББИ АКИВА»

[10] חטא = ХЕТ = A(qal): 1. промахиваться (мимо цели); 2. грешить; 3. ошибаться; 4. провиниться, быть виновным; C(pi): 1. очищать от греха; грех, преступление, проступок. 1. грешный;  2. грешник.

[11] Может быть, будет уместно растолковать и то, почему Христос уточнил в притче, что именно женщина замешивает тесто. Конечно же, стряпают всегда женщины. Но в таинственном значении здесь намек на Дух Божий, Который парил над бездной. Дело в том, что РУАХ = Дух, это слово женского рода. Так оно и появляется в том стихе, где слово Дух встречается первый раз: РУАХ ЭЛОКИМ МЕРАХЕФЕТ АЛЬ-ПНЕЙ А-МАИМ = Дух Бога парящая над водой. (Быт.1:2).

[12] Буква в Торе встречается впервые в этом стихе: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Быт.1:2)

[13] Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Матф.19:28)

[14] В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба… (Деян.20:7)

[15] За этим скрывается и анатомическая интерпретация «восьмерки» намекающее на будущее, на новую жизнь. Мужское тело имеет 7 отверстий, а женское – 8, и восьмое представляет собой врата, через которые в мир входит новая жизнь. Таким образом восемь есть число новой жизни. (С.Неаполитанский).

[16] Свет сеется для праведника אור זרע לצדיק = ОР ЗАРУА ЛЕЦАДИК (Пс. 96:11) Подробней об этом в комментарии для буквы ЗАЙН.

[17] Буква ХЕТ = ח ограничивает пространство таким образом, что оставляет открытым лишь одно направление – вниз, эта буква символизирует падение, грех и безысходность в мире грядущем = ОЛАМ А-БА, для тех, кто упустил свой шанс в мире этом = ОЛАМ А-ЗЭ. (Иуд. комм). Форма буквы ХЭТ символизирует естественное завершение жизненного пути грешника: ХЭТ открыта только внизу, и его конец – падение. (Д. Плант). Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Матф.25:30)

[18] В среде рок культуры этот жест символизирует рога дьявола. Введен в рок культуру Ronnie James, вокалистом «Black Sabbath».

[19] См. комм. на букву ТЕТ. Пс. 118:65-72.

[20] В предисловии книги Зоар можно увидеть, что соседство двух букв ХЕТ и ТЕТ понимается именно в негативном значении намекающим на грех. «Вошла буква ТЭТ сказала: «Создатель мира, хорошо мною создать мир, потому что мною Ты назван Хорошим». Ответил ей Творец: «Не создам тобою Я мир, ибо твое хорошее скрыто в самой тебе и невидимо. И потому нет ему части в этом мире, который я желаю создать, а только в будущем мире раскроется оно. А поскольку твое хорошее скрыто в тебе, утонут в земле врата дворца, потому что буква ХЭТ напротив тебя, а когда соединитесь вместе, получится слово ХЭТ = грех. И потому не записаны эти две буквы в именах святых колен». – Немедленно отошла в сторону буква ТЭТ». (Зоhар hакдама 33).

[21] К тому же как мы увидим ниже, ХЕТ относится к Иисусу Христу через свое название которое в смысловом значении может быть не только грехом, но и очищением греха и жертвой за грех. А это – Искупитель и Спаситель Йешуа а-Машиах.

[22] Здесь ЗАЙН без тага означает питающегося ЗАН от всей полноты = (7 = ЗАЙН) лжи. И тот, который становится заблудившимся от пути правды является как ЗОНА = блудница. Вероятно, что слово ЗОНА = блудница происходит от корня ЗОН = кормить, кормиться, и первоначально означало женщину, самостоятельно добывавшую себе пропитание.

[23] Подробнее в толковании на букву ЗАЙН.

[24] Слово арамейское. Есть два разных написания. Одно из них = חטורת. Корень возводят к חוטרא = сгибать. (Р. Касоб).

[25] Подробнее в толковании на букву ВАВ.

[26] Намек на иероглиф протосинайского письма X = ХЕТ, который означает «преграду, забор, ограду».

[27] Масоретский текст Танаха имеет различные пометки на полях и в самом тексте. Как, кри у-хтив или же аномальное написание некоторых слов и букв.

[28]חָרָה‎ = ХАРА = A (qal): 1. быть горячим, разгорячиться; 2. уменьшаться числом; перен. разгневаться, негодовать. B(ni): сердиться. E(hi): разжигать, воспламенять. G(hith), G(tiphel): разгораться, соревноваться; перен. гневаться, негодовать, раздражаться.

[29] Подробнее об этом в «Царство Божье и огонь вечный»

[30] Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны; (Втор.10:16)

[31] Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою. (Иер.13:16). Он претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? - Господь имя Ему! (Ам.5:8)

[32] ВТ. Шаббат 104а. Подробнее см. в комм. Введение в 118 Пс.

[33] В Евангелии упоминается этот праздник так: Настал же тогда в Иерусалиме [праздник] обновления = ХАНУКА, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. (Иоан.10:22,23). Именно тогда в Храме Спаситель сказал свои удивительные слова, за которые Его решили побить камнями: Я и Отец – одно = ЭХАД. (Иоан.10:30)

[34] Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1Иоан.1:7)

[35] Он же ОР А-ГАНУЗ = свет погребенный. По иудейскому учению от первоначального света в нашем мире явлена одна часть из семи. Шесть седьмых же сокрыта для мира грядущего.

[36] Игра слов. ЦАФУН-ЦАФОН. Север как образ холода, тьмы и изгнания.

[37] Подробно об этом см. комм. Пс. 18:5-7. Книга Первая.

[38] Ном. Стронга 05229

[39] И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;  и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. 25:32-42).

[40] Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. (Евр.9:26)

[41] Пример из книги Д. Стюарта «Секрет чисел в Писании».

[42] Ной, Сим, Хам и Иафет. (1Пар.1:4) Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. (Быт.9:18). Хам выделяется как отец Ханаана. В последствии, ханаанский народ это символ нечестия и образ общества, которое недостойно жить на земле живых.

[43] Другие имена Господа Иисуса на греческом языке, также отмечены как факт числом восемь: Χριστος = Христос – 1480 = 8 х 185. Κυριος = Господь – 800 = 8 х 100. Υιος = Сын – 880 = 8 х 110. Κυριος ημων  = Наш Господь – 1768 = 8 х 221. Σωτηρ = Спаситель – 1408 = 82 х 32. Εμμανουηλ = Эммануил – 25600 = 83 х 50. Μεσσια = Мессия – 656 = 8 х 82.

[44] Д. Стюарт посчитал, что в книгах Нового Завета, за исключением книги Откровение, имя Иисус употреблено точно 888 раз. Чтобы проверить этот факт, будет полезно воспользоваться Симфонией Стронга. При просмотре можно увидеть, что имя Иисус употреблено 965 раз, имена со звездочкой показаны как ошибочно переведенные, и их 76. Эти 76 имен можно проверить в словаре Симфонии Стронга, в этом же томе. Вы увидите, что это ошибочно переведенное 76 раз имя следовало перевести как «Он», «Ему», «Его», и т. д. Если мы исключим эти 76 имен из 965, мы получим 889. Но имя в Деян. 7:45 – имя Иисуса Навина. И теперь мы видим, что Имя Иисус в Новом Завете употреблено точно 888 раз.

[45] А с числа 9 начинает расти: 8 х 9 = 72. 7 + 2 = 9. 0 + 9 = 9 Намек на следующее число 9, которое толкуем как ТОВ = хорошо.

[46] Его Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов (Рим.3:25).

[47] Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву = עד  и вечером будет делить добычу. (Быт. 49:27)

[48] Не объясняется другим словом Танаха.

[49] В иудейской традиции (в школах р. Элиэзера и р. Меира) при выводе драша из стиха Писания, допускалась замена одной буквы на другую. Например, АЙН менялась на АЛЕФ, или ХЕТ на hЕЙ. (Пример можно увидеть Бавли Брахот 32а). И выше, мы уже приводили пример со словами МАЦА и ХАМЕЦ.

[50] Т.е. мысль свт. Феофана такова: Неужели я не получу от Тебя все полезное и нужное для бессмертного духа моего, если ты даешь все жизненно необходимое, даже для смертных тел и душ животного мира?


Назад к списку