От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 118 Псалом Давида стихи 49-56 ЗАЙН (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Новости

  • Новый проект от создателя библейской программы "ЦИТАТА из БИБЛИИ"
  • 12 Октябрь 2017
  • Кто может, помогите проекту! Этот труд начат хорошим человеком и автором библейской программы "Цитата из Библии" = BibleQuote. Труд еще не окончен.

    Если каждый любящий слово Божие перечислит хотя бы 500 или 1000 рублей единоразово из своей десятины на указанный счет, то это поможет проекту осуществиться.

    Прошу поддержать материально трудолюбивого человека который все это делал и делает не ради денег. счет яндекс кошелька

    Страница проекта на ФБ здесь

    счета для не рублевых переводов

    U294637633999 гривна
    Z287761284830 доллар
    E234543609018 евро
    R426193411415 рубль

    Прикладываю ссылку на библейскую программу созданную этим автором, которой я пользуюсь при поиске в русском синодальном тексте Библии и в тексте на церковно-славянском языке. В этой программе также есть второканоничные книги Библии.
    https://yadi.sk/d/4oZ_St883NgLEE

     

  •  
  • Сентябрь - Октябрь - Ноябрь 2016
  • 30 Ноябрь 2016
  • Многие ли помнят, в каком контексте дана молитва "ОТЧЕ НАШ" у евангелиста Луки? А ведь контекст имеет огромное влияние на понимание семи прошений этой молитвы.

    Один старый еврей хорошо заваривал чай, и другие евреи любили ходить к нему в гости пить чай. Распивая чай, они удивлялись его вкусу и все время просили: - Абрам, расскажи, как ты завариваешь чай, не уноси секрет в могилу. - Нет-нет-нет, - отвечал старый Абрам, - "Только на смертном одре." И вот пришла пора умереть Абраму. Собрались евреи, напомнили ему об обещании рассказать, как он заваривает чай. - Евреи, не жалейте заварки...

    В этом веке, Слово Божие вода - омывающая, очищающая, напаяющая. В мире грядущем, Слово Божие будет явлено во всей силе своей, как Огонь Славы Всевышнего. Не причастные Слову здесь, не вынесут Огня там, и не узнают вкуса Живой Воды.

    Серединная НАДЕЖДА являет два своих оттенка, если ближе, либо к ВЕРЕ, либо к совершенной ЛЮБВИ.

    Порой некоторые христиане не знают, что известные слова, которые встречаются в Пасхальной службе, это слова из пророчеств книги Ошеа - Осии.

    Боль сердца - ребенок мертвый по грехам своим. Но слезы родителей о детях своих не бывают тщетны.

    Два закона: справедливость и любовь. Две ступени. "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс.33:15). Поставив себя на место других это делать гораздо легче.

    Теснота сердца, признак того, что благодать была принята тщетно

     

    Крест, в аскетическом аспекте, место распятия ветхого человека. Но нужны и гвозди чтобы распять плоть со страстьми и похотьми... Что это за гвозди?

    Время этой жизни дано, для "привыкания" к сиянию Света Мессии, чтобы в будущем веке не ослепнуть от него и не остаться во тьме внешней.

    Пренебрегающих Словом Истины ждет опустошение.

    Какой из упомянутых в Новом Завете царей Иродов приказал казнить Иоанна крестителя? Аллюзия Ирод-Соломея-Иродиада на три уровня души. В одном месте написано: "Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". (Мар.6:20) А в другом написано: "И хотел убить его..." (Матф.14:5) Когда же произошла перемена в царе Ироде по отношению к Иоанну?

    Одним нужно узнать Мессию, как воплощенное Слово Божие, а кому-то вспомнить, что Он вместе с тем, и Человек. Но человек после смерти и воскресения уже не тот, которого мы знали по плоти. Тем более Тот, Который имеет славу, как славу Единородного от Отца.

    В раздел "Воскресная школа" добавлены уроки по 118 псалму

    Буква НУН. 1 часть. Хронометраж урока: 00:01 = Буква Нун как НЕЕМАН = верный Богу. Мессия и человек. 09:01 = Имя Мессии – ינון = Инон из Пс.71:17 32:35 = Имя ננא = ННА в проекции на Мессию. 53 Имя Бога ננא выводимое из 3 стихов книги Исход. 38:33 НУН образ падения. Христос как Шалаш Давида и Храм. 56:14 БАР НАФЛИ = Сын Падения и БАР НЕФЕЛИ = Сын облаков. Учение о двух Машиахах. Машиах Страдающий и Машиах Славный. 74:18 = Падение и восхождение от бедняка до облака Славы в образе трех букв יון

    Буква МЕМ 3 часть. Хронометраж урока: 01:06 = слово ЭМЕТ = АЛЕФ-МЕМ-ТАВ как Истинное свидетельство о спасении Христовом 13:10 = Образ умирания ветхого человека в водах погружения 17:46 = Миква = Могила – Матка. 24:51 = Образ чрева – материнской матки = ЭМ 29:27 = Мать Машиаха и рождение Христа. (Ис.9) 44:42 = Аллюзия Моше на Машиаха 50:26 = Мирьям Моше и Мирьям Машиаха. Колодец Мирьям 59:31 = Образ Девства Мирьям

    Часть 4. О букве МЕМ. Комментарий на 13 восьмистишье 118 псалма. Стихи 97-104 0:37 = Непроходимые врата – аллегоричный образ Рождения Мессии от Девы Марии 5:24 = Золотые врата Иерусалима 8:53 = Южные врата Иерусалимского Храма 17:55 = Третий Храм Божий 19:48 = о числе 40 в Библии


Объявления

О Царстве Божием
Учение Виссариона в свете Библии

118 Псалом Давида стихи 49-56 ЗАЙН (Видео)

Конспект 118 пс. ЗАЙН

Псалом 118

Стихи 49-56

Буква ז = ЗАЙН

Подпись:  Латинская буква z = зет, очень похожа по начертанию на ЗАЙН протосинайского письма, и ЗАЙН, на ктав иври = z или z Z.

На ктав ашури ЗАЙН имеет другой вид, вид прямой буквы ВАВ с навершием буквы ЙУД.

Если буква ВАВ отображала в себе путь Истины = (нижняя часть буквы), и отход от пути Истины = (верхняя загнутая часть буквы). То эта буква пряма, и без уклонения от прямоты увенчана буквой ЙУД, которая связана с Силой и Могуществом Божьим.[1] И к тому же не просто буквой ЙУД, но ЙУД с тремя ТАГИМ = коронами. И это указание на то, что прямой путь праведника увенчивается от Творца по своем окончании.

По иудейской традиции, чтобы толковать букву ЗАЙН, сначала нужно узнать в каком слове, и каком месте Торы Божьей впервые встречается эта буква.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую = מזריע семя = ערז дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. (Быт. 1:11)

Слово עירזמ = МАЗРИА = сеющий.[2] Оно есть однокоренное слову רעז  = ЗЭРА = «семя», которое идет за ним.

Посеянное Семя дает новую жизнь, новое рождение. В Евангельских словах Спасителя четко усматривается связь семени и Слова Божьего.

5 … Вышел сеятель сеять семя свое … (Лук.8:5)

11 … Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; (Лук.8:11)

Оживающее семя дает новое рождение – плод сторицей. Оживленная Духом буква Слова, как духовное семя дает новое духовное рождение внутреннего человека.[3]

Слово Божие всегда имеет действие. Оно не возвращается назад, не исполнив то зачем было дано человеку.

10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест,

11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. (Ис.55:10,11)

И первое действие Слова – это зачатие и рождение праведника. (ПВ)

 

Зайн символизирует духовный аспект материальной реальности и связано с понятиями, источник которых – святость: Маhарал Пражский объясняет, что это число символизирует духовный аспект материальной реальности. 

С буквы ЗАИН, выражающей духовную основу существования и жизненности мира, начинается слово ЗАН = «обеспечивающий», «дающий пропитание».[4] Творец, Источник всего сущего, обеспечивает материальный мир жизненной силой благодаря духовности этого мира и ради нее. (Д. Плант)

 

Конечно же, духовная реальность нашего мира обусловлена милостью Благодетеля дарующего жизнь. И Слово Его возрастает в новое рождение, которое восстает в нетление, для жизни вечной силою Бога, … данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, явившего жизнь и нетление через благовестие. (2Тим. 1:8-10).

Если первое действие Слова есть зачатие и рождение нового человека, то второе действие Слова – это питание. Это зерно Слова Творца и Питателя, есть пища питающая рожденного от Духа. Питающий же нас = ЗАН, есть Бог наш.

3 Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек (Втор.8:3). (ПВ)

 

В библейском иврите буква ז = ЗАЙН = זין = «оружие, меч, жезл», а глагол ЛЕЗАЕН =  לזיין = «вооружать».

И это смысловое значение название буквы ЗАЙН как оружие, также напрямую связано со словом Всевышнего.

Меч делит все, что может быть разделено.[5] Меч Слова Божьего отсекая греховное очищает праведника. Это образ обрезания, которое символизирует отсечение греха и очищение от него. Третье действие Слова Божьего – очищение.

12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр.4:12)

17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф.6:17)

Меч, который был выставлен у врат Райского сада,[6] это Слово Истины которое огненное и пламенное. Им высвечивается и пожигается грех. Слово Божие – Свет. Оно просвещает и указывает путь. Оно Свято – потому что это Слово Самого Бога. Следующая за буквой ЗАЙН, буква ХЕТ толкуется как «грех» или «ограда, забор». Из этих двух букв составляется многозначный драш:

1. Меч пламенный Слова Божьего = ЗАЙН, посекает грех = ХЕТ.[7] Или так:

2. ЗАЙН = Меч огненный обращающийся, поставлен у врат Рая как ХЕТ = преграда, воспрещающая вход греху = ХЕТ. Или так:

3. Словом Божьим = ЗАЙН, созидается ограда = ХЕТ, для греха ХЕТ. Или же так, как уже было растолковано во введении к псалму относительно всех букв алефбета:

4. ХЕЙ-ВАВ = Творец, Благословен Он, дает ЗАЙН = оружие Слова Своего, против греха = ХЕТ. (ПВ)

 

Связь Слова Божьего, как оружия = ЗАЙН и пропитания = ЗАН, выражена в стихе: Если голоден твой враг, накорми его хлебом… ибо, ты собираешь горящие угли на голову его (Прит.25:22). Мудрецы говорят, что хлеб здесь – символ Торы, духовной поддержки; На иврите хлеб = ЛЕХЕМ этимологически связан со словом МИЛХАМА = война. В духовной сфере это та война, которую должен вести каждый человек против своих побуждений ко злу. (р. Глазерсон)

 

Семя Слова Божьего – Тора Всевышнего. Оно как семя = ЗЕРА сеется в сердцах людей. Сеется семя Света – Свет Божий, как и написано в псалме:

Свет сеется в праведнике אור זרע לצדיק = ОР ЗАРУА ЛЕЦАДИК (Пс. 96:11)

Это семя света на доброй земле сердца принесет плод. (ПВ)

 

Слово ЗАРУА = זָרֻעַ, которое встречается в 96 псалме, на первый взгляд, связано с зерном: «Свет посеян для праведника». Но по звучанию оно напоминает слово ЗАРУАХ = זָרוּחַ = «светящийся». (Иуд. комм.)

 

Так вот семя Света – это Слово Всевышнего. Четвертое действие которого – просвещение. Бог просвещает наши очи Светом Слова Своего. Оно сияет и светит.

10 …Во свете Твоем мы видим свет. (Пс.35:10)

Принявший это семя ЗЕРА =  имеет и Его Сияние = ЗОАР. Просвещенный видит путь и имеет способность видеть то что предложено на выбор – путь жизни и путь смерти.

105 Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. (Пс.118:105)

Просвещенный Светом и имеющий мудрость всегда выбирает лучшее. (ПВ)

 

ЗАЙН[8] имеет числовое значение = 7.

Семь – Божественное число полноты. Почему?

Слово «семь» и слово «полнота» записываются одинаковыми буквами – שבע.

В Псалмах есть стих в котором слово написанное тремя буква שבע толкуется в двух значениях. В Арахин 13б написано: «Полнота радости – перед Твоим Ликом (Пс. 15:11). Не читай שבע = СОВА = полнота, но שבע = ШЕВА = семь».[9]

Семь радостей – семь даров Духа в дни Машиаха.

И Сам Мессия, это полнота Духа и Божества телесно, в человеческом естестве.

Пророк Исайя говоря о Машиахе – святом рождении, Отросли корня Иессея, сказал о Духовном совершенстве, полноте Духа Божьего в Нем. Перечислены семь проявлений Духа[10]полнота Духа Божьего:

1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;

2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;

3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. (Ис.11:1-3)

Поэтому и говорится, что на увиденном пророком камне семь очей или родников. Камень – это образ Мессии.[11] Семь очей = АЙН, это семь родников = АЙН[12] Духа Божьего.[13]

 

8 Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, Отрасль.

9 Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. (Зах.3:8,9)

 

Из этих стихов учим, что полнота = СОВА Духа Всевышнего, это семь = ШЕВА родников (очей) Духа. И что в этом мире Мессия был камнем, из которого били семь родников, (на котором было семь очей), как и премудрый Соломон прикровенно говорит об этом: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его». (Прит. 9:1). Мессия был образом Всевышнего в этом мире, так как была вырезана печать Всевышнего на этом камне. И этим Камнем изгладился грех всей земли в день Его Искупительной смерти. (ПВ)

 

Апостол Иоанн в образах видения также видит образ полноты Божьей в Мессии.

6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. (Откр.5:6)

Семь рогов означают полную власть над всем, семь очей – совершеннейшее наполнение Духом и ведение всего, и семь духов – всесовершеннейшее действие Духа Божия. (М.Барсов)

Как мы видим, что буква ЗАЙН на Ктав Ашури увенчана ТАГОМ – короной,[14] что указывает на некое ее особенное значение в сакральном, святом, божественном значении. Это корона святости. Первая из букв, которая имеет тройной ТАГ это буква ГИМЕЛ = ג, которую мы толковали как «Благотворитель», и ассоциировали с Мессией, Спасителем. Вторая буква с тагом, это ז = ЗАЙН, – Слово Божие данное человеку. Она есть и полнота = ШЕВА даров Божьих, и образ духовного семени – Слова Всевышнего. И также как и Благотворитель и Сеятель[15] увенчивается полным тагом – короной из трех лучей. (ПВ)

 

Семь, как один и три, относится к основным Божественным числам. Семь – Божественное число полноты. Когда нечто Божественное бывает полным, завершенным, то оно определяется числом семь.

Число семь определяется еще так: 7=3+4. Три – Божественное число,[16] четыре – число этого мира.[17] Семь – явление Триединого Бога в мире, это – Бог в твари (3+4) и тварь в Боге (4+3).

 

Круг времен

Шесть дней творения и седьмой день покоя Божия такова величественная картина семидневного возникновения мира. Так творится седмеричный круг времен, полнота времени. «В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил». (Исх. 20:11).

Таким образом рождается седмица дней, или неделя.[18] (В славянском языке неделя означает не семь дней, а воскресный день, «не-деля»,[19] день отдыха, когда не делают мирские дела).[20] Седмеричная неделя распространена по всему миру, ибо в одну седьмую часть времени человек (в Боге) восстанавливает свои силы, затраченные за шесть седьмых частей времени. Господь дает об этом заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой ШАББАТ = покой Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8). Неделя творения мира является Божественным основанием недели человеческой.

Особое значение имеет седьмой день недели – суббота, день покоя, ставший знамением Завета Божия со Своим народом. «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас». (Исх. 31:12-14).

Для христиан покой, суббота – в вечности. «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». (Евр. 4:9). Поэтому в субботний – седьмой день христиане совершают службу всем святым, вошедшим в покой Божий, и поминают усопших с молитвой о их упокоении.

Помимо субботнего дня Господь заповедал Своему народу и субботний год = ШМИТА. «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня» (Лев. 25:3-4). И другое значение имел седьмой год: «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа Бога твоего». (Втор. 15,1-2)

Семьдесят седмин лет определяют домостроительство спасения в пророчестве Даниила. «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых» (Дан. 9:24).

Седьмой пастырь еврейского народа – царь Давид.[21]

Интересно, что седьмым от Адама был Енох, пророчествовавший о пришествии Господнем (Иуд. 1:14-15) и взятый Богом живым на небо.

Седьмым от Адама был и Ламех, породивший науки и искусства и погрязший в греховной жизни. (Быт. 4:8-24)

То же, что Сиф и Каин – раздвоение рода человеческого на род богоугодный и богопротивный. На седьмом роде (полнота) – завершение: один достигает неба и спасается, другой прилепляется к земле и погибает в проклятии. (о. Геннадий Фаст)

 

Есть нечто особенное в седьмом. Мудрецы говорят: «Все седьмые любимы особо», Моше был седьмым поколением, начиная с Авраама. И объясняется в Мидраше, что первоначально Б-жественное Присутствие было в этом, нижнем, мире, но после греха Адама и шести последующих проступков поколений людей Шхина «оставила этот мир и ушла на седьмой свод», пока семь праведников не вернули ее вниз, в этот мир. Вот эта «великолепная семерка»: Авраам, Ицхак, Яаков, Леви, Кеат, Амрам, Моше. Моше – седьмой, «любимый особо». (р. И. Гинзбург)

 

Число семь в дохристианском иудейском культе

Семь, означая Божественную полноту, многократно встречается в ветхозаветном культе – как в устройстве скинии и храма, так и в жертвоприношениях. Вот только некоторые примеры.

Золотой семисвечник = МЕНОРА во Святой скинии.[22]

Золотой семисвечник в видении св. пророка Захарии.

Семь ступеней храма в видении св. пророка Иезекииля, а также дверь в семь локтей.

Семикратное кропление крови священником перед завесою святилища.

Семикратное кропление елея священником при очищении исцелившегося от проказы.

Семикратное кропление крови и живой воды священником при очищении дома от язвы, проказы.

Семь непорочных однолетних агнцев во всесожжение Господу в Шавуот.

Семь жертвенников, семь тельцов и семь овнов в жертве Валаама.

По разным случаям евреи зачастую должны были приводить именно семь животных для жертвоприношения.

Семь дней праздника Песах и Сукот.

Отсчет дней омера, длящийся семь недель.

 

Число семь в Церкви

Семь – явление Триединого твари. Семь – это Бог в мире, это – Церковь.

Полнота Духа Святого представляется в Апокалипсисе как семь духов Божиих перед престолом.

Благодать Божия проявляется в семи дарах Духа Святого. (Ис. 11:2-3)

Соответственно семи дарам Духа Святого Церковь содержит семь таинств,[23] через которые верующим преподается полнота благодати, через которые Небо соединяется с землей, Бог входит в тварь, а тварь соделывается причастной Божеского естества.

Полнота Вселенской Церкви представлена в Апокалипсисе как семь светильников, или семь церквей. Соответственно этому апостольское священство представляется как семь звезд, которые суть ангелы семи церквей.

О «семи пастырях» пророчествовал еще и св. пророк Михей. (Мих. 5:5)

В начатке Церкви были семьдесят апостолов. 70 как полнота апостольства 70=7x10. Двенадцать[24] же апостолов – это основа, начало, фундамент.

Также и диаконат Церкви начинается с семи диаконов:[25]

Полнота Вселенской Церкви выразилась в семи Вселенских соборах (325 г., 381 г., 431 г. 451 г., 553 г., 680-81 гг., 787 г.) Семь Вселенских соборов – голос всей Вселенской Православной Церкви, голос христианства.[26]

На Кресте было совершено Христом спасение мира. При этом Им было сказано семь великих изречений, в которых выражено фактически все домостроительство нашего спасения.[27] (Прт. Геннадий Фаст)

 

Семь как число полноты.

Многократно и многоразлично встречается в Священном Писании семь как число полноты. Вот некоторые примеры.

Ной взял с собою в ковчег по семь пар чистых животных.

Через семь дней после вхождения Ноя и животных в ковчег начался всемирный потоп.

Каждые семь дней Ной выпускал голубя из ковчега.

Семь заповедей Ноя

Семь лет Иаков служил у Лавана, получив в жены Лию вместо Рахель, и еще семь – за Рахель.

Семикратным было поклонение Иакова Исаву.

Сон египетского фараона о семи коровах и семи колосьях. Семь лет изобилия и семь лет голода.

Обетование Божие Израилю: «Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от Тебя». (Втор. 28:7).

Господь изгнал перед Израилем семь ханаанских народов и дал ему эту землю.

При взятии Иерихона Иисусом Навином израильтяне семь дней обходили стены города, а на седьмой день обошли их. Причем каждый раз семь священников  трубили в семь труб.

Совершено семикратное омовение Неемана в Иордане по указанию пророка Елисея для исцеления от проказы.

«Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». (Пс. 11:7)

«Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили». (Пс. 78:15)

«Семикратно в день прославлю Тебя за суды правды Твоей». (Пс. 118:164)

Так вводилась и в монастырях семикратная молитва в течение суток.

«Если он (враг) говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» (Притч. 26:25)

Так и Церковь учит о семи смертных грехах: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, гнев, уныние и леность.

Три отрока в Вавилоне были брошены в печь, растопленную в семь раз сильнее, чем обычно. (Дан. 3:19).

Персидский царь Артаксеркс имел семь приближенных князей. (Есф. 1:14)  

К Есфири приставлено семь девиц. (Есф. 2:9)

Пророчество Захарии о камне с семью очами (источниками). (Зах. 3:9)

Господь Иисус Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов. (Лк. 8:2)  

Нечистый дух возвращается с семью злейшими в человека, не занявшего сердце свое Божией благодатью. (Мф. 12:43)

Притча о семерых братьях, бравших одну жену.

«Семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель». (Притч. 24:16)

Семь в значении полного и всегдашнего прощения: «И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему». (Лк. 17:4)

В другом месте Господь говорит о прощении до «седмижды семидесяти раз». (Мф. 18:21).

В Новом Завете – семь Соборных посланий (Иакова, 1-2 Петра, 1-3 Иоанна, Иуды).

Семь посланий всей Соборной Кафолической Церкви.

Семь прошений молитвы «Отче наш». (о. Геннадий Фаст)

 

В Завете Бога с Авраамом был семь обетований (Быт.12:2,3):

1.  От тебя произойдет великий народ;

2.  И Я благословлю тебя;

3.  И сделаю имя твое великим;

4.  И имя твое будет благословенно;

5.  И Я благословлю их, как благословил тебя;

6.  И прокляну того, кто проклинает тебя;

7.  И в тебе благословятся все народы земли.

 

В Завете Бога с Израилем было семь обетований (Исх.6:6-8):

1.  Я выведу тебя из Египта;

2.  Я избавлю их от рабства;

3.  Я спасу тебя;

4.  Я возьму тебя для Себя и для людей;

5.  Я буду твоим Богом;

6.  Я приведу тебя в землю;

7.  Я дам ее тебе. (М.Д.Стюарт)

 

Число семь в Апокалипсисе

Число семь пронизывает почти все апокалиптические видения.

Семь духов пред престолом Божиим.

Семь светильников, которые суть семь церквей.

Семь звезд, которые означают семь ангелов семи церквей.

Семь печатей на книге.

Семь рогов и семь очей Агнца.

Семь Ангелов, стоящих пред Богом с семью трубами.

Семь громов при возгласе сильного ангела. Эти семь громов могут иметь аллюзию на семь гласов Бога в Пс. 28. Семь гласов, которые описаны в псалме, в свою очередь имеют аллюзию на Синайское откровение, где также прослеживается семь речений.[28]  

Красный дракон с семью головами.

Зверь-антихрист с семью головами.

Зверь-диавол с семью головами.

Семь чаш гнева Божия.

Семикратное благословение исходило из уст искупленных: сила, богатство, премудрость, крепость, честь, слава и благословение (Откр. 5:12).[29] (о. Геннадий Фаст)

 

Число семь в тварном мире (природе)

Семь как число полноты, встречается в тварном мире, в природе.

Иудейское предание говорит о семи небесах.[30] (ВТ. Хагига 12б)

Также в иудейской традиции есть семь имен и отделов Преисподней.[31] (Бавли Ирувим 19а).

В Египте подавали шесть[32] наименований продуктов (Числ.11:5): рыбу, огурцы, лук, лук репчатый, дыни и чеснок. В сравнении же с египетскими продуктами в земле же Ханаана Богом выделены, как особенное благословение земли Израиля, семь растений: пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы,  гранатовые деревья, масличные деревья и мед. (Втор. 8:8).

Любовники Израиля представлены в у пророка Осии как дающие шесть предметов: хлеб, воду, шерсть, лен, елей и напитки.[33] Бог же предлагает Свои драгоценные дары: хлеб, вино, елей, серебро, золото, лен и дерево, т.е. семь предметов.[34]

Кратность равная семи заметна в следующих фактах:

1.  3емля меньше солнца в 49 (7х7) раз;

2.  Период обращения Луны вокруг Земли 28 (7х4) суток;

3.  Человеческий зародыш формируется в 28 (7х4) суток;

4.  Период беременности у женщины 280 (7х40) дней;

5.  Каждая клетка человеческого тела обновляется каждые 7 лет; (М.Д. Стюарт)

 

Оптический спектр, т.е. весь видимый свет, образует семь основных цветов или, как говорят, семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все семь цветов и есть весь свет. Семь цветов радуги могут быть собраны призмой в белый цвет, а белый цвет может быть разложен на семь цветов. В мистике и созерцательном богословии существует учение об онтологическом значении каждого из этих цветов.

Не только мир света и цвета определяется семеркой, но и мир звуков. Так, вся гамма звуков составляется из семи нот (тонов): до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Вся красота мира звуков строится из различных сочетаний этих семи тонов.

Интересно еще отметить, что древний мир гордился так называемыми семью чудесами света.[35] (о. Геннадий Фаст)

 

Также можно упомянуть:

Семь основных кристаллических систем в кристаллографии.

Семь периодов в таблице Менделеева.

Семь количество объектов, которые человек может одновременно удерживать в памяти (правило семи объектов, Дж. Миллера).

Семь основных единиц физических величин в Международной системе Исчисления. (Википедия)

 

Итак: Букву ЗАЙН, и ее числовое значение равное семи, толкуем, как букву действия Слова и Силы Бога в человеческой природе этого мира,[36] как число гармоничной Божественной полноты и завершенности в Истине. Как букву освящения и «обоженности», и причастности творения своему Творцу. (ПВ)

 

 

118.49 Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать:

м7f Помzни2 словесA тво‰ рабY твоемY, и4хже ўповaніе дaлъ ми2 є3си2.

49. ЗЕХОР-ДАВА́Р ЛЕАВДЭ́ХА, АЛЬ АШЕ́Р ЙИХАЛЬТА́НИ.

זְכֹר־דָּבָר לְעַבְדֶּךָ עַל אֲשֶׁר יִחַלְתָּנִי׃

 

 

Это восьмистишье трижды отмечено словом память. Большое значение в духовной жизни играет памятование,[37] воспоминание о важнейшем в мире – память о Боге.

 

Буквально: Этот стих призыв к собственному обращению и памяти о Боге, это призыв самого себя к упованию.

«Вспомни» говорит Давид Богу. Но разве Бог не помнит Слово Свое? Здесь, слово «вспомни» обращенное к Богу, указывает, что сам человек должен вспомнить слово Божье, чтобы оно начало действовать в нем, и чтобы человек получил от него утешение и пользу. Бог не имеет недостатка. Он не умеет забывать. Но Он поступает с нами согласно нашему пути. Мы забываем Его и Он скрывает от нас Себя. Здесь молитва «вспомни слово к рабу Твоему», это обращение к Богу с той мыслью и признанием, что «я вспомнил о Тебе, о твоих обетованиях».[38] Я уповаю на Тебя, и теперь, Господи, обрати на меня Свое внимание. (ПВ)

 

Нравственно-аскетический аспект: И мы, должны искать утешения в Боге, как искал его Давид. Он знал, что Слово Божие имеет великую силу Духа Святого. Давид, поя псалмы и обращаясь к Торе – Пятикнижию, (вспоминаюразмышляюрассуждаю… Пс. 142.5), имел утешение от Бога. Вспомни[39] слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать: это – утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня (Пс. 118.49,50). (ПВ)

 

 

118.50 это – утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня.

н7 Т0 мz ўтёши во смирeніи моeмъ, ћкw сл0во твоE живи1 мz.

50. ЗОТ НЕХАМАТИ́ ВЕОНЪЙИ́, КИ ИМРАТЕХА́ ХИЯ́ТНИ.

זֹאת נֶחָמָתִי בְעָנְיִי כִּי אִמְרָתְךָ חִיָּתְנִי׃

 

 

Беды[40] в этом мире не редкость.

17 Выводишь новых свидетелей Твоих против меня; усиливаешь гнев Твой на меня; и беды, одни за другими, ополчаются против меня. (Иов.10:17)

 

15 Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его. (Иов.36:15)

 

Буквально: В изгнании (бедствии) это упование была моим утешением. Ведь для меня не было жизни, и я бы от скорби погиб, если бы Тобой сказанное, Твое обещание, не  животворило  меня. (Радак)

Мистическо-аскетический аспект: Слово оживляющее, дающее жизнь. В толковании буквы ЗАЙН было сказано о духовном семени, которое есть Слово Божие. Оно дает новую жизнь внутреннего духовного человека. Святитель Афанасий так говорит о Слове оживляющем:

«Ничто иное не дает разумной душе сил жить своею жизнью, как Божие Слово. В какой мере Божие слово возрастает в душе человеческой, постигаемое и приемлемое ею, в такой же мере возрастает и то, что составляет жизнь (а именно, чтобы жить здесь добродетельно), и что впоследствии дает жизнь вечную».

 

 

118.51 Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего.

н7а Г0рдіи законопреступовaху до ѕэлA: t зак0на же твоегw2 не ўклони1хсz.

51. ЗЕДИ́М hЕЛИЦУ́НИ АД-МЕО́Д, МИТОРАТЕХА́ ЛО НАТИ́ТИ.

זֵדִים הֱלִיצֻנִי עַד־מְאֹד מִתּוֹרָתְךָ לֹא נָטִיתִי׃

 

 

  • Перевод Иосифона: Злодеи осмеивали меня чрезвычайно - от Торы Твоей не уклонился я.

 

Гордые хулили, насмехались.

לוּץ‎ = ЛУЦ = A(qal): хвалиться, хвастаться, гордиться. C(pi): прич. кощунник, насмешник, хулитель. E(hi): кощунствовать, насмехаться, хулить, глумиться; прич. переводчик, наставник, посол. G(hith): хвалиться, хвастаться, гордиться.

О ЛЕЦИМ = насмешниках, было истолковано в Пс. 1:1.

 

Насмешки и высмеивание это постепенное давление которое может переформировать человека. Насмешки опасны. Человек через ложный стыд начинает постепенно изменять Правде, и заканчивает полным отречением от истины, которого может и сам не заметить. (ПВ)

38 Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. (Мар.8:38)

 

 

118.52 Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался.

н7в Помzнyхъ судбы6 тво‰ t вёка, гDи, и3 ўтёшихсz.

52. ЗАХА́РТИ МИШПАТЭ́ХА МЕОЛА́М АДОНАЙ, ВАЭТНЕХА́М.

זָכַרְתִּי מִשְׁפָּטֶיךָ מֵעוֹלָם יְהוָה וָאֶתְנֶחָם׃

 

 

Во время бегства от Авшалома Давид не прерывал изучения Торы. И он видел из истории праотцов, что и другие страдали подобным образом: Яков бежал от Эсава, Моше от фараона… Но эти беды проложили им путь к конечной победе… И Давид этим утешался. (мидраш Шохер Тов)

 

 

118.53 Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой.

н7г Печaль пріsтъ мS t грBшникъ, њставлsющихъ зак0нъ тв0й.

53. ЗАЛЪАФА́ АХАЗА́ТНИ МЕРЕШАИ́М, ОЗЕВЭ́ ТОРАТЭ́ХА.

זַלְעָפָה אֲחָזַתְנִי מֵרְשָׁעִים עֹזְבֵי תּוֹרָתֶךָ׃

 

 

  • Перевод Иосифона: Дрожь[41] охватила меня из-за нечестивых, оставляющих Тору Твою
  • Перевод Ф. Гурфинкель: Охватил меня трепет за нечестивых, Твое Учение покидающих.

 

Если учесть толкование мидраша на предыдущий стих, где Давид размышляет над судьбами праотцев и утешается Премудрости Божией, Которая устраивает жизнь праведников через искушения, то и этот стих можно истолковать также. То, что Давид видит в Торе истории наказания тех, кто не повинуется Богу, повергает его в ужас. Он поражается как глупости злодеев, так и строгости их наказания. (ПВ)

 

В духовно-нравственном аспекте: Понимаем как страдание и мучение праведника от окружавшего его греха. Это подобно страданию Лота в Содоме.

12 … Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.

13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. (Быт.13:13)

8 И сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные (2Пет.2:8)

 

Под нечестивыми, «оставляющими закон Божий», разумеются не язычники, которые этого закона не держались, но евреи, отступившие от него. (Лопухин)

 

Святитель Афанасий Великий толкует этот стих относительно единства общины, которая страдает за преступления некоторых своих членов:

Печаль прият мя от грешник – т. е. печаль о грешниках, из которых одни грешат без Закона, не изведав и начала законов, а другие имеют Закон и преступают его. 26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. (1Кор.12:26)

Поэтому, надлежит нам печалиться и о согрешающих братьях наших, что они таковы, и питать в себе такие же расположения, какие имел сей святой царь и пророк. (свт. Афанасий).

 

Как единое Тело Христово Церковь страдает болезнуя за грех немногих, так и в иудейской традиции община страдает за прегрешения злодеев, которые появляются внутри нее. Можно привести пример Ахана, который нарушил запрет, взял из заклятого, и за грех одного гнев Господень возгорелся на сынов Израиля. (Иис.Нав. 7:1). (ПВ)

«Все евреи ответственны друг за друга» (ВТ Шевуот 39а).

 

Несколько людей плыли в лодке, и тут один из них достал бурав и начал проделывать дыру в днище. Другие путешественники возмутились: «Что ты делаешь?» Он ответил: «А вам какое дело? Я делаю дырку под своим собственным сиденьем». Они ответили: «Но вода затопит нас всех!» Такова судьба общины. Грешит один, а платят все. (Мидраш Ваикра Рабба 4:6).

 

«Кто может предотвратить грехи людей своего города, но не делает этого – виновен в грехах своего города. Если он может предотвратить грехи всего мира, но не делает этого – он виновен в грехах всего мира». (ВТ Шаббат 54б)

 

 

118.54 Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих.

н7д ПBта бsху мнЁ њправд†ніz тво‰ на мёстэ пришeлствіz моегw2.

54. ЗЕМИРО́Т hАЮ-ЛИ́ ХУКЭ́ХА, БЕВЭ́Т МЕГУРА́Й.

זְמִרוֹת הָיוּ־לִי חֻקֶּיךָ בְּבֵית מְגוּרָי׃

 

 

Рахмаль не одобряет названия Закона песнями, основываясь на цитате из Бавли. Толковал Рава: Давид был наказан смертью Узы за то, что называл слова Торы «песнями» (ВТ. Сота 35а). Но мы не можем принять это мнение, так как этот псалом – гимн Торе, и все стихи, которые воспевает в этом псалме Давид о Торе, имеют положительное значение. Поэтому исключения здесь неуместны. (ПВ)

 

Песней были для меня законы Твои в доме, где жил я! – где бы ни жил я (Сифри).

 

А Раши прочитывает слово БЕВЕТ МЕГУРАЙ не через шурук (у), а через холам (о) = МЕГОРАЙ. И смысл этого выражения меняется на «в доме ужасов».[42]

И это уже в наших глазах Давида возвышает, а не унижает. Ведь там где ужас, не до песен. Там где гонения, там молчание. Но Давид поет и возвышает голос, воспевая Слово Божие. (ПВ).

 

Все песни и гимны Давида, которыми он прославлял Господа – это все Тора. И у Торы много лиц. Авраам открыл в ней заповеди. Моисей и его поколение увидели откровение Господа, приводящее в трепет перед Ним…. Царь Давид открыл в Торе поэтическое лицо…. И все песни Давида – это Тора, полученная на Синае, а книга Псалмов, составленная Давидом, это выражение песенного лица Торы. И поэтому он сказал: Песнями мне были Твои уставы. (Элияу Ки Тов)

 

В тех местах, где я скитался изгнанником, нечестивые мне причиняли скорбь. Но  законы Твои, которые я помнил, были мне песнопениями, и ими я себя утешал. (Радак)

 

Что держится в сердце, о том обычно и поется; а что поется, то лучше запечатлевается в чувствах. Место пришельствия есть настоящая жизнь. (Святоотеческий комментарий)

 

Песнями Давид утешал себя, и отгонял наве­вавшийся на него дурной дух из грешного мира. И в Церкви Божией затем установлено пение песней духовных еще святыми апостолами, чтобы души собравшихся благочестивых людей уте­шить в разнообразных прискорбностях и вместе с тем отвеять дух мира, который не может не влиять тлетворно на живущих в его среде.

«Но оправдания Божии» не могут быть певаемы тем, кто не отрешился от всех забот земных. Посему пророк и прибавил: «на месте пришелствия моего». Здесь – мы пришельцы, а у Бога – свои. Потому-то апостол говорит, что в доме Божием по призвании к вере мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф.2:19); а кто домашний Божий, тот уже выходит из мира; кто вращается в небесных вещах, тот странник на земле; Так пел он в радости, потому что был насыщаем лучшими благами. Дух его насыщался пищею благоговения к Божественному – и он пел». (Феофан Затворник)

 

 

118.55 Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.

н7є Помzнyхъ въ нощи2 и4мz твоE, гDи, и3 сохрани1хъ зак0нъ тв0й.

55. ЗАХА́РТИ ВАЛА́ЙЛА ШИМХА́ АДОНА́Й, ВАЭШМЕРА́ ТОРАТЭ́ХА.

זָכַרְתִּי בַלַּיְלָה שִׁמְךָ יְהוָה וָאֶשְׁמְרָה תּוֹרָתֶךָ׃

 

 

Помянух в нощи имя Твое. Ночь здесь означает или обыкновенную часть суток, или в смысле пе­реносном – настоящую жизнь вообще, или скор­бные обстоятельства жизни, или припадки забве­ния, нечувствия и восстания всяких недобрых по­мыслов, чувств и страстей.

Во втором смысле можно понимать это так: хотя неприятности, бедствия, напасти и всякого рода неудачи наводили мрак на душу мою и колебали верность закону Твоему; но, помянув в этой ночи имя Твое и сознав, что все от Тебя и все строится ко благу моему, я успокаивался и оставался верным закону Твоему. (свт. Феофан)

 

 

118.56 Он стал моим, ибо повеления Твои храню.

н7ѕ Сeй бhсть мнЁ, ћкw њправдaній твои1хъ взыскaхъ.

56. ЗОТ hАЕТА-ЛИ́, КИ ФИКУДЭ́ХА НАЦА́РТИ.

זֹאת הָיְתָה־לִּי כִּי פִקֻּדֶיךָ נָצָרְתִּי׃

 

 

Закон Божий прочувствованный сердцем и проверенный в искушении становится собственным законом человека – его принципом жизни. Закон усваивается человеческим сердцем. Это значит, что уже рожден тот новый человек, который призван на Царство.

Тора проверенная «в ночи» испытаний и скорбей, и исполненная в жизни становится Торой праведника.

Эту мысль мы уже видели в толковании второго стиха псалма первого. (ПВ).

 

В законе Господа = ТОРАТ АДОНАЙ воля его, и о законе Его (ТОРАТО = учении своем) размышляет он день и ночь! (Пс. 1:2).

Вначале называется ТОРАТ АДОНАЙ = Учение Господа. А после трудов над Торой называется ТОРАТО = его учение. (Раши)

Смысл данного комментария Раши сводится к тому, что вначале Тора – внешний

закон (Закон Бога), но если человек посвящает ей свою жизнь, то она становится

так же его внутренним собственным законом. (р. З. Дашевский)

 

 

 

 

[1] Подробнее о букве ЙУД в комм. Пс. 118:73-80.

[2] ‎זָרַע‎ = A(qal): сеять. B(ni): 1. быть посеянным или засеянным; 2. быть оплодотворяемой (способной к зачатию). D(pu): быть посеянным. E(hi): 1. приносить или производить семя; 2. зачинать. ЗЭРА = ‎זֶרַע‎ =  1. семя, семена; 2. потомство, род, дети; 3. сеяние, посев.

[3] См. «О Царстве Божьем» глава «Царство Божие и рождение от Духа».

[4] Бавли говорит: «ה = hЕЙ, ו = ВАВ – это имя Святого, Благословен Он;  если ты так поступаешь (помогая бедным), то Святой, благословен Он, – ז = ЗАИН – ЗАН  = кормит тебя». (ВТ. Шаббат 104а).

Буква ЗАЙН представляет пропитание. Пропитания удостоится тот, кто усвоил уроки предыдущих шести букв. Если человек учится и понимает (АЛЕФ-БЕТ), воздает добром беднякам (ГИМЕЛ-ДАЛЕТ) и воздает почести Имени Творца (ЭЙ-ВАВ), он несомненно, удостоится удовлетворения всех его физических нужд. (Комментарий «Швут Амии»). Насыщен Питателем = ЗАН будет тот, кто вслушивается, прислушивается = אזן = ИЗЕН к Слову Его. (ПВ)

[5] Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, (Матф.10:34)

[6] И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт.3:24)

[7] Также уместен образ ножа коhена, которым разделывается жертва. Нож отделяет чистое (то что приносится в жертву) от нечистого, (что подобает выбросить за стан). Аллегория уместна на Слово, которое обрезывает наше сердце (внутреннего человека) отделяя скверну, и оставляя то, что нужно Богу.

[8] Нам очень заметна схожесть изображения арабской цифры 7 с буквой зайн ז. Славянская же букво-цифра ЗЕЛО = з немного похожа на протосинайский вариант написания буквы зайн Z, или на еврейский прописной вариант буквы зайн =  

[9] К этому можно добавить, что буквы ВЕТ (БЕТ) и ФЭЙ (ПЭЙ) схожи и взаимозаменяемы, потому что которые передают звуки, образованные в одной и той же части рта. Так, например, слова שבע = ШЕВА = семь и שפע = ШЕФА = изобилие, тесно связаны, потому что ב и פ взаимозаменяемы. Мы видим, что слова отображающие «полноту» и «изобилие» на иврите созвучны слову «семь».

[10] В иврите слово ЗАН имеет смысловое значение не только как «питающий», но и как «вид, сорт, разновидность». ЗАН с таким смысловым значением употреблено в 143 псалме. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом (видом) = ЗАН; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; (Пс.143:13). ‎זַן‎ = ЗАН = вид, сорт, разновидность. И здесь (Ис. 11:1-3), у Мессии семь = ШЕВА видов = ЗАН полноты = СОВА проявлений Духа Божьего. Как мы видим, все три слова связаны с буквой ЗАЙН, которая означает Божественную полноту и отображает число семь. (ПВ)

[11] См. Приложение №1: «Христос в пророческом образе скалы и камня».

[12] О источнике Духа Божьего см. комм. На букву АЙН, Пс. 118:121-128.

[13] עַיִן = АЙН =‎ 1. глаз, око; 2. вид, внешность; 3. источник, родник.

[14] Нужно заметить, что у семи букв (семь число полноты) корона = ТАГ, состоит из трех лучей с утолщениями на концах. Это буквы ג ז ט נ ן ע צ ץ ש = ГИМЕЛ, ЗАИН, ТЕТ, НУН (в том числе конечная форма), АИН, ЦАДИ (в том числе конечная форма) и ШИН. Если отдельно считать конечные формы написания то число букв девять. 9 = ТЕТ= ТОВ = хорошо. Об этом в комментарии на букву ТЕТ – Пс. 118:65-72. Также девять букв – ר פ ו ס ת כ א ל מ – не украшаются тагами вообще. Как указано в Талмуде (Бавли Менахот, 296), эти значки-таги скрывают в себе величайшие тайны. Мидраш образно доносит это такими словами: Рав Йеѓуда сказал от имени Рава: «Когда Моше поднялся на Небеса, он увидел Всевышнего, занятого прикреплением «корон» к буквам. Моше спросил: «Властелин мира! Для чего это? Что могут прибавить эти «короны» с буквами, которые Ты написал?» Всевышний ответил: «Через много поколений появится человек по имени Акива бен Йосеф, который истолкует каждый завиток всех букв и выведет на их основании тысячи законов»». В иудейской традиции существует книга, упорядочивающая все эти значки, которая так и называется – СЕФЕР А-ТАГИМ = «Книга корон. Эта книга истолковывает все таги на всех буквах.

[15] См. притчу о сеятеле. Вышел сеятель сеять семя свое… (Лук.8:5)

[16] См. толкование на букву ГИМЕЛ. Пс. 118:17-24

[17] См. толкование на букву ДАЛЕТ. Пс. 118:25-32

[18] Еврейское слово שבוע = ШАВУА = «седмица» или «неделя», отсылает нас намеком на похожие слова: שבע = СОВА = полнота, и שבע = ШЕВА = семь»

[19] «Не-деля» – время НЕ-ДЕЛАния.

[20] Дальше слово «неделя» будет употребляться в современном значении – как седмица

[21] В иудейской традиции перечисляютсмя «семь пастухов», которым обязано жизнью стадо еврейского народа: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф, Давид.

[22] Менора – семисвечник, тесно связан со Словом Божьим и Благодатью Духа Святого. Это 66 деталей Меноры как аллюзия на 66 книг Библии. И семь светильников, как полнота Духа Святого просвещающего тьму мира сего. Менора заправлялась елеем. Елей это образ помазания – освящения Духом Божьим. Свт. Феофан букву ЗАЙН ассоциирует с маслиной – оливой, которая дает плод (плод Духа) и елей помазания. «Седьмое восьмистишие идет под буквою «заин» = «маслина». Маслина – дерево, из плодов которого выделывается елей – символ милости Божией и всего утешительного и целительного»

[23] Вот эти семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, елеосвящение, брак, рукоположение.

[24] О числе «12» подробно в толковании на букву ЛАМЕД. Пс. 118:89-96

[25] Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая Антиохийца. Семь первых диаконов – это полнота диаконства. (Деян. 6:3).

[26] И вовсе неслучайно, что все ереси характеризуются тем, что либо не признают всего постановленного на семи Вселенских соборах, либо соборы являются «Вселенскими добавками» к ним. «Вычитают», например, из семи соборов протестанты. «Добавляют» на своих «вселенских соборах» католики. В том, что на протяжении тысячелетия неразделенной Церкви было созвано именно семь, а не больше и не меньше, Вселенских соборов, никак не могла проявиться человеческая воля, или же преднамеренная казуистика. Нет, это – проявление Божественной полноты Церкви, которая есть тело Христа, «полнота Наполняющего все во всем». (Еф. 1,23) (Г.Ф.)

[27] Семь высказываний Иисуса на кресте:  1. Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34);  2. Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю (Лк.23:43);  3. Жено! вот, сын твой; Вот, мать твоя (Ин.19:26,27);  4. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф.27:46);  5. Жажду (Ин.19:28);  6. Совершилось (Ин.19:30);  7. Отче! В руки Твои предаю дух Мой (Лк.23:46). О семи возгласах Спасителя на Кресте в комм. На Пс. 21. «Толкование на книгу псалмов» Книга Первая.

[28] В мидраше перечислены семь упоминаний слова КОЛЬ = голос, звук, в рассказе Торы о синайском откровении: 1).« И были звуки и молнии» (Исх. 19:16), 2). «И звук шофара (буквально «и голос шофара»)» (там же), 3). «И звук шофара» (19:19), 4). «А Всесильный отвечал ему голосом» (там же), 5). «А весь народ видел звуки» (там же 20:15), 6). «И звук шофара» (там же), 7). «И ответил весь народ в один голос» (24:3). (Ялкут Шимони. Теилим 709).

[29] Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. (Откр.5:12)

[30] 1. Вилон = занавес. 2. Ракия = свод (твердь). 3. Схаким = вершины. 4. Звуль = покои (Небесный Иерусалим). 5. Махон = прибежище. 6. Маон = пристанище. 7. Аревот = долины

[31] Сказал рабби Йеошуа бен Леви: «Семь имен есть у Ада и вот они: Шеол, Авдун, Бар Шахат, Бор Шаун, Тит Йяун, Цальмавет, Эрец Тахтит». (Бавли Ирувим 19а). Согласно еврейской традиции Ад разделяется на семь уровней – в соответствии с теми мучениями, которым подвергается душа грешника на каждом уровне. Перечислим их по порядку, сверху вниз: Гееном, Врата Молчания, Врата Смерти, Врата Первобытной Грязи, Могильная Яма, Абадон, Шеол. В каждом из последующих уровней огонь в 61 раз сильнее предыдущего (то есть огонь Врат Молчания жжет в 61 раз сильнее, чем огонь Геенома). А про огонь Геенома говорится, что он в 61 сильнее, чем земной огонь. (А. Рыбалка)

[32] О числе шесть в толковании предыдущей буквы ВАВ.

[33] Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки. (Ос.2:5)

[34] А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали Ваала. За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее. (Ос.2:8,9)

[35] Это – египетские пирамиды; висячие сады Семирамиды в Вавилоне; храм богини Артемиды в Ефесе; статуя Зевса на Олимпе; Галикарносский мавзолей; Родосский колосс; Фаросский (Александрийский) маяк.

[36] Как и были приведены выше слова о. Г. Фаста «Семь – явление Триединого Бога в мире, это – Бог в твари (3+4) и тварь в Боге (4+3)».

[37]זָכַר‎ = A(qal): помнить, вспоминать, упоминать. B(ni): быть упомянутым, быть в памяти. E(hi): напоминать, припоминать, упоминать, вспоминать, признавать.

[38] «Словеса с упованием», на которые пророк питал утешительные надежды, были данные ему обетования. (свт. Феофан).

[39] «Вспомни» говорит Давид Богу. Но разве Бог не помнит Свое Слово? Здесь, слово «вспомни» обращенное к Богу, указывает, что сам человек должен вспомнить слово Божье, чтобы оно начало действовать в нем и чтобы человек получил от него утешение и пользу.

[40] עֳנִי‎ = ОНИ =  притеснение, страдание, скорбь, бедствие, угнетение.

[41]זַלְעָפָה‎ = 1. жгучий, палящий; 2. ярость, гнев.

[42] В доме ужасов – подобно: «… ужас = מגור вокруг» (Иер. 6:25; Пс. 30:14); а также: «И пришел Моав в ужас = מגור» (Числ. 22:3).


Назад к списку