От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 118 Псалом Давида стихи 1-16 - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Новости

  • Новый проект от создателя библейской программы "ЦИТАТА из БИБЛИИ"
  • 12 Октябрь 2017
  • Кто может, помогите проекту! Этот труд начат хорошим человеком и автором библейской программы "Цитата из Библии" = BibleQuote. Труд еще не окончен.

    Если каждый любящий слово Божие перечислит хотя бы 500 или 1000 рублей единоразово из своей десятины на указанный счет, то это поможет проекту осуществиться.

    Прошу поддержать материально трудолюбивого человека который все это делал и делает не ради денег. счет яндекс кошелька

    Страница проекта на ФБ здесь

    счета для не рублевых переводов

    U294637633999 гривна
    Z287761284830 доллар
    E234543609018 евро
    R426193411415 рубль

    Прикладываю ссылку на библейскую программу созданную этим автором, которой я пользуюсь при поиске в русском синодальном тексте Библии и в тексте на церковно-славянском языке. В этой программе также есть второканоничные книги Библии.
    https://yadi.sk/d/4oZ_St883NgLEE

     

  •  
  • Сентябрь - Октябрь - Ноябрь 2016
  • 30 Ноябрь 2016
  • Многие ли помнят, в каком контексте дана молитва "ОТЧЕ НАШ" у евангелиста Луки? А ведь контекст имеет огромное влияние на понимание семи прошений этой молитвы.

    Один старый еврей хорошо заваривал чай, и другие евреи любили ходить к нему в гости пить чай. Распивая чай, они удивлялись его вкусу и все время просили: - Абрам, расскажи, как ты завариваешь чай, не уноси секрет в могилу. - Нет-нет-нет, - отвечал старый Абрам, - "Только на смертном одре." И вот пришла пора умереть Абраму. Собрались евреи, напомнили ему об обещании рассказать, как он заваривает чай. - Евреи, не жалейте заварки...

    В этом веке, Слово Божие вода - омывающая, очищающая, напаяющая. В мире грядущем, Слово Божие будет явлено во всей силе своей, как Огонь Славы Всевышнего. Не причастные Слову здесь, не вынесут Огня там, и не узнают вкуса Живой Воды.

    Серединная НАДЕЖДА являет два своих оттенка, если ближе, либо к ВЕРЕ, либо к совершенной ЛЮБВИ.

    Порой некоторые христиане не знают, что известные слова, которые встречаются в Пасхальной службе, это слова из пророчеств книги Ошеа - Осии.

    Боль сердца - ребенок мертвый по грехам своим. Но слезы родителей о детях своих не бывают тщетны.

    Два закона: справедливость и любовь. Две ступени. "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс.33:15). Поставив себя на место других это делать гораздо легче.

    Теснота сердца, признак того, что благодать была принята тщетно

     

    Крест, в аскетическом аспекте, место распятия ветхого человека. Но нужны и гвозди чтобы распять плоть со страстьми и похотьми... Что это за гвозди?

    Время этой жизни дано, для "привыкания" к сиянию Света Мессии, чтобы в будущем веке не ослепнуть от него и не остаться во тьме внешней.

    Пренебрегающих Словом Истины ждет опустошение.

    Какой из упомянутых в Новом Завете царей Иродов приказал казнить Иоанна крестителя? Аллюзия Ирод-Соломея-Иродиада на три уровня души. В одном месте написано: "Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". (Мар.6:20) А в другом написано: "И хотел убить его..." (Матф.14:5) Когда же произошла перемена в царе Ироде по отношению к Иоанну?

    Одним нужно узнать Мессию, как воплощенное Слово Божие, а кому-то вспомнить, что Он вместе с тем, и Человек. Но человек после смерти и воскресения уже не тот, которого мы знали по плоти. Тем более Тот, Который имеет славу, как славу Единородного от Отца.

    В раздел "Воскресная школа" добавлены уроки по 118 псалму

    Буква НУН. 1 часть. Хронометраж урока: 00:01 = Буква Нун как НЕЕМАН = верный Богу. Мессия и человек. 09:01 = Имя Мессии – ינון = Инон из Пс.71:17 32:35 = Имя ננא = ННА в проекции на Мессию. 53 Имя Бога ננא выводимое из 3 стихов книги Исход. 38:33 НУН образ падения. Христос как Шалаш Давида и Храм. 56:14 БАР НАФЛИ = Сын Падения и БАР НЕФЕЛИ = Сын облаков. Учение о двух Машиахах. Машиах Страдающий и Машиах Славный. 74:18 = Падение и восхождение от бедняка до облака Славы в образе трех букв יון

    Буква МЕМ 3 часть. Хронометраж урока: 01:06 = слово ЭМЕТ = АЛЕФ-МЕМ-ТАВ как Истинное свидетельство о спасении Христовом 13:10 = Образ умирания ветхого человека в водах погружения 17:46 = Миква = Могила – Матка. 24:51 = Образ чрева – материнской матки = ЭМ 29:27 = Мать Машиаха и рождение Христа. (Ис.9) 44:42 = Аллюзия Моше на Машиаха 50:26 = Мирьям Моше и Мирьям Машиаха. Колодец Мирьям 59:31 = Образ Девства Мирьям

    Часть 4. О букве МЕМ. Комментарий на 13 восьмистишье 118 псалма. Стихи 97-104 0:37 = Непроходимые врата – аллегоричный образ Рождения Мессии от Девы Марии 5:24 = Золотые врата Иерусалима 8:53 = Южные врата Иерусалимского Храма 17:55 = Третий Храм Божий 19:48 = о числе 40 в Библии


Объявления

О Царстве Божием
Учение Виссариона в свете Библии

118 Псалом Давида стихи 1-16 - объяснение (Видео)

Конспект урока по Пс.118:1-16 Урок - MP3 версия

        Псалом 118         

Стихи 1-16

 

Буква א = АЛЕФ

 אלף = א = АЛЕФ = Владыка, бык, учение, тысяча.

Алеф состоит из двух букв ЙУД (один вверху справа, другой внизу слева), соединенных диагональной Вав.  

Буква ЙУД – символ начальной точки бытия, источника всего сущего. А эти две буквы йуд указывают на духовную реальность нашего мира, зеркально отображенную и укорененную в реальности материальной. (Д. Плант)

 

Бог сотворил два мира. ОЛАМ А-ЗЕ = мир этот  и ОЛАМ А-БА = мир грядущий.

В первой строчке Торы сказано:

1 В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт.1:1)

Т.е. мир духовный и мир материальный.

Также мы в мессианском аспекте букву АЛЕФ в обычном написании «ктав ашури» можем истолковать как небо и землю (земной мир это образ небесного мира) которые соединены буквой вав. Когда мы дойдем до истолкования буквы вав то узнаем, что эта буква имеет смысловое значение – гвоздь. Прибитый гвоздями Мессия, распятый и страдающий, соединил небо и землю. (ПВ)

 

АЛЕФ имеет числовое значение = 1. Но есть еще и каббалистическая гематрия этой буквы которая выводится из начертания буквы. Усмотрено что буква АЛЕФ какбы состоит из одной ВАВ и двух ЙУД. ו+י+י=א. Числовое значение буквы ВАВ = 6, и ЙУД=10. 6+10+10=26. Общее значение таинственной гематрии буквы АЛЕФ=26. А это – гематрия тетраграмматона (יהוה) – непроизносимого четырехбуквенного Имени Всевышнего. (Д. Плант)

 

По мнению Талмуда (ВТ. Хагига. 16а) буква АЛЕФ означает Всевышнего, как  Владыку, Наставника, Учителя, Мастера.

В названии буквы АЛЕФ содержится одно из Имен Всевышнего. Прочитанное с другой огласовкой оно образует слово АЛУФ = אלוף = «главенствующий», «первенствующий», «Владыка». Талмуд объясняет, что это слово означает Всевышнего, (Д. Плант)

 

Обычное числовое значение буквы АЛЕФ = 1.

Единица отображает единство Божие, монотеизм. Она выражает основную мысль, что Бог Един. Единство Божие является основанием единства твари. Единый создает единое. Вся тварь едина как единое целое, имеющее одного Творца, одну гармонию и один закон.[1]

Лейбниц утверждал, что Бог создал единицу, все остальное – творение ума человеческого. Отсюда слово «отъединиться» = от-единицы. Денница отъединился от Бога – отошел от Единого. (о. Геннадий Фаст)

 

4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; (Втор.6:4)

29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; (Мар.12:29)

 

Слово АЛУФ = Владыка намекает на Творца, Владыку мироздания. Он как бы скрывает себя в букве Алеф, которая стоит во главе всего алфавита.[2]

Синайское откровение – десять речений (заповедей), включающих в себя всю Тору – началось со слова АНОХИ = אנכי = Я, т.е. с буквы АЛЕФ. 

 

В названии буквы зашифровано и непрестанное чудо присутствия Бога в мире. Читая составляющие название буквы АЛЕФ в обратном порядке на иврите, мы получаем слово ПЕЛЕ = чудо.

Еще одно из значений корня, от которого образовано название буквы АЛЕФ (а в иврите принята корневая система словообразования), אלף = алеф-ламед-пэй = учение; тот же корень в слове УЛЬПАН = место для учебы. Все эти толкования тесно связаны между собой: Всевышний обучает человека, передавая ему знания и мудрость, дарует нам Тору – источник веры в Него и познания Его единства, а Тора лежит в основе еврейского образования и служит главным предметом изучения. (Д.Плант)

Буквальный смысл слова АЛЕФ = учеба (см. Иов.33:33)[3]. Место, которое АЛЕФ занимает в алфавите, указывает на приоритет изучения Торы в еврейской жизни. (ВТ Шаббат 104а)

Также и в мидраше «Отийот де-рабби Акива» есть толкование названия буквы АЛеФ. «Сказал рабби: (אלף), что значит АЛеФ? Тора объясняет, что это: א’מת = Эмет – ל’מד = Ламед – Пиха פ’יך, т.е. = «Истина Обучает Уста твои», чтобы удостоился Олам hа-зэ (Этого мира). А в обратном порядке פלא, чтобы удостоился Олам hа-ба (Будущего мира).

 

 

118.1 Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

а7 Бlжeни непор0чніи въ пyть /въ пути2/, ходsщіи въ зак0нэ гDни.

1. АШРЭ́ ТЕМИМЕ-ДА́РЕХ, hАhОЛЕХИ́М БЕТОРА́Т АДОНА́Й.

אַשְׁרֵי תְמִימֵי־דָרֶךְ הַהֹלְכִים בְּתוֹרַת יְהוָה׃

 

 

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс.1:1) и Блаженны  непорочные (ходящие) в пути (Пс.118:1).

 

‎תָּמִים‎ = ТАМИМ = 1. полный, целый; 2. совершенный, непорочный; 3. искренний, чистосердечный.

 

«Не вступить только надо на путь, говорит святой Илларий, но и продолжать шествовать им до самой цели. Пока кто идет по пути, тот еще не достиг того, к чему стремится. Потому-то бла­женный Павел и говорит: … не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь… (Фил.3:12). Вот и он стремился, и стремился так, что задняя забывал. Тот только и достигает блажен­ства, кто так устремляется надеждою в будущее». (Феофан Затворник)

 

Блажен тот кто посредством бездействия пороков умирает вместе со Христом и посредством высоты добродетелей воскресает с Ним. И эти слова псалма означают, что чистые от порока и ходящие в законе Господнем, то есть шествующие путем добрых дел – блаженны (Максим Исповедник).

 

  • Перевод Иосифона: Счастливы те, чей путь непорочен, следующие Торе Господней.

 

Блаженны идущие путями непорочными – тот, кто исполняет законы Торы, своим примером обучает ей других (Дудаим беСаде).

 

В этом стихе говорится о блаженных людях, которые обладают пятью блаженствами: блаженным путем, блаженной чистотой, блаженным законом, блаженным Господом, давшим этот закон, и блаженным хождением в нем. К этим блаженствам мы можем добавить еще одно: блаженное свидетельство Святого Духа, данное в этом же стихе, о том, что эти люди воистину блаженны. (Сперджен)

 

 

Слово "Ашрей" означает зрение и всматривание, что является противоположностью нечистой оболочки, которая в основном черпает силу из-за нарушения силы зрения, подобно сказанному «И притупилось зрение глаз его…» , что намекает на проклятие, отождествляемое с Лилит, как поясняют наши учителя, благословенной памяти (Тикуней Зоар, Тикун 44, лист 79б). Выходит, что она черпает свою силу в основном благодаря нарушению силы зрения. А песнопение Ашрей, указывающее на зрение, является противоположностью этой нечистой оболочки
( Комментарии к ТИКУН АКЛАЛИ Раби Нахмана из Бреслава)

( Слово " АШРЕЙ в псалмах: 1, 119 (а) , 32)

Слово "Ашрей" означает зрение и всматривание, что является противоположностью нечистой оболочки, которая в основном черпает силу из-за нарушения силы зрения, подобно сказанному «И притупилось зрение глаз его…» , что намекает на проклятие, отождествляемое с Лилит, как поясняют наши учителя, благословенной памяти (Тикуней Зоар, Тикун 44, лист 79б). Выходит, что она черпает свою силу в основном благодаря нарушению силы зрения. А песнопение Ашрей, указывающее на зрение, является противоположностью этой нечистой оболочки
( Комментарии к ТИКУН АКЛАЛИ Раби Нахмана из Бреслава)

( Слово " АШРЕЙ в псалмах: 1, 119 (а) , 32)

118.2 Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

в7 Бlжeни и3спытaющіи свидBніz є3гw2, всёмъ с®цемъ взhщутъ є3го2.

2. АШРЭ́ НОЦЕРЭ́ ЭДОТА́В, БЕХОЛЬ-ЛЕ́В ЙИДРЕШУ́hУ.

אַשְׁרֵי נֹצְרֵי עֵדֹתָיו בְּכָל־לֵב יִדְרְשׁוּהוּ׃

 

 

Откровения или свидетельства. Т.е. заповеди напоминающие – как бы свидетельствующие – об определенных событиях, таких как праздники, Шаббат и т.п. (Мецудат Цион).

 

Мы же понимаем под откровением – открытую нам волю Бога. Что такое «хранить»? Хранить значит исполнять в точности или, по другому, соблюдать неповрежденным.

Тут опять слово блаженны. Сначала блаженные ходящие в непорочности по закону, т.е. в учении Господа. А здесь, блаженны соблюдающие в точности то, что открыто им от Бога.

Добавляется, что блаженные те, кто всем сердцем ищет Бога.

Сердце желательная часть. Сердцем мы чувствуем, сердцем стремимся и желаем. И тот, у кого стремления сердечные и желания сердца направлены к Богу, то такой ищет Его. Ищет, чтобы еще и еще услышать Его повеления Его голос призывающий и повелевающий. Стремление блаженного ищущего сердца  слышать слово Бога, подробно и без искажений, чтобы исполнить волю Всевышнего. Верный гражданин царства Божьего ищет увидеть и услышать своего Царя.  (ПВ)

 

Всем сердцем ищущие Его. Он ищет не себя и не своего, но только Господа. Его цель – дабы Господь прославился в его послушании и благословил верующего Своим одобрением. Господь есть и будет награждающим и наградой всем ищущим Его тщательно, всем сердцем ищущим Его, ибо  именно этого ждет и требует  Господь. Всем сердцем – потому что, если сердце разделилось между Всевышним и миром, – это  порочно. (М. Генри)

 

 

118.3 Они не делают беззакония, ходят путями Его.

г7 Не дёлающіи бо беззак0ніz въ путeхъ є3гw2 ходи1ша.

3. АФ ЛО-ФААЛУ́ АВЛА́, БИДРАХА́В hАЛА́ХУ.

אַף לֹא־פָעֲלוּ עַוְלָה בִּדְרָכָיו הָלָכוּ׃

 

 

Кто не творил неправды, шел путями Его – всякий, кто удержался от преступления, идет дорогой Его (Бавли, Кидушин).

 

Нужно заметить, что кто совершает беззакония, тот уже не идет Его путем. Такой уже не может называться непорочным = ТАМИМ = цельным праведником. Путь Божий – это путь прямой, хотя и узкий. В нем места действиям ветхого человека. Для ветхого человека там нет места, проход узок, там не развернуться. Но это не означает неволю и порабощение воли. Ведь где Дух, там свобода. Свобода же не для греха, а от греха. (ПВ)

 

 

118.4 Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

д7 Ты2 заповёдалъ є3си2 зaпwвэди тво‰ сохрани1ти ѕэлw2:

4. АТА́ ЦИВИ́ТА ФИКУДЭ́ХА, ЛИШМО́Р МЕО́Д.

אַתָּה צִוִּיתָה פִקֻּדֶיךָ לִשְׁמֹר מְאֹד׃

 

מְאֹד‎ = МЕОД = сила, крепость; нареч. сильно, весьма, чрезвычайно, безмерно, очень.

Очень хранить. Сильно хранить.

 

Вера основывается на верности. И если Бог непоколебим в Своих обетованиях, то Он призывает и нас быть верными в нашей жизни Его Слову. Призывающий нас к преподобию (уподоблению и сыновству), призывает нас к верности. Мы становимся похожи, если милосердны к людям и верны Его Слову. (ПВ)

 

 

118.5 О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

є7 дабы2 и3спрaвилисz путіE мои2, сохрани1ти њправд†ніz тво‰.

5. АХАЛА́Й ЙИКО́НУ ДЕРАХА́Й, ЛИШМО́Р ХУКЭ́ХА.

אַחֲלַי יִכֹּנוּ דְרָכָי לִשְׁמֹר חֻקֶּיךָ׃

 

 

·         Перевод Иосифона: Молю, пусть направлены будут пути мои к соблюдению законов Твоих

 

Буквально: Желание правды и совершенства, когда человек видит в себе недостатки и ущербность на фоне чистоты Слова и Святости Всевышнего.

 

Здесь в мессианском аспекте ожидание благодати, излияния обетованного Духа Святого, о котором позже прорекли пророки:

3 ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.

4 И будут расти между травою, как ивы при потоках вод.

5 Один скажет: "я Господень", другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: "я Господень", и прозовется именем Израиля. (Ис.44:3-5)

 

28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.

29 И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. (Иоил.2:28,29)

 

19 И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное,

20 чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. (Иез.11:19,20)

Когда происходит принятие Духа Жизни от Бога, то путь человека выравнивается и согласуется с волей Творца. (ПВ)

 

 

118.6 Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

ѕ7 ТогдA не постыжyсz, внегдA призрёти ми2 на вс‰ зaпwвэди тво‰.

6. АЗ ЛО-ЭВО́Ш, БЕhАБИТИ́ ЭЛЬ-КОЛЬ-МИЦВОТЭ́ХА.

אָז לֹא־אֵבוֹשׁ בְּהַבִּיטִי אֶל־כָּל־מִצְוֹתֶיךָ׃

 

 

·         Перевод Йосифона: Тогда не устыжусь, всматриваясь во все заповеди Твои

 

Я не постыжусь – Кто-то очень верно сказал об этом псалме: Читающий его вдумчиво ощутит либо тепло, либо стыд. (М. Генри)

 

Тогда не испытаю стыда, поднимая глаза на заповеди Твои – когда преступник читает Тору, и видит заповедь, которую нарушил, он испытывает стыд. Праведник, же не стыдится, изучая Тору (ШЛА).

 

Взирая на заповеди Твои – Речь идет о заповеди ЦИЦИТ (кистей с четырех углов четырехугольной одежды). Эти кисти выставляются напоказ.

Численное значение слова цицит = 600. В каждой кисти 8 нитей и пять узлов. Итого 613, по числу всех заповедей Торы. Тот, кто смотрит на цицит, вспоминает и исполняет все заповеди, и ему нечего стыдится. (Раши)

 

 

118.7 я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей.

з7 И#сповёмсz тебЁ въ прaвости сeрдца, внегдA научи1тимисz судбaмъ прaвды твоеS.

7. ОДЕХА́ БЕЕШЕР ЛЕВА́В, БЕЛОМДИ́ МИШПЕТЭ́ ЦИДКЭ́ХА.

אוֹדְךָ בְּיֹשֶׁר לֵבָב; בְּלָמְדִי מִשְׁפְּטֵי צִדְקֶךָ׃

 

 

·         Перевод Иосифона. Славить буду Тебя прямотою сердца, изучая справедливые законы Твои

 

Славить Бога возможно лишь жизнью по слову Его. Тогда и слова человека обретают полновесность, и такое хваление «в ушах Его». Напротив всякое славословие и хваление Творца в устах злодее это поношение Бога.

8 Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

9 Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит. (Прит.15:8,9)

 

16 Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? (Пс.49:16,17)

 

13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!

14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их…

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

17 научитесь делать добро, ищите правды, … (Ис.1:13-17)

 

Комментарий отцов ТСЛ о прямоте сердца говорит так:

Правота (прямота) сердца – в разуме, воле, и памяти. Т.е. крепкая вера, любовь к ближним, и Богу, и надежда на Него.

Т.е. как человек в этом мире трихотомичен – дух, душа и тело. Так и внутренний, новый, свыше рожденный человек, в этом мире имеет три составляющие Веру, Надежду и Любовь. Вера – как верность Богу. Надежда – как упование на Него. Любовь как преподобие Ему тех, кто пребывает в любви к людям и Творцу. (ПВ)

13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (1Кор.13:13)

 

 

118.8 Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем.

и7 Њправд†ніz тво‰ сохраню2: не њстaви менE до ѕэлA.

8. ЭТ-ХУКЭ́ХА ЭШМО́Р, АЛЬ-ТААЗВЭ́НИ АД-МЕО́Д.

אֶת־חֻקֶּיךָ אֶשְׁמֹר אַל־תַּעַזְבֵנִי עַד־מְאֹד׃

 

 

Не оставляй меня совсем! – То есть не предоставляй меня себе самому, не удаляй от меня Твоего Духа и благодати, иначе я не буду хранить уставы Твои. Благочестивый муж чувствует себя погубленным, если Бог оставляет его, ибо в таком случае приход к нему Искусителя будет слишком тяжким. Хотя и кажется, что Ты оставляешь меня и грозишься оставить меня, и даже на какое-то время удаляешься от меня, все же не допусти, чтобы Твой уход был полным и окончательным. Ибо это – настоящий ад. Не оставляй меня совсем! Горе мне,  если Бог отойдет от меня. (Генри)

 

17 Премудрость… кто вверится ей, тот наследует ее, и потомки его будут обладать ею:

18 ибо сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь

19 и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами;

20 но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его

21 и откроет ему тайны свои.

22 Если он совратится с пути, она оставляет его и отдает его в руки падения его.

23 Наблюдай время и храни себя от зла… (Сир.5:17-23)

 

Оставление Богом испытывает практически каждый верующий. Часто это бывает в воспитательных целях. Чтобы идущий путем правды познал свою немощь и никчемность, познал величие и силу Бога и драгоценность дара Божьей благодати. (ПВ)

 

 

Буква ב = БЕТ

Подпись:  Вторая буква  ב = Дом, шатер.

Числовое значение (Цифра-буква) буквы БЕТ = 2

 

Эта буква символизирует также в еврейской традиции БИНА = понимание. Что вкупе со значением первой буквы АЛЕФ = учение, образует призыв «учись понимать», или «учеба пониманию».

Используя свою способность к рассуждению и пониманию, человек должен стараться приложить Слово Бога к решению проблем во всех сферах своей жизни (р. Фоейер)

 

Буква Бет, название которой означает «дом», указывает на дом Божий: «дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7) Мидраш утверждает, что Божественной причиной творения было желание Пресвятого место обитания в низшей реальности. Исполнение этого желания начинается с сотворения человека, который должен «завоевать» весь мир и сделать его царством Божьим.

 

Творец произвел букву БЕТ и связал ее с мудростью; (Сефер Йецира, 4, доп. 1)

В мессианском аспекте, Премудрость – слово Божие Мессия Спаситель. Как мы и учим из книги Притч:

1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,

2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;

3 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

4 "кто неразумен, обратись сюда!" … (Прит.9:1-4) (ПВ)

 

Причина, по которой Библия начинается с буквы БЕТ, состоит в том, что АЛЕФ – это глава, и это беззвучная буква. Так что Алеф – это Отец, который беззвучен в то время, как Его Слово произносится через первую букву еврейского алфавита – через БЕТ. (Дж. Стейли).

 

Т.е. Слово Божье – Божья Премудрость, явилась в этом мире, как Мессия Спаситель, Святыня Божия – Божий Дом = БЕЙТ. (ПВ)

 

Числовое значение буквы БЕТ = 2.

Название буквы ­бет связано со словом БЕЙТ – «дом». Она и по форме напоминает жилище, символ семьи, совместного созидания. Да и что такое семья, если не синтез и объединение начал, двуединство мужчины и женщины? Слово БЕЙТ входит также в понятие БЕЙТ А-МИКДАШ – Храм. Именно в Храме, объединяющем дух и материю, ощутимо присутствие Единого Бога. (Д. Плант)

 

Минимальная множественность это число Два. В тварном мире есть множественность, и люди в этом мире имеют возможность умножаться через соединение двух. Бет = дом. В иудейской традиции дом, шатер – это женщина. Женщина создана Богом второй, для первого, т.е. для мужчины. И они два в одну плоть. Через соединение двух является третий.

В мессианском аспекте, число два – это безмужное рождение Мессии. Плоть Девы дает плоть Богочеловеку. Она – шатер, она дом Христу. Она Дом Хлеба – БЕЙТ-ЛЕХЕМ = Вифлием. Там родился Спаситель. (ПВ)

 

Самое глубокое деление на два находится в утверждении-отрицании. Утверждение-отрицание не есть дуализм. Речь идет не о двух, а об одном и его отрицании. Примеры, свет-тьма. Это не два начала, а одно и его отрицание. Существуют световые волны, но нет волн тьмы. Тьма есть отсутствие света. Или же тепло-холод.

Число 2 и Парность.

В глубинах бытия всюду прослеживается принцип парности. Не о том ли говорит парное употребление крыл серафимов? У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и  двумя летал (Ис. 6:2). Когда Бог заключил Свой Завет с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали; каменные, на которых написано было перстом Божиим.  (Исх. 31:18). Значение двух скрижалей объясняет Сам Господь. Это – заповедь любви к Богу и заповедь любви к ближнему. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф. 22:37). Две скрижали – это заповедь любви к Творцу и всей твари.[4]

Восстанавливая и спасая падшую тварь, Бог заключил с нею два Завета – Ветхий и Новый. Это – две великие вехи в Божественном плане спасения мира. Об историческом осуществлении двух Заветов пишет св. апостол Павел:

22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.

23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.

24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь. (Гал.4:22-24).

Для обозначения двух Заветов Священное Писание пользуется различными символами: два сына Авраама; Две груди: Два сосца твои – как двойни молодой серны (Песн. 4:5). Два динария милосердного самарянина; (Лк. 10:35) два крыла большого орла, данные апокалиптической жене (Откр. 12:14). (о. Геннадий Фаст).

 

Отрицательный аспект числа два: Вторая заповедь – идолослужение. Множественность Бога недопустима. Так как множественность это различие. А различие это несовершенство. Бог же Един, и Он есть самобытное Совершенство.

29 Иисус сказал: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый = АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ АДОНАЙ ЭХАД; (Мар.12:29)

Бог Един. Отец и Творец всего – Он Сущий, и у Него Слово превечное, совершенное, Единородное. И Слово Его – Бог. Но слово не может быть отдельным от ума в котором рождается. И слово не противник ума. Слово и мысль рожденная в уме есть одно с умом. Но если оно превечно и не сотворено, а рождено, то оно есть одной Сущности с Тем, от Кого оно рождено. Дух действующий и превечно исходящий, это как Слово которое через дыхание стало звуком. Оно явно для внешних и действует вне ума, но неотделимо от ума и мысли. Дух превечно исходящий от Отца, есть одной сущности с Отцом и Словом Его. Он превечно существует с Отцом и Словом Его – Он есть Бог. И действуя в этом мире Силой Своей, Бог остается Богом Превечным и Единым в своем Триединстве Отца, Сына (Слово = Логос), Духа Святого. Триединство Единого это не противоречие Личностей, но Единство Единого Отца и Сына и Святого Духа. (ПВ)

 

 

118.9 Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему.

f7 Въ чес0мъ и3спрaвитъ ю3нёйшій пyть св0й; внегдA сохрани1ти словесA тво‰.

9. БАМЭ́ ЕЗАКЕ-НА́АР ЭТ-ОРХО́, ЛИШМО́Р КИДВАРЭ́ХА.

בַּמֶּה יְזַכֶּה־נַּעַר אֶת־אָרְחוֹ לִשְׁמֹר כִּדְבָרֶךָ׃

 

 

Как юноша может сделать чистым путь свой? Поступать по слову Твоему – воспитание включает в себя поведение в соответствии с выученным, потому что если юноша знает, как себя вести, но не поступает так, то путь его не «чистый», а наоборот, отвратный (Радак).

Как юноша может сделать чистым путь свой? – когда человек не понимает, правильно ли он собирается поступить или нет, следует молиться Всевышнему, чтобы Он даровал разум человеку и послал решение (Турей Заhав).

 

  • Перевод Иосифона: Как очистит юноша путь свой? Сохраняя (себя) по слову Твоему!

 

Слово Божие – чистое, расплавленное. Оно огонь. И одно из свойств Слова Божьего – свойство очищения. Оно очищает сердце от нечистоты греховной. Христос сказал своим ученикам:

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.(Иоан.15:3)

Если желаем чтобы яд сатаны – гибельное слово змея не причинял нам ущерба, то позволим живому Слову Бога действовать в нас и очищать нас. Ведь как сказал апостол: Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр.4:12). Душевно-плотской, поврежденный человек, ветхий человек, отделяется острием Слова Божьего. От правды отделяется ложь. Как приносящий жертву обрезал нечистоту животного чтобы выбросить вон, вне храма, так и наше сердце обрезается острием Слова Божьего. (ПВ)

 

Заметьте, что первая часть псалма, состоящая из восьми стихов, начинается словами: «Блаженны непорочные в пути», а вторая часть – с вопроса: «Как юноше содержать в чистоте путь свой?». Нам обещано блаженство при условии, что мы будем искать Его так, как сказано в следующем стихе. (Сперджен)

 

 

118.10 Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих.

‹ Всёмъ сeрдцемъ мои1мъ взыскaхъ тебE: не tри1ни менE t зaповэдій твои1хъ.

10. БЕХОЛЬ-ЛИБИ́ ДЕРАШТИ́ХА, АЛЬ-ТАШГЭ́НИ МИМИЦВОТЭ́ХА.

בְּכָל־לִבִּי דְרַשְׁתִּיךָ אַל־תַּשְׁגֵּנִי מִמִּצְוֹתֶיךָ׃

 

 

Для того, чтобы достичь святости, необходима интересная смесь человеческого желания (Всем сердцем моим ищу Тебя) и наделения Божьей силой (не дай мне уклониться от заповедей Твоих) (Макдоналд)

 

Не дай мне уклониться от заповедей Твоих – Т.е. не дай мне ошибиться по  отношению к ним, но помоги мне их понять и исполнить. Он просил уберечь его  от ошибки, потому что во власти Бога наделить мудростью и разумением. И,  значит, не наделив разумением сердце, того ищущее, Он как бы в заблуждение  вводит, дает ошибиться. В этом же смысле сказано: Для чего Ты даешь нам,  Господи, сбиться с Твоих путей  (Ис. 63:17). (Радак)

 

9 Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, - шатаются, но не от сикеры;

10 ибо навел на вас Господь дух усыпления = РУАХ ТАРДЕМА и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы. …

13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;

14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет. (Ис.29:9-14)

 

«Кто хочет оскверниться, тому предоставляют возможность; кто хочет очиститься, тому помогают» (ВТ. Шабат 104а, Йома 38б).

 

 

118.11 В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.

а7i Въ сeрдцы моeмъ скрhхъ словесA тво‰, ћкw да не согрэшY тебЁ.

11. БЕЛИБИ́ ЦАФА́НТИ ИМРАТЭ́ХА, ЛЕМА́АН ЛО ЭХЕТА-ЛА́Х.

בְּלִבִּי צָפַנְתִּי אִמְרָתֶךָ לְמַעַן לֹא אֶחֱטָא־לָךְ׃

 

 

Буквально: В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. Из этих слов выводят постановление что ученик не учит в присутствии учителя. Пока был жив учитель Давида Ира Аяири, в знак уважения к нему, Давид воздерживался от преподавания Торы и от вынесения алахических решений (Бавли. Эрувин 63а).

 

В 84 псалме есть строка.

12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;

13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой; (Пс.84:12,13)

Чтобы земля нашего сердца дала плод, мы должны посеять правду в нашем сердце. Господь даст благо – слово Свое. Оно как Истина возрастет в нашем сердце в Правду, которая дает плод свой. (ПВ)

 

В трактате Кидушин говорится, что Тора является полноценным исцелением от греха. Это утверждение мудрецы учат из стиха в главе Экев: «и положите эти Мои слова (слова Торы) на свое сердце» (Втор. 11:18). Слово «положите» = שמתם = САМТЕМ, можно читать также как «полноценное излечение» = סמ תם = САМ ТАМ. Когда изучение Торы является полноценным излечением? Когда кладут его на сердце, как говорит стих: «и положите Мои слова на свое сердце». (Реувен Куклин)

 

Кто-то хорошо подметил: «Вот достойнейший предмет (Слово Твое), сокрытый в достойнейшем месте (в сердце моем) ради достойнейшей цели (чтобы не грешить пред Тобою)» (Сперджен).

 

 

118.12 Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

в7i Блгcвeнъ є3си2, гDи: научи1 мz њправдaніємъ твои6мъ.

12. БАРУ́Х АТА́ АДОНАЙ, ЛАМЕДЭ́НИ ХУКЭ́ХА.

בָּרוּךְ אַתָּה יְהוָה לַמְּדֵנִי חֻקֶּיךָ׃

 

 

Первая часть стиха Благословен Ты, Господь = БАРУХ АТА АДОНАЙ, является первой частью модели установленных в иудейской традиции благословений, которыми пользуются и сегодня.

В православной традиции этот стих повторяется хором до тех пор, пока священник читает на заупокойной службе первую часть 118 псалма.

 

В иудейской традиции, этот стих является универсальным благословением Бога.

Дело в том, что иудею запрещено произносить Имя Всевышнего без необходимости и вне стихов священного Писания. И если человек по ошибке, начал произносить благословение, в котором нет необходимости… и сказав: «Благословен Ты, Господь», тут же спохватился, пусть докончит браху словами этого стиха: «Научи меня Своим законам!». И тогда получится полный стих из псалма, и произнесение Имени уже не будет напрасным. (Кицур ША 6:3,4).

 

 

118.13 Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.

г7i Ўстнaма мои1ма возвэсти1хъ вс‰ судбы6 ќстъ твои1хъ.

13. БИСФАТА́Й СИПА́РТИ, КОЛЬ МИШПЕТЕ-ФИ́ХА.

בִּשְׂפָתַי סִפַּרְתִּי כֹּל מִשְׁפְּטֵי־פִיךָ׃

 

 

Наслаждение сокровищами Слова неизбежно ведет к желанию поделиться ими с другими. Закон жизни в том, что, когда мы действительно верим познав Истину, нам хочется передать это другим. (Макдоналд)

 

Иногда человек, кому открыта воля Творца, и кто живет по Слову Его, должен быть проводником и провозвестником воли Всевышнего для тех, кто не знает не слышит и не разумеет Слова Божьего. Как и Давид своими устами возвещает то что определено (вынесенное определение, суд, приговор) Устами Божьими. (ПВ)

 

 

118.14 На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

д7i На пути2 свидёній твои1хъ наслади1хсz, ћкw њ всsкомъ богaтствэ.

14. БЕДЭ́РЕХ ЭДЕВОТЭХА СА́СТИ, КЕА́ЛЬ КОЛЬ-hО́Н.

בְּדֶרֶךְ עֵדְוֹתֶיךָ שַׂשְׂתִּי כְּעַל כָּל־הוֹן׃

 

 

Золотоискатель не радуется найденным золотым слиткам так, как радуется тот, кто обнаруживает в Писании скрытые истины (Макдоналд).

 

Браха. Мы должны благословлять Всевышнего если получаем Духом Его понимание его Слова. Благословение на Открытое Слово можно вывести из стиха Причт Соломона.

23 Радость человеку в ответе уст Его, и как хорошо слово вовремя! (Прит.15:23)

 

Благословен Ты Господь, дающий человеку радость в ответе уст Своих, и как хорошо слово вовремя!

 

БАРУХ АТА АДОНАЙ АШЕР НОТЭН СИМХА ЛЕ ИШ БЕ МААНЕ ПИВ ВЕ ДВАР БЕ ИТО МА ТОВ.

 

Ты чувствуешь ли сладость от поучения в законе Божием? Если чувствуешь – добрый знак. (Иоанн Кронштадский)

 

 

118.15 О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.

є7i Въ зaповэдехъ твои1хъ поглумлю1сz, и3 ўразумёю пути6 тво‰.

15. БЕФИКУДЭ́ХА АСИ́ХА, ВЕАБИ́ТА ОРЕХОТЭ́ХА.

בְּפִקֻּדֶיךָ אָשִׂיחָה וְאַבִּיטָה אֹרְחֹתֶיךָ׃

 

 

Божье Слово – бесконечный источник материала для самых высоких и душеполезных размышлений, но размышление не должно быть оторвано от практического исполнения Слова. (Макдоналд)

 

В иудейской традиции было усмотрено, что во всем 118-м Псалме, выделяются четыре стиха. Каждый из 176 стихов них состоит из пяти, шести или большего числа слов, и только четыре стиха состоят всего из четырех слов.

Повеления Твои (Тора) я буду обсуждать, созерцая пути Твои (заповеди)  – стих 15

И увлекаться буду заповедями Твоими, которые люблю – стих 47

Замышляющих неправду ненавижу, учение Твоё (Тора) люблю я – стих 113

Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить свидетельства Твои – стих 146

Также кем-то замечено, что в этих четырех стихах использованы все буквы еврейского алфавита, кроме трех ג,ז,ל, составляющих слово גזל – «воровство». Какое назидание для нас в этом наблюдении? Это предостережение против того чтобы мы были повинны в грехе святотатства = Воровства у Бога.[5] Контекст псалма говорит о ценности Слова Творца. И вся наша жизнь, дарованная от Бога, должна соответствовать тому, к чему призывает нас Господь через Свое Слово. Нашу жизнь мы должны согласовывать с волей Творца.[6] Если этого нет в нашей жизни, мы становимся похитителями дара жизни. Живущие не по воле Бога – прожигают жизнь и обесценивают дар Божий. Поэтому пользование благами в этом мире без верности Слову Творца и без Богопочитания – это воровство.[7] (ПВ)

Но: ни воры, ни лихоимцы, … ни хищники - Царства Божия не наследуют. (1Кор.6:10)

 

 

118.16 Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.

ѕ7i Во њправдaніихъ твои1хъ поучyсz: не забyду словeсъ твои1хъ.

16. БЕХУКОТЭ́ХА ЭШТААША́, ЛО ЭШКА́Х ДЕВАРЭ́ХА.

 בְּחֻקֹּתֶיךָ אֶשְׁתַּעֲשָׁע לֹא אֶשְׁכַּח דְּבָרֶךָ׃

 

 

שָׁעַע‎ = ШАА = 1. быть сомкнутыми (о глазах); 2. ослеплять. C(pilpel): 1. играть, ласкать; 2. услаждать, утешать. D(pulpal): быть ласкаемым или утешаемым. E(hi): 1. смыкать (глаза); 2. ослеплять. G(hithpalpel): 1. ослеплять себя; 2. услаждаться, утешаться.

 

Когда человек чем-то услаждается, то эта сладость как бы закрывает глаза на все постороннее. И человек  чувствует только эту сладость. И еврейское слово שָׁעַע‎ = ШАА = ЭШТААША́, хорошо передает это состояние человека. Давид говорит, что услаждение откровением Слова Божьего есть настоящее утешение, и глаза его не могут, и не желают взирать на все постороннее и скоропреходящее. На то, что отвлекает от исполнения воли Всевышнего. (ПВ)

 

 

 

[1] На отыскание этого единого закона в физике, А. Эйнштейн, потратил всю свою вторую половину жизни. Все неисчислимое множество твари образует целокупную тварь. Множество образует единицу (Σα=1). Вся тварь едина в Едином Боге. «Будет Бог все во всем». (1Кор. 15:28), «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». (Еф. 4:6). Все есть единица (Σα=1). Единица образует все (1=Σα). Единица – организм. Все, что есть, – члены этого организма. Единица – это Бог. Грех – не единица. Грех – это множество, не собираемое в единицу. Поэтому трепещут бесы от веры в Единого Бога. (Иак. 2:19). Ведение Единицы – это ведение Бога и твари. Где Единица – там религия, там наука. Политеизм – это восстание против Бога, это грех. Политеизм не знает Единицу, не ведает Бога, не способен к науке. Наука – это сведение твари к единице, познание единого закона твари. Религия – это сведение твари к Единице, это – «единое множество» (тварь) в Единице (в Боге), это – единица в Единице.  (о. Геннадий Фаст)

[2] На этой основе можно глубже понять значение слова אדם = АДАМ = человек. Бавли Нида, 31а учит: Трое принимают участие в творении человека: отец, мать и Всевышний. א в слове אדם соответствует Всевышнему. Оставшиеся буквы формируют слово דם = ДАМ = кровь, что символизирует плоть, т.е. физический аспект творения. (А. Альтшуль).

[3] Если же нет, то слушай меня: молчи, и я научу = ואאלפך  тебя мудрости. (Иов.33:33)

[4] Первая скрижаль (1-4 заповеди) — заповедь любви к Богу. Вторая скрижаль (5-10 заповеди) — заповедь любви к ближним.

[5] Святотастство = букв. Воровство посвященного Богу.

[6] Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое. (Пс.118:17)

[7] См. комм. на Пс. 23:1. Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней. И Пс. 113:24 Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.


Назад к списку