От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 115 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Новости

  • Новый проект от создателя библейской программы "ЦИТАТА из БИБЛИИ"
  • 12 Октябрь 2017
  • Кто может, помогите проекту! Этот труд начат хорошим человеком и автором библейской программы "Цитата из Библии" = BibleQuote. Труд еще не окончен.

    Если каждый любящий слово Божие перечислит хотя бы 500 или 1000 рублей единоразово из своей десятины на указанный счет, то это поможет проекту осуществиться.

    Прошу поддержать материально трудолюбивого человека который все это делал и делает не ради денег. счет яндекс кошелька

    Страница проекта на ФБ здесь

    счета для не рублевых переводов

    U294637633999 гривна
    Z287761284830 доллар
    E234543609018 евро
    R426193411415 рубль

    Прикладываю ссылку на библейскую программу созданную этим автором, которой я пользуюсь при поиске в русском синодальном тексте Библии и в тексте на церковно-славянском языке. В этой программе также есть второканоничные книги Библии.
    https://yadi.sk/d/4oZ_St883NgLEE

     

  •  
  • Сентябрь - Октябрь - Ноябрь 2016
  • 30 Ноябрь 2016
  • Многие ли помнят, в каком контексте дана молитва "ОТЧЕ НАШ" у евангелиста Луки? А ведь контекст имеет огромное влияние на понимание семи прошений этой молитвы.

    Один старый еврей хорошо заваривал чай, и другие евреи любили ходить к нему в гости пить чай. Распивая чай, они удивлялись его вкусу и все время просили: - Абрам, расскажи, как ты завариваешь чай, не уноси секрет в могилу. - Нет-нет-нет, - отвечал старый Абрам, - "Только на смертном одре." И вот пришла пора умереть Абраму. Собрались евреи, напомнили ему об обещании рассказать, как он заваривает чай. - Евреи, не жалейте заварки...

    В этом веке, Слово Божие вода - омывающая, очищающая, напаяющая. В мире грядущем, Слово Божие будет явлено во всей силе своей, как Огонь Славы Всевышнего. Не причастные Слову здесь, не вынесут Огня там, и не узнают вкуса Живой Воды.

    Серединная НАДЕЖДА являет два своих оттенка, если ближе, либо к ВЕРЕ, либо к совершенной ЛЮБВИ.

    Порой некоторые христиане не знают, что известные слова, которые встречаются в Пасхальной службе, это слова из пророчеств книги Ошеа - Осии.

    Боль сердца - ребенок мертвый по грехам своим. Но слезы родителей о детях своих не бывают тщетны.

    Два закона: справедливость и любовь. Две ступени. "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс.33:15). Поставив себя на место других это делать гораздо легче.

    Теснота сердца, признак того, что благодать была принята тщетно

     

    Крест, в аскетическом аспекте, место распятия ветхого человека. Но нужны и гвозди чтобы распять плоть со страстьми и похотьми... Что это за гвозди?

    Время этой жизни дано, для "привыкания" к сиянию Света Мессии, чтобы в будущем веке не ослепнуть от него и не остаться во тьме внешней.

    Пренебрегающих Словом Истины ждет опустошение.

    Какой из упомянутых в Новом Завете царей Иродов приказал казнить Иоанна крестителя? Аллюзия Ирод-Соломея-Иродиада на три уровня души. В одном месте написано: "Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". (Мар.6:20) А в другом написано: "И хотел убить его..." (Матф.14:5) Когда же произошла перемена в царе Ироде по отношению к Иоанну?

    Одним нужно узнать Мессию, как воплощенное Слово Божие, а кому-то вспомнить, что Он вместе с тем, и Человек. Но человек после смерти и воскресения уже не тот, которого мы знали по плоти. Тем более Тот, Который имеет славу, как славу Единородного от Отца.

    В раздел "Воскресная школа" добавлены уроки по 118 псалму

    Буква НУН. 1 часть. Хронометраж урока: 00:01 = Буква Нун как НЕЕМАН = верный Богу. Мессия и человек. 09:01 = Имя Мессии – ינון = Инон из Пс.71:17 32:35 = Имя ננא = ННА в проекции на Мессию. 53 Имя Бога ננא выводимое из 3 стихов книги Исход. 38:33 НУН образ падения. Христос как Шалаш Давида и Храм. 56:14 БАР НАФЛИ = Сын Падения и БАР НЕФЕЛИ = Сын облаков. Учение о двух Машиахах. Машиах Страдающий и Машиах Славный. 74:18 = Падение и восхождение от бедняка до облака Славы в образе трех букв יון

    Буква МЕМ 3 часть. Хронометраж урока: 01:06 = слово ЭМЕТ = АЛЕФ-МЕМ-ТАВ как Истинное свидетельство о спасении Христовом 13:10 = Образ умирания ветхого человека в водах погружения 17:46 = Миква = Могила – Матка. 24:51 = Образ чрева – материнской матки = ЭМ 29:27 = Мать Машиаха и рождение Христа. (Ис.9) 44:42 = Аллюзия Моше на Машиаха 50:26 = Мирьям Моше и Мирьям Машиаха. Колодец Мирьям 59:31 = Образ Девства Мирьям

    Часть 4. О букве МЕМ. Комментарий на 13 восьмистишье 118 псалма. Стихи 97-104 0:37 = Непроходимые врата – аллегоричный образ Рождения Мессии от Девы Марии 5:24 = Золотые врата Иерусалима 8:53 = Южные врата Иерусалимского Храма 17:55 = Третий Храм Божий 19:48 = о числе 40 в Библии


Объявления

О Царстве Божием
Учение Виссариона в свете Библии

115 Псалом Давида - объяснение (Видео)

Псалом 115

 

 

115-й псалом начинается с 10 стиха иудейского псалма 116 псалма.

Мэтью Генри называет этот псалом, «псалом мученика». К этому можно добавить, что это псалом добровольного мученика.[1] А в таинственном понимании псалом – обетование, т.е. обещание исполнения жертвенного обета Искупления тех людей,[2] чьи грехи были возложены на Страдающего Мессию. Возлагаются же они через веру в Его Спасительную Смерть и Воскресение. (ПВ).

 

 

115.1 Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен.

Ґллилyіа, рє7i. а7 Вёровахъ, тёмже возглаг0лахъ: ѓзъ же смири1хсz ѕэлw2.

116.10. hЕЭМА́НТИ КИ АДАБЭ́Р, АНИ́ АНИ́ТИ МЕО́Д.

הֶאֱמַנְתִּי כִּי אֲדַבֵּר אֲנִי עָנִיתִי מְאֹד׃

 

 

Трудно понимаемый первый стих М. Генри разделяет по смыслу. Сначала толкуется первая часть стиха: Я веровал и потому говорил.[3] Т.е. верующий всегда говорит о том, во что верит и что у него в сердце.

Эти же слова цитируются  апостолом, когда он говорит о себе и своих единоверцах, которые хотя и страдали по вере во Христа, но не стыдились принадлежать Ему [и проповедовать Его Спасение].

11 …мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,

12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,

14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. (2Кор. 4:10-14)

Тот, кто верует сердцем, должен исповедовать устами для славы Божьей, ободрения других и доказательства собственной искренности. потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. (Рим.10:10) (М. Генри).

 

Буквально исторический аспект: я  верил – велика была моя вера, говорит Давид, когда я был беден, т.е. был нищим беглецом, и метался, как сказано: и  Давид порывался = нехпаз  уйти от Шауля  (3Царств. 23:26). Тогда я сказал:  человек всякий лжив – т.е. даже в ту пору я говорил, что лжецом будет всякий  утверждающий, будто я царства лишен навсегда. И это есть вера великая. (Радак).

 

Другой буквальный комментарий иудейской традиции: Давид говорил (судил) опрометчиво послушав ложь Цивы.

Раши идет по линии мидраша, совершенно поразительного, который понимает это так, что «Я верил словам Цивы». Цива – это персонаж из Танаха, которого не следует забывать, он раб из дома Шауля; его отыскал Давид и поставил его рабом к Мефивошету – единственному оствшемуся в живых сыну Йонатана, который был хромым калекой. Этот Цива до того, как Давид его разыскал, жил очень хорошо, у него было много своих сыновей и полно своих рабов, хотя сам он и был рабом в доме Шауля; он жил зажиточным хозяином, но Давид все это поставил на место, на службу Мефивошету. Когда Давид бежал от восставшего на него сына Авшалома, Цива явился к Давиду с припасами, и на вопрос, где же твой хозяин, он наговорил на Мефивошета, что тот остался в Иерусалиме и сказал, что теперь народ вернет ему царство.[4] И Давид сказал Циве, что все дает ему, что принадлежит Мефивошету. Есть много мидрашей на эту тему. Потом, когда после подавления восстания Авшалома Мефивошет явился к Давиду, то он сказал, что раб меня обманул, он бежал с ослом, а я не мог догнать.  (Дашевский)

 

26 Тот отвечал: господин мой царь! слуга мой обманул меня; ибо я, раб твой, говорил: "оседлаю себе осла и сяду на нем и поеду с царем", так как раб твой хром.

27 А он оклеветал раба твоего пред господином моим царем. (2Цар.19:26,27)

 

Из этого случая с Цивой учим, что Давид опрометчиво поверил ложному навету раба, и поспешно посчитал предателем и лжецом преданного увечного Мемфивосфея. (ПВ)

 

Не всякий, оказывается, человек – ложь, как раньше думал в опрометчивости своей певец. И понял он свою опрометчивость не сразу, а в результате переживания своих неприятностей и получения помощи от Бога. («Ящик ответов»)

 

Буквально-Нравственный аспект: Человек верующий и приближающийся к Богу видит себя сокрушенным, нищим, и в покаянии считает себя более низким, чем другие. Т.е. это покаянное чувство. Как правило, неверующие не видят своего несовершенства. (ПВ)

 

Верил я, когда говорил… всякий человек иллюзия – вариант прочтения: Я был очень несчастен и верил, когда опрометчиво сказал: Всякий человек обманет. (Левинов)

 

  • перевод Йосифона: Веровал я, когда говорил, измучен был я очень

 

Как понимается слово «АНИТИ»? По простому смыслу АНИТИ = бедный, от слова «ОНИ = бедность».[5] (Дашевский)

 

В мессианском аспекте: слово АНИТИ = бедный, относим к Мессии Страдающему. Как и написано:

9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. (2Кор.8:9)

 

Духовно-нравственный аспект: Верующий, вера которого является в видимо в его жизни и поступках, всегда будет отторгаем этим миром и сынами мира сего. Верующий, как правило, гоним, так как дела правды обличают мир который лежит во зле.[6] Так и апостол Павел говорит: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 13 Злые же люди и обманщики (лжецы) будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. (2Тим.3:12,13), поэтому верный слову Бога видит ложь сынов мира сего. И в торопливости жизни этого века говорит: всякий человек ложь. Эти слова которые праведник относит к людям являются не осуждением и не злословием, а более констатацией того факта что положится на человека и надеется на людей нельзя, так как такая надежда обманчива. Как об этом будет растолковано ниже. (ПВ).

 

 

115.2 Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.

в7 Ѓзъ же рёхъ во и3зступлeніи моeмъ: всsкъ человёкъ л0жъ.

116.11. АНИ́ АМА́РТИ ВЕХОФЗИ́, коль-hаадА́м козэ́в.

אֲנִי אָמַרְתִּי בְחָפְזִי כָּל־הָאָדָם כֹּזֵב׃

 

 

Если понимать слова псалма «говорил я в опрометчивости моей» в отрицательном аспекте как ошибку и грех который допустил Давид, то это дает нам в аскетическо-нравственном понимании урок, который будет предостерегать нас от злоязычия, гнева и осуждения. Чарльз Спреджен и Мэтью Генри комментируют этот стих так:

Давид веровал и потому говорил правильно (стих1), но сейчас, из-за неверия которое вызвано страхом, скорбями, лишениями и гонением, Давид стал говорить  неверно (стих 2). Когда мы испытываем сильные и суровые страдания, особенно когда они долго длятся, мы склонны к усталости,  унынию, почти впадаем в отчаяние и теряем надежду. Поэтому давайте не торопиться осуждать других, а внимательно следить за собой, когда попадаем в беду. Как и сказано в другом псалме: Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал [даже] о добром; и скорбь моя подвиглась (Пс.38:2,3). Если хороший человек говорит неверно, то это сделано в опрометчивости, от неожиданности искушения, а не осознанно и преднамеренно, как это делает нечестивец (М. Генри)

Когда он веровал, он молился Господу, а когда сомневался – обвинял. В некоторых случаях наши слова уместны, а в некоторых нам лучше помолчать. Как часто нам приходится раскаиваться в словах, сказанных опрометчиво! А посему, когда мы находимся в состоянии эмоционального возбуждения, лучше всего не открывать уст. Как гласит поговорка, «слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Ведь даже если мы раскаемся в сказанном, воздействие наших слов от этого не станет менее болезненным. Если самому Давиду приходилось раскаиваться в своих словах, то никто из нас не может доверять своему языку, пока его норов полностью не обуздан. (Сперджен)

Буквально относим и опрометчивость суждения Давида царя, относительно Мефивошета, когда он был введен в заблуждение Цивой. (см. ком. на первый стих).

 

Это же объяснение мы можем увидеть в истории с пророком Илией, который обвинил в отступлении весь Израиль, хотя и был пророком:

14 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее.

18 И сказал ему Господь: …  Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его. (3Цар. 19:14-18) (ПВ).

 

Есть другое толкование. Давид сильно страдал и был вынужден бежать, но он не уповал на человека и не делал плоть своей мышцей. Нет, он сказал: Всякий человек ложь; сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь, поэтому я буду уповать лишь на Бога, и в Нем я не разочаруюсь. Похоже, так воспринимает этот стих и апостол (Рим. 3:4),[7] когда говорит, что Бог верен, а всякий человек лжив, по сравнению с Богом. Все люди непостоянны и ненадежны, подвержены переменам; поэтому давайте оставим человека и прилепимся к Богу. (М. Генри)

 

В Мессианском аспекте. Если применить эти слова к принявшему страдание за нас Христу, то неужели мы можем вложить в речь Мессии слова, которые свидетельствуют что Он ошибался? Нет! Да не будут так поняты слова этого псалма! Рассматривая эти слова от лица Христа, мы понимаем так: Христос не с осуждением всех людей говорит что «всякий человек ложь», и не в опрометчивости, как бы сожалея, что сказал так, а в смысле таком: когда Я поспешно[8] был судим и опрометчиво предан на смерть синедрионом, (или: когда я спешил и торопился на дело Искупления людей), Я не надеялся на тех, которые могут Меня избавить от мучительного распятия и смерти,[9] так как такая надежда на людей, и такое упование на человека, являются ложными. В этом понимании надежды – всякий человек ложь. Но надеялся Я, лишь на милость Отца Своего. Как и написано: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение (Евр. 5:7). (ПВ).

 

 

115.3 Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?

г7 Что2 воздaмъ гDеви њ всёхъ, ±же воздадe ми;

116.12. ма-ашИ́в ладонА́й, коль-тагмуло́hи алА́й.

מָה־אָשִׁיב לַיהוָה כָּל־תַּגְמוּלוֹהִי עָלָי׃

 

 

Чем воздать Господу за все Его благодеяния – всякий человек испытывает стыд и неудобство, когда получает что-то, что не может оплатить. И чем больше получает человек, тем больше стыда он испытывает. Такое же чувство должно быть у праведного человека по отношению ко Всевышнему: он получает блага от Создателя и не может оплатить их в полной мере (Месилат Йешарим).

 

Ясно, что это вопрос риторический. Он хочет сказать, что у меня нет ни малейшей возможности отплатить Всевышнему за все, что Он для меня сделал. (р.Дашевский)

 

В мессианском аспекте: От лица Христа задается вопрос: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? И ниже, Он Сам дает ответ: Чашу спасения прииму и имя Господне призову. (ПВ)

 

 

115.4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову.

д7 Чaшу спcніz пріимY и3 и4мz гDне призовY:

116.13. кос-ешуо́т эсА́, увшЕ́м адонАй экрА́.

כּוֹס־יְשׁוּעוֹת אֶשָּׂא וּבְשֵׁם יְהוָה אֶקְרָא׃

 

 

Некоторые понимают слово чаша = КОС, в смысле доля = ХЕЛЕК, подобно «моей  доли и чаши = КОСИ удел (Пс. 15:5).[10] (Радак)

 

В мессианском аспекте: чашу Спасений приму – относим к Страдающему Мессии. Эта чаша горька. Это наказание грешникам. Но ее принимает и выпивает за грех мира, Сам Спаситель Христос. Это вино ярости Божией, которое предназначается сделавшим грех. Эту чашу с вином ярости принял[11] Мессия, чтобы искупить верующих в Него и Его Спасение. Те же, кто не искуплен по вере в Страдающего за нас, будут напоены вином ярости в последний день:

10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; (Откр.14:10)

 

Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Иоан. 18:10,11).

 

В новозаветном мессианском аспекте, слова этого стиха Церковь относит к чаше Завета Христова.

20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (Лук.22:20)

Этот псалом входит (вкупе с пс. 22-м и 23-м) в правило ко Святому Причащению по причине пророческого намека на Чашу Вечери. Она спасительна каждому с верой приступающему к этой Тайне. Так как открыто нам, что сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. (1Кор.11:25) (ПВ)

 

Чашу спасения прииму Пречистых и Божественных Таин Христовых, и воздам благодарность Господу, за такую благодать, и за все, что постигнет претерпеть ради Христа: ибо причащаясь Христовых Таин, причащаемся и страданиям Его. Сам Иисус Христос во святом Евангелии чашею называет смерть, сказав Иакову и Иоанну Заведеевым: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? (Матф. 20:22). Давид называет эту чашу спасительною, потому что смерть за Христа спасает и оживотворяет умирающих. Чашу спасения прииму – это означает готовность пролить мученическую кровь, когда потребуется. Но мученичество наше не в видимом только пролитии крови, но и во внутренней добросовестной борьбе: когда не поддаемся плотской похоти, преодолеваем видимо и невидимо наводимые искушения, волнение помыслов, прискорбность лишений, бед, уничижений. Итак, страдание в подвигах за благочестие и сопротивление греху до смерти есть чаша спасения (Святоотеческий комментарий).

 

В 1-м стихе этого псалма есть слова о бедствии – АНИ́ АНИ́ТИ = я беден, сокрушен. Т.е упоминается мера Суда.[12] А в этом 4-м стихе говорится о Чаше спасений – это мера милости Бога. А в 3 стихе говорится о всех благодеяниях Его = КОЛЬ-ТАГМУЛО́HИ АЛА́Й. Все благодеяния – это и бедствие и спасение от бедствия. Отсюда учим, что человек должен благословлять за все, что происходит с ним по воле Всевышнего, т.е. за все благодеяния Его. Должен благословлять Бога и за скорбь, также, как благословляет за благо, призывая Имя Его. Как написано: Имя Господне призову = УВШЕ́М АДОНАЙ ЭКРА́. (ПВ)

В Бавли есть подтверждение такого понимания на примере стихов 116 псалма по еврейскому исчислению (Пс. 114-115):

Сказал р. Аха: из какого места в Писании следует правило (что человек должен благословлять за зло также, как благословляет за добро)? … Раби Танхум сказал: отсюда: Чашу спасения прииму и Имя Господне призову (Пс. 115:4 – по счету иудейской традиции 116:13). Я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я Имя Господне: (Пс.114:3,4 – по счету иудейской традиции 116:3-4).

«Благословен Ты Господь Бог наш, Царь вселенной, Благой и дарующий благо (или Творящий благо)». Это благословение на Благо.

«Благословен Ты Господь Бог наш, Царь вселенной, Судья Истинный (или Судия Праведный)» Это благословение на скорбь. (ВТ. Брахот 60б)

 

В иудейской традиции есть обычай четырех чаш на праздник Песах. Откуда выведена эта традиция? Есть несколько мест, откуда учат о четырех чашах.

1. Четыре упоминания спасения в книге Исход:

Почему учредили мудрецы обычай четырех чаш в Песах? Рабби Гуна сказал:  Соответственно четырем речениям Избавления в рассказе об Исходе[13] из Египта: «И выведу» (Исх. 6:6); «и избавлю» (там же); «и спасу» (там же); «И Я приму» (Исх. 6:7).

2. Четыре упоминания слово «чаша» во сне виночерпия.

Рабби Шмуэль бар Нахман сказал: Соответственно четырем чашам, о коих сказано здесь: И чаша фараона в руке моей; ...и выжал его в чашу фараона; ...и подал чашу в руку фараона; ...и ты подашь чашу фараона в руку его.[14]

3. Четыре галута от четырех царств.

Рабби Леви сказал: Соответственно четырем царствам.[15] Рабби Йегошуа бен Леви сказал: Соответственно четырем чашам яда, которыми Святой, благословен Он, напоит народы мира. Об этом написано: Ибо так сказал мне Господь, Бог Израиля: возьми эту чашу с вином гнева... (Иерем. 25:15); [Был] Вавилон в руке Господней золотою чашею... (Иереем. 51:7); Ибо чаша в руке Господней пенным вином полон он, плеснет им оттуда - даже дрожжи высосут, выпьют все нечестивцы земли (Пс. 74:9); И палящий ветер - доля чаши их (Пс. 10:6).[16]

4. Четыре чаши, которые упоминаются в Псалмах:

И напротив, Святой, благословен Он, напоит народ Израиля в грядущем мире четырьмя чашами спасения: Господь - моя доля, моя чаша [утешения] (Пс. 15:5); чаша моя преисполнена. (Пс. 22:5); Чашу спасений моих подниму (Пс. 115:4). Написано здесь не чашу спасения, но чашу спасений – одну в дни Машиаха и одну в дни Гога и Магога.[17] (Берешит Раба 40:12).

 

 

115.5 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его.

є7 моли6твы мо‰ гDеви воздaмъ пред8 всёми людьми2 є3гw2.

116.14. недарА́й ладонА́й АШАЛЕ́М, НЕГДА-НА́ ЛЕХОЛЬ-АМО́.

נְדָרַי לַיהוָה אֲשַׁלֵּם נֶגְדָה־נָּא לְכָל־עַמּוֹ׃

 

 

Перед всем народом исполню обеты – отсюда правило: тот, кто спасся от опасности, обязан вознести благодарность Всевышнему в присутствии миньяна – десяти взрослых мужчин. (Левинов)

 

Слово «Воздам» в синодальном переводе можно дополнить другими смысловыми вариантами при переводе еврейского слова АШАЛЕМ.

 

‎שָׁלַם‎ = ШАЛОМ = A(qal): 1. быть завершённым или оконченным; 2. быть целым или здоровым; 3. быть спокойным, иметь мир. C(pi): 1. заканчивать, завершать; 2. совершать, исполнять; 3. возмещать, воздавать, выплачивать. 4. посылать или давать мир, безопасность или благополучие, приводить в состояние мира, безопасности или благополучия. D(pu): 1. быть исполненным; 2. быть возмещённым или награждённым, быть уплаченным. E(hi): 1. заканчивать, завершать, полагать конец; 2. исполнять, совершать; 3. умиротворять, примирять, устанавливать мир. F(ho): быть умиротворённым.

 

В мессианском аспекте понимаем применимо ко Христу. Мессия принародно исполнил обещанное = обеты, которые были даны через пророков. Эти обещание Искупление народа и установление Царства Божьего, освобождение от власти Ада и дарование Духа Святого. Это совершилось в шалош регалим, т.е. в дни, когда народ шел на поклонение в Иерусалим. Искупление в Песах, а Дарование Духа Божьего в Шавуот = Пятидесятницу. (ПВ)

 

В славянском переводе вместо слова «обеты, обещания» стоит слово «молитвы». Святоотеческий комментарий говорит применимо ко Христу так: Се молитва Христова на кресте перед всеми: Отче прости им! И грех значит первородный прости, и проклятие и смерть, и даруй усыновление. (Комментарий ТСЛ)

 

 

115.6 Дорога в очах Господних смерть святых Его!

ѕ7 ЧтcнA пред8 гDемъ смeрть прпdбныхъ є3гw2.

116.15. ЙАКА́Р БЕЭНЭ́ адонАй, hамА́вта лахасидА́в.

יָקָר בְּעֵינֵי יְהוָה הַמָּוְתָה לַחֲסִידָיו׃

 

 

Здесь подобно строке другого псалма:

14 души убогих спасет… от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна = ЙАКАР будет кровь их пред очами его; (Пс.71:14)

 

Тяжела = ЙАКАР в глазах Всевышнего смерть преданных Ему. – Здесь слово «ЙАКАР»[18] по простому смыслу переводится, как «тяжела», хотя мы привыкли к тому, что это слово переводится, как «драгоценна». Такое понимание тоже возможно, но оно наверное является менее простым. По простому смыслу он здесь говорит, что Всевышнему тяжело допустить, или сделать так, чтобы праведный человек ушел из жизни, и поэтому Он спасает, а если не спасает, то Ему Самому тяжело это делать – убирать праведного человека из этой жизни. (Дашевский)

 

Драгоценна пред Богом смерть преподобных Его. Почему драгоценна. Потому что их жизнь и их смерть это жертва Ему. Они не заботятся о том чтобы продлить свою жизнь за счет предательства, заботы о себе, но даже ценой жизни остаются верными слову Бога. Их смерть это благоуханная жертва. В мессианском же аспекте, драгоценная смерть, это Искупительная смерть Мессии за всех верующих в Спасение Божие. (ПВ),

 

 

115.7 О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.

з7 Q, гDи, ѓзъ рaбъ тв0й, ѓзъ рaбъ тв0й и3 сhнъ рабhни твоеS: растерзaлъ є3си2 ќзы мо‰.

116.16. анА́ адонАй ки-анИ́ авдэ́ха, ани-авдехА́ бен-аматэ́ха, ПИТА́ХТА ЛЕМОСЕРА́Й.

אָנָּה יְהוָה כִּי־אֲנִי עַבְדֶּךָ אֲנִי־עַבְדְּךָ בֶּן־אֲמָתֶךָ פִּתַּחְתָּ לְמוֹסֵרָי׃

 

 

Слово אָנָּה = АНА = «О-о» написано через hэй, а не через алеф. Это слово означает признание,  подобно «о = АНА, согрешил этот народ» (Исход. 32:31), где речь идет о  признании греха. Здесь же оно выражает я Твой раб, сын рабыни Твоей – ребенок формируется в материнском чреве на протяжении определенного  времени, и  акже после рождения своего он питается материнским молоком. Таким образом, по природе своей мать с ребенком связана больше, чем отец. Поэтому, когда говорится о царях Исраэля, называется имя царской матери  (см.  2Цар. 12:2 и во многих других местах), тем самым подчеркивая, что поступки  сына нередко подобны поступкам матери. (Радак)

 

Буквально, еврейский комментарий объясняет трижды упомянутое слово раб, так: «От Рут (рабы Твоей), до Давида три поколения: Рут, Овед, Ишай … (Ки Тов «Сефер Атодаа»).

Т.е. в моем роду три поколения верных рабов Твоих, и я трижды раб Тебе Господи.

Мидраш говорит: Сказал Давид: я потомок той, которая сказала: я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою[19] ... (Руф.3:9), и Ты прикрыл ее Своими крыльями (Шохер Тов).

 

Буквально: Здесь показаны тройные узы порабощения Богу:

1. Я раб Твой… – личное, по факту рабство.

2. Сын рабы Твоей… – унаследованное рабство (Исх. 21:4)

3. Я раб Твой… – добровольное рабство – положение добровольного раба, который любит своего хозяина и не желает покинуть его (Исх. 21:5–6). (НБК – Карсон).

 

Давид дважды говорит «я раб Твой». Я повинуюсь Тебе телесно. Повинуется тебе и душа моя. Так как рабы могут выполнять волю господина из-за страха наказания без желания и против воли своей. Но добавлено второй раз я раб Твой чтобы показать что это рабство добровольное. Также добавлено что я сын рабы Твоей. Не отца, а матери. Буквально понимаем так. Ишай (Иесей) думал, что Давид незаконнорожденный и чуждался своего сына. Мать же Давида знала, что он законнорожденный сын своего отца. И так как Ишай заблуждаясь, чуждался своего сына, то Давид говорит о своей матери. (ПВ)

 

В мессианском аспекте понимаем подобно буквальному аспекту. Раб Твой –добровольное послушание по человеческому естеству Иисуса Христа Своему Отцу. Отцы Церкви очень неуверенно толковали этот псалом[20] в мессианском аспекте, прежде всего из-за слов «в опрометчивости моей», и видимо еще из-за слов «Я раб Твой». В христианской традиции нет обычая, говорить о Мессии, как о рабе Божьем, даже имея ввиду Его человеческую природу. Но все же в пророческих словах мы можем усмотреть именование Мессии от Лица Бога «рабом Его». Где? У пророка Исайи

13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.

14 Как многие изумлялись, Тобой, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!

15 Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. (Ис.52:13-15)

Также сын рабы Твоей – указание на сверхъестественное рождение без мужа «от Матери безмужныя».[21] (ПВ)

 

 

115.8 Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.

и7 ТебЁ пожрY жeртву хвалы2, и3 во и4мz гDне призовY.

116.17. ПЛЕХА-ЭЗБА́Х ЗЭ́ВАХ ТОДА́, УВШЕ́М АДОНАЙ ЭКРА́.

לְךָ־אֶזְבַּח זֶבַח תּוֹדָה וּבְשֵׁם יְהוָה אֶקְרָא׃

 

 

Буквально: Тебе заколю жертву благодарности.

Жертва – Христос Господь, в Пречистых Тайнах от всех верных прославляемый (Комментарий ТСЛ)

 

Мессианский аспект: Сын Божий стал Жертвой любви за грех мира. Он искупил грешных людей, взяв на Себя вину согрешивших. Его добровольное страдание – это Жертва. Невинного Страдальца прообразовывали жертвенные животные в законе Моисея. (ПВ)

 

Духовно-нравственный аспект: Мы  прежде  всего  должны  представлять себя Богу в жертву живую,

1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, (Рим.12:1), а затем представлять то, что может прославить Его в делах благочестия и благотворительности. Благотворительность и общительность являются теми жертвами, которые благоугодны Богу. Как написано: Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13:15,16). И они в значительной мере должны сопутствовать жертвам хвалы, прославляющим имя Его. Если Бог был щедрым к нам, то самое меньшее, что мы можем сделать в ответ, быть щедрыми к нуждающимся. (М. Генри)

 

 

115.9 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его,

f7 Моли6твы мо‰ гDеви воздaмъ пред8 всёми людьми2 є3гw2,

116.18. НЕДАРА́Й ЛАДОНАЙ АШАЛЕ́М, НЕГДА-НА́ ЛЕХОЛЬ-АМО́.

נְדָרַי לַיהוָה אֲשַׁלֵּם נֶגְדָה־נָּא לְכָל־עַמּוֹ׃

 

 

Буквальное понимание: Этот стих буквально повторяет четырнадцатый стих: «Обеты мои Господу исполню пред всем народом Его». Зачем он делает, зачем повторяет? Простое объяснение такое, что в четырнадцатом стихе он говорит об исполнении обета над чашей вина, при благословении после трапезы или при возлиянии на жертвенник. Здесь же он говорит над принесением этой благодарственной жертвы о которой написано в предыдущем стихе. (Дашевский)

 

Мы же в мессианском аспекте понимаем применимо ко Христу как и первый раз. Мессия принародно исполнил обещанное = обеты, которые были даны через пророков. Эти обещание Искупление народа и установление Царства Божьего, освобождение от власти Ада и дарование Духа Святого. Это совершилось в шалош регалим, т.е. в дни, когда весь народ шел на поклонение в Иерусалим. Искупление в Песах, а Дарование Духа Божьего в Шавуот = Пятидесятницу. (ПВ)

 

 

115.10 во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуия.

‹ во дв0рэхъ д0му гDнz, посредЁ тебє2, їеrли1ме. 

116.19. БЕХАЦРО́Т БЕТ АДОНАЙ БЕТОХЭ́ХИ ЕРУШАЛА́ИМ, hАЛЕЛУЯ́.

בְּחַצְרוֹת בֵּית יְהוָה בְּתוֹכֵכִי יְרוּשָׁלִָם הַלְלוּ־יָהּ׃

 

 

В слове בְּתוֹכֵכִי = БЕТОХЕХИ= посреди тебя, буква йуд добавочная, и служит для благозвучия, подобно  йуд в словах АВОНЕХИ и ТАХАЛУАЕХИ (Пс. 102:3) или в пяти словах Пс 112. (Радак)

Радак все добавочные в конце слова буквы ЙУД объясняет причиной благозвучия. Но в мессианско-таинственном аспекте, мы усматриваем добавочные буквы как намек (см. комм. На Пс 102:3 и Пс. 112:5-8) на Спасение, которое совершилось через Иисуса Христа. Так и в этом стихе слово БЕТОХЕХИ = посреди тебя, усматриваем намек на Искупление Христово. Мессия пришел для того, чтобы Искупить и исцелить народ свой через страдания, как о том возвещено в 53 главе книги пророка Исайи. Пророчества о искупительных страданиях, это обетование спасения, это обеты которые были даны народу. И перед всем народом эти обеты были исполнены посреди Иерусалима при Понтии Пилате. Заканчивается же псалом призывом прославления Бога, дарующего нам Свое Спасение. (ПВ).

 

В буквально-историческом смысле мы понимаем псалмы в гораздо меньшей степени, чем древние иудеи. Впрочем, из того немногого, что нам понятно, мы можем проследить тесную взаимосвязь каждого стиха и каждого слова с конкретными событиями израильской истории. Когда мы желаем прославить Господа, нам необходимо с великим тщанием отбирать слова для хвалы, а не просто открывать сборник гимнов на любом попавшемся месте. «Все должно быть благопристойно и чинно». Пусть все наши славословия начинаются и заканчиваются возгласом «Аллилуйя!», хвалите Господа! (Сперджен).

 

Как сказал Сперджен, в буквальном понимании, нам современным христианам, бывает не всегда понятны слова псалмов. Но нужно заметить, что ценность Писания в таинственном откровении Духа, который возвещает нам тайну сокрытую от веков и родов: Бог во Христе, и Христос в нас. Тайна Спасения Божьего в Сыне Его Иисусе Христе открыта и все более открывается Духом через Слово данное народу Его. Да все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. (Еф.4:13).

Ради Мессии создан мир. Мессией мы выведены и спасены из духовного Египта. Через Него мы наследуем Обители Отца. Во Христе мы получаем полноту Духа. Через Сына Божьего мы наследуем жизнь вечную. И поэтому – Алилуия! Славьте Бога Единого!

Отцу Небесному, превечно Рожденному Единородному Слову Его, и Духу Его, животворящему мир, во веки, слава, честь и поклонение! Алилуия – Слава Ему! (ПВ)

 

 

 

[1] Он истязуем был, но страдал добровольно … за преступления народа Моего претерпел казнь. (Ис.53:7,8)

[2] Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем… Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; … душа Его принесет жертву умилостивления (Ис.53:10)

[3] А вторую часть первого стиха «я сильно сокрушен» он переносит по смыслу ко второму стиху. «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».

[4] И сказал царь: где сын господина твоего? И отвечал Сива царю: вот, он остался в Иерусалиме и говорит: теперь-то дом Израилев возвратит мне царство отца моего. И сказал царь Сиве: вот тебе все, что у Мемфивосфея. (2Цар. 16:3,4)

[5] Но это слово можно понимать и, как «отвечать»; в Торе это означает не только «отвечать», но и «возвышать голос», то есть говорить громко. Поэтому мидраш и понимает, что я «говорил слишком жестко», «перехлестнул чрез край», если мы вернемся к пониманию, связанному с Цивой. Раши согласно мидрашу, говорит так: «Я говорил жестко, и прошу у Тебя прощения» (Дашевский)

[6]весь мир лежит во зле. (1Иоан.5:19).

[7] Бог верен, а всякий человек лжив. (Рим.3:4)

[8] Опрометчиво = ‎חָפַז‎ = ХАФАЗ = A(qal): торопиться, спешить, поспешать. B(ni): поспешно убегать.

[9] Христос запретил своим ученикам с оружием защищать Его, когда отряд от первосвященника во главе с Искариотом пришли в Гефсиманский сад взять Его. Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Иоан. 18:10,11). …Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Матф. 26:52,53). И также Христос не оправдывался перед Пилатом, который намекал что имеет освободить Его, если пожелает. Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. (Иоан. 18:36) Пилат сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Иоан. 19:9-11).

[10] Господь есть часть наследия моего и чаши моей. (Пс.15:5)

[11] И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. (Матф.26:39)

[12] А если учитывать что 114 и 115 псалом это по иудейской традиции это псалом 116, то слова из него Я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я Имя Господне: (Пс.114:3,4) относят к одному и тому же псалму псалму.

[13] Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; (Исх.6:6,7)

[14] Йосеф видит из сна виночерпия не только предсказание его судьбы, но и пророчество об Исходе народа Израиля из Египта.

[15] Здесь четыре чаши связаны с традицией о четырех царствах, которым суждено поработить народ Израиля после Исхода из Египта: Вавилон, Мидия (Персия), Греция и Эдом (Рим). За последним из порабощений должно последовать окончательное избавление Израиля. Согласно этому толкованию, чаши, которые заповедано выпивать за пасхальным столом, соответствуют четырем упоминаниям чаши в пророчествах о наказании народов, притеснявших Израиль.

[16] Именно для того, чтобы напомнить об этом, мудрецы велели сказать над четвертым бокалом Пасхального седера: Излей ярость Твою на народы, которые знать не желают тебя. (Гамеири).

[17] Хотя в процитированных псалмах, говорящих о спасении, которое придет от Всевышнего, чаша упоминается всего три раза, в последнем из них слово ישועות (йешуот) употреблено во множественном числе – чаша спасений. По мысли толкователя, речь идет о двух спасениях народа Израиля: при наступлении мессианской эпохи и во время войны, которую затеет Гог, царь Магога, чтобы оспорить власть царя Машиаха (см. Йехезкелъ, 38:14). См. Иерусалимский Талмуд, трактат Брахот, 2:1). Также и в мишне: В соответствии с четырьмя бокалами утешения, которыми Всевышний напоит Израиль после того, как заставит иные народы выпить четыре бокала возмездия, как сказано: Господь - моя доля, моя чаша [утешения] (Пс. 15:8); чаша моя преисполнена. (Пс. 22:5); Чашу спасений  моих подниму (Пс. 115:4). (Псахим 10. Мишна 1).

[18] ‎יָקַר‎ = A(qal): 1. быть тяжёлым, т.е. трудным; 2. быть дорогим или драгоценным; 3. быть почётным, прославляться. E(hi): 1. делать редким, нечастым; 2. делать дорогим или драгоценным.

[19] Здесь слова Руфи обращенный к Баозу мидраш относит как сказанные ко Всевышнему. Так как Руфь через брак с Баозом входила в общество Израильтян, в почетное рабство Богу.

[20] Большинство отцов, вообще не толковало этот псалом относительно Христа Спасителя.

[21] И сказал Господь Бог змею … и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; (Быт.3:15) Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: «С нами Бог». (Ис.7:14)


Назад к списку