От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 110 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Новости

  • Новый проект от создателя библейской программы "ЦИТАТА из БИБЛИИ"
  • 12 Октябрь 2017
  • Кто может, помогите проекту! Этот труд начат хорошим человеком и автором библейской программы "Цитата из Библии" = BibleQuote. Труд еще не окончен.

    Если каждый любящий слово Божие перечислит хотя бы 500 или 1000 рублей единоразово из своей десятины на указанный счет, то это поможет проекту осуществиться.

    Прошу поддержать материально трудолюбивого человека который все это делал и делает не ради денег. счет яндекс кошелька

    Страница проекта на ФБ здесь

    счета для не рублевых переводов

    U294637633999 гривна
    Z287761284830 доллар
    E234543609018 евро
    R426193411415 рубль

    Прикладываю ссылку на библейскую программу созданную этим автором, которой я пользуюсь при поиске в русском синодальном тексте Библии и в тексте на церковно-славянском языке. В этой программе также есть второканоничные книги Библии.
    https://yadi.sk/d/4oZ_St883NgLEE

     

  •  
  • Сентябрь - Октябрь - Ноябрь 2016
  • 30 Ноябрь 2016
  • Многие ли помнят, в каком контексте дана молитва "ОТЧЕ НАШ" у евангелиста Луки? А ведь контекст имеет огромное влияние на понимание семи прошений этой молитвы.

    Один старый еврей хорошо заваривал чай, и другие евреи любили ходить к нему в гости пить чай. Распивая чай, они удивлялись его вкусу и все время просили: - Абрам, расскажи, как ты завариваешь чай, не уноси секрет в могилу. - Нет-нет-нет, - отвечал старый Абрам, - "Только на смертном одре." И вот пришла пора умереть Абраму. Собрались евреи, напомнили ему об обещании рассказать, как он заваривает чай. - Евреи, не жалейте заварки...

    В этом веке, Слово Божие вода - омывающая, очищающая, напаяющая. В мире грядущем, Слово Божие будет явлено во всей силе своей, как Огонь Славы Всевышнего. Не причастные Слову здесь, не вынесут Огня там, и не узнают вкуса Живой Воды.

    Серединная НАДЕЖДА являет два своих оттенка, если ближе, либо к ВЕРЕ, либо к совершенной ЛЮБВИ.

    Порой некоторые христиане не знают, что известные слова, которые встречаются в Пасхальной службе, это слова из пророчеств книги Ошеа - Осии.

    Боль сердца - ребенок мертвый по грехам своим. Но слезы родителей о детях своих не бывают тщетны.

    Два закона: справедливость и любовь. Две ступени. "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс.33:15). Поставив себя на место других это делать гораздо легче.

    Теснота сердца, признак того, что благодать была принята тщетно

     

    Крест, в аскетическом аспекте, место распятия ветхого человека. Но нужны и гвозди чтобы распять плоть со страстьми и похотьми... Что это за гвозди?

    Время этой жизни дано, для "привыкания" к сиянию Света Мессии, чтобы в будущем веке не ослепнуть от него и не остаться во тьме внешней.

    Пренебрегающих Словом Истины ждет опустошение.

    Какой из упомянутых в Новом Завете царей Иродов приказал казнить Иоанна крестителя? Аллюзия Ирод-Соломея-Иродиада на три уровня души. В одном месте написано: "Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". (Мар.6:20) А в другом написано: "И хотел убить его..." (Матф.14:5) Когда же произошла перемена в царе Ироде по отношению к Иоанну?

    Одним нужно узнать Мессию, как воплощенное Слово Божие, а кому-то вспомнить, что Он вместе с тем, и Человек. Но человек после смерти и воскресения уже не тот, которого мы знали по плоти. Тем более Тот, Который имеет славу, как славу Единородного от Отца.

    В раздел "Воскресная школа" добавлены уроки по 118 псалму

    Буква НУН. 1 часть. Хронометраж урока: 00:01 = Буква Нун как НЕЕМАН = верный Богу. Мессия и человек. 09:01 = Имя Мессии – ינון = Инон из Пс.71:17 32:35 = Имя ננא = ННА в проекции на Мессию. 53 Имя Бога ננא выводимое из 3 стихов книги Исход. 38:33 НУН образ падения. Христос как Шалаш Давида и Храм. 56:14 БАР НАФЛИ = Сын Падения и БАР НЕФЕЛИ = Сын облаков. Учение о двух Машиахах. Машиах Страдающий и Машиах Славный. 74:18 = Падение и восхождение от бедняка до облака Славы в образе трех букв יון

    Буква МЕМ 3 часть. Хронометраж урока: 01:06 = слово ЭМЕТ = АЛЕФ-МЕМ-ТАВ как Истинное свидетельство о спасении Христовом 13:10 = Образ умирания ветхого человека в водах погружения 17:46 = Миква = Могила – Матка. 24:51 = Образ чрева – материнской матки = ЭМ 29:27 = Мать Машиаха и рождение Христа. (Ис.9) 44:42 = Аллюзия Моше на Машиаха 50:26 = Мирьям Моше и Мирьям Машиаха. Колодец Мирьям 59:31 = Образ Девства Мирьям

    Часть 4. О букве МЕМ. Комментарий на 13 восьмистишье 118 псалма. Стихи 97-104 0:37 = Непроходимые врата – аллегоричный образ Рождения Мессии от Девы Марии 5:24 = Золотые врата Иерусалима 8:53 = Южные врата Иерусалимского Храма 17:55 = Третий Храм Божий 19:48 = о числе 40 в Библии


Объявления

О Царстве Божием
Учение Виссариона в свете Библии

110 Псалом Давида - объяснение (Видео)

Псалом 110

 

 

Этот 110 и следующий 111 псалмы составлены в алфавитном порядке. По комментарию Раши этот псалом славит Всевышнего, а следующий повествует о славе праведника.

В стихах 1-8 по две буквы еврейского алфавита в каждом стихе, а в 9-10 стихах по три буквы еврейского алфавита. Вероятно, что последние два стиха этого псалма ранее состояли из трех. Позднее же были реструктуризированы в два. (ПВ)

 

 

110.1 Аллилуия. Славлю [Тебя], Господи, всем сердцем [моим] в совете праведных и в собрании.

Ґллилyіа, Ri. а7 И#сповёмсz тебЁ, гDи, всёмъ сeрдцемъ мои1мъ въ совётэ прaвыхъ и3 с0нмэ.

1. hАЛЕЛУЯ́, ОДЭ́ АДОНА́Й БЕХОЛЬ-ЛЕВА́В, БЕСО́Д ЕШАРИ́М ВЕЭДА́.

הַלְלוּ יָהּ אוֹדֶה יְהוָה בְּכָל־לֵבָב בְּסוֹד יְשָׁרִים וְעֵדָה׃

 

 

Исповеданием называет благодарение, которого Бог особенно требует от нас; ибо оно есть признательность души и рана для диавола. Все сердце мы должны предать Ему, как полагает и закон: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф. 22, 37).

Совет правых и сонм – где двое или трое собраны во имя Господне, собраны во святой Церкви (Святоотеческий КПЛ).

 

Говорится о исповедании и прославлении человеком Господа Бога при трех условиях:

1. Внутренне. Глубоко, во всем сердце – всем сердцем.

2. В кругу прямых (верных), среди близких. ВЕ-СОД. СОД, как толкует Радак, тоже что и ЭЦА = совет. Но также СОД тайна, тесное общение, откровение друг другу. Т.е. в кругу верных, близких, единомысленных людей.

3. ВЕ-ЭДА = В сонме, в собрании. Среди всего народа. Или даже среди внешних.

 

Как видим, что славословие берет начало в сердце человека потаенно, неприметно никому, а конец или пик прославления и благодарения Бога, это прилюдное всем заметное наше исповедание и славословие. И при том, прославление Творца заметное не только при исповедании нашего благодарения словами, но более всего делами. Ведь одно из прошений молитвы «Отче наш» – «да святится имя Твое…» есть наша просьба, чтобы Бог дал нам силу прославлять и святить Его Имя исполнением Его воли и жизнью святой. Прилюдное славословие Бога, это жизнь по Слову Его в исполнении главного: Любить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя. Такая жизнь прославляет Творца, в отличии от противоположного, когда человек словами славит Бога и при этом творит зло и имеет ненависть к людям. Праотец Авраам приводил язычников к познанию Творца через добрые дела гостеприимства. Отдохнувшие и накормленные странники благословляли Бога Авраама за дела милосердия и гостеприимства, которые он делал. Это было лучшая проповедь и лучшее славословие для Всевышнего. (ПВ)

 

В иудейской традиции есть понятие Освящение Имени Творца, КИДУШ А-ШЕМ = освящение Имени. Это освящение происходит святой жизнью верующего. Есть несколько историй, которые могут показать, как дела правды прославляют Творца.

 

В христианской традиции мы научены Освящению Имени Всевышнего через новозаветные слова:

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Матф.5:16)

12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. (1Пет.2:12)

 

 

110.2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.

в7 Вє1ліz дэлA гDнz, и3зы6скана во всёхъ в0лzхъ є3гw2: 

2. ГеДОЛИ́М МААСЭ́ АДОНА́Й, ДеРУШИ́М ЛЕХОЛЬ-ХЕФЦЕhЭ́М.

גְּדֹלִים מַעֲשֵׂי יְהוָה דְּרוּשִׁים לְכָל־חֶפְצֵיהֶם׃

 

 

  • Велики дела Господни искомы для всех хотящих (просящих их[1])

 

ДЕРУШИМ[2] = разыскиваемы, искомы ‎דָּרַשׁ‎ = A(qal): 1. заботиться, печься; 2. расспрашивать, разыскивать; 3. требовать, взыскивать; 4. искать, разыскивать. B(ni): быть найденным.

Славянский перевод наиболее точно переда смысл слова ДРУШИМ – искомы, в отличии от синодального где перевод этого слова – «вожделенны». «Изыскана во всех волях Его». (ПВ)

 

Все, кто жаждет понять деяния Всевышнего, пытаются исследовать (разыскать, найти) проявление Его действий в мире. (Левинов)

 

Все, что случается с человеком в этом мире, следует считать уроком, ниспосланным Всевышним данному человеку. Рассказывают про рабби Зусю из Аниполя, что как-то он шел по дороге и крестьянин попросил его помочь поднять телегу. Рабби Зуся сказал, что он не может, на что крестьянин ответил: Все ты можешь, только не хочешь. После этого рабби Зуся говорил, что он запомнил урок этого крестьянина на всю жизнь, и касается он так же и духовного мира человека (рав Цадок из Люблина).

Т.е. человек если желает и хочет, то всегда, если имеет ХЕФЕЦ = желание, будет и ДеРУШ = искать, и разыскивать, и иметь попечение о Божьем и святом. (ПВ)

 

 

110.3 Дело Его - слава и красота, и правда Его пребывает вовек.

г7 и3сповёданіе и3 великолёпіе дёло є3гw2, и3 прaвда є3гw2 пребывaетъ въ вёкъ вёка.

3. hОД-ВЕhАДА́Р ПАОЛО́, ВЕЦИДКАТО́ ОМЭ́ДЕТ ЛАА́Д.

הוֹד־וְהָדָר פָּעֳלוֹ וְצִדְקָתוֹ עֹמֶדֶת לָעַד׃

 

 

Буквально: Дела Божии, и промысел Его в этом мире, прекрасны и величественны. И остаются в памяти людей во век. Священное Писание доносит нам множество проявлений силы Божий, которые не забылись в веках.

 

В другом аспекте понимания слово ПАОЛО можно истолковать в редком смысловом варианте как «плата».

פֹּעַל‎ = 1. дело, действие, работа, произведение, поступок; 2. плата.

Т.е. получается такой перевод:

 

  • Плата (воздаяние) Его - слава и красота, и правда Его пребывает вовек.

 

Плата – воздаяние за верность. Его обещанная плата за верность = красота мира грядущего:

9 Как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. (1Кор.2:9)

А также и в этом мире – красота которой украшает Бог верных своих. Обетование Святого Духа. Он украшает праведника. Как и было истолковано в предыдущем псалме где написано: Народ Твой знатен в день силы Твоей украшен святостью (во благолепии святыни). (Пс. 109:3)

То, что обещает Бог верным Своим – это слава и красота. С этим же аспектом понимания платы согласуется и следующий стих в котором есть слово ЛЕНИ-ФЛЕОТАВ = о чудесах Своих, которое также можно в редком смысловом значении прочесть как плата по обещанию.

 פָּלָא‎ = B(ni): 1. быть необычным или чудесным, быть удивительным или дивным; 2. быть трудным, быть недосягаемым, затруднительным или невозможным; C(pi): исполнять (по обету). E(hi): 1. делать необычное, чудесное или удивительное, творить чудеса; 2. давать или платить (по обету, по обещанию).

 

В этом случае четвертый стих переводим так:

  • Памятным Он сделал оплату по обещанию Своему, милостив и щедр Господь.

Или так:

  • Памятными соделал Он Свои обещания (обетования); милостив и щедр Господь.

Т.е. памятны для верных обещания обетований Его. (ПВ)

В буквальном смысле следующий стих псалма:

 

 

110.4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.

д7 Пaмzть сотвори1лъ є4сть чудeсъ свои1хъ: млcтивъ и3 щeдръ гDь.

4. ЗЭ́ХЕР АСА́ ЛЕНИФЛЕОТА́В, ХАНУ́Н ВЕРАХУ́М АДОНА́Й.

זֵכֶר עָשָׂה לְנִפְלְאֹתָיו חַנּוּן וְרַחוּם יְהוָה׃

 

 

Четыре описания дел Господних, приведенные здесь, относятся ко всему, что Он делает. (Макдоналд).

Буквально: Мы видим здесь эти четыре дела в буквальном понимании, когда Давид обращает свой взор в глубину прошедших веков, и видит Моисея (Моше). А также мы видим здесь пророчество о последних временах, когда Давид возводит свой взор в грядущее время и пророчески говорит о Христе (Машиахе).

И вот первое из дел:

Первое Дело. – Бог сделал памятным дела Свои.

Как сделал памятным? Через изложение исторических событий Исхода из Египта в книгах Танаха, и через воспоминание этого спасительного Исхода в исполнении некоторых заповедей. Так, чудеса, которые совершились при исходе из Египта, передаются через установление соблюдения субботы и через празднование Песаха. И эти чудеса силы Божией изложены в Танахе для памяти людей. Радак приводит мидраш который гласит:  память Он содеял – субботы и праздники Он дал сынам Исраэля, и о них мы говорим в благословениях и  молитвах: память об исходе из МИЦРАИМА = Египта.

Т.е. многие заповеди Божии имели напоминательный и прообразовательный характер. Напоминали о прошлых делах Божьих, и прообразовательно указывали на будущие спасительные дела Божии. И в этом аллюзия Моше которая усматривается в Машиахе (Моисей и Христос и их спасение).

Мессианский аспект: Также по отношении к Мессии. Его Спасение навеки памятно в мире. Новозаветные книги также оставили нам память о чудесах Силы Божией. И празднование дня его Воскресения и Новозаветный Песах, все это соделывает памятными чудеса Его.

В мессианском аспекте святоотеческий комментарий ТСЛ также толкует, что: «Евангелие возвещающее о чудесном Рождении Слова Божьего по плоти и Его Спасительных делах будет памятным из рода в род». И Спасение явленное Богом через Моисея, и Спасение через Мессию, показывает нам, что ХАНУ́Н ВЕ-РАХУ́М АДОНА́Й = щедр и милостив Господь. (ПВ)

 

 

110.5 Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.

є7 Пи1щу дадE боsщымсz є3гw2: помzнeтъ въ вёкъ завётъ св0й.

5. ТЭ́РЕФ НАТА́Н ЛИРЕА́В, ЙИЗКО́Р ЛЕОЛА́М БЕРИТО́.

טֶרֶף נָתַן לִירֵאָיו יִזְכֹּר לְעוֹלָם בְּרִיתוֹ׃

 

 

Второе Дело, из четырех дел Божьих, описанных в этом псалме, за которые мы славим Творца. Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.

 

Буквально, по отношении к Моисею, это чудесное сорокалетнее питание Израиля в пустыне маном небесным. А также завет жертвы пасхального агнца, кровью которого избавлены первенцы Израиля от ангела губителя. И жертвенное мясо есть пища освящения.

Радак слова «Он долго помнил Свой завет» относит не только к Завету Моше, но и к завету праотца Авраама и говорит: Завет, который Он с нашим праотцем Авраамом заключил меж частей рассеченных животных. И тогда  Он сказал ему: а  затем они выйдут с большим достоянием.  (Быт. 15:14).

 

Пророчески в мессианском аспекте, применимо к Машиаху. Христос – Хлеб Небесный. И Он же агнец искупления и жертва, кровью которого мы прощены. Он Пасха наша закланная за нас. Он дал нам пищу – Хлеб Небесный – Тело и Кровь Свою. Это пища освящения – Трапеза Машиаха.

Также и святоотеческий комментарий отцов ТСЛ[3] понимает под пищей, которую дает Бог боящимся Его Святую Евхаристию – это Трапеза Машиаха. В иудейской традиции мидраш доносит до нас некий таинственный образ Трапезы Машиаха, где верные Богу будут насыщены плотью левиафана. Очень странный и непонятный образ Пира Мессии. Но мидраш не понимают буквально. Ведь мидрашим, это пророческие аллегорические образы. В христианском контексте из откровения этого мидраша мы можем увидеть Евхаристический пир верных. Но почему основа этой трапезы мясо левиафана? Это действительно тайна, но тайна приоткрытая нам самим Мессией, в Своих словах, о том что Он даст верующим в пищу свою плоть[4]. И Самого себя Христос уподобил Змею вознесенному Моисеем на древе в пустыне[5]. Через эти образы и через иудейское тайное учение о двух НАХАШАХ[6], уразумеваем плоть левиафана – как плоть Спасителя Машиаха который как змей Праведности вознесенный Моисеем в пустыне избавляет от смерти и подает нам таинственно на своей трапезе Евхаристическую плоть. (ПВ)

 

Также возможно понимать под пищей слово Божие – Хлеб Небесный. Ибо не хлебом единым жив человек, но всяким словом исходящим из уст Божьих. За все это мы благодарим Бога который дает пищу боящимся Его. Ведь обычную пищу имеют и непокорные Богу и грешники не боящиеся Его. Но насыщаться Евхаристией и Словом Всевышнего не сможет не трепещущий пред Богом, так как не польза, а ущерб для дерзкого и жестоковыйного Огонь Таинства и Огонь Слова. (ПВ).

 

Иудейская традиция: В современной послетрапезной молитве (БИРКАТ АМАЗОН) есть множество реминисценций (напоминаний) текста этого псалма, что дало основание некоторым исследователям видеть в этой главе древнюю послетрапезную молитву. В некоторых общинах читают эту главу после чтения Торы в послеполуденную субботнюю молитву. (Ковсан)

 

Мы можем вывести из этого стиха как молитву о пище, так и славословие за пищу.

Стих псалма: Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой. (Пс.110:5) Просьба, моление: Всемилостивый Боже, вечно помнящий завет Свой, подай пищу боящимся Тебя!

Славословие: Благословен Ты Господь Бог, Царь вселенной, дающий пищу боящимся Тебя и вечно помнящий завет Свой! (ПВ)

 

Нравственно-аскетический аспект: ТЭ́РЕФ НАТА́Н ЛИРЕА́В = Пищу дал боящимся Его.

Мидраш раба 40:1: Сказал раби Йегошуа бен Леви: Пищу = ТЕРЕФ дал он боящимся Его…. Беспокойство = ТЕРУФ дал он боящимся Его. В этом мире дал, однако в грядущем: помнит вечно завет свой.

(Т.е. в этом мире беспокойся, а в мире грядущем я исполню обетование, не будет нужды и беспокойства по этому поводу)

По слову טרף. Варианты понимания, если огласовать слово как ТЕРУФ = беспокойство.

1 вариант понимания: Именно богобоязненные (благоговейные и боящиеся Его) люди подвергаются наибольшим беспокойствам – испытаниям в этом мире. Но знают обещана плата и помнит вечно Он Завет Свой.

2 вариант понимания: Пища = ТЕРЕФ, дается тем, кто беспокоится = ТЕРУФ о ней. Т.е. дается тому, кто трудится, как и написано:

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт.3:17-19)

Земля – человеческое естество, по грехопадении, и соединении с семенем зла теперь уже взращивает без труда и беспокойства лишь одни терния и волчцы[7]. И только через труд и заботу о пище человек может в поте лица – (усилием), добывать себе пропитание. Это сказано как о обычном хлебе и земле, так и о земле человеческого естества, а также и о Хлебе Слова Божьего. Только беспокоясь = ТЕРУФ о пропитании, мы можем получить пищу = ТЕРЕФ. Без усердия к Торе Всевышнего не будет насыщения Хлебом. Через беспокойство = ТЕРУФ о Торе, дается = НАТАН Богом пища = ТЕРЕФ. (ПВ).

6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:

11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. (Прит.6:6-11)

 

3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.

5 Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный. (Прит.10:3-5)

 

 

110.6 Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.

ѕ7 Крёпость дёлъ свои1хъ возвэсти2 лю1демъ свои6мъ, дaти и5мъ достоsніе kзы6къ.

6. КО́АХ МААСА́В hИГИ́Д ЛЕАМО́, ЛАТЭ́Т ЛАhЭ́М НАХАЛА́Т ГОЙИ́М.

כֹּחַ מַעֲשָׂיו הִגִּיד לְעַמּוֹ לָתֵת לָהֶם נַחֲלַת גּוֹיִם׃

 

 

Третье великое дело Божие. Народу своему Бог дает удел язычников.

Буквально в отношении Земли обетованной. Бог дает Израилю вышедшему из Египта землю Авраама которую заняли народы ханаана. (ПВ)

Когда введет Тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь для овладения ею, и изгонит многие народы от лица твоего: хитийцев, и гиргашей, и эморейцев, и кнаанейев, и призеев, и хивийцев, и иевусеев, семь народов, более многочисленных и более сильных, чем ты (Втор. 7:1).

Также буквально Радак относит к наследию язычников имущество египтян, которое взяли себе евреи выходя из Египта: «Сынам Исраэля Он дал добычу, достояние Мицраима, как  сказано: и опустошили они Мицраим. (Исх. 12:36)».

 

  • Подстрочный перевод Теилим: Силу деяний Его поведал народу Его дав им наследные уделы народов.

 

Когда Всевышний отдал евреям удел народов, явил им Свое могущество и силу. А мидраш Танхума[8] толкует так: Записал народу Израиля рассказ о Творении, чтобы поведать, что земля принадлежит Ему, и в Его руке (в Его воле) поселить на ней того, кого он желает. Изгнать одних, и поселить других, чтобы не могли народы = ГОЙИМ сказать: Евреи – разбойники вы, ведь вы захватили землю семи народов. (Раши).

 

Буквально, в отношении изшедшим из Египта, Бог обещает дать владение земли ханаанской. Вспомним притчу о талантах. Скрытый и не приумноженный талант будет отобран и отдан тому, кто приумножил. Ведь не приумножающий расточает.

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Матф.12:30)

В мессианском аспекте по отношению к верному Божьему народу, Бог дает во владение обители небесные, из которых изгнаны противники его – «язычники» – ангелы противления. Их места наследуют верные Божьи люди. (ПВ)

 

Иудейское предание учит: У каждого человека есть два «надела» – один в Ган Эдене и один в Геиноме. Удостоился быть праведным – получает в Ган Эдене свой «надел» и «надел» того, кто признан на Суде нечестивцем; а тот, кто признан на Суде нечестивцем – получает в Геиноме свой «надел» и «надел» того, кто стал праведником».

 

Также в мессианском смысле возможно растолковать этот стих с другой стороны, касающейся спасение народов, которые не от дома Израиля. Спасение от иудеев, как и сказал Христос самарянке у колодца. Если так, то народ Израильский – избран быть домом, из которого вышло спасение для всех народов = ГОЙИМ. Евреи призваны были быть царственным священством, учителями и апостолами, через которых должно быть спасение язычникам[9]. Им открылся Бог. Из их среды вышел Спаситель. И через них, через Израиль, язычники своей верой приняли откровение и Спасение Божие. Приняв истину, язычники получили возможность наследовать удел спасения, по вере, через проповедь евреев. Т.е. получили то наследие спасения, о каком говорили пророки: (ПВ)

23 …И скажу не Моему народу: ты Мой народ, а он скажет: Ты мой Бог! (Ос.2:23)

17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. (Иер.3:17)

9 Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. (Соф.3:9)

 

У народов = ГОЙИМ есть наследие = НАХАЛАТ и удел в Господе. И через в веру в Спасение, и через верность Всевышнему, по слову Его, язычники через Израиль получили наследие язычников. Тот НАХАЛА́Т ГОЙИ́М = удел народов, который возвещен пророками. (ПВ)

  • Силу дел Своих поведал для народа Своего дав для них (им) наследие народов.

 

 

110.7 Дела рук Его - истина и суд; все заповеди (повеления, предписания) Его верны,

з7 ДэлA рyкъ є3гw2 и4стина и3 сyдъ, вBрны вс‰ зaпwвэди є3гw2,

7. МААСЭ́ ЯДА́В ЭМЭ́Т УМИШПА́Т, НЕЭМАНИ́М КОЛЬ-ПИКУДА́В.

מַעֲשֵׂי יָדָיו אֱמֶת וּמִשְׁפָּט נֶאֱמָנִים כָּל־פִּקּוּדָיו׃

 

 

Дела рук его – может быть понято в двух аспектах. Либо применимо к народу Его, о котором говорит стих выше. Либо, (это более распространенное понимание), применимо к Богу. Т.е. Дела рук Его – промысел Бога в этом мире.

В первом варианте: В отношении народа.

Нам, как народу Божьему, дается наследие  тех, кто отпал от Бога своим нечестием (см. стих 6). Но лишь в том случае, если дела рук наших истина и суд. Т.е. в том случае, если мы стоим в исполнении всех Его повелений которые основаны на истине и правоте.

Во втором варианте: Применимо к Творцу. Дела рук Его.

Этими словами мы возносим славословие за то, что Его промысел – дела рук Его (действие) в этом мире, есть истина и суд. И те, кто не стоит в выполнении заповедей, те изгоняются с горы Святой (из Его царства), а их место наследуют верные Его. Т.е. те, кто выполняет его заповеди, которые основаны на истине и прямоте. (ПВ)

 

МААСЭ = Дела также в редком смысловом значении этого слова, в таинственно-аскетическом аспекте возможно понимать как пищу.

 = מַעֲשֶׂה‎дело, действие, труд, работа, занятие; 2. изделие, произведение, пища, имение.

Тут опять вспоминается традиция иудаизма которая использует стихи этого псалма в послеобеденном славословии Бога. Пища Его – Истина и Суд. В таинственном значении всякий исполняющий волю Творца, которая есть Истина и Суд, получает от Него пищу. Тут уместно привести пример слов Христовых сказанных у колодца Иакова. (ПВ)

31 Ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. (Иоан.4:31-34)

 

 

110.8 тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.

и7 ўтвержє1ны въ вёкъ вёка, сотворє1ны во и4стинэ и3 правотЁ.

8. СЕМУХИ́М ЛАА́Д ЛЕОЛА́М, АСУЙИ́М БЕЭМЭ́Т ВЕЯША́Р.

סְמוּכִים לָעַד לְעוֹלָם עֲשׂוּיִם בֶּאֱמֶת וְיָשָׁר׃

 

 

СЕМУХИМ = тверды[10] ЛА-АД = на веки ЛЕ-ОЛАМ = до века АСУЙИМ = сделаны БЕ-ЭМЭТ = в истине ВЕ-ЯШАР = и прямоте.

 

  • Тверды (утверждены непоколебымы), на веки до века основаны  на истине и прямоте.

 

Кто? КОЛЬ ПИКУДАВ = все повеления Его.

Заповеди Его опираются на силу, поддерживаются наказаниями и предупреждениями.  (Раши)

Другое понимание: Повеления Его опираются и утверждены чем и на чем? На Истине и Истиной и на Прямоте и прямотой (ПВ)

 

 

110.9 Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!

f7 И#збавлeніе послA лю1демъ свои6мъ: заповёда въ вёкъ завётъ св0й: с™о и3 стрaшно и4мz є3гw2.

9. ПЕДУ́Т ШАЛА́Х ЛЕАМО́ ЦИВА-ЛЕОЛА́М БЕРИТО́, КАДО́Ш ВЕНОРА́ ШЕМО́.

פְּדוּת שָׁלַח לְעַמּוֹ צִוָּה־לְעוֹלָם בְּרִיתוֹ קָדוֹשׁ וְנוֹרָא שְׁמוֹ׃

 

 

Четвертое дело Всевышнего к роду человеческому. Избавление послал и дал Завет Свой.

 

Буквально: к народу Израиля. Избавление от рабства, ангела губителя, преследования фараона у моря, от голодной смерти в пустыне и от врагов на войнах за ханаанскую землю – все это спасительное дело Творца для народа своего. Народу дан Завет через Моше. Но Моисей сказал, что Завет обновится через Того, Кого воздвигнет Бог из среды народа Своего.

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте.

18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;

19 а кто не послушает слов Моих, которые будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; (Втор.18:18,19)

И пророки говорили о Новом Завете. Обновление Завета – это не разрушение того что было дано через Моисея, но возвышение завета, через Искупление исцеление и дарование Духа святого.

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. (Иер.31:31-33)

В мессианском аспекте Бог послал Избавление – Искупление = ПЕДУТ, в лице Сына Своего Йешуа а-Машиаха. Это самое великое спасительное дело Божие. И завет обновлен. Теперь все верные присоединяющиеся через веру и покаяние к народу Божьему получают усыновление Отцу Духом Святым через Сына Божьего. Он установил Завет Своей Жертвы и всякий верующий в Него жив будет. (ПВ)

 

Мессианский аспект: Посла Бог Отец Сына Своего на спасение людям, и поставил завет свой Евангельский во веки. Имя Христово свято верным во спасение, а демонам страшно на прогнание. (Комментарий отцов ТСЛ)

Свято и страшно имя Христово, достойно удивления и изумления. Его трепещут бесы, страшатся недуги. Им – низлагаются враги; Им – совершаются бесчисленные дела; Им – освящаемся в совершении Святых Тайн. Но для прославления Имени Его нужны уста святые и чистые. (Златоуст)

12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

13 [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие. (Откр.19:12,13)

 

 

110.10 Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих их [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек.

‹ Начaло премdрости стрaхъ гDень, рaзумъ же бlгъ всBмъ творsщымъ и5: хвалA є3гw2 пребывaетъ въ вёкъ вёка.

10. РЕШИ́Т ХОХМА́ ЙИРЪА́Т АДОНА́Й, СЭ́ХЕЛЬ TÓB ЛЕХОЛЬ-ОСЕhЭ́М, ТЕhИЛАТО́ ОМЭ́ДЕТ ЛАА́Д.

רֵאשִׁית חָכְמָה יִרְאַת יְהוָה שֵׂכֶל טוֹב לְכָל־עֹשֵׂיהֶם תְּהִלָּתוֹ עֹמֶדֶת לָעַד׃

 

 

Как наиболее приемлемый способ прославления Бога этот псалом рекомендует страх Божий и сознательное послушание Его заповедям. (М. Генри).

 

13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; (Еккл.12:13)

 

Начало мудрости – страх Божий – ибо если нет страха перед Всевышним, мудрость не сможет долго поддерживать человека на путях праведности (Руах аХаим).

 

Тот факт, что буквы в словах יראה – ЙИРЪА = «страх» и ראיה – РЭИЯ = «зрение» совпадают, показывает нам, что страх Божий влияет на нашу способность по-настоящему видеть. У мудрого глаза Его в голове его (Ек. 2:14). Бог дает зрение тем, кто трепещет перед словом Его и стремится выполнять волю Его. Мудрость это видение. Но начало мудрости страх Божий.

РЕШИТ = начало ХОХМА = мудрости ЙИРЪАТ = страх АДОНАЙ = Божий

Если страх начало, то конец (венец)[11] мудрости что? Это – Любовь! Если человек выполняет услышанное от Бога, это признак что он трепещет пред Богом и любит Слово Его. Исполняющий, а не только изучающий мудр. Ведь дальше в стихе написано, что разум добрый у исполняющих, а не у изучающих. И начало мудрости в Страхе Божьем, а совершенство мудрости в Любви Божией. Апостол сказал: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1Иоан.4:18). Но как же тогда слова Давида что: Страх Господень чист, пребывает вовек. (Пс.18:10). Выходит, что страх не вечен? Столкнув эти два стиха, можно увидеть, что без страха нет любви. Кто не трепещет пред Всевышним и Словом Его, не сможет взойти на ступень любви. Ведь только ступив на первую ступень страха Божьего и трепета перед Богом, человек восходит на более высокую ступень Любви Его. Начало – страх, потом –любовь. Страх преобразуется в любовь, но любовь эта есть трепет перед Всевышним – трепет святой. Интересно то, что написано у апостола teleÛa Žg‹ph ¦jv b‹llei tòn fñbon = совершенная любовь (вне) снаружи[12] помещает страх. Т.е. бывает часто так, что человек не имеющий любви может иметь страх и боятся, но совсем не делать добра, и даже делать в это время зло. Это страх непокорного и трусливого. Как и написано бесы веруют, и трепещут… вера без дел мертва (Иак.2:19). Т.е. такой страх еще не совершенство. Он в глубине сердца, а снаружи не видно его действия, он скрыт. А когда совершенная любовь замещает страх в глубине сердечной, страх помещается вне – т.е. снаружи. Тогда он виден. Он все внешнее действие человека окутывает трепетом пред Творцом. Такой трепет меняющий поведение начало мудрости. Когда трепет и страх снаружи и действуют любовью, тогда близко совершенство. (ПВ).

 

И мы видим, что все зависит от страха пред Всевышним, и все Учение приносит  человеку пользу, лишь тогда, когда он страшится Всевышнего, и этот страх пред Всевышним есть стержень, от которого зависит все, и лишь одно это остается  человеку на веки вечные.

Об этом же Давид свидетельствовал: Страх пред Всевышним чист, пребывает навеки (Пс. 18:10), а также царь Соломон свидетельствовал и говорил: А сотворил Всевышний так, чтобы страшились Его (Екл. 3:14), и написано: Лучше немногое при страхе пред Всевышним, чем большое сокровище и при нем тревога (Притч. 15:16).

Вот почему следует объяснить тебе, что есть три вида страха.

Первый вид страха – это весьма никчемный страх. Таков страх человека, который не  страшится Всевышнего, а совершая добрый поступок, опасается людей: мол, если он не совершит то доброе дело – будь то занятия Учением или милостыня, или молитва, или что-либо иное, – то люди не будут доверять ему и будут порицать его. И выходит так: сделанное им сделано для того, чтобы понравиться людям, и не более того. И если этот человек всю жизнь старается поступать так, – он пропал и погиб, ибо мысли его и намерения не обращены ко Всевышнему.

Второй вид страха – страх человека, который страшится Всевышнего из страха перед наказанием Геинома или опасаясь, что не достигнет Ган-Эдена, – и ради этого страха старается в добрых делах. Если этот человек исполняет весь Закон с таким намерением, – и это хорошо, что он страшится суда Всевышнего! Но он все же не достигает подлинного служения. Потому что все его намерения лишь ради собственного блага, а не во имя Всевышнего.

Третий вид страха – это великолепная жемчужина! Это страх того, кто страшится Всевышнего не из-за чего-либо такого, существующего в мире, но лишь потому, что трепещет пред Ним, и все его органы дрожат, когда он думает о Его величии и мощи. И это весьма и весьма глубокое понятие, ибо люди делают свое дело, только если надеются получить выгоду или избежать ущерба. А без этих условий  любое деяние для них – пустое и бессмысленное занятие. И  поскольку  третьего вида страха трудно достичь, в начале дозволено исполнять заповеди из страха перед наказанием. (А.Штейнман Книга о человеческих достоинствах или «Орхот цадиким»).

 

13 Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. (Прит.8:13)

 

Очень хороши слова, касающиеся этого стиха в иудейском предании. Р. Ханина сын Досы сказал: «Каждый, для кого боязнь греха важнее мудрости, приобретает мудрость. Каждый, для кого мудрость превыше боязни греха, лишится мудрости». (Авот 3:9)

 

Даже если человек изучает законы и предания и их толкования, но не боится греха, нет в его руках ничего. И это подобно человеку, который сказал: я получу урожай в тысячу мер оливкого масла и тысячу мер вина. Спросили у него: Есть ли у тебя резервуары, чтобы сохранить все это? Если есть – все твое. Если нет – нет у тебя ничего. Так и человек, которое много изучил, – если он боится Бога, то все его… Трепет перед Господом – это сосуд, чтобы сохранить мудрость (Мидраш Шмот Раба 30:11).

 

Разум верный у… у кого? Успех сопутствует всем исполняющим заповеди Его – сказано «исполняющим», а не «изучающим», потому как если человек изучает Тору, а не исполняет ее заповедей, то к чему вся его учеба... Важно не дерево, а плоды (р. Бехайе).

 

Другой перевод ПВ:

  • разум благой, для всех делающих восхваление Его, стоит до века.

Чтобы было понятней: разум благой стоит до века, для всех делающих восхваление Ему. Т.е. кто трепетен перед Богом, и мудр чтобы понять волю Его, тот имеет разум благой во век. И самое главное, разум благой для тех, и у тех, кто совершает восхваление Богу. Алилуия. Славлю Тебя Господи, всем сердцем = ОДЭ́ АДОНА́Й БЕХОЛЬ-ЛЕВА́В! Аминь. (ПВ)

 

 

 

 

 

 

 

 

[1]חֵפֶץ‎ - ХАФЕЦ = 1. желание, хотение, удовольствие, воля, прихоть; 2. дело, вещь, забота, просьба;

[2] Это слово показывает нам, что есть название ДРУШ или ДРАШ в методе истолкования Священного Писания под названием ПаРДеС (см ком. на 1 пс). ДРУШ = искать. В этот раздел классификации комментариев Слова Божьего включаются все назидательные аспекты, которые человек нашел, разыскал. Как то, духовно-нравственный аспект, аллегорично-аскетический и т.п.

[3] «Пища верных – Тело Его пречистое и животворящая Кровь Его. Буквально же: Бог часто питал людей Своих чувственною пищею в случае нужды. Как то Илию, Даниила во рву и народ еврейский в пустыне». (Комментарий отцов Троице-Сергиевой Лавры)

[4] Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. (Иоан.6:51-58)

[5] И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоан.3:14,15)

[6] НАХАШ = змей. Змей нечистоты (сатан) и Змей праведности (Машиах), которые один кусая портит человека, другой исцеляет повреждение. См. ком на Пс. 17:31 и 28:9

[7] Сорняки и колючки.

[8] Танхума (Бубер) Берешит 11

[9] Итак идите, научите все народы = КОЛЬ ГОИМ, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. (Матф.28:19,20)

[10]סָמַךְ‎ = A(qal): 1. поддерживать, подкреплять; 2. возлагать (руки), опираться (рукой), налегать; 3. прич. непоколебимый, твердый. B(ni): опираться.C(pi): подкреплять, освежать. Это слово также знакомо по названию метода толкования Писания. АСМАХТА = опора, опираться прислонятся. Это метод, когда точка зрения. комментатора в своих доказательствах опирается на Библейские стихи.

[11] Венец - то что венчает, то что на самом верху, то что венчает.

[12] ¦jv = Номер Стронга: 1854 вне, снаружи, наружу, вон.

идущего по канату жизни – по прямому пути правды. (ПВ)


Назад к списку