От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 108 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Новости

  • Новый проект от создателя библейской программы "ЦИТАТА из БИБЛИИ"
  • 12 Октябрь 2017
  • Кто может, помогите проекту! Этот труд начат хорошим человеком и автором библейской программы "Цитата из Библии" = BibleQuote. Труд еще не окончен.

    Если каждый любящий слово Божие перечислит хотя бы 500 или 1000 рублей единоразово из своей десятины на указанный счет, то это поможет проекту осуществиться.

    Прошу поддержать материально трудолюбивого человека который все это делал и делает не ради денег. счет яндекс кошелька

    Страница проекта на ФБ здесь

    счета для не рублевых переводов

    U294637633999 гривна
    Z287761284830 доллар
    E234543609018 евро
    R426193411415 рубль

    Прикладываю ссылку на библейскую программу созданную этим автором, которой я пользуюсь при поиске в русском синодальном тексте Библии и в тексте на церковно-славянском языке. В этой программе также есть второканоничные книги Библии.
    https://yadi.sk/d/4oZ_St883NgLEE

     

  •  
  • Сентябрь - Октябрь - Ноябрь 2016
  • 30 Ноябрь 2016
  • Многие ли помнят, в каком контексте дана молитва "ОТЧЕ НАШ" у евангелиста Луки? А ведь контекст имеет огромное влияние на понимание семи прошений этой молитвы.

    Один старый еврей хорошо заваривал чай, и другие евреи любили ходить к нему в гости пить чай. Распивая чай, они удивлялись его вкусу и все время просили: - Абрам, расскажи, как ты завариваешь чай, не уноси секрет в могилу. - Нет-нет-нет, - отвечал старый Абрам, - "Только на смертном одре." И вот пришла пора умереть Абраму. Собрались евреи, напомнили ему об обещании рассказать, как он заваривает чай. - Евреи, не жалейте заварки...

    В этом веке, Слово Божие вода - омывающая, очищающая, напаяющая. В мире грядущем, Слово Божие будет явлено во всей силе своей, как Огонь Славы Всевышнего. Не причастные Слову здесь, не вынесут Огня там, и не узнают вкуса Живой Воды.

    Серединная НАДЕЖДА являет два своих оттенка, если ближе, либо к ВЕРЕ, либо к совершенной ЛЮБВИ.

    Порой некоторые христиане не знают, что известные слова, которые встречаются в Пасхальной службе, это слова из пророчеств книги Ошеа - Осии.

    Боль сердца - ребенок мертвый по грехам своим. Но слезы родителей о детях своих не бывают тщетны.

    Два закона: справедливость и любовь. Две ступени. "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс.33:15). Поставив себя на место других это делать гораздо легче.

    Теснота сердца, признак того, что благодать была принята тщетно

     

    Крест, в аскетическом аспекте, место распятия ветхого человека. Но нужны и гвозди чтобы распять плоть со страстьми и похотьми... Что это за гвозди?

    Время этой жизни дано, для "привыкания" к сиянию Света Мессии, чтобы в будущем веке не ослепнуть от него и не остаться во тьме внешней.

    Пренебрегающих Словом Истины ждет опустошение.

    Какой из упомянутых в Новом Завете царей Иродов приказал казнить Иоанна крестителя? Аллюзия Ирод-Соломея-Иродиада на три уровня души. В одном месте написано: "Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". (Мар.6:20) А в другом написано: "И хотел убить его..." (Матф.14:5) Когда же произошла перемена в царе Ироде по отношению к Иоанну?

    Одним нужно узнать Мессию, как воплощенное Слово Божие, а кому-то вспомнить, что Он вместе с тем, и Человек. Но человек после смерти и воскресения уже не тот, которого мы знали по плоти. Тем более Тот, Который имеет славу, как славу Единородного от Отца.

    В раздел "Воскресная школа" добавлены уроки по 118 псалму

    Буква НУН. 1 часть. Хронометраж урока: 00:01 = Буква Нун как НЕЕМАН = верный Богу. Мессия и человек. 09:01 = Имя Мессии – ינון = Инон из Пс.71:17 32:35 = Имя ננא = ННА в проекции на Мессию. 53 Имя Бога ננא выводимое из 3 стихов книги Исход. 38:33 НУН образ падения. Христос как Шалаш Давида и Храм. 56:14 БАР НАФЛИ = Сын Падения и БАР НЕФЕЛИ = Сын облаков. Учение о двух Машиахах. Машиах Страдающий и Машиах Славный. 74:18 = Падение и восхождение от бедняка до облака Славы в образе трех букв יון

    Буква МЕМ 3 часть. Хронометраж урока: 01:06 = слово ЭМЕТ = АЛЕФ-МЕМ-ТАВ как Истинное свидетельство о спасении Христовом 13:10 = Образ умирания ветхого человека в водах погружения 17:46 = Миква = Могила – Матка. 24:51 = Образ чрева – материнской матки = ЭМ 29:27 = Мать Машиаха и рождение Христа. (Ис.9) 44:42 = Аллюзия Моше на Машиаха 50:26 = Мирьям Моше и Мирьям Машиаха. Колодец Мирьям 59:31 = Образ Девства Мирьям

    Часть 4. О букве МЕМ. Комментарий на 13 восьмистишье 118 псалма. Стихи 97-104 0:37 = Непроходимые врата – аллегоричный образ Рождения Мессии от Девы Марии 5:24 = Золотые врата Иерусалима 8:53 = Южные врата Иерусалимского Храма 17:55 = Третий Храм Божий 19:48 = о числе 40 в Библии


Объявления

О Царстве Божием
Учение Виссариона в свете Библии

108 Псалом Давида - объяснение (Видео)

Псалом 108

 

Священное Писание много раз предупреждает о том что человек лишаясь благословения Божьего за свои грехи подпадает под определения Божии которые вместо милостей и процветания ввергают злодея в несчастья и беды, от которых нет избавления. (ПВ)

 

15 Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия = КЛАЛОТ[1] сии и постигнут тебя.

16 Проклят ты в городе и проклят ты на поле.

18 Проклят плод чрева твоего и плод земли твоей.

19 Проклят ты при входе твоем и проклят при выходе твоем. (Втор.28:15-68)

 

Формулы проклятий  близки к угрозам свидетелю со стороны суда, когда судьи предупреждают свидетеля о последствиях ложных показаний. (Левинов)

 

Здесь есть множество аллюзий на того кого коснулись эти проклятия.

Буквально: Саул, Ахитофел, и прочие противники Давида.

Радак понимал этот псалом как молитву во времена бегства от Саула. А проклятия в единственном числе обращенные к Доэгу (Доику) Эдомитянину

Раши понимает обращенные проклятия в отношении Эсава, и к народам гнавшим Израиль.

Буквально мессианский: Иуда Искариот. (Деяния Апостолов 1 гл)

Мессианский исторический аспект: Народ Израиля в галуте по отвержении своего Спасителя.

Аскетический аспект: сатана клеветник и обвинитель.

 

От чьего лица говорится.

Буквально: От лица Давида.

Иудейский комментарий - Раши и мидраш Шохер Тов понимают слова псалма: от лица Иакова и от лица народа Израильского Эдому и народам гонителям Израиля.

Христианский: От лица Христова – Искариоту, и от лица Церкви - ненавистникам Христа, и лукавому сатане.

 

Должно же знать, что все, сказанное во псалме в виде желания, говорится пророчественно, например когда сказано: дьявол да станет, одесную его, употреблено это вместо: станет. Ибо Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине злобы его (Афанасий)

 

 

108.1 Начальнику хора. Псалом Давида. Боже хвалы моей! не премолчи,

Въ конeцъ, pал0мъ дв7ду, Rи. а7 Б9е, хвалы2 моеS не премолчи2:

1. ЛАМНАЦЭ¢ЯХ ЛЕДАВИ¢Д МИЗМО¢Р, ЭЛОhЭ¢ ТЕhИЛАТИ¢ АЛЬ-ТЕХЕРА¢Ш.

לַמְנַצֵּחַ לְדָוִד מִזְמוֹר אֱלֹהֵי תְהִלָּתִי אַל־תֶּחֱרַשׁ׃

 

 

Нужно заметить, что в заглавии этого псалма сказано ЛЕДАВАД МИЗМОР, а не МИЗМОР ЛЕДАВИД. Что означает по иудейскому комментарию, что псалом этот является с первых строк сказанный пророческим духом[2]. Как и мы понимаем этот псалом в мессианском аспекте. (ПВ)

 

Буквально: Раньше Давид называл Бога, Богом  милующим (Пс.58:11), а здесь называет Его Богом своей хвалы. Так как Бог является Богом милующим, то мы должны сделать Его Богом нашей хвалы.

Обращается к Божьему суду, как и в 16 псалме: Не премолчи,  от  Твоего  лица  суд мне да изыдет (Пс.16:2). Не откладывай суд по делу, изложенному Тебе. Бог видел,  как  поступали с Давидом его враги, но, казалось, и смотрел  на  них  сквозь  пальцы  и  молчал. (М. Генри).

 

Мессианский эклессиологический аспект: Во всех церквах Христовых, возникающих и воссиявающих повсюду, Бог восхваляет Сына. Поэтому, говорит Христос Отцу: хотя предавший Меня Иуда думает воспрепятствовать хвале Моей, но восхвали Меня Ты, свидетельствуя о Божестве Моем, Которому не веровал Иуда, почему и предал Меня. (Афанасий)

 

 

108.2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;

в7 ћкw ўстA грBшнича и3 ўстA льсти1вагw на мS tверз0шасz, глаг0лаша на мS љзhкомъ льсти1вымъ,

2. КИ ФИ РАША¢ УФИ-МИРМА¢ АЛА¢Й ПАТА¢ХУ, ДИБЕРУ¢ ИТИ¢ ЛЕШО¢Н ША¢КЕР.

כִּי פִי רָשָׁע וּפִי־מִרְמָה עָלַי פָּתָחוּ דִּבְּרוּ אִתִּי לְשׁוֹן שָׁקֶר׃

 

 

Буквально: Уста коварные. Уста тех кто желал зла Давиду. Как то: Саул, Ахитофел, Доик, Семей, Авессалом и иже сними.

Мессиански: Иуда Искариот, Начальники иудейского народа и лжесвидетели.

Аскетический аспект: Уста коварные – уста дьявола, клеветника и обвинителя. (ПВ)

 

 

108.3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;

г7 и3 словесы2 ненави1стными њбыд0ша мS, и3 брaшасz со мн0ю тyне.

3. ВЕДИВРЭ¢ СИНЪА¢ СЕВАВУ¢НИ, ВАЙИЛАХАМУ¢НИ ХИНА¢М.

וְדִבְרֵי שִׂנְאָה סְבָבוּנִי וַיִּלָּחֲמוּנִי חִנָּם׃

 

 

Порочные не терпят чистоты. Ложь не выносит правду. Зло враждует на добро. Почему? Потому что свет обличает дела тьмы. (ПВ)

 

 

108.4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;

д7 Вмёстw є4же люби1ти мS, њболгaху мS, ѓзъ же молsхсz:

4. ТАХАТ-АhАВАТИ¢ ЙИСТЕНУ¢НИ, ВААНИ¢ ТЕФИЛА¢.

תַּחַת־אַהֲבָתִי יִשְׂטְנוּנִי וַאֲנִי תְפִלָּה׃

 

 

Я в молитве. Иначе говоря: они мне враждебны, а я в молитве за них, как  сказано: а я, когда болели они,  моей одеждою (было) вретище (Пс. 34:13).

Или: у меня нет ничего кроме молитвы, чтобы Бог меня спас от их руки. (Радак).

 

Пусть не подумает кто, что последующие проклятия, которые изреченные здесь на злодея, это молитва Давида. Нет. Эти слова проклятия есть пророчество о том, что ждет злодеев после совершения злодейства их. Любовь и молитва как Давида, так и Христа, оборачивается злоязычным врагам в прещение и проклятие. Почему? Нужно знать, что молитва упования и молитва любви (ходатайства) – испрашивает милость для врагов, но если враги не принимают вразумление любви, милость Божия становится огнем скорбей на голове их. Как и сказано в книге Притч: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою ибо, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе. (Прит.25:21,22). Буквально так случилось с Искариотом предателем, который, как написано пророчески в псалме, ел хлеб мой, поднял на меня пяту[3]. (Пс.40:10). Ведь он брал Хлеб Вечери[4] из рук Того, Кого предал за тридцать сребренников. (ПВ)

 

 

108.5 воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью.

є7 и3 положи1ша на мS ѕл†z за бlг†z, и3 нeнависть за возлюблeніе моE.

5. ВАЯСИ¢МУ АЛА¢Й РАА¢ TА¢XAT ТОВА¢, ВЕСИНЪА¢ ТА¢ХАТ АhАВАТИ¢.

וַיָּשִׂימוּ עָלַי רָעָה תַּחַת טוֹבָה וְשִׂנְאָה תַּחַת אַהֲבָתִי׃

 

 

За то, что я их любил, они на меня полагали ненависть. (Радак)

Мессия пришел к народу Своему по любви Бога и Отца к Израилю. И эта любовь была явлена Спасителем даже до смерти на кресте.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоан.3:16)

11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. (Иоан.1:11)

 

41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне ЗА ТО, что ты не узнал времени посещения твоего. (Лук.19:41-44)

 

 

108.6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

ѕ7 Постaви на него2 грёшника, и3 діaволъ да стaнетъ њдеснyю є3гw2:

6. hАФКЭ¢Д АЛА¢В РАША¢, BECATА¢H ЯАМО¢Д АЛЬ-ЕМИНО¢.

הַפְקֵד עָלָיו רָשָׁע וְשָׂטָן יַעֲמֹד עַל־יְמִינוֹ׃

 

 

От множества врагов, о которых говорится в стихах 1-5, он переходит к одному конкретному. (Макдоналд)

 

Поставь обвинителя справа от него – пусть любой его поступок станет проклятием ему (Радак).

 

Буквально: Поставь над ним нечестивого, чтобы он был по отношению к нему таким же жестоким угнетателем, каким был сам преступник по отношению к другим, ибо Бог часто делает одного нечестивца бичом для другого, чтобы обидеть обидчиков и чтобы с предателями поступили по-предательски. (М. Генри)

 

Чтобы нечестивый над ним властвовал. Ангел-обвинитель пусть стоит по правую  руку его, чтобы его обвинять, чтобы проклятие тяготело над всем, что он делает.  В единственном числе говорится о главном из нечестивых и ненавистников, т.е. о  ДОЭГЕ = Доике из Эдома. (Радак)

 

Слово САТАН не раз встречается в книгах Царств. Например в значении «преграда» употребляется слово САТАН. И чтоб он не шел с нами на войну и не сделался противником (לשׂטן = ЛЕ-САТАН) нашим на войне. (1Цар. 29:4). Так отзываются о Давиде, нашедшем убежище среди плиштим (Филистимлян), плиштимские князья, идущие на войну против евреев. Точно такое же значение этого слова в речи самого Давида, говорящего: «что вам до меня, сыны Цруи, что будете мне сегодня помехой (ЛЕ-САТАН)» (там же 2 19:23). (Евр. ком).

 

Мессианский в буквальном аспекте. Иуда Искариот отдал себя во власть сатаны.

27 И после сего куска вошел в него сатана. (Иоан.13:27)

 

Мессианский исторический: Над народом отвергшим своего Спасителя был поставлен грешный – т.е. римская диктатура кесаря и в конце концов разрушение Иерусалима и храма. Так как обвинитель желающий погибели всякого человека истребовал после сорока лет (срок ожидания покаяния) галут и разрушение Израиля. Те, кто ближе к тому, кого предают, на тех более тяжелая ответственность за грех предательства. Иуда был ученик Мессии из числа двенадцати, и некоторые из народа Израиля отдавшие Машиаха язычникам имеют более тяжелую вину, чем сами язычники распявшие Христа.

11 Иисус отвечал Пилату: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. (Иоан.19:11) (ПВ)

 

Духовно аскетический положительный аспект: Дьявол да станет одесную его. BE-CATА¢H ЯАМО¢Д АЛЬ-ЕМИНО¢. Обвинитель = сатан встанет справа от него. Сатан стоит рядом с каждым. И особенно ополчается на праведников. Вспомним Иова или Иисуса великого иерея, о котором пишет пророк Захария: И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему(обинять его = ЛЕСИТНО[5]). И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? (Зах.3:1,2) Но властвует сатан не над всеми. А только над злодеями которые отданы ему. Иле точнее сказать, кто сам отдал себя во власть нечистого духа. Обвинитель приступает к человеку и обвиняет его в том, в чем может. Если же есть обвинитель (прокурор), поставленный одесную, должен быть и адвокат оправдывающий эти обвинения. Этот Адвокат – Господь. Он единственный, как говорит Мэтью Генри, может сказать: Господь да запретит тебе, сатана… (Зах. 3:1,2). И если вдруг приближается к праведнику сатан, чтобы встать справа и обвинить его, то нужно знать обетование для праведных, в последнем стихе этого псалма, что Бог тоже встанет справа праведного для избавления и спасения его: Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его. (Пс. 108:31). (ПВ)

 

 

108.7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

з7 внегдA суди1тисz є3мY, да и3зhдетъ њсуждeнъ, и3 моли1тва є3гw2 да бyдетъ въ грёхъ.

7. БЕhИШАФЕТО¢ ЕЦЭ¢ РАША¢, УТФИЛАТО¢ ТИhЪЕ¢ ЛАХАТАА¢.

בְּהִשָּׁפְטוֹ יֵצֵא רָשָׁע וּתְפִלָּתוֹ תִּהְיֶה לַחֲטָאָה׃

 

 

Судом будет он осужден. В оригинале: БЕhИШАФЕТО¢ ЕЦЭ¢ РАША¢, дословно: (когда будут) его судить, выйдет обвиненным = злодеем. (РАША = злодей). (Ковсан)

Если у него будет судебное разбирательство с кем-либо, пусть выйдет виновным  в том деле, т.е. пусть будет признан виновным, оттого что не справится со своим  языком и своими доводами. (Радак)

 

Молитва его да будет в грех, как ропот возмущенного преступника, который не только не принимают судьи во внимание, но рассматривают как публичное оскорбление суда. (М. Генри).

 

Для иных и самая молитва бывает в грех. Например, язычники, которые молятся идолам. Молитва обвинения, если виновен сам молящийся, молитва о наказании, если молится тот, кто сам достоин наказания.

ЛА-ХАТАА = в грех. ХАТА = грех, но еще  означает буквально, промах. Т.е. что бы молитва его не попала в цель, т.е. не дошла до Бога. (ПВ)

 

 

108.8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

и7 Да бyдутъ днjе є3гw2 мaли, и3 є3пjскопство є3гw2 да пріи1метъ и4нъ:

8. ЙИhЪЮ-ЯМА¢В МЕАТИ¢М, ПЕКУДАТО¢ ЙИКА¢Х АХЭ¢Р.

יִהְיוּ־יָמָיו מְעַטִּים פְּקֻדָּתוֹ יִקַּח אַחֵר׃

 

 

Достоинство = Место. В оригинале: ПЕКУДАТО = должность (пост) его. (Ковсан)

 

Буквально: Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость (3–4); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателяепископа» — 8 ст. в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суд. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид (см 1 Цар. 22), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. (Лопухин)

 

Мессианский буквальный: В отношении Иуды Искариота. Как буквально иудейский комментарий относит проклятия Доику Эдумейцу который был надсмотрщиком над пастухами Сауловыми[6] (с греческого[7] епископ = надсмотрщик, надзиратель). Тут аллюзия епископского достоинства Искариота, которого он лишился через предательство Христа, как впоследствии лишился своего положения Доик, предавший Саулу Давида донеся на него.

15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал…

16 Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;

17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего…

20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст[8], и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.

21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,

22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;

24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал

25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам. (Деян.1:14-26)

 

Мессианский в отношении Израиля отвергшего Мессию:

Израиль – народ святой царственное священство. Израиль был призван стать среди народов тем, кто просвещает и несет свет Истины.

5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,

6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх.19:5,6)

Но отвергнув Свет и Истину в лице своего Машиаха и Спасителя, Израиль лишается до времени[9], своего первенства среди народов пока не обратится. В этот же период временного отпадения Израиля от твердыни спасения своего[10], из народов земли – гоим, наследуют призвание несущих свет. Из них будет составляться и священство Божие. Как и пророчествовал Исайя:

18 Ибо Я [знаю] деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.

19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою…

21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. (Ис.66:18-21)

Это священство не по линии Левия и Аарона, но по избранию Божьему – священству от Мессии, по чину Мелхиседека, о чем и говорит следующий за этим, 109 псалом. (ПВ)

 

 

108.9 дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою;

f7 да бyдутъ сhнове є3гw2 си1ри, и3 женA є3гw2 вдовA:

9. ЙИhЪЮ-ВАНА¢В ЕТОМИ¢М, ВЕИШТО¢ АЛЬМАНА¢.

יִהְיוּ־בָנָיו יְתוֹמִים וְאִשְׁתּוֹ אַלְמָנָה׃

 

Сынове — помыслы его, потому что стали они сирыми, лишившись благодати Христовой. А жена — душа его, потому что и она стала вдовствовать, в беззаконии отпадши от Христа. (Афанасий)

 

 

108.10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят [хлеба] из развалин своих;

‹ дви1жущесz да преселsтсz сhнове є3гw2 и3 воспр0сzтъ, да и3згнaни бyдутъ и3з8 домHвъ свои1хъ.

10. ВЕНО¢А ЯНУ¢У ВАНА¢В ВЕШИЭ¢ЛУ, ВЕДАРЕШУ¢ МЕХОРВОТЕhЭ¢М.

וְנוֹעַ יָנוּעוּ בָנָיו וְשִׁאֵלוּ וְדָרְשׁוּ מֵחָרְבוֹתֵיהֶם׃

 

 

В отношении Иуды: Помыслы его, которые мы назвали сынами, от Христа преселившись в сребролюбие, стали простирать руки к серебру, как нуждающиеся и просящие подаяния. (Афанасий)

В отношении Израиля: Дети его - Народ в галуте.

 

 

108.11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

а7i Да взhщетъ заимодaвецъ вс‰, є3ли6ка сyть є3гw2: и3 да восхи1тzтъ чуждjи труды2 є3гw2.

11. ЕНАКЭ¢Ш НОШЕ¢ ЛЕХОЛЬ-АШЕР-ЛО¢, ВЕЯВО¢3У ЗАРИ¢М ЕГИО¢.

יְנַקֵּשׁ נוֹשֶׁה לְכָל־אֲשֶׁר־לוֹ וְיָבֹזּוּ זָרִים יְגִיעוֹ׃

 

 

Мессианский аспект касательно Израиля: Касательно исполнения пророчеств Моисея о наказании Израиля за непокорность Богу (Втор. 32). В этом же аспекте исполнения этих слов после истечения срока данного на покаяние иудеям через сорок лет после распятия Мессии. Иерусалим разрушен и разграблен, евреи рассеяны и пленены. (ПВ)

 

 

108.12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

в7i Да не бyдетъ є3мY застyпника, нижE да бyдетъ ўщедрszй сирwты2 є3гw2:

12. АЛЬ-ЕhИ-ЛО¢ МОШЕ¢Х ХА¢СЕД, ВЕАЛЬ-ЕhИ¢ ХОНЭ¢Н ЛИТОМА¢В.

אַל־יְהִי־לוֹ מֹשֵׁךְ חָסֶד וְאַל־יְהִי חוֹנֵן לִיתוֹמָיו׃

 

 

Это не молитва, это пророчество. Галут это наказание. Эта скорбь галута и плена пробуждает покаяние у согрешивших.

Мессианский буквально. Иуда не вызвал даже своей страшной кончиной ни у кого жалости и сострадания. А кончина его была ужасна. Его чрево вспухло. Жестого страдая он от болезни и мук совести он вернув сребренники удавился.

Когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.  (Деян.1:14-26)

Почему нет сострадающего? Как и о Доике Идумянине, который предал Давида и убил священников, никто не скорбит и не сожалеет, так никто не будет сожалеть и о предателе Истины – Искариоте. Ведь он отдал в своей корысти Спасителя и Помазанника – Сына Божьего. И даже давшие ему за предательство денег, посчитали его деньги нечистыми, и не вернули их в храмовую кассу. Это деньги предателя и человекоубийцы. (ПВ)

 

 

108.13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

г7i да бyдутъ ч†да є3гw2 въ погублeніе, въ р0дэ є3ди1нэмъ да потреби1тсz и4мz є3гw2.

13. ЕhИ-АХАРИТО¢ ЛЕhАХРИ¢Т, БЕДО¢Р АХЭ¢Р ЙИМА¢Х ШЕМА¢М.

יְהִי־אַחֲרִיתוֹ לְהַכְרִית בְּדוֹר אַחֵר יִמַּח שְׁמָם׃

 

 

Да сотрется их имя в следующем поколении – т.е. в поколении внуков да сотрется их имя. (Ковсан)

 

В мессианском буквальном аспекте: Иудеи страдали 2000 лет и были истребляемы во всех странах мира.

Конечно же, можно возразить от лица иудеев в галуте, что имя иудеев не изгладилось в следующем роде, а наоборот, приумножилось ныне. Но ведь возможно и ответить на возражение доводом противоположным. Иудейский комментарий в аллегоричном понимании в стихах этого псалма, все проклятия относит к злодею Эсаву. А потомство Эсава в иудейском понимании – это христиане. А точнее Римская империя. Но ведь ныне, имя Римо-Католической Церкви тоже не изгладилась в веках, и на сегодняшний день она одна из самых многочисленных в мире. Поэтому слова будет потомство его на погибель и да изгладится имя их в следующем роде, нужно понимать образно, в аспекте понимания погибели для жизни вечной каждого злодея клевещущего на Правду и враждующего на Истину. (ПВ)

 

 

108.14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

д7i Да воспомzнeтсz беззак0ніе nтє1цъ є3гw2 пред8 гDемъ, и3 грёхъ мaтере є3гw2 да не њчи1ститсz:

14. ЙИЗАХЭ¢Р ABО¢H АВОТА¢В ЭЛЬ-АДОНА¢Й, ВЕХАТА¢Т ИМО¢ АЛЬ-ТИМА¢Х.

יִזָּכֵר עֲוֹן אֲבֹתָיו אֶל־יְהוָה וְחַטַּאת אִמּוֹ אַל־תִּמָּח׃

 

 

В иудейских источниках ставится вопрос о том, что неужели это пророчество касается праотцев народа. Ведь здесь грешный, кого проклинает Давид наверняка из евреев – т.е.  Эсав, который произошел от праотцов еврейского народа. Как понимать этот стих? Раши объясняет так:  Беззаконие и грех отцов и матери – грех, которым испортил Эсав жизнь родителям своим. Как говорит мидраш, Эсав – отнял пять лет жизни Авраама (Авраам умер чтобы не видеть беззаконий)  и на отца Исаака, навлек слепоту (катаракту). (Исаак ослеп, чтобы не видеть беззаконий сына[11]).

 

Мессианский аспект: К Искариоту предателю присовокупляет и беззаконный народ. Беззаконием же отец называет убиение пророков, по сказанному Господом: всякая кровь праведна, проливаемая от Авеля до Захарии пророка, взыщется от рода сего.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст. (Матф.23:33-38)

И грех матери его да не очистится. Под матерью сего непокорного народа разумей оную синагогу, преогорчившую Бога отвержением посланного от Него Спасителя. (Афанасий)

 

 

108.15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,

є7i да бyдутъ пред8 гDемъ вhну, и3 да потреби1тсz t земли2 пaмzть и4хъ:

15. ЙИhЪЮ¢ НЕГЕД-АДОНА¢Й ТАМИ¢Д, ВЕЯХРЭ¢Т МЕЭ¢РЕЦ ЗИХРА¢М.

יִהְיוּ נֶגֶד־יְהוָה תָּמִיד וְיַכְרֵת מֵאֶרֶץ זִכְרָם׃

 

 

На Новой Земле живых – в Олам а-Ба = мире грядущем (ПВ).

 

 

108.16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

ѕ7i занeже не помzнY сотвори1ти ми1лость, и3 погнA человёка ни1ща и3 ўб0га, и3 ўмилeна сeрдцемъ ўмертви1ти.

16. Я¢АН АШЕ¢Р ЛО ЗАХА¢Р АСОТ-ХА¢СЕД, ВАЙИРДО¢Ф ИШ-АНИ¢ ВЕЭВЪЙОН ВЕНИХЪЭ¢ ЛЕВА¢В ЛЕМОТЭ¢Т.

יַעַן אֲשֶׁר לֹא זָכַר עֲשׂוֹת חָסֶד וַיִּרְדֹּף אִישׁ־עָנִי וְאֶבְיוֹן וְנִכְאֵה לֵבָב לְמוֹתֵת׃

 

 

Буквально: Доик Идумянин. Эсав.

Мессианский аспект: Иуда Искариот.

Нравственно-аскетический аспект: Сатан и все гонящие Церковь, народ и Истину Божию.

 

 

108.17 возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него;

з7i И# возлюби2 клsтву, и3 пріи1детъ є3мY: и3 не восхотЁ блгcвeніz, и3 ўдали1тсz t негw2.

17. ВАЕЭХА¢В КЕЛАЛА¢ ВАТЕВОЭ¢hУ, ВЕЛО-ХАФЭ¢Ц БИВРАХА¢ ВАТИРХАК МИМЭ¢НУ.

וַיֶּאֱהַב קְלָלָה וַתְּבוֹאֵהוּ וְלֹא־חָפֵץ בִּבְרָכָה וַתִּרְחַק מִמֶּנּוּ׃

 

 

Он выпустил хищную птицу, а она напала на него самого. Он поднял жезл, но ударил по собственной спине. Он выпустил стрелу, но она «упала на его темя». Проклятья, как цыплята, — всегда возвращаются в свой курятник. Пепел всегда

летит в глаза тому, кто его бросает. «Возлюбил проклятие, — оно и придет на него» (Пс. 108:17). (Сперджен)

 

Духовно-нравственный аспект: Очень много верующих в церкви любящих проклинать а не благословлять. Эта черта опасна для того кто стремится быть с Богом. Склонность к проклятью ставит человека на шаткий путь ненависти. Проклятия инославным христианам, не христианам, иудеям и всем, кто не похож на нас, так делает нас, (если мы проклинаем), подомными иудеям времен Спасителя, которые проклинали и уничижали гоим. И находясь в собственном нечестии и лицемерии все же превозносились тем, что только у них был храм и Тора. Имея все для спасения, все же безумно отвергли Мессию. И в свою очередь  были отвергнуты сами и рассеяны по всей земле.

Тот, кто любит войну не может быть сосудом мира. Такой не сможет показать красоту и богатство благодати внешним, не познавшим сладость Духа Святого. Ненависть и проклятие не от Духа Божьего. Нужно всегда помнить слова предупреждения и запрещения от уст Христа, своим, тогда еще не знавшим Духа ученикам: не знаете, какого вы духа (Лук.9:55). (ПВ)

 

Пусть Божье проклятие для него станет его стыдом, как его собственное проклятие в адрес ближнего было его гордостью. (М. Генри)

 

 

108.18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

и7i И# њблечeсz въ клsтву ћкw въ ри1зу, и3 вни1де ћкw водA во ўтр0бу є3гw2 и3 ћкw є3лeй въ кHсти є3гw2:

18. ВАЙИЛЬБА¢Ш КЕЛАЛА¢ КЕМАДО¢, ВАТАВО¢ ХАМА¢ЙИМ БЕКИРБО¢ ВЕХАШЕ¢МЕН БЕАЦМОТА¢В.

וַיִּלְבַּשׁ קְלָלָה כְּמַדּוֹ וַתָּבֹא כַמַּיִם בְּקִרְבּוֹ וְכַשֶּׁמֶן בְּעַצְמוֹתָיו׃

 

 

Войдет оно как вода – вода соты. Вода обличения неверности жены. Так и нечестивец словно губка впитает в себя воду проклятия. Слово уподоблено в Писании воде. Так и вода от иерейской умывальнице с растворенным именем Всевышнего для грешной жены и изменницы будет наказанием и проклятием к смерти, а благочестивой же и верной жене, будет в исцеление от неплодства и в благословение к жизни.

 

21 тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим;

27 и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем; (Чис.5:27)

 

Если образ Слова который мы увидели в образе горькой воды обличения, имеет действие двойное[12], то и меч, который тоже есть образ Слова Божьего обоюдоостр, т.е. имеет двойное действие. Слово, которым дается проклятие в Танахе – это Слово Бога, которое апостол уподобил мечу обоюдоострому.

12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр.4:12)

Слово Божие острее меча обоюдоострого. Т.е. острее меча заточенного с двух сторон. Как действие Огня Божьего – Его Духа, различно для грешника и для праведника, так и Слово Бога может действовать двойственным образом. Слово Божие разделяет одной стороной душу[13] от духа[14], а другой стороной, дух от души. Т.е. действие Слова Божьего животворящее и очищающее для того, кто желает исполнения воли Божьей. Оно отделят нечистоту душевную от правды духовной. И действует как нож обрезания = нож моэля, или как нож исцеления = нож хирурга. Но для того, кто противится Слову и пренебрегает им, обоюдная (вторая) сторона меча становится ножом поражения. Тогда Бог отделяет и забирает от сына погибели, все доброе, что дано ему в залог[15], оставляя его с преобладающей в нем нечистотой. Василий Великий в этом аспекте толковал рассечение[16] грешника ввергаемого в Геином.

В этом же аспекте возможно понимание предание на вечную смерть неисправимого сына погибели. Это пример Искариота, который предал Христа. А так же и Сына нечестия - (Антихриста), которого Машиах убьет духом уст своих.

8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, (2Фесс.2:8,9)

4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. (Ис.11:4).

Дух уст Его, для одних дыхание жизни, а для других дыхание смерти. Некоторый ремез можно взять и из таинственных слов апостола: Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? (2Кор.2:15,16)

Об двойном действии Слова Божьего также таинственно сказал Давид:

12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, (Пс.61:12)

Сила Слова Божьего проявляется над каждым и всегда. Но двойственно действует эта Сила Всевышнего. Давид познал Силу Его. Первое слышание – когда Бог был помощником ему в сражениях и защитником в опасностях. Сила Милующая. Второе слышание – когда Давид познал Силу Его в наказании за свой грех. Сила Наказывающая. Он познал, что сила Бога и в милости, и в отмщении. (ПВ)

 

Как елей – как втирание. Елей впитывается телом, так как будто бы и не было его. Т.е. полностью поглощается телом.

 

 

108.19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

f7i да бyдетъ є3мY ћкw ри1за, въ ню1же њблачи1тсz, и3 ћкw п0zсъ, и4мже вhну њпоzсyетсz.

19. ТЕhИ-ЛО¢ КЕВЭ¢ГЕД Я’ТЭ¢, УЛЬМЭ¢ЗАХ ТАМИ¢Д ЯХГЕРЭ¢hА.

תְּהִי־לוֹ כְּבֶגֶד יַעְטֶה וּלְמֵזַח תָּמִיד יַחְגְּרֶהָ׃

 

 

Мало того что проклятье будет внутри злодея, так еще и снаружи покроет его.

Здесь образ того что злодей будет лишенным блага как внутри невидимо – т.е. дух злодея = (проклятие войдет внутрь как вода и елей), и внешне видимо – т.е. тело злодея (покроется проклятием снаружи как одеждой). Так же покров одежды проклятия – видимое отнятие благословения и помощи Всевышнего в жизни злодея, когда все окружающие могут наблюдать, что он наказывается зримо для всех, бедами от которых нет избавления. Здесь образ погибели и тела (покров ризами), и образ смерти души (вода внутрь его). (ПВ)

 

Если пророчество говорит что Мессия, который убьет Духом уст Своих нечестивого будет опоясан Правдой и Истиной : … и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. (Ис.11:4,5), то в этом стихе, злодей препоясан проклятием, которое пришло на него как казнь за злодейство его. (ПВ)

 

 

108.20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

к7 СіE дёло њболгaющихъ мS ў гDа и3 глаг0лющихъ лук†ваz на дyшу мою2.

20. ЗОТ ПЕУЛА¢Т СОТЕНА¢Й МЕЭ¢Т АДОНАЙ, ВЕhАДОВЕРИ¢М РА АЛЬ-НАФШИ¢.

זֹאת פְּעֻלַּת שֹׂטְנַי מֵאֵת יְהוָה וְהַדֹּבְרִים רָע עַל־נַפְשִׁי׃

 

 

От индивидуального и личностного проклятия, говорится опять о соборе злодеев.

 

Псалмопевец  заканчивает пророчество проклятия словом утверждения которое подобно слову аминь. Таково воздаяние от Господа врагам моим. Т.е. которые возможно понимать так: я знаю, что так будет. (М.Генри)

 

СОТЕНАЙ = противящегося мне, враждующего на меня, от слова
‎שָׂטָן‎  - САТАН = 1. сатана; 2. противник, неприятель; обвинитель.

И здесь слово СОТЕНАЙ очень удачно связано по смыслу с действием, которое делает этот противник. Он говорит злое на душу мою. Беда человеку за свой язык, если он зол. Злоязычие – ЛАШОН А-РА привлекает к имеющему его, все последствия клеветы и злобных слов, срывающихся с языка. Отличительная черта дьявола – Сатаны, это клевета – грех уст его. Как в случае с Иовом и первыми людьми, везде сатан использует слова для вреда человеку. Он извращает действительность, лжет, клевещет. Но клевета дьявола, и тех, кто идет его путями, низвергнет их до преисподних земли.

10 … Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. (Откр.12:10)

Все предыдущие предсказанные наказания и скорби, предсказаны как сатану так и всем клеветникам клевещущим на Истину.

Таково действие Бога, врагам моим, говорящих злое на душу мою, пророчествует Давид и от лица Мессии.

И если за помазанника Давида такая суровая кара на всех его врагов, то каково же наказание тем, кто восстал на Помазанника и Спасителя Иисуса.

Эти проклятие не пожелание, а констатация того, что ждет клеветника, и всякого лжесвидетельствующего на Истину. Это участь тех, кто пытается действовать против воли Всевышнего. (ПВ)

 

 

108.21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,

к7а И# ты2, гDи, гDи, сотвори2 со мн0ю и4мене рaди твоегw2, ћкw бlга млcть твоS:

21. ВЕАТА¢ ЭЛОhИ¢М АДОНА¢Й АСЕ-ИТИ¢ ЛЕМА¢АН ШЕМЭ¢ХА, КИ-ТО¢В ХАСДЕХА¢ hАЦИЛЕ¢НИ.

וְאַתָּה יְהוִה אֲדֹנָי עֲשֵׂה־אִתִּי לְמַעַן שְׁמֶךָ כִּי־טוֹב חַסְדְּךָ הַצִּילֵנִי׃

 

 

Кто вручает себя в руки Бога, и делает все ради Имени Всевышнего, тот сподобляется благой Силы Божией, которая есть аспект Милости и Спасения. Для одних, воды Божии, и меч Его, и Дух Его, и Сила Его – это благая Милость спасения Его. Для других же, наказание, проклятие и погибель. Отдадим себя в руки Божии под водительство Божие, с искренним желанием творить волю Его. И тогда этот стих псалма может стать нашей спасительной молитвой (ПВ).

 

 

108.22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

к7в и3збaви мS, ћкw ни1щъ и3 ўб0гъ є4смь ѓзъ, и3 сeрдце моE смzтeсz внyтрь менє2.

22. КИ-АНИ¢ ВЕЭВЪЙО¢Н АНО¢ХИ, ВЕЛИБИ¢ ХАЛА¢ЛЬ БЕКИРБИ¢.

כִּי־עָנִי וְאֶבְיוֹן אָנֹכִי וְלִבִּי חָלַל בְּקִרְבִּי׃

 

 

Сердце мое разбито внутри меня. Слово ХАЛАЛЬ может быть осмыслено и переведено иначе: дрожит, трепещет, а также: умерло. Отсюда варианты перевода: Сердце мое трепещет; Сердце мое убито; Сердце мое разбито; Сердце мое опустошено. (Ковсан)

 

Буквально: Иерусалимский Талмуд говорит по поводу слов и сердце убито во мне: Наш праотец Авраам преобразовал свое дурное начало в доброе… Но Давид не смог сделать, и убил дурное влечение в своем сердце. (Сота 5:5). Объясняется же тем, что Давид по преступлении своем, постоянным пребыванием в учении Торы убил в своем сердце действие семени змея – йецер а-ра.

В мессианском же аспекте: Сердце мое убито – из этого учим, что в сердце Христа Иисуса не было того греховного повреждения первых людей, той порчи, которое они получили от яда искусителя. Сердце Христа свободно от зла. Так как Христос был зачат не от мужа и жены, но безмужно воплотился от Духа Божьего в утробу Девы Марии. (ПВ)

 

 

108.23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

к7г Ћкw сёнь, внегдA ўклони1тисz є4й, tsхсz: стрzс0хсz ћкw прyзи.

23. КЕЦЕЛЬ-КИНТОТО¢ НЕhЕЛА¢ХТИ, НИНЪА¢РТИ КААРБЭ¢.

כְּצֵל־כִּנְטוֹתוֹ נֶהֱלָכְתִּי נִנְעַרְתִּי כָּאַרְבֶּה׃

 

 

Буквально: Как саранчу уносит меня о Меня носит с места на место, как саранчу, у которой нет гнезда и ее несет от одной заграды к другой. Так и у меня нигде нет надежного пристанища. (Радак)

 

Ремез мессианский: 20 лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. (Матф.8:20)

Подобно уклонившейся тени, приял Я конец жизни, проводил же жизнь подобно носимой ветром саранче, не имея у Себя ни города, ни веси, ни дома, но переходя с места на место, бегая в горы, а иногда и в пустыню. (Афанасий)

 

 

108.24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

к7д Кwлёна мо‰ и3знем0госта t постA, и3 пл0ть моS и3змэни1сz є3лeа рaди.

24. БИРКА¢Й КАШЕЛУ¢ МИЦО¢М, УВСАРИ¢ КАХА¢Ш МИША¢МЕН.

בִּרְכַּי כָּשְׁלוּ מִצּוֹם וּבְשָׂרִי כָּחַשׁ מִשָּׁמֶן׃

 

 

Слово ШЕМЕН = жир, масло: «Колени мои дрожат от поста, а плоть иссохла [осталась без жира] (МИШАМЕН КАХАШ = וּבְשָׂרִי כָּחַש מִשָּׁמֶן)» (Пс. 108:24) (р. Наум Шатхин)

 

Буквально: Во время своего бегства от Шауля Давид постился, чтобы Бог явил Себя ему и  над ним умилосердился. И силы его покинули, и он не мог держаться на ногах. (Радак)

 

Мессианский аспект: Христос после тайной Вечери до распятия ничего не вкушал и не пил. Как и сказал: ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. (Лук.22:18). И неся Свой крест, Он был измучен и слаб, в том числе от голода. (ПВ)

 

Аскетический таинственный аспект поста в иудейской традиции:

В чем смысл поста? Почему Всевышний ждет от нас поста? Чем отличается еврейский пост от постов других народов? Зоар на недельную главу Торы "Шмот" дает объяснение понятию пост. Глубокий смысл поста заключается в том, чтобы человек осознавал, что пост подобен жертвоприношению, когда сжигали кровь и жир животного, где присутствуют красный и белый цвета. Так и мы во время поста стараемся не спать, не отдыхать, а работать для Всевышнего тем, что сжигается кровь и жир человека, который постится. И если в это время он учит Тору, то получается, что его пост является жертвоприношением. Написано: принесите Мне в жертву жир и кровь: ХЕЛЕВ - это белый жир, ДАМ - это красная кровь. Так человек приносит в жертву свои жир и кровь и искупаются его грехи, а он очищается. Одно красное, а второе белое. Тот, кто постится и приносит свой жир и кровь в жертву, будто «сожженным огнем», он приходит к состоянию «белого цвета».

Сказал рабби Ицхак, что от поста у человека ослабевают его органы и в нем усиливается огонь. В это время он приносит свой жир и свою кровь в жертву.

Тогда человек называется жертвенником очищения. Поэтому рабби Элиазар когда постился, молился и говорил Всевышнему: известно пред Тобой и раскрыто, мой Б-г и Б-г моих отцов, что я принес Тебе в жертву мой жир и мою кровь.

Они кипели, ослабляя мои органы, ослабляя все мое тело. Да будет Тебе угодно, чтобы запах моего рта в это время был подобен аромату жертвоприношения в огне жертвенника и возжелай (приблизь) меня.

Поэтому (после разрушения Храма) установили молитву вместо жертвоприношения - при условии, что человек осознает все это.

Поэтому молитва, произносимая устами, подобна аромату жертвенника.

Сказал рабби Йоси: Когда был у нас Бейт а Микдаш (Храм), человек приносил свою жертву именно так - тайной красного и белого, тайной аромата поднимающегося от них. И становилось все белым посредством огня и прощалось ему. Теперь молитва человека искупает его грехи и очищает его вместо жертвоприношения тем же путем - намерением, которое должно присутствовать в жертвоприношении. (Тикун аСулам).

 

В этом псалме Давид сам есть молитва – а я молюсь. И пост его как жертва всесожжения. В мессианском аспекте Христос отдал свое человеческое естество в жертву за грех мира. Он принес пост и был ослаблен ради нас. И Он молился о нас. И теперь наша молитвенное благодарение Бога Иисусом Христом есть жертва чистая, дарующая нам очищение по вере в Искупителя и Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И апостол нас увещевает и просит чтобы мы молились всегда благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа (Еф.5:20). (ПВ)

 

 

108.25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами.

к7є И# ѓзъ бhхъ поношeніе и5мъ: ви1дэша мS, покивaша главaми свои1ми.

25. ВААНИ¢ hАЙИ¢ТИ ХЕРПА¢ ЛАЗhЭ¢М, ЙИРЪУ¢НИ ЕНИУ¢Н РОША¢М.

וַאֲנִי הָיִיתִי חֶרְפָּה לָהֶם יִרְאוּנִי יְנִיעוּן רֹאשָׁם׃

 

 

Буквально: Укоры врагов Давида.

Во всем этом Давид был прообразом Христа, который, смирившись, сносил подобные удары и порицания и был ослаблен. Он также был прообразом Церкви, которая часто была бедной, носимой бурею и безутешной. (М. Генри)

 

Мессианский аспект: По распятии на Голгофе:

39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими

40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. (Матф.27:39,40).

 

 

108.26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,

к7ѕ Помози1 ми, гDи б9е м0й, и3 сп7си1 мz по млcти твоeй:

26. ОЗРЭ¢НИ АДОНА¢Й ЭЛОhА¢Й, hОШИЭ¢НИ ХЕХАСДЭ¢ХА.

עָזְרֵנִי יְהוָה אֱלֹהָי הוֹשִׁיעֵנִי כְחַסְדֶּךָ׃

 

 

Буквально: молитва Давида.

Мессианский аспект: Упование и молитва Христа.

7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; (Евр.5:7)

 

 

108.27 да познают, что это - Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.

к7з и3 да разумёютъ, ћкw рукA твоS сіS, и3 ты2, гDи, сотвори1лъ є3си2 ю5.

27. ВЕЕДЕУ¢ КИ-Я¢ДЕХА ЗОТ, АТА¢ АДОНА¢Й АСИТА¢.

וְיֵדְעוּ כִּי־יָדְךָ זֹּאת אַתָּה יְהוָה עֲשִׂיתָהּ׃

 

 

Буквально: Давид просит чудесного знамения спасения ради врагов, которое покажет им, что Бог на его стороне.

Мессианский аспект: Молитва о чудесном воскресении. (ПВ)

 

 

108.28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.

к7и Прокленyтъ тjи, и3 ты2 блгcви1ши: востаю1щіи на мS да постыдsтсz, рaбъ же тв0й возвесели1тсz.

28. ЕКАЛЕЛУ-hЭ¢МА ВЕАТА¢ ТЕВАРЭ¢Х, КА¢МУ ВАЕВО¢ШУ ВЕАВДЕХА¢ ЙИСМА¢Х.

יְקַלְלוּ־הֵמָּה וְאַתָּה תְבָרֵךְ קָמוּ וַיֵּבֹשׁוּ וְעַבְדְּךָ יִשְׂמָח׃

 

 

Буквально: Давид. Они меня проклинают, но ты благослови меня.

 

Они проклинают, а Ты благослови – рабби Симха-Бунем из Пшисха говорил: тот сосуд, что ставят в огонь, делают крепче, чем остальные. Аналогично, Всевышний благословляет тех, у кого есть враги, более других. Царь Давид, говорит: Несмотря на то, что за свои многочисленные грехи я не достоин Твоего благословения, пошли мне сугубое благословение, чтобы я мог устоять против проклинающих меня.

 

Мессианский аспект: Молился Христос за распинавших.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (Лук.23:34)

 

 

108.29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.

к7f Да њблекyтсz њболгaющіи мS въ срамотY и3 њдeждутсz ћкw nдeждою студ0мъ свои1мъ.

29. ЙИЛЬБЕШУ¢ СОТЕНА¢Й КЕЛИМА¢, ВЕЯАТУ¢ ХАМЪИ¢ЛЬ БОШТА¢М.

יִלְבְּשׁוּ שׂוֹטְנַי כְּלִמָּה וְיַעֲטוּ כַמְעִיל בָּשְׁתָּם׃

 

 

Есть ризы правды. А есть ризы стыда. Ризы правды покрывают забвением грех и позор. А ризы греха выставляют нечестие на обозрение. Кто-то облечется преподобием Света яко ризою, а кто-то будет гол от светлых риз. Пока Адам был в раю, он был в одеждах света. А когда был изгнан, то был изгнан в кожаных одеждах, которые показывали всей вселенной что он был лишен славы которую имел ранее. (ПВ)

 

Мессианский аспект: Да облекутся оболгающии Мя в срамоту. Какого позора не несут на себе иудеи? Видят, что святилище их уничтожено в самом основании, а гробу Поруганного и Распятого ими все покланяются, и повсюду умножаются и славны церкви Его. (Афанасий)

Все случившееся с народом Израиля показывает и обличает грех, который должен быть заглажен покаянием.

 

 

108.30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,

л7 И#сповёмсz гDеви ѕэлw2 ўсты6 мои1ми и3 посредЁ мн0гихъ восхвалю2 є3го2:

30. ОДЭ¢ АДОНАЙ МЕО¢Д БЕФИ¢, УВТО¢Х РАБИ¢М АhАЛЕЛЕ¢НУ.

אוֹדֶה יְהוָה מְאֹד בְּפִי וּבְתוֹךְ רַבִּים אֲהַלְלֶנּוּ׃

 

 

Исповедание выражает благодарность, какую приносит Сын устами народов. И посреде многих восхвалю Его . Ибо устами Церкви восхваляет Отца. (Афанасий)

 

43 Веселитесь, язычники, с народом Его; ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит землю Свою [и] народ Свой! (Втор.32:43)

 

 

108.31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.

л7а ћкw престA њдеснyю ўб0гагw, є4же спcти2 t гонsщихъ дyшу мою2.  

31. КИ-ЯАМО¢Д ЛИМИ¢Н ЭВЪЙО¢Н, ЛЕhОШИ¢Я МИШОФЕТЭ¢ НАФШО¢.

כִּי־יַעֲמֹד לִימִין אֶבְיוֹן לְהוֹשִׁיעַ מִשֹּׁפְטֵי נַפְשׁוֹ׃

 

 

Что касается уповающего на Него, который нищ и не в силах себя защитить, Он будет стоять от него справа и поможет ему, и спасет его от нечестивых, которые  судят душу его и желают его умертвить. А мидраш Шохер тов 109 понимает этот  псалом как относящийся к общине Исраэля. (Радак)

 

Этим псалмом «проклятия» заканчивается пятнадцатая кафисма.

 

[1] קְלָלָה‎ = проклятие, злословие, поругание.

[2] См. комментарий на первый стих третьего псалма.

[3] Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. (Иоан.13:18)

[4] И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. (Иоан.13:26)

[5] Корень СТН - сатан

[6] Там находился в тот день пред Господом один из слуг Сауловых, по имени Доик, Идумеянин, начальник пастухов Сауловых. (1Цар.21:7)

[7] Так же как и с английского БИШОП = надзиратель, надсмотрщик, епископ.

[8] Первая часть цитаты взята из 68 псалма: жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, (Пс.68:26).

[9] Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся [вне]. (Втор.32:36)

[10] И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. (Втор.32:15)

[11] В иудейской традиции есть и иное объяснение слепоты Исаака. Ему и Ревеке были в тягость идолопоклоннцы жены Эсава. А те, воскуряя идолам дымом повредили глаза своего тестя.

[12] …если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем. (Чис.5:28)

[13] (животное, греховное)

[14] (божественного и праведного)

[15] Таланты Господина – залог Духа. Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Матф.25:29,30)

[16] Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его (заберет у него Свое), и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. (Матф.24:50,51)


Назад к списку