От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 2 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

2 Псалом Давида - объяснение (Видео)

Скачать конспект урока по 2 псалму

Скачать МР3 версию уроков по 2 псалму 1 часть и 2 часть

Псалом 2

 

Этот псалом пели левиты при коронации царя. Его же пели израильские войска перед битвой с врагами. (Левинов)

Этот псалом нужно разбирать в трех аспектах:

1. Буквальный аспект этого псалма в историческом русле:

О начале эпохи царей в истории еврейского народа рассказывает нам пророк Шмуэль. Вторая глава «Теилим» связана с периодом, который описан пророком в главе пятой книги второй.

Первый еврейский царь Шауль погиб в бою с плиштим (филистимлянами). Известно, что по велению Всевышнего пророк Шмуэль помазал на царство пастуха Давида еще при жизни царя Шауля, хотя тогда Давид фактически еще не правил. Но после смерти Шауля на престол взошел его сын Ишбошет. Таким образом, в стране установилось двоевластие. Потом погиб Ишбошет, и Давид вторично и окончательно был помазан на царство. Когда Всевышний утвердил Давида царем над Израилем, плиштим, которые не раз вторгались на территорию страны Израиля, услышали об этом и стали «шуметь». Им было бы куда удобней, чтобы в стране царило безвластие, и они вознамерились напасть на Давида и захватить его. В псалме Давид выражает уверенность, что у них ничего не выйдет, что «Сидящий на небесах» посмеется над ними: ведь это Он сам помазал Своего царя.

Мы читаем у Шмуэля:

17 Когда Филистимляне услышали, что Давида помазали на царство над Израилем, то поднялись все Филистимляне искать Давида. И услышал Давид и пошел в крепость.

18 А Филистимляне пришли и расположились в долине Рефаим.

19 И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне против Филистимлян? предашь ли их в руки мои? И сказал Господь Давиду: иди, ибо Я предам Филистимлян в руки твои.

20 И пошел Давид ….

25 И сделал Давид, как повелел ему Господь, и поразил Филистимлян от Гаваи до Газера. (2Цар.5:17-25)  (р. И. Зильбер)

2. Мессианский аспект: Бавли Брахот 7б говорит, что в псалме речь идет о Конце Дней, когда соберутся народы воевать против Бога и против помазанника Его.

Предположения, что в псалме отражены события прошлого и события будущего, не противоречат друг другу. Давид обладал пророческой способностью, наблюдая происходящее, подниматься над границами времени и говорить о прошлом, настоящем и будущем на одном дыхании, в одних выражениях.

Поэтому псалом относится ко всем войнам народов против Бога, против помазанника Его из дома Давида, против Израиля. (Фуксон)

Два первых псалма связаны между собой и составляют, по мнению мудрецов, единый псалом (Брахот 9б). Первый псалом обращен к человеку: предостерегает и указывает путь служения Всевышнему. Второй псалом предупреждает народы о тщетности их корыстных усилий. Утверждая, что служение Всевышнему является главным в жизни человека и народа, первые два псалма составляют, так сказать, введение в книгу псалмов. (р.Фуксон)

Будучи соединены таким образом, псалмы 1 и 2 представляют собой крепкую дверь для остальных Псалмов, потому что они знакомят читателей с темами, которые встречаются по большей части во всей книге. Эти темы – Божий Закон и Царь Израиля. (М. Глодо).

В соединении первых двух псалмов дается понимание, что путь нечестивых, это путь противления и восстания, на воздвигнутого Богом Спасителя и Машиаха. Все восставшие на Него идут гибельным путем. И если первый псалом предрекает погибель идущим по пути насмешников над Помазанником, (а значит и Всевышним), то этот псалом дает предостережение не вставать на путь противления Мессии.

3. Нравственный аспект: борьба нового, рожденного свыше, духовного человека похожего на Христа с восстающими духами злобы. (ПВ)

12 … наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:12)

 

2.1 Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

Pал0мъ дв7ду, в7 а7 Вскyю шатaшасz kзhцы, и3 лю1діе поучи1шасz тщє1тнымъ;

1. ЛАМА РАГЕШУ ГОЙИМ, УЛЪУМИМ ЕhГУ-РИК.

לָמָּה רָגְשׁוּ גוֹיִם וּלְאֻמִּים יֶהְגּוּ־רִיק׃

 

Оба псалма используют одно и то же еврейское слово, переведенное как «размышляет» в (Пс. 1:2) и «замышляет» в (Пс. 2:1). Между ними присутствует намеренный контраст. Блаженный человек размышляет над Божьим законом в то время, как глупец замышляет возможные восстания против Бога и Его помазанного царя. Аналогичная ситуация и с контрастом в употреблении слова «путь». Первый псалом заканчивается утверждением этого контраста: путь праведных ведет к благословению и жизни, а путь нечестивых ведет к погибели (Пс. 1:6). Праведник будет избегать «пути» грешников (Пс. 1:1), поскольку знает, что противостоящие Божьему царскому помазаннику погибнут на своем «пути» (Пс. 2:12). Единый словарь, использованный этими двумя псалмами, приглашает нас к их совместному прочтению (Майк Глодо)

 

Мальбим, который является очень тонким мастером по объяснению тонких различий в синонимах, говорит, что ГОЙ = народ, описывает народ, как социально-политическое единство, в то время, как ЛЕОМ = племя описывает народ со стороны того, что они объединены некоторой религиозной общностью. (Дашевский)

В мессианском аспекте: ГОИМ И АМИМ – племена и народы, означает применимо к тем кто восстал на Мессию Йешуа. Гоим – Римляне распявшие Его. Слово АМ (ЛЕОМ) – народ, применимо к тем из народа Еврейского, кто предал Его римлянам. Почему АМ (УЛЪУМИМ) = народ, стоит во множественном числе? Ведь народ Израиля один? Если рассматривать АМ как народ единый в религиозной общности, то в то время было сильное разделение между могущественными и богатыми кланами саддукеев[1] и фарисеями – книжниками, которые противостояли саддукеям. (ПВ)

 

 

2.2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

в7 Предстaша цaріе зeмстіи, и3 кн‰зи собрaшасz вкyпэ на гDа и3 на хrтA є3гw2.

2. ЙИТЪЯЦЕВУ МАЛЬХЕ-ЭРЕЦ, ВЕРОЗЕНИМ НОСЕДУ-ЯХАД, АЛЬ-АДОНАЙ ВЕАЛЬ-МЕШИХО.

יִתְיַצְּבוּ מַלְכֵי־אֶרֶץ וְרוֹזְנִים נוֹסְדוּ־יָחַד עַל־יְהוָה וְעַל־מְשִׁיחוֹ׃

 

Помазанник в трех аспектах:

1. Буквальный (пшат) – Давид царь.

2. Аскетический (драш) – каждый христианин принявший Дух Божий.

3. Мессианский (сод) – Машиах.

Приводя ремез к каждому аспекту можно увидеть:

1. О Давиде: И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула. (2Цар.12:7)

2. О христианах: вы имеете помазание от Святаго ... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему. (1Иоан.2:27)

3.  О Машиахе: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,

2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, (Ис.61:1,2)

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; (Ис.42:1)

НОСЕДУ = Совещаются, держат совет. Раши говорит что это слово происходит от слова СОД= тайна секрет.

В мессианском аспекте  пророчество о совещании против Иисуса членами синедриона которое было тайным.

3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,

4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;

5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. (Мф. 26:3-5)

47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.… С этого дня положили убить Его.

(Ин.11:47-53)  

Говорится и о царях и князьях. В мессианском аспекте под царями и князьями можно разуметь Ирода и Пилата осудивших Христа, а также всех гонителей Церкви которые издавали указы о преследовании христиан.

10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. (Лук.23:10-12) (ПВ)

Книга деяний напрямую связывает этот стих псалма с судом над Иисусом.

25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?

26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.

27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,

28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. (Деян.4:25-28)

Против Помазанника…. Вопрос Иудеев если христиане считают Йешуа Помазанником, кто Его помазал? Как мы знаем, Моисея никто не помазал быть Машиахом - Спасителем своего поколения. Но он совершал помазание, как и Самуил. И Моисей так и говорит, что Его – Пророка, Мессию, Помазанника воздвигнет Израилю Господь. Не человек воздвигнет, а Сам Бог.

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, -

17 И сказал мне Господь: ...

18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;

19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; (Втор.18:15-19)

1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,

2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, (Ис.61:1,2)

К третьему Мессианскому аспекту, нужно добавить второй аспект понимания Машиаха. В иудейской традиции учителя не могли соединить два образа Мессии страдающего Машиаха и Машиаха Славного – победителя. Поэтому в иудейской традиции говорят о двух Машиахах. Страдающий Машиах – это Машиах бен Йосеф. Он должен умереть в войне с язычниками при войне с Гогой и Магогой. Второй Мессиия это Машиах бен Давид. Этот Помазанник разбивает войска Гога и Магога и правит в Новоом мире (Олам аБа). Христианское же понимание Спасителя сводит и Машиаха бен Йосефа и Машиаха бен Давида к одной личности, к Сыну Божьему Йешуа а-Машиаху. Он есть и сын Иосифа и сын Давида. Поэтому этот псалом относится и к делу Искупления и Страдающего Иисуса, и к делу - миссии Суда, который Он совершит над противниками Всевышнего. Первое восстание было при Ироде[2] и Пилате. А второе восстание будет когда отстроенный Израиль приняв Йешуа а-Машиаха подвергнется нападениям со стороны многих народов (Гога и Магога). Но тогда и будет явление славного Пришествия Спасителя – Машиаха бен Давида, который сокрушит на Своем Суде всех противящихся Истине. (ПВ)

7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.

9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;

10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.

12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.

15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.(Откр.20:7-15)

2 ….обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество….

4 И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами,

… многие народы с тобою.

7 Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем.

8 После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно.

9 И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою.(Иез.38:4-9)

18 И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей.

19 И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой.

20 И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю. (Иез.38:18-20)

 

6 И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь.

7 И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, и не дам вперед бесславить святаго имени Моего, и узнают народы, что Я Господь, Святый в Израиле.

8 Вот, это придет и сбудется, говорит Господь Бог, - это тот день, о котором Я сказал.(Иез.39:6-8)

2 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.

14 Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. (Откр.17:12-14)

 

 

2.3 Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их.

г7 Раст0ргнемъ /раст0ргнимъ/ ќзы и4хъ и3 tвeржемъ /tвeржимъ/ t нaсъ и4го и4хъ.

3. НЕНАТЕКА ЭТ-МОСЕРОТЭМО, ВЕНАШЛИХА МИМЭНУ АВОТЭМО.

נְנַתְּקָה אֶת־מוֹסְרוֹתֵימוֹ וְנַשְׁלִיכָה מִמֶּנּוּ עֲבֹתֵימוֹ׃

 

Что такое МОСАРОТ? - Это веревки, которыми ярмо привязывается к шее быка, чтобы его запрячь. От этого же корня происходит слово МУСАР - нравственность. То есть, человек нравственный - это тот, который привязал себе на шею ярмо, а человек безнравственный называется в Танахе словом БЕЛИЙАЛ, которое в мидраше объясняется, как БЛИ ОЛЬ - человек, который без ярма. Если человек свободный, вольноопределяющийся безбожник, то это и означает дьявольское состояние человека, который над собой не видит никакой высшей власти. (Дашевский)

Образ жизни иудея, основанный на исполнении мицвот Всевышнего, называется: КАБАЛАТ ОЛЬ МАЛХУТ ШАМАИМ  = принятие ига Царства небесного. (Фуксон)

Буквально: Расторгнем узы их – те, которыми израильтяне связали себя, избрав Давида царем над собой. (Радак) .

Буквально применимо к народам: Имеются в виду семь заповедей потомков Ноя (Шохер Тов)

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Матф.11:28-30)

В мессианском аспекте святоотеческий комментарий под узами разумеет Евангелие – легкое бремя ига Христова. Но многие отвергли. И живущий на небесах посмеялся им. Т.е. все надежды и ценности иудеев которые были обменяны на убийство Своего Помазанника.

47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. (Иоан.11:47,48)

Ждали Спасение, но отвергнув пришедшее спасение, получили погибель (ПВ)

Расторгнем узы Их. Здесь не достает слова «говоря», чтобы вышел такой смысл:

собрались на Господа и на Христа Его, говоря: расторгнем узы. Ибо не восхотели быть в священной мрежи (сети), о которой написано: подобно есть царствие небесное неводу (Мф. 13,47). (свт. Афанасий)

 

 

2.4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

д7 Живhй на нб7сёхъ посмэeтсz и5мъ, и3 гDь поругaетсz и5мъ.

4. ЙОШЕВ БАШАМАЙИМ ЙИСХАК, АДОНАЙ ЙИЛЪАГ-ЛАМО.

יוֹשֵׁב בַּשָּׁמַיִם יִשְׂחָק אֲדֹנָי יִלְעַג־לָמוֹ׃

 

Восседающий на небесах усмехается – Всевышний не мешал строителям Вавилонской башни, чтобы в конце посмеяться над ними за желание свергнуть Его царство. Иначе те могли бы сказать: «Если бы нам дали достроить (выполнить задуманное нами), мы бы устроили войну с Богом». Но когда в самом конце строительства Творец смешал их языки, Он продемонстрировал всю бессмысленность их затеи (Танхума).

Все что делают противники воли Божией, чтобы отменить Его замысел – пустое и бесполезное занятие. Образное выражение «посмеется им» показывает, что Бог попускает противникам попытаться исполнить свои планы. Но лишь для того чтобы они познали тщету своих замыслов. Мидраш Теилим сравнивает потуги и старания противников Машиаха с кузнечиками в банке. Они высоко прыгают, стрекочут, беспокоятся, киша на дне, но они ограничены стенками сосуда и все их прыжки суетны и тщетны. Так и каждый, кто стремится к достижению своих целей вопреки Слову Бога и Его Святой воли подобны этим кузнечикам в сосуде, за которыми наблюдает сверху человек и потешается над ними. Уместно привести народную пословицу: «Человек предполагает (сделать), но только Бог располагает (Без Его благословения не совершится задуманное), и «хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах» (ПВ)

Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19:21).

 

 

2.5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

є7 ТогдA возгlетъ къ ни6мъ гнёвомъ свои1мъ и3 ћростію своeю смzтeтъ |:

5. АЗ ЕДАБЭР ЭЛЕМО ВЕАПО, УВАХАРОНО ЕВАhАЛЕМО.

אָז יְדַבֵּר אֵלֵימוֹ בְאַפּוֹ וּבַחֲרוֹנוֹ יְבַהֲלֵמוֹ׃

 

 

Нравственный аспект: Приведет их в смятение яростью Своею – Всевышний зовет преступников, предлагая им раскаяться. Если вернутся к Нему, ждет их благо, а если нет, потеряют они свой удел в Мире Грядущем. Если люди ищут чистоты, то получают они помощь Свыше, и Всевышний дарует им чистоту и приближает к Себе, как сказано: Мир, мир далекому и близкому (Ис. 57:19). (Зоар).

Мессианский аспект:

Тогда возглаголет к ним гневом Своим. Что же означает - тогда? Не то ли самое время, когда сказали они: расторгнем узы Их? И что возглаголано к ним во гневе? Не сие ли? горе вам книжницы и фарисее (Мф. 23,13); и: отымется от вас царствие Божие (Мф. 21,43); и еще: и вам горе законником (Лк. 11,52); потому что покорило их римское воинство. (свт. Афанасий).

К первому Пришествию Страдающего Мессии. Посрамлен народ не принявший Христа.

41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. (Лук.19:41-44)

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! (Матф.23:35-39).

И аспект Мессии Славного – бен Давида – Судии. Ко Второму Пришествию.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: (Мф.25:41)

12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. (Мф.25:12,13)

 

Аскетический аспект: Слово Божие действующее в рожденном свыше человеке получившем Дух Святой приводит в смятение враждующих на него духов злобы. Дух Святой, обитающий в человеке, является в отношении невидимых врагов «яростью» - огнем опаляющим, так как невыносим для падших. (ПВ)

 

 

2.6 "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

ѕ7 ѓзъ же постaвленъ є4смь цRь t негw2 над8 сіHномъ, гор0ю с™0ю є3гw2,

6. ВААНИ НАСАХТИ МАЛЬКИ, АЛЬ-ЦИЙОН hАР-КОДШИ.

וַאֲנִי נָסַכְתִּי מַלְכִּי עַל־צִיּוֹן הַר־קָדְשִׁי׃

 

Над Ционом, горой Святыни Моей – Крепость Цион не была завоевана до того, как  ею овладел Давид. Поэтому Цион и Йерушалаим названы градом Давида. А после  того, как Давид овладел ею, плиштим (филистимляне) собрались с ним воевать. (Радак)

О Помазании также было истолковано во 2 стихе.

Три аспекта о Царе:

1. Буквально о Давиде: Это день помазания на царство, когда Б-г взял его Себе в сыновья. В тот день родился в нем (пророческий) Божий дух, как сказано: и пребыл  Святой Дух на Давиде, с того дня и далее (1Царств 16:13). (Радак).

2. В нравственно аскетическом аспекте применимо к рожденным свыше людям:

7 Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. (Дан.7:27)

9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; (1Пет.2:9)

3. О Машиахе Царе[3]:

36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.(Иоан.18:36,37)

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.

22 Пилат отвечал: что я написал, то написал. (Иоан.19:19-22) (ПВ)

Иисус – Сын Божий, и поэтому Он дорог Отцу. Христос является Его возлюбленным Сыном, в котором пребывает благоволение Бога. И на основании этого мы должны принять Его как Царя, ибо Отец любит Сына и  все дал в руку Его (Иоан.3:35; 5:20). (М. Генри)

А Я, Я возвел Моего царя – Иначе говоря: как смели они посягнуть на царство дома  Давидова, если Я на царство его возвел! НАСАХТИ означает: пожаловать высоким  саном.  (Радак)

Над горою – в этом мире, применимо к Давиду, как царю над Сионом. Мессиански – ко Христу над Церковью, и в мире грядущем в Царстве Отца. Как было истолковано о горе в псалме 23 и 14:

Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? (Пс.23:3)

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? (Пс.14:1)

 

2.7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

з7 возвэщazй повелёніе гDне. ГDь речE ко мнЁ: сн7ъ м0й є3си2 ты2, ѓзъ днeсь роди1хъ тS:

7. АСАПЕРА ЭЛЬ-ХОК, АДОНАЙ АМАР-ЭЛАЙ БЕНИ АТА, АНИ hАЙОМ ЕЛИДТИХА.

אֲסַפְּרָה אֶל חֹק יְהוָה אָמַר אֵלַי בְּנִי אַתָּה אֲנִי הַיּוֹם יְלִדְתִּיךָ׃

 

 

Я расскажу к уставу, или скажу определение правило. Почему «к уставу»? Он хочет сказать, что я сообщу сейчас нечто, что следует высечь, как устав, то есть, я сообщу слова, которые должны быть уставом, законом. (Дашевский)

 

Три аспекта:

1. Буквально о Давиде: Рождение - Давид стал сыном Божьим в день, когда был помазан на царство (Раши). В день, о котором сказано (1Царств 7,14): И дух Господа на Давиде с того дня (Радак).

Бог говорит Давиду: Ты - сын Мой, а Давид обращается к Богу: Ты - Отец мой (Пс. 87,27). Также сказано про царя Шломо: Я буду ему Отцом, а он будет Мне сыном (2 Царств 7,14). (Фуксон)

«Ты сын Мой» – всякий, кто выполняет заповедь Всевышнего, называется Его сыном, ибо так заставляет его поступить душа, дарованная Создателем (Радак).

2. В нравственно духовно-аскетическом аспекте:

1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его….

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"

16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. (Рим.8:14-17)

2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

(1Иоан.3:1,2)

10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. (1Иоан.3:10)

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. (1Иоан.4:7)

3. Мессианский аспект:

Священник Вишняков замечает, что во время Второго храма у евреев была убежденность, что Мессия грядущий Спаситель это Сын Божий. Поэтому и называли Иисуса заимствованными из этого псалма наименованиями «Христос, Сын Божий» или «Христос Сын Божий Царь Израилев».

О рождении и Сыновстве Отцу Того, Кто имел славу прежде бытия мира, как и написано:

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. (Иоан.17:5)

5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;

6 как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. (Евр.5:5,6)

В мессианском аспекте можно, как заметил Макдоналд, усмотреть четыре варианта понимания рождения Сына:

Это Божие определение о Рождении Сына Божьего можно понимать по меньшей мере в четырех разных смыслах:

 

1)В том прямом смысле, что Христос есть предвечный Сын Божий – предвечное Рождение Слова от Отца.

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:18)

22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;

23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.

25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,

26 когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

27 Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,

28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,

29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:

30 тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,

31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими. (Прит.8:22-31)

 

2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. (Мих.5:2)

2)В книге Деяний этот стих приводится в связи с воплощением Христа в этом мире ОЛАМ hА-ЗЕ. Здесь также уместен тот же стих из пророка Михея 5:2. А также о воплощение в человеческое естество Слова Божьего – Божьей Премудрости:

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоан.1:14)

14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Иммануил (с нами Бог). (Ис.7:14)

3)Христос рожден при Воскресении – первенец из мертвых (Кол. 1:18). Прославление в воскресении из мертвых. Преображенное человеческое естество Мессии. Помазанник Божий, родился – открыл Свое Сыновство через воскресение.

4 Иисус Христос… открылся Сыном Божьим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых (Рим. 1:4).

32 … Обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,

33 как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.

34 А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, [о сем] сказал так: Я дам вам милости, [обещанные] Давиду, верно.

35 Посему и в другом [месте] говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.

36 Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление;

37 а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. (Деян.13:32-37)

 

4)Также слово hА-ЙОМ = день, период времени = ныне, относится к грядущему дню ОЛАМ hА-БА, когда Христос взойдет на престол как Царь. Царство Нового Мира на новой земле под новым небом. (Макдоналд)

 

Помазанник смотрит на дерзкие лица мятежных князей и говорит: «Если вы до сих пор не поняли, как глупо вести войну со Мной, Я возвещу определение». Господь провозглашает установление Царства — именно против этого народы бунтуют. (Сперджен)

 

 

2.8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

и7 проси2 t менє2, и3 дaмъ ти2 kзhки достоsніе твоE, и3 њдержaніе твоE концы2 земли2:

8. ШЕАЛЬ МИМЭНИ BEЭТЕНА ГОЙИМ НАХАЛАТЭХА, ВААХУЗАТЕХА АФСЕ-АРЕЦ.

שְׁאַל מִמֶּנִּי וְאֶתְּנָה גוֹיִם נַחֲלָתֶךָ וַאֲחֻזָּתְךָ אַפְסֵי־אָרֶץ׃

 

 

В аспекте духовно-нравственном через апостолов и через проповедь Евангелия покоряются народы Христу, здесь в этом мире.

4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,

5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы…., (Рим.1:4,5)

Проси у меня - Сам Христос просил за верующих в Него:

9 Я о них молю:… о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои….

20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,

21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.

22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.

(Иоан.17:20-24)

Через Мессию мы причастны к Царству и Помазанию по Его просьбе. (ПВ)

Еще есть мессианский аспект, который можно усмотреть через иудейское предание:

Учили мудрецы в Барайте: когда явится Машиах бен Давид, скажет ему Святой, благословен Он: Сын мой! Чего хочешь, проси у меня – и исполню! И об этом сказано: Поведаю о законе; Господь сказал мне: ты сын Мой, проси у Меня – и дам народы во владение твое, и всю землю до края – в наследие твое (Пс.2:7-8). Тот же увидев, что Машиах бен Йосеф убит, возгласит пред Ним: О Владыка мира! Не прошу я у Тебя ничего, кроме жизни моей! Ответит ему Святой, благословен Он: Еще прежде, нежели изрек ты это, пророчествовал о тебе Давид, прародитель твой: Жизнь просил у Тебя – и дал Ты ему (Пс. 20:5) (Бавли Сукка 52а).

Здесь мы встречаем учение о двух Помазанниках, бен Йосифе и Бен Давиде. И в христианском контексте эта барайта из Бавли показывает, что Христос предвидел свою казнь и смерть на Кресте, и знал, для чего Он пришел в этот мир. Христос знал Свою Миссию Искупления и Жертвы ради исцеления народов. Но Его человеческое естество трепетало и скорбело, когда пришел час испить эту Чашу. И Христос просил Жизни у Отца, с громким воплем. Вот как описывает эту просьбу ап. Павел в своем письме к собратьям иудеям:

7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за благоговение; (Евр.5:7) И как справедливо замечает Бавли о пророчестве Давида, которое можно отнести к Мессии, Отец делает Христа Первенцем, рожденным для жизни в воскресшем теле.  Жизнь просил у Тебя – и дал Ты ему (Пс. 20:5) (ПВ).

По Мессианскому аспекту применимо к будущему веку мессия Славный в величии как Судья, которому предано все от Отца[4], примет честь и покорность от представших перед Ним.

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы … (Мф.25:31,32)

 

 

2.9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника.

f7 ўпасeши | жезл0мъ желёзнымъ, ћкw сосyды скудє1льничи сокруши1ши |.

9. ТЕРОЭМ БЕШЕВЕТ БАРЗЭЛЬ, КИХЛИ ЙОЦЭР ТЕНАПЕЦЭМ.

תְּרֹעֵם בְּשֵׁבֶט בַּרְזֶל כִּכְלִי יוֹצֵר תְּנַפְּצֵם׃

 

 

Как сосуд глиняный, их разбей. В отличие от сделанного из других материалов, сделанное из глины нельзя восстановить. (Ковсан)

Как если металл и стекло возможно переплавить, глиняный сосуд становится совершенно негодным. И какой сосуд разбивают. Тот, который не держит жидкость – порченный. И чтобы кто не налил в него драгоценное миро и не потерпел убытка разбивают негодный сосуд. Так и с сосудами Духа Святого[5]. Кто не удержал дарованного сокровища в себе, будучи негодным сосудом, будет сокрушен, т.е. лишен повторного наполнения. (ПВ)

Мессианский аспект:

Упасеши я жезлом железным, то есть, крестом; ибо в нем, хотя вещество древа, но крепость железа. Некоторые же под жезлом разумеют римское владычество. (свт. Афанасий)

Посох – Крест[6]. Им сокрушена смерть ад и грех. (Святоотеческое Толк.)

Здесь два слова, которые относятся к оружию Мессии. Палка – посох[7] и железо[8]. Посохом железным. На Мессию восстали те, кого возбудил сатана желающий погубить Сына Божьего. Но сила врага рода человеческого была сокрушена Жезлом – Деревом Креста и железом – гвозди и копье. По апостолу Иоанну Христос для этого и пришел в мир:

Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. (1Иоан.3:8)

Как?

14 бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;

15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. (Кол.2:14,15)

Но окончательное победа над злом будет на Суде Машиаха в новом мире на новой земле. (ПВ)

 

2.10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

‹ И# нн7э, цaріе, разумёйте, накажи1тесz вси2 судsщіи земли2.

10. BEATА МЕЛАХИМ hАСКИЛУ, hИВАСеРУ ШОФЕТЕ АРЕЦ.

וְעַתָּה מְלָכִים הַשְׂכִּילוּ הִוָּסְרוּ שֹׁפְטֵי אָרֶץ׃

 

 

Внемлите - в оригинале: הִוָּסְרוּ, hИВАСеРУ = умудритесь (со значением: станьте благопристойны, в современном иврите от этого корня слово מוסר, МУСАР = этика). Ср.: «Словами не умудрить (не исправить) раба…» (Мишлей 29:19). (Ковсан)

Порицанье примите, судьи (вожди) земли - Если до сих пор по недомыслию вы  держались  дурного замысла, то образумьтесь, примите порицание и не будьте заносчивы. (Радак)

 

2.11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.

а7i Раб0тайте гDеви со стрaхомъ, и3 рaдуйтесz є3мY со трeпетомъ.

11. ИВДУ ЭТ-АДОНАЙ БЕЙИРЪА, ВЕГИЛУ БИРЪАДА.

עִבְדוּ אֶת־יְהוָה בְּיִרְאָה וְגִילוּ בִּרְעָדָה׃

 

 

В трех аспектах:

1. Буквальный аспект: Обращение Давида к врагам.

Служите Господу - Желайте того, к чему Он благоволит и призывает, и служите  Ему.

В страхе - Страшитесь Его, зная, что сила и мощь у Него, а не у вас, пришедших  с многочисленным войском.

И ликуйте - Не досадуйте из-за моего царства, но, напротив, радуйтесь и ликуйте, ибо на то воля Божья. (Радак)

2. Мессианский. Обращение Мессии к врагам. Или же эти слова относятся к Словам Всевышнего как заповедь.

(Перевод р. И. Зильбера). Служите Богу в страхе, и будете радоваться, когда [злодеи] будут дрожать.

Служите Б-гу в страхе, т.е. в трепете, в Богобоязненности, и вам нечего будет бояться, когда в мир придет наказание. (Зильбер)

Раши понимает фразу как «Будете радоваться в (дни) трепета». Т.е. в день Суда Всевышнего у праведников не будет причин страшится. (р. М. Левинов).

3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.

4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости. (Пс.67:3,4)

3. Духовно-нравственный. Обращение Слова Божьего к нам.

Если у человека есть только радость или только трепет, то это нехороший признак прежде всего потому, что этот человек не находится на пути настоящего приближения ко Всевышнему. (р. Дашевский)

Во всякое время, даже когда веселитесь, помните о страхе перед Богом (Ибн Эзра).

Служите Господу в страхе – как жена, любящая своего мужа, боится поступить против его воли, чтобы не потерять его любви (Орхот Цадиким).

Радуйтесь, что служите Богу в страхе и трепете. (Ялкут Элиэзер).

Служите в страхе и радуйтесь в трепете, это значит – радуйтесь трепету как близости к Богу. (Зильбер)

Радуйтесь трепеща – даже в час беды, следует радоваться, потому что и беда ниспосылается для будущего блага (Яарот Дваш).

И еще учим мы, что даже в дрожи и трепете может человек узреть радость. Ниспосланные ради очищения страдания обернутся ему радостью обновленного сердца, если из стеснения своего уже сумел воззвать Господа. Тогда будет ему радость утешением и наградой, а святые умели и в самом трепете радость ощутить. (А.Эскин)

Тора не требует от нас постоянного состояния печали, депрессии, грусти, это – не хорошие состояния. Мы должны учить Тору и служить Творцу в радости. Но есть радость, а есть – ЛЕЙЦАНУТ. Радость – не причина пренебрежения истинными ценностями, в отличие от лейцанута. Если человек ищет Тору, то нужно искать там, где нет места лейцануту. Радость – это причина получения Торы. Но принимать слова Торы нужно со страхом перед Творцом. Легкомыслие противоположно трепету! Именно это легкомыслие и мешает получению человеком Торы, ведь ее нужно учить так, как будто мы получаем ее заново (в страхе и трепете!). (р. И. Полищук)

Таргум же переводит иначе: Вместо слова «служите», использует слово «молитесь».

Молитесь трепеща – Не начинают молиться – молитву «Восемнадцать благословений», не сосредоточившись – проникшись смирением и богобоязненностью, исполняя сказанное (Пс 2,11): Служите Господу в трепете. Барайта разъясняет: Не начинай молиться – ни в унынии, ни в лени, ни в смехе, ни посреди беседы, ни в беспечности, ни от праздной болтовни — но только в радости от исполнения заповеди. Например, – поясняет Раши, — сразу после упоминания освобождения из Египта, или после прочтения Хвалебной песни Давида (Пс.145), восхваляющей Всевышнего и утешающей душу (Брахот 31а). Праведники прежних времен выжидали целый час – чтобы освободить свой ум от будничных мыслей и чтоб устремить свое сердце к Всевышнему – чтоб сосредоточить свои мысли и чувства на Том, к Кому обращаются с молитвой, чтоб внушить себе благоговение и страх перед величием Всевышнего. И [лишь потом] молились – вкладывая в молитву все сердце, всю душу. (р. П. Кегати объяснение Мишны)

 

 

2.12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

в7i Пріими1те наказaніе, да не когдA прогнёваетсz гDь, и3 поги1бнете t пути2 првdнагw, є3гдA возгори1тсz вск0рэ ћрость є3гw2: бlжeни вси2 надёющіисz нaнь.

12. НАШеКУ-ВАР ПЕН-ЕЭНАФ ВЕТОВЕДУ ДЭРЕХ, КИ-ЙИВЪАР КИМЪАТ АПО, АШРЭ КОЛЬ-XОСE ВО.

נַשְּׁקוּ־בַר פֶּן־יֶאֱנַף וְתֹאבְדוּ דֶרֶךְ כִּי־יִבְעַר כִּמְעַט אַפּוֹ אַשְׁרֵי כָּל־חוֹסֵי בוֹ׃

 

В славянском переводе разночтение по синодальному и масоретскому текстам.

Приимите наказание, то есть, учение евангельское. Так толкует свт. Афанасий Великий.

נָשַׁק‎
A(qal): 1. целовать, лобзать;
2. вооружаться; (1Пар. 12.2)
3. руководиться.
B(ni): целоваться.
C(pi): целовать.
E(hi): дотрагиваться, соприкасаться. (Изек. 13.3)

בר

Слово БАР - всего две буквы, может иметь одно из трех значений.

1.Чистота. Если это понятие абстрактное, то нужно было бы говорить бор, а не бар, такой переход возможен.

2. Сын.

3. Зерно. Урожай

Набирайтесь чистоты, чтобы не рассердился [Он]… (И. Зильбер)

Будьте чисты, дабы не разгневался Он… (Ковсан)

Вооружитесь чистотой – вооружитесь чистотой сердца для того, чтобы предстать перед Всевышним (р. Ишайя из Трани)

Будьте чисты – в оригинале: נַשְּׁקוּ־בַר = НАШКУ БАР. Адекватный перевод невозможен ввиду отсутствия адекватного прочтения[9]. Наиболее распространенное понимание слова נַשְּׁקוּ – «целуйте», слова בַר – «чистота», т.е. исходя из этого общий смысл: «прилепляйтесь к Господу в чистоте». Переводчика ограничился нейтральным, не противоречащим общему смыслу переводом будьте чисты. (Ковсан)

Или прилепляйтесь чистоте (будьте причастником Чистому).

с чистым – чисто = ИМ НАВАР ТИТБАРАР = עם־נבר תתברר (Пс. 17.27)

Поставляйте урожай – перевод по Ибн-Эзре: Это обращение к подчиненным племенам, чтобы те не бунтовали и платили дань.

Запасайте припасы – запасайтесь знаниями Торы, пока не наступило время Высшего суда (Шохер Тов).

БАР - בר – это, действительно «сын», но почему посреди чисто ивритской речи он заговорил по-арамейски - это проблема. Временами мы говорили по-арамейски, и наш праотец Авраам говорил по-арамейски, но если это сын, то имеется в виду тот самый помазанный царь, к которому нужно приблизиться, и его поддерживать и слушаться. (Дашевский)

Сколько мне приходилось говорить с иудеями по этому слову в смысловом значении Сын, как правило иудейское возражение, такое же как и у р. Зеева Дашевского. «Почему посреди текста на иврите стоит арамейское слово? – этого не может быть». Но действительно ли не может быть? Самуэль А. Ким высказал наблюдение, что арамейское слово сын = БАР בר, еще встречается в Танахе (в книге Притч) как сын, а не как чистота. Три раза в одном стихе. Что, БАР = сын мой? что, БАР = сын чрева моего? что, БАР = сын обетов моих?

(Прит.31:2). Да и еврейский комментатор Радак не видит проблемы в том, что арамейское слово употреблено в еврейском тексте[10]. (ПВ)

Целуйте сына (или: чистого) - НАШКУ подобно и целовал он всех братьев  своих  (Быт. 45:15). 

БАР – то же, что БЕН (сын), или же в смысле для чистых сердцем (Пс. 72:1).  В первом случае понимать нужно так: целуйте этого сына, т.е. того, кого Бог назвал сыном. Так обычно слуга целует руку своего господина. Если же толковать БАР  как чистый, то значение таково: что вы имеете против меня, ведь я сердцем  чист, и за мной нет вины, чтобы вам идти войной на меня. Напротив, вы должны  меня целовать, признавая, что я царь по велению Божьему.

Чтоб не прогневался Он - Если не поспешите возвратиться с ваших дурных путей,  Бог разгневается на вас.

Счастливы все, в Нем укрытие (обретающие) – Ведь я на Него полагался и был Им  спасен, тогда как вас ждет гибель. Но если вы тоже на Него полагаться будете,  вас также признают счастливыми. (Радак)

НАШКУ (נשקו) значит не возжелайте, а целуйте или соединяйтесь с ним в одно целое. Делайтесь причастны Сыну. Или делайтесь причастны чистому. И то, и то верно. Эти значения находятся в диалоге, предицируют друг о друге. Причащаться Сыну – это и есть причащаться чистоте, дабы не быть наказанным. (О. Меерсон)

Также, целуйте возможно понимать как, приветствуйте. Т.е. объятья, или слова благословения (приветствия) перед расставанием или во время встречи, в Танахе определены словом целование. Например, Самуэль Ким приводит ремез из книги Бытия И встал Лаван рано утром и поцеловал (НАШКУ) внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место. (Быт. 31:55).

Здесь поцеловал, то же самое слово, что и во втором псалме перед словом БАР.

11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются = НАШКУ;

12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес[11]; (Пс.84:11,12)

Мидраш Теилим делает ремез на этот стих 84 псалма, чтобы показать смысл слова НАШКУ. Т.е. Встретятся праведность (ЦАДИК = человек - праведник) и мир (ШАЛОМ = Мир, Свышний мир)  и соединятся – будут едины. И мы, если будем причастны Праведнику – Сыну Божьему, (причастны Сыну – БАР НАШКУ), то будем иметь мир в себе который дает Сын нам по Своему обетованию.

27 Мир (ШАЛОМ) оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. (Ин.14:27).

Этот мир (ШАЛОМ) подается Духом Святым, который подается верующим через Сына Божьего. Как перед обетованием о мире и написано стихом выше:

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. (Иоан.14:16,20)

Когда получит верующий во Имя Его обетование Духа Святого, тогда узнает Единство Отца и Сына, которому мы становимся причастны через Цадика дающего Мир душам нашим, того блаженного Мужа, через которого и мы становимся причастны блаженству и становимся АШРЕЙ = блаженными. (ПВ)

Также и в другом аспекте возможно понимание. Эти строки пишутся мной в день Сретения Господня 15 февраля. В этот день вспоминается событие – встреча Младенца в храме старцем Симеоном, которому было обещана жизнь до тех пор, пока он не увидит Спасителя Израиля – Машиаха, рожденного Девой. И драш который ложится на 11 стих 84 псалма и на слова 2 псалма НАШКУ БАР, как раз показывает праведника Симеона (ЦАДИК), который приняв на свои руки Свышний Мир[12] – (ШАЛОМ - через которого придет благоволение[13] на землю) благословил его и облобызал (НАШКУ = приветствуя и прощаясь) прощаясь с этой жизнью[14], в надеже на Жизнь Будущего века, которая наступит через Младенца, Который и есть ЭМЕТ = Истина и ШАЛОМ = Мир. (ПВ)

И еще замечательно в этом стихе то, что он и своей концовкой указывает на Мессию. Если понимать шесть последних стихов как речь Всевышнего обращенную к Сыну и к людям, то последняя часть последнего стиха это указание на блаженство через упование на Помазанника – Сына Божьего который воцаряется над вверенными Ему народами. Всевышний говорит: Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. (Пс.2:12). Уповающие на НЕГО, это указание Самого Всевышнего на то, что Он отдал всю власть в руки своего Помазанника. Как и написано:

И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; (Лк.10:22).

В конце каждого богослужения, перед отпустом, Церковь возглашает: Слава Тебе Христе Боже, упование наше слава Тебе. Этим исповедуется, что Христос есть Сын Божий – Воплощенное Слово Божие – Которое и есть Бог. И, что наше упование, на прославленного Отцом Сына, есть выполнение заповеди блаженства, которая нас в это блаженство и вводит. Как и написано: Блаженны все, уповающие на Него. (ПВ)

НАШКУ, также возможен перевод как, руководитесь. Но в этом стихе смысловое значение НАШКУ как «руководствуйтесь сыном-чистотой» из всех значений грамматически самое натянутое. Но ведь таинственный смысл не всегда зависит от грамматически точного написания. (ПВ)

Духовно нравственный аспект: Поцелуйте Сына, но не поцелуем предателя, как это сделал Иуда и все лицемеры, которые притворяются, что чтят Его, а на самом деле публично наносят Ему оскорбление, а поцелуем  верующего. Поцелуем согласия и примирения. (М. Генри)

Мессианский: …чтобы вам не погибнуть в пути… Христос – это путь; остерегайтесь, чтобы не оказаться отрезанными от Него, как от пути к Богу. Это подразумевает, что они были, или, по крайней мере, думали, что находятся на этом пути; но, пренебрегши Христом, отошли от него, что усугубило их разрушение; и сейчас, отступив от дороги, ведущей к небесам  и  находясь недалеко от царства Божьего, но так и не достигнув его, они лишаются обетования Божьего. (М.Генри)

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин.14:6)

Спаситель уточнил, что есть начало Спасительного пути. Что именно этими воротами нужно войти, чтобы выйти на дорогу Правды и приблизится к Спасению.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. (Иоан.10:9)

Именно Он - этот путь. Он Сам, есть врата на пути и Сам есть путь Спасения. (ПВ)

Есть и еще один момент, сближающий первую и вторую главы. Первый стих первой главы начинается словом «АШРЕЙ» («счастлив»), а во второй главе словом «АШРЕЙ» начинается последний стих. Талмуд говорит: чем начал, тем и кончил — это признак любимых псалмов Давида. При этом Талмуд считает, что слово «ашрей», обрамляющее первую и вторую главы, позволяет рассматривать их как единую главу и что восемнадцать стихов этих двух глав представляют собой одно целое, как восемнадцать благословений молитвы «Амида». (И. Зильбер)

 

И как первый псалом показывает нам АШРЕЙ = Блаженного  Мужа Блаженного – Мессию Праведника, так и конец второго псалма показывает нам, что Причастники Сыну идущие путем Его и уповающие на Него АШРЕЙ = блаженны, так как причастны БЛАЖЕНСТВУ Его. (ПВ)

 

[1] которые занимали высшие посты в иерархии и были вырезаны в осажденном Иерусалиме Зилотами как предатели народа услуживавшие римлянам

[2] Хотя можно сказать восстание началось еще раньше, с рождения Иисуса, когда Ирод Великий устроил на Него охоту послав воинов избить всех младенцев в пределах Вифлиема.

[3] Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей... (Откр.17:12-14)

[4] Все предано Мне Отцем Моим… (Мф.11:27)

[5] 7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам. (2Кор.4:7)

[6] О Кресте Мессии как Жезле Божьем объяснено нами в Пс 9:28, на примере Моисее молящегося при войне с Амалеком на горе.

[7]שֵׁבֶט‎;.ШЕВЕТ = палка, трость, жезл, скипетр, копьё, розга.

[8] בַּרְזֶל‎ БАРЗЭЛЬ = железо.

[9] Слово בר  это омограф. То есть оба значения возможны, и на напряжении между ними и держится смысл. (О. Меерсон)

[10] В славянском переводе Евангелия, тоже встречается этот арамизм слово БАР. И# tвэщaвъ ї}съ речE є3мY: бlжeнъ є3си2, сjмwне, вaръ їHна... (Мф.16:17)

[11] Этот стих как таинственное пророчество о воплощении Слова Всевышнего в человеческое естество – землю - АДАМА.

[12] Христос наш МИР – ШАЛОМ. Он примирил нас с Отцом. …Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение. (Рим.5:8-11)

[13]И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир (ШАЛОМ), в человеках благоволение (ХЕСЕД)! (Лук.2:12-14)

[14]  Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный (ЦАДИК) и благочестивый (ХАСИД), чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром (ШАЛОМ), ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лук.2:28-32)


Назад к списку