От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 6 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

6 Псалом Давида - объяснение (Видео)

Мр3 версия урока

Конспект в формате пдф

Псалом 6

МИЗМОР ВАВ

 

Согласно мидрашу, история с Вирсавией произошла, когда Давиду было 45 лет. Вскоре после смерти первенца Вирсавии, говорит этот мидраш, Давид тяжело заболел. Болезнь эта длилась 13 лет[1], в течение которых он был практически прикован к постели, так что многие были уверены, что за грех с Вирсавией и убийство Урии Всевышний все же приговорил его к смерти. Как считается, в дни этой болезни Давид и написал 6-й псалом, который рекомендуется читать страдающим тяжелым заболеванием как личную молитву об исцелении.

Всевышний, спустя 13 лет откликнулся на мольбу Давида, послал ему полное выздоровление и дал соединиться с Вирсавией, чтобы на свет мог появиться Соломон. (Люкимсон)

Этот псалом, молитва кающагося грешника о смягчении испытываемаго им на себе гнева и наказания Божия.

В Христианской Церкви 6 Псалом с древних времен признается псалмом покаянным и по содержанию своему действительно представляет молитву к Богу  о помиловании, произнесенную среди тяжких телесных и душевных страданий псалмопевца. (Вишняков)

 

Этот псалом известен как первый покаянный псалом из семи псалмов покаяния. Пс. 6; 31; 37; 50; 101; 129; 142. И, конечно же, его слова вполне соответствует духу кающегося человека, ибо выражает одновременно печаль (ст. 4, 7, 9), смирение (ст. 3, 5) и ненависть к греху (ст. 9), что является вернейшим признаком сокрушенного сердца, обращающегося к Богу. (Сперджен)

 

Этот псалом, он один из тех, который почти каждый знает наизусть. Он дважды читается в будние дни, которые не имеют праздничного характера, и является центральной частью моления, называемого НЕФИЛАТ АПАИМ = падение лицом. (З. Дашевский)

 

По традиции, этот псалом читают припав лицом к правой руке — в утренней молитве; Вот почему эта молитва носит название Нефилат Апаим = Припадание лицом, — выразительный жест, характерный для напряженной и искренней молитвы.

В Нефилат апаим читают 25-ю главу из книги Теилим с небольшими добавлениями - сидя, спрятав лицо как бы из-за страха пред Шхиной, находящейся перед нами. Во время Нефилат апаим садятся, склонив лицо на руку, только в помещении, где есть свиток Торы. Т.е. свиток Торы = Священное Писание образ присутствия Судии и Бога.

Чтение Шма с закрытыми рукой глазами, а также припадание к руке. Каков символ? Пятерня имеет вид трех букв иврита ШИН-ДАЛЕТ-ЙЮД – Имя Бога - ШАДДАЙ = Всемогущий. Мы припадаем к Богу.

(При исключительных обстоятельствах там разрешается читать 25-ю главу Теилим стоя.) Однако если в помещении свитка Торы нет, весь «ТАХАНУН = моление» читают стоя.

Иудейский комментатор Торы рабби Бахья объясняет, что это «припадание лицом» имеет тройное значение:

1) Оно выражает благоговение и почтение в присутствии Шхины;

2) Оно выражает также сожаление и раскаяние;

3) Оно символизирует полную покорность Б-гу вплоть до полного самоуничижения и самопожертвования, как если бы все ощущения и чувства прекратили свое существование.

Главная часть "Тахануна" - исповедь в грехах и НЕФИЛАТ АПАИМ = припадание лицом. Во время чтения исповеди принято слегка ударять себя в грудь кулаком правой руки при каждом слове.

В Новом Завете в притче о мытаре и фарисее отображена эта традиция НЕФИЛОТ АПАИМ.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк.18:13)

Этот псалом читают, когда испытывают чувство раскаяния, а так же перед молитвой о жизненно важном деле. Царь Давид составил его, когда был тяжело болен, и враги обступили его со всех сторон. Одновременно тут рассказывается о народе Израиля в изгнании, судьба которого похожа на судьбу автора Псалмов (Радак).

 

Давид видит в своей болезни посланное ему Богом наказание за какой-то грех. И такой диагноз иногда верен: некоторые недуги действительно порождены неисповеданным грехом в жизни человека (1Кор. 11:30).

30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.

31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. (1Кор.11:30-32)

 

Но это, безусловно, не всегда так. Иногда Бог допускает болезнь, чтобы она стала контрастным фоном для проявления Его могущества и славы (Ин. 9:3; 11:4)

2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. (Иоан.9:2,3)

или почвой для произрастания духовных плодов (Рим. 5:3),

3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,

4 от терпения опытность, от опытности надежда,

5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Рим.5:3-5)

или чтобы предотвратить грех (2 Кор. 12:7),

7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. (2Кор.12:7)

а также в качестве естественного следствия изнурительных трудов (Флп. 2:30) или старения (Еккл. 12:3-6).

Когда бы ни поразил нас недуг, что мы должны сделать?

  1. удостовериться, что за нами нет неисповеданного греха.
  2. попросить Господа осуществить Свой замысел, включающий в себя нашу болезнь, и впоследствии исцелить нас.
  3. обратиться к врачам и лечиться лекарствами, но при этом помнить, что мы должны верить в Бога, а не в средства, которые Он применяет (2 Пар. 16:12).

Всякое исцеление – от Господа, как чудесное, так и самое обычное. Если в каком-то конкретном случае Бог не избрал для человека исцеление, то Он даст благодать страдающему или умирающему. Обычно время для дарования благодати умирающему приходит не раньше, чем это необходимо в жизни данного человека. (Макдоналд).

И конечно же, в этом псалме есть некий мессианский намек, как и в любом псалме книги Теилим. Здесь болезнь за грех Давида, через аллегорию показывает нам страдания Искупителя, о Котором написано у пророка Исайи:

4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились. (Ис.53:4,5)

Давид страдал за свой грех – Машиах за грех народа.

Этот псалом под номером шесть. В иврите он надписывается буквой ВАВ = ו, котрая имеет числовое значение 6.

Переводится же слово ВАВ = гвоздь. Наверное понятна причина физического мучения Мессии за грех мира когда он был прибит четырьмя гвоздями к древу креста. ВАВ = 6. Бавли Йома говорит о 6 месяцах болезни Давида. В шестой день и распят был Христос четырьмя гвоздями. Когда мы пишем название этой буквы полностью тремя буквами — ВАВ — числовое значение букв составляет 13. Может быть 13 лет болезни Давида, имеет аллюзию с этой гииматрией.

Когда-то Давид сам провозгласил тяжесть наказания за «грех богача» отобравшего овцу бедняка. Достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. (2Цар.12:6)

Четырех-кратным горем в своей семье был наказан Давид. Все четыря горя коснулись через его детей. 1. Новорожденный от Вирсавии умер. 2. Фамарь изнасилована Амноном первенцем. 3 Амнон убит Авессаломом. 4 Авессалом восстал на отца и погиб.

Сын Божий принимает наказание, которое предназначалось нам. Христос по плоти, есть Сын Человеческий. Он прибит четырьмя гвоздями на крестном жертвеннике при казне от язычников. Страдание по плоти нашего ради прощения. Гвоздь = ВАВ, как грех, который причиняет болезнь Искупителю. Через Его страдание, нам даровано прощение. (ПВ)

 

 

6.1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.

а7 Въ конeцъ, въ пёснехъ њ nсмёмъ, pал0мъ дв7ду, ѕ7.

1. ЛАМНАЦЭЯХ БИНГИНОТ АЛЬ-hАШЕМИНИТ, МИЗМОР ЛЕДАВИД.

לַמְנַצֵּחַ בִּנְגִינוֹת עַל־הַשְּׁמִינִית, מִזְמוֹר לְדָוִד׃

 

Шеминит - восьмиструнный инструмент (Раши).

Сопровождение псалма на шеминит напоминает о приходе Машиаха, потому что для Храма предназначен семиструнный инструмент.., для дней Машиаха - восьмиструнный.., для Мира Грядущего - десятиструнный (ВТ. Арахин 13б).

Число семь символизирует связь Всевышнего с сотворенным Им миром. Она лучше всего проявляется в седьмом дне недели – Субботе. А вот число восемь символизирует обновление. Именно обновлению посвящена эта молитва. В нем говорится, что после любого падения можно встать и начать жизнь сначала. Только покинув этот мир, невозможно исправить содеянное. (Левинов)

Псалом Давида, то вначале Давид составлял псалом, а потом на него снисходило пророчество. Что и видим на примере псалма. Личные просьбы и стенания, а конец псалма – пророчество.

Христианский комментарий относит слово «о осьмем» к миру грядущему – к восьмому дню. А слово «в конец» к концу этого мира, или же к концу человеческой жизни. И если рассмотреть этот псалом, то возможно увидеть пророчества о грядущем. Т.е. – о суде и наказании в мире будущем. (ПВ)

 

6.2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.

в7 ГDи, да не ћростію твоeю њбличи1ши менE, нижE гнёвомъ твои1мъ накaжеши менE.

2. АДОНАЙ АЛЬ-БЕАПЕХА ТОХИХЭНИ, ВЕАЛЬ-БАХАМАТЕХА ТЕЯСЕРЭНИ.

יְהוָה אַל־בְּאַפְּךָ תוֹכִיחֵנִי וְאַל־בַּחֲמָתְךָ תְיַסְּרֵנִי׃

 

«Зерно очищается ветром, а душа — наказанием». Было бы безумием молиться о том, чтобы Бог удержал руку, наносящую столь целительные раны. Давид не просит, чтобы Бог удержал Свой жезл, ибо не хочет лишиться скрытого благословения. (Сперджен).

Слишком туго натянутый лук ломается, и чрезмерное изобилие влаги сгноит посеянное. Давид просит не увеличивать страдания его, чтобы послужили они пользой для него, а не погибелью. (ПВ)

Всяк верующий знает из опыта своего, что редко очищение приходит без страданий, и нет искупления без принятия кары. Мудрецы поведали нам, как страданием путь проложен к Свету Торы, к Земле Израиля и к Грядущему Миру. И «наказывает Г-сподь кого любит и благоволит, как отец к сыну своему» (Притчи 3:12). (Эскин).

Если Ты будешь обличать меня из-за грехов моих – не в гневе Твоем обличай меня, но так, чтобы я мог выдержать (Раши).

Сказал р. Элазар: Вот притча раскрывающая содержание этого стиха. Один царь разгневался на сына своего. Обнажил меч и дал зарок обрушить его на голову сына. Но когда царь одумался и осознал, что по смерти сына некому будет наследовать его царство, то уже невозможно было отменить зарок. Как он поступил? Вложил мечь в ножны и шлепнул ими сына по голове. Получилось – что и сын остался в живых, и зарок не нарушил. (Ялкут Шимони).

Авигдор Эскин приводит другую притчу: Есть притча про царя, разгневовавшегося на сына своего за прегрешения, и объявившего, что побьет его крупным камнем. Как смягчилось сердце его, решил не карать так сурово, но приговора отменить не мог. Тогда разбил камень на множество. Осколками малыми забросан был сын, но смертельного вреда не причинили они ему.

Не во гневе – посылай мне заслуженное мной наказание, но не сразу, а постепенно, чтобы я смог его вынести (Радак).   

Мидраш Теилим (6,3) связывает стих с двумя следующими стихами Писания: Сказала община Израиля Всевышнему: Владыка мира! Хотя сказано - кого любит Господь, того обличает (Притчи 3,12), но «не в гневе Твоем обличай меня». И хотя сказано - счастлив человек, которого Ты, Господи, поучаешь (Пс. 94,12), но «не в ярости Твоей поучай меня».

Считается, что человек должен воспринимать страдания с любовью, и тогда единственное, о чем здесь просит Давид чтобы упрек или удар были даны ему не в состоянии гнева Всевышнего. Чем гнев отличается от ярости, обсуждается во многих комментариях. Мальбим - непревзойденный мастер по объяснению тонких различий в синонимах, говорит, что гнев проявляется внешним образом и не обязательно соответствует внутреннему состоянию. Педагогу в случае, если его воспитанник провинился, и заслуживает упрека, очень рекомендуют мудрецы показать, как он сильно сердится на своего воспитанника, но только при одном условии, что он уже перестал сердиться. То есть, сам по себе гнев является внешним проявлением реакции на поведение ученика, тогда как ярость (яростный гнев), наоборот, как объясняет Мальбим, это состояние внутреннего кипения, при этом, ярость может быть внутри и не обязательно проявляться внешне. Так вот, Давид здесь просит, чтобы Всевышний, если требуется наказывать, сделал это не в состоянии гнева и не в состоянии ярости (З. Дашевский)

Гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:20)

Если сравнить с книгой Иеремии, то мы видим, что Иеремия говорит: Наказывай меня, но только «бе-мишпат», то есть в меру, не выходя из берегов. Мидраш говорит: Хороши страдания, страдания надо любить, но нет сил выдержать гнев и ярость. (Дашевский)

 

6.3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;

г7 Поми1луй мS, гDи, ћкw нeмощенъ є4смь: и3зцэли1 мz, гDи, ћкw смzт0шасz кHсти мо‰,

3. ХОНЭНИ АДОНАЙ КИ УМЛАЛЬ АНИ, РЕФАЭНИ АДОНАЙ КИ НИВhАЛУ АЦАМАЙ.

חָנֵּנִי יְהוָה כִּי אֻמְלַל אָנִי רְפָאֵנִי יְהוָה כִּי נִבְהֲלוּ עֲצָמָי׃

 

Слово ХАНЭНИ = помилуй меня, происходит либо от слова ХЕН = миловидный, вызывающий милость. Либо оно обозначает просьбу от слова ХИНАМ = дать задаром. В любом случае, по-видимому, это слово намекает на одну из сторон Божественного милосердия - ХАНУН = милующий, милосердный. (З. Дашевский)

Иисусова молитва на иврите: АДОНАЙ ЙЕШУА hАМАШИАХ БЕН ЭЛОhИМ ХАНЭНИ hАХОТЭ = Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго.

Не продлевай гнева Твоего, так как ослабел я, и достаточно мне. Исцели меня, Господи, от ударов, которые получил я: ведь потрясены кости мои (Мецудат Давид).

Кости – то что держит тело человека. Кости – твердыня, мощь и сила. (Мощи на славянском – кости, и то что остается когда плоть истлевает). Давид расслаблен. Та мощь и сила что была прежде, ее нет. Он немощен, обессилен. (ПВ)

 

6.4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?

д7 и3 душA моS смzтeсz ѕэлw2: и3 ты2, гDи, док0лэ;

4. ВЕНАФШИ НИВhАЛА МЕОД, ВЕАТА АДОНАЙ АД-МАТАЙ.

וְנַפְשִׁי נִבְהֲלָה מְאֹד וְאַתְּ (וְאַתָּה) יְהוָה עַד־מָתָי׃

 

И душа моя потрясена сильно из-за страха, что умру я от болезни (Радак).

Спаси душу мою, чтобы не умереть мне от болезни (Радак).

Спаси меня не из-за праведности моей: знаю я, что согрешил. Но по милости Твоей - спаси меня (Радак).

Ктив – АТ = Ты (ж.р)

Кри – АТА = Ты (м.р)

Вот кажется, что скалой страшной наказание надвисло. Не плоть одна, но и душа смятена, неужто времени не осталось еще в этом мире переродиться?

Если больной, уверен в том что уже едет врач способный излечить от недуга, но задерживается, а тогда и крик – доколе?

Так и с Израилем бывало в изгнании, когда казалось, что стерт будет вот-вот с лица земли. Поэтому написано слово АТА = Ты – без должной третьей буквы hей. Почему прописано так? Потому что нет связи в полной мере между Израилем в изгнании и Господом. (Эскин)

Еще одно объяснение ктив у кри этого псалма: Толкование М. Ротмистрского. Оно основывается на идее из ХаЗал, которую привел Раши в комментарии на Дворим.

Твердыню, тебя породившую, ты запамятовал запамятовал. (Означает:) ты забыл. А наши мудрецы толковали: Когда Он желает благотворить вам, вы гневите Его и (тем самым как бы) ослабляете (תש) силу Его благотворить вам [Сифре].
Ат вместо ата, то есть женский род вместо мужского рода в слове Ты, указывает на слабость. Т.е. это молитва, доколе это будет так, что наши грехи как бы отбирают у Тебя силу. (Мойше Ротмистрский)

Человек в скорбях, несчастиях и болезнях не видит Силу Его. И Имя Его и престол Его укорочены (см. Пс.9), сокрыты от глаз скорбящего. Это сокрытие и слепота скорбящего «уменьшают» и «ослабляют» силу Его. (ПВ)

Тот, кто осознал свой грех, хорошо понимает, что, когда долго ожидаешь милости Господней, минуты кажутся часами, а часы — годами. Мы ожидаем пришествия

благодати более, нежели стражи — утра. Как написано в 6 покаянном, 129 псалме:

6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра. (Пс.129:6)

Встревоженный дух наш искренне вопрошает: «Господи, доколе?» (Сперджен)

Потерявший благодать Духа Божьего с нетерпением ждет возвращение потерянного сокровища. Серафим Саровский 1000 дней и  ночей (почти три года) стоял на камне с молитвой о возвращении благодати. Каждый кто лишен дара, каждый день нетерпеливо всматривается и не видит избавления. Это те самые слова «Доколе Господи». Но Бог медлит лишь для того чтобы человек согрешивший и поправший драгоценность научился ценить бесценный дар. Не мечут бисера перед свиньями, но дарят тем, кто будет ценить его. Не дарят детям драгоценности, но взрослым. (ПВ).

 

6.5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,

є7 Њбрати1сz, гDи, и3збaви дyшу мою2, сп7си1 мz рaди млcти твоеS:

5. ШУВА АДОНАЙ ХАЛЕЦА НАФШИ, hОШИЭНИ ЛЕМААН ХАСДЭХА.

שׁוּבָה יְהוָה חַלְּצָה נַפְשִׁי הוֹשִׁיעֵנִי לְמַעַן חַסְדֶּךָ׃

 

Что обозначает слово "вернись" - "тшува"? Мы видим пример в Торе, когда Моше просит Всевышнего после истории с золотым тельцом: Вернись от того, чтобы горел Твой гнев на этот народ. Это просьба отступиться от той жесткой позиции, которую человек не в силах выдержать, и перестань гневаться! Это, безусловно, соответствует тому, что сказано во втором стихе: Не в гневе Своем упрекай меня. Слово ТШУВА в Танахе по отношению к Всевышнему всегда обозначает отойти от того жесткого решения, которое Всевышний принял. (р. Дашевский)

Обратись Господи. Если Ты отвернулся от меня, когда я отвернулся от Тебя, то обратись же ныне ко мне, ведь я обратился сделал ТШУВУ. ШУВА = Обратись и Ты. Я принес покаяние. ТШУВА – обращение, возвращение покаяние.

Он не обратит на нас свет лица Своего если мы не обратились, не возвраились к Нему. (ПВ)

Боже! Восстанови, обрати, верни нас = ЭЛОhИМ hАШИВЭНУ; да воссияет лице Твое, и спасемся! (Пс.79:4)

«Спаси меня ради милости Твоей». Давид знал, к какой руке Господа взывать. Не к левой руке Господа он воззвал, не к справедливости Господней, а к правой руке, к милости. Давид слишком хорошо знал свое нечестие, чтобы полагаться на совершенные им добрые дела и уповать на что-то, кроме благодати, милости Божьей. (Сперджен)

 

6.6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

ѕ7 ћкw нёсть въ смeрти поминazй тебE, во ѓдэ же кто2 и3сповёстсz тебЁ;

6. КИ ЭН БАМАВЕТ ЗИХРЭХА, БИШЪОЛЬ МИ ЙОДЕ-ЛАХ.

כִּי אֵין בַּמָּוֶת זִכְרֶךָ בִּשְׁאוֹל מִי יוֹדֶה־לָּךְ׃

 

Во гробе кто будет славить Тебя?

И именно это Христос имел в виду, когда сказал:

Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. (Иоан.17:15) (М. Генри).

 

Не прерывает Бог жизнь человека, но дает время стать лучше. В самую лучшую минуту забирается человек. Или уже не станет лучше, или же станет хуже. (ПВ)

Что пользы в крови моей, если сойду я в могилу? Разве прах прославляет Тебя, разве возвещает истину Твою? (Пс. 29,10).

11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? (Пс.87:11)

25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;

26 но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия. (Пс.113:25,26)

«Господи, если Ты пощадишь меня, то я буду славить Тебя. Если же я сойду в могилу, то моя бренная хвала смолкнет на время; если же я окажусь в аду, то уже никогда не буду славить Тебя. Из пылающей преисподней не исходит песен благодарения. (Сперджен)

18 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.

19 Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. (Ис.38:18,19)

Не только живой телом, но живой и духом, праведник не лишеный Духа Святого.

Если человек здесь не научился славить Бога за милости и дни возможности раскаяния и добрых дел, (т.е. за всю свою жизнь данную Творцом), то там, в Шеоле, он и подавно не сможет возносить славословие и благодарение. Там где нет изменения, и когда уже упущена возможность. (ПВ)

Упоминается же в сем псалме о смерти и о суде. Почему Пророк и сделал такое надписание «в конец о восьмом». То есть, дверь покаяния заключена для отшедших отсюда. И тем, которые в настоящей жизни не воспользовались врачевствомъ покаяния, невозможно исповедание о грехе своем принести Богу там. Слова эти подтверждает и притча о девах. Ибо узнаем из нее, что юродивыя девы с угасшими светильниками остались вне дверей брачного чертога, и хотя ударяли в двери, но были отосланы и лишены входа в чертог. Жених сказал им: идите прочь, не вем вас (Мфѳ. 25, 12). Посему-то блаженный Давид, по совершении этого сугубого греха, приносит Богу сию молитву, прося исцелить его, потому что в той жизни не имеет уже места врачевство покаяния. (Феодорит)

Не мертвые восхваляют Господа, ни все нисходящие в могилу (Псалом 115:17).

Там будет плач и скрежет зубов (Мф.8:12). Не испытают этого плачущие здесь, но они получат великое утешение там: блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4); горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение (Лк.6:24). Пусть выслушают имеющие золотые кровати, какая была кровать у царя, – не украшенная драгоценными камнями, не испещренная золотом, но омытая слезами, как инаписано в следующем стихе. (Златоуст)

 

6.7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю (потопляю) ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.

з7 Ўтруди1хсz воздыхaніемъ мои1мъ, и3змhю на всsку н0щь л0же моE, слезaми мои1ми постeлю мою2 њмочY..

7. ЯГА’ТИ БЕАНХАТИ, АСХЭ ВЕХОЛЬ-ЛАЙЛА МИТАТИ, БЕДИМЪАТИ АРСИ АМСЭ.

יָגַעְתִּי בְּאַנְחָתִי אַשְׂחֶה בְכָל־לַיְלָה מִטָּתִי בְּדִמְעָתִי עַרְשִׂי אַמְסֶה׃

 

 

Это ночной псалом. После утренней молитвы (3 псалом)

6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. (Пс.3:6)

и вечерней молитвы (4 псалом)

9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности. (Пс.4:9)

следует ночная молитва (6 псалом).

7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. (Пс.6:7)  (Грюнцвайг)

Воздыхания и слезы: Без боли ребенок не рождается, и без страданий сердце не очищается. (Эскин)

Все комментаторы и переводчики на русский замечают неточность перевода слова омываю АСХЭ.

‎שָׂחָה‎ = A(qal): плавать. C(pi): затоплять.

Точнее перевести так: затопляю слезами постель свою...
Здесь ремез на потоп очищающий землю от греха (земля сердца очищающаяся слезами покаяния) и на ковчег который плавал в водах очищения.

В сети популярен афоризм:

У души не будет радуги, если в глазах не было слез. Или:

Там где нет дождя слез, не будет радуги прощения.

13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.…. и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. (Быт.9:13-16) (ПВ)

О раскаянии и слезах Давида рассказывает Ялкут Шимони (Шмуэль 165):

Двадцать два года[2], в течение которых Святой Дух оставил Давида, царя Израиля, каждый день Давид наполнял слезами полную чашу и обмакивал хлеб свой в пепел, как сказано: ведь пепел, как хлеб, ел я и питье мое со слезами смешивал. (Псалмы 102,10).

 

Грех через болезнью, как острым гвоздем терзал Давида. По преданию, боли, терзавшие Давида во время этой болезни, были так сильны, что по ночам он плакал в подушку, и наутро ее приходилось выжимать. Между тем Давид не мог не чувствовать, что многие придворные (и прежде всего это был его советник и дед Вирсавии Ахитофел) злорадствуют по поводу его болезни, и именно их он называет в этом гимне своими недругами и врагами. (Люкимсон)

 

6.8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.

и7 Смzтeсz t ћрости џко моE, њбетшaхъ во всёхъ вразёхъ мои1хъ.

8. АШЕША МИКААС ЭНИ, АТЕКА БЕХОЛЬ-ЦОРЕРАЙ.

עָשְׁשָׁה מִכַּעַס עֵינִי עָתְקָה בְּכָל־צוֹרְרָי׃


Да не думает никто, что покаяние должно быть таким или таким (в нашем представлении). Бог видит сердце человека и Ему одному известно истинное сокрушение. (Грюнцвайг).

ЦОРЭРАЙ = враги мои. И хотя в большинстве случаев это слово означает враги, притеснители мои, Раши это слово понимает как «беды мои». Цорэрай как ЦАРОТ = беды. Здесь же есть схожесть с другим словом ШОРЭРАЙ = косящиеся, посматривающие на меня. (Пс.5; и Пс.26). Враги смотрят, косятся, наблюдают друг за другом. И тот кто пересиливает в своем противостоянии, имеет более твердое око, чем тот чье око истлело, помутнело, одрехлело из-за этой вражды и поражения. (ПВ)

* В 9 стихе Пятого псалма Раши понимает слово ШОРЭРАЙ как враги, которые ожидают, что Давид изменит Богу и Бог оставит его.. ШОРЭРАЙ = ожидать, всматриваться, наблюдать.. Как и в ремезе на стих Бэмидбар 24.17 Высматриваю его, а он не близко…

 

6.9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,

f7 Tступи1те t менє2, вси2 дёлающіи беззак0ніе, ћкw ўслhша гDь глaсъ плaча моегw2,

9. СУРУ МИМЭНИ КОЛЬ-ПОАЛЕ АВЕН, КИ-ШАМА АДОНАЙ КОЛЬ БИХЪЙИ.

סוּרוּ מִמֶּנִּי כָּל־פֹּעֲלֵי אָוֶן כִּי־שָׁמַע יְהוָה קוֹל בִּכְיִי׃

 

Похоже, что наш Господь Иисус одолжил эти слова у Своего праотца по плоти Давида, когда после передачи в Его руки Суда над всякой плотью Он скажет: Отойдите  от Меня все делатели неправды (Лк. 13:27), научая сейчас нас произносить то же самое Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего. (Пс.118:115) (М. Генри)

Услышал Господь голос плача моего... Услышал Господь голос плача Давида, потому что слезы не бывают напрасными (Сфорно), как сказано об этом в Гемаре Сказал р. Эльазар: С того дня, когда разрушен храм, закрылись врата молитвы. Но хотя закрылись врата молитвы, врата слез остались открытыми, ведь сказано: Услышь молитву мою, Господи и воплю моему внемли, к слезе моей не останься безмолвен (Пс. 38:13). (ВТ. Брахот 32б, Бава Мециа 59б). Т.е. даже если молитва и вопль отвергнуты, к слезе не останься безмолвен. Так же и в этих двух стихах присутствует и молитва и мольба и слезы.

И сказано о плачущих ночью (Сангедрин 104б): Тот, кто плачет ночью, - голос его будет услышан.

Мы можем этого и не знать, но можно вспомнить удивительные слова рабби Бунима из Пшисха, который обсуждает высказывание мудрецов о том, что врата слез не закрываются. Он задает вопрос, на который у большинства не хватило бы смелости. Он спрашивает: «Зачем нужны ворота, которые никогда не запираются?» И он отвечает: «Для того чтобы не пропускать слезы дураков глупости». Почему же не пропускаются слезы глупости? Ответ такой, что, если глупцы льют напрасные слезы (слезы ярости, ревности, зависти, гордости), то их слезы не попадут в эти ворота. Слезы страдания, притеснения, слезы обидимых и бедных – они входят беспрепятственно к Богу. (Дашевский)

 

6.10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.

‹ ўслhша гDь молeніе моE, гDь моли1тву мою2 пріsтъ.

10. ШАМА АДОНАЙ ТЕХИНАТИ, АДОНАЙ ТеФИЛАТИ ЙИКАХ.

שָׁמַע יְהוָה תְּחִנָּתִי יְהוָה תְּפִלָּתִי יִקָּח׃

 

Три раза подряд в трех частях этих стихов упоминается Имя Всевышнего.

ШАМА АДОНАЙ = услышал Господь

1. ТеФФИЛАТИ = Молитву мою

2. ТеХИНАТИ = Мольбу мою

3. БИХЪЙИ = Плач мой

Мольба от молитвы отличается, как и плач имеет отличие от мольбы.

Когда отклика нет на молитву, к мольбе обращается Давид, а если мольба сквозь занавес не проникает, то вратами через плач он входит.

Давид свидетельствует, что все три вида обращения его без отклика не остались. (Эскин)

В соответствии с Мидраш Агада молитва Давида была услышена, так как истинным стремлением Давида было построение Храма:

Просил Давид милости у Всевышнего и сказал: «Владыка мира! Поставь меня на ноги ради Храма... « Как сказано:

И встал Давид царь на ноги свои и сказал: послушайте меня, братья мои и народ мой! [было] у меня на сердце построить дом покоя для ковчега завета Господня и в подножие ногам Бога нашего, и [потребное] для строения я приготовил. (1Пар.28:2)

Это место  (слова: встал Давид на ноги свои) комментаторы иудейской традиции понимают как исцеление от болезни ради желания построить храм в Иерусалиме. (ПВ)

 

6.11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

а7i Да постыдsтсz и3 смzтyтсz вси2 врази2 мои2, да возвратsтсz и3 ўстыдsтсz ѕэлw2 вск0рэ

11. ЕВОШУ ВЕЙИБАhАЛУ МЕОД КОЛЬ-ОЕВАЙ, ЯШУВУ ЕВОШУ РАГА.

יֵבֹשׁוּ וְיִבָּהֲלוּ מְאֹד כָּל־אֹיְבָי יָשֻׁבוּ יֵבֹשׁוּ רָגַע׃


Что касается слова БУША, которое обозначает «стыд, позор», или как написано в этом псалме ЕВОШУ, то в Танахе оно часто обозначает «разочарование, крушение надежд». Возможно, что здесь это как раз прямой смысл, что врагов ждет крушение надежд. То, что в последнем стихе снова не упоминается Имя Всевышнего, обозначает опять закрытие Божественного лица, но на этот раз уже от врагов. (Дашевский)

Буквально Ахитофел и иже с ним. Ахитофел в будущем выказал свое лицемерие которым покрывался будучи советником Давида, когда перешел на сторону восставшего против давида сына Авессалома. Но Хусий друг Давида расстроил совет Ахитофела который он давал Аввесалому, и Ахитофел предвидя поражение Аввесалома и победу Давида и также казнь за измену удавился в своем имении. (ПВ)

устыдятся и испугаются сильно все враги мои...

Враги мои ожидают моей смерти, но когда узнают о моем исцелении, они устыдятся и испугаются сильно (Радак).

обратятся и будут пристыжены мгновенно...

Враги мои, узнав о моем исцелении, придут ко мне просить мира и, увидев меня, снова устыдятся (Радак).

 Удвоение слова стыд. Это удвоение стыда.

Первое постыжение, когда будут отвергнуты на суде от общества праведных. Мидраш говорит[3] что нечестивые зададут вопрос – почему? Справедливо ли это? Тогда вернет их Святой на суд и показаны будут дела нечестия которые они делали. И тогда увидят, и возвратятся обратно в Геином мнгновенно устыдившись своих грехов и своих претензий.

Слово взвратятся в 18 стихе девятого псалма еврейские комментаторы также понимают как повторное вхождение в Геином грешников. Как в 9 псалме.

Да обратятся нечестивые ЯШУВУ РЕШАЙМ в ад, - все народы, забывающие Бога. (Пс.9:18). После смерти попали в Геином, но на всеобщем суде опять осуждаются и входят туда навечно.

Еще одно толкование.

Осудит Господь Судия грешников в Геином – первое посрамление (стыд) и жестокое поражение и скорбь.

Но будут оправдываться. Вернет их в общество святых и верных. Но не смогут находиться в свете правды. Там будет центр Славы Божией – эпицентр любви Его и Света Божьего, который есть огонь поядающий все нечистое. Будет для них Свет Его огнем поядающим еще более сильным чем в Геиноме, и мгновенно постыдятся своих желаний быть в обществе праведников при Свете лица Его, и возвратит их Господь по их же желанию в Геином.

5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

(Откр.22:5)

Так как для праведников Он Свет и любовь, а для непричастных Ему Огонь поядающий. (ПВ)

 

[1] Большинство современных комментаторов озвучивают версию из Мидраш агада 38, где указано 13 лет болезни Давида. И это удивидетельно. Так как более авторитетный в иудейской традиции источник Бавли (Йома 22б) говорит всего о 6 месяца мучительной болезни за грех царя Давида.

[2] Другой срок. Не 6 месяцев и не 13 лет, а что удивительно 22 года. Видимо аллюзия на Иакова, который потеряв своего сына Иосифа 22 года не имел дара пророчества. На 22 года, из-за скорби Яакова покинула Шехина, ушел от него дух пророчества. Когда сказали Иакову, что Иосеф жив, то говорится, что Яаков ожил. То есть все те 22 года Праотец Иаков был как будто мертв.

[3] Раши приводит мидраш: Почему повторяется «возвратятся пристыженные»? Сказал раби Йоханан: В грядущем, Святой, благословен Он, будет судить злодеев и осудит их в Геену. Они же будут жаловаться на Него. И Святой, благословен Он, вернет их, и покажет их же дела записанные, и осудит их и принает виновными, и вернет в Геином – и это двойной стыд. (Мидраш Теилим 31:3)


Назад к списку