От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 8 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

8 Псалом Давида - объяснение (Видео)

1 стих = 03,06 мин.
2 стих = 06,23 мин.
3 стих = 16,33 мин.
4 стих = 27,30 мин.
5 стих = 29,54 мин.
6 стих = 37,47 мин.
7 стих = 41,53 мин.
8 стих = 44,33 мин.
9 стих = 47,12 мин.
10 стих = 49,9 мин

СКАЧАТЬ конспект в формате pdf.

Аудиоверсия. МР3

Псалом 8

«Небеса проповедуют славу Божию… »
(Пс. 18:2)
Ицхак Арен: То, что человеку предназначено место и должность управляющего, было сказано ещё до его создания (Быт. 1,26). Интересно, что раввин Й. Герц в своих комментариях к данному разделу Пятикнижия цитирует апокриф или второканоничную книгу Писания – Премудрость Соломона приводя вольный перевод из нее:
Всевышний сотворил человека бессмертным, чтобы тот, являясь подобием Творца, стал бы отражением Его вечности и незаисимости от времени. (Книга Премудрости Соломона, 2:23).

23 Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего;

(Прем.Сол.2:23)
 
Человек отличается от всех живых существ тем, что ему известны понятия нравственности и морали, а также тем, что он наделен свободой выбора. Он может знать Творца и испытывать чувство любви по отношению к Нему, может вести с Ним прямой диалог. Человек является единственным существом, которое способно совершать действия, руководствуясь разумом. В этом смысле он является подобием Всесильного (Рамбам).

 

Основная тема псалма — Христос, что подтверждается словами самого Господа (Мтф. 21:16) и святого апостола (l Кор. 15:27; Евр. 2:6, 7)». (Сперджен)

 

В этом псалме в мессианском аспекте Давид Духом Святым взирает в откровение на спасителя и Искупителя.

 

8.1 Начальнику хора. На Гефском [орудии]. Псалом Давида.

Въ конeцъ, њ точи1лэхъ, pал0мъ дв7ду, }.

1. ЛАМНАЦЭ¢ЯХ АЛЬ-hАГИТИ¢Т, МИЗМО¢Р ЛЕДАВИ¢Д.

א לַמְנַצֵּחַ עַל-הַגִּתִּית מִזְמוֹר לְדָוִד

 
К инструментам, которыми  в Храме пользовались для восхвалений, относятся  лютни, лиры, кимвалы, рог, трубы. У каждого инструмента свой лад (звук), ”ГИТИТ” - это разновидность звука музыкального инструмента. Некоторые  полагают, что этот (псалом) был составлен и возглашен Давидом в Гате. А другие  (например, раби Авраам бен-Эзра) считают, что Давид передал его сынам Овед-Эдома из Гата. (Радак)
Среди многочисленных толкований есть такое мнение, согласно которому речь идет о песни, которую пели во время выжимания сока после сбора винограда (גת ГЕТ= давильня)

Греческий перевод и славянский переводят гет как точило. В мессианском аспекте ГЕТ=точило созвучно пророчеством о Машиахе, топчащем точило ярости Божией.

1 Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? "Я - изрекающий правду, сильный, чтобы спасать".
2 Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?
3 "Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; (Ис.63:1-3)

 

12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
13 [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие".
14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
16 На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих".
(Откр.19:12-16) (ПВ)
 
Не случайно в заголовке стоит: «Псалом Давида». Иудейский комментарий говорит, что если порядок слов в заголовоке: «Давида псалом», то вначале на Давида снизошел дух пророчества, а потом он составил псалом, а если же слова заголовка стоят в обратном порядке: «Псалом Давида», то вначале Давид составлял псалом, а потом на него снисходило пророчество.
 

8.2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

ГDи гDь нaшъ, ћкw чyдно и4мz твоE по всeй земли2, ћкw взsтсz великолёпіе твоE превhше нб7съ.

2. АДОНАЙ АДОНЭНУ, МА-АДИР ШИМХА БЕХОЛЬ-hААРЕЦ, АШЕР ТЕНА hОДЕХА АЛЬ-hАШАМАЙИМ.

ב יְהוָה אֲדֹנֵינוּ מָה-אַדִּיר שִׁמְךָ בְּכָל-הָאָרֶץ אֲשֶׁר תְּנָה הוֹדְךָ עַל-הַשָּׁמָיִם

 
Как величественно Имя Твое. Имя Божие велико и прекрасно. Заповедуется Богом не произносить Его всуе. Имя Божие – ЙУД-ХЕЙ-ВАВ-ХЕЙ – Я Есмь Сущий. В имени Мессии ЙЕШУА образующим словом является Имя Бога Спасающего. Иешуа (Иисус), в преводе, Бог спасает или Бог Спаситель или Спасение Бога.
Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф.1:20-22).
Имя Божие, в имени Йешуа (Иисуса), простерлось и стало величественно по всей земле.
10 именем Иисуса Христа Назорея, Которого распяли, Которого Бог воскресил из мертвых ...
11 Он есть камень, пренебреженный зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,
12 Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. (Деян.4:12)
Противники Спасителя не приняли Имени Его, но мы христиане приняли Его Имя. Имя же иудеев отвергнувших краеугольный камень во всем христианском мире стало нарицательным, как и пророчествовал Исаия. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, (Ис.65:15). Две тысячи лет так и было, пока Бог не начал собирать иудеев на земле Израиля, для того чтобы остаток народа приняв Мессию получил спасение.
Каждый благодарением принимающий спасение Божие, которое дано нам в Спасителе, распятом и воскресшем, познает Бога, дарующего нам спасение через Сына Своего Единородного. А, всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; исповедующий же Сына, имеет и Отца. (1Иоан.2:23) (ПВ)

 

8.3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

И#з8 ќстъ младeнєцъ и3 ссyщихъ соверши1лъ є3си2 хвалY, вр†гъ твои1хъ рaди, є4же разруши1ти врагA и3 мeстника.

3. МИПИ ОЛЕЛИМ ВЕЙОНЕКИМ ЙИСАДТА ОЗ, ЛЕМААН ЦОРЕРЭХА, ЛЕhАШБИТ ОЕВ УМИТНАКЭМ.

ג מִפִּי עוֹלְלִים וְיֹנְקִים יִסַּדְתָּ-עֹז לְמַעַן צוֹרְרֶיךָ לְהַשְׁבִּית אוֹיֵב וּמִתְנַקֵּם.

 
«На устах младенцев … Ты основал» – в мире есть люди, которые отрицают власть Творца на земле, но именно младенцы, которые еще не знают зла, дают надежду, что весь мир познает Бога. В детях, будущем поколении, сила Всевышнего и надежда на установление Его власти на земле. (Левинов)
Вот как комментируется этот стих в иудейской традиции.
Мидраш Теилим поясняет этот стих псалма: Устами младенцев и грудных основал Ты силу. Сила - это Тора, как сказано: Господь дал Силу (Тору) народу Своему (Псалмы 29,11). Мидраш рассказывает:
Когда Всевышний захотел дать Тору Израилю, Он сказал: «Приведите Мне поручителей, что вы будете выполнять Тору». Сказал Израиль Всевышнему: «Вот, праотцы наши вечные поручители за нас». Сказал им Всевышний: «По правде, они сами должники Мои. Хорошо, если они смогут быть поручителями за самих себя... Приведите Мне поручителей, которые не должны мне ничего!». Спросил Израиль: «Кто же это, у кого нет долгов Тебе?» Сказал Всевышний: «Дети ваши». Спросил Всевышний детей: «Будете вы поручителями за отцов своих: если дам им Тору, что они будут выполнять заповеди ее. А если они не будут выполнять Тору, то вы пострадаете за них». Ответили дети Всевышнему: «Да». Спросил Всевышний: «Я - Господь Бог твой?» (Шемот 20,2). Ответили: «Да». «Не будет у тебя других богов?» (Шемот 20,3). Ответили: «Да». И на каждый вопрос «да?» дети отвечали - Да, а на вопрос «нет?», отвечали - Нет. Сказал Всевышний: «По слову уст ваших Я даю Тору», как сказано: Устами младенцев и грудных основал Ты Силу.
Заповедь же обучать детей Торе дважды повторяется в молитве «Шма Исраэль». Само существование мира зависит от изучения Торы детьми. (ВТ. Шабат 119б)

 

В историческом аспекте: это произошло при избавлении евреев от преследования фараона. Даже сосущие материнское молоко вместе со своими родителями и немые языками хвалили и прославляли Бога. 
Она (Премудрость) перевела их чрез Чермное море и провела их сквозь большую воду, а врагов их потопила и извергла их из глубины бездны. Итак, праведные завладели доспехами нечестивых и воспели святое имя Твое, Господи, и единодушно прославили поборающую руку Твою; ибо премудрость отверзла уста немых и сделала внятными языки младенцев. (Прем.Сол.10:18-21)
(О этом написано и ВТ. Сота 30б)

 

…дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Эти слова понимаются, что праведность «детей» (люди были созданы после ангелов – они дети) сделало безмолвным врага рода человеческого – сатану – падших ангелов, которые были против творения человека клеветниками клевещущими на род человеческий по своей злобе и зависти.
В христианской и мусульманской традиции, а также иудейской традиции времен второго храма, есть мнение, (основанное на предании и апокрифических книгах, а у христиан на откровении Нового Завета), что часть ангелов противилась своей свободой воли и желаниями, Божественному замыслу Творца, о сотворении человека и даровании ему Торы. Вследствии «собственного особо правильного» мнения, по этому вопросу, часть ангелов перестала внимать воле Всевышнего (это нечто похожее на индивидуализм злых людей неповинующихся Слову Его), и стала падшими.

Также, когда (опять, снова, повторно - pa/lin = опять, паки)вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр. 1.6).

 

До сотворения человека ангелам было дано откровение о Слове Бога которое стало плотью в лице Иисуса Христа, через Которого человек, которому должно было появится во вселенной, будет вознесен на вершину творения. Человечеству в лице Спасителя – Йешуа Машиаха ангельские силы должны были воздать честь, но часть  (третья часть) ангелов во главе с Денницей этого не сделала, видя умаленность человеческой природы. Эта гордыня, стала причиной падения ангелов. Для восполнения ангельского числа был создан человек. Это еще больше унизило падших, что их место займет тот кто есть земля. Сатана задумал погубить человека. Он от начала человекоубийца.

По злобе и зависте  сатаны пал человек в Эдеме, и был изгнан.
В гордости, некоторые из падших (Аза и Азазель), решили показать образец нравственности в материальном мире в противовес грешной жизни людей.[1] Они получили с разрешения Творца человеческое тело, но не только не превзошли человека духовным бытием в теле, а гораздо глубже погрязли в страстях и пороках. Оставшаяся же верными и послушными Богу часть ангелов совершенно справедливо воскликнула:  Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил силу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
Т.е. молодое человечество, в некоторых праведных своих представителях (а наипаче начальник правды Который Сам и есть Истина – Йешуа а-Машиах), действительно показало ДУХОВНУЮ МОЩЬ И СИЛУ, которой они на земле посрамили своих врагов из ангельского мира, оказавшись более благочестивыми и духовными (чем их ангелы соперники) пребывая в условии плотского бытия, на этой земле, вне Ган Эдена.  (ПВ)

 

В мессианском аспекте мы читаем в евангелии что Христос Сам приводит эти строки псалма книжникам и фарисеям когда те препятствовали прославлению Бога и Христа Его при въезде Иисуса Назорея в Иерусалим на молодом осленке. Противники Христа были в негодовании что народ принимает Иисуса как Христа, Царя, помазанника Божия.

 

Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? (Матф.21:15-17).
 
Наверняка негодовавшие которые говорили Ему, и которые получили от Христа ответ этими слвами «сделались безмолвными» и постыдились обличающего их ответа. И по толкованию прт. Геннадия Фаста обои случаи относились к Пасхе. Пасха ветхзаветная – избавление от египетского рабства. вторая Пасха – Пасха Христова – избавление от рабства сатаны и греха и ада. В первом случае сделался безмолвным враг и мститель – фараон Египта и его войско, во втором случае дьявол и агелы его. (ПВ)

 

8.4 Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

Ћкw ўзрю2 небесA, дэлA пє1рстъ твои1хъ, лунY и3 ѕвёзды, ±же ты2 њсновaлъ є3си2:

4. КИ-ЭРЪЭ ШАМЭХА МААСЭ ЭЦБЕОТЭХА, ЯРЭЯХ ВЕХОХАВИМ АШЕР КОНАНТА.

ד כִּי-אֶרְאֶה שָׁמֶיךָ מַעֲשֵׂה אֶצְבְּעֹתֶיךָ יָרֵחַ וְכוֹכָבִים אֲשֶׁר כּוֹנָנְתָּה

 

Очень большая часть мидрашей и комментариев считает, что содержание нашего псалма относится к Торе и к дарованию Торы (р. Дашевский)
Давид вглядывается в ночное небо – и не видит солнца, а только лишь луну и звезды. В аллегоричном толковании, Давид видит Закон Моисея – Луну, но еще не видит солнца – Торы Машиаха. Ему видны звезды – мудрецы сияющие светом торы. И это благодарение милости Божией к человек, которая есть дарование торы – у давида восхищенно образует вопрос, почему человек сподобился такой милости, что Бог не взирая на грехопадение и отступление людей дает небесное откровение Свое человеку. (ПВ)
 Звезды – ангелы. И что в сравнении с ними человек. Но он сравним.

 

8.5 то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

что2 є4сть человёкъ, ћкw п0мниши є3го2; и3ли2 сhнъ человёчь, ћкw посэщaеши є3го2;

5. МА-ЭНОШ КИ-ТИЗКЕРЭНУ, УВЕН-АДАМ КИ ТИФКЕДЭНУ.

ה מָה-אֱנוֹשׁ כִּי-תִזְכְּרֶנּוּ וּבֶן-אָדָם כִּי תִפְקְדֶנּוּ

 
В иудейском предании Мидраши, слова о человеке и сыне человеческом, вкладываются в уста протвостоящих человеку падших ангелов[2]. Когда видя греховную расположенность человечества противник горделиво уничижал людей и говорил что сыны Божии (ангелы) даже те которые отпали от Бога лучше чем перстный человек. И чтобы доказать это некоторые из ангелов (см. книгу Еноха) выпросили себе тело чтобы показать себя даже в отпадшем состоянии выше людей. Но как показали события они стали входить к прекрасным дочерям человеческим и от этих смешений рождались богопротивные исполины. Также в 3 книге Ездры и Книге Еноха говорится что сыны Божии учили людей запретному искусству волхвования открывая человеку то что он не должен был знать. (ПВ)
 

Рабби Буним говорил своим ученикам: У каждого из вас должно быть два кармана, чтобы можно было залесть в один, или в другой, в зависимости от конкретной надобности. В правом кармане должны быть слова «Ради меня был создан мир»[3] (ВТ Сангедрин 37.б), а в левом: «Я прах и пепел» (Быт 18.27).

 

В комментарии к главе Шлах лэха (Бэмидбар 13, 33) Раши пишет, что падшие ангелы – это ангелы, павшие с Небес во времена поколения Эноша. Источник слов Раши находится в мидраше Дварим Рабба (Вэ-зот а-браха 11), где сказано, что два ангела по имени Аза и Азаэль спустились на землю и возжелали дочерей земель.

Зоар сообщает нам, что когда захотел Всевышний сотворить человека, сказали ему два ангела, Аза и Азаэль: Что есть человек, что Ты помнишь его…  (Пс. 8, 5), ведь он будет грешить пред Тобой". Ответил им Всевышний: "Если бы вы находились внизу, как он, вы грешили бы больше, чем он". И Всевышний создал им тело и удалил их от святости, и стали они как люди. Добавляет Зоар: "И среди всех ангелов никто так не уподобился людям… как БНЭЙ ЭЛОhИМ = сыны великих. И когда увидели они дочерей человеческих, не смогли владеть собой и согрешили с ними, как сказано в Торе: …сыны великих стали входить к дочерям человеческим"  (Быт. 6, 4). Они всё больше опускались духовно и дошли до того, что начали обучать людей различным видам колдовства. Из Зоара ясно, что речь здесь идёт о совершенно особом событии: эти ангелы действительно стали как люди. И то, что произошло именно с этими ангелами, никогда не происходило с другими и не произойдёт впредь. (р. Шерки)

Многие толкователи считают что человек и далее сын человеческий это поэтический перифраз. Но можеть быть, что человек, это тот первый человек, который согрешил и «смертью умер», но который, не забыт Богом снишедшим даже до ада в поисках его, как поет об этом Церковь. А сын человеческий, это те потомки первого человека которых Господь посещает своим промыслом и Божественным вмешательством в их земную жизнь чтобы управить ее к той вечной жизни, где не будет последствий того проклятия, которое получил первый человек и все лицо земли после преступления Адама и Евы. (ПВ)
В мессианском, христологическом аспекте посещение означает то, что Христос посетил людей своим вочеловечиванием. Ибо не ангел, и не ходатай, но сам Господь пришел, чтобы спасти нас. (Зигабен)

 

8.6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;

Ўмaлилъ є3си2 є3го2 мaлымъ чи1мъ t ѓгGлъ, слaвою и3 чeстію вэнчaлъ є3си2 є3го2:

6. ВАТЕХАСЕРЭhУ MEAT МЕЭЛОhИМ, ВЕХАВОД ВЕhАДАР ТЕАТЕРЭhУ.

ו וַתְּחַסְּרֵהוּ מְּעַט מֵאֱלֹהִים וְכָבוֹד וְהָדָר תְּעַטְּרֵהוּ.
 
Рав и Шмуэль говорят оба: пятьдесят врат понимания сотворены в мире и все они были даны Моше, кроме одного, как сказано в псалме 8: И Ты умалил его немного перед ангелами (Недарим 38а, Рош-hа-Шана 21б).
По словам Раши «49 врат познания были переданы Моше на горе Синай кроме одного – доступного только Богу» (Раши на Недарим 38а).
Маараль из Праги указывает, что законы материального мира построены на числе семь, а законы духовного мира – на числе «семижды семь» - и это 49 врат постижения. А на 50 уровне постигается единство всего сущего» (Хидушей агадот, Рош ашана 21б).
 
Совершенство Торы - 50 врата понимания – врата Торы Машиаха – Христа.

Он есть всякая полнота в этом мире.

Ибо благоугодно было, чтобы в Нем обитала всякая полнота... (Кол.1:19)

в Нем обитает вся полнота Божества телесно… (Кол.2:9)

 

5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;

6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?

7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,

8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;

9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. (Евр.2:5-9)

 

Этот псалом пророчествует об уничижении Исуса Христа: будучи Сыном Божием Он умалил Себя перед Ангелами, и все же в то утро воскресения Он был увенчан славою и честью. Человек должен быть подобным образу Иисуса Христа. (Грюнцвайг)

 

9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,

10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.

(Кол.2:9,10)

 

 

8.7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его:

и3 постaвилъ є3си2 є3го2 над8 дёлы рукY твоє1ю, вс‰ покори1лъ є3си2 под8 н0зэ є3гw2:

7. ТАМШИЛЕhУ БЕМААСЭ ЯДЭХА, КОЛЬ ШАТА ТАХАТ-РАГЛАВ.

ז תַּמְשִׁילֵהוּ בְּמַעֲשֵׂי יָדֶיךָ כֹּל שַׁתָּה תַחַת-רַגְלָיו

22 Иисус Христос восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

(1Пет.3:22)

27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.

28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.

(1Кор.15:27,28)

19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,

20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,

21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,

22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,

(Еф.1:19-22)

 

 

8.8 овец и волов всех, и также полевых зверей,

џвцы и3 волы2 вс‰, є3щe же и3 скоты2 польск‡z,

8. ЦОНЭ ВААЛАФИМ КУЛАМ, ВЕГАМ БАhАМОТ САДАЙ.

ח צֹנֶה וַאֲלָפִים כֻּלָּם וְגַם בַּהֲמוֹת שָׂדָי

 

8.9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

пти6цы небє1сныz и3 ры6бы морск‡z, преходsщыz стєзи2 морск‡z.

9. ЦИПОР ШАМАЙИМ УДГЭ hАЯМ, ОВЭР ОРХОТ ЯМИМ.

ט צִפּוֹר שָׁמַיִם וּדְגֵי הַיָּם עֹבֵר אָרְחוֹת יַמִּים
 
Ты поставил, человека царем над всеми тварями, сказав прародителям нашим:
 
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт.1:28)
 
В мессианском аспекте Зигабен толкует так:
Умалил ecи его малым чим от Ангел сказано потому, что Иисус Христос испытывал и жажду и голод, и подвергался действительным страданиям телесным. Вся покорил, как новому Адаму, сохранившему неповрежденными в себе образ и подобие Божие.
Далее овцы — это по наведению суть уверовавшие во Христа язычники, которых Он разыскал блуждавших до Него на разных горах и на пригорках и собрал их в свой овчий двор. Волы же, это иудеи, несшие на себе тяжелое иго закона Моисеева. А скоты польския – звери полевые, это те, которые, не приняв ни закона Моисеева, ни закона благодати, но служа идолам и блуждая по равнинам и низменностям нисхождения настоящей жизни, не могут подняться на высоту созерцания. Птицы небесныя суть ангелы: рыбы же морския (видимо аллюзия на левиафана) — демоны суть, которые, подобно рыбе, прыгают над волнами настоящей жизни и питаются горечью и соленостию наших нечистых деяний. Все покорятся наконец Иисусу Христу, потому что Ему некогда поклонится всякое колено небесных, и земных, и преисподних (2Флп.11-12).

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

(Фил.2:6-10)

 

8.10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!   

ГDи гDь нaшъ, ћкw чyдно и4мz твоE по всeй земли2.

10. АДОНАЙ АДОНЭНУ, МА-АДИР ШИМХА БЕХОЛЬ-hААРЕЦ.

י יְהוָה אֲדֹנֵינוּ מָה-אַדִּיר שִׁמְךָ בְּכָל-הָאָרֶץ

 
Так как настоящий псалом пророчествует о тайне воплощения Иисуса Христа, и Сам Христос далее сошел на землю с неба и потом снова восшел на небо, совершил некоторое кругосветное путешествие, возвратился к прежней своей отчей славе; потому то и самый псалом этот есть как бы ничто вращающееся вокруг одной мысли. Так чем он начат и закончен, как начинает, так и оканчиваете его пророк именно выражением удивления о величии имени Божия. (Зигабен)

 

Сейчас мы еще не видим, чтобы все покорялось человеку, мы видим Иисуса –

Того, через Кого будет восстановлено владычество человека над творением. Когда Иисус пришел на землю, Он на время был умален перед ангелами, чтобы умереть, полностью как Человек, за род человеческий. Теперь Он увенчан славою и честью и воссел одесную Бога. (Макдоналд)

 

Подобно умелому композитору, поэт возвращается к своей основной теме, снова удивляясь и восторгаясь. Псалом начинается с утверждения, а заканчивается неоспоримым выводом. Даруй нам, Боже, благодать, чтобы мы были достойны того святого имени, которым названы и которое должны возвеличивать! (Сперджен)

 

 
 

[1] см. статью «О сатане».

[2] Этот же стих агадический мидраш вкладывает в уста ангелов которые ревниво воспротивились дарованию торы человеку. «Сказал р. Иегошуа бен Леви: Когда поднялся Моше в выси, сказали ангелы служения перед Святым, благословен Он: Владыка мира, что делает рожденный женщиной среди нас? Он сказал им: он пришел чтобы получить Тору. Сказали они пред ним: сокровище, что было спрятано Тобой, Ты хочешь отдать человеку из плоти и крови? Что есть человек, что Ты помнил о нем, сын человеческий, чтобы Ты вспоминал о нем? (Пс.8:5). Как величественно Имя Твое по всей земле, ведь Ты дал славу Свою Небесам (Пс. 8:2) … … Обратился Моше к ангелам и ответил: Разве вы работаете чтобы нуждаться в субботнем отдыхе?Разве у вас есть отец и мать, чтобы почитать их?... Тот час же согласились ангелы со Всевышним, ведь сказано: Как величественно Имя Твое по всей земле (Пс. 8:10), а ведь Ты дал славу Свою Небесам, на этот раз не написано. (Т.е. земле а не Небесам дана Тора)… (ВТ. Шабат 88б)

[3] Сын Божий… Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; (Кол.1:16)


Назад к списку