От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 10 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

10 Псалом Давида - объяснение (Видео)

КОНСПЕКТ УРОКА в формате PDF

АУДИОВЕРСИЯ МР3

ПСАЛОМ 10

Буквально: Жители Кеилы призвали Давида для спасения от филистимлян. После того, как Давид защитил город, горожане решили выдать его царю Шаулю. И Давиду пришлось спасаться бегством в пустыню зиф. А после предательства зифеев к Анхусу, царю плиштим.

После этих событий он и составил данный псалом.

В Мессианском аспекте, Давид прообраз преследуемого Христа.

 

10.1 Начальнику хора. Псалом Давида.

Въ конeцъ, pал0мъ дв7ду, ‹.

Приличенъ и всякому праведному, неповинно гонимому человѣку. Вси бо, хотящии благочестно жити о Христеѣ Иисусѣе, гонимы будут (2 Тимѳ. 3, 12). (Феодорит)

 

На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: "улетай на гору вашу, птицей"?

а7 На гDа ўповaхъ, кaкw речeте души2 моeй: превитaй по горaмъ, ћкw пти1ца;

1. ЛАМНАЦЭЯХ ЛЕДАВИД, БАДОНАЙ ХАСИТИ ЭХ ТОМЕРУ ЛЕНАФШИ, НУДИ hАРХЭМ ЦИПОР.

 

Написание ”НУДУ = скитайтесь”[1] (во множественном числе), а прочтение ”НУДИ = скитайся”[2] (в единственном).

Написание (ктив), относится телу и к душе. Т.е. ненавистники говорили о нем, что тело его погибнет, ибо его умертвит Шауль, и душе его также не избежать гибели. Потому что они видели в нем преступника, чья душа обречена на гибель и скитание.

А прочтение (кри), относится только к душе, поскольку она управляет телом. (Радак)

 

Как вы можете ей (душе моей) говорить, чтоб она прочь летела от вашей горы[3], ведь она там спасалась бегством! Это обращение к врагам, которые сообщали Шаулю, куда Давид собирался бежать, как сказано: И  поведано было Шаулю, что пришел Давид в Кеилу (1Царств 23,7). (Радак).

 

Раши приводит ремез на этот стих говоря:

Всякий скитающийся человек подобен птице, согнанной со своего гнезда, как сказано:

Как птица, согнанная с гнезда своего, так человек, ушедший в скитания из места своего. (Прит.27:8)

Ибо оставившего гнездо прогоняют, как птицу перелетную, со всех гор.

Давид мог сказать эти слова после разговора с Шаулем:

19 И ныне пусть выслушает господин мой, царь, слова раба своего: если Господь возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою; если же - сыны человеческие, то прокляты они пред Господом, ибо они изгнали меня ныне, чтобы не принадлежать мне к наследию Господа, говоря: "ступай, служи богам чужим". (1Цар.26:19) (Раши)

 

Меир Левинов говорит:

После этого разговора Давид решает бежать в землю филистимскую:

1 И сказал Давид в сердце своем: когда-нибудь попаду я в руки Саула, и нет для меня ничего лучшего, как убежать в землю Филистимскую; и отстанет от меня Саул [и не будет] искать меня более по всем пределам Израильским, и я спасусь от руки его.

2 И встал Давид, и отправился сам и шестьсот мужей, бывших с ним, к Анхусу, сыну Маоха, царю Гефскому. (1Цар.27:1,2)

 

Радак же считает, что это слова когда Давид решил бежать из города Кеилы, когда жители города предали его Шаулю. А также после предательства зифеев.

12 И сказал Давид: предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут.

13 Тогда поднялся Давид и люди его, около шестисот человек, и вышли из Кеиля и ходили, где могли. Саулу же было донесено, что Давид убежал из Кеиля, и тогда он отменил поход. (1Цар.23:12,13)

 

19 И пришли Зифеи к Саулу в Гиву, говоря: вот, Давид скрывается у нас в неприступных местах, в лесу, на холме Гахила, что направо от Иесимона;

20 итак по желанию души твоей, царь, иди; а наше дело будет предать его в руки царя.

(1Цар.23:19,20)

 

Мессианский аспект: Когда ап. Петр узнал, что Христос собирается войти в Иерусалим на страдания, начал увещевать Его не делать этого и избежать того, для чего пришел Он. (ПВ)

 

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

(Матф.16:21-23)

 

Аскетический аспект: Когда сатана не может одолеть нас при помощи самонадеянности, он хитроумно пытается погубить нас при помощи сомнений. Через наших друзей он пытается внушить нам, что доверять Богу не имеет смысла, подтверждает это логическими доводами, и если мы не заявим о своей вере со всей твердостью, он превратит нас в пугливую птицу, улетающую на далекую гору при первой опасности.  (Сперджен)

 

10.2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

в7 Ћкw сE, грBшницы налzк0ша лyкъ, ўгот0ваша стрёлы въ тyлэ, сострэлsти во мрaцэ пр†выz сeрдцемъ.

2. КИ hИНЭ hАРЕШАИМ ЙИДРЕХУН КЭШЕТ, КОНЕНУ ХИЦАМ АЛЬ-ЕТЕР, ЛИРОТ БЕМО-ОФЕЛЬ ЛЕЙИШРЕ-ЛЕВ.

Доик Идумянин и клеветники и предатели из Кеилы и Зифа.

 

Как вы меня выдаете, так выдадут меня и те, к кому я убегу. Потому что  нечестивым привычно лук натянуть и установить на тетиве стрелу. (Радак)

 

Íå÷åñòèâûå íàòÿíóëè ëóê, ñòðåëó ñâîþ ïðèëîæèëè ê òåòèâå.  Ïñàëìå 63:4

ãîâîðèòñÿ, ÷òî èõ ñòðåëû – ÿçâèòåëüíûå ñëîâà, òàêèå æå, êàê ýòè, êîòîðûìè îíè ñòàðàþòñÿ ëèøèòü Äàâèäà óïîâàíèÿ íà Áîãà. (М.Генри)

 

4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой - язвительное слово,

5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся. (Пс.63:4,5)

 

Праведных сердцем – Давид и священники из города Нов, которые помогли Давиду, и за это были убиты доносчиком - злоязычным Доиком Идумянином по приказу Шауля. (Левинов)

 

9 Доик Идумеянин, стоявший со слугами Сауловыми, сказал: я видел, как сын Иессея приходил в Номву к Ахимелеху, сыну Ахитува,

10 и тот вопросил о нем Господа, и дал ему продовольствие, и меч Голиафа Филистимлянина отдал ему. (1Цар.22:9,10)

 

17 И сказал царь телохранителям, стоявшим при нем: ступайте, умертвите священников Господних, ибо и их рука с Давидом, и они знали, что он убежал, и не открыли мне. Но слуги царя не хотели поднять рук своих на убиение священников Господних.

18 И сказал царь Доику: ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод;

19 и Номву, город священников, поразил мечом; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом.  (1Цар.22:17-19)

 

Мессианский аспект: Зависть злоречие, клевета и сговор о том, как погубить, это то, что сделали ненавидевшие Христа, из тех, кто имел власть в то время. Те члены синедриона, которые отдали Мессию в руки язычников. (ПВ)

 

10.3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?

г7 ЗанE ±же ты2 соверши1лъ є3си2, nни2 разруши1ша: првdникъ же что2 сотвори2;

3. КИ hАШАТОТ ЕhАРЕСУН, ЦАДИК МА-ПААЛЬ.

Буквально: Основания города – священники убитые Доиком. От ваших рук погибли священники Господа, праведники, которые и есть «основание мира». А что делать праведнику? – Что поделать Давиду, который ни в чем не согрешил? Это на вас грех, а не на мне. (Раши)

 

Нравственный аспект: "Когда основания разрушены” – если разрушена вера в народе, то праведник мало чем может помочь народу который будет наказан. (Хатам Сойфер).

 

Очень своеобразно перевел и растолковал этот стих Радак:

hАШАТОТ - это основы. Или же это означает сети и силки. И в том, и в другом  случае подразумеваются замыслы. Ибо силки распадутся, (а) праведный - что содеял (получит). (Радак)

Откуда Радак взял слово сети и силки? А. Сыпков объясняет:

השתות – АШАТОТ = основы с определенным артиклем

רשתות – РЕШАТОТ = сети

hА-ШАТОТ - основы с определенным артиклем ה. А слово РЕШАТОТ – сети. Там првая буква РЕШ «ר» очень походит на hЭЙ «ה». Оттуда, что если убрать в hей левую вертикальную черту, то она превратится в рейш, и слово станет означать «сеть». И к томуже само слово «сеть» соответствует образу птицы, используемому в данной главе. (А.Сыпков)

 

Мессианский аспект: Разрушенные основания – это повреждение человеческого естества грехопадением. Созданное Богом было разрушено древним змеем, и злодеями которые развращают мир. Это осквернение образа Божьего. Что делает праведник? Праведник – Сын Человеческий. Он есть Храм Всевышнего. Он пришел искупить людей своими ранами и болезнями. Что касается до славянского перевода и перевода семидесяти, то понимаем его так: Ты стал причастен человеческому естеству через Сына Человеческого. Они Праведника убили, и Его ранами мы исцелились. Праведник же что сотвори? Он как нерукотворенный храм воскрешен, и через Него все верные земли получают жизнь вечную. (ПВ)

 

Или если как и Радак прочитывать слово hАШАТОТ в смысловом значении силки, сети, в мессианском аспекте это означает разрушение уз смерти и Шеола. Праведник выводит и разрешает окованных (связанных) от смерти и сидящих в тени смертной.

7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы. (Ис.42:7)

2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. (Ис.9:2)

 

“Åñëè âû ðàçðóøèòå îñíîâàíèÿ, åñëè âû ëèøèòå äîáðûõ ëþäåé èõ óïîâàíèÿ íà Áîãà, åñëè âû ñìîæåòå óáåäèòü èõ, ÷òî èõ ðåëèãèÿ – ýòî íàäóâàòåëüñòâî è íàñìåøêà è òàêèì îáðàçîì îáìàíåòå èõ, òî âû ïîãóáèòå èõ, ðàçîáüåòå èõ ñåðäöà è ñäåëàåòå ñàìûìè íåñ÷àñòíûìè èç âñåõ ëþäåé”. Ïðèíöèïû ðåëèãèè – ýòî îñíîâàíèÿ, íà êîòîðûõ ñòðîèòñÿ âåðà è íàäåæäà ïðàâåäíûõ. Î÷åíü âàæíî, ÷òîáû â ñâîèõ ñòðåìëåíèÿõ, êàê è â èñïîëíåíèè äîëãà, ìû òâåðäî ïðîòèâîñòîÿëè âñåì èñêóøåíèÿì ê íåâåðèþ; èáî åñëè âåðà è íàäåæäà áóäóò ðàçðóøåíû, åñëè ìû ëèøèìñÿ èõ, òî ÷òî ñäåëàåò ïðàâåäíèê? Õîðîøèå ëþäè ïîãèáíóò, åñëè ó íèõ íå áóäåò Áîãà, ê êîòîðîìó îíè ìîãëè áû ïðèéòè, íà êîòîðîãî ìîæíî áûëî áû ïîëîæèòüñÿ è íàäåÿòüñÿ â áóäóùåì ïîëó÷èòü áëàãîñëîâåíèÿ. (М.Генри)

 

10.4 Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих.

д7 ГDь во хрaмэ с™ёмъ своeмъ. ГDь, на нб7си2 пrт0лъ є3гw2: џчи є3гw2 на ни1щаго призирaетэ, вBжди є3гw2 и3спытaетэ сhны человёчєскіz.

4. АДОНАЙ БЕhЕХА¢ЛЬ КОДШО, АДОНАЙ БАШАМАЙИМ КИСЪО, ЭНАВ ЕХЕЗУ АФЪАПАВ ЙИВХАНУ БЕНЭ АДАМ.

Когда Израиль выполняет волю Господа, Он пребывает в Своем Храме, но когда Его воле не следуют, Его престол на небесах. Сказал р. Элиазар: Даже в разрушенном храме продолжается присутствие Господа, как сказано: Господь в Господь в Своем храме. Несмотря на то что «Его престол в небесах», Он присутствует в Храме. (Шохер Тов)

 

Мессианский аспект: Господь пребывает в храме Своем – а храм его это человек Йешуа, несмотря на то, что на небесах престол Его. Бог видит всех, но Он сокрыт в храме Своем под человеческим естеством Мессии, подобно как зрачек сокрыт веком и ресницами. Сокрытием этим (веками) испытывается народ. Те кто принимает Мессию, оказываются испытанными и верными Ему. (ПВ)

 

Нравственный аспект: Глаза Его смотрят – почему бывает плохо праведнику, и благоденствуют злодеи? Если бы было иначе, и все люди делали бы только благо, и не было бы у человека возможности самому выбрать, что правильно, а что нет, не осталось бы места награде и воздаянию (Мешех Хохма).

 

Вежди же Его или глазные веки суть как бы некоторое покрывало этого самого ведения Божия, ибо веки служат покрывалами для глаз. Итак веждами (веками и ресницами) пророк выражает то, что Бог, хотя и представляется и почитается как бы невидящим сокрытых глубин души и сердца, однако ж тем не менее Он видит и испытывает оные. (Зигабен)

Подобно понимает и А. Эскин, сокрытие от нас небесного Престола.

«Господь на небесах – в далекой выси сокрыт Он от человека. Как будто вежды Он прикрыл, испытывая нас».

 

Веки (глаза) Его испытывают сынов - Тут приводится знаменитый мидраш про то, что трепальщик льна сильно треплет только очень хороший лен, потому что от этого он становится крепче и более гибким, а если этот лен плохой, то он его сильно трепать не будет, потому что он вовсе сломается и станет ни на что не годным. Поэтому Всевышний испытывает праведного, и мы знаем, что здесь есть знаменитый опять же теологический вопрос о том, что если Всевышний все знает заранее, то зачем тогда Ему проводить испытания? Ответ такой, что эти испытания нужны не для испытателя, а для испытуемого. То есть, человек для того, чтобы его потенциал раскрылся, нуждается в снарядах для реализации своего потенциала. И получается так, что праведный представляет интерес для Всевышнего, и испытывая его, Всевышний тем самым укрепляет его и помогает ему. (Иудейск толк)

 

16 питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро,

17 и чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие",

18 но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим.

(Втор.8:16-18)

 

10.5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

є7 ГDь и3спытaетъ првdнаго и3 нечести1ваго: любsй же непрaвду ненави1дитъ свою2 дyшу.

5. АДОНАЙ ЦАДИК ЙИВХАН, ВЕРАША ВЕОhЭВ ХАМАС САНЕА НАФШО.

Наша жизнь испытание на верность.

Почему Всевышний посылает души на землю? Почему не оставляет их в высших мирах, где они не знают греха? Всевышний желает, чтобы души заслужили награду за исполнение заповедей и добрые дела, чего души не могут сделать, находясь на небесах. (Сидуро шель Шаббат).

 

Вера в Бога не служит гарантией легкой жизни. Скорее она приносит испытания праведным, но нечестивые подвергнутся Его гневу (НБК)

 

Понятие «испытание» относится только к испытуемому: ведь человеку в его поступках предоставлена полная свобода выбора - если захочет, сделает, а не захочет, не сделает. И Тот, Кто подвергает испытанию, да будет благословенно Его Имя, повелевает человеку реализовать его потенциальные возможности в реальном поступке, чтобы человек получил вознаграждение не только за добрые порывы сердца, но и за реальное действие. И знай, что «Бог испытывает праведного» (Теилим 11:5), Так как Он знает, что праведник выполнит Его волю, - и поэтому, желая увеличить его заслуги, посылает ему испытание, но Он не испытывает нечестивцев, которые Его не послушают. А значит, все испытания, о которых говорится в Торе, - на благо. (Рамбан)

 

В мидраше приводится образное сравнение: «Горшечник, который проверяет свои изделия, не испытывает негодные кувшины, потому что знает, что не успеет он ударить по ним, как они разобьются, но он проверяет качественные кувшины, которые не треснут, даже если постучать по ним несколько раз. Так, и Святой, благословен Он, не испытывает порочных, ибо не устоят, но испытывает лишь праведных» (Берешит раба 34:2).

 

Р. Йерухам Лейбович на высказывание мидраша о испытании крепких сосудов, говорит: Слова о том, что Господь испытывает только праведных, верны и по отношению к каждому человеку. Господь испытывает в нас только те стороны характера и качества, в которых мы сильны, в которых мы, если можно так выразится, праведны. И поэтому в любом испытании, которому подвергается человек, он в состоянии выстоять.

 

Его глаза взирают, вежды Его проверяют сынов Адама - Это в смысле ибо  возвышен  Господь,  а  униженного  видит (Пс. 138, 6). Праведному и нечестивому Он воздаст каждому по его деяниям.

Господь праведного проверяет - В смысле кого любит Господь, того назидает  (Притч. 3, 12). Он наводит беды на праведного и проверяет его на глазах у всех,  чтобы обнаружить его праведность перед людьми. Ибо вовек не поколеблется  сердце праведного из-за бедствий, а (испытание) очистит его от его проступков. (Радак)

12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. (Прит.3:12)

 

6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. (Евр.12:6-8)

 

71 Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим. (Пс.118:71)

 

Ненавидит Он – откладывает воздаяние за грехи до мира грядущего, и там отправляет Его в геену. (Мидраш Теилим)

 

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. (Пс.5:6)

7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю. (Пс.30:7)

‎שָׂנֵא‎
A(qal): ненавидеть, не любить;
прич. ненавидящий, ненавистник, враг.
B(ni): быть ненавидимым.
C(pi): прич. ненавидящий, ненавистник, враг.

 

Т.е. не назидает не учит, не вразумляет злодея, оставляя его в покое до загробного суда. Здесь Он видеть его не желает, ведь только того наказывает и назидает к кому благоволит.

Можно привести пример плачущей женщины которую некий преподобный встретил в церкви. На вопрос почему она плачет, он услышал ртвет, удививший его. Ее скорбь от того что она в течении года не испытала ни одной скорби, и даже ни одна курица не пропала. Это ее очень беспокоит, так как Бог может быть оставил ее…

 

Любящего насилие. ХАМАС = Притеснение грабительство, насилие. Всякий притесняющий и вымогающий – ненавистенв глазах Божьих.

Бог дал нам свободу и уважает ее. «Все подвластно небесам, кроме страха перед небесами». Бог даровал свободу выбора в главном – в любви и послушании. Все что насилует данную Богом свободу тоже ХАМАС. А насилие ненавистно Всевышнему. Под насилием понимается также всякое колдовство и магия, которая в своем духовном насилии пытается подчинить свободную волю человека своим желаниям. (ПВ)

 

10.6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер - их доля из чаши;

ѕ7 Њдожди1тъ на грёшники сBти: џгнь и3 жyпелъ, и3 дyхъ бyренъ чaсть чaши и4хъ

6. ЯМТЭР АЛЬ-РЕШАИМ ПАХИМ, ЭШ ВЕГОФРИТ ВЕРУАХ ЗИЛЪАФОТ МЕНАТ КОСАМ.

Итак Давид говорит, что часть чаши грешников, или, по словам св. Ки­рилла, наказание их от Бога есть огонь и сера. И это образ вечного огня нечестивым. Образ этот взят из истории поражения грешных городов Содома и Гоморры.

 

פחים = ПАХИМ. Это слово стоит в псалме. Оно ведь даже более правильным прочитывается как СЕТИ, а не как угли ПАХМИМ. Ведь необычным образом множественное число не написано в еврейском тексте.

 

Не так уж и противоречиво если там будет стоять слово сеть.

Одождит на грешники СЕТИ: огонь, жупель и дух бурен, часть чаши их.

Т.е. СЕТЬ указывает, то что ниспосылается, есть последствия злодейской жизни - наказание. Злодеи уловлены своим беззаконием. Эта сеть ловушка - Геином. Мидраш при толковании этого стиха перечисляет названия Преисподней. Грехи и есть та ловушка и те узы которые связывают человека,и соединяют его с Шеолом.

 

12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.

13 Они получат возмездие за беззаконие… (2Пет.2:12,13)

 

Грешник пойман (уловлен) свими грехами:

 

13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят. (Пс.58:13)

 

22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: (Прит.5:22)

 

И если в 3 стихе слово hАШАТОТ = основания, понимать и как СЕТИ, то возможен драш, который наставляет нас в том, что СЕТИ дя праведника, которые ставит нечестивый, будут разрушены ради праведника, но в тоже время эти же сети (т.е. злые намерения нечестивых) будут для самих же злодеев ловушкой и падением. Это хорошо видно из стиха предыдущего псалма: (ПВ)

16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. (Пс.9:16)

 

РУАХ ЗИЛЪАФОТ = Ветер порывистый (или: палящий). Это слово ЗИЛЪАФОТ означает порыв или пылание. (Радак) В славянском переводе в отличии от синодального где написано «палящий ветер», написано «дух бурен». (ПВ)

 

Сказал раби Юдан: С небес не исходит дурное. Но Господь прольет дождь, а уже внизу вода станет серой. Запах серы отвратителен душе человека, ибо знает та, что в будущем будет ею судима. (Ялкут Шимони). Мидраш говорит образом. Все что исходит от Всевышнего – благо. И Дух Его пребывающий в тварном мире, как дождь питающий землю. Но для недостойных Свет его ослепляет, и Любовь Его опаляет. (ПВ)

 

Огонь, сера и ветер буйный злодеям. В слове уголь – «пахим», намек. Оно и «ловушку» обозначать может. Как одождит росой землю Г-сподь, свет Его обратится злу в погибель. (А. Эскин)

 

То что Свет Всевышнего будет для не познавших Его свет в земной жизни наказанием и мучением есть в иудейском учении.

 

В будущем Святой, благословен Он, вытащит Солнце из его ножен, и им (Солнцем) судит мир — грешники сгорят в нем, праведники — излечиваются в нем… (Бавли, Недарим 8б)

 

Свет миру – это Слово Его. Огонь – Дух Его. Свет миру Христос[4], и Он же Солнце правды. Человечество видело это Солнце как в ножнах – прикрытым человеческим естеством. Но на Суде Свет Всевышнего осветит всех. И одни будут в радости Света Его, а другие не причастные Ему в поядающем огне Света Его. (ПВ)

1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.

2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;

(Мал.4:1,2)

 

10.7 ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника. 

з7 Ћкw првdнъ гDь и3 пр†вды возлюби2: правwты6 ви1дэ лицE є3гw2

7. КИ-ЦАДИК АДОНАЙ ЦЕДАКОТ АhЭВ, ЯШАР ЕХЕЗУ ФАНЭМО.

Благорасположение Господне к цадикам - праведникам. Т.е. Бог Праведен (КИ ЦАДИК АДОНАЙ) и благорасположение Его к преподобным Ему, т.е. к творящим правду ЦДАКОТ. (ПВ)

Лице Его видит праведника, то есть Он благосклонно взирает на праведного. Таким образом, вера имеет три аспекта:

1.вера стремится к безопасности (1 стих);

2.вера воспринимает жизненные испытания как предназначенные Богом для праведника (первая половина 5 стиха);

3.вера ожидает благословенного исхода.

Ведь, для праведных испытания Божьи — это пути, ведущие в Его присутствие (7 стих).(НБК)

 

Этот стих возможно перевести как Благорасположение Бога к праведным в двух описаниях:

1.Бог смотрит на праведного (с благорасположением).

2.Бог позволяет видеть Себя тем кто на прямом (ЯШАР) пути - праведен.

Так комментирует Радак:

Прямого узрит Его лик (или: Прямого (ЯШАР) узрят их лица)  - И мужа прямого узрит Его лик, в  смысле и обращу к вам лицо (Лев.26:9). ПАНЕМО - то же, что ПАНАВ (Его лицо). Или понимать нужно в смысле в праведности буду Тебя лицезреть” (Пс.17:15). Или же ПАНЕМО означает их лица в буквальном смысле, потому что ”МЕМ” и ”ВАВ” указывают  на множественное число. В этом случае понимать нужно так: лица праведных узрят Бога, Кто  прям. (Радак)

 

 

Вот различные переводы этого стиха:

Ибо праведен Господь: Он правду любит прямо глядит ему в лицо. (Левинов).

Ибо праведен Господь, справедливость любит, прямые воззрятся лик Его. (подстрочник)

Праведен Господь и любит только праведность и только праведника, видит лицо Его (Вишняков),

Ибо Господь праведен, любит правду; лицо Его видит праведника (Павский).

Ибо Господь праведен, Он праведность любит, Прямого будут они лицезреть. (Гурфинкель)

 

Как мы знаем из нагорной проповеди Спасителя, что

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Матф.5:8)

 

На иврите ЦеДАКА = праведное, может пониматься «пожертвованием и милостыней». Когда даем милостыню нуждающимся, мы выправляем (прямым = ЯШАР делаем) свой путь, уподобляясь Творцу. Для нас – Он всегда дающий милостыню = ЦеДАКА.

    «ЦЕДАКА» – милостыня, а в удвоении или во множестве – «ЦЕДАКОТ». Господь – Цадик (праведный) и любит цедакот.

И это есть таинство прямого = ЯШАР пути к Богу, чтоб ни вправо и ни влево не перетягивало. Мы имеем понимание, что Милость и что к Суд Его.  (А. Эскин).

 

Суд и Милость Всевышнего, это Его милостыня (цдакот) к нам, которые уравновешивают наш путь не давая уклонится с пути прямого (яшар). Это как шест о двух концах, врученный канатоходцу, что бы тот не упал, а держал равновесие на своем пути. (ПВ)

 

 

 

 

 

[1] «Лети» - перевод не совсем точный, поскольку слово НУДИ имеет оттенок скитальчества. Ср. сказанное Господом Каину: «…Изгнанником и скитальцем будешь ты на земле» (Брешит 4:12).(М. Ковсан) В славянском наиболее точно выражено в сравнении с русским слово ПРЕВИТАЙ. Витай-пархай, летай – пре – перемещаясь с места на место. (ПВ)

[2] «Ахла ве-ахла» 136. (47 слов в конце которых стоит ВАВ, а надо читать ЙУД).

[3] ”Архем” как ”миархем” (от вашей горы)

[4] Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Иоан.8:12)


Назад к списку