От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 17 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

17 Псалом Давида - объяснение (Видео)

Псалом 17

МИЗМОР ЙУД ХЕТ (18)

Псалом по счету Масоры 18. В иудаизме есть 18 благословений установленных для прославления Всевышнего. Это псалом хваления, благодарения и прославления соотносится с 18 благословлениями и прославлениями Бога.

ХЕТ + ЙУД = ХАЙ = ЖИЗНЬ. Числовое значении слова ХАЙ = 18

Этими двумя буквами (ХЕТ-ЙУД) на иврите записывается слово - ЖИЗНЬ.

Этот псалом - благодарение за избавление и дарование жизни, благодарение за царство, и есть благословение Всевышнего, Который есть Жизнь и податель Жизни.

1. Давид избавлен от врагов и от смерти, он стал царем. Это благодарение за жизнь = (ХАЙ).

2. Иисус избавлен от смерти в воскресении Своем и есть наш Спаситель и Царь. Это благодарение за жизнь = (ХАЙ).  (ПВ)

 

Этот псалом – hалель (благодарственный гимн) для отдельного человека, а не для всей общины. Эту песнь благодарности царь Давид составил после победы над врагами, после того, как всем стало ясно, что его власть укрепилась. Давид благодарит Всевышнего за все милости, которые Творец даровал ему со дней юности его. (М. Левинов)

Этот же псалом записан в книге 2Царств, в 22 главе, и указывает на значимость этого псалма.

Эта глава - самая большая по объему в первых двух книгах Теhилим. Условно ее можно разделить на две части:

Первая – спасение от бед (ст. 2-31),

Вторая – победа над врагами. (32-51)

Эта глава Теhилим и 2Царств 22, являются практически идентичным текстом. Еще р. И. Абрабанелем было проведено тщательное сравнение обоих текстов. Вывод, который был сделан многими комментаторами, заключается в том, что текст в книге Шмуэль больше «привязан» ко времени и событиям, а глава Теhилим - текст более молитвенного и вневременного характера, о чем, к примеру, свидетельствует большее количество глаголов в книге Шмуэль в прошедшем времени по сравнению с книгой Теhилим. (М.Ковсан).

Поэтому этот псалом в отличии от 22 главы 2 книги Царств, кроме буквального понимания относящегося к Давиду Царю, есть еще и пророчество о Машиахе, Который пребывал в смертельной опасности, но быв избавлен через Воскресение воцарился над всем творением Божьим. (ПВ)

 

17.1 Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:

а7 Въ конeцъ, џтроку гDню дв7ду, ±же глаг0ла гDеви словесA пёсни сеS, въ дeнь, въ џньже и3збaви є3го2 гDь t руки2 всёхъ вр†гъ є3гw2 и3 и3з8 руки2 саyли: и3 речE:

1. ЛАМНАЦЭЯХ ЛЕЭ¢ВЕД АДОНА¢Й ЛЕДАВИ¢Д, АШЕ¢Р ДИБЭ¢Р ЛАДОНА¢Й ЭТ-ДИВРЭ¢ hАШИРА¢ hАЗО¢Т, БЕЁМ hИЦИЛЬ-АДОНАЙ-ОТО¢ МИКА¢Ф КОЛЬ-ОЕВА¢В УМИЯ¢Д ШАУ¢ЛЬ.

Давид сложил эту песнь, когда чудом спасся от воинов Шауля окруживших его у скалы в пустыне Маон. (Шохер тов)

21 И сказал им Саул: ….

23 и высмотрите, и разведайте о всех убежищах, в которых он скрывается, …..

25 И пошел Саул с людьми своими искать [его]. Но Давида известили об этом, и он перешел к скале и оставался в пустыне Маон. И услышал Саул, и погнался за Давидом в пустыню Маон.

26 И шел Саул по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их;

27 тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи, ибо Филистимляне напали на землю.

28 И возвратился Саул от преследования Давида и пошел навстречу Филистимлянам; посему и назвали это место: Села-Гаммахлекоф. Села Хаммаhалекот - Скала Разделений или раздора.

(1Цар.23:21-28)

С тех пор, когда Давид и его войско проходили место где произошло это чудо, он и 600 воинов, которые были с ним тогда, спускались с коней, и склоняясь ниц говорили вознося хвалу Богу: Благословен Тот, кто совершил для нас чудо на этом месте. (Шохер тов)

А в Мецудад Давид записано предание, что с тех пор, этот псалом Давид воспевал при избавлении от любой беды.

 

Раб Господень – человек, все помыслы и все поступки которого совершаются во Имя Всевышнего, называется “раб Господень”. Давид, куда бы ни шел, что бы не делал, совершал это во Имя Творца и во всем полагался только на Него, как раб полагается во всем на своего господина (Радак).

В Торе “раб Господень” – это высший титул, которым может быть награжден человек. Рабами Господа в Писании называются Авраам, Моше, Иеhошуа, Давид и пророки. Такое надписание в Теhилим встречается лишь дважды:  кроме этой главы в псалме 35(36). (Ковсан)

 

Заглавие псалма заслуживает особого внимания. Хотя в момент написания Давид был царем, он назвал себя «рабом Господним» не упомянул о своем высоком чине, потому что он почитал за большую честь называться рабом Господним, чем царем иудейским. (Сперджен)

 

Кстати заметить, порой в нас видно обратное этой добродетели. Мы выпячиваем свою православность, но пренебрегаем званием Христианина.

- Ты христианин?

- Нет, я православный! Можно нередко услышать в ответ.

Нужны приоритеты в главном, оставляя частности во второстепенном. Это же главным образом касается приоритета Веры, над второстепенностью обычаев и традиций.  (ПВ)

От руки всех врагов и от руки Саула: Саул стоил всех врагов Давида вместе взятых. (Мецудат Давид и Радак).

А Раши добавляет ремез о Иерехоне, сближая образ небольшого но сильного города с Саулом, а большую Страну, со всеми остальными врагами Давида: Подобно этому: и осмотрели Страну и Иерехон… (Ис.Нав. 2:1).

 

17.2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!

в7 Возлюблю1 тz, гDи, крёпосте моS:

2. ВАЁМА¢Р, ЭРХОМХА¢ АДОНАЙ ХИЗКИ¢.

Этого стиха нет во 2 книге Царств 22.

Этот стих трижды произносит священник в алтаре перед Евхаристическим каноном, где освящаюется хлеб и вино для Святого Причастия. Покланяясь Богу и целуя дискос с Хлебом, чашу с Вином, и престол, на котором они стоят, произносит перед Всевышним: Возлюблю2 тS гDи, крёпосте моS, гDь ўтверждeніе моE, и3 прибёжище моE (ПВ).

 

Любовь к Господу - это величайшая близость человека к Творцу в этом мире. А  страх пред Б-гом предшествует любви. Усвоив страх, человек обретает любовь:  он служит Творцу из любви, даже если ему награды не будет. (Радак).

 

18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

(1Иоан.4:18)

 

Если страх не дает уйти и удалится от Творца, то любовь, приближает нас и соединяет с Творцом.

Для того, чтобы удержать в безопасности, нужен страх, это начало пути. Это начало премудрости. А любовь, это совершенство и преподобие Ему. Если страх не дает человеку отдалится от Бога, то любовь дает человеку прилепится к Богу. Страх – ограда двора, а любовь – дом. (ПВ).

 

17.3 Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.

г7 гDь ўтверждeніе моE, и3 прибёжище моE, и3 и3збaвитель м0й, бGъ м0й, пом0щникъ м0й, и3 ўповaю на него2: защи1титель м0й, и3 р0гъ спcніz моегw2, и3 застyпникъ м0й.

3. АДОНАЙ САЛЪИ¢ УМЦУДАТИ¢ УМФАЛЬТИ¢, ЭЛИ¢ ЦУРИ¢ ЭХЕСЭ-БО¢ МАГИНИ¢ ВЕКЕРЕН-ЙИШЪИ¢ МИСГАБИ¢.

Твердыня = скала моя – кроме защиты которая надежна, здесь Раши усматривает и игру слов гора (СЕЛА = твердыня, гора, скала; САЛЪИ = скала моя), с той скалой - горой, которая отделяла воинов Саула от Давида, где он получил спасение. И шел Саул по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы. Села-Хаммаhалекот. (ПВ)

 

Когда человек ищет защиты на круче или в крепости (СЕЛА и ЦУР), порою ему  удается спастись, а порою не удается, и даже там враги его настигают. Но я  защиты искал в Твоем Имени, и Ты всегда меня спасал. (Радак)

 

Все перечисления слов, которые восхваляют Господа, это то, что делает для нас Бог. (ПВ)

 

17.4 Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.

д7 ХвалS призовY гDа и3 t вр†гъ мои1хъ спасyсz.

4. МЕhУЛА¢ЛЬ ЭКРА¢ АДОНАЙ, УМИН-ОЕВА¢Й ИВАШЕ¢Я.

Восхваляя, призову Господа – праведники знают секрет: просьбу к Всевышнему надо выстраивать не как прошение, а как прославляющую молитву. Так, например, если человек просит об исцелении, то следует славить Всевышнего, исцеляющего больных (р. Модино).

Наша молитва будет качественно другой, если в ней будут не только прошения, но главным образом, восхваления и благодарения. Если у нас есть прошение к Нему – СПАСИ, то никогда не забывай прославить Его как Спасителя. СПАСИ меня – Ты СПАСИТЕЛЬ мой! (ПВ).

 

17.5 Объяли меня муки смертные (слуги смерти), и потоки беззакония устрашили меня;

є7 Њдержaша мS бwлёзни смє1ртныz, и3 пот0цы беззак0ніz смzт0ша мS:

5. АФАФУ¢НИ ХЕВЛЕ-МА¢ВЕТ, ВЕНАХАЛЕ¢ ВЕЛИЯ¢АЛ ЕВААТУ¢НИ.

Раши и Йонатан в Таргуме понимают в двух вариантах слово ХЕВЛЕ-МА¢ВЕТ.

  1. Вариант: по Раши и Йонатану: ХАВЛЕ = свита, группа.
  2. Вариант: ХАВЛЕ = муки, мучения.

ВЕНАХАЛЕ¢ ВЕЛИЯ¢АЛ ЕВААТУ¢НИ = Ямы Велиала устрашали меня.

‎נַחַל‎
1. русло;
2. речка, ручей, поток;
3. долина;
4. яма, шахта, колодезь.

 בְּלִיַּעַל‎
негодность, нечестие;
прил. негодный, нечестивый, развратный, развращённый.

(негодный – не имеющий ярма) Велиал – не имеющий «ярма Небес». Тот, кто не имеет ничего ценного на себе, никуда негодный.

 

Мессианский аспект: Машиах перед казнью. (ПВ)

 

17.6 цепи (ловушки) ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.

ѕ7 бwлёзни ѓдwвы њбыд0ша мS, предвари1ша мS сBти смє1ртныz.

6. ХЕВЛЕ¢ ШЕО¢ЛЬ СЕВАВУ¢НИ, КИДЕМУ¢НИ МО¢КЕШЕ МА¢ВЕТ.

Мессианский аспект: Машиах перед казнью. (ПВ)

 

ХАВЛЕ = СЛУГИ. А синодальный перевод – ЦЕПИ.

חֶבֶל‎

הֶבֶל‎

1. верёвка;
2. верёвка измерительная, мера длины;
3. силок;
4. участок (поля), удел;  область, район, край;
6. истребление, уничтожение;
7. группа, толпа, стадо;
8. родовые боли, муки при родах; - плод чрева.

‎ 1. суета, пустота, тщета, напраслина;
 2. дуновение, дыхание.

 

При изучении этого псалма меня заинтересовало это слово (ХАВЕЛЬ = группа, веревка), тем, что оно созвучно с другим известным словом – hАВЕЛЬ = суета.

В иудейской традиции (в школах р. Элиэзера и р. Меира) при выводе драша из стиха Писания, допускалась замена одной буквы на другую. Например, АЙН менялась на АЛЕФ, или ХЕТ на hЕЙ. (Пример можно увидеть Бавли Брахот 32а).

Через ХЕТ  ח – ХАВЕЛЬ = веревка, силок, ловушка.

Через hЕЙ  ה – неогласованное написание будет – hАВЕЛЬ = суета, тщета.

 

Как в псалме (Пс.26:14) Надейся на Господа = КАВЭ ЭЛЬ АДОНАЙ, есть связь «веревкой» со Всевышним через спасительную надежду (которая от Бога поддерживает нас сверху). Ведь КАВ = веревка. КАВЭ = надейся.

 קָוָה‎
A(qal): ждать, ожидать;
перен. надеяться, уповать.
B(ni): собираться.
C(pi): 1. ждать, ожидать;
2. поджидать, подстерегать.

 

Так и в ХЕВЛЕ ШЕОЛЬ (если учесть что хет и хей при выводе драша взаимозаменяемы) показывает что ХЕВЕЛЬ = веревка, которая может связывать нас  с преисподней, это суета = hАВЕЛЬ, тщетное и бесполезное, вытесняющее Истину и Пользу, которые ради Царства Всевышнего должны быть в добрых плодах нашей жизни.

Суета - это ловушка и силок Геинома. Это Цепи Преисподней. Если мы ухватимся за веревку = ХАВЕЛЬ которая есть hАВЕЛЬ = суета, брошенную нам из преисподней, мы будем находится в большой опасности. hАВЕЛЬ будет тянуть нас вниз. Но если мы ухватимся за веревку = КАВ, которую будет держать Бог, если мы надеемся = КАВЭ на Него, то мы не упадем в Шеол, и цепи ада, силки и его муки Геинома не будут обладать нами. (Иов. 5:16)

А что есть hАВЕЛЬ = суета, в нашей жизни. Это то, что не принесет нам пользы для жизни вечной. Это то, что тщетно и бесполезно. Если кто-то думает обманом, притеснением и ложью приобрести себе пользу и достаток, пусть знает, что это ХАВЕЛЬ который ловит его в свой силок, связывает его, и тянет в Геином. И это есть тот самый hАВЕЛЬ, который не приносит пользы, и есть суета. Эта цепь Шеола, которая тянет в Геином и притягивает суетой грех на человека, упоминается у пророка Исайи.

 

18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие ВЕРВЯМИ СУЕТНОСТИ, и грех - как бы ремнями колесничными; (Ис.5:18)

 

В этом стихе слово ВЕРЕВКИ – это ХАВЛЕ. Но чтобы усилить смысл суеты в сторону греха, слово суета здесь читается не через hАВЕЛЬ, а через ШАВ, в котором смысловой оттенок ложь, обман суета. Эта веревка суеты и беззакония влекет пойманных и связаных ей в ад. Освободившись от суеты, которая есть зло, мы освобождаемся от цепей ада. Отпустив конец веревки = ХЕВЕЛЬ, нам нужно ухватится за другой конец веревки = КАВ. Вместо суеты, держатся за надежду. Когда мы держимся за нить надежды (КАВ), мы уповаем на Бога - КАВЭ ЭЛЬ АДОНАЙ. Если Бог держит нашу надежду, если мы пойдем и по сени смертной, то не понесем урона. Если земля выйдет из под ног, нас удержит вервь наежды которую держит Бог. Отпустив ХАВЕЛЬ, не отпускай КАВ. Отбросив hАВЕЛЬ = суету, удерживай = ТИКАВ = надежду. (ПВ)

17.7 В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.

з7 И# внегдA скорбёти ми2, призвaхъ гDа и3 къ бGу моемY воззвaхъ: ўслhша t хрaма с™aгw своегw2 глaсъ м0й, и3 в0пль м0й пред8 ни1мъ вни1детъ во ќшы є3гw2.

7. БАЦАР-ЛИ¢ ЭКРА¢ АДОНАЙ ВЕЭЛЬ-ЭЛОhА¢Й АШАВЭ¢Я, ЙИШМА¢ МЕhЕХАЛО¢ КОЛИ¢, ВЕШАВЪАТИ¢ ЛЕФАНА¢В ТАВО¢ ВЕОЗНА¢В.

Буквально – теснота и скорби Давида, которые он испытывал от притеснения врагов.

 

Аскетический аспект (драш): Часто мы находимся в притеснении, чтобы познать правильный путь. Почему? Когда теряется путь истины и человек блуждает во дворах неправды и суеты, Бог сужает его путь и ведет коридором спасения. Но стены этого узкого коридара ведущего в жизнь вечную – притеснители и злодеи. Очень часто попускается притеснение человеку тогда, когда сам он не в состоянии уразуметь и увидеть тропинку жизни среди широких дорог смерти. (ПВ)

 

Мессианский аспект: 7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение;

8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,

(Евр.5:7,8)

 

Услышал от чертога Своего – чертог, это Человеческое естество Христа. Мессия – это Третий храм. Он услышан Всевышним, и Он спасен Воскресением.

Христос воскрес из мертвых славою Отца (Рим.6:4) (ПВ)

 

17.8 Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог];

и7 И# подви1жесz и3 трeпетна бhсть землS, и3 њснов†ніz г0ръ смzт0шасz и3 подвиг0шасz, ћкw прогнёвасz на нS бGъ.

8. ВАТИГЪА¢Ш ВАТИРЪА¢Ш hАА¢РЕЦ УМОСЕДЭ¢ hАРИ¢М ЙИРГА¢ЗУ, ВАЙИТГААШУ¢ КИ-ХА¢РА ЛО.

Сказал пророк Илия: В час, когда Господь, глядя на Свою Вселенную, видит театры и цирки, и народы мира, пребывающие в довольстве, в то время как Храм Божий разрушен и народ Израиля в беде, Его охватывает порыв разрушить мир, как написанов этом стихе: Потряслась и всколебалась земля. (Шохер тов)

 

В мессианском аспекте: На Кресте был разрушен Храм пречистого Тела Мессии. Потряслась и восколебалась земля в момент смерти Христа Спасителя. (ПВ)

 

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

(Лук.23:44,45)

 

земля потряслась; и камни расселись;

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

(Матф.27:51-54)

 

17.9 поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли [сыпались] от Него.

f7 Взhде дhмъ гнёвомъ є3гw2, и3 џгнь t лицA є3гw2 восплaменитсz: ќгліе возгорёсz t негw2.

9. АЛА¢ АША¢Н БЕАПО¢ ВЕЭШ-МИПИ¢В ТОХЭ¢ЛЬ, ГЕХАЛИ¢М БААРУ¢ МИМЭ¢НУ.

7 Явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,

8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,

9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,

10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших. (2Фесс.1:7-10)

 

Написано в 31 стихе что Слово Его – чисто. И здесь видим – слово из УСТ ЕГО – огонь поядающий нечистоту. В огне уничтожается то, что огонь может съесть. Поядает огонь то, что не может быть причастно огню, то что не может перенять свойство огня. Если дерево, солома в огне исчезают, то железо, золото и камень сами становятся подобными огню, при воздействии огня, и становятся только чище, когда прилипшее к ним и чуждое им поглощает огонь. (ПВ)

 

В Бавли Йома 72б написано: Речение Господа – огонь очищающий. Удостоился – веселят его, не удостоился – очищают до смерти. Раби Шимон бен Лакиш сказал:из последнего этого стиха следует это. Удостоился – очищают для жизни, не удостоился – очищают до смерти.

 

11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем ни ночью. (Откр.14:11)

Обычный дым скоро рассеивается. Но дым от гнева Его – восходит вечно. (ПВ)

 

17.10 Наклонил Он небеса и сошел, - и мрак под ногами Его.

‹ И# приклони2 нб7сA и3 сни1де, и3 мрaкъ под8 ногaма є3гw2. T њблистaніz пред8 ни1мъ w4блацы проид0ша, грaдъ и3 ќгліе џгненное.

10. ВАЕ¢Т ШАМА¢ЙИМ ВАЕРА¢Д, ВААРАФЭ¢ЛЬ ТА¢ХАТ РАГЛА¢В.

День Славного пришествия Мессии, Праведного Судии живых и мертвых, в сонме ангелов.

Наклонил небеса – Явился в этот мир.

Мрак – непознаваемость Божия Его Творением, но которые иудейские комментаторы понимают мрак и темноту, как Суд над нечестивыми. Здесь Суд описан словами низвержения грешников – мрак (АРАФЭЛЬ – мрак, мгла, тьма) и мглу Он бросил под ноги Свои. (ПВ)

И мгла у Него под ногами - Мглу и мрак Он бросил под ноги Себе, в гневе их  попирая. (Радак)

Под ноги Его - Удаление в геином грешников – это милость Божия к ним. Так как среди святых у Лица Его, Огонь уст Его будет более обжигать не причастных Ему чем там, куда удалит их Бог. (ПВ)

 

17.11 И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.

а7i И# взhде на херувjмы и3 летЁ, летЁ на крил{ вётрєню.

11. ВАЙИРКА¢В АЛЬ-КЕРУ¢В ВАЯО¢Ф, ВАЕ¢ДЕ АЛЬ-КАНФЕ-РУ¢АХ.

Всевышний продолжает пребывать “на крылах духа”, то есть там, где исполняют законы Его (р. Моше-Гирш Фокс).

 

Шестокрылые Херувимы – Маген Давид. См. ст 37. Ты дал мне щит спасения. Маген Давид - Щит (звезда) Давида образно изображает шестокрылого Херувима на котором почивает Бог. По преданию на щите Давида был написан 66 (67) псалом который симметричен в написании, и его изображают в форме миноры (семисвечника). Сам же семисвечник есть изображение стоящего Херувима с поднятыми шестью крыльями. Звезда же Давида это упрощенное изображение шести крыл крувима. И менора и Маген Давид являются эмблемами Израиля. (ПВ)

 

17.12 И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.

в7i И# положи2 тмY закр0въ св0й: w4крестъ є3гw2 селeніе є3гw2: темнA водA во w4блацэхъ воздyшныхъ.

12. Я¢ШЕТ ХО¢ШЕХ СИТРО¢ СЕВИВОТА¢В СУКАТО¢, ХЕШХАТ-МА¢ЙИМ АВЭ¢ ШЕХАКИ¢М.

Это иносказание, относится к бедам, которые для них мрак. Или же следует понимать, что, ниспосылая им предопределения, Б-г кладет мрак сокрытием, кущей вокруг Себя, чтоб Его не видели, т.е. скрывает Себя от них. (Радак)

 

Здесь Мрак в оригинале не АРАФЭЛЬ, как в 10 стихе, а ХОШЕХ – (темнота, сумерки, мрак).

"Тьму сделал покровом” – тьма – символ непостижимости Всевышнего (рабейну Бехайе). "Тьму сделал покровом Себе” – нет места, где бы не пребывал Всевышний, даже в самых темных местах найдешь Его, надо только хорошо поискать (Цидкат hаЦадик).

 

17.13 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные.

г7i T њблистaніz пред8 ни1мъ w4блацы проид0ша, грaдъ и3 ќгліе џгненное.

13. МИНО¢ГА НЕГДО¢, АВА¢В АВЕРУ¢ БАРА¢Д ВЕГАХАЛЕ-Э¢Ш.

Он блистает, а у врагов темнота. Они во тьме, над ними тучи. Это как образ тьмы египетской. Народ видел свет, а египтяне были во тьме, так что и огня зажигаемого не видели. Свет Его для одних просвещенье, для других настолько ярок, что глаза ума меркнут от него. Град и угли – это огонь обжигающий. Христос также говоря о том что наказание это огонь вечный, упоминает и тьму которая в которой будут нечестивые. Этот огонь Всевышнего не светит для тех кто не был просвещен в этом мире.  (ПВ).

 

30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей. (Матф.25:30,31)

 

17.14 Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.

д7i И# возгремЁ съ нб7сE гDь, и3 вhшній дадE глaсъ св0й.

14. ВАЯРЪЭ¢М БАШАМА¢ЙИМ АДОНА¢Й, ВЕЭЛЪЁН ЙИТЭ¢Н КОЛО¢, БАРА¢Д ВЕГАХАЛЕ-Э¢Ш.

Опять видим что уста Его и Слово Его, над не могущими вместить, и не причастными Ему – град и огонь. (ПВ)

 

17.15 Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.

є7i НизпослA стрёлы и3 разгнA |, и3 мHлніи ўмн0жи и3 смzтE |.

15. ВАЙИШЛА¢Х ХИЦА¢В ВАЙФИЦЭ¢М, УВРАКИ¢М РАВ ВАЙhУМЭ¢М.

Рассеяние нужно относить к противникам Его. Здесь зло укрепляется против Бога, пока Он не явил Себя. Но от Света Его, который для зла будет как стрелы огненных лучей, как молнии, вся сила и крепость противников Всевышнего и вся гордость их рассеется, сокрушится. (ПВ)

 

17.16 И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного [гласа] Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.

ѕ7i И# kви1шасz и3ст0чницы воднjи, и3 tкрhшасz њснов†ніz вселeнныz t запрещeніz твоегw2, гDи, t дохновeніz дyха гнёва твоегw2.

16. ВАЕРАУ¢ АФИ¢КЕ МА¢ЙИМ ВАЙИГАЛУ¢ МОСЕДО¢Т ТЕВЭ¢ЛЬ, МИГААРАТЕХА¢ АДОНАЙ МИНИШМА¢Т РУ¢АХ АПЭ¢ХА.

Аллюзия на очистительные воды потопа, которые были наказанием для нечестивого поколения. И здесь указание на Суд Бога.

Но здесь, в отличие от следующего стиха, источники вод можно понимать как воды жизни, когда праведники будут до верха наполнены Духом Его. (ПВ)

 

3 ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. (Ис.44:3)

 

29 и не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог. (Иез.39:29)

 

17.17 Он простер (послал)с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих;

з7i НизпослA съ высоты2 и3 пріsтъ мS, воспріsтъ мS t в0дъ мн0гихъ.

17. ЙИШЛА¢Х МИМАРО¢М ЙИКАХЭ¢НИ, ЯМШЕ¢НИ МИМА¢ЙИМ РАБИ¢М.

В этом стихе воды, это воды бурные. Воды несущие смерть.

Аллюзия Давида о своем спасении на образе Израиля, который был избавлен у моря по выходе из Египта, и на самого Моисея (Моше – извлеченный) ЯМШЕ¢НИ МИМА¢ЙИМ. Также здесь аллюзия на воды потопа от которых праведник – Ной спасается, в отличии от злодеев своего поколения.

 

Буквально: Давид говорит о ниспосланном свыше от Господа Ангеле который сказал Саулу о нападении фелистимлян.

27 тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи, ибо Филистимляне напали на землю.(1Цар.23:27)

Слово ангел = МАЛАХ на иврите означает буквально вестник, посланник. Раши усматривает здесь явление ангела посланного свыше спасти Давида от Саула. (ПВ)

 

Мессианский аспект:

Бог услышал Сына Своего. И сейчас от имени славного Мессии, Который избавлен от бурлящих вод смерти и грядет судить, мы слышим свидетельство о спасении. (ПВ)

 

17.18 избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.

и7i И#збaвитъ мS t врагHвъ мои1хъ си1льныхъ и3 t ненави1дzщихъ мS: ћкw ўтверди1шасz пaче менє2.

18. ЯЦИЛЕ¢НИ МЕОЕВИ¢ АЗ, УМИСОНЕА¢Й КИ-АМЕЦУ¢ МИМЭ¢НИ.

Буквально: Давид о Сауле (сильный) который имел армию и царство когда преследовал Его.

 

Мессианский аспект: Ангел смерти, и ангел ада, крепче всякого человека. Но они не одолели человечество Мессии, Который по Своей человеческой природе сошел в Шеол. Почему? Потому что Христос, это не только человеческая природа, но и Сущность Благословенного – Слово Божие. Человек неразлучно соеденён со Всевышним в лице Христовом. И поэтому от Своей человеческой природы Мессия возглашает эти слова благодарения Богу. (ПВ)

 

17.19 Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.

f7i Предвари1ша мS въ дeнь њѕлоблeніz моегw2: и3 бhсть гDь ўтверждeніе моE.

19. ЕКАДЕМУ¢НИ ВЕЁМ-ЭДИ¢, ВАЙhИ-АДОНАЙ ЛЕМИШЪА¢Н ЛИ.

17.20 Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.

к7 И# и3зведe мz на широтY: и3збaвитъ мS, ћкw восхотё мz.

20. ВАЁЦИЭ¢НИ ЛАМЕРХА¢В, ЕХАЛЕЦЭ¢НИ КИ-ХАФЭ¢Ц БИ.

Буквально: Давид о своих бедах и о помощи Божией.

Мессианский: Мессия который избавлен и грядет судить говорит о том, что было с Ним. Мессия не был оставлен в тесноте Шеола вышел на проостранное широкое место. (ПВ).

7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (Пс.23:4-10)

 

 

17.21 Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,

к7а И# воздaстъ ми2 гDь по прaвдэ моeй, и3 по чистотЁ рукY моє1ю воздaстъ ми2,

21. ЙИГМЕЛЕ¢НИ АДОНАЙ КЕЦИДКИ¢, КЕВО¢Р ЯДА¢Й ЯШИ¢В ЛИ.

 

Давид выходил на войну с великим упованием на Всевышнего и молил (Теилим 18:38): «Да смогу я преследовать врагов и догнать их, и да не вернусь, пока не уничтожу их». Этого не просили Еошафат, Аса и Хизкияу, ибо не были настолько чисты. И об этом он говорил в этом стихе (Иудейский комментарий)

 

Мессианский аспект:

Вхождение в Святая Святых Неба, за закрытые двери, это возможно только чистому сердцем и руками -  Мессии:

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,

7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (Пс.23:4-10)

 

17.22 ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;

к7в ћкw сохрани1хъ пути6 гDни и3 не нечeствовахъ t бGа моегw2.

22. КИ-ШАМА¢РТИ ДАРХЭ¢ АДОНАЙ, ВЕЛО-РАША¢’ТИ МЕЭЛОhА¢Й.

Как от лица Давида так от лица Мессии.

 

17.23 ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.

к7г Ћкw вс‰ судбы6 є3гw2 предо мн0ю, и3 њправд†ніz є3гw2 не tступи1ша t менє2.

23. КИ ХОЛЬ-МИШПАТА¢В ЛЕНЕГДИ¢, ВЕХУКОТА¢В ЛО-АСИ¢Р МЭ¢НИ.

Буквально: Давид поучался ежедневно в законе Господнем. Тора была светом для него. Он старался жить так, как заповедовал Бог.

Мессианский аспект: Его заповеди всегда с Ним – ведь Он и есть Слово Отца, Которое не может быть в противоречии с волей Всевышнего. (ПВ)

 

38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

(Иоан.6:38)

 

25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

(Иоан.8:25-29)

 

17.24 Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;

к7д И# бyду непор0ченъ съ ни1мъ и3 сохраню1сz t беззак0ніz моегw2.

24. ВАЭhИ¢ ТАМИ¢М ИМО¢, ВАЭШТАМЭ¢Р МЕАВОНИ¢.

Буквально: Давид был честен. Он не роптал на Бога, Который повелел быть ему царем в то время, пока Саул был еще жив и преследовал его. Давид остерегался согрешить убийством царя, когда тот в пещере уснув, был в руках его воинов, которые желали умертвить своего преследователя, но были удержаны Давидом. (ПВ)

8 Авесса сказал Давиду: предал Бог ныне врага твоего в руки твои; итак позволь, я пригвожду его копьем к земле одним ударом и не повторю [удара].

9 Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?

(1Цар.26:8,9)

В мессианском аспекте: Христос исполнил по своему человечеству волю Бога. В посте и искушениях в пустыне, Его человечество не поддалось на искушение злого сатаны. Мессия следовал воле Всевышнего до самых страданий и смерти на кресте. (ПВ)

 

17.25 и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.

к7є И# воздaстъ ми2 гDь по прaвдэ моeй и3 по чистотЁ рукY моє1ю пред8 nчи1ма є3гw2.

25. ВАЯШЕВ-АДОНАЙ ЛИ ХЕЦИДКИ¢, КЕВО¢Р ЯДА¢Й ЛЕНЭ¢ГЕД ЭНА¢В.

Буквально: Давид стал царем в своем царстве, победив всех врагов.

Мессианский аспект: Христос по своему человеческому естеству был воскрешен и воцарен над миром видимым и невидимым.

Драш: По чистоте рук моих. Древний обычай молиться с поднятыми руками. Воздетые руки мы показываем Богу, что нет на них зла, с просьбой услышать наши молитвы. Так могут молиться только те, у кого руки не измазаны притеснением, коварством, неправдой и грехом. (ПВ)

 

17.26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,

к7ѕ Съ прпdбнымъ прпdбнъ бyдеши, и3 съ мyжемъ непови1ннымъ непови1ненъ бyдеши,

26. ИМ-ХАСИ¢Д ТИТХАСА¢Д, ИМ-ГЕВА¢Р ТАМИ¢М ТИТАМА¢М.

Масора и Славянский дают разное понимание.

Масора относит к Богу, к Его Силе обращенной на человека. А славянский (как это может показаться) относит эти стихи к самому человеку.

Если говорим о законе мера за меру – Масоретский текст.

Если говорим в нравственном смысле, то это влияние человека на человека – в Славянском переводе. (ПВ)

 

Таков Твой путь: милостивому Ты являешь милость Твою и воздаешь ему большим, чем он того заслуживает. (Радак)

 

Драш: Что такое блаженство духа и радость о Боге может понять только тот, кто это познал, для незнающих призыв и восхваление блаженства это только лозунг. Любовь понимает только полюбивший, и милость Божию познает только преподобный Богу, который приближается к Милосердию Всевышнего через добродетель милосердия. (ПВ)

 

Раши говорит о трех добродетелях, которые перечислены в 26-27 стихе, что они соответствуют трем праотцам Аврааму Исааку и Йакову.

1. Милостивый (праведный),

2. Искренний (непорочный),

3. Чистый.

А лукавый – это фараон.

 

17.27 с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его,

к7з и3 со и3збрaннымъ и3збрaнъ бyдеши, и3 со стропти1вымъ разврати1шисz.

27. ИМ НАВА¢Р ТИТБАРА¢Р, ВЕИМ-ИКЭ¢Ш ТИТПАТА¢ЛЬ.

Драш: Лукавство рождает лукавство, как и зло порождает зло, которое вредит прежде всего самому злодею. Лукавый будет обманут в своих ожиданиях и надеждах, а злодей, не извлечет добра из зла, которое творит (ПВ).

 

По Славянскому переводу: Со строптивым развратишися – если отнести к поведению человека, то при дружбе с нечестивым человек развращается. Слово обращение и развращение. Тшува возвращение обращение к Богу. Развращение это опять разворот от Бога в сторону греха.

Если отнести к Богу – Бог идет против нечестивого – делает разворот против него.

Также о единении с Богом. Бог делает нас подобными Себе. Всевышний и Слово Его чисто, свято, Он Милостив и во век Правда Его. Если мы следуем за Ним – мы уподобляемся Ему. Кто следует за богами чуждыми - идолами и бесами, тот становится подобен им. (ПВ)

 

А строптивому, извилистое  -  Ты ему доставляешь в соответствии с его  путем извилистым. (Радак)

 

17.28 ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.

к7и Ћкw ты2 лю1ди смирє1нныz сп7сeши и3 џчи г0рдыхъ смири1ши.

28. КИ-АТА¢ АМ-АНИ¢ ТОШИ¢Я, ВЕЭНА¢ЙИМ РАМО¢Т ТАШПИ¢ЛЬ.

Выражение: очи гордых смириши - невольно напоминает читателю евангельскую притчу Господа Иисуса Христа о мытаре и фарисее. (Лк. 18:10-14) или о выбирающих почетное место. (Лук.14:7-11)

 

11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Лук.14:7-11)

 

Ибо Ты спасаешь бедный народ - Ты неизменно поддерживаешь бедных и гонимых и унижаешь заносчивых, которые против бедных встают. И  относительно этого сказано:

А глаза заносчивые унижаешь - Здесь надменность  приписывается глазам, ибо они побуждают к надменности и грехам, как сказано: не ходите вслед за вашим сердцем и глазами вашими (Числ. 15, 39). (Радак)

 

17.29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.

к7f Ћкw ты2 просвэти1ши свэти1лникъ м0й, гDи: б9е м0й, просвэти1ши тмY мою2.

29. КИ-АТА¢ ТАИ¢Р НЕРИ¢, АДОНАЙ ЭЛОhАЙ ЯГИ¢hА ХОШКИ¢.

Бедствие - это мрак, а спасение от Него - свет и сияние. И потому сказано:

Господь, мой Бог, озаряет мой мрак. (Радак)

 

17.30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.

л7 Ћкw тоб0ю и3збaвлюсz t и3скушeніz, и3 бGомъ мои1мъ прейдY стёну.

30. КИ-ВЕХА¢ АРУ¢Ц ГЕДУ¢Д, УВЕЛОhА¢Й АДАЛЕГ-ШУ¢Р.

Войско – подавляющие волю и желающие зла злодеи – видимые и невидимые враги.

Образ стены двойственен. Она как защита от нападавших. И как препятствие, которое преграждает путь к цели. Здесь образ стены отрицательный. Давид с Богом поражает войско и проникает в осажденный город, захватив городские стены.

Стена – грехи, которые не дают подойти к Богу, и стоят стеной между человеком и Ним.

Есть образ Евангельских слов,

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, (Матф.11:12)

 

Чтобы пройти в Царство Божие, сначала необходимо одолеть войско злодеев, которые мешают войти в это Царство Правды, и которые возводят стены и преграды, препятствуя нашему пути. Отвоевать это Царство возможно лишь Силой Божией – благодатью Духа Божьего, приложив лишь некоторые усилия. Мы прилагаем усилия, обращая свое свободное произволение в сторону Правды, а Бог дает Силу. Мы указываем, подавая знак войску в сторону крепостных стен, а штурм этих стен (этих сатанинских твердынь) совершается Силой Всевышнего.

Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы (2Кор.10:4)  (ПВ)

 

Стена грехов от преслушания. Прейти ее человек сможет только тогда, когда оставит свою волю, которая есть как бы камень, противостоящий и противодействующий воле Божией. Когда кто повинуется своей воле, то не видит, что непорочны пути Божии, * но если услышит что-либо, относящееся к наставлению, он тотчас порицает это, уничижает и действует напротив; ибо как ему перенести что-либо, или послушаться чьего-либо совета, если он держится своей воли? Итак, тогда сможешь ты сказать: Богом моим прейду стену; Бог мой, непорочен путь Его – когда оставишь волю свою (Лествичник, Дорофей).

 

Есть иудейский комментарий на слово «С Тобой я сокрушаю».

Слово «с Тобой» имеет числовое значение 22 . То есть, с помощью Твоей Торы (22 книги), данной 22 буквами еврейского алфавита, я могу победить любого врага (Эрец Хаим).

 

17.31 Бог! - Непорочен путь Его, чисто (пламенеющее, палящее) слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.

л7а БGъ м0й, непор0ченъ пyть є3гw2: словесA гDнz разжжє1на. Защи1титель є4сть всёхъ ўповaющихъ на него2.

31. hАЭ¢ЛЬ ТАМИ¢М ДАРКО¢, ИМРАТ-АДОНАЙ ЦЕРУФА¢, МАГЭ¢Н hУ ЛЕХО¢ЛЬ

hАХОСИ¢М БО.

 

Всякое слово Бога чисто (пламенеющее); Он - щит уповающим на Него. (Прит.30:5)

 

‎צָרַף‎ = ЦАРУФ
A(qal): плавить, расплавлять, переплавлять, очищать;
перен. испытывать, искушать.
B(ni): быть очищенным.
C(pi): прич. плавильщик, серебряник, золотильщик.

 

Слово Бога горячее, оно плавит нас, очищает, оно как из руды выплавляет драгоценный метал, который не сгорает, но приобретает свойство огня.

Как уже приводился комментарий из Бавли в 9 стихе:

Речение Господа – огонь очищающий. Удостоился – веселят его, не удостоился – очищают до смерти.  (Бавли Йома 72б).  См комментарий на 9 стих этого псалма.

Слово Его огненное горячее – оно чистое, расплавленное, без примеси.

Есть по слову ЦЕРУФ таинственное объяснение через слово САРАФ.

Огненные Серафимы иногда представляются в виде змей.

Пример СЕРАФИМ=САРАФ через букву שׂ СИН.

Сараф от слова жгучий, корень – син-реш.

6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,

7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. (Ис.6:6,7)

Падший ангел называется змеем – видимо еще и от слова САРАФ – змей. Хотя о эдемский змей назван через слово НАХАШ=змей.

Моисю было повеление сделать САРАФа. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея (сараф) и выставь его на знамя. (Чис.21:8). Есть некая аллюзия на падшего змея, который был через Христа пригвожден, как грех на кресте.

 

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

(Иоан.3:14,15) 

 

13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,

14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;

15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. (Кол.2:13-15)

И аллюзия на огенное Слово Бога - ИМРАТ АДОНАЙ ЦЕРУФА, которое на знамени было вывешено Моисеем, и кто с верой обращался к нему, в том яд ядовитых змей терял свою смертоносность. Так и во Христе, Который был подобно змею в пустыне, вознесен на крест, люди очищаются ОГНЕМ СЛОВ ЕГО и этим обессиливают действие яда древнего змея. Как и сказал апостол, отнимается сила у начальств и властей (у супротивных человеку ангельских сил).

Есть аллюзия между Древним змеем, который умерщвляет человека через яд слова своего, и Новым Змеем (которого прообразовывал НЕХУШТАН Иоан.3:14,15) – Машиах, который оживляет и ицеляет Словом Своим, от яда древнего змея. В иудейской мистике есть перекликание слов НАХАШ=змей и МАШИАХ=Мессия, помазанник. У этих слов одно и то же числовое значение (гематрия). Как Древний змей (сараф) кусает и отравляет ядом человека, так Спаситель и Мессия, распявший в Себе силу змея и искусителя сатана, СЛОВОМ ПЛАМЕННЫМ ЧИСТЫМ - ИМРАТ ЦЕРУФА, сжигает яд греха. Вывешенный Моисеем змей (НЕХУШТАН = медный - медь красная – огненный - змей) прообраз Вознесенного на крест Мессии ранами и болезнями которого мы исцелились (Ис. 53). «Укус» нового змея – Мессии (Укус Мессии – это ОГНЕННОЕ СЛОВО ЕГО), рождает праведника – Нового духовного внутреннего человека. Этот новый человек похож на Христа. В иудейской традиции есть образ змея (Машиаха) кусающего лань, которая не могла родить. Укушенная лань – праведник - рождает нового внутреннего человека. В псалме 28, есть некий намек на это.

7 Глас Господа (Коль Адонай) высекает пламень огня.

9 Глас Господа разрешает от бремени ланей (Пс.28:7-9)

Древний змей укусил, и теперь йецер-а-ра=злое начало, изначально во всех, кто рождается по Адаму и Еве от мужа и жены. Но Огонь Слова Божьего, через образ Нехуштана (через «укус Машиаха), творит нового внутреннего человека через йецер тов=доброе начало, который во Христе может возрасти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13) и победить старого глупого царя (йецер а-ра) взойдя на царство. Как написано:

13 Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;

14 ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. (Еккл.4:13,14)

Как все взирающие на медного змея Моше, имели щит от яда змеинного, так и все с верою обращающие очи ума своего к Мессии распятому за нас, имеют щит спасения в уповании на Него, как и написано: щит Он для всех, уповающих на Него. (ПВ)

 

17.32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?

л7в Ћкw кто2 бGъ, рaзвэ гDа; и3ли2 кто2 бGъ, рaзвэ бGа нaшегw;

32. КИ МИ ЭЛО¢hА МИБАЛЪАДЭ¢ АДОНАЙ, УМИ¢ ЦУР ЗУЛАТИ¢ ЭЛОhЭ¢НУ.

ЦУР-скала, твердыня, защита. Слово Бога есть защита наша. И Слово Его – это Он Сам, Единый и Истинный. В человеческом естестве Мессии было упование на Всевышнего. Он молился к Отцу Небесному. Через Мессию мы познали Бога, Который вочеловечился и спас всякого верующего в Него. (ПВ).

 

17.33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;

л7г БGъ препоzсyzй мS си1лою, и3 положи2 непор0ченъ пyть м0й:

33. hАЭ¢ЛЬ hАМЪАЗЕРЭ¢НИ ХА¢ЙИЛЬ, ВАЙИТЭ¢Н ТАМИ¢М ДАРКИ¢.

33 и 34 стихи читаются при облачении священника. А именно при опоясовании поясом священника. (ПВ)

 

17.34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;

л7д совершazй н0зэ мои2 ћкw є3лeни, и3 на выс0кихъ поставлszй мS:

34. МЕШАВЭ¢ РАГЛАЙ КААЯЛО¢Т, ВЕА¢ЛЬ БАМОТА¢Й ЯАМИДЭ¢НИ.

Быстрота ног как у оленя. Высота – выгодная позиция в бою.

Буквально: Давид о помощи Божией.

Мессиански: Человек Мессия не имел бы той Силы, которая обитала в Нем, и творила великие чудеса в этом мире не будь Он един со Словом Всевышнего. Логос = Слово Его, воссоединившись с человеком, действовало в человеческом естестве Иисуса Христа. (ПВ)

Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. (Лук.11:20)

Хотя Он и распят в немощи (по человечеству), но жив силою Божиею (2Кор.13:4)

 

17.35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.

л7є научazй рyцэ мои2 на брaнь, и3 положи1лъ є3си2 лyкъ мёдzнъ мы6шца мо‰:

35. МЕЛАМЭ¢Д ЯДА¢Й ЛАМИЛЬХАМА¢, ВЕНИХАТА¢ КЕШЕТ-НЕХУША¢

ЗЕРООТА¢Й.

Радак переводит как сокрушать медный лук.

Раши переводит как натягивать.

 

Буквально: Бог дает силу в борьбе с врагом. В аскетическом толковании - Воздевая руце на молитве, преодолеваем неприязненных. Ибо действительно: лук медян на врагов – есть руки, простертые на молитве (Афанасий, Ефрем).

 

Драш: Воздетые вверх чистые от притеснения руки есть натянутый лук (образ и вид лука), на врагов притесняющих нас. Лук направлен в нашу сторону. Натянув лук (подняв в молитве руки) мы даем Богу положить в этот лук Свою стрелу против нашего врага находящегося у нашего сердца – злого начала (йецер а-ара) который пытается сделать в нем переворот. Мы прилагаем усилие, а Бог силой своей разрушает твердыню врага. Возможно прочтение «мышцы мои сокрушают медным луком». Поднятием рук и молитвой сокрушается твердыня демонов в нашем сердце и бастион тьмы, в наше сердце завоевывается Царем Правды и превращает его в Царство Свое. Но стрелы Бога направленные в нас для одних радость и спасение, для других поражение и мука. Достоин, или не достоин – таково и действие. Чистые ли руки вознесенные в молитве? См. комментарий на 25 стих.  (ПВ)

 

17.36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость (снизходительность – кротость мягкость) Твоя возвеличивает меня.

л7ѕ и3 дaлъ ми2 є3си2 защищeніе спcніz, и3 десни1ца твоS воспріsтъ мS: и3 наказaніе твоE и3спрaвитъ мS въ конeцъ, и3 наказaніе твоE то2 мS научи1тъ.

36. ВАТИТЕН-ЛИ¢ МАГЭ¢Н ЙИШЪЭ¢ХА, ВИМИНЕХА¢ ТИСЪАДЭ¢НИ ВЕАНВАТХА¢ ТАРБЭ¢НИ.

Мы говорили о Маген Давид в 11 стихе. Звезда шестиконечная это упрощенное изображение шестикрылого крувима, который есть шит от Господа. Также на щите Давида был написан 66 псалом в форме меноры, которая тоже есть образное изображение огненного шестикрылого херувима или серафима. Отличие херувима (КеРУВ) от серафима (САРАФ) в том, что у одного вид Тельца или Юноши у другого вид Змея. У обоих по шесть крыл. (ПВ).

Но Изекеиль говорит о огненных Херувимах с 4 крыльями.

6 и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; (Иез.1:6)

14 И у каждого [из] животных четыре лица: первое лице - лице херувимово, второе лице - лице человеческое, третье лице львиное и четвертое лице орлиное.

(Иез.10:14)

13 И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.

(Иез.1:13)

Исаия говорит о Шести крыльях Серафимов.

2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: (Ис.6:2)

А в откровении апостола Иоанна говорится о этих херувимах, но с шестью крыльями

7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей. (Откр.4:7,8)

 

17.37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.

л7з Ўшири1лъ є3си2 стwпы2 мо‰ подо мн0ю, и3 не и3знемог0стэ плеснB мои2.

37. ТАРХИ¢В ЦААДИ¢ ТАХТА¢Й, ВЕЛО¢ МААДУ¢ КАРСУЛА¢Й.

Когда человек широко шагает, ему труднее потерять равновесие и упасть. И аналогично говорится в Мишлей: Когда пойдешь, не будет стесняем ход твой… (Прит.4:12) (Раши).

 

 

17.38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;

л7и ПоженY враги2 мо‰, и3 пости1гну |, и3 не возвращyсz, д0ндеже скончaютсz:

38. ЭРДО¢Ф ОЕВА¢Й ВЕАСИГЭ¢М, ВЕЛО-АШУ¢В АД-КАЛОТА¢М.

Буквально: последующие стихи о победе над восставшими на него от Саула до Аввесалома и победе над ними.

В мессианском аспекте: отцы Церкви усматривали наказание Израиля и всех непринявшим Спасения Мессии. Он пришел спасти народ Свой, но после того как народ отверг Его, стал главой над гоим – языческими народами. (ПВ)

 

17.39 поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,

л7f њскорблю2 и5хъ, и3 не возм0гутъ стaти, падyтъ под8 ногaма мои1ма.

39. ЭМХАЦЭ¢М ВЕЛО-Ю¢ХЕЛУ КУМ, ЙИПЕЛУ¢ ТА¢ХАТ РАГЛА¢Й.

6 Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих.

7 Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. (Ос.4:6,7)

 

Поражение и галут Израиля будет до тех пор, пока остаток Народа Израильского не примет свое Спасение – Йешуа Машиаха. Как написано:

 

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников;

26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. (Рим.11:25,26)

 

Также поражение на Последнем Страшном Суде злодеев и противников Божьих. (ПВ)

 

17.40 ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;

м7 И# препоsсалъ мS є3си2 си1лою на брaнь, спsлъ є3си2 вс‰ востаю1щыz на мS под8 мS.

40. ВАТЕАЗЕРЭ¢НИ ХА¢ЙИЛЬ ЛАМИЛЬХАМА¢, ТАХРИ¢Я КАМА¢Й ТАХТА¢Й.

Препоясание – действие Силы Божией. Это помощь Давиду и знамения Машиаха.

 

3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.

4 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, (Пс.44:3,4)

 

1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;

2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;

3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.

5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. (Ис.11:1-5)

 

14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, (Еф.6:14)

 

 

17.41 Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:

м7а И# врагHвъ мои1хъ дaлъ ми2 є3си2 хребeтъ и3 ненави1дzщыz мS потреби1лъ є3си2.

41. ВЕОЕВА¢Й НАТА¢ТА ЛИ О¢РЕФ, УМСАНЪА¢И АЦМИТЭ¢М.

Суд Мессии пришедшего во Славе.

 

17.42 они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, - но Он не внемлет им;

м7в Воззвaша, и3 не бЁ спасazй: ко гDу, и3 не ўслhша и4хъ.

42. ЕШАВЕУ¢ ВЕЭН-МОШИ¢Я, АЛЬ-АДОНАЙ ВЕЛО¢ АНА¢М.

Пример Новгородской войны 12 в. когда Суздаль пошел на Новгород. Молились Новгородцы, молились и суздалчане. Но услышаны были те, на чьей стороне была Истина. (ПВ)

 

Царство Божье не разделилось, и Бог никогда не поможет Своим врагам в ущерб

Своим друзьям. Некоторые молитвы к Богу хуже богохульств, они тщетны и только приводят Бога в ярость. Мыслимо ли просить отца убить собственное дитя ради удовлетворения моей злобы? Не рассердится ли он на подобное издевательство над его отцовской любовью? (Сперджен.)

 

В мессианском аспекте: Те кто не покорился под волю Бога хотя и молятся но не услышаны. Это говорится о ненавидящих Мессию – Сына Божьего (ПВ)

 

17.43 я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю (счищу) их.

м7г И# и3стню2 | ћкw прaхъ пред8 лицeмъ вётра, ћкw брeніе путjй поглaжду |.

43. ВЕЭШХАКЭ¢М КЕАФА¢Р АЛЬ-ПЕНЕ-РУ¢АХ, КЕТИ¢Т ХУЦО¢Т АРИКЭ¢М.

1. Победа Давида над врагами.

2. Описан галут нераскаявшегося народа, предавшего на смерть язычникам, своего Мессию.

3. Суд Христов над всякой плотью. (ПВ)

 

17.44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;

м7д И#збaвиши мS t прерэкaніz людjй: постaвиши мS во главY kзhкwвъ: лю1діе, и4хже не вёдэхъ, раб0таша ми2,

44. ТЕФАЛЕТЭ¢НИ МЕРИВЕ-А¢М, ТЕСИМЭ¢НИ ЛЕРО¢Ш ГОЙИ¢М, АМ ЛО-ЯДА¢’ТИ ЯАВДУ¢НИ.

Он пришел спасти народ Свой но после того как народ отверг Его, стал главой над гоим – языческими народами (ПВ)

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.

20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. (Рим.10:17-20)

 

8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,

9 а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.

10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.

11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.

12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут. (Рим.15:8-12)

 

17.45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;

м7є въ слyхъ ќха послyшаша мS. Сhнове чуждjи солгaша ми2,

45. ЛЕШЕ¢МА О¢ЗЕН ЙИША¢МЕУ ЛИ, БЕНЕ-НЕХА¢Р ЕХАХАШУ-ЛИ.

Мы не видели чудес Христовых, которые видели Его современники. Но мы по слуху – по наслышке, имеем веру во Христа Иисуса. (ПВ)

 

17.46 иноплеменники бледнеют (увядают) и трепещут в укреплениях своих.

м7ѕ сhнове чуждjи њбетшaша и3 њхром0ша t стeзь свои1хъ.

46. БЕНЕ-НЕХА¢Р ЙИБО¢ЛУ, ВЕЯХРЕГУ¢ МИМИСГЕРОТЕhЭ¢М.

Буквально: Победоносные войны Давида царя.

Мессианский аспект: Весь мир покорился Евангелию – Слову Христову. Как ни противился языческий мир – но ослаб, и был побежден в языческих укреплениях своих Евангельским словом. (ПВ).

ЯХРЕГУ от ХАРЕГ = трепетно ускакивать, хромая или спотыкаясь убегать. Поэтому более точный перевод не трепещут в укреплениях своих, а «в ужасе бегут из укреплений своих». (Н. Вишняков)

При приближении Духа Христова демоны покидают свои укрепления – одержимых. Привести драш. (ПВ)

 

17.47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего,

м7з Жи1въ гDь, и3 блгcвeнъ бGъ, и3 да вознесeтсz бGъ спcніz моегw2,

47. ХАЙ-АДОНАЙ УВАРУ¢Х ЦУРИ¢, ВЕЯРУ¢М ЭЛОhЭ¢ ЙИШЪИ¢.

ХАЙ = Жив или Жизнь. Хай – (ХЕТ-ЙУД) - это номер этого псалма на иврите. Можно прочесть как живой или жив, а можно как жизнь. Сам Бог есть истинная Жизнь. Вся жизнь от Него, от Подателя Жизни. (ПВ)

26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. (Иоан. 5:26). (ПВ)

 

Указание на Жизнь, как основное свойство Существа Божия, присущее лишь Единому Истинному Богу, Творцу и Промыслителю вселенной, служило у древнихъ важнейшею клятвою:

2 жив Бог (ХАЙ АДОНАЙ), лишивший [меня] суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, (Иов.27:2)

и Сам Бог подтверждалъ обетования и угрозы Свои людямъ:

21 Жив Я, и славы Господней полна вся земля:

22  но все, которые видели славу Мою и знамения Мои, и не слушали гласа Моего,

23 не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; (Чис.14:20-23) (Н. Вишняков)  

 

17.48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,

м7и бGъ даsй tмщeніе мнЁ и3 покори1вый лю1ди под8 мS,

48. hАЭ¢ЛЬ hАНОТЭ¢Н НЕКАМО¢Т ЛИ, ВАЯДБЭ¢Р АМИ¢М ТАХТА¢Й.

 

Буквально: По закону Моисееву, Давид сам  имѣел право мстить врагам своим за причиненныя ему обиды и преслѣедования, и только по незлобию своей души не пользовался своимъ правом  (случай с Семем, Саулом) но Сам Господь совершал за него воздаяние врагам его, поражая их праведным судом Своим. (Н. Вишняков)  

 

ДРАШ:

35 У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них…..

43 Веселитесь, язычники, с народом Его; ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит землю Свою [и] народ Свой!

(Втор.32:35.43)

 

21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:

22 ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.

(Прит.25:21,22)

 

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

(Рим.12:19-21)

Кроме иудейского комментария о том, чтобы мы кормили востающего на нас йецер ара (злое начало) словами Торы, есть еще толкование этих слов.

 

Мы не можем правильно воздавать за свои обиды, чтобы не провредить делу спасения других. Наша месть страстна и зла, удалена от Благости Божией, которая ищет спасения и вечного блаженства всех людей. Но Бог делает воздаяние и мстит за нас по промыслу Своему так, что бы это наказание было вразумлением и обращением грешника. Бог до последней минуты жизни человека подводит его через Промысел Свой к покаянию и обращению для жизни в вечности. Он воздает за нас, по благости Своей, но воздает любя. Кто достоин – обращается и видит Свет, и входит в любовь Его. Кто недостоин – слеп, и угли Его на голове его. Собирая огонь любви на голову врага, этим мы в состоянии обратить его, если достоен. А если недостоен – этим ускорим возмездие Божие над ним. (ПВ)

 

В мессианском аспекте: Мессия жалел и плакал о Иерусалиме и Израиле, который отверг Его. Он не стал умолять отца о 12 легионах ангелов, которые могли наказать всех тех, кто преследовал Его, но по промыслу Отца, Израиль был отправлен в рассеяние, и этот галут есть любовь Божия, которая очистит и вразумит Израиль. (ПВ)

 

17.49 и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.

м7f и3збaвитель м0й t вр†гъ мои1хъ гнэвли1выхъ: t востаю1щихъ на мS вознесeши мS, t мyжа непрaведна и3збaвиши мS.

49. МЕФАЛЕТИ¢ МЕОЕВА¢Й АФ МИН-КАМА¢Й ТЕРОМЕМЭ¢НИ, МЕИ¢Ш ХАМА¢С ТАЦИЛЕ¢НИ.

От человека жестокого избавил меня

Буквально: ИШ ХАМАС – человек притеснитель. Это Саул.

Мессиански: Христос вознесен во славе. Видимые и невидимые притеснители и злодеи остались посрамлёнными. Думали погубить, но прославили Его. Думали крестом обесславить и опозорить Мессию, но вознесши Его на крест – вознесли Его как Спасителя. Всстание из мертвых – есть победа над врагами искавших смерти Его. (ПВ).

 

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

(Иоан.3:14,15)

 

31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. (Иоан.12:31-33)

По распятиии и воскресении Спасителя последовало Его прославление и вознесение (возвышение).

1.Упразднение силы дьявола над верующими в Христа Иисуса.

2.Прославление Мессии через Дух Святой, Который начал действовать в верующих

3.Привлеку к себе – распространение Христианства по всему миру.

 

17.50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,

н7 Сегw2 рaди и3сповёмсz тебЁ во kзhцэхъ, гDи, и3 и4мени твоемY пою2:

50. АЛЬ-КЭ¢Н ОДЕХА¢ ВАГОЙИ¢М АДОНАЙ, УЛЬШИМХА¢ АЗАМЭ¢РА.

Буквально:

Давид посредством книги Псалмов прославляет и благодарит Бога пред всеми  народами, которые читают ее. (Зигабен)

Мессиански: Ремез:

8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,

9 а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.

10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.

11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.

12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут. (Рим.15:8-12)

 

17.51 величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.

}а величazй спасє1ніz царє1ва и3 творsй млcть хрістY своемY дв7ду и3 сёмени є3гw2 до вёка.

51. МАГДИ¢Л ЕШУО¢Т МАЛЬКО¢, ВЕО¢СЕ ХЭ¢СЕД ЛИМШИХО¢ ЛЕДАВИ¢Д УЛЬЗАРЪО¢, АДОЛА¢М.

Умножение Спасения – Твоему царю, милость – помазаннику Твоему, Давиду и потомству его навеки. Этот стих произносят в окончании послетрапезной молитвы (биркат hамазон).

 

В Псалме написано МИГДОЛ = башня, а читаем, МАГДИЛ = множит.

В 2 Царств, написано МАГДИЛ = множит, а читаем МИГДОЛ = Башня.

 

Смысл тот же,  меняется только грамматическая форма,  в одном случае это причастие,  в другом отглагольное существительное.  Драш встречается в мидраше Шохер тов,  там слово «МИГДОЛЬ» понимается как «башня». Этот пасук мы читаем во время благословений после трапезы,  в будни как «МАГДИЛЬ» = увеличивающий,  в шаббат и праздники «МИГДОЛЬ» = башня. Речь идет об этапах спасения,  в будни Г-сподь увеличивает, приближает спасение,  в шаббат и праздники,  когда мы чувствуем вкус окончательного освобождения, спасение уже стоит как башня. (Рошель Касоб).

 

В осмыслении через христианское мировоззрение это можно понять так:

Шесть дней – это время этого мира (Олам а-Зе). Шаббат – это мир грядущий (Олам а-Ба). Умножающий спасение в этом мире, множит потому, что враги и опасности повсюду и всегда. В псалме как более относящийся к Мессии написано (ктив) МИГДОЛ как о БАШНЕ СПАСЕНИЯ во времена Мессии, где праведник будет в безопасности.

Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен. (Прит.18:11).

Это относится к будущему веку, и поэтому иудеями читается в Шаббат. А слово МАГДИЛЬ = множит, написано (ктив) в 2 Царств, повествует о тех, кто нуждается в умножении спасения от Бога в этом мире. И поэтому по традиции, этот стих, с прочтением МАГДИЛЬ, читается иудеями среди недели. Но там и там, прочтение (кри) напоминает нам, что не смотря на ктив, в этом мире нам еще нужно умножение спасительной помощи от Бога, а окончательное спасение как безопасная башня будет с пришествием Судьи народов и наступлением Олам аЗе. (ПВ).

 

 
 

 

 

 

 

1 Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:
2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
3 Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
4 Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
5 Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;
6 цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
7 В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.
8 Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог];
9 поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли [сыпались] от Него.
10 Наклонил Он небеса и сошел, - и мрак под ногами Его.
11 И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.
12 И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
13 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные.
14 Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.
15 Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.
16 И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного [гласа] Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
17 Он простер [руку] с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих;
18 избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
19 Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.
20 Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
21 Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,
22 ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
23 ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
24 Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;
25 и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,
27 с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его,
28 ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.
29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
31 Бог! - Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?
33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
39 поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
40 ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
41 Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:
42 они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, - но Он не внемлет им;
43 я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.
44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;
45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;
46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего,
48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
49 и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,
51 величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.
(Пс.17:1-51)


Назад к списку