От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 18 Псалом Давида - объяснение (Видео)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

18 Псалом Давида - объяснение (Видео)

 

КОНСПЕКТ к уроку: 18 псалом (СКАЧАТЬ)

1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
(Пс.18:1-15)

 

Псалом 18

Конспект к уроку воскресной школы с. Каратуз, иерея Виктора Пасечнюка. 

 

В настоящем псалме Дух Святый устами богопросвещенного Давида преподает учение о трех божественных законах: во-первых, поучает о законе неписанном, который в видимом творении проповедует Своего Создателя (см. Рим. 1, 20; 2, 14); во-вторых, говорит о законе Моисеевом, писанном (см. Гал. 3, 19), сообщающем глубокое познание божественного домостроительства; и в-третьих, представляет возвышеннейшее учение о законе благодати, совершенно очищающем и предуготовляющем души для вечной жизни (Феодорит).

 

18.1 Начальнику хора. Псалом Давида.

а7 Въ конeцъ, pал0мъ дв7ду, }i.

1. ЛАМНАЦЭ¢ЯХ МИЗМО¢Р ЛЕДАВИ¢Д.

 

18.2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (небесный свод).

в7 НебесA повёдаютъ слaву б9ію, творeніе же рукY є3гw2 возвэщaетъ твeрдь.

2. hАШАМА¢ЙИМ МЕСАПЕРИ¢М КЕВОД-Э¢ЛЬ, УМААСЭ¢ ЯДА¢В МАГИ¢Д hАРАКИ¢Я.

Небеса проповедуют: Радак приводит такой ремез из Иова:

 

7 И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе;

8 или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.

9 Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?

(Иов.12:7-9)

 

Иудейский комментарий – Мидраш Тмура:

Однажды пришел безбожник к р. Акиве и спросил у него: Кто создал мир?

- Господь.

- Приведи доказательства.

Сказал ему раби Акива: Кто сшил твое платье?

- Портной.

- Приведи мне ясные доказательства!

- Какие же тебе нужны доказательства? Разве не очевидно, что платье сшито портным!

И об этом сказал р. Акиба своим ученикуам: Как платье свидетельствует о портном, дверь свидетельствует о столяре и дом свидетельствует о строителе, так вселенная свидетельствует о создавшем ее Творце.

 

Если Писание разрезать на отдельные буквы и бросать их многое множество раз, никогда не получится никакого текста с последовательным смыслом. Так не образуется из хаоса и неустройства при бесконечном продолжительном времени та гармония мира, какую сотворил Творец Премудростью Своей. (ПВ).

 

По смыслу Священного Писания и по изъяснению его св. отцами, мы можем представлять небеса в трех видах: во-первых - видимое небо, во-вторых - твердь небесную, с поставленными на ней светилами (Быт 1:14,17). и в-третьих - небо небесе, или небеса небес (Пс. 148:4), т.е. духовное небо, о котором упоминает и св. апостол Павел, говоря о духовных видениях и Божественных откровениях, каких он был удостоен (2 Кор. 12:2). В настоящем псалме пророк, конечно, разумеет видимое нами небо, которое своим необъятным пространством, мудрым устройством, поразительными явлениями и бесчисленным множеством светил поведает людям славу Божию, т.е. явным образом свидетельствует о творческой силе, о всемогуществе, премудрости и благости Божией. (Ржд)

 

В этом псалме упоминается небо через слово РАКИЯ =Твердь. Это второе Небо. Космос.

Иудейское предание говорит о семи небесах. (ВТ. Хагига 12б)

1. Вилон = занавес

2. Ракия = свод (твердь)

3. Схаким = вершины

4. Звуль = покои (Небесный Иерусалим)

5. Махон = прибежище

6. Маон = пристанище

7. Аревот = долины

 

18.3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

г7 Дeнь дни2 tрыгaетъ глаг0лъ, и3 н0щь н0щи возвэщaетъ рaзумъ.

3. ЁМ ЛЕЁМ ЯБИ¢Я О¢МЕР, ВЕЛА¢ЙЛА ЛЕЛА¢ЙЛА ЕХАВЕ-ДА¢АТ.

 

Буквальное понимание этих слов таково: по течению дней одних за другими, люди, ведя счисление дней, недель, месяцев и времен года, знают, какому именно дню, в какое время года - летом или зимой, и в каком месяце принадлежит то или другое дело, то или другое назначение, то или другое празднество

ПШАТ:

Буквальное понимание – по лунному календарю велась религиозная жизнь иудеев. По луне определяли сроки празднований покоя, и великих юбилеев. День празднований проводился в синагоге, где вспоминались празднуемые события и читались определенные тексты, впоминались агадические истории в кругу семьи по этому событию. (ПВ)

Раши говорит, что при смене дня и ночи читают славословия. «Существования дней и ночей учит творения прославлению и благодарности». Радак говорит: «этот  день  говорит  о  завтрашнем, который несомненно настанет».

 

РЕМЕЗ:

8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней ДЕНЬ И НОЧЬ, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. (Иис.Нав.1:8)

Как день и ночь (все что во дни и в ночи) учат нас негласно прославлять Творца, так поучение наше должно быть и в Божественном Писании, через которое мы получаем назидание о Творце. (ПВ)

 

ДРАШ:

Глядя на мироустройство Божие, как в первом стихе сказано: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь», мы видим книгу деяний Божьих, которая нам показывает величие Божие. То что мы видим ДНЕМ, нам явным образом передается через видимое и известное. Ночь – знание о непознаваемости Бога, Который окружен мраком. Непознаваемость Его Величия потому и по той причине, что мы сами непросвещенны светом Его, и находимся во тьме. Чем более и более приближается ДЕНЬ в котором светит Солнце, тем более и более мы видим величие Творца через сотворенное Им, и чем более и более мы просвещаемся Словом и Духом Его (Светом Его), тем более и более познаем Его. (ПВ)

 

СОД.

Есть еще то, что нам невозможно увидеть по причине темноты – это скрыто за темнотой ночи, в которой мы живем – в этом мире (олам аЗе). Здесь, в этом мире нам Бог сообщил знания, которые нужны для «ночной жизни» - Олам аЗе. Но ночь пройдет, и с ней оставится знание этого мира, которое уже не нужно днем (в Олам аБа). Сынам дня, День будущего века передаст РЕЧЬ (Слово) Бога без искажений. Слово «ОМЕР» = речь, имеет еще и другое смысловое понимание «вещь» и «обетование». В Олам аБа произойдет то, во что мы верим, и что в ночи нам было возвещено - (откровение о воскресении мертвых). День передаст сынам дня новые тела (вещь) для жизни вечной. Слово «передает»=ЯБИЯ имеет еще оттенок  «струится, бьет ручьем» Поэтому это относится к ПОЛНОМУ излиянию Духа в веке грядущем. Когда у неимеющего отнимется что имел, и имеющему дастся больше чем имел. (ПВ)

 

18.4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.

д7 Не сyть рBчи, нижE словесA, и4хже не слhшатсz глaси и4хъ.

4. ЭН-О¢МЕР ВЕЭ¢Н ДЕВАРИ¢М, БЕЛИ¢ НИШМА¢ КОЛА¢М.

Нет речи и нет слов, не слышан голос их.

 

Буквально без слов видимая природа дает познание о Творце и Его премудрости. Как и ремез из Иова. Где говорится о том, что безгласные рыбы скажут. А ведь нет ни языка, ни слов.

8 или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.

9 Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?

(Иов.12:7-9)  (ПВ)

 

18.5 По всей земле проходит звук (кав=мерная веревка – граница; звук струны) их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,

є7 Во всю2 зeмлю и3зhде вэщaніе и4хъ, и3 въ концы6 вселeнныz глаг0лы и4хъ: въ с0лнцэ положи2 селeніе своE:

5. БЕХОЛЬ-hАА¢РЕЦ ЯЦА¢ КАВА¢М УВИКЦЭ¢ ТЕВЭ¢ЛЬ МИЛЕhЭ¢М, ЛАШЕ¢МЕШ САМ-О¢hЕЛЬ БАhЭ¢М.

Пшат: Ночь и день по всей земле граница их. А также звук проповеди через видимое мироустройство.

В мессианском таинственном аспекте толкования:

Апостол Павел делает аллегорический ремез из псалма на апостольскую проповедь по всему миру в своем послании к Римлянам:

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

(Рим.10:17,18)

По всей земле было проповедано Евангелие. А также и таинственная аллюзия на Солнце Христа – Который живет в проповедниках правды. Бог поставил в апостолах жилище Солнцу – Христу, который есть Солнце Правды.

 

А По септуагинте. В солнце положи селение Свое. Также толкуется тайна Боговоплощения в человека – Мессию.

В Солнце, т.е. во Христе человеке = Который есть селение и жилище и храм Всевышнего, обитал Бог неразрывно соедененный с Ним. (ПВ)

 

Слова: во всю землю изыде вещание их св. апостол Павел относит к евангельской проповеди о спасении людей, которую апостолы пронесли по всей земле (Рим. 10:18). А потому эти слова богомудрыми отцами и учителями Церкви внесены и в состав богослужения церковного и поются в известное время, пред чтением Апостола, как прокимен его. (Рождественский)

 

18.6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:

ѕ7 и3 т0й ћкw жени1хъ и3сходsй t черт0га своегw2, возрaдуетсz ћкw и3споли1нъ тещи2 пyть.

6. ВЕhУ¢ КЕХАТА¢Н ЁЦЭ¢ МЕХУПАТО¢, ЯСИ¢С КЕГИБО¢Р ЛАРУ¢Ц О¢РАХ.

Если Мы – Хупа = брачный чертог, то Солнце = Дух Христов.

Если в нас Дух Христов, мы есть и невеста и чертог Его.

Где есть Дух Христов, там и плоды Духа – любовь мир и радость.

Если мы жилище Святаго Духа, то мы сосуды Духа Божьего.

Наши тела одушевленные храмы Его.

Если это так, то следствие этого брака с Мессией, являются высшие плоды Духа - Любовь мир и радость (Гал. 5).

И в этом стихе нам они открываются в образе Жениха - (Он Любовь), который радуется и радует (это Радость), и брачного чертога (Мир).

Жених – означает любовь. Ведь у жениха всегда любовь к своей невесте.

Мир – чертог  брачный = хупа. Ведь Чертог укрывает нас от всего внешнего, от ненастья и злых взглядов и врагов.

И Радость, ведь жених, имея любовь в чертоге, радуется и радует невесту. (ПВ)

 

18.7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

з7 T крaz небесE и3сх0дъ є3гw2, и3 срётеніе є3гw2 до крaz небесE: и3 нёсть, и4же ўкрhетсz теплоты2 є3гw2. 

7. МИКЦЭ¢ hАШАМА¢ЙИМ МОЦАО¢ УТКУФАТО¢ АЛЬ-КЕЦОТА¢М, ВЕЭ¢Н НИСТА¢Р МЕХАМАТО¢.

Бог везде и во всем. И ничто не укроется от Него.

Солнце это образ Торы Машиаха и Самого Машиаха.

Машиах – это Слово Благословенного Творца

А Слово Творца – неотделимо от Него, потому что превечно рождается от Него.

И поэтому Слово Творца – это Творец.

От Творца не спрятаться и не укрыться.

 

7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?

8 Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.

(Пс.138:7,8)

 

В грядущем мире, когда Бог будет везде и во всем (да будет Бог все во всем. (1Кор.15:28)), Его Слава будет присутствием во всяком месте. Но не все смогут вынести Славу Его. И для одних, Теплота будет как свет и благо, для других как огонь поядающий и невыносимый. (ПВ)

 

Ничто не сокрыто от тепла его – можно спрятаться от солнечного света, но нельзя скрыться от его тепла (Радак).

Тот, кто сейчас прячется от Света Торы – может спрятаться от него, но наступит день, когда непросвященный светом Творца, прятавшийся от Света не сможет спрятаться от теплоты Его.  Но тот, кто просвещался светом Торы в этом мире, сам будет подобен солнцу и жар не спалит его.

А о грешниках сказано в этом же псалме:

3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. (Пс.96:3)

А о праведных так:

11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие. (Пс.96:11) (ПВ)

 

Вот по этому поводу интересное высказывание и Бавли (Недарим 8б) и Шохер Тов:

Раби Шимон бен Лакиш сказал: Не будет Геинома в грядущем мире. Но Господь извлечет солнце из его ножен, и оно будет исцелять праведных и судить непорочных… Никто не укроется от его жара, кроме тех, кто посвятил себя Торе.

 

Это мнение о Солнце, которое Бог вынет из ножен и взойдет и опалит грешников основано на стихе из пророчества Малахии.

1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.

2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;

(Мал.4:1,2)

 

Это Солнце вынутое из ножен – Христос явившийся во Славе.

Солнце – Это Христос – Слово Всевышнего – Тора Машиаха.

От теплоты Его ничто не укроется и не спрячется. Для одних Свет Торы – Слава и Свет, для других это Огонь и посрамление. И  как мы знаем Христос сказал - слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. (Иоан.12:48) (ПВ).

 

18.8 Закон Господа совершен, укрепляет (обращает, возвращает) душу; откровение (ЭДУТ=свидетельство) Господа верно (надежно), умудряет простых (скудного умом, несмышленых).

и7 Зак0нъ гDень непор0ченъ, њбращazй дyшы: свидётелство гDне вёрно, ўмудрsющее младeнцы.

8. ТОРА¢Т АДОНА¢Й ТЕМИМА¢ МЕШИ¢ВАТ НА¢ФЕШ, ЭДУ¢Т АДОНА¢Й НЕЭМАНА¢ МАХКИ¢МАТ ПЭ¢ТИ.

Восхвалив величие небес, и красоту, и превосходство солнца, которые всему миру проповедают Творца и Промыслителя всех Бога, пророк переходит затем к прославлению высоких свойств закона Божия, при руководстве которого человек еще более может возвыситься в понимании и познании совершеннейшего Существа Божия. (Рождественский)

 

ТОРАТ АДОНАЙ – Тора Господня = Закон Господень.

Тора Господа совершенна, когда ее слова произносят уста совершенных (Шохер Тов).

 

Перевод семидесятти более точен в отличии от синодального.

Укрепляет - Обращает.

 ‎שׁוּב‎ = ШУВ =

A(qal): возвращаться, поворачивать назад, обращаться.
C(pi): возвращать, приводить или приносить назад, обращать.

 

Обращение – покаяние – Это всегда - Рождение внутреннего человека.

 

Укрепление же внутреннего человека – это питание.

Слово Его = Хлеб. Хлеб тело укрепит, А слово Дух.

Не хлебом единым жив человек…

 

Откровение=свидетельство
‎עֵדוּת‎ = ЭДУТ = свидетельство, напоминание, предупреждение.

 

Свидетельство или откровение Бога это всегда мудрость. Умудряет младенца внутреннего рожденного человека. (ПВ)

Закон Бога имеет удивительное свойство. Тот, кто приходит к мудрости Писания, душа его обращается к Творцу от беззаконной жизни. При содействии Духа и Закона человек начинает стремится от смерти вечной к вечной жизни. Он обращается (поворачивается) как бы на 180 градусов в противоположную от погибели сторону.

Откровения Божии (свидетельства – личное Божие свидетельство нашему сердцу) данные нам наделяют нас небесной мудростью. Как ни вспомнить слова прп. Серафима. «Очень полезно заниматься чтением Слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека своей милостью, но исполнит его дара разумения». (ПВ)

 

Иудейский комментарий говорит:

Исполнение воли Всевышнего называются «свидетельством» еще и потому, что они свидетельствуют, что соблюдающий и выполняющий волю Бога верит в Него. (Мецудат Давид)

 

Как небеса и Солнце свидетельствуют о величии Бога и Его мудрости, так и Тора… свидетельствует о Боге, создавшем мир и управляющем им (Радак)

 

18.9 Повеления (вверенное) Господа праведны (честные истинные прямые), веселят сердце; заповедь Господа светла (ясна, чиста), просвещает очи.

f7 Њправд†ніz гDнz пр†ва, весел‰щаz сeрдце: зaповэдь гDнz свэтлA, просвэщaющаz џчи.

9. ПИКУДЭ¢ АДОНАЙ ЕШАРИ¢М МЕСАМЕХЭ-ЛЕ¢В, МИЦВА¢Т АДОНАЙ БАРА¢ МЕИРА¢Т ЭНА¢ЙИМ.

 

Вслед за ЭДУТ (свидетельством) сказано и ПИКУДЕ.

ПИКУДЕ . Как производное от ПИКАДОН = (вложение), т.е. нечто сокровенное и помещенное внутрь. Итак, они привлекают к себе разум тем, что они прямы, и потому они радуют сердце мудрого. Когда ему удается подчинить себе тело и вести его путями  разума, в мире большей радости не бывает, и это есть радость духа. Поэтому говорится о «радости  сердца» (т.е. духа), а не о  мирской радости которой может радоваться и злодей. (Радак)

 

Радость и счастье.

Радость – духовное. Относится к внутреннему новому духовному человеку. Это блаженство – АШРЭ.

Счасте – душевное. Относится к ветхому душевному или даже к плотскому человеку. Это счастье и благополучие которое выражается словом Тов или Тув.

‎טוּב‎
1. благо, добро; 2. благополучие, благоденствие;
3. имущество; 4. благость, доброта.

 

Иов.21.16 Видишь, счастье их не от их рук. - Совет нечестивых будь далек от меня!

Иов.21.13 Проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю.

‎ ‎טוֹב‎
хороший (добрый, благой, красивый, прекрасный, благополучный, счастливый, полезный, приятный, желаемый).

Пример: (Привести) о счастье душевном и радости (блаженстве) духовном…

 

Просвещение от заповеди.

 

22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:

23 ибо заповедь (мицва) есть светильник, и наставление (Тора) – свет (Ор), (Прит.6:22,23)

 

Человек живущий по заповедям – верный Богу и верою будет оправдан Богом. 

И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. (1Иоан.3:24)  

Плод же Духа, мир радость и любовь.

Исполняющий заповеди очищается от греха мешающего ему видеть истину.

Просвещение это одно из действий Слова Божьего на человека.

В небе были сотворены два светила для дня и ночи. Солнце и луна – чтобы видеть. Ночь = этот век, до пришествия Мессии. В нем Тора Моше отражающая свет Торы Машиаха. Утро и день = это пришествие Мессии в этом веке и век грядущий = где светит Солнце = Тора Машиаха. И как при солнце днем видим мы куда идти, и какова дорога правильна, так и в свете Торы мы видим путь истины.

И если посмотреть на слова МИЦВА¢Т=заповеди АДОНАЙ=Господа БАРА¢=чистый МЕИРА¢Т=освещает ЭНА¢ЙИМ=глаза можно увидеть что слово БАРА имеет значение - чистый пустой, что значит незамутненная без примесей = она ПРОЗРАЧНА.

Вода без примесей всегда чиста, ей можно омыться, очистится, промыть очи. Через воду прозрачную всегда проходит свет. В ней нет ничего чуждого, нет примесей и мути. Тора как вода живая омывающая и очищающая просвещающая.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. (Иоан.15:3) (ПВ)

 

18.10 Страх Господень чист, пребывает (стоит) вовек (вечно). Суды (законы = повеления – приговоры; воля Его в отношении к кому-то; суды по воле Его, - как промысел Его;) Господни истина, все праведны;

‹ Стрaхъ гDень чи1стъ, пребывazй въ вёкъ вёка: судбы6 гDни и4стинны, њправд†нны вкyпэ,

10. ЙИРЪА¢Т АДОНАЙ ТЕhОРА¢ ОМЭ¢ДЕТ ЛАА¢Д, МИШПЕТЕ-АДОНА¢Й ЭМЭ¢Т ЦАДЕКУ¢ ЯХДА¢В.

О том, что человек делает тайком, не на виду у других, сказано в книге Левит: и страшись Бога твоего,  Я  Господь  (Лев. 19). От (явных) дурных поступков человек воздерживается из страха перед людьми, и такое чистым не назовешь из-за наличия в нем примесей. Когда же человек от тайных поступков воздерживается исключительно из-за страха Божьего такой страх чист. (Радак)

 

Страх Господень чист, так как удаляет нас от зла и делает нас чистыми, в то время как страх человеческий порицается и называется робостью и даже рабством (Феодорит, Афанасий).

 

Двойное понимание стиха о страхе:

1.Страх и трепет перед Творцом вечен, в отличии страха перед тварью Его.

2.Тот кто имеет страх устоит во век ЛААД (АД= вечность) – не упадет в этом мире и не постыдится в мире грядущем.

Страх Божий начало премудрости. Все что Божие спасительно и истинно.

Судьбы (суды Бога – все что совершается по Его Святому Промыслу) Господни истины и оправданы когда собраны воедино. Если бы человек посмотрел на цепочку событий своей жизни со стороны как смотрит на нашу жизнь Бог находящийся вне времени и пространства, то мы бы увидели что все что случилось в нашей жизни, все Богом было подведено к тому чтобы нам стать лучше. Промысел изменяет нашу жизнь, даже после сознательно сделанных нами грехов, в те ситуации где мы можем измениться в сторону святости и познания пути правды. (ПВ)

 

משיבת נפש

תורת ה׳ תמימה

מחכימת פתי

עדות ה׳ נאמנה

משמחי לב

פקודי ה׳ ישרים

מאירת עינים

מצות ה׳ ברה

עומדת לעד

יראת ה׳ טהורה

צדקו יחדיו

משפטי ה׳ אמת

 

 

1. 

Тора Господа совершенна.

Она возрождает (возвращает) душу.

2. 

Свидетельство Господа верно.

Оно умудряет глупца.

3. 

Приказы Господа справедливы.

Они радуют сердце.

4. 

Заповедь Господа ясна.

Она просвещает глаза.

5. 

Страх перед Господом чист.

Он устоит навеки.

6. 

Суды  Господа истинны.

Они справедливы вместе.

 

 

Эти стихи псалма (Теилим 19:8-10) содержат намек на то, что и Письменная, и Устная Тора совершенны и возрождают душу из смерти к жизни. «Устная Тора» состоит из шести книг Мишны, и в этой строфе шесть строк. «Письменная Тора» состоит из пяти книг, и в каждой строке пять слов с пятикратным упоминанием Имени Бога. (М. Вайсман. Мидраш говорит.)

 

Действие Торы (Слова Божьего)

1. Тора рождает нового человека. (1 строка – 8 стих первая половина)

2. Рожденный умудряется и укрепляется словом. (2 строка – 8 стих вторая половина)

3. Умудренный видит, его очи просвещаются светом Торы. (4 строка – 9 стих вторая половина)

4. Просвещенный и видящий путь, идет по нему. Идущий видит суды (промысл) Творца, и они в газах видящего оправданы. Он никогда не скажет за что это мне и почему это так. Он дверяет и верит Богу. Он благоговеет пред Богом в страхе и остается мудрым. (6 строка – 10 стих вторая половина)

5. Мудрость не устоит на пути, если не будет страха. Ведь начало премудрости это страх Господень. Если он начало, то он же и фундамент мудрости, на котором премудрый стоит и будет стоять, страх делает послушним и покорным. Имеющий эту добродетель не будет бунтарем. (5 строка – 10 стих первая часть)

6. Мудрый, послушный, просвященный, доверяющий - имеет радость совершенную в сердце. (3 строка – 9 стих первая половина) (ПВ)

 

18.11 они вожделеннее (желанней) золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;

а7i вожделBнны пaче злaта и3 кaмене чeстна мн0га, и3 слaждшz пaче мeда и3 с0та.

11. hАНЕХЕМАДИ¢М МИЗАhА¢В УМИПА¢З РАВ, УМТУКИ¢М МИДЕВА¢Ш ВЕНО¢ФЕТ ЦУФИ¢М.

Сладость слова божественного Писания Пророк сравнивает с медом, не потому, чтобы такой только была его мера, но потому, что у нас нет ничего другого в природе, слаще меда. Оно несравненно превосходит и драгоценность камней, и сладость всякого меда (Златоуст).

 

Вожделенней золота – ибо богатство служит только в этом мире, но не в будущем, а мудрость и в этом, и в будущем. Богатство могут отнять силой, или украсть, или оно пропадет в море, но мудрость украсть невозможно. Богатство убывает, и потраченное не возвращается.Но мудрость – если обучит другого, не уйдет из его сердца а увеличится. (Радак).

 

18.12 и раб Твой охраняется ими (предостерегается ими), в соблюдении их великая награда.

в7i И$бо рaбъ тв0й храни1тъ |: внегдA сохрани1ти |, воздаsніе мн0го.

12. ГАМ-АВДЕХА¢ НИЗhА¢Р БАhЭ¢М, БЕШОМРА¢М Э¢КЕВ РАВ.

За золото можно нанять телохранителей, броневики и армию, но если будешь против слова и воли Его, то даже золото не защитит тебя. Но мудрый будет идти куда повелит Бог и будет храним Творцом.

За золото не наймешь воина, который будет охранять тебя от злого начала – сатаны. Но мудростю свыше и Словами Торы, ими охраняется имеющий их. И если сохранится ими от падения и смерти духовной – великая награда будет ему. Также слово Зоhар=сияние. И поэтому можно усмотреть другой аспект этого стиха через слово НИhЗАР. И раб Твой СИЯЕТ ими (в действии Торы), в сохранении их в следствии (из-за того) велик. (ПВ)

 

18.13 Кто усмотрит (уразумеет) погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня

г7i Грэхопадє1ніz кто2 разумёетъ; t тaйныхъ мои1хъ њчcти мS,

13. ШЕГИО¢Т МИ-ЯВИ¢Н, МИНИСТАРО¢Т НАКЭ¢НИ.

Видимо этот вопрос риторический. Конечно же, каждый человек знает свои грехи, даже если их не знают другие. Очисти Боже меня от всех грехов моих. И от тех грехов, которые я сделал в тайне от других, а также, и от тех, которых я до сих пор не знаю и о которых я в неведении, о которых я не знаю что это грех (для меня тайна).

Кто усмотрит? Но на этот вопрос лучше всего ответить в контексте Торы о которой говорит псалом. Кто усмотрит (уразумеет) погрешности свои. Только тот, кто находится в учении Слова Божьего. Усмотреть на своем лице грязь, и понять что ты измазан, можно лишь двумя способами.

Первый – тебе об этом скажут другие.

Второй – это зеркало. Так вот Слово Всевышнего это одновременно все сразу. Два в одном. Это говорящее зеркало. Смотрящий в Писание – смотрит как в зеркало. Есть такое выражение. Не мы читаем Библию, а Библия читает нас. Слово Его поажет наш облик и даст увидеть и уразуметь, что и где и какая нечистота в нас. Если по словам Христа Его слово будет судить в последний день, то обращающийся к Его слову здесь уже начинает обличаться Им в этом мире. (ПВ)

 

18.14 и от умышленных (гордых высокомерных) удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.

д7i и3 t чужди1хъ пощади2 рабA твоего2: ѓще не њбладaютъ мн0ю, тогдA непор0ченъ бyду, и3 њчи1щусz t грэхA вели1ка.

14. ГАМ МИЗЕДИ¢М XACО¢X АВДЭ¢ХА АЛЬ-ЙИМШЕЛУ-ВИ¢ AЗ ЭTА¢M, ВЕНИКЭ¢ТИ МИПЭ¢ША РАВ.

Разночтение в переведе 70 и Масоре. Вероятно, 70 толк. читали (зарим) = чужие, но халд. сирск. и блж. Иероним имели нынешнее чтение םידז(зедим) = гордые, дерзкие. (Вишняков Н.)

 

זֵד‎ = зед - надменный, гордый, дерзкий, высокомерный.

Голос йцер а-ра – злого начала – сатаны, который может возобладать человеком, причиняет великое развращение.

Здесь просьба избавить от искушений лукавого сатаны. Подобное прошение входит в молитву Отче наш. (ПВ)

 

18.15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня (скала) моя и Избавитель (Искупитель) мой! 

є7i И# бyдутъ во бlговолeніе словесA ќстъ мои1хъ, и3 поучeніе сeрдца моегw2 пред8 тоб0ю вhну, гDи, пом0щниче м0й и3 и3збaвителю м0й.

 

15. ЙИhЪЮ¢ ЛЕРАЦО¢Н ИМРЭ-ФИ¢ ВЕhЕГЬЁН ЛИБИ¢ ЛЕФАНЭ¢ХА, АДОНАЙ ЦУРИ¢ ВЕГОАЛИ¢.

Этот стих иудеи говорят после своей молитвы Богу, после Шма Израэль.

А перед молитвой – Господи устне мои отверзи (Пс 50).

В Бавли Брахот 9б и 10 а на вопрос почему этот стих читают после молитвы и после 18 благословений, р. Шимон бен Пази сказал: поскольку произнес  Давид этот стих после восемнадцати псалмов, установили учителя произносить его после восемнадцати благословений.

 

Давид говорит о словах и помыслах.

Слово рождается от мысли, а мысль от чувств.

И чувства и мысли и слова должны быть благоугодными, т.е. не противоречащими  Богу.

1. Чувства от которых рождается мысль:

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

(Фил.2:5)

 

2. Мысль которая благоугодна Богу рожденная от освященных чувствований:

14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.

16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.

(Фил.3:14-16)

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

(1Кор.1:10)

 

3. Слово рожденное от освященных мыслей, от откровений Божьих:

11 Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; … дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

(1Пет.4:11)

 

4. Поступки и богоугодные действия в этом мире, которые совершаются от освященных чувств мыслей и слов:

А уж если человек желает, мыслит и говорит как угодно Богу, то и поступать в жизни долже соответственно этому.

Написано что Он непоколебимость и твердыня, скала, фундамент настоящего раба Божьего: Твердыня (скала) моя и Избавитель (Искупитель) мой!

Кто имеет твердость в Нем, тот всего своего человека и внутреннего и внешнего предает на службу Богу. Так невозможно думать и говорить одно, а поступать по другому. Апостол Иоанн именно о этом говорит нам:

6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

(1Иоан.2:6)

И Скала (фундамент) для тел и дел наших есть Мессия - Иисус Христос.

И Искупитель для душ наших – Он же.

Если мы в Нем пребываем, то и чувствуем и мыслим и говорим и поступаем как Он – Твердыня и Искупление наше. (ПВ)

 

 

 


Назад к списку