Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
18 Псалом Давида - объяснение (Видео)
КОНСПЕКТ к уроку: 18 псалом (СКАЧАТЬ)
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
(Пс.18:1-15)
Псалом 18
Конспект к уроку воскресной школы с. Каратуз, иерея Виктора Пасечнюка.
В настоящем псалме Дух Святый устами богопросвещенного Давида преподает учение о трех божественных законах: во-первых, поучает о законе неписанном, который в видимом творении проповедует Своего Создателя (см. Рим. 1, 20; 2, 14); во-вторых, говорит о законе Моисеевом, писанном (см. Гал. 3, 19), сообщающем глубокое познание божественного домостроительства; и в-третьих, представляет возвышеннейшее учение о законе благодати, совершенно очищающем и предуготовляющем души для вечной жизни (Феодорит).
18.1 Начальнику хора. Псалом Давида.
а7 Въ конeцъ, pал0мъ дв7ду, }i.
1. ЛАМНАЦЭ¢ЯХ МИЗМО¢Р ЛЕДАВИ¢Д.
18.2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (небесный свод).
в7 НебесA повёдаютъ слaву б9ію, творeніе же рукY є3гw2 возвэщaетъ твeрдь.
2. hАШАМА¢ЙИМ МЕСАПЕРИ¢М КЕВОД-Э¢ЛЬ, УМААСЭ¢ ЯДА¢В МАГИ¢Д hАРАКИ¢Я.
Небеса проповедуют: Радак приводит такой ремез из Иова:
7 И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе;
8 или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.
9 Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?
(Иов.12:7-9)
Иудейский комментарий – Мидраш Тмура:
Однажды пришел безбожник к р. Акиве и спросил у него: Кто создал мир?
- Господь.
- Приведи доказательства.
Сказал ему раби Акива: Кто сшил твое платье?
- Портной.
- Приведи мне ясные доказательства!
- Какие же тебе нужны доказательства? Разве не очевидно, что платье сшито портным!
И об этом сказал р. Акиба своим ученикуам: Как платье свидетельствует о портном, дверь свидетельствует о столяре и дом свидетельствует о строителе, так вселенная свидетельствует о создавшем ее Творце.
Если Писание разрезать на отдельные буквы и бросать их многое множество раз, никогда не получится никакого текста с последовательным смыслом. Так не образуется из хаоса и неустройства при бесконечном продолжительном времени та гармония мира, какую сотворил Творец Премудростью Своей. (ПВ).
По смыслу Священного Писания и по изъяснению его св. отцами, мы можем представлять небеса в трех видах: во-первых - видимое небо, во-вторых - твердь небесную, с поставленными на ней светилами (Быт 1:14,17). и в-третьих - небо небесе, или небеса небес (Пс. 148:4), т.е. духовное небо, о котором упоминает и св. апостол Павел, говоря о духовных видениях и Божественных откровениях, каких он был удостоен (2 Кор. 12:2). В настоящем псалме пророк, конечно, разумеет видимое нами небо, которое своим необъятным пространством, мудрым устройством, поразительными явлениями и бесчисленным множеством светил поведает людям славу Божию, т.е. явным образом свидетельствует о творческой силе, о всемогуществе, премудрости и благости Божией. (Ржд)
В этом псалме упоминается небо через слово РАКИЯ =Твердь. Это второе Небо. Космос.
Иудейское предание говорит о семи небесах. (ВТ. Хагига 12б)
1. Вилон = занавес
2. Ракия = свод (твердь)
3. Схаким = вершины
4. Звуль = покои (Небесный Иерусалим)
5. Махон = прибежище
6. Маон = пристанище
7. Аревот = долины
18.3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
г7 Дeнь дни2 tрыгaетъ глаг0лъ, и3 н0щь н0щи возвэщaетъ рaзумъ.
3. ЁМ ЛЕЁМ ЯБИ¢Я О¢МЕР, ВЕЛА¢ЙЛА ЛЕЛА¢ЙЛА ЕХАВЕ-ДА¢АТ.
Буквальное понимание этих слов таково: по течению дней одних за другими, люди, ведя счисление дней, недель, месяцев и времен года, знают, какому именно дню, в какое время года - летом или зимой, и в каком месяце принадлежит то или другое дело, то или другое назначение, то или другое празднество
ПШАТ:
Буквальное понимание – по лунному календарю велась религиозная жизнь иудеев. По луне определяли сроки празднований покоя, и великих юбилеев. День празднований проводился в синагоге, где вспоминались празднуемые события и читались определенные тексты, впоминались агадические истории в кругу семьи по этому событию. (ПВ)
Раши говорит, что при смене дня и ночи читают славословия. «Существования дней и ночей учит творения прославлению и благодарности». Радак говорит: «этот день говорит о завтрашнем, который несомненно настанет».
РЕМЕЗ:
8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней ДЕНЬ И НОЧЬ, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. (Иис.Нав.1:8)
Как день и ночь (все что во дни и в ночи) учат нас негласно прославлять Творца, так поучение наше должно быть и в Божественном Писании, через которое мы получаем назидание о Творце. (ПВ)
ДРАШ:
Глядя на мироустройство Божие, как в первом стихе сказано: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь», мы видим книгу деяний Божьих, которая нам показывает величие Божие. То что мы видим ДНЕМ, нам явным образом передается через видимое и известное. Ночь – знание о непознаваемости Бога, Который окружен мраком. Непознаваемость Его Величия потому и по той причине, что мы сами непросвещенны светом Его, и находимся во тьме. Чем более и более приближается ДЕНЬ в котором светит Солнце, тем более и более мы видим величие Творца через сотворенное Им, и чем более и более мы просвещаемся Словом и Духом Его (Светом Его), тем более и более познаем Его. (ПВ)
СОД.
Есть еще то, что нам невозможно увидеть по причине темноты – это скрыто за темнотой ночи, в которой мы живем – в этом мире (олам аЗе). Здесь, в этом мире нам Бог сообщил знания, которые нужны для «ночной жизни» - Олам аЗе. Но ночь пройдет, и с ней оставится знание этого мира, которое уже не нужно днем (в Олам аБа). Сынам дня, День будущего века передаст РЕЧЬ (Слово) Бога без искажений. Слово «ОМЕР» = речь, имеет еще и другое смысловое понимание «вещь» и «обетование». В Олам аБа произойдет то, во что мы верим, и что в ночи нам было возвещено - (откровение о воскресении мертвых). День передаст сынам дня новые тела (вещь) для жизни вечной. Слово «передает»=ЯБИЯ имеет еще оттенок «струится, бьет ручьем» Поэтому это относится к ПОЛНОМУ излиянию Духа в веке грядущем. Когда у неимеющего отнимется что имел, и имеющему дастся больше чем имел. (ПВ)
18.4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
д7 Не сyть рBчи, нижE словесA, и4хже не слhшатсz глaси и4хъ.
4. ЭН-О¢МЕР ВЕЭ¢Н ДЕВАРИ¢М, БЕЛИ¢ НИШМА¢ КОЛА¢М.
Нет речи и нет слов, не слышан голос их.
Буквально без слов видимая природа дает познание о Творце и Его премудрости. Как и ремез из Иова. Где говорится о том, что безгласные рыбы скажут. А ведь нет ни языка, ни слов.
8 или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.
9 Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?
(Иов.12:7-9) (ПВ)
18.5 По всей земле проходит звук (кав=мерная веревка – граница; звук струны) их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
є7 Во всю2 зeмлю и3зhде вэщaніе и4хъ, и3 въ концы6 вселeнныz глаг0лы и4хъ: въ с0лнцэ положи2 селeніе своE:
5. БЕХОЛЬ-hАА¢РЕЦ ЯЦА¢ КАВА¢М УВИКЦЭ¢ ТЕВЭ¢ЛЬ МИЛЕhЭ¢М, ЛАШЕ¢МЕШ САМ-О¢hЕЛЬ БАhЭ¢М.
Пшат: Ночь и день по всей земле граница их. А также звук проповеди через видимое мироустройство.
В мессианском таинственном аспекте толкования:
Апостол Павел делает аллегорический ремез из псалма на апостольскую проповедь по всему миру в своем послании к Римлянам:
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
(Рим.10:17,18)
По всей земле было проповедано Евангелие. А также и таинственная аллюзия на Солнце Христа – Который живет в проповедниках правды. Бог поставил в апостолах жилище Солнцу – Христу, который есть Солнце Правды.
А По септуагинте. В солнце положи селение Свое. Также толкуется тайна Боговоплощения в человека – Мессию.
В Солнце, т.е. во Христе человеке = Который есть селение и жилище и храм Всевышнего, обитал Бог неразрывно соедененный с Ним. (ПВ)
Слова: во всю землю изыде вещание их св. апостол Павел относит к евангельской проповеди о спасении людей, которую апостолы пронесли по всей земле (Рим. 10:18). А потому эти слова богомудрыми отцами и учителями Церкви внесены и в состав богослужения церковного и поются в известное время, пред чтением Апостола, как прокимен его. (Рождественский)
18.6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
ѕ7 и3 т0й ћкw жени1хъ и3сходsй t черт0га своегw2, возрaдуетсz ћкw и3споли1нъ тещи2 пyть.
6. ВЕhУ¢ КЕХАТА¢Н ЁЦЭ¢ МЕХУПАТО¢, ЯСИ¢С КЕГИБО¢Р ЛАРУ¢Ц О¢РАХ.
Если Мы – Хупа = брачный чертог, то Солнце = Дух Христов.
Если в нас Дух Христов, мы есть и невеста и чертог Его.
Где есть Дух Христов, там и плоды Духа – любовь мир и радость.
Если мы жилище Святаго Духа, то мы сосуды Духа Божьего.
Наши тела одушевленные храмы Его.
Если это так, то следствие этого брака с Мессией, являются высшие плоды Духа - Любовь мир и радость (Гал. 5).
И в этом стихе нам они открываются в образе Жениха - (Он Любовь), который радуется и радует (это Радость), и брачного чертога (Мир).
Жених – означает любовь. Ведь у жениха всегда любовь к своей невесте.
Мир – чертог брачный = хупа. Ведь Чертог укрывает нас от всего внешнего, от ненастья и злых взглядов и врагов.
И Радость, ведь жених, имея любовь в чертоге, радуется и радует невесту. (ПВ)
18.7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
з7 T крaz небесE и3сх0дъ є3гw2, и3 срётеніе є3гw2 до крaz небесE: и3 нёсть, и4же ўкрhетсz теплоты2 є3гw2.
7. МИКЦЭ¢ hАШАМА¢ЙИМ МОЦАО¢ УТКУФАТО¢ АЛЬ-КЕЦОТА¢М, ВЕЭ¢Н НИСТА¢Р МЕХАМАТО¢.
Бог везде и во всем. И ничто не укроется от Него.
Солнце это образ Торы Машиаха и Самого Машиаха.
Машиах – это Слово Благословенного Творца
А Слово Творца – неотделимо от Него, потому что превечно рождается от Него.
И поэтому Слово Творца – это Творец.
От Творца не спрятаться и не укрыться.
7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.
(Пс.138:7,8)
В грядущем мире, когда Бог будет везде и во всем (да будет Бог все во всем. (1Кор.15:28)), Его Слава будет присутствием во всяком месте. Но не все смогут вынести Славу Его. И для одних, Теплота будет как свет и благо, для других как огонь поядающий и невыносимый. (ПВ)
Ничто не сокрыто от тепла его – можно спрятаться от солнечного света, но нельзя скрыться от его тепла (Радак).
Тот, кто сейчас прячется от Света Торы – может спрятаться от него, но наступит день, когда непросвященный светом Творца, прятавшийся от Света не сможет спрятаться от теплоты Его. Но тот, кто просвещался светом Торы в этом мире, сам будет подобен солнцу и жар не спалит его.
А о грешниках сказано в этом же псалме:
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. (Пс.96:3)
А о праведных так:
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие. (Пс.96:11) (ПВ)
Вот по этому поводу интересное высказывание и Бавли (Недарим 8б) и Шохер Тов:
Раби Шимон бен Лакиш сказал: Не будет Геинома в грядущем мире. Но Господь извлечет солнце из его ножен, и оно будет исцелять праведных и судить непорочных… Никто не укроется от его жара, кроме тех, кто посвятил себя Торе.
Это мнение о Солнце, которое Бог вынет из ножен и взойдет и опалит грешников основано на стихе из пророчества Малахии.
1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
(Мал.4:1,2)
Это Солнце вынутое из ножен – Христос явившийся во Славе.
Солнце – Это Христос – Слово Всевышнего – Тора Машиаха.
От теплоты Его ничто не укроется и не спрячется. Для одних Свет Торы – Слава и Свет, для других это Огонь и посрамление. И как мы знаем Христос сказал - слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. (Иоан.12:48) (ПВ).
18.8 Закон Господа совершен, укрепляет (обращает, возвращает) душу; откровение (ЭДУТ=свидетельство) Господа верно (надежно), умудряет простых (скудного умом, несмышленых).
и7 Зак0нъ гDень непор0ченъ, њбращazй дyшы: свидётелство гDне вёрно, ўмудрsющее младeнцы.
8. ТОРА¢Т АДОНА¢Й ТЕМИМА¢ МЕШИ¢ВАТ НА¢ФЕШ, ЭДУ¢Т АДОНА¢Й НЕЭМАНА¢ МАХКИ¢МАТ ПЭ¢ТИ.
Восхвалив величие небес, и красоту, и превосходство солнца, которые всему миру проповедают Творца и Промыслителя всех Бога, пророк переходит затем к прославлению высоких свойств закона Божия, при руководстве которого человек еще более может возвыситься в понимании и познании совершеннейшего Существа Божия. (Рождественский)
ТОРАТ АДОНАЙ – Тора Господня = Закон Господень.
Тора Господа совершенна, когда ее слова произносят уста совершенных (Шохер Тов).
Перевод семидесятти более точен в отличии от синодального.
Укрепляет - Обращает.
שׁוּב = ШУВ =
A(qal): возвращаться, поворачивать назад, обращаться.
C(pi): возвращать, приводить или приносить назад, обращать.
Обращение – покаяние – Это всегда - Рождение внутреннего человека.
Укрепление же внутреннего человека – это питание.
Слово Его = Хлеб. Хлеб тело укрепит, А слово Дух.
Не хлебом единым жив человек…
Откровение=свидетельство
עֵדוּת = ЭДУТ = свидетельство, напоминание, предупреждение.
Свидетельство или откровение Бога это всегда мудрость. Умудряет младенца внутреннего рожденного человека. (ПВ)
Закон Бога имеет удивительное свойство. Тот, кто приходит к мудрости Писания, душа его обращается к Творцу от беззаконной жизни. При содействии Духа и Закона человек начинает стремится от смерти вечной к вечной жизни. Он обращается (поворачивается) как бы на 180 градусов в противоположную от погибели сторону.
Откровения Божии (свидетельства – личное Божие свидетельство нашему сердцу) данные нам наделяют нас небесной мудростью. Как ни вспомнить слова прп. Серафима. «Очень полезно заниматься чтением Слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека своей милостью, но исполнит его дара разумения». (ПВ)
Иудейский комментарий говорит:
Исполнение воли Всевышнего называются «свидетельством» еще и потому, что они свидетельствуют, что соблюдающий и выполняющий волю Бога верит в Него. (Мецудат Давид)
Как небеса и Солнце свидетельствуют о величии Бога и Его мудрости, так и Тора… свидетельствует о Боге, создавшем мир и управляющем им (Радак)
18.9 Повеления (вверенное) Господа праведны (честные истинные прямые), веселят сердце; заповедь Господа светла (ясна, чиста), просвещает очи.
f7 Њправд†ніz гDнz пр†ва, весел‰щаz сeрдце: зaповэдь гDнz свэтлA, просвэщaющаz џчи.
9. ПИКУДЭ¢ АДОНАЙ ЕШАРИ¢М МЕСАМЕХЭ-ЛЕ¢В, МИЦВА¢Т АДОНАЙ БАРА¢ МЕИРА¢Т ЭНА¢ЙИМ.
Вслед за ЭДУТ (свидетельством) сказано и ПИКУДЕ.
ПИКУДЕ . Как производное от ПИКАДОН = (вложение), т.е. нечто сокровенное и помещенное внутрь. Итак, они привлекают к себе разум тем, что они прямы, и потому они радуют сердце мудрого. Когда ему удается подчинить себе тело и вести его путями разума, в мире большей радости не бывает, и это есть радость духа. Поэтому говорится о «радости сердца» (т.е. духа), а не о мирской радости которой может радоваться и злодей. (Радак)
Радость и счастье.
Радость – духовное. Относится к внутреннему новому духовному человеку. Это блаженство – АШРЭ.
Счасте – душевное. Относится к ветхому душевному или даже к плотскому человеку. Это счастье и благополучие которое выражается словом Тов или Тув.
טוּב
1. благо, добро; 2. благополучие, благоденствие;
3. имущество; 4. благость, доброта.
Иов.21.16 Видишь, счастье их не от их рук. - Совет нечестивых будь далек от меня!
Иов.21.13 Проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю.
טוֹב
хороший (добрый, благой, красивый, прекрасный, благополучный, счастливый, полезный, приятный, желаемый).
Пример: (Привести) о счастье душевном и радости (блаженстве) духовном…
Просвещение от заповеди.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23 ибо заповедь (мицва) есть светильник, и наставление (Тора) – свет (Ор), (Прит.6:22,23)
Человек живущий по заповедям – верный Богу и верою будет оправдан Богом.
И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. (1Иоан.3:24)
Плод же Духа, мир радость и любовь.
Исполняющий заповеди очищается от греха мешающего ему видеть истину.
Просвещение это одно из действий Слова Божьего на человека.
В небе были сотворены два светила для дня и ночи. Солнце и луна – чтобы видеть. Ночь = этот век, до пришествия Мессии. В нем Тора Моше отражающая свет Торы Машиаха. Утро и день = это пришествие Мессии в этом веке и век грядущий = где светит Солнце = Тора Машиаха. И как при солнце днем видим мы куда идти, и какова дорога правильна, так и в свете Торы мы видим путь истины.
И если посмотреть на слова МИЦВА¢Т=заповеди АДОНАЙ=Господа БАРА¢=чистый МЕИРА¢Т=освещает ЭНА¢ЙИМ=глаза можно увидеть что слово БАРА имеет значение - чистый пустой, что значит незамутненная без примесей = она ПРОЗРАЧНА.
Вода без примесей всегда чиста, ей можно омыться, очистится, промыть очи. Через воду прозрачную всегда проходит свет. В ней нет ничего чуждого, нет примесей и мути. Тора как вода живая омывающая и очищающая просвещающая.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. (Иоан.15:3) (ПВ)
18.10 Страх Господень чист, пребывает (стоит) вовек (вечно). Суды (законы = повеления – приговоры; воля Его в отношении к кому-то; суды по воле Его, - как промысел Его;) Господни истина, все праведны;
‹ Стрaхъ гDень чи1стъ, пребывazй въ вёкъ вёка: судбы6 гDни и4стинны, њправд†нны вкyпэ,
10. ЙИРЪА¢Т АДОНАЙ ТЕhОРА¢ ОМЭ¢ДЕТ ЛАА¢Д, МИШПЕТЕ-АДОНА¢Й ЭМЭ¢Т ЦАДЕКУ¢ ЯХДА¢В.
О том, что человек делает тайком, не на виду у других, сказано в книге Левит: и страшись Бога твоего, Я Господь (Лев. 19). От (явных) дурных поступков человек воздерживается из страха перед людьми, и такое чистым не назовешь из-за наличия в нем примесей. Когда же человек от тайных поступков воздерживается исключительно из-за страха Божьего такой страх чист. (Радак)
Страх Господень чист, так как удаляет нас от зла и делает нас чистыми, в то время как страх человеческий порицается и называется робостью и даже рабством (Феодорит, Афанасий).
Двойное понимание стиха о страхе:
1.Страх и трепет перед Творцом вечен, в отличии страха перед тварью Его.
2.Тот кто имеет страх устоит во век ЛААД (АД= вечность) – не упадет в этом мире и не постыдится в мире грядущем.
Страх Божий начало премудрости. Все что Божие спасительно и истинно.
Судьбы (суды Бога – все что совершается по Его Святому Промыслу) Господни истины и оправданы когда собраны воедино. Если бы человек посмотрел на цепочку событий своей жизни со стороны как смотрит на нашу жизнь Бог находящийся вне времени и пространства, то мы бы увидели что все что случилось в нашей жизни, все Богом было подведено к тому чтобы нам стать лучше. Промысел изменяет нашу жизнь, даже после сознательно сделанных нами грехов, в те ситуации где мы можем измениться в сторону святости и познания пути правды. (ПВ)
משיבת נפש |
תורת ה׳ תמימה |
מחכימת פתי |
עדות ה׳ נאמנה |
משמחי לב |
פקודי ה׳ ישרים |
מאירת עינים |
מצות ה׳ ברה |
עומדת לעד |
יראת ה׳ טהורה |
צדקו יחדיו |
משפטי ה׳ אמת |
1. |
Тора Господа совершенна. |
Она возрождает (возвращает) душу. |
2. |
Свидетельство Господа верно. |
Оно умудряет глупца. |
3. |
Приказы Господа справедливы. |
Они радуют сердце. |
4. |
Заповедь Господа ясна. |
Она просвещает глаза. |
5. |
Страх перед Господом чист. |
Он устоит навеки. |
6. |
Суды Господа истинны. |
Они справедливы вместе. |
Эти стихи псалма (Теилим 19:8-10) содержат намек на то, что и Письменная, и Устная Тора совершенны и возрождают душу из смерти к жизни. «Устная Тора» состоит из шести книг Мишны, и в этой строфе шесть строк. «Письменная Тора» состоит из пяти книг, и в каждой строке пять слов с пятикратным упоминанием Имени Бога. (М. Вайсман. Мидраш говорит.)
Действие Торы (Слова Божьего)
1. Тора рождает нового человека. (1 строка – 8 стих первая половина)
2. Рожденный умудряется и укрепляется словом. (2 строка – 8 стих вторая половина)
3. Умудренный видит, его очи просвещаются светом Торы. (4 строка – 9 стих вторая половина)
4. Просвещенный и видящий путь, идет по нему. Идущий видит суды (промысл) Творца, и они в газах видящего оправданы. Он никогда не скажет за что это мне и почему это так. Он дверяет и верит Богу. Он благоговеет пред Богом в страхе и остается мудрым. (6 строка – 10 стих вторая половина)
5. Мудрость не устоит на пути, если не будет страха. Ведь начало премудрости это страх Господень. Если он начало, то он же и фундамент мудрости, на котором премудрый стоит и будет стоять, страх делает послушним и покорным. Имеющий эту добродетель не будет бунтарем. (5 строка – 10 стих первая часть)
6. Мудрый, послушный, просвященный, доверяющий - имеет радость совершенную в сердце. (3 строка – 9 стих первая половина) (ПВ)
18.11 они вожделеннее (желанней) золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
а7i вожделBнны пaче злaта и3 кaмене чeстна мн0га, и3 слaждшz пaче мeда и3 с0та.
11. hАНЕХЕМАДИ¢М МИЗАhА¢В УМИПА¢З РАВ, УМТУКИ¢М МИДЕВА¢Ш ВЕНО¢ФЕТ ЦУФИ¢М.
Сладость слова божественного Писания Пророк сравнивает с медом, не потому, чтобы такой только была его мера, но потому, что у нас нет ничего другого в природе, слаще меда. Оно несравненно превосходит и драгоценность камней, и сладость всякого меда (Златоуст).
Вожделенней золота – ибо богатство служит только в этом мире, но не в будущем, а мудрость и в этом, и в будущем. Богатство могут отнять силой, или украсть, или оно пропадет в море, но мудрость украсть невозможно. Богатство убывает, и потраченное не возвращается.Но мудрость – если обучит другого, не уйдет из его сердца а увеличится. (Радак).
18.12 и раб Твой охраняется ими (предостерегается ими), в соблюдении их великая награда.
в7i И$бо рaбъ тв0й храни1тъ |: внегдA сохрани1ти |, воздаsніе мн0го.
12. ГАМ-АВДЕХА¢ НИЗhА¢Р БАhЭ¢М, БЕШОМРА¢М Э¢КЕВ РАВ.
За золото можно нанять телохранителей, броневики и армию, но если будешь против слова и воли Его, то даже золото не защитит тебя. Но мудрый будет идти куда повелит Бог и будет храним Творцом.
За золото не наймешь воина, который будет охранять тебя от злого начала – сатаны. Но мудростю свыше и Словами Торы, ими охраняется имеющий их. И если сохранится ими от падения и смерти духовной – великая награда будет ему. Также слово Зоhар=сияние. И поэтому можно усмотреть другой аспект этого стиха через слово НИhЗАР. И раб Твой СИЯЕТ ими (в действии Торы), в сохранении их в следствии (из-за того) велик. (ПВ)
18.13 Кто усмотрит (уразумеет) погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня
г7i Грэхопадє1ніz кто2 разумёетъ; t тaйныхъ мои1хъ њчcти мS,
13. ШЕГИО¢Т МИ-ЯВИ¢Н, МИНИСТАРО¢Т НАКЭ¢НИ.
Видимо этот вопрос риторический. Конечно же, каждый человек знает свои грехи, даже если их не знают другие. Очисти Боже меня от всех грехов моих. И от тех грехов, которые я сделал в тайне от других, а также, и от тех, которых я до сих пор не знаю и о которых я в неведении, о которых я не знаю что это грех (для меня тайна).
Кто усмотрит? Но на этот вопрос лучше всего ответить в контексте Торы о которой говорит псалом. Кто усмотрит (уразумеет) погрешности свои. Только тот, кто находится в учении Слова Божьего. Усмотреть на своем лице грязь, и понять что ты измазан, можно лишь двумя способами.
Первый – тебе об этом скажут другие.
Второй – это зеркало. Так вот Слово Всевышнего это одновременно все сразу. Два в одном. Это говорящее зеркало. Смотрящий в Писание – смотрит как в зеркало. Есть такое выражение. Не мы читаем Библию, а Библия читает нас. Слово Его поажет наш облик и даст увидеть и уразуметь, что и где и какая нечистота в нас. Если по словам Христа Его слово будет судить в последний день, то обращающийся к Его слову здесь уже начинает обличаться Им в этом мире. (ПВ)
18.14 и от умышленных (гордых высокомерных) удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
д7i и3 t чужди1хъ пощади2 рабA твоего2: ѓще не њбладaютъ мн0ю, тогдA непор0ченъ бyду, и3 њчи1щусz t грэхA вели1ка.
14. ГАМ МИЗЕДИ¢М XACО¢X АВДЭ¢ХА АЛЬ-ЙИМШЕЛУ-ВИ¢ AЗ ЭTА¢M, ВЕНИКЭ¢ТИ МИПЭ¢ША РАВ.
Разночтение в переведе 70 и Масоре. Вероятно, 70 толк. читали (зарим) = чужие, но халд. сирск. и блж. Иероним имели нынешнее чтение םידז(зедим) = гордые, дерзкие. (Вишняков Н.)
זֵד = зед - надменный, гордый, дерзкий, высокомерный.
Голос йцер а-ра – злого начала – сатаны, который может возобладать человеком, причиняет великое развращение.
Здесь просьба избавить от искушений лукавого сатаны. Подобное прошение входит в молитву Отче наш. (ПВ)
18.15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня (скала) моя и Избавитель (Искупитель) мой!
є7i И# бyдутъ во бlговолeніе словесA ќстъ мои1хъ, и3 поучeніе сeрдца моегw2 пред8 тоб0ю вhну, гDи, пом0щниче м0й и3 и3збaвителю м0й.
15. ЙИhЪЮ¢ ЛЕРАЦО¢Н ИМРЭ-ФИ¢ ВЕhЕГЬЁН ЛИБИ¢ ЛЕФАНЭ¢ХА, АДОНАЙ ЦУРИ¢ ВЕГОАЛИ¢.
Этот стих иудеи говорят после своей молитвы Богу, после Шма Израэль.
А перед молитвой – Господи устне мои отверзи (Пс 50).
В Бавли Брахот 9б и 10 а на вопрос почему этот стих читают после молитвы и после 18 благословений, р. Шимон бен Пази сказал: поскольку произнес Давид этот стих после восемнадцати псалмов, установили учителя произносить его после восемнадцати благословений.
Давид говорит о словах и помыслах.
Слово рождается от мысли, а мысль от чувств.
И чувства и мысли и слова должны быть благоугодными, т.е. не противоречащими Богу.
1. Чувства от которых рождается мысль:
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
(Фил.2:5)
2. Мысль которая благоугодна Богу рожденная от освященных чувствований:
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
(Фил.3:14-16)
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
(1Кор.1:10)
3. Слово рожденное от освященных мыслей, от откровений Божьих:
11 Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; … дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
(1Пет.4:11)
4. Поступки и богоугодные действия в этом мире, которые совершаются от освященных чувств мыслей и слов:
А уж если человек желает, мыслит и говорит как угодно Богу, то и поступать в жизни долже соответственно этому.
Написано что Он непоколебимость и твердыня, скала, фундамент настоящего раба Божьего: Твердыня (скала) моя и Избавитель (Искупитель) мой!
Кто имеет твердость в Нем, тот всего своего человека и внутреннего и внешнего предает на службу Богу. Так невозможно думать и говорить одно, а поступать по другому. Апостол Иоанн именно о этом говорит нам:
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
(1Иоан.2:6)
И Скала (фундамент) для тел и дел наших есть Мессия - Иисус Христос.
И Искупитель для душ наших – Он же.
Если мы в Нем пребываем, то и чувствуем и мыслим и говорим и поступаем как Он – Твердыня и Искупление наше. (ПВ)
Назад к списку