Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
23 Псалом Давида - объяснение (Видео)
скачать конспект урока по 23 псалму
Псалом 23
Этот псалом должны были произносить при внесении ковчега в Святая Святых. Он был составлен после того, как Давид принес жертву всесожжения на горе Мория на том месте где приносилась жертва Адамом, Ноем, и Авраамом, и ему в пророческом видении открылось, на каком месте будет находиться Дом Господень, как сказано в Летописи
28 В это время Давид, видя, что Господь услышал его на гумне Орны Иевусеянина, принес там жертву.
29 Скиния же Господня, которую сделал Моисей в пустыне, и жертвенник всесожжения [находились] в то время на высоте в Гаваоне.
30 И не мог Давид пойти туда, чтобы взыскать Бога, потому что устрашен был мечом Ангела Господня. (1Пар.21:28-30)
1 И сказал Давид: вот дом Господа Бога и вот жертвенник для всесожжений Израиля.
(1Пар.22:1). (Радак)
И как только увидел это место, начал отмерять и говорить «Отсюда и до сюда – двор Храма, отсюда и до сюда Святая Святых»… (Псикта рабати 43)
Древние отцы и учители Церкви усматривали в этом псалме пророчество о вознесении Христа на небо и восхождении верующих в духовный Иерусалим (Афанасий, Феодорит, Златоуст, Киприан).
23.1 Псалом Давида. (Давида псалом = ЛЕДАВИД МИЗМО¢Р) Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,
а7 ГDнz землS, и3 и3сполнeніе є3S, вселeннаz и3 вси2 живyщіи на нeй.
1. ЛЕДАВИД МИЗМОР, ЛАДОНАЙ hААРЕЦ УМЛОА, ТЕВЭЛЬ ВЕЁШЕВЭ ВА.
לְדָוִד מִזְמוֹר לַיהוָה הָאָרֶץ וּמְלוֹאָהּ תֵּבֵל וְיֹשְׁבֵי בָהּ׃ |
Буквально: Хотя вся земля принадлежит Господу, эта гора по праву называется горой Господней, ибо место Его Святилища расположено против престола Славы. (Радак)
Но в иудейских комментариях (Хафец Хаим Рамбам и др.) понимают под Горой Господа грядущий мир. «Все что мы видим в этом мире, имеет аналог в духовном мире. Есть Иерусалим внизу, и есть небесный «Горний Иерусалим». Есть гора Господа, те. Храмовая гора внизу, есть и вверху место называемое Горой Господа…» (Шмират алашон гл5)
Этот псалом левиты пели в первый день недели (Господня земля (ибо в первый день были созданы небо и земля и Господь стал их Властителем) (ВТ Рош ашана 31а.)
Земля = Земля Израиля. Мир = остальные страны (Раши)
Нравственно аскетический: В книге Теhѓилим есть два стиха, которые, на первый взгляд, противоречат один другому. В главе 24-й мы читаем: «Господу принадлежит земля и все, что на ней», а в главе 115-й — «а землю Он отдал сынам человека». Возможно ли, чтобы и то и другое было верно? Отвечают мудрецы: да, первый стих подразумевает момент до произнесения благословения, а второй — после. То есть Всевышний, сотворивший землю и все, что есть на ней, дарит нам право использовать все это нам на благо — однако лишь после того, как мы выразим признание того факта, что это именно Он дает нам это благо. Значит, прежде чем получить какую-либо пользу или какое-либо удовольствие от этого мира, мы обязаны произнести благословение. (Иуд. Ком.)
Эти слова произносятся при погребении человека землей. (ПВ)
23.2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.
в7 Т0й на морsхъ њсновaлъ ю5 є4сть и3 на рэкaхъ ўгот0валъ ю5 є4сть.
2. КИ-hУ¢ АЛЬ-ЯМИМ ЕСАДА, ВЕАЛЬ-НЕhАРОТ ЕХОНЕНЭhА.
כִּי־הוּא עַל־יַמִּים יְסָדָהּ וְעַל־נְהָרוֹת יְכוֹנְנֶהָ׃ |
Стихия воды. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Быт.1:2)
23.3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
г7 Кто2 взhдетъ на г0ру гDню; и3ли2 кто2 стaнетъ на мёстэ с™ёмъ є3гw2;
3. МИ-ЯАЛЕ ВЕhАР-АДОНАЙ, УМИ-ЯКУМ БИМКОМ КОДШО.
מִי־יַעֲלֶה בְהַר־יְהוָה וּמִי־יָקוּם בִּמְקוֹם קָדְשׁוֹ׃ |
Возможно, Давид воспел этот псалом после страшного случая с Озой (2Царст. 6), во время перенесения ковчега завета на Сион (Грюнцвайг).
4 И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом.
5 А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.
6 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его.
7 Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.
8 И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: "поражение Озы".
9 И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню?
(2Цар.6:4-9)
Кто может, или кто удостоится, взойти на гору Его и стать на святом месте Его? Гору пророк именует здесь, конечно, не земную - Сионскую или какую иную, а ту небесную гору, о которой апостол Павел пишет в Послании к Евреям: Приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12:22). (Разумовский)
Кто взойдет… кто устоит – плохо, когда человек в великом воодушевлении достигает святости на короткий момент, ибо падение с высоты может повлечь очень серьезные последствия для всей его духовной жизни. Поэтому в псалме сказано: Кто поднимется и кто устоит – подниматься следует с тем, чтобы устоять в святости (hАфлаа).
Перед лицом Божьим в мире грядущем, кто устоит перед Славой Его? Все? Нет не все. Но только…. (см. следующий стих) (ПВ)
23.4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, -
д7 Непови1ненъ рукaма и3 чи1стъ сeрдцемъ, и4же не пріsтъ всyе дyшу свою2 и3 не клsтсz лeстію и4скреннему своемY:
4. НЕКИ ХАПАЙИМ УВАР-ЛЕВАВ, АШЕР ЛО-НАСА ЛАШАВ НАФШИ, ВЕЛО НИШБА ЛЕМИРМА.
נְקִי כַפַּיִם וּבַר־לֵבָב אֲשֶׁר לֹא־נָשָׂא לַשָּׁוְא נַפְשִׁי וְלֹא נִשְׁבַּע לְמִרְמָה׃ |
Неповинные руки - свобода от злых дел
Чистое сердце - свобода от злых желаний и намерений.
Как важно держать обещание выполняя их, и как важно с именем Божьим не связывать обман. (ПВ)
Но все же, одних невинных рук мало для того, чтобы войти в общение с Богом. Необходимо, чтобы внешнее благочестие было связано с «чистым сердцем». Истинная религия гнездится в сердце. Можно мыть сосуд снаружи сколь угодно долго, однако если внутри он полон скверны и нечистот, то мы всецело осквернены в очах Божьих, ибо мы — это наше сердце, а не наши руки. Мы можем лишиться рук, и это не помешает нам жить, но, потеряв сердце, мы потеряем и жизнь. Источник жизни в сердце, поэтому мы должны содержать его в чистоте. Благодать должна действовать в сердце человека и влиять на его поступки, а иначе наша вера — обман. (Сперджен)
Если дополнить Сперджена: Как, если человек потерял «чистые руки» (по какой-то причине совершать добрые дела), жизнь для Бога на этом не кончается в том случае, если у него осталось «чистое сердце» (добрые намерения и желания). Но лишается человек жизни вечной, даже если потерял «грязные руки» (уже не делает злые дела), но продолжает иметь «грязное сердце» (имеет злые намерения и желания). (ПВ)
Над душой человека не должны властвовать ничтожные земные утехи. Рожденный свыше «не клялся душею своею напрасно» (в англ. — «не отдавал свою душу суете». — Примеч. ред.). У каждого человека есть свои утехи, в которых душа его находит веселье. Плотский человек веселит свою душу плотскими удовольствиями, которые суть не что иное, как суета. Святой же питает страсть к более существенным вещам, и, подобно Иосафату, «делает угодное в очах Господних» (3Цар. 22:43). Тот, кому достаточно свиных рожков, будет причтен к свиньям. Если мы кормимся грудью мира сего, лежащего во зле, получая удовлетворение и утешение, то тем самым показываем, что мы его истинные дети (дети мира сего). Удовлетворяет ли тебя мир? Если да, то ты уже получил свою награду; выжми из нее все соки, ибо других радостей ты не увидишь вовек. (Сперджен)
В этом стихе названы три человеческих проявления: действие, мысль и речь. Во всех трех отношениях человек должен быть непорочным: чистым в поступках своих, и ясным в сердце своем (в помыслах), и верным в своем речении. (Радак)
23.5 [тот] получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
є7 сeй пріи1метъ блгcвeніе t гDа и3 млcтыню t бGа сп7са своегw2.
5. ЙИСА ВЕРАХА МЕЭТ АДОНАЙ, УЦДАКА МЕЭЛОhЭ ЙИШЪО.
יִשָּׂא בְרָכָה מֵאֵת יְהוָה וּצְדָקָה מֵאֱלֹהֵי יִשְׁעוֹ׃ |
Не следует думать, будто святые люди спасаются своими заслугами. Напротив, их дела — свидетельство о том, что они воистину дети Божьи. Данный стих показывает, что святые живут по благодати и только по благодати. Эти люди носят царскую ливрею потому, что Царь по Своей великой любви даровал им это одеяние. Истинный святой носит свадебные одежды, признавая, что получил их от Хозяина пира без денег и без платы. (Сперджен)
23.6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! (СЕЛАh = навеки).
ѕ7 Сeй р0дъ и4щущихъ гDа, и4щущихъ лицE бGа їaкwвлz.
6. ЗЕ ДОР ДОРЕШАВ, МЕВАКШЕ ФАНЭХА ЯАКОВ СЭЛАh.
זֶה דּוֹר דֹּרְשׁוֹ (דֹּרְשָׁיו); מְבַקְשֵׁי פָנֶיךָ יַעֲקֹב סֶלָה׃ |
Лицо Божие - как Милость и Истина в этом мире. Бог есть любовь. Ищущие лица Его ищут Истину и Милость. Светом Лица Его ищущие просвещаются Светом Его. Просвященные Светом Творца уподобляются Ему. Бог делает ищущих Лица его подобными Себе (ПВ).
И здесь возможен другой перевод стиха (перевод Ф. Гурфинкель) - Это род вопрошающих Господа, и это есть сыны Йакова. Ктив и кри:
דָּרַשׁ
A(qal): 1. заботиться, печься;
2. расспрашивать, разыскивать;
3. требовать, взыскивать;
4. искать, разыскивать.
B(ni): быть найденным.
Кто же взойдет на гору Господню и на место Его Святыни, с руками чистыми и сердцем ясным?
Так было в дни Шломо, кто возвел Дом Господний.
Ктив и кри: Написание ДОРШО = ищущего (в единственном числе) относится к поколению в целом, а написание ДОРШАВ = ищущих (во множественном числе) относится ко всем его представителям. (Радак)
СЭЛА = навеки. (см ком. 3 псалма). Такие люди ищущие Правды Его, такой род ищущих Лица Его будет СЭЛА = всегда. (ПВ)
23.7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
з7 Возми1те вратA кн‰зи в†ша, и3 возми1тесz вратA вBчнаz: и3 вни1детъ цRь слaвы.
7. СЕУ ШЕАРИМ РАШЕХЭМ ВЕhИНАСЕУ ПИТХЭ ОЛАМ, ВЕЯВО МЭЛЕХ hАКАВОД.
שְׂאוּ שְׁעָרִים רָאשֵׁיכֶם וְהִנָּשְׂאוּ פִּתְחֵי עוֹלָם וְיָבוֹא מֶלֶךְ הַכָּבוֹד׃ |
Буквальный смысл (пшат): Станьте выше, врата! – эта часть молитвы была добавлена во времена царя Шломо, в момент освящения Храма, когда в Святую Святых вносили Ковчег Завета. Сам царь Соломон тогда произнес: Тебя (Создателя) не вмещают небеса и небеса небес, но все же я поставил Храм Тебе. Здесь эта мысль повторена в поэтической форме: Тебя, Создатель не вместит никакое здание на земле, а потому, пусть распахнутся храмовые врата до входов вечности, чтобы Сияние Всевышнего могло заполнить Храм. (иуд. Ком)
Мессианское толкование: Последние несколько стихов показывают нашего великого Заместителя – Мессию, который полностью удовлетворил требованиям, изложенным в первых стихах, и приобрел полное право взойти на святую гору Божью. Господь Иисус Христос мог взойти на гору Господнюю, потому что руки Его были невинны, а сердце чисто. Если мы верой преобразимся в Его образ, то также взойдем к Богу. (Сперджен)
23.8 Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
и7 Кт0 є3сть сeй цRь слaвы; гDь крёпокъ и3 си1ленъ, гDь си1ленъ въ брaни.
8. МИ ЗЕ МЭЛЕХ hАКАВОД, АДОНАЙ ИЗУЗ ВЕГИБОР, АДОНАЙ ГИБОР МИЛЬХАМА.
מִי זֶה מֶלֶךְ הַכָּבוֹד יְהוָה עִזּוּז וְגִבּוֹר יְהוָה גִּבּוֹר מִלְחָמָה׃ |
Небесные силы (князи), как бы изумленные таким необычайным событием, что видели истинного человека во плоти, восходящего на небо, превыше духов небесных, превыше ангелов и архангелов, и притом такого, которого называют Царем славы, решаются вопросить: кто есть сей Царь славы? - и на вопрос свой получают ответ, что это - Господь Крепкий, Всемогущий, Которому покорены всяческия, яже на небеси и на земли (1Кор. 15:27), Который силен в брани и есть Победитель смерти и ада и самого князя тьмы.
23.9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
f7 Возми1те вратA кн‰зи в†шz, и3 возми1тесz вратA вBчнаz: и3 вни1детъ цRь слaвы.
9. СЕУ ШЕАРИМ РАШЕХЭМ УСЪУ ПИТХЭ ОЛАМ, ВЕЯВО МЭЛЕХ hАКАВОД.
שְׂאוּ שְׁעָרִים רָאשֵׁיכֶם וּשְׂאוּ פִּתְחֵי עוֹלָם וְיָבֹא מֶלֶךְ הַכָּבוֹד׃ |
В асктическом аспекте толкования. Какие врата? – врата нашего сердца, которым владеют различные страсти: гордость, злоба, плотоугодие, леность, непослушание, жестокосердие. Эти страсти порабощают душу человека и препятствуют Господу войти в нее и обитать в ней. Князи (страстей) господствуют на этих вратах и не допускают Царя славы войти ими. Это наставление христианину к достойному принятию в сердце Господа. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откр. 3:20) (Отцы Церкви).
23.10 Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - царь славы.
‹ Кт0 є3сть сeй цRь слaвы; гDь си1лъ, т0й є4сть цRь слaвы.
10. МИ hУ ЗЕ МЭЛЕХ hАКАВОД, АДОНАЙ ЦеВАОТ hУ МЭЛЕХ hАКАВОД СЭЛА
מִי הוּא זֶה מֶלֶךְ הַכָּבוֹד יְהוָה צְבָאוֹת הוּא מֶלֶךְ הַכָּבוֹד סֶלָה׃ |
Господь (сил) воинств понимать нужно в том смысле, что люди в том поколении будут подобны Господним ангелам. Теперь же под воинством подразумевается воинство небесное. (Радак)
1 Псалом Давида. Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,
2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.
3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, -
5 [тот] получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - царь славы.
(Пс.23:1-10)
Назад к списку