Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
98 Псалом Давида - объяснение (углубленный уровень) и конспект
00:43 = стих 1.
16:37 = стих 2.
17:47 = стих 3.
24:09 = Тайна числа «человеческого» = 666, в мессианском, положительном аспекте.
38:48 = стих 4. 46:45 = стих 5. 49:14 = метафоры фразы «подножие ног Его»
58:45 = стих 6. 66:22 = стих 7. Образ облачного столпа и облака.
71:52 = стих 8.
75:15 = стих 9.
מזמור צט = МИЗМОР ЦАДИ-ТЕТ = Псалом 99
Данный псалом можно назвать «Святый, святый, святый» псалом: слово «свят» употребляется автором как в последнем стихе псалма, так и в рефренах его трех основных частей. Тема псалмопевца – святость небесного владычества и Царства Господа Иисуса Христа. Этот гимн предназначен для херувимов, стоящих вокруг престола, и для святых, живущих в славных пределах Сиона. (Ч. Сперджен)
98.1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!
Pал0мъ дв7ду, §и а7 ГDь воцRи1сz, да гнёваютсz лю1діе: сэдsй на херувjмэхъ, да подви1житсz землS.
1 АДОНА́Й МАЛА́Х ЙИРГЕЗУ́ АМИ́М, ЙОШЕ́В КЕРУВИ́М ТАНУ́Т hАА́РЕЦ.
יְהוָה מָלָךְ יִרְגְּזוּ עַמִּים יֹשֵׁב כְּרוּבִים תָּנוּט הָאָרֶץ׃ |
Греческие переводчики добавили в надписание: «Давиду». Феодорит говорит по этому поводу следующее:
Все прочие издали этот псалом без надписи; а надпись – «Давиду», приложили Семьдесят, потому что и он пророчествует об умственном Давиде – Христе.
Мессианский аспект: Одно из значений слова ירגזו = ЙИРГЕЗУ, наряду с «трепещут» может быть «гневаются» или «раздражаются». (רגז = РАГАЗ = «раздражаться, сердиться»). Поэтому греко-славянский перевод говорит не «трепещут», а «гневаются». Христианские комментаторы это толкуют так:
«Господь воцарися: да гневаются людие». Евангелист Матфей говорит: «когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где новорожденный Царь Иудейский? И далее прибавляет: услышав cиe царь Ирод смутился, и весь Иepycaлим с ним» (Матф. 2:1). Сиe-то предвидя, Давид говорит здесь, что Господь воцарился, как и сам Он сказал: «Я на cиe родился,» (Иоан. 18:37).[1] Итак пусть гневаются, или пусть смущаются народы… (Зигабен)
Никто не может сказать, чтобы по причине царствования над всем, Бога всяческих, «гневался» кто-либо: но по причине воцарения Христа, по выражению сего псалма, «гневаются народы», где говорит о неверующих в него из числа обрезанных и язычников. Ибо неверующих сих угрызает и оскорбляет ревность о том, что спасены Им народы, потому что не уразумели пророческих голосов о Царстве Его. Впрочем, хотя ныне и гневаются о царстве Спасителя нашего: но будет некогда время, когда и они исповедаются имени Его великому, когда «приклонится всякое колено небесных, земных и преисподних». (Евсевий)
Воцарение Христово возбудило народ иудейский ко гневу и ярости, так что они говорили Пилату: «не пиши, что Он царь Иудейский; также: у нас нет царя кроме Кесаря». (Исихий)
«Господь царствует»… Драш по этой фразе см. в комм. Пс. 95:10
Радак сталкивает стихи из предыдущих псалмов с этим стихом объясняя противоречие:
Выше в теилим 97:1 сказано: «Господь воцарился, да восторжествует земля» и в теилим 96:10 «Господь воцарился, также утвердилась вселенная, не пошатнется». А здесь сказано: «Господь воцарился, трепещут народы» и «земля колеблется». И все это истинно. Потому что народы содрогнутся, и земля поколеблется при падении Гога и Магога. А затем земля возликует, и вселенная утвердится неколебимо. И в мире больше не будет войн. (Радак)
Мессианский аспект разрешения противоречия столкнувшихся стихов таков:
В Пс. 97:7 говорилось о том, что море и вселенная будет подвигнута, вострепещет, восшумит, затрясется. Это образ противников воли Божией на Страшном Суде.
Метью Генри так толкует это место:
Тот, кто подчинится Ему, будет утвержден и не поколеблется (Пс.95:10), а противящийся Ему поколеблется. Все народы, небеса и земля будут потрясены, но царство Христа не поколеблется. То, что не поколеблется, то останется.
Царство Божие – Царство Славы, которое начинается в этом мире в душах верующих как Царство Благодати, – это Царство Непоколебимое. Поколеблется земля непричастная царству Божьему, вострепещут народы, не принявшие Спасение Божие, но принявшие Царство Непоколебимое – возрадуются.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от Говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли, то тем более мы, если отвратимся от Говорящего с Небес,
26 глас Которого тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
27 Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр.12:25-28)
Раввин Гирш говорит о «потрясении земли»:
«Трясется земля» = ТАНУ́Т hАА́РЕЦ… נוד, ,נוט מוט = «шататься, уступать, колебаться».
Непобедимая мощь Всевышнего не противник, которого надо бояться, а истинный друг. Но непобедимая сила любит справедливость и желает только, чтобы справедливость была живой реальностью на земле. Только тот, кто топчет справедливость, вынужден бояться мощи Бога. (Ис. 27:4,5). (р. Гирш)
В 81 псалме говорится о том, что судьи, неправедно производящие суд – это причина потрясений основания земли. Ведь основа этого мира – это закон справедливости. Если попирается справедливость – «трясется земля».
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются = ימוטו = ЙИМО́ТУ. (Пс. 81:5)
Не только земное человеческое естество возмущается при несправедливости, но и Сам Всевышний потрясает тварный мир по причине нарушения справедливого суда.
8 Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог; (Пс.17:8)
Исторический аспект: «Восседающий на херувимах» – в Храме, в Святая Святых находился ковчег Завета, в котором лежали скрижали, полученные Моше, и свиток Торы. Над Ковчегом было два изображения херувимов. Когда Всевышний говорил с Моше, Его голос исходил как бы из пространства между ними. (Меир Левинов)
Буквальный аспект стиха – о царствовании Бога среди мира грядущего. Власть Бога видна воочию для всех Ни у кого не останется сомнения в Его власти и в Его силе, так как Слава Его будет явлена всякой плоти. Это царство Славы.
Таинственный аспект этого стиха – о Его Царстве Благодати в этом мире. Господь явивший свое царство святым – т.е. верным Своим, царствует в них. Святые подчинены закону Его благодати – Духу Его. Духом Святым святые подчиняются своему Царю, являя Царство Божие в этом мире.
Если в буквальном аспекте царство Божие будет явно всем в присутствии высоких ангельских сил – כרובים = КРУВИМ = «Херувимов», как и написано «Он восседает на Херувимах», то в танственном аспекте Царства Благодати, Бог присутствует Духом Своим в людях, которые приняли Его. Присутствие Божие отражается в образе Его, которым почтен человек. И чем более чистый и неповрежденный этот образ в человеке, тем более явен Бог и Его царство Благодати в этом мире, еще до наступления Царства Славы. В святых Херувимах, приближенных к Лику Божьему, ясно отражается Царство Божие и Слава Его. И если усматривать присутствие Божие в Херувимах с аллюзией на святых, то Всевышний, как в и херувимах отражается в исцеленных и преображенных Святым Духом людях, являя Свое Царство и свою благодать среди несовершенства и поврежденности века сего. Как некто сказал, «чем глаже поверхность вод, тем четче отражение неба». Херувимы царства Славы, в таинственно-аскетичном аспекте понимания этого стиха, это преподобные Богу люди Царства Благодати, которые отражают «власть Небес» в цельном образе своего естества. И здесь гематрический намек. Слово כרובים = «КРУВИМ» в своей гематрии равна фразе Торы: כי בצלם אלהים = «ибо в образе Божьем» = 278. (ПВ)
98.2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.
в7 ГDь въ сіHнэ вели1къ, и3 выс0къ є4сть над8 всёми людьми2.
2 АДОНА́Й БЕЦИО́Н ГАДО́ЛЬ, ВЕРА́М hУ АЛЬ-КОЛЬ-hААМИ́М.
יְהוָה בְּצִיּוֹן גָּדוֹל וְרָם הוּא עַל־כָּל־הָעַמִּים׃ |
Иудеи этим стихом буквально объясняют близость Бога к общине верных, и удаленность Его от незнающих Его. «Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами» – слово ГАДОЛЬ = «великий», показывает на нечто, находящееся на земле и вознесенное на небеса, а слово РАМ = «вознесенный» – на нечто высокое, не достигающее земли. Для нас Всевышний на горе Сион, великий, но находящийся где-то рядом, а для язычников Он не досягаем.
В мессианском аспекте Сион и народы мира упомянуты в контексте следующего стиха. Т.е. и «Сион», и «народы» да будут вместе славить «великое и страшное Имя Его». (ПВ)
«Сион» – есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос (свт. Афанасий).
98.3 Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!
г7 Да и3сповёдzтсz и4мени твоемY вели1кому, ћкw стрaшно и3 с™о є4сть.
3 ЙОДУ́ ШИМХА́ ГАДО́ЛЬ ВЕНОРА́, КАДО́Ш hУ.
יוֹדוּ שִׁמְךָ גָּדוֹל וְנוֹרָא קָדוֹשׁ הוּא׃ |
Этот стих пророчествует о том, что Сион вместе с народами мира будет славить святое Имя Бога. В Имении Христа было открыто Имя Отца. Боговоплощение, как самая чудесная и спасительная теофания, в личности и Имени ИЕОШУА а-Машиаха позволило народам принять Спасение Всевышнего и покорится Царству Божьему.
В этом стихе мы усматриваем несколько гематрических намеков. Например, фраза
יודו שׁמך = ЙОДУ́ ШИМЕХА́ = «славят имя Твое» указывает на Имя ישוע = ИЕШУА = «Иисус», гематрия которого = 386. Уместно отметить, что этаже гематрия у фраз: שמך יהוה = «Имя Твое Господь» (Пс. 53:8), и מלך הארץ = «Царь земли» (Пс. 46:8). Имя имманентного присутствия Всевышнего стало известно народам. Во всех народах стало прославляться Имя Царя. Так фраза: שמו בכל הגוים = «Имя Его во всех народах» имеет тоже самое цифровое значение, что и Имя ישוע בן דויד = ИЕШУА БЕН ДАВИД = 462.
Призывая Бога по Имени, мы вспоминаем о Нем, как о реально присутствующем Господине. Поэтому Имя Его свято, и упоминание Его должно быть со славословием и страхом. Произношение Великого Божественного Имени трансцендентного Бога, (которое в Торе было записано Тетраграмматоном = יהוה), нам было открыто в Имени теофании Всевышнего, Который явил Свое Присутствие в личности Мессии. Имманентный Бог – т.е. Присутствие Бога в этом мире, претерпел наивеличайший, крайне возможный кеносис, т.е. крайнее самоограничение и наивозможнейшее самоунижение. Бог стал ограниченной плотью – человеком Христом. Если обычное человеческое Имя Христа в народе было ЙЕШУА, то Его таинственное и Божественное Имя спасительного вочеловечивания таинственно записывается Пентаграмматоном = יהשוה = ИЕОШУА. Вочеловечивание – это самоумаление имманентного Бога ради спасения рода человеческого. Это спасительный, для нас, путь Бога в этот мир. Это Его милость к нам. Это путь Всевышнего в человеческом естестве. Здесь тайна числа человеческого.[2] Число человека – это число «шесть». Как было подробно сказано в толковании цифро-буквы ВАВ,[3] число человеческое графически отражено в сиро-вавилонской[4] букве ВАВ = ו, которая будучи прямой снизу, искривлена сверху. ВАВ, это путь человека (если рассматриваем букву снизу-вверх), который из прямого пути сделал путь кривой.[5] Именно поэтому апостол Иоанн в негативном аспекте сказал, что 666 – это число человеческое. Если человек извращает трисоставность естества (дух, душа и тело), искривляя прямой путь правды, то становится «животным», или даже «хищным зверем».[6] Поэтому в отрицательном аспекте три шестерки – это число апокалиптического «зверя», который максимально искривил путь правды. Но шесть, как «число человеческое», относится в положительном аспекте и к Сыну Человеческому – Христу. Ведь всегда есть полярность или амбивалентность. Положительный и отрицательный аспект, один из которых стоит на стороне святости, а на другой, на стороне нечистоты. И здесь буква ВАВ = ו в написании ктав ашури, (если рассматриваем букву сверху-вниз) показывает путь Бога, ставшего человеком. Вочеловечившееся Слово Бога, исправляет искривленный путь человека, делая его прямым. Об этом написано у пророка Исайи в 42 главе, где говорится об Отроке Его (о рабе Господнем).
16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.(Ис.42:16)
Бог в лице человека Христа берет на себя грех мира и через свои страдания искупает этот грех.
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились. (Ис.53:4,5)
И здесь буква ВАВ как число «шесть» показывает нам число человеческое с другой, положительной стороны. Все трисоставное человеческое естество исправляется, и путь человека становится прямым. В этом тайна и сокрытая мудрость числа 666.
В этом стихе усматривается эта гематрия с намеком на мессианский аспект Спасительного и таинственного Имени Машиаха – יהשוה = ИЕОШУА.
Так фраза: שמך גדול ונורא = ШИМХА́ ГАДО́ЛЬ ВЕ-НОРА́ = «Имя твое великое и страшное» в своей гематрии 666 равна фразе שם יהשוה = ШЕМ ИЕОШУА = «Имя Иеошуа». Можно отметить и другие фразы[7] с этой гематрией, имеющие мессианский аспект. Например, из пророчества Исайи: הוא מחלל מפשׁענו = «Он изъязвлен за грехи наши» = 666. Или метафора псалмопевца о «камне», который был «главой угла»: = לראשׁ פנה = «во главу угла» = 666. (ПВ)
Велико это имя Иисус, потому что толкуется оно – Спасение Божие. Оно страшно для всех народов, гневающихся и противящихся владычеству Его; свято же для верующих в Него, ибо о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп. 2:10). (свт. Афанасий)
98.4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил прямоту; суд и справедливость Ты совершил в Иакове.
д7 И# чeсть царeва сyдъ лю1битъ: ты2 ўгот0валъ є3си2 правоты6, сyдъ и3 прaвду во їaкwвэ ты2 сотвори1лъ є3си2.
4 ВЕО́З МЭ́ЛЕХ МИШПА́Т АhЭ́В, АТА́ КОНА́НТА МЕШАРИ́М, МИШПА́Т УЦДАКА́ БЕЯАКО́В АТА́ АСИ́ТА.
וְעֹז מֶלֶךְ מִשְׁפָּט אָהֵב אַתָּה כּוֹנַנְתָּ מֵישָׁרִים מִשְׁפָּט וּצְדָקָה בְּיַעֲקֹב אַתָּה עָשִׂיתָ׃ |
Наш могущественный Царь любит суд, то есть справедливость, что редко встречается среди земных правителей и великих людей. Наконец-то могущество породнилось со справедливостью. В Его царстве нет места вымогательству и коррупции. Справедливость... суд и правда – правило, а не исключение. (У. Макдоналд)
Приближенные к земным владыкам и царям, корыстно пользуются своей близостью к царю. Приближенные часто пренебрегая справедливостью, насаждают коррупцию пользуясь своим высоким положением. И царь «не замечает» этого беззакония и несправедливости, если его приближенные делятся с ним неправедным богатством. Но наш Небесный Царь любит справедливость и ненавидит тех приближенных и служащих Ему, которые попирают закон справедливости. Нашего Царя нельзя купить за похвалу, приношения и льстивые, неискренние речи, если попираются основы закона. Наш Царь бескорыстен и ненавидит корысть коррупционеров. Он утверждает прямоту Истины в Своем народе. (ПВ)
Находясь во власти деспотичного правителя, народ становится одновременно и жертвой, и совершителем тяжких грехов. Но когда племена и народы верно служат Господу, они получают в награду справедливую власть и поступают со своими ближними по-правде. Божественная власть противоположна правлению, основанному на коварстве, фаворитизме и грубой силе, так же как свет противоположен тьме. Обитель Господа Бога – это не замок тирана, построенный
на костях невольников и на крови несчастных рабов, в подвалах которого томятся невинные жертвы. История большинства земных царств написана слезами угнетенных и обездоленных, тогда как каждая страница летописи Царства Божьего сияет истиной, каждое ее слово – благостью, а каждая ее буква – справедливостью. (Ч. Сперджен)
Не может быть служителем Божественного Царя тот, кто попирает Его прямой закон – Справедливость. Господин честен и праведен, и Он требует этого от своих подданных. Поэтому если мы стали царственным священством, то должны уподобляться царю, по словам апостола:
9 Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. (1Пет.2:9,10)
Слово Бога – прямо и истинно. Оно действенно. Словом Божьим утверждается правота и совершается справедливое суждение в народе. Это угодно Богу. А все что угодно Богу, на том благословение Его. (ПВ)
Мидраш так объясняет этот стих:
«...Ты утвердил правоту...» (Пс. 98:4). – Рассказал р. Александри: «Два погонщика ослов, ненавидевшие друг друга, ехали рядом. Вдруг осел одного из них улегся прямо на дороге. Другой же, завидев это, решил было проехать мимо, но сказал себе: «Написано в Торе: «Если завидишь осла ненавистника твоего... развьючь вместе с ним». Вернулся и помог ему справиться с поклажей. Первый же начал размышлять про себя: «Наверное, он по-дружески настроен ко мне, только я об этом не догадывался, думая о нем превратно!» На постоялый двор они уже заехали друзьями, и сели вместе есть и пить». (Мидраш Танхума. Мишпатим)
98.5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!
є7 Возноси1те гDа бGа нaшего и3 покланsйтесz подн0жію нHгу є3гw2, ћкw с™о є4сть.
5 РОМЕМУ́ АДОНА́Й ЭЛОhЭ́НУ ВЕhИШТАХАВУ́ ЛАhАДО́М РАГЛА́В, КАДО́Ш hУ.
רוֹמְמוּ יְהוָה אֱלֹהֵינוּ וְהִשְׁתַּחֲווּ לַהֲדֹם רַגְלָיו קָדוֹשׁ הוּא׃ |
«Возносите Господа Бога». Как возносить Бога?
1. Через исповедание и славословие.
2. Чрез хранение заповедей Его, ибо чрез преступление заповедей Божиих хулится имя Божие,[8] а через добрые дела святиться и превозносится.[9] (см. Иез. 20).
Как совершается превозношение Всевышнего мыслью и сердцем человека? Не помышляющий о величии Бога, не превозносит Его. Человек ставящий в центр самого себя – превозноситься сам, и не превозносит Творца. Всякий же ежечасно помышляющий о величии Бога, о Его власти, Силе и ставящий себя под Его начало и в созависимость от Него, такой превозносит Творца в своем уме. Если же и чувства откликаются на эти мысли, то не только наш ум, но и сердце наше превозносит Его. (ПВ)
«поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» הדם רגליו = АДОМ РАГЛАВ = «подножие» Его – это точка на земле, где Он являет Свое присутствие. (р. Гирш)
Метафоры «подножия» Всевышнего многочисленны.
1). «Подножие Божие» – это «Земля»:
1 Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? (Ис.66:1)
2). «Подножие Божие» – это «Ковчег Завета»[10] или «Храм».[11]
7 Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. (Пс.131:7)
2 И стал Давид царь на ноги свои и сказал: послушайте меня, братья мои и народ мой! у меня на сердце построить дом покоя для ковчега завета Господня и в подножие ногам Бога нашего, и потребное для строения я приготовил. (1Пар.28:2)
Нужно отметить, что арамейский Таргум «подножие» прямо соотносит с Храмом, говоря «поклоняйтесь дому святому (святилищу) = לְבֵית מַקְדְשֵׁיהּ».
3). «Подножие Божие» – это человеческое естество Машиаха. Если земля Подножие Всевышнего, то и земное естество Христа является «подножием». Всевышний, ради нашего спасения, претерпев максимально возможный кеносис, соединившись с материальностью этого мира, начал обитать на земле в лице Мессии Страдающего, Который в метафоре, является одушевленным Ковчегом Завета. Поклонение подножию Божьему – это поклонение Сыну Человеческому – ИЕОШУА А-МАШИАХУ. Он есть Святилище = БЕЙТ МИКДАШ, Третий Храм, который сойдет с неба при наступлении века Грядущего. (ПВ)
В каком смысле пророк заповедует поклоняться подножию Божию? Причину поклонения подножию Божию мы найдем, если посмотрим на человеческую природу Христа. Ведь Он воспринял вполне земное тело, в котором и хочет получать от верующих поклонение. Однако через эту, так сказать, «землю» мы поклоняемся именно Богу, поскольку эта «земля» – жилище Бога, и ею соизволил стать Сам Бог. (блж. Августин)
Бог сокрыт в этом мире. И Богоявления Его весьма нечасты. Его Богоявление народу происходило в Храме среди чудес. Также он явился в Храме Нерукотворном – в человеческом естестве Христа. Но даже в Храме, и во Плоти, среди удивительных чудес, являя Себя Он был «Сокрытым». Поклоняющийся подножию царского престола видит только обувь господина. Сам образ царя недоступен поклоняющимся перед подножием ног царского престола.
У пророка Исайи Бог назван Сокровенным. Это Имя Его.
15 Истинно Ты Бог Сокровенный = מסתתר = МИСТАТЕР, Бог Израилев, Спаситель. (Ис.45:15)
Храм – это подножие престола Небесного Царя. В Храме Его Присутствие. Но Присутствие Бога Сокровенного – «Сокрытого». Можно привести намек. Гематрия Имени = מסתתר = МИСТАТЕР = «Сокрытый» = 1100. Эта же гематрия и у стиха, говорящего о том, что Бог присутствует в Своем Храме.ויהוה בהיכל קדשׁו הס מפניו כל־הארץ = «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред Ликом Его»[12] (Авв. 2:20).
Мы узнаём о Его Присутствии из необычных явлений и чудес, но поклоняемся мы Тому, Кто еще Сокрыт в этом мире. Поклонение Богу в Храме, и поклонение Богу во Христе Иисусе – это поклонение подножию ног Его, поклонение Богу Сокровенному. Подножие ног Его всегда представляет сокрытое Присутствие и Лик Его в этом мире.[13] Но Он обещался явить всю Свою Божественную Славу, Свое Присутствие и Лик с наступлением нового века в Мире Грядущем.
Здесь уместен гематрический намек во фразе говорящей о «подножии» Всевышнего. Гематрия фразы ומקום רגלי אכבד = «И место ног моих прославлю» (Ис. 60:13) имеет тоже числовое значение что и Имя ישוע בן דויד = ИЕШУА БЕН ДАВИД = 462. Также и в псалме фраза: רגליו קדוש הוא = «подножие Его – свято оно» (Пс. 98:5) имеет гематрию (671) имени, которым называют Христа иудеи, не принявшие Его Спасение. ישו הנצרי = ЙЕШУ А-НОЦРИ[14] = 671. (ПВ «комментарий на Пс. 131:7»)
98.6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими Имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.
ѕ7 Мwmсeй и3 ґарHнъ во їерeехъ є3гw2, и3 самуи1лъ въ призывaющихъ и4мz є3гw2: призывaху гDа, и3 т0й послyшаше и5хъ.
6 МОШЕ́ ВЕАhАРОН БЕХОhАНА́В УШМУЭ́ЛЬ БЕКОРЕЭ́ ШЕМО́, КОРИ́М ЭЛЬ-АДОНА́Й ВЕhУ́ ЙААНЭ́М.
מֹשֶׁה וְאַהֲרֹן בְּכֹהֲנָיו וּשְׁמוּאֵל בְּקֹרְאֵי שְׁמוֹ קֹרִאים אֶל־יְהוָה וְהוּא יַעֲנֵם׃ |
«Моше и Аарон среди священников Его» – когда народ Израиля находился в пустыне, Моше исполнял обязанности священника вместе со своим братом Аароном. (Ваикра Раба)
«Шмуэль – среди тех, кто призывал Имя Его» – пророк Шмуэль был из колена Леви, но не принадлежал к роду Аарона, а потому не был священником. Здесь он упомянут рядом с Моше и Аароном, потому что он молился за весь народ и Всевышний отвечал на его молитвы. (Шохер Тов)
Устная Тора приписывает этот псалом к числу псалмов пророка Моисея. Видимо этот стих, как возможно и некоторые другие стихи «псалмов Моше», являются добавлением и редакцией самого Давида.[15] Ведь пророк Самуил (Шмуэль) по хронологии жил гораздо позже Моисея. (ПВ)
Возможно, что три упоминаемых в этом стихе пророка символизируют здесь верующих народа Израиля, и то, что относится к ним, относится ко всем, кто верен Божьему завету. Они призвали Имя Господа и были спасены, и любой, кто призовет Его Имя, спасется. (У. Макдоналд)
С числом трех пророков сочетается и трикратно упоминаемая в этом псалме «святость Бога». Превознесение и провозглашение святого Имени Творца дает верным спасение и вводит их в Его Присутствие. (ПВ)
Сказано у пророка: «Даже если встанут Моше и Шмуэль предо Мною…» (Иер. 15:1). Мидраш Шмуэль 89 отмечает, что все сказанное о Моше относится и к Шмуэлю: оба они из колена Леви, оба возгласили песнь, оба царствовали над всем Исраэлем и Иеудой, оба они правили на протяжении сорока лет, оба вели войны, оба побеждали царей, оба строили жертвенники, оба совершали жертвоприношения, к обоим Господь взывал, как сказано: «И призвал Господь Моше» (Исх. 19:20), «И воззвал Господь к Шмуэлю» (1Цар. 3:4). (Радак)
Известно, что пророчица Хана была бесплодной, и в преклонном возрасте она молилась Всевышнему, чтобы Он сжалился над ней и дал ей детей. Хана дала обет Всевышнему: «Господь Воинств! Если Ты увидишь страдание рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей сына, семя мужей, тогда я отдам его Господу во все дни жизни его» (1Шмуэль 1:11). Всевышний дал ей сына – пророка Шмуэля, и Хана привела его в Храм в Шило к первосвященнику Эли для изучения Торы и служения Творцу. Но что просила Хана, когда сказала Всевышнему: ונתתה לאמתך זרע אנשׁים = «И дашь рабе Твоей потомство мужей»? Рабби Йоханан сказал (Бавли Брахот 31б), что Хана просила, чтобы сын ее был равен (подобен) мужам – Моше и Аарону. Всевышний ответил на ее просьбу, как написано в псалме: «Моше и Аарон – священники Его, и Шмуэль среди взывающих к Имени Его» (Теилим 99:6). Видно из этого стиха, что пророк Шмуэль приравнен Моше и Аарону. …Рав Хида[16] приводит слова рава Мизрахи, что, мидраш[17] меняет прочтение и перевод этого стиха: «Моше и Аарон – священники Его, и Шмуэль среди названных именем его» (99:6). (М. Абрамович «Свеча Давида»)
Сама суть священства подразумевает, что כהן = КОЭН оказывает влияние на людей и их жизнь обучением, личным примером и символическими действиями таким образом, что они должны быть כן = КЕН[18] – т.е. готовыми безоговорочно и немедленно исполнить все, исходящее из воли Бога.
קראים אל־יהוה = КОРИ́М ЭЛЬ-АДОНА́Й = «взывали к Господу». Произносится как קורים = КОРИМ от קרה – «встречать». Эти лидеры народа Израиля были настолько близки к Богу и могли настолько отождествиться с путями Божественного провидения, что всегда «встречались» с Божественными намерениями. (р. Гирш)
Быть в числе царственного священства и в числе знающих Имя Всевышнего – это великая честь для человека. Служащий Богу своей жизнью и знающий Имя Его, удостаивается того, что его обращениям и воззваниям внимает Сам Бог. Как и написано: «взывали к Господу, и Он внимал им». (ПВ)
98.7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им.
з7 Въ столпЁ w4блачнэ гlаше къ ни6мъ: ћкw хранsху свидBніz є3гw2 и3 повелBніz є3гw2, ±же дадE и5мъ.
7 БЕАМУ́Д АНА́Н ЕДАБЭ́Р АЛЕhЭ́М, ШАМЕРУ́ ЭДОТА́В ВЕХО́К НАТАН-ЛА́МО.
בְּעַמּוּד עָנָן יְדַבֵּר אֲלֵיהֶם שָׁמְרוּ עֵדֹתָיו וְחֹק נָתַן־לָמוֹ׃ |
Облачный столп был знаком для пророка, что все им видимое и слышимое является истинным пророчеством. Когда Бог обращался к пророку, все небо было совершенно чистым, за исключением одного-единственного облачного столпа, стоявшего у пророка перед глазами. (Саадия Гаон)
В толковании буквы ШИН было подробно рассказано о личностной теофании Бога до Его воплощения. Неограниченный и Трансцендентный этому тварному миру Бог, личностно присутствовал в этом мире как «Ангел Лика Его» или как «Ангел Имени Его». Еврейская традиция эту теофанию Всевышнего именует как «Князь Лика Его». Бог Сам вывел Свой народ из Египта. Он видимым образом являл Себя перед Израилем в столпе Облачном и в Столпе Огненном.[19] О этом Столпе, и об этой теофании не один раз упоминается в Писании. Ангел Имени, или Ангел ЙХВХ – это Слово Бога имманентно присутствующее в тварном мире. Ангел Лика – это Всевышний до Своего воплощения. В толковании буквы ШИН и в других местах было нами немало сказано о личностной теофании Бога. Христианское Богословие усматривает теофанию Божественного Логоса во многих явлениях «Ангела Имени» (или «Ангела Лика»), еще до пришествия Спасителя Иисуса Христа.
20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил.
21 блюди себя пред Ликом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем. (Исх.23:20,21)
5 И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. (Чис.12:5)
15 И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии. (Втор.31:15)
Уместно сказать, что возможно увидеть намек на Имя Машиаха (который есть Мессия с Неба) из словосочетания, которое встречается в этом псалме. В этом стихе упоминается чудо при исходе евреев, а именно «столп облачный»: «В столпе облачном говорил Он к ним»; (Пс. 98:7). Фраза ידבר ענן = ЙЕДАБЕР АНАН = «говорит облако», имеет такую же гематрию, как и Имя ЙЕШУА = 386.
Также можно привести и другие гематрические намеки на теофанию Ангела Лика в облачном столпе. Например, фраза: ועננך עמד עלהם ובעמד ענן = «и облако Твое стоит над ними в столпе облачном» (Чис. 14-14) в своем числовом значении равно имени = ישוע הנוצרי = ЙЕШУА А-НОЦРИ = «Иисус Назарянин» = 747. Или фраза:עמוד האש בלילה להאיר = «столп огненный – ночью, для освещения» (Неем. 9:19) равна имени ישוע המשיח = ЙЕШУА А-МАШИАХ = «Иисус Христос» = 749.
Эпитет Машиаха, употребленный пророком Исайей в 53 главе: צדיק עבדי = «Праведник, Раб Мой», в своей гематрии 290 равен фразе עמוד ענן = «столп облачный». Этаже гематрия и у имени אלהים צדיק = «Праведный Боже» = 290. (ПВ)
98.8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их.
и7 ГDи б9е нaшъ, ты2 послyшалъ є3си2 и5хъ: б9е, ты2 млcтивъ бывaлъ є3си2 и5мъ, и3 мщaz на вс‰ начин†ніz и4хъ.
8 АДОНА́Й ЭЛОhЭ́НУ АТА́ АНИТА́М, ЭЛЬ НОСЭ́ hАЙИ́ТА ЛАhЭ́М ВЕНОКЭ́М АЛЬ-АЛИЛОТА́М.
יְהוָה אֱלֹהֵינוּ אַתָּה עֲנִיתָם אֵל נֹשֵׂא הָיִיתָ לָהֶם וְנֹקֵם עַל־עֲלִילוֹתָם׃ |
Бог внимает словам праведника, но и судит праведников Бог намного строже, чем злодеев.
В этом стихе написано так: «Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их».
Господь – Бог прощающий. Но Он не закрывал глаза на их греховные дела. Бог простил им вину, но она не осталась без последствий. (Макдоналд)
Буквальный аспект: Несмотря на то, что три пророка упоминаемые в этом псалме были на высочайшей духовной ступени, все равно они понесли наказание за свои грехи: Моше и Аарон[20] – за то, что нарушили приказ Всевышнего: им было велено сказать скале в пустыне, чтобы та дала воду, а они дважды ударили ее посохом; Шмуэль – за то, что его сыновья не пошли по его пути.[21] (рав Йосеф Яабец).
Нравственно-аскетический аспект: Если человек сподобился по милости Всевышнего стать в числе спасенных и быть одним из тех, кто назван «царственным священством», то ему необходимо помнить о том, что на познавшем суд и милость больше ответственности чем на том, кого не коснулась благодать Духа Божьего. Этот стих предостерегает всех, кто в завете и в общении Духа Божьего от опасности грехопадения, за которым следует праведный суд и наказание. На какой бы высоте человек не находился, в этом мире всегда есть опасность ниспадения (да упасет и избавит нас Всевышний от сего). Одно из действенных средств уклонения от греховного ниспадения приводит следующий стих этого псалма. Этим средством является возношение славословий Всевышнему и поклонение Ему. (ПВ)
98.9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.
f7 Возноси1те гDа бGа нaшего и3 покланsйтесz въ горЁ с™ёй є3гw2: ћкw с™ъ гDь бGъ нaшъ.
9 РОМЕМУ́ АДОНА́Й ЭЛОhЭ́НУ ВЕhИШТАХАВУ́ ЛЕhА́Р КОДШО́, КИ-КАДО́Ш АДОНА́Й ЭЛОhЭ́НУ.
רוֹמְמוּ יְהוָה אֱלֹהֵינוּ וְהִשְׁתַּחֲווּ לְהַר קָדְשׁוֹ כִּי־קָדוֹשׁ יְהוָה אֱלֹהֵינוּ׃ |
Буквальный аспект: Мэтью Генри говорит: Поклоняйтесь на святой горе Его на которой Он воздвиг Свой Храм и вскоре посадит Своего Царя. Как написано:
6 Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; (Пс.2:6,7)
Если в буквальном аспекте поклонение заповедано горе святой Его, т.е. Его святыне – Храму,[22] то в мессианском аспекте, «гора святая Его» и Его Храм – это Мессия. «Сион» – это все верные, которые причастны Телу Его – т.е. это Его община – Церковь Христова. «Гора святая Его», если мы превозносим Его возвышает и нас. Царь, который помазан над Сионом – это Иеошуа. И здесь намек. Фраза из этого стиха להר קדשו = «горе святой Его», своей гематрией 645, указывает на Того, Кто есть Сын Его, помазанный над Сионом. Это יהשוה בן המברך = ИЕОШУА БЕН А-МЕВОРАХ = «Иеошуа Сын Благословенного» = 645. Имя «Иеошуа» в этом эпитете записано через Пентаграмматон. Он есть Сын Божий и Царь наш, любящий правду, помазанный над Сионом, и Его мы превозносим, и Ему покланяемся, «ибо свят Господь, Бог наш!» (ПВ)
[1] Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир… (Иоан.18:37)
[2] Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. (Откр.13:18)
[3] См. нашу книгу «Еврейские буквы о Христе» глава «Буква ВАВ».
[4] КТАВ АШУРИ. О алефбете «ктав ашури» и «ктав иври» подробно см. глава «Введение – алефбет о Христе» в книге «Еврейские буквы о Христе».
[5] О искривлении прямого пути человеком сказано и в Екклесиасте: «Только это я нашел, что Бог сотворил человека прямым, а люди устремились во многие помыслы». (Екк.7:29)
[6] Кстати, само греческое слово «зверь» = θηριον – если записать его греческое звучание еврейскими буквами и подсчитать числовое значение этих еврейских букв, составит гематрию 666 (тав = 400, реш = 200, йод = 10, вав = 6, нун = 50). (д. А. Кураев)
[7] Например: ארון הקדש = «Ковчег Святой» = 666. Т.е. это метафора, где Христос, как сокрытие под земным человеческим естеством Святыни Божией. Или фраза: הקדש נזר = «венец святыни» (Исх.39:30) = 666. Примечательно что венец НЕЗЕР созвучно с прозвищем А-НОЦРИ = «Назорей» или «Назарянин» (см. подробно в толковании буквы НУН). Также фраза, говорящая о мессианском «Дне Господа». יום יהוה הוא־חשׁך ולא־אור = «День Господень, он тьма а не свет» = 666.
[8] Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, Имя Божие хулится у язычников. (Рим.2:23,24)
[9] Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Матф.5:16)
[10] Подножием ног Господа обычно называли ковчег завета, ибо Он представлялся восседающим над ковчегом. (Комм. нов. Женевской Библии). Следует отметить, что ковчег Завета считался подножием невидимого престола Божьего. Во-вторых, подножие должно рассматриваться как неотъемлемая часть царского престола. (Д. Уолтон. «Библейский культурно-исторический комментарий»)
[11] Также «Подножие Божие» это жертвенник Божий, который в мессианском аспекте есть Крест Христа. Христос как Богочеловек и как богочеловек был на кресте. Крест и голгофа подножие Сына Божьего. Этот образ «подножия» метафорично вспоминается на богослужении, когда чествуется Крест Мессии, на котором произошло искупление мира.
[12] Не все благоговеют пред Храмом Всевышнего, не видя в нем Его Присутствия. Так как Он сокрыт в этом мире. Но перед Присутствием Его Лика, даже сокрытого от глаз, должно быть благоговение на месте святом.
[13] В толковании буквы ШИН мы говорили о Ангеле Лика (Имени) Метатроне, который являлся имманентным присутствием Всевышнего в тварном мире, до Своего воплощения в человеческое естество Месии. Каббалистическая книга Зоар упоминает Метатрона как того, Кто един со Всевышним. А также называет Его Подножием Бога: «Метатрон, … хотя ты и раб Господина твоего, царь ты над всеми правителями остальных народов, царь ты над всеми ангелами, царь, ибо демоны и все станы их – все они боятся тебя. Потому что ты – подножие Господина своего, и ты служишь Господину своему, ШАДАЙ на мезузе, снаружи, охраняя вход. ЙХВХ, Господин твой, находится внутри, а Шадай в свойстве Матат находится снаружи. Матат – это ШАДАЙ. В то время, когда Творец опускается в мир Брия, чтобы властвовать над Древом познания добра и зла, в котором добро – это Матат (Метатрон), а зло – это Сам (Самаэль), являющийся демоном, царем демонов. Матат является ангелом, царем ангелов. Однако со стороны Древа жизни имя Шадай – это Есод мира Ацилут. И поэтому внизу, в мире Брия, их двое – раб и Господин его. И раб – это имя ШАДАЙ, находящееся снаружи, а Господин его – это имя ЙХВХ, находящееся внутри. И они не представляют собой неразрывного единства. А наверху, в мире Ацилут, Тиферет и Есод представляют собой одно целое... (Зоар. Дварим 137-138)
[14] О имени ישו и ישו הנצרי см. в комм. Пс. 149:2 и 148:14, а также в толковании буквы ШИН
[15] Видимо поэтому 70 переводчиков надписали его: «Давиду».
[16] Р. Хида «Мидбар Кдемот».
[17] Мидраш Шмуэль 3 гл. Имя שׁמואל = ШМУЭЛЬ можно прочесть как фразу ШМО = «Имя Его» и ЭЛЬ = «Бог». Гематрия Имени Шмуэль равна гематрии эпитета Божьего אל הנאמן = ЭЛЬ А-НЕЕМАН = «Бог Верный» = 177.
[18] כן = КЕН = 1. да 2. так 3. действительно 4. пусть 5. а также
[19] Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа. (Исх.13:21,22)
[20] Грех Аарона в том, что Аарон во время дарования Торы на Синае вместе с народом сделал золотого тельца. Аарон взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. (Исх.32:4,5). Об этом говорит и Кирилл Александрийский: «Моисей раздражил Бога на воде пререкания и Аарон произведением для евреев тельца…».
[21] Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. (1Цар.8:3)
[22] Арамейский Таргум, и в этом, как и в пятом стихе, добавляет слово «Святилище». שַׁבַּחוּ קֳדָם יְיָ אֱלָהָנָא וּסְגִידוּ לְטוּר בֵּית מַקְדְשֵׁיהּ אֲרוּם קַדִישׁ יְיָ אֱלָהָנָא: = Пойте похвалу в присутствии Господа, Бога нашего, и поклонитесь горе Его святилища, ибо Господь, Бог наш, свят. (Таргум Теилим 99:9)
1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!
2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.
3 Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!
4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове.
5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!
6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.
7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им.
8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их.
9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.
(Пс.98:1-9)
Назад к списку