От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - 96 Псалом Давида - объяснение (углубленный уровень) и конспект
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

96 Псалом Давида - объяснение (углубленный уровень) и конспект

конспект: 

https://drive.google.com/open?id=19stAinvQ5nlZkqWQ_HfDex0nq_2Rsm0W

Псалом 96

 

מזמור צז = МИЗМОР ЦАДИ-ЗАЙН = Псалом 97

Продолжение псалма о Воцарении Бога через Его Помазанника – Машиаха Йешуа. Этот псалом, как и предыдущие псалмы пророка Моше, комментаторы называют царскими. (ПВ)

96.1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.

а7 ГDь воцRи1сz, да рaдуетсz землS, да веселsтсz џстрови мн0зи.

1 АДОНА́Й МАЛА́Х ТАГЭ́ЛЬ hАА́РЕЦ, ЙИСМЕХУ́ ИЙИ́М РАБИ́М.

יְהוָה מָלָךְ תָּגֵל הָאָרֶץ יִשְׂמְחוּ אִיִּים רַבִּים׃


Буквально: Отцы церкви усматривают Царство Божие в трех определениях.

1. Царство Силы = Царство в законах бытия этого мира

2. Царство Благодати = Царство в сердцах людей

3. Царство Славы = Царство будущего века.

 

Мессианский аспект: Во фразе יהוה מלך = АДОНАЙ МАЛАХ = «Господь Царствует» или АДОНАЙ МЕЛЕХ = «Господь Царь» усматриваем гематрический намек. Гематрия этой фразы та же что и у эпитета גאלנו יהוה  = ГОАЛЭНУ АДОНАЙ = «Искупитель наш – Господь» = 116.[1] П прошлом псалме говорилось о том, что Господь воцарился в Лице Помазанника Своего – Машиаха Славного. Если бы в Тетраграмматон (יהוה) была добавлена буква ШИН, то мы бы увидели, что Искупитель – это ИЕОШУА, так как Имя нашего Спасения таинственно записывается Пентаграмматоном = יהשוה. В этом случае гематрия фраз, использованных в гематрическом намеке, была бы равна 416. ИЕОШУА МАЛАХ = «Иисус Воцарился», или ГОАЛЭНУ ИЕОШУА = «Искупитель наш Иисус». Можно отметить что с гематрией 416 есть фразы, намекающие на воплощение Божественного Машиаха-Искупителя. Например, לציון גואלו ביעקב = «Для Сиона Искупитель Его в Якове», и יהוה אלהיך בקרבך = «Господь Бог твой среди тебя» = 416. (ПВ)

Бог, как Творец и Господь вселенной, всегда царствовал. Будучи Царем всегда, Он, воплотившись, начал царствовать и по плоти, покорив и освободив род человеческий от незаконного царствования злых бесов. (Святоотеческий комментарий)

Господь Вседержитель в мире сем царствует через Дух Свой, и через Помазанника Своего Машиаха Спасителя людей. Мышца Божия и Десница Его видимо проявляется в мире тварном. Судить может только имеющий власть суда. А судия праведный это Бог. Но Он доверил суд[2] и Царство Свое Сыну Своему.

1 Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, (Пс.71:1)

22 Ибо Отец и не судит никого, но весь Суд отдал Сыну,

23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

27 И дал Ему власть производить и Суд, потому что Он есть Сын Человеческий. (Иоан.5:26,27)

О царстве Машиаха и Его Суде было подробно сказано в толковании предыдущего псалма.

«да веселятся многочисленные острова». Традиция иудеев говорит, что есть земля Богопочитания на которой живет народ, знающий Бога – евреи. А есть «острова», это те отдельные люди и общины, которые знают Истинного Бога и чтут Его среди бушующего моря неправды и суетного языческого идолопочитания.

Христианство в начале апостольской проповеди было подобно островкам. Бурлящие реки иссушает Господь. За два тысячелетия христианство, почитающее Единого Бога из отдельных островов, выросло в материки, как о этом произнес Исаия:

15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; (Ис.42:15,16)

И также об островах.

10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. (Ис.42:10)

1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое. (Ис.49:1)

5 Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою. (Ис.51:5) (ПВ)

96.2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его.

в7 W$блакъ и3 мрaкъ w4крестъ є3гw2: прaвда и3 судбA и3справлeніе пrт0ла є3гw2.

2 АНА́Н ВААРАФЭ́ЛЬ СЕВИВА́В, ЦЭ́ДЕК УМИШПА́Т МЕХО́Н КИСЪО́.

עָנָן וַעֲרָפֶל סְבִיבָיו צֶדֶק וּמִשְׁפָּט מְכוֹן כִּסְאוֹ׃


Буквальный аспект: Некоторые еврейские комментаторы считали, что «облака и туман» скрывающие Всевышнего это наш материальный мир:

«Облако и туман вокруг Него...». Материальность мира – великая завеса, скрывающая «самость» Бога от духовного постижения, даже самая тонкая и призрачная материя - такая как «волны», а, тем более, такая грубая и осязаемая материя, из которой соткана реальность нашего мира. И поэтому, когда наш разум пытается постигнуть Бога или какое-либо из духовных существ, он всегда наталкивается на непроницаемую преграду, отделяющую нас от Него. И на это намекают книги пророков, когда говорят, что мы отделены от Него и Он скрыт от нас «тучей» или «мглою», «туманом» или «облаком» и тому подобными символами... И об этом сказано: «Облако и туман вокруг Него». И не то, чтобы Всевышний такое «существо», вокруг которого всегда «мгла», «туман» или «облако», не позволяющие нам Его видеть, как может показаться при поверхностном восприятии этой метафоры, – но преградой служит сама наша грубая материальность. И в псалмах 17:12 уже использован этот образ – «И навел мглу, чтобы скрыть Себя» (Рамбам. Морэ невухим ч.3 гл.9)

При невидимости Бога, Которого никто в Божественной Сущности Его никогда не видел, мы можем видеть только Его личностную теофанию (наряду с явлением Его Славы) и проявление Его Силы (действие Десницы или Перста Его). В Торе написано о личностной теофании Всевышнего в Личности Ангела Имени, что это был облачный и огненный столп.

21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.

22 Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа. (Исх.13:21,22)

Эта была теофания Всевышнего Своему народу. Поэтому буквальный аспект этих слов стиха можно соотнести с облачным столпом, в котором шел перед народом Бог.

Так же сокрытие Бога за облаком и туманом возможно понимать, как намек на слова Христа, что только чистые сердцем, Бога узрят. (Матф. 5:8). Нечистые злодеи будут слепы. Если только не исправят свои пути. Пророк использует образ тьмы невидящих, которые с исправлением своего жизненного пути начинают видеть свет.

16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их. (Ис.42:15,16)

Здесь можно усмотреть и метафору. «Облако и мрак окрест Его». В этом мире Всевышний, Его власть и Истина были сокрыты от многих людей. Потому что, видя несправедливость и благоденствие злодеев люди считали, что Бога нет и сами становились злодеями. Ведь у тех, кто считает, что Бога нет, частым бывает потеря нравственного пути и совершение неправды.

Основание Престола Бога – это справедливость и истинный суд. Не увидевший и не уразумевший в этом мире что власть Бога справедлива и суд Его истинный, так и останется слепым, когда Бог явно для всех воцарится на Престоле Своем. Написано, что чистые сердцем Бога узрят, а те, кто хулил власть Бога и суды Его в этом мире, не увидят даже основание престола Его. Тем более через облако и мрак не увидят Всевышнего те, кто, будучи злодеем своим злодейством скрывал Бога от других людей. Поэтому сказано в следующем стихе: «Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его». Ведь если справедливость и суд – это основа, то только на основе может совершиться то, что стоит ступенью выше – это милость. Но пренебрегавшие справедливостью «разрушили» (или сказать по-другому: «не выстроили») то основание, на котором бы могли увидеть милость к себе самим.

Назидательный аспект: «Справедливость и суд» основание престола Его. Всякая власть должна быть основана на Справедливом суде. Если нет этого, то нет основания (фундамента) на котором может утверждаться политическая, религиозная или какая-либо друга власть. Без фундамента престол не устоит, как не устоит и дом на песке.[3] (ПВ)

 

 

96.3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.

г7 Џгнь пред8 ни1мъ пред8и1детъ и3 попали1тъ w4крестъ враги2 є3гw2.

3 ЭШ ЛЕФАНА́В ТЕЛЕ́Х, УТЛАhЭ́Т САВИ́В ЦАРА́В.

אֵשׁ לְפָנָיו תֵּלֵךְ וּתְלַהֵט סָבִיב צָרָיו׃


Многие понимают Божественный Огонь как Его Свет. Но ведь выше написано, что Бог окутан мраком и тьмой. В аспекте огня и мрака это написано о невидящих, т.е. о нечистых сердцем. Огонь для злодеев не светит, а только обжигает. И Свет Его это мрак для душевных глаз тех, кто искал Света в Торе Его. Радак говорит, что огонь попаляет врагов «вокруг, со всех сторон» = САВИВ, потому что, нет выхода из этого огня. (ПВ)

«Огнь пред Ним предыдет», потому что Божественною Своею силою попаляет Он всякое лукавое и сопротивное действование. (Афанасий)

Слава Бога в одном из своих явлений – это Огонь поядающий. Почему Слава Его сжигает? Потому что Слава Бога – освящает все. Но если то, к чему прикасается Слава Божия не причастно ей, и не может быть ее носителем (сосудом ее), все это сгорит. Все что не может отразить свойство святости – все исчезает в огне. Это как пример с металлом. Металл в огне раскаляется и сам становится огнем. А грязь, которая была на металле сгорает без следа. Она не может воспринять свойства огня.

Каждый человек призван быть сосудом Святого Духа, и еще здесь человек должен наполняться тем, что его сделает причастным Огню Всевышнего. Слово Божие, любовь к Богу и ближнему – это то, что наполняет нас Духом Святым. Если в нас не окажется металла нового духовного человека, то, когда сгорит ветхий плотской человек при встрече с Огнем Всевышнего, то ничто не сможет отразить свойство Божественного Огня, который есть – Любовь.

Все не имеющие Духа Божьего – это не Его люди. Все, кто сгорает, не имея возможности воспринять и отобразить Его свойство любви, названы в этом стихе «врагами Его».

Наверное, из этого стиха понятно, что нужно приобретать человеку здесь в этом веке, чтобы во время явления Его не быть сожженным со всеми врагами Божьими. (ПВ)

«Огонь шествует перед Ним» – почему же земля радуется? Потому что, хотя перед Ним шагает огонь, он сжигает только врагов. (Кифлаим Летушия)

Почему радуется земля, когда Бог попаляет врагов Своих? Потому что земля обновляется, очищаясь от тех, кто потерял подобие Божие. Земля радуется обновлению и Правде, которая будет жить на этой обновленной земле.[4] (ПВ)

 

 

96.4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.

д7 Њсвэти1ша мHлніz є3гw2 вселeнную: ви1дэ и3 подви1жесz землS.

4 hЕИ́РУ ВЕРАКА́В ТЕВЭ́ЛЬ, РААТА́ ВАТАХЭ́ЛЬ hАА́РЕЦ.

הֵאִירוּ בְרָקָיו תֵּבֵל רָאֲתָה וַתָּחֵל הָאָרֶץ׃


 

«Молнии Его озаряют вселенную». Баалей Брит Авраам объясняет, что после раскрытия славы Творца, Его мудрость будет освещать мир как молния, только не так, как сейчас, – сверкнула и погасла, – а постоянно. Слово «молния» = БАРАК,

тот же корень у слова АВРАКА = «вспышка, озарение, удачная мысль». Отсюда произошло слово Эврика. Эврика – это мудрость, которая освещает нас после длительного учения, озаряет нас как вспышка света. Но после прихода Машиаха, она будет постоянно светить нам, как солнце (р. А. Артовский)

«Его молнии озарят мир...» Путник сбился с пути в темную ненастную ночь. И вдруг молния на миг озаряет небосвод, и в ее свете путник ясно видит окружающую местность и цель своего путешествия. Подобно этому человек теряет путь в океане фальши, отчаиваясь найти дорогу к истине. И вдруг Всевышний озаряет его разум вспышкой предчувствия и правды, позволяющей и в сомкнувшейся тьме уверенно продвигаться к безопасной гавани. (Рамбам. Морэ невухим. Введение).

В святой Торе есть сила пламени, как сказано: «Вот же, все слова Мои – как огонь, сказал Господь». И в Теилим (97:3,4): «Огонь перед Ним пойдет и выжжет врагов вокруг. Его молнии осветят мир, увидит и затрепещет земля». Мой наставник, автор «Бейт Аарон» говорил: из первых букв слов «молнии осветят мир, увидит и затрепещет» = (БЕРАКАВ ЭИРУ ТЕВЕЛЬ РААТА ВАТАХЕЛЬ), образуется слово БЕ-ТОРА = «в Торе»: есть в Торе святой огонь, выжигающий скверну, нечистые оболочки и темные побуждения, отделяющие человека от Творца. (р. Ш.-Н. Березовский)

«Молнии Его освещают вселенную». Так же по словам Феодорита Кирского в мессианском аспекте: Это сказано о втором Его пришествии на Страшный Суд. Действие огня двояко: Он может не только жечь, но и освещать. Но одним свойством насладится лик Святых, а другое испытают жившие в беззаконии. Молния, это пришествие Христово. «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; (Матф. 24:27)

 

96.5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.

є7 Г0ры ћкw в0скъ растazша t лицA гDнz, t лицA гDа всеS земли2.

5 hАРИ́М КАДОНА́Г НАМА́СУ МИЛИФНЭ́ АДОНАЙ, МИЛИФНЭ́ АДОН КОЛЬ-hАА́РЕЦ.

הָרִים כַּדּוֹנַג נָמַסּוּ מִלִּפְנֵי יְהוָה מִלִּפְנֵי אֲדוֹן כָּל־הָאָרֶץ׃


 

«Горы» – это те (ангелы[5] или люди), кто возвышен властью доверенной Богом, или те, кто сам себя возвысил вопреки Господу. Иудейский комментатор Ибн Эзра понимает под горами тоже людей комментируя так «Бог смирит спесивые народы, считающие себя «великими горами». Раши также дает к этому стиху ссылку на Иезекииля о войне и поражении Гога понимая, что горы и утесы это великие сей земли:

19 И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой.

20 И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю. (Иез.38:19-21)

Любой начальник чувствует себя Господином перед своими подданными, но когда приходит царь, князь чувствует себя рабом перед ним. Так насколько же любая власть смирится, увидев Лик Вседержителя – Машиаха – Царя царей. (ПВ)

12 Ибо день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, –

13 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,

14 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,

15 и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,

16 и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

17 И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. (Ис.2:12-18)

Так же и Афанасий Великий считает, что иносказательно горы, это образ нечестивых сопротивных видимых и невидимых сил, по причине их гордости и самовозвышения. И приводит из другого псалма стих о поражении нечестия перед Ликом Божьим.

3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от Лица Божия. (Пс.67:3)

А Феодорит говорит, что «горы» – это власть имущие, которые несут ответственность за важность доверенного им. Не одни подвластные, но и сами владычествующие и царствующие, подобно воску, приближающемуся к огню, как бы уничтожатся от страха. Ибо чем больше дел, наблюдению за которыми поручено им, тем большей подлежат они ответственности; и чем выше обязанность, тем больше страха. И нужно заметить, что горы могут быть и святыми, и которые не растают, а возвеселятся.

 

 

96.6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.

ѕ7 Возвэсти1ша нб7сA прaвду є3гw2, и3 ви1дэша вси2 лю1діе слaву є3гw2.

6 hИГИ́ДУ hА-ШАМА́ЙИМ ЦИДКО́, ВЕРАУ́ КОЛЬ-hА-АМИ́М КЕВОДО́.  

הִגִּידוּ הַשָּׁמַיִם צִדְקוֹ וְרָאוּ כָל־הָעַמִּים כְּבוֹדוֹ׃


 

Ибо, когда родился владыка Христос, лик Ангелов, явившись, вознес Богу песнопение о спасении людей, и поющие взывали: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лук. 2:14). Посему Пророк небесами назвал небесные Силы, как и землею многократно называет обитающих на земле. Да и народы вселенной в собственном своем изменении увидели силу Бога и Спасителя нашего. Второе же пришествие ясно откроет всем людям царство Владыки; тогда все услышим и песнопения Ангелов. (Феодорит)

Как Небо возвещает справедливость? Мидраш говорит так:

«И назвал Бог свод небом = ШАМАИМ». Рав сказал: Огонь = «ЭШ» и вода = «МАИМ». Рабби Аба бен Кагана от имени Рава сказал: Взял Святой, благословен Он, огонь и воду и переплел их между собой, и из них было сделано небо. Написано «небо» = ШАМАИМ, ибо они оценивают = ШАМИМ дела творений; если праведен, то «Возвещают небеса справедливость» (Пс. 96:6), а если нет, то «Обнажат небеса прегрешение его» (Иов. 20:27). (Мидраш Берешит Раба 4:7)

Если Небо в лице ангелов оценивают дела живущих и живших людей, то конечно же они особенно возвещают справедливость Того, Кто жил среди людей и показал в своей жизни образец для подражания каждому живущему. И если в земной жизни Машиах не явил греха, но был напротив, Искупителем греха мира, то Его прославленное Царственное Бытие в небесном мире явило для небожителей Божественную справедливость и милость во всей ее полноте, которая достойна быть возвещенной всеми хорами Неба. (ПВ)

 

 

96.7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.

з7 Да постыдsтсz вси2 клaнzющіисz и3стук†ннымъ, хвaлzщіисz њ јдwлэхъ свои1хъ: поклони1тесz є3мY, вси2 ѓгGли є3гw2.

7 ЕВО́ШУ КОЛЬ-О́ВЕДЕ ФЭ́СЕЛЬ hА-МИТhАЛЕЛИ́М БАЭЛИЛИ́М, hИШТАХАВУ-ЛО́ КОЛЬ-ЭЛОhИ́М.

יֵבֹשׁוּ כָּל־עֹבְדֵי פֶסֶל הַמִּתְהַלְלִים בָּאֱלִילִים הִשְׁתַּחֲווּ־לוֹ כָּל־אֱלֹהִים׃


 

18 и идолы совсем исчезнут. (Ис.2:12-18)

Стыд обмана покроет тех, кто свое упование отдавал не Богу, а тому, что не спасает – суетному и преходящему. Тому, что само нуждается в охране, защите и попечении. (ПВ)

Идолопоклонство в современном мире редко проявляется в том, что человек падает ниц перед изваяниями, но многие люди верят, что сильные мира сего – политики, олигархи, богачи – являются хозяевами этого мира. Но когда будет раскрыта истина, то все поймут, что Бог – единственный Властелин мира, и ему поклонятся все те, которые еще вчера считались кумирами человечества (р. А. Артовский)

То, к чему прилепляет человек свое сердце, становится для него идолом. Чаще всего человеческие стремления направлены к материальным накоплениям, из-за которых человек объятый страстью, может поступать несправедливо и забывать о милосердии. Деньги становятся «идолом» для любостяжателя. Апостол говорит об этом так:

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5 Итак, умертвите земные члены ваши: … злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления (Кол.3:4-6)

В этом мире деньги кажутся нам самым важным наполнением нашей жизни. Но это не так. Жизнь пройдет и деньги, которые мы имели, хранили, которых добивались, уже не смогут помочь нашей участи. Идолы названы ЭЛИЛИМ = «бесполезные». Бесполезны они будут в будущем веке, и бесполезны они здесь, если очи нашего сердца видят и покланяются лишь им. Не деньгам должен служить человек, но деньги должны служить человеку. (ПВ)

Всемогущество принадлежит исключительно Господу. Изваяние и идолы – это изображения небесного воинства, изготовленные для служения им. (Радак)

В оригинальном тексте и синодальном переводе написано: «Поклонитесь пред Ним, все боги». Славянский перевод уточняет что «боги» – это «ангелы»: «поклони1тесz є3мY, вси2 ѓгGли є3гw2».

О поклонении Машиаху Небесных Сил (ЭЛОИМ) читаем:

6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. (Евр.1:6)

22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. (1Пет.3:22)

28 Когда же (Христос) все покорит Ему (Отцу), тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. (1Кор.15:28)

А Златоуст говорит, что мы должны усердно поклонятся истинному Богу, Которому поклоняются Ангелы, и знать, что, поклоняясь Богу – мы вступаем в чин Ангелов.

 

 

96.8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,

и7 Слhша и3 возвесели1сz сіHнъ, и3 возрaдовашасz дщє1ри їудє1йскіz, судeбъ рaди твои1хъ, гDи:

8 ШАМЕА́ ВАТИСМА́Х ЦИЙОН, ВАТАГЭ́ЛЬНА БЕНО́Т ЕhУДА́, ЛЕМА́АН МИШПАТЭ́ХА АДОНА́Й.

שָׁמְעָה וַתִּשְׂמַח צִיּוֹן וַתָּגֵלְנָה בְּנוֹת יְהוּדָה לְמַעַן מִשְׁפָּטֶיךָ יְהוָה׃

 

Буквально: «Дочери Иудеи» – это селения Иудеи. (Мецудат Сион)

Веселие и радость по причине того, что народ Божий слышит о Судах Бога, которые Он совершил в отношении злодеев.

«Земля видит и трепещет». (Пс.96:4).

«Сион слышит и радуется». (Пс.96:8).

Земля увидела и затрепетала, Сион услышал и возрадовался. Здесь аллюзия на стих, который говорит о «радости с трепетом»:

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. (Пс.2:11).

Метафоричный аспект: Для начла нашей духовной жизни необходим страх пред Богом. «Увидел и убоялся» – это начало. Ведь страх это начало премудрости. Но мало увидеть какой-то впечатляющий пример из чужой жизни, который даст нам страх пред Богом. Нужно еще слышание, чтобы в нас появилась вера приносящая радость.

О слышании написано так:

17 вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим.10:17)

Если человек слышит и ухом, и сердцем Слово Божие, то он обязательно приобретет веру, которая даст утешение и радость спасения.

9 на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (Ис.25:9)

Веру имеют только верующие Ему и только верные Ему. Те, кто слышат Слово Божие и покоряются Ему. Это те, кто из общины Его.

«Сион» – это община Божия, которая имеет завет с Богом. «Дщери иудейские» – это верные и благочестивые души.

Каждая верная душа, любящая Бога, уподобляется в Песни Песней юной девушке, которая ждет своего жениха, и радуется встрече с ним.

3 Влеки меня, мы побежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя! (Песн.1:3). (ПВ)

 

 

96.9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.

f7 ћкw ты2 гDь вhшній над8 всeю землeю, ѕэлw2 превознeслсz є3си2 над8 всёми бHги.

9 КИ-АТА́ АДОНАЙ ЭЛЬЙО́Н АЛЬ-КОЛЬ-hАА́РЕЦ, МЕО́Д НААЛЕ́ТА АЛЬ-КОЛЬ-ЭЛОhИ́М.

כִּי־אַתָּה יְהוָה עֶלְיוֹן עַל־כָּל־הָאָרֶץ מְאֹד נַעֲלֵיתָ עַל־כָּל־אֱלֹהִים׃

 

Бог превознесен над ЭЛОХИМ = «богами», над Ангелами и сильными земли. (ПВ)

Господь превознесен не только над Иудеей, но и над всей землей. Он Всевышний не только для человека, но и для всего, что человек делает богом. Наступит день, когда все народы узрят эту истину и поклонятся Господу, достойному всей славы. (Сперджен)

Мессианский аспект: В этом стихе мы усматриваем гематрический намек во фразе: כי אתה יהוה = «Ибо Ты Господь», цифровое значение которой тоже что и у имени   = ישוע בן דוידИЕШУА БЕН ДАВИД = «Иисус Сын Давидов» = 462.

 

 

96.10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.

‹ Лю1бzщіи гDа, ненави1дите ѕл†z: храни1тъ гDь дyшы прпdбныхъ свои1хъ, и3з8 руки2 грёшничи и3збaвитъ |.

10 ОhАВЭ́ АДОНАЙ СИНЪУ-РА́, ШОМЭ́Р НАФШО́Т ХАСИДА́В, МИЙА́Д РЕШАИ́М ЙАЦИЛЕ́М.

אֹהֲבֵי יְהוָה שִׂנְאוּ רָע שֹׁמֵר נַפְשׁוֹת חֲסִידָיו מִיַּד רְשָׁעִים יַצִּילֵם׃


 

Любовь и ненависть это два полярных чувства. Тот, кто умеет любить, умеет ненавидеть.

Если человек имеет свои чувства на положительном полюсе любви Божией (когда любит Бога всем сердцем и ближнего как себя), открывает для себя полюс ненависти ко злу. Его душа, также всем сердцем отвращается от того, что на противоположном отрицательном полюсе. Любящий Бога ненавидит зло и все что противно любви Божией. Любовь и ненависть два полюса. Человеческая душа, «не примагниченная» к Богу и не имеющая любви к Нему, совершенно безразлична к Добру и Злу. Такая «не намагниченная» душа не имеет полярных чувств, и спокойно пребывает среди полюсов Добра и Зла. Но так как наш мир, по словам Писания «во зле лежит», такой инертный человек преспокойно смиряется с неправдой, и без проблем сосуществует со злом,[6] погружаясь в него. Такого инертного человека Бог называет теплохладным, и обещает исторгнуть из Себя и Своего Царства. (ПВ)

14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. (Откр.3:14-16)

Ненавидьте зло, потому что Бог ненавидит его. Зло пожирается огнем, испепеляется молниями и сотрясается присутствием Господа. Бог повергает в смятение всех любящих зло. Невозможно любить Бога и терпимо относиться к тому, что Он ненавидит… Необходимо постоянно бороться со злом и ненавидеть его всеми силами души…  «Он хранит души святых Своих».  Вот почему им надлежит смело вступать в бой с теми, кто любит грех. Святые покоятся у Господа безопасно. (Ч. Сперджен)

Если человек любя Господа ненавидит зло (т.е. не желает видеть, иметь участие), то это сразу замечается теми, кто любит зло и культивирует его. Ненавидящие путь зла, сами становятся целью злодеев. Но это не должно пугать Божьих людей. Ведь добавлено «Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их». (ПВ)

 

96.11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие.

а7i Свётъ возсіS првdнику, и3 пр†вымъ с®цемъ весeліе.

11 ОР ЗАРУ́А ЛАЦАДИ́К, УЛЕЙОШРЕЙ-ЛЕ́В СИМХА́.

אוֹר זָרֻעַ לַצַּדִּיק וּלְיִשְׁרֵי־לֵב שִׂמְחָה׃


 

Греческий перевод использует слово Ανετειλεν от ἀνατέλλω = «выращивать, порождать; подниматься, вздыматься, восходить».

‎Оригинальный текст употребляет слово זרע = ЗАРУА = «сеять, быть посеянным или засеянным»

Синодальный перевод, как и славянский используют слово «сияет».

Слово זרע = «ЗАРУА», которое встречается в этом стихе, на первый взгляд, связано с зерном: «Свет посеян для праведника». Но по звучанию оно напоминает слово זרוח = «ЗАРУАХ» = «светящийся»,[7] или זוהר = ЗОАР = «сияние». (www.tehilim.ru)

Буквально: Если посеяно немного, урожай будет огромным. (Ибн Эзра)

Таинственный аспект: Мы знаем что Свет Слова Божьего (ТОРА – ОР = «свет») и просвещение Духа Святого, Который есть свет для сердец наших, подобно маленькому зерну входит в плодородную землю нашего сердца и вырастает великое дерево.[8] Образ посеянного света есть притча о Царстве Божьем, которую сказал Христос. Посеянное маленькое зерно выросло, и дало плод во сто крат.

Мессианский аспект: Тема Божественного Света связана с Мессией. В свою очередь Свет Машиаха в этом мире это ОР ЦАФУН = «Свет сокрытый». Как в личности Машиаха Страдающего Его Свет был сокрыт от людей окружавших Его и видевших Его бедность и страдания, так и в праведниках этот Божественный Свет сокрыт до того времени когда, как написано, «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их»[9] (Матф. 13:43). Свет сокрыт подобно зерну в земле. Здесь намек на зерно Слова Божьего, которое позволяет вырасти новому внутреннему духовному человеку. В нас должен родится Христос, который является Светом миру[10] и Который просвещает всякого человека.[11]

В книге Даниэля есть стих говорящий о Господе, но еврейская традиция говорит, что там сказано о Свете Машиаха. (ПВ)

22 Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и Свет обитает с Ним. (Дан.2:22)

Сказал рабби Аба Сарнагия: «И свет обитает с Ним» – это про Царя-Машиаха. (Мидраш Берешит Раба 1:6)

В псалмах есть несколько мест которые говорят о Божественном Свете, и эти стихи еврейская традиция относит к Машиаху.

10 ибо у Тебя источник жизни = מקור חיים = МЕКОР ХАЙИМ; во Свете Твоем мы видим Свет. (Пс.35:10)

Машиах Рождаясь в нас, дает нам מקור חיים = МЕКОР ХАЙИМ = «Источник Жизни». Гематрия этой фразы, как и у фразы: «Святость моя» = קדשׁי = 414. Рожденный в нас, Тот у Кого Источник Жизни и Свет, занимает место глупого и старого царя. Многие люди рождаются от Духа и в них царствует Христос. Это о тех людях пророчествовал в притче царь Шломо говоря: Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, со вторым юношей = הילד השׁני = А-ЙЭЛЭД А-ШЕНИ, который займет место того. (Еккл. 4:15).

Под Солнцем Правды – Торой Машиаха – ходят все рожденные от Духа. Ходят со «Вторым юношей»… т.е. с Тем, Кто в них рожден. Кто этот ВТОРОЙ юноша? Здесь уместен гематрический намек. Фраза А-ЙЭЛЭД А-ШЕНИ = הילד השׁני = «Второй Юноша» имеет туже гематрию что и фраза из Писания: כי־משׁיח יהוה הוא = КИ МАШИАХ АДОНАЙ hУ = «Ибо помазанник Господень Он» = 414.

Отрок Господень начинает царствовать в справедливости и истине. Еще одна фраза с гематрией 414 говорит нам об этом: לצדק ימלך־מלך = «Царь будет царствовать по правде».

Мидраш говорит, что Свет Машиаха сокрыт до времени Его Славы, когда Он поразит силу сатана.

«Что означают эти слова: «Ибо с Тобою источник жизни, в свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35:10)? Это свет Мессии, ведь говорится: «И увидел Бог свет, что он хорош» (Быт 1:4). Отсюда, Святой (благословен Он) принял во внимание род Мессии и Его дела еще до сотворения мира и сохранил это для Него под троном Своего Господства. Сатан спросил Святого (благословен Он): «О, Господин вселенной, для кого свет, который Ты сохранил под троном Твоего Господства?» Он отвечал: «Это для того, кто хочет тебя отбросить, обесчестить и осрамить твое лицо». Сатан сказал еще раз: «О, Господин вселенной, покажи мне Его». Бог молвил: «Иди и смотри Его». Увидев, он был разъярен и, упав на свое лицо, сказал: «Воистину, это Он, Кто отправит меня и все народы в ад; ибо сказано: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис. 25:8) (Мидраш на 60-ю главу книги пророка Йешаяhу, из сборника Йалкут Шимони)

Как Христос явит Свет миру при Своем Славном Пришествии, так и свет праведников будет явным в День Славы Мессии. Как и сказано:

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. (Кол.3:4)

Сейчас в рожденных от Духа Христова, Свет Его сокрыт. Но все что посеяно, в свое время взойдет сторицей. Сейчас праведник гоним за правду, и унижен в статусе своем. Эти страдания как земля дают возможность посеянному в нас свету возрасти и умножится. Слезы страданий за правду не бесплодны. Ведь написано «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Ïñ. 125:6). И в нашем стихе, где сказано о посеянном Свете, добавлено что у прямодушных будет радость. «Свет посеян для праведника, и для прямых сердцем – радость»

Все настоящие последователи Страдающего Машиаха здесь гонимы. И если мы в этом числе гонимых, то мы должны знать, что свет и радость посеяны для нас и они прорастут в вечности, там, где не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни…  (Откр. 21:4)

Этот псалом, на мой взгляд может быть соотнесен с коленом Иосифа. В 10 стихе праведники призываются ненавидеть зло и им обещано покровительство Божие, так было и с Иосифом, который противостоял искушениям в доме Потифара, и Бог был с ним. А в этом стихе говорится о свете, посеянном для праведников, который должен открыть их славу. Это также аллюзия на Иосифа, который из раба, возвысился до властителя Египта. (ПВ)

 

 

96.12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.

в7i Весели1тесz, првdніи, њ гDэ, и3 и3сповёдайте пaмzть с™hни є3гw2.

12 СИМХУ́ ЦАДИКИ́М БАДОНА́Й, ВЕhОДУ́ ЛЕЗЭ́ХЕР КОДШО́.

שִׂמְחוּ צַדִּיקִים בַּיהוָה וְהוֹדוּ לְזֵכֶר קָדְשׁוֹ׃


 

 «Радуйтесь, праведные, о Господе». Праведная радость всегда в Господе, дающего благо.

«…и славьте память святую Его». Вместе с призывом к радости в Боге, в этом стихе звучит повеление славить память святыни Его. Радак в своем комментарии объясняет, что «память святую Его…». это Его Имя. Т.е. праведники призываются к прославлению Святого Имени.

Знание имени, это знание носителя имени. Имя дает связь с знающим имя. Пока есть память имени, есть связь с тем, чье имя помнят и произносят.

Памятование, произнесение, прославление святого Имени, дает нам вход в Его Присутствие. Для праведника важно не только знать Имя Спасения, но и призывая славить Его Святость. Так как царственные псалмы Моше мы истолковываем в мессианском аспекте теофании Всевышнего в лице Царя Машиаха, то мы подразумеваем прославление памяти Святыни Его,[12] как прославление Имени нашего спасения יהשוה = ИЕОШУА. (ПВ)

 

[1] Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев. (Ис.47:4)

[2] Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника. (Пс.2:8,9) Поражение жезлом что как не суд Сына над доверенным царством?

[3] Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; (Матф.7:24-26)

[4] Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. … Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. (2Пет.3:10-13)

[5] «Горы» иносказательно суть, по словам Афанасия и безымянного, это бесы, по причине гордого и высокого мудрования их и по причине бесплодной, жестокой и гибельной воли их. И в 67-м псалме сказано: «как тает воск от огня, так погибнут грешники от лица Божия». (Зигабен)

[6] Таких людей в обществе, чаще всего, считают нормальными людьми.

[7] Интересно, что в иврите вообще можно проследить связь между словами, связанными с зерном и связанными с видением, зрением: נֶבֶט = «НЕВЕТ» = «проросшее семя», а однокоренное с ним מַבִּיט = «МАБИТ» = «смотреть кому-то в глаза», צִיץ = «ЦИЦ» = «бутон», а מֵצִיץ = «МЕЦИЦ» = «заглядывает, подглядывает», אֶזרָח = «ЭЗРАХ» = «аборигенное растение», זָרַח = «ЗАРАХ» = «сиять». (www.tehilim.ru)

[8]  См. подробно в Пс. 118:49-56, толкование на букву ЗАЙН. Книга Пятая.

[9] Подобный образ есть и у пророка: И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его. (Зах.9:16)

[10] Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Иоан.8:12)

[11] Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Иоан.1:9)

[12] Гематрия слова קדשו = КОДШО = «Святыня Его», та же что и у слова המשׁכן = А-МИШКАН = «Скиния» = 410. Машиах это «полнота Божества телесно», это Скиния (Храм) Бога в тварном мире. «Славить память Святыни Его», это значит прославлять Машиаха Божьего.

1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
(Пс.96:1-12)


Назад к списку