Священномученик о.Михаил и матушка Анна Щербаковы (нажмите чтобы перейти на страницу)
статья из журнала № 3 Март 1919 г.
«Енисейскiя Епархiальныя ведомости»
«Подробности об убийстве в с. Каратузское священника о. Михаила Щербакова».
Благочинный 2 уч. Минусинского уезда, священник Иоанн Шувалов рапортом своим от 31 января с. г. за №8 донес Епархиальной Власти нижеследующее:
29-го октября на село Каратуз напали восставшие крестьяне соседних деревень, дабы отобрать у казаков оружие, а с некоторыми и расправиться. Часть казаков, спасаясь, спряталась в церкви, за что некоторые стали обвинять о. Михаила Щербакова как участника спасения казаков. Часть восставших явилась в квартиру о. Михаила и стала производить обыск, ища оружие. Произведя обыск, толпа из дома о. Михаила двинулась к церкви, куда пошел и о. Михаил. В церкви также искали оружие, а о. Михаил, несмотря на то, что на каждом шагу ему грозила опасность, уговаривал мятежников, чтобы они вели себя в храме благоприлично: таким образом, в этот жуткий и кошмарный момент покойный был на высоте своего призвания: он исполнял долг пастыря, увещевая заблудших словом любви.
Из церкви о. Михаил ушел снова в свою квартиру, куда вскоре явилось несколько человек, чтобы произвести обыск. Жена о. Михаила стала разговаривать с мятежниками, объясняя им, что обыск уже был произведен, но один из толпы (пьяный) произвел в нее выстрел и матушка упала, смертельно раненная в живот. Часть толпы выскочила на улицу; о. Михаил и дети стали умолять, чтобы пощадили его, но другой злодей выстрелом уложил о. Михаила; пуля попала в шею и вышла в затылок, так что смерть была моментальна,
Оставшиеся дети (две дочери и мальчик) были в беспамятстве. Убийцы, обыскав квартиру, удалились, захватив часть серебряных вещей. Матушка была перевезена в больницу, где и скончалась, проживя около суток. Детей приютил у себя инспектор Высшего начального училища г. Мильчаков. Прибыть на погребение соседним священникам не было возможности, ибо сообщения с Каратузом не было, да и из села каждый не мог выехать, а потому похороны о. Михаила и его жены были совершены одним о. Василием Рождественским во временную могилу, на сельском кладбище, так как в церковной ограде мятежники хоронить не дали, — без отпевания о. Михаила, жена была отпета. Много хлопотал по устройству похорон церковный староста с. Каратуза — Балдуев. Самые похороны были совершены под насмешками и небезопасно для участников. Тело о. Михаила во временной могиле покоилось до 12-го декабря ст. ст. 1918 года.
12-25 декабря 1918 года состоялось торжественное отпевание о. Михаила. Широкое оповещение об этом собрало ко времени отпевания положительно все духовенство 2-го благочиния Минусинского уезда и громадную массу народа. С вечера, накануне, тело почившего было изъято из временной могилы и с крестным ходом в сопровождении массы народа, перенесено священнослужителями в местный храм, где над гробом с телом о. Михаила совершено соборное заупокойное всенощное бдение и после него установлено очередное чтение священнослужителями св. Евангелия. Рано утром, еще задолго до начала Литургии, стала стекаться в храм народная масса. В девять часов утра началась Литургия при участии нескольких священников. После окончания ее было совершено при участии 13-ти священников, пяти дьяконов и хора певчих трогательное и торжественное отпевание пастыря молитвенника. Какой-то грустью и величавой торжественностью веяло от всего этого печального богослужения. Пронесшийся ураган народного мятежа заставил многих задуматься над совершающимися событиями, и народные души, в лице лучших сынов православной Церкви, собрались, объединяясь у праха убитого иерея, и здесь, в слезах, излили всю скорбь о междуусобицах, раздорах, положении Церкви и, особенно, о зверски невинно убитом о. Михаиле. Думается, не скоро исчезнет из народного сердца память об этом грустном и печальном богослужении и в минуты особенного возбуждения, бытъ может, многих заставит быть более осмотрительными в их выступлении против Церкви и ее служителей.
При отпетии были сказаны проповеди сыном убитого о. Александром Щербаковым и одним из священников благочиния о. Всеволодом Барковым.
После отпетия тело о. Михаила было торжественно обнесено вокруг церкви и похоронено в могилу находящуюся в церковной ограде местного храма, куда к тому времени было перенесено и тело жены о. Михаила.
Считаем не лишним привести здесь содержание акта, составленного о. Благочинным Шуваловым 14-27 января с.г., в присутствии дьякона Каратузской Церкви Ионы Попова и церковного старосты Балдуева по поводу того, в каком положении найден был храм Петро-Павловской Каратузской церкви, в котором в продолжении нескольких дней производились обыски восставшими мятежниками. При осмотре храма свидетельствующим предстала такая картина: Св. Престол Петро-Павловского придела приподнят на одну вторую аршина с горной сто роны, дарохранительница в футляре снята с престола и поставлена на окно тут же в алтаре, одежда напрестольная с горной стороны приподнята и положена на престол, шнур внизу престола порван, фундамент под престолом поврежден каким-то железным орудием, одна плаха алтарного пола выворочена, багетная рама, находящаяся на иконе Спасителя с правой стороны Царских Врат, изломана, похищена одна тарелочка с изображением Божьей Матери от маломерного прибора серебряного потира, шкаф с выдвижным ящиком, в котором хранились деньги братской кружки, разбит и деньги похищены. Св. Престолы: Знаменского и Аннинского приделов остались неповрежденными, a потому в них по малом освящении храма совершаются богослужения.
«НА КРУГИ СВОЯ»
Так называлась корреспонденция, опубликованная в «Красноярском рабочем» 8 августа 1998 года. Молодой иерей Виктор с помощью прихожан упорно восстанавливает полуразрушенное здание православного храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Каратузском. Во время ремонта под полом и в ограде храма было обнаружено несколько старинных захоронений священнослужителей и почетных граждан села. Надгробные памятники были уничтожены в годы гонения на церковь, и теперь трудно восстановить имена погребенных. В молитвах отец Виктор поминает одного из своих далеких предшественников — иерея Михаила Щербакова, трагически погибшего в первые годы становления советской власти. Он был застрелен на пороге дома вместе с супругой. Имя матушки пока, к сожалению, установить не удалось, отмечалось в газете.
Вскоре после публикации в редакцию прищли письма сразу от двух внучек Михаила Щербакова, двоюродных сестер, Татьяны Николаевны Артюх из Красноярска и Маргариты Александровны Потатуевой из Барнаула. Они сообщили имя своей бабушки — Анна Константиновна Щербакова. Оказывается, она происходила из польского рода Домбровских. Дядя Анны Константиновны, Ярослав Домбровский, утверждают сестры, был известным героем Парижской коммуны, он погиб на баррикадах и похоронен у себя на родине, в Польше.
«Меня всегда удивляло, как могла бабушка, шляхтичка, выйти замуж за скромного семинариста, каким был дед в свое время, — пишет Маргарита Александровна. — Однако вышла, родила ему шесть сыновей и двух дочерей. Это был счастливый союз!» Она рассказывает, что в тот страшный день, когда убили деда и бабушку, вместе с ними в доме находились двое их детей — 16-летняя Вера и 8-летний Виктор. Партизаны из отряда Щетинкина потребовали у отца Михаила ключи от церкви, но ключей у него не было, они хранились у старосты.
«Бандиты не поверили и стали стрелять, — пишет Маргарита Александровна. — Дед был убит наповал, а бабушка только ранена. Она крикнула: «Не умеешь стрелять! Бей, так насмерть!» И последовал залп... Потом один бандит спросил: «А щенков тоже?» Ему ответили: «Ну их, сами сдохнут». Моему отцу сообщили о случившемся, он приехал, похоронил убитых родителей и взял с собой сестру и братишку. Вот все, что мы знаем об этой трагедии».
Известно, что в годы гражданской войны Минусинский уезд не раз переходил из рук в руки. Жестокость и зверства допускали как красные, так и белые. В июне 1918 года Минусинск захватили белогвардейцы, они замучили и расстреляли немало людей, а председателя солдатской секции местного совета Терентия Шаповалова заживо закопали в землю. Соответственно действовали и части партизанской армии Кравченко и Щетинки-на летом и осенью следующего, 1919 года, во время своего похода из Степного Баджея в Белоцарск (ныне Кызыл) и возвращения обратно, в Минусинский уезд. Михаил и Анна Щербаковы оказались в числе других многочисленных жертв жестокими неоправданных расправ. _
Судя по воспоминаниям сестер, отец Михаил был незаурядной личностью. «Когда началась первая мировая война и прошла мобилизация по всем городам и селам, неожиданно архиерей вызвал деда в Красноярск и попросил его выступить перед пришедшими провожать уходящих на войну с просьбой о пожертвовании в пользу семей, оставшихся без кормильцев, — пишет Маргарита Александровна. — Дед растерялся: почему его, а не известных и именитых священнослужителей он просит об этом? Архиерей сказал: «Я слышал вашу проповедь. Так, как вы, никто не скажет». И дед обратился с таким пламенным призывом, что люди рыдали, срывали с себя кольца, браслеты, серьги, опустошали кошельки и собрали таким образом огромную сумму в пользу осиротевших семей. Прихожане любили и очень уважали деда, люди приезжали издалека, чтобы послушать его проповеди».
Сестры бережно сохранили переданные родителями фотографии деда и бабушки. Сегодня эти фотографии перед вами. В своем письма они просят отца Виктора отслужить панихиду по иерею Михаилу и его супруге матушке Анне. Теперь поминовение не будет безымянным.
Юрий УГОЛЬКОВ, сов. корр. «Красноярского рабочего».
Каратузский район.
о. Михаил Щербаков
матушка Анна Щербакова