Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
ОБРЕЗАНИЕ
#несказаннаяпроповедь
Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь"
ОБРЕЗАНИЕ
Сегодня празднование «обрезания Христова». Как правило, воспоминание этого события в Церкви было направлено на обличение христологических заблуждений, например докетов,[1] и доказывало подлинную человеческую природу Христа, в которой был исполнен закон Моисея.
Икона «Обрезание Христа» |
Что же касается самого обычая обрезания, у человека возникают вопросы: Для чего был установлен этот обычай? Почему Христос был обрезан, и почему христиане из народов мира[2] не практикуют культовое обрезание заповеданное в законе Моисея?
- Вопрос: Зачем обрезают плоть на теле иудея? Разве Господь не сотворил тело мужчины совершенным? Ответ: Чтобы прийти к пониманию, нужно посмотреть на историю этой традиции. Гигиенический и медицинский аспект к этому обычаю не имеет никакого отношения. В этом обычае усматривается гораздо более глубокий смысл. Посмотрим Тору. Первый раз обрезание упоминается в Торе как заповедь для праотца Авраама.
9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди Завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие для знака Завета = לאות ברית = ЛЕ-ОТ БРИТ между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой. (Быт.17:9-14)
Как мы видим заповедь обрезания (букв. ברית מילה = БРИТ МИЛА = «Завет обрезания»), как «знак завета» = אות ברית = ОТ БРИТ, дана еврейскому народу в лице праотца Авраама задолго до закона Моисея. Иоанн Дамаскин пишет, что «Обрезание прежде закона было дано Аврааму после благословений, после обетования, как знак, отделявший его и его детей, и его домочадцев от народов,
Набор моэля для совершения брит мила |
среди которых он обитал». Т.е. обрезание плоти, это знак (клеймо) постоянно присутствующий на теле человека, как свидетельство, что он является членом определённого клана или народа находящегося в традиции (в вере) Авраама. К тому же, обрезание имеет еще и сакральное значение жертвоприношения совершаемого во время заключения завета, или по-другому, союза,[3] при котором всегда проливалась кровь. Заключение завета или союза подразумевало не только оглашение условий этого завета, но и прощение грехов[4] для меньшей и зависимой стороны этого союза. Т.е. Бог во время заключения завета через пролитую кровь жертвы примирялся с лицом заключавшим завет. Поэтому, с христианской точки зрения, все кровавые жертвы, это прообраз великой жертвы Христа пролившего Свою кровь и принявшего смерть за грех мира. В обрезании же, кровь человека является его собственной жертвой для заключения союза[5] со Всевышним.
- Вопрос: Но зачем был обрезан безгрешный Христос? Ответ: Для того, чтобы для всех был подтверждающий знак, что он из народа Израильского. Так как Машиах и Его спасение должны прийти миру от иудеев (Иоан. 4:22). И Христос должен был исполнить в Своей плоти прежний Закон, чтобы быть Новым Законодателем,[6] о котором когда-то предрёк Моисей. При «Новом Завете» = ברית חדשׁה = БРИТ ХАДАША, о котором было заранее объявлено Израилю через пророка Иеремию, прежний Закон упраздняется для принявших Новый. Пророк Иеремия объявил, что появится другой Завет – Новый Завет.
31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет = ברית חדשׁה = БРИТ ХАДАША,
32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. (Иер.31:31-32)
- Вопрос: Почему входящие в Новый Завет не обязаны соблюдать заповедь обрезания? Ответ: Не скажу за еврейский народ, так как их «знак обрезания», это знак принадлежности к дому Авраама, и этим они весьма дорожат. Но на мой взгляд, даже еврей не обязан совершать обрезание, если он вошёл в Новый Завет Крови[7] Машиаха. Как написано:
10 облекитесь в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос…
12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…
14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. (Кол.3:10-15)
В Новом Завете Бог дает человеку новое рождение и сердце. И тогда, в рождении нового внутреннего человека, мы облекаемся в добродетели, вершина которых – любовь. Для верующего человека главное быть Божьим и выполнять волю Его,[8] выравнивая свой путь согласно Его пути. Ведь все внешние знаки без внутреннего наполнения остаются ничем, так как внешнее должно всегда отражать внутреннее. И разве нет обрезанных злодеев или добродетельных людей которые не обрезаны?[9] Об этом также говорится у апостола:
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. (Рим.2:25-29)
Нужно отметить, что еврейская традиция не отвергает возможности вечного спасения необрезанных неевреев, которые живут праведно, согласно заповедям Ноя.[10] И напротив, у пророка можно увидеть предупреждение, что Бог взыщет за неправду у всех, и обрезанных, и необрезанных:
25 Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных:
26 Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава … ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем. (Иер.9:25,26)
Т.е. мало быть обрезанным по плоти, нужно иметь «обрезанное сердце» – сердце великодушное, доброе, следующее за Господом. Пророк Иезекииль говорит о новом сердце – плотяном, которое Он подаст Своим Духом вместо сердца каменного.[11] Эта окаменелость обрезается Духом Мессии. В Новом Завете человек наполняется Духом Господа, и в этом наполнении становится новым человеком, – человеком причастным Христу. Новый Завет невозможен без Того, в Ком этот Завет был заключен. Без крови Христа – нет прощения наших грехов и нет настоящего обрезания. Апостол пишет:
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. (Кол.2:10-15)
Мы, те, кто не из народа Израильского, в необрезании плоти нашей сподобляемся Нового Завета и полноту в Том, Кто есть Глава всякого начальства и власти (Кол. 2:10). Также нужно отметить, что даже в еврейской традиции было мнение[12] что прозелитов из народов мира можно присоединять без обрезания, а только через водное погружение в микве.
Что касается Закона Моше, то в нём о обрезании прозелитов сказано в контексте Пасхальной жертвы, как наиглавнейшей вехе в истории Израиля и величайшем спасении Израиля:
48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее;
49 один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами. (Исх.12:48,49)
Для нас же закон исполнился во Христе. Как сказано Им: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5:18). Сам Христос исполнил все заповеди, и во Христе исполнились все прообразы заповедей закона Моисеева, указывающих своей метафорой на спасение Христово. Поэтому всё что имело прообраз Христа и Его спасительной жертвы – всё это прошло и стало необязательным для нашего исполнения. В Новом Завете уже нет соблюдения прообразовательно-напоминательных заповедей. Прозелит который желал участвовать в Пасхальной жертве должен быть обрезанным. Но ныне «наша Пасха – Христос» (1Кор. 5:7). В Его крови мы входим в Новый Завет и имеем внутреннее обрезание сердца.
Апостол Павел в послании к Галатам настойчиво объясняет, что не в обрезании сила, праведность, и спасение, а в вере действующей любовью. И что галатам нет нужды обрезывать себя.
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. (Гал.5:1-6)
Итак, для нас важно не обрезание плоти, но вера, любовь, и новое духовное рождение, которого мы сподобляемся в Новом Завете нашего Мессии.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. (Гал.6:15)
[1] ДОКЕТИЗМ (от δοκέω = ДОКЕО = «кажусь»). Одно из старейших еретических христианских учений, отрицавшее реальность страданий Иисуса Христа и его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавшее иллюзорность его существования. Докетизм был осужден на Никейском соборе в 325 году. (Википедия). Докетизм присутствует и в учении маркионитов. Нужно отметить, что намек на воззрения докетов также усматривается в Коране при упоминании страданий Христа: «… и сказали: Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха. Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его» (Коран. Сура 4, Ан-Ниса 157)
[2] Обрезание до сих пор совершается среди коптской, эфиопской и эритрейской православных церквей, а также некоторых других африканских церквей, в которых мужчины, как правило, должны быть обрезаны вскоре после рождения в рамках обряда посвящения. Обрезание почти повсеместно в христианских странах Океании, и среди христиан Африки. Этот обычай распространён среди христиан в таких странах, как Камерун, Республика Конго, Эфиопия, Эритрея, Гана, Либерия, Нигерия, и Кения, а также широко практикуется среди христиан из Египта, Сирии, Ливана, Иордании, Палестины, Израиля и Северной Африки. (Википедия)
[3] На иврите фраза כרת ברית = КАРАТ БРИТ = «заключать завет» (Быт.15:18), буквально переводится, как «рассекать» или «резать завет».
[4] Как сказал апостол: «без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22). Также апостол Павел связывает прощение грехов и обрезание в другом послании. Но при этом говорит, что обрезание у Авраама было как знак того, что он уже до обрезания был праведен по вере своей. «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха. Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность». (Рим.4:7-11)
[5] И здесь уместно вспомнить о заключении союза жены Моисея со Всевышним через обрезание своего сына и слова «Ты жених крови – по обрезанию. (Исх.4:24-26). Об этом подробно см. в нашей проповеди «Жених крови». Профессор Даниэль Боярин в своей книге «Израиль по плоти» предлагает считать акт кровотечения при совершении обрезания феминизацией еврейских мужчин, что важно в том смысле, что завет представляет собой брак между еврейским народом (невеста) и Всевышним (Жених). Т.е. разрыв женихом девственности у невесты во время брачного соития является своеобразным актом заключения союза на крови девства. В свою очередь, мужчина тоже был посвящён, уже единственному Небесному Жениху, через заключение Завета на крови обрезания.
[6] «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Втор.18:18).
[7] «Иисус, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша – Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук.22:19,20).
[8] «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих. Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1Кор.7:18-20).
[9] «Неужели Бог для Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим.3:29,30).
[10] Ноев Завет – семь заповедей, считающихся, согласно иудаизму, необходимым минимумом, возложенным Торой на всё человечество. Согласно Талмуду Бог дал человечеству через Адама и Ноя следующие семь законов: 1. Запрет идолопоклонства – вера в единого Бога. 2. Запрет богохульства – почитание Бога. 3. Запрет убийства – уважение к человеческой жизни. 4. Запрет прелюбодеяния. 5. Запрет воровства. 6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного – запрет удавленины и крови. 7. Обязанность создать справедливую судебную систему. (Википедия)
[11] «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27).
[12] «Каков статус прозелита… если он совершил погружение в микве, но не сделал обрезания – рабби Йеошуа говорил: Он прозелит, ибо наши праматери совершали омовение, но не совершали обрезания» (Бавли. Йевамот 46а). Но это мнение не было первенствующим. Большинство мнений его отвергло. Как написано далее: «Мудрецы, однако, говорили: Если некто совершил омовение, но не был обрезан, или был обрезан, но не совершил омовения – не считается прозелитом, пока не будет обрезан и не совершит омовение» (Бавли. Йевамот 46а). Также было два мнения, нужно ли моэлю пустить каплю крови (речь о символической капле крови הטפת דם = АТАФАТ-ДАМ из полового члена в том месте, где должна была быть крайняя плоть), еврею, который был обрезан не по традиции брит мила, или уже обрезанному прозелиту, или родившемуся без крайней плоти. Школа Шаммая утверждала, что моэлю нужно добыть каплю крови у вышеперечисленных. А школа Гиллеля объявляла это ненужным.
Назад к списку