От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ГОРЕЧЬ И РАДОСТЬ ДУШИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ГОРЕЧЬ И РАДОСТЬ ДУШИ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

ГОРЕЧЬ И РАДОСТЬ ДУШИ

В предыдущей проповеди говорилось о благоволении праведных. «Глупые смеются над грехом, а среди праведных благоволение» (Прит. 14:9). Следующий стих, комментаторы, как правило, также относят к праведным:

10 Сердце знает горечь души своей, и в радость его не вмешается чужой. (Прит.14:10)

По контексту предыдущего стиха, глупцы насмехаются над грехом. Т.е. для них тяжесть и горечь греха нечувствительна. Но праведные, если и оступились, то испытывают горечь греха. И слова стиха, «сердце знает горечь души своей», возможно понимать как сердечное сожаление и печаль покаяния оступившегося праведника. Глупцы насмехаются и шутят, а праведник скорбит. Печаль сожаления как горькое лекарство исцеляет праведника. Глупцы не видят своего греха, но замечают даже самый незначительный проступок праведника. Они насмехаются над ним. Но святоотеческое назидание учит: «не осуждай ближнего: так как тебе известен его грех, но покаяние – неизвестно». Т.е. только сердце праведника знает какова горечь его сожаления и сила его покаяния. Насмешек над согрешившим может быть много, но никакой посторонний свидетель греха по-настоящему не сможет познать радость прощения, которое даровано душе человека за его покаяние. В таинственном аспекте «чужой», это всякий дух нечестия. Нечистые и лукавые духи толкавшие людей на грех, (как и все злодеи огорчавшие праведников своей несправедливостью), не будут соучастниками радости тех, кто не сошел с прямого пути и был очищен горечью покаяния.

В мессианском аспекте этот стих продолжает мессианскую линию предыдущего стиха. «Глупые надсмехаются над жертвой повинности» (Прит. 14:9), т.е. над крестной Жертвой Мессии. Но сердце праведных «знает горечь души Его = מרת נפשׁו = МАРАТ НАФШО». Праведники знают горечь души Того, Кто взяв на Себя горький грех всего мира (Ис. 53:4-6) в смертельной скорби Своей души (Матф. 26:38) воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27:46). Насмехающиеся над Спасителем, и чуждые вере в искупительную Жертву Христа не будут соучастниками радости Его Спасения.

В назидательном аспекте здесь усматривается страдание праведной, но нуждающейся души, и того, кто стал соучастником в его страдании через свою помощь нуждающемуся. Благодетель, дающий милость нуждающемуся уже не чужой ему, а очень близкий человек. Милосердное и праведное сердце «знает горечь души его». Кого? Горечь души нуждающегося. И если благодетель через свою милость и участие перестал быть чужим для нуждающегося праведника, то в грядущем мире он обязательно разделит участь праведника. Об этом сказал Христос:

41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. (Матф.10:41,42)

Но «чужой не вмешается в радость его». Поэтому было сказано: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук. 16:9). Да будем и мы в радости Господа нашего (Матф. 25:21) во веки веков.


Назад к списку