От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ПРАВА И ПРИВИЛЕГИИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ПРАВА И ПРИВИЛЕГИИ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

ПРАВА И ПРИВИЛЕГИИ

Тема этой проповеди возникает при чтении довольно интересного стиха из Притч Соломона 14:34:

צדקה תרומם־גוי וחסד לאמים חטאת = ЦДАКА ТРОМИМ ГОЙ ВЕ-ХЭСЕД ЛЕ-УМИМ ХАТАТ.

  • Наш буквальный перевод: Справедливость возвышает народ, и милость народов – жертва очищающая.

В буквальном аспекте первая часть этого стиха говорит о том, что всякий народ возвышается праведностью, справедливым суждением, праведным судом, т.е. соблюдением принципа справедливости. Народ, который хранит принцип справедливости возвышен, и может называться Божьим.[1] Вторая часть стиха говорит о том, что кроме принципа справедливости есть принцип милости, который для народов мира может быть подобием очистительной жертвы ХАТАТ.[2] Как написано «в милости = בחסד = БЕ-ХЭСЕД и истине покрывается грех» (Прит. 16:6).[3]

Но в книге притч буквальный аспект не является основным в отличие от аспекта таинственного. Посмотрим варианты переводов этого стиха:

  • Синодальный перевод: Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.
  • Библия короля Иакова: Праведность возвышает нацию: а грех – поношение любому народу.
  • Греко-славянский перевод: Правда возвышает народ: умаляют = ελασσονουσι[4] же племена грехи.
  • Перевод А. ДавидовСправедливость возвышает народ, а порочность позорит страны.
  • Перевод Самуэль бен Шимон: Праведность возвышает народ, а позор племен – порочность.

Что странного в этих вариантах перевода? Необычность в том, что слово ХЭСЕД, которое имеет основное значение «милость», у переводчиков меняет свой смысл на довольно редкое значение «позор, срам, бесчестие». В Торе слово ХЭСЕД с этим значением встречается один раз: «Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам = חסד = ХЭСЕД» (Лев. 20:17).

Ранее, в нашей проповеди «Размышление над проблемой непротивления злу», мы уже объясняли это редкое значение слова ХЭСЕД. По большому счету «милость», это некое нарушение справедливости. И если «милость» и «любовь» совершенно отрывается от закона и от своей основы – «принципа справедливости», то становится «бесчестием, стыдом, позором». Как в том случае инцеста, о котором упоминает Тора в книге Левит 20:17. Казалось бы, естественная для всех родственная любовь, но всё-таки вышедшая за границы закона, становится противоестественной и превращается в стыд и бесчестие. Но вернемся к нашему стиху.

  • Наш перевод: Справедливость возвышает народ, а (постыдная) милость народов – грех.

Здесь, в таинственном аспекте сделан положительный акцент на справедливость, которая возвышает и делает праведным народ хранящий её. Положительный акцент противопоставлен отрицательному, указывающему на попрание справедливости через извращенную милость, которая может оказаться вопиющим грехом и постыдным бесчестием. Если в правовой системе несправедливость прикрывается милостью – это есть бесчестие, попирающее принцип справедливости и дискредитация принципа милости.

Вопрос: Каким образом милость становится испорченной и попирающей справедливость? Есть ли примеры этого «бесчестия»? Ответ: Конечно же во все времена и во всех народах можно найти примеры постыдной милости. Самым ярким примером извращенной любви и милости в библейском предании являются законы Содома и Гоморры.[5] Например, Содомский закон извращенно любил и миловал своих граждан, вопреки принципу справедливости в отношении пришельцев. В некоторых же странах бывает наоборот, что милость к чужеземным пришельцам попирает справедливое отношение к своим коренным жителям. И преступления «скитальцев» судятся не по строгости закона установленным для жителей страны. Или например, некие меньшинства наделяются привилегиями, которые попирают права большинства граждан. Меньшинства нельзя делать бесправными. Но у них должны быть не привилегии, а точно такие же права, как и у всего большинства. Если наделять меньшинства привилегиями милости – то как и написано в стихе: постыдная милость окажется грехом.

Здесь же уместно упомянуть и судебную политику некоторых стран, которая милостива к великим мира сего, нанесшим тяжкий урон стране и обществу. Согласно испорченной милости они могут быть осуждены гораздо мягче, чем обычные люди за мелкую провинность или сказанное слово. Милость превращается в постыдное бесчестие там, где народ не возвышается принципом справедливости. Там, где права человека может заменить бесправие, и там где права одних попираются правовыми привилегиями других – милость становиться оскверненной и постыдной.

Право – это правила поведения, определяющие рамки свободы каждого лица.[6] По принципу справедливости, все граждане государства должны иметь равные права. Один из президентов говорил: «Равные права – всем, особые привилегии – никому».[7] Есть известное высказывание: «Привилегия – величайший враг права».[8] Устрожение закона наказания для мелких правонарушений, не влекущих за собой экономического ущерба или физического урона для окружающих, автоматически создаёт несправедливую и постыдную милость для тех, кто совершил реальный ущерб и нанёс урон окружающим. Ведь порой злодей, за своё тяжкое преступление получает такое же по тяжести наказание, что и человек совершивший несоизмеримо меньший проступок. Тяжесть наказания для одного выявляет, в несоизмеримости вины обоих, постыдную милость к другому. Поэтому не только в судах может быть нарушен принцип справедливости, но и в принятых государственных законах. Несправедливость для одних, может оказаться привилегией для других.[9] А от нарушения принципа справедливости начинаются на земле различные беды, как и написано в псалме «все основания земли колеблются» (Пс. 81:5).[10] Несправедливость вызванная привилегиями, т.е. испорченной милостью разрушает социум. Клод Тилье писал: «Кто сеет привилегии, пожинает революции».[11] Из этого мы делаем вывод, что в законодательной системе народов только «справедливость возвышает нацию».

Милость должна быть основана на правде Божией и являться благим и красивым установлением Божьим во благо людей.[12] И только прямой путь принципа Справедливости может явить красоту Божественного принципа Милости. А красота Божественных принципов возвышает народ.

 

[1] По преданию, праотец народов Ной оставил своим потомкам, т.е. всем народам земли, семь заповедей. Одна из этих заповедей установление справедливой правовой системы – справедливых законов и судов.

[2] ХАТАТ = חטאת – в иудаизме один из пяти видов жертвоприношений: жертва, приносимая Богу за невольное нарушение заповедей. Для жертвы хатат использовали коз, отличающихся более буйным нравом, чем овцы, служившие жертвой АШАМ за более лёгкие прегрешения. Существует четыре разновидности принесения жертвы хатат, в зависимости от того, кто её приносит: первосвященник, вся община, царь или рядовой член общины (Википедия). На первый взгляд, название «ХАТАТ» = חטאת происходит от слова «ХЕТ» = חטא, что значит «грех», по причине которого и появляется необходимость в искуплении. Однако слово «ХАТАТ» упоминается в Торе и в значении очищения (От глагола «ЛЕХАТЕ» = לחטא, отсюда же происходит понятие современного иврита «ХОМЕР ХИТУЙ» = очистительное средство). (р. Н. Агрес). О жертве ХАТАТ см. Лев.4:8-35. «И весь жир быка грехоочистительной жертвы = החטאת = А-ХАТАТ пусть вынет из него…» (Лев.4:8).

[3] Раби Йоханан бен Закай говорил раби Йеошуа бен Хананье, что искупается наша вина не только жертвенником. Ведь у нас есть искупление, равносильное этому! Что именно? Это милостивые деяния, как сказано: «Ибо милости Я желаю, а не жертвоприношения» (Ос.6:6). Поскольку они искупают подобно жертвоприношениям, человек обязан держаться их неизменно.

[4] ἐλασσονοῦσι = «причиняют ущерб». ἐλαττονοῦται = «уменьшает». ἐλαττονωθῶσιν = «уменьшатся». ἐλαττονέω = «уменьшать, убавлять, pass. убывать, оскудевать».

[5] См. нашу проповедь «Содом и Гоморра».

[6] Право – это система формально определенных норм, выраженных в законах. Право состоит из правовых норм, которые отличаются от моральных, этических и других социальных норм тем, что они являются строго обязательными, и государство контролирует их соблюдение. (Википедия)

[7] Томас Джефферсон Третий президент США.

[8] Мария фон Эбнер-Эшенбах австрийская писательница.

[9] «Привилегии одних – то, что отобрали у других». (А. Ф. Фрейдберг)

[10] О нарушении принципа справедливости в законодательной и судебной власти подробно см. в нашем комментарии на Пс.81.

[11] Когда нет справедливой прямоты, перекосом выгнутая в одну сторону «пружина» когда-то создаст перекос в другую сторону. Перекосы привилегий в обществе недопустимы.

[12] Как известно, в современном мире то что считалось противоестественным и неприемлемым законодательно превратилось в обычное явление. То, что было недопустимым позором или неестественным поведением, безумием и несправедливостью, стало узаконено и одобрено через перекос «милости».


Назад к списку