От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ И ДОРОГА В АД
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ И ДОРОГА В АД

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ И ДОРОГА В АД

В книге притч есть один из стихов,[1] который повторяется дважды: ישׁ דרך ישׁר לפני־אישׁ ואחריתה דרכי־מות = ЙЭШ ДЭРЕХ ЙАШАР ЛИФНЭ ИШ ВЕ-АХАРИТА ДАРХЭЙ-МАВЭТ. (Прит.14:12: 16:25). Перевод таков: «Есть путь прямой перед человеком, но конец его – путь смерти». О чем здесь говорится в буквальном аспекте? Это сказано о человеке, которому Бог рекомендовал избрать путь жизни – прямой путь правды. Как написано: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Но человек не послушав Всевышнего, отверг путь жизни и выбрал путь неправды. А путь неправды имеет своим последствием смерть и ад. Поэтому написано что «конец его» – конец жизни человека, (т.е. последствия неправильного выбора и пренебрежение прямым путём) – это смерть.

Также есть другое понимание этого стиха. Для этого понимания переводчики добавляют в стих пояснительное слово «кажется». Так, например, читаем в синодальном переводе и переводе Иосифона: «Есть путь, который (кажется) прям пред человеком, но конец его – путь смерти».

В этом аспекте также толкует и Раши: «бывает дорога, которая пряма только в глазах самого человека». Т.е. на самом деле бывает, что путь не является прямым, а только кажется таковым.

Когда-то, Бернард Клервоский[2] сказал: «Ад полон добрых намерений и пожеланий». Позже его высказывание было изменено: «Благими намерениями устлана дорога в ад». Одно из пониманий этих слов показывает, что в глазах человека его планы и намерения могут быть очень даже хороши, но средства, скрытые мотивы и последствия этих намерений могут быть нехорошими. И вот хотел человек сделать как лучше, а получилось как всегда… Но почему? Почему добрые намерения не гарант того, что человек сделает добро, а не грех? Потому что у человека, по его мнению, могут быть добрые планы и цели, но вот средства и последствия сделанного будут противоречить прямому пути.

Что такое ДЭРЕХ ЙАШАР = «прямой путь»? Это путь человека, на котором соблюдается принцип справедливости. Справедливый никогда не станет поступать с другим человеком, или выносить суждение о другом вопреки принципу: «не делай другому того, чего не желаешь для себя и поступай с другим так как хотел бы, чтобы поступили с тобой». Никто бы не желал что бы с ним или с людьми, которых он любит и которыми он дорожит, поступили бы несправедливо или бесчестно. Если человек оценивая свои поступки и суждения ставит себя и своих близких на место других, ему сразу становится видна кривизна неправды. Так как боль от шипов несправедливости чувствуется только на «своей шкуре». Можно привести пример из слов Христа:

12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

14 потому что тесны врата и узок путь = Τεθλιμμενη η οδος, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Матф.7:12-14)

Прямой путь жизни он тернист и узок. Почему тернист? Обычное в православной среде (монашеское) понимание этих слов подразумевает трудность и тяготы жизни человека, отказывающего себе в (грешных, и не очень) благах и радостях мира сего, а также страдание и притеснение за веру. Но здесь можно добавить. Христос, перед тем как сказать об узком пути жизни, произнес правило, отражающее принцип справедливости: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». И добавил: «ибо в этом закон и пророки». Т.е. всё слово Божие учит человека прямому пути жизни – справедливости. Узкий и тесный путь жизни уподоблен проходу, через который нужно протискиваться.[3] С него не свернуть. Почему? Потому что вокруг колючки. Уклонившись вправо или влево человек почувствует терние этого пути. И это образ того, как человек ставит себя на место другого человека, чтобы прочувствовать, а не больно ли будет ему, если с ним случится то-или иное. Не повредят ли ему мои слова, дела, и справедливо ли мое отношение к нему. Встающий на место другого человека, чувствует «на собственной коже» терние несправедливости, и поэтому не сворачивает с прямого пути, а идет путём правды. Идти путём правды – это поступать согласно воле Бога. Путь Бога – это прямой путь, в котором отсутствуют повороты ведущие к беззаконию и несправедливости. Человек чувствующий острую боль колючек неправды не сворачивает ни направо, ни налево, но идет прямой дорогой. На широком же пути раздолье для вариаций на тему «живу как знаю и делаю что желаю». На широком и пространном пути у человека может быть иллюзия прямого пути. Но на пути, где не видно краёв, человек не ограничен болью столкновения и претыкания, он не чувствует, где начинается неправда. Поэтому на широком пути человек допускает ошибки в делах и суждениях. Действия человека, не ограниченного принципом Божественной справедливости, и последствия его дел, на самом деле, оказываются злыми. А сколько таких «благих намерений» устилает дорогу в ад! Сколько намерений и дел, кажущихся добрыми и правильными, на самом деле оказались пагубными. Это и поддержка злодеев, нарушающих справедливость, увеличивающая зло в мире; и безумная любовь родителей к своим детям, уничтожающая становление личности ребёнка; и возвеличивание мерзости, якобы для утверждения равноправия; и разрушительные политические и экономические интересы, прикрывающиеся пользой для народа; и культовые перекосы с религиозными изуверствами во имя Бога и спасения душ. Все эти добрые намерения, на самом деле пагубны, если в них пренебрегается принцип справедливости. Если человек имеющий «добрые намерения» не примерил «на своей шкуре» последствия и средства для их достижения, если не ощутил последствия задуманного, которое коснётся тех, кто справа, и тех, кто слева от него, то вероятно его намерения будут в числе выстилающих путь в ад.

Наверное, будет уместным сказать и о втором понимании фразы: «благими намерениями устлана дорога в ад». Здесь аспект невыполненного намерения. Т.е. мало желания сделать что-то хорошее, нужны и сами дела. Поэтому существует английский вариант пословицы: «Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами».

Дай Бог, чтобы наши намерения были воплощены в добрых делах, а добрые дела были по-настоящему добры и не конфликтовали с великим Божественным принципом справедливости. И пусть наш путь будет прямым не только в наших глазах, но и на самом деле будет прямым путём жизни угодным Богу.

 

[1] Также как и стих 18:8 совпадает со стихом 26:22.

[2] Бернард Клервоский, родился в 1090 году, умер в 1153. Французский мистик и богослов, автор устава ордена тамплиеров. Св. Бернард определил семь путей духовного совершенства. Он считал, что для познания Бога нужно сердечное сокрушение, благоговейная вера, труд покаяния, дела милосердия, усердная молитва, созерцание, а также полнота любви.

[3] Τεθλιμμενη η οδος = ТЕТЛИМЕНИ И ОДОС = «тесный путь». Τεθλιμμενη от θλίβω = 1. жать, сжимать, давить;
2. теснить, стеснять; перен. притеснять, угнетать, мучить. Греческое причастие τεθλιμμένη, означает «сжатый», «стиснутый» со значением «лишенный необходимого пространства», «заполненный».


Назад к списку