Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
СТРАХ КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ
#несказаннаяпроповедь
Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь"
СТРАХ КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ
В Танахе встречается множество слов со значением «страх, ужас, боязнь». Для проявляющих интерес к языку пророков мы приведем эти слова здесь, чтобы вспомнить, в каких стихах они употребляются.
- Слово מורא = МОРА = «страх, ужас, благоговение». А также слово חת = ХАТ[1] или חיתית = ХИТИТ = «боязнь, страх». эти два корневых слова встречаются в одном стихе: «да страшатся = ומוראכם = У-МОРАХЭМ и да трепещут = וחתכם = ВЕ-ХИТЕХЭМ вас все звери земные» (Быт. 9:2). Есть мнение, что от слова МОРА = «страх» названа гора МОРИЙА,[2] на которой Авраам возносил в жертву своего сына, и на которой впоследствии был возведен Храм Соломона. Слово МОРА = «страх, благоговение» может быть близко к слову «учитель» = מורה = МОРЭ, которому внимают и подчиняются со страхом и уважением. Ведь страх это один из инструментов воспитания и вразумления.[3] А слово ХАТ = «боязнь, страх» возможно соотносится с опасностью сокрушения и разрушения.[4]
- Слово בלהה = БАЛАА = «ужас, испуг, паника, кошмар». Во множественном числе – בלהות = БАЛАОТ. Это слово со значением «ужасы» в иврите получило нарицательное значение в отношении нечистых духов. Например: «…и это низведет его к царю ужасов = בלהות = БАЛАОТ» (Иов. 18:14). «…они знакомы с ужасами = בלהות = БАЛАОТ смертной тени» (Иов. 24:17).
- Слово זועה = ЗВАА = «ужас». Это слово у пророков часто встречается в выражении «сделаю ужасом». Например: «И сделаю их для ужаса = לזועה, = ЛИ-ЗВАА, несчастьем для всех царств земли» (Иер. 24:9).
- Слово חרד = ХАРАД = «трепетать от ужаса, ужасаться», חרדה = ХАРАДА = «ужас, страх». Например, в стихе: «И вострепетал = ויחרד = ВА-ЙЕХЭРАД Исаак весьма великим трепетом = חרדה = ХАРАДА...» (Быт. 27:33).
- Слово בעתה = БЕАТА = «ужас». «…да страшатся его = יבעתהו = ЙЕВАТУУ как палящего зноя» (Иов. 3:5), или «Ждем мира, а ничего доброго нет, – времени исцеления, и вот ужас = בעתה. = БЕАТА» (Иер. 8:15).
- Слово אימה = ЭЙМА = «ужас». Например: «…напал на него ужас = אימה = ЭЙМА и мрак великий» (Быт. 15:12). «Извне будет губить их меч, а в домах ужас = אימה = ЭЙМА» (Втор. 32:25).
- Слово פחד = ПАХАД = «страх, ужас» и слово יגור = ЙАГОР = «очень бояться, страшиться». Эти два корневых слова встречаются в одном стихе: «ибо ужас = פחד = ПАХАД, которого я ужасался = פחדתי = ПАХАДТИ постиг меня; и чего я страшился = יגרתי = ЙАГОРТИ, то и пришло ко мне» (Иов. 3:25). «Не убоишься = לא־תירא = ЛО-ТИРА от ужасов = מפחד = МИ-ПАХАД в ночи» (Пс. 90:5). В этом стихе слово ПАХАД стоит рядом с глаголом ТИРА, у которого корень ירא = ЙАРЪЭ = «бояться». Эти два слова ПАХАД и ЙИРЪА наиболее часто[5] употребляемые слова в значении «страх».
- Слово: ירא = ЙАРЪЭ = «бояться, страшиться, благоговеть со страхом». Очень часто это слово употребляется в значении страха пред Богом. יראה = ЙИРЪА = «страх». יראת שמים = ЙИРЪАТ ШАМАИМ = «страх пред Небесами», или, יראת יהוה = ЙИРЪАТ АДОНАЙ = «страх Господень» (Прит. 22:4). Например: «Авраам сказал: я подумал, что на месте сем нет страха Божия = יראת אלהים = ЙИРАТ ЭЛОИМ и убьют меня за жену мою» (Быт. 20:11), «Служите Господу в страхе = ביראה = БЕ-ЙИРА и радуйтесь с трепетом» (Пс. 2:11).
- Также есть прилагательное: נורא = НОРА = «страшный ужасный». Например в стихах: «Не страшись = לא תערץ = ЛО ТААРОЦ их,[6] ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный = נורא = НОРА» (Втор. 7:21), или «И убоялся = ויירא и сказал: как страшно = נורא сие место!» (Быт. 28:17).
Итак, вспомнив слова, связанные со смысловым значением «страх», зададимся вопросом: Что такое страх? «Википедия» даёт ответ: «Страх – это эмоция или чувство, возникающее из-за ощущения опасности. Страх как эмоциональное состояние отражает защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой[7] опасности для их здоровья и благополучия. Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних, внутренних, врождённых или приобретённых причин».
Страх – это эмоциональное переживание, возникающее при наличии мнимой или явной угрозы. Исходя из этого, нужно признать, что для живого организма это достаточно полезная эмоциональная функция, побуждающая его действовать в интересах собственной безопасности. Можно сказать, что страх инстинктивно руководит человеком. Но если страх действует на уровне животной души, то в вопросах морально-нравственных он может подавлять высшие человеческие побуждения и мешать духовной жизни. Чтобы понять, где, когда и в какой период страх полезен, а когда является слабостью и помехой, необходимо рассмотреть некоторые детали, касающиеся чувства страха.
Во-первых, нужно сказать о низшем уровне страха. Это животный страх, т.е. инстинктивное чувство страха живых существ, помогающее выжить в агрессивной среде и избежать опасности. Каждый человек имеет в себе животную душу, которую в еврейской традиции называют НЕФЕШ.[8] Следуя животным инстинктам, человек или животное действует в интересах своего телесного благополучия.
Страх учит человека выживанию. Пережив негативный опыт, живое существо впредь старается избегать ситуаций, в которых могут повториться нежелательные для него события. Этот же принцип страха, как учителя, человеческое общество всегда использовало для воспитания, вразумления и исправления людей с животной душой, преобладающей над высшей разумной частью души человека, которая в еврейской традиции именуют НЕШАМА. Это относится к воспитанию детей, у которых еще не развита морально-нравственная и сознательная часть души, а также это касается исправления людей с неправильным воспитанием и совершающих преступления ради корысти животных инстинктов. Вразумление и исправление при помощи страха особенно необходимо в период становления человека в детском возрасте. Священное Писание[9] говорит об этом, например, так:
25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (Прит.13:25)
15 Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него. (Прит.22:15)
13 Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгой, он не умрет;
14 ты накажешь его розгой и спасешь душу его от преисподней. (Прит.23:13,14)
Пока нет разума, неразумных воспитывают поощрением и наказанием, т.е. как говорят в народе «и кнутом, и пряником». Сегодня существует огромное количество книг, очень полезных книг по педагогике. Воспитатель должен использовать разные методы воспитания, приучая ребёнка следовать нормам поведения. Животная душа неразумного ребёнка, еще не получившая полноту разума и понимания, познаёт границы дозволенного через опыт запрещения и воздаяния. Кому-то достаточно строгого слова, и он, понимая запрет, и не преступает границ дозволенного, а кто-то совершенно не поддается воспитанию словом в своём упорстве. И чем упорнее и необузданней животное начало ребенка,[10] тем жёстче применяемые к нему меры устрашения и наказания. Случается, что при неправильном воспитании животная душа человека усиливается дурным побуждением, и даже, уже в сознательном возрасте не желает знать пределы дозволенного. Т.е. не наученный ограничивать своё дурное побуждение, презирая и преступая общечеловеческие нормы поведения, совершает преступления. И чем более злодейскими бывают преступления преступников, тем более суровое возмездие для них предусматривает закон. Для ограничения преступлений и злодейств, угрожающих обществу, поставлена власть, которая вершит правосудие и устрашает преступников своим возмездием. Апостол говорит:
2 Противящийся власти противится Божию установлению. И противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, мститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. (Рим.13:2-5)
Злодействующий должен бояться ответственности, которую предписывает закон. Принцип справедливости должен отражаться повсеместно в общечеловеческих законах. И тогда закон будет страхом и угрозой злодеям, угрожающим обществу.
Если страх закона должен ограничивать злодеяния преступников и служить на пользу обществу, то существует и страх несправедливости и беззакония. Это страх, который внушают сами злодеи, а также обычаи и псевдозаконы злодеев, стоящих у власти, (это касается и страха жестоких семейных абьюзеров[11]). Страхом может воспользоваться и учащий другого, но учащий не пути правды, а нечестию. Такой страх, вызываемый злодеями, противоестественен и не может быть оправданным и тем более благотворным. Всякое злоупотребление какой-либо властью – это узурпация и извращение Божественного порядка. Нечестивая власть злодеев – это противление Богу, являющееся противоположным полюсом Божьего установления, в котором по воле Бога надзор за соблюдением принципа справедливости доверен власти удерживающей, и ограничивающей всякое зло.
Итак, если говорить о примитивном страхе, которым должно усмиряться дурное побуждение животной души, то этот страх необходим для научения, вразумления, исправления и ограничения. Как написано: «Розга и укоризна придадут мудрость; а отрок, оставленный в небрежении, опозорит мать свою» (Прит. 29:15). Наказания противящегося и неуправляемого придадут ему мудрость (т.е. разум и понимание) для того, чтобы держаться правильного пути. И если говорить о страхе не перед человеческим наказанием, а перед наказанием Небес, то страх перед Всевышним – это начало мудрости.
10 Начало мудрости – страх Господень = יראת יהוה = ЙИРЪАТ АДОНАЙ… (Пс.110:10)
Тора заповедует боятся Всевышнего и повиноваться Ему:
10 … чего Господь, Бог твой требует от тебя? Того только, чтобы ты боялся = ליראה = ЛЕ-ЙИРЪА Господа Бога Твоего. (Втор.10:12)
4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь = תיראו = ТИРАУ, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь. (Втор.13:4)
Чтобы страх пред Богом был у человека, он должен знать о последствиях неисполнения воли Всевышнего. Во многих местах Тора грозит нарушителям прещением и наказанием. Например:
58 Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться = ליראה = ЛЕ-ЙИРЪА сего славного и страшного = הנורא = А-НОРА имени Господа Бога твоего,
59 то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными;
60 и наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе. (Втор.28:58-60)
Как человек, который получил опыт ожогов, должен остерегаться прикосновений к огню, так человек познавший последствие греха, должен со страхом устраняться от нечестия и ненавидеть зло. В книге притч написано, что «страх Господень – ненавидеть зло» (Прит. 8:13). Ненависть ко злу – это понимание того, что зло приносит вред, прежде всего самому злодею. Опыт страха – это опыт познания и ви́дения, в том числе и опыт познания опасности последствий неправильных действий. Можно привести намёк. Буквы в словах יראה = ЙИРЪА = «страх» и ראיה = РЭИЯ = «зрение» совпадают,[12] и это показывает нам, что страх Божий влияет на нашу способность по-настоящему видеть. Поэтому написано: «Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум» (Прит. 9:10). Ви́дение даёт разум к познанию блага Божественной Истины, и познанию зла противоположной стороны – нечестия. Страх Божий нужен чтобы научиться видению, разуму, и познанию. Этот страх необходим для человека, возрастающего в мудрости. И когда человек начинает осознанно отстраняться от зла, страшась неугодного Богу, тогда он может считаться разумным. Как и написано: «страх Господень – это премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов. 28:28).
Страху Божьему, разуму и Божественному познанию учит человека слово Бога. Тора – это учение Бога, которое учит человека Божественному страху. Написано:
10 … сказал мне Господь: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся Меня бояться = ליראה = ЛЕ-ЙИРЪА во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих. (Втор.4:10)
Также сказано о Торе, свиток которой еврейский царь должен переписать для себя:
19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии. (Втор.17:18,19)
Итак, «страх Божий – начало мудрости». Вопрос. Почему написано, что страх Господень – это только начало мудрости? Потому что совершенная мудрость не может быть основана только на страхе. Начало мудрости – это страх Божий, а полнота или завершение мудрости – это любовь к Всевышнему. Пока человек находится в состоянии преобладания животной души над разумной душой, ему необходим закон, ограничивающий его свободу. Так как злое побуждение без границ закона уподобляет человека животному. Для животного нужна узда и стрекало закона. Непросвещенная душа подобно рабу, который повинуется лишь из страха наказания. Но если человек возвышен пониманием и моральным законом, тогда его разумная душа преобладает над животной душой. От животного состояния душа освобождается, когда она просвещается Словом Истины восходя к познанию и пониманию. Этим словом Истины является Божественное Слово, открытое в Священном Писании Духом Святым. Получив познание и разум к принятию Истины, человек просвещается Духом через Слово Бога, и в нём меняются все его стремления и побуждения. Страх, которым ранее человек в состоянии раба ограничивал своё злое побуждение, заменяется на любовь ко Всевышнему, которая человек руководит человеком. В состоянии любви новый человек от животного уровня рабства восходит к уровню сыновства и пребывает в пределах дозволенного, с желанием и по доброй воле. Апостол говорит так:
15 Потому что вы приняли не дух рабства, чтобы опять быть в страхе, но приняли Дух усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. (Рим.8:15-16)
Закон дан для ограничения тех, кто не приняв Духа Любви, – Духа Божьего находится в состоянии «раба». Закон ограничивает преступные желания через запрет и возвещением о грядущем возмездии за грех. Как и написано: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени…» (Гал. 3:19). Но для тех, кто в познании Божьем просвещён Духом, и для тех, кто явил плод Духа, (а плод духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание), для тех нет закона (Гал. 5:22,23).[13]
Возникает вопрос, почему написано: «страх чистый, пребывает во веки» (Пс. 18:10)? Разве страх не заменяется любовью? Ведь у апостола написано:
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. (1Иоан.4:18)
Разве страх не вечен? Столкнув эти два стиха, можно увидеть, что без страха нет любви. Кто не трепещет пред Всевышним и Словом Его, не сможет взойти на ступень любви. Ведь только ступив на первую ступень страха Божьего и трепета перед Богом, человек восходит на более высокую ступень любви Его. Начало – страх, потом – любовь. Страх преобразуется в любовь, но любовь эта есть трепет перед Всевышним – «трепет и страх святой». Интересны слова апостола: τελεια αγαπη εξω βαλλει τον φοβον = «совершенная любовь (вне) снаружи[14] помещает страх» (1Иоан. 4:18). Как это понимать? Бывает часто так, что человек не имеющий любви может иметь страх и боятся, но совсем не делать добра, и даже делать при этом быть злодеем. Это страх непокорного и трусливого. Как и написано «бесы веруют, и бояться… вера без дел мертва» (Иак. 2:19). Бесы трепещут и боятся, но их дела говорят об обратном. Они пытаются делать то, что не угодно Творцу. Т.е. такой скрытый страх еще не есть совершенство. Он в глубине сердца, а снаружи его действия не видно, он сокрыт. Это страх раба. Снаружи можно видеть испуг, но это не благоговейный трепет, и не добровольная покорность и смирение. Этот страх не гарантирует что имеющий его не совершит зло. Но если любовь замещает страх в глубине сердечной, страх помещается вне – т.е. снаружи (1Иоан. 4:18). Тогда этот страх виден как благоговейный трепет в добродетельной жизни человека. Все внешнее действие человека он окутывает искренним трепетом и почтением пред Творцом. Такой трепет, меняющий поведение и чувства – это мудрость. Если благоговейный трепет помещён снаружи благодатной любовью, такой страх чистый, и пребывающий во век (Пс. 18:10).
Без страха пред Всевышним не появится любовь. Любовь к Богу покоится на фундаменте – страхе Божьем. В мидраше на книгу Вайкра замечательно сказано: «нет любви там, где есть страх, и нет страха, где есть любовь, но вместе они сосуществуют только в отношении ко Всевышнему».
В еврейской традиции есть драш, который намёком показывает, что страх Божий неразрывно соединён с любовью к Богу. Это становится видно, если мы соединим две первые буквы слова יראה = ИРЪА = «страх» с двумя первыми буквами слова אהבה = АhАВА = «любовь». Первые пары букв из этих двух слов составляют слово יראה = ИРЪА = «страх». А если мы соединим последние оставшиеся пары букв из этих двух слов, мы увидим, что они составляют слово אהבה = АhАВА = «любовь».
Итак, подведём итог. Страх может быть добродетелью и служить во благо человеку. Во-первых, даже инстинктивный страх бывает полезен для научения человека. Во-вторых, страх, знающий Бога, утверждает человека на пути правды. В-третьих, страх Божий, это фундамент, на котором возникает любовь к Богу.[15] И эта любовь помещает страх снаружи, и этим трепетом пред Небесами человек угождает Богу служа Ему.
Забегая вперёд, скажу, что кроме страха, который является добродетелью, есть страх, который является пороком. Но это тема следующей проповеди.
[1] Например: «…он сотворен без страха = לבלי־חת = ЛИ-БЛИ ХАТ» (Иов.41:25).
[2] Также название храмовой горы соотносят со словом МАР = «горький».
[3] Как говорят в народе: воспитывают «кнутом и пряником».
[4] Например: «Лук сильных сокрушается = חתים = ХАТИМ» (1Цар.2:4).
[5] Если же говорить о редких словах, то одно из них арамейское דחל = ДАХАЛЬ = «бояться» из книги Даниила. «Все народы, племена и языки трепетали и страшились его = ודחלין = ВЕ-ДАХАЛИН» (Дан.5:19). «Страх» – это «ДАХАЛА»
[6] Корень ערץ может иметь значение как «страшиться, пугаться», так и «пугать». «Ибо я боялся бы = אערוץ = ЭЭРОЦ большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня = יחתני = ЙЕХИТЭНИ» (Иов.31:34).
[7] Психические расстройства, при которых некоторые ситуации или объекты, условно не являющиеся опасными, вызывают тревогу и страх, называются «фобиями». Т.е. «фобия» зиждется на иррациональном, т.е. необоснованном страхе.
[8] Подробно об уровнях души см. толкование буквы ЛАМЕД в книге «Еврейские буквы о Христе».
[9] Также и второканоничная книга бен Сираха: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им. Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им. Потворствующий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его. Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким… Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его.» (Сир.31:1-13).
[10] Родительские методы воспитания с использованием страха действенны только до переходного возраста ребёнка. Если время было упущено, то последующие попытки исправить наказанием и страхом не принесут результата. Так как ребенок с возрастом приобретает своё мнение и мышление, оправдывающее его поведение. Родительское воспитание «подростков» должно отличаться от методов воспитания «детей». Неуправляемые подростки в своём нечестии ограничиваются страхом посторонней силы уже не внутри семьи, а извне. «Потворствующий сыну потом будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его» (Сир.31:7). «Раны от побоев – врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева» (Прит.20:30).
[11] Термин АБЬЮЗ происходит от английского понятия «abuse», что означает «злоупотребление». Соответственно, абьюзер – это тот, кто злоупотребляет силой, властью или влиянием, вредя окружающим.
[12] О таком альтернативном прочтении слова в другом стихе говорит Зоар: «И увидело = יראו все общество, что скончался Аарон» (Чис.20:29). Следует читать не «увидело = ЙИРЪУ», а «ужаснулось = ИРАУ», т.к. некому защитить их». Нужно отметить, что в некоторых местах Писания слово «бояться» возможно прочесть как «увидеть». Например, стих псалма: «И будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов» (Пс.71:5). Слово ייראוך = ЙИРАУ́ХА = «будут бояться Тебя» может быть прочитано со значением «увидят Тебя». יָרֵא = ЙАРЭ = «бояться, страшиться, пугаться». רָאָה = РАА = «видеть, смотреть, рассматривать, обозревать; перен. знать, узнавать: являться, появляться, быть видимым». По объяснению М. Левинова, в иврите слова «бояться» и «видеть» из одного «гнезда» רא в вавилонской грамматической схеме. Этот случай и в стихах «И убоятся = וייראו = ВЕЙИРЕУ (ВЕЙИРУ) народы Имени Господня…» (Пс.101:16) и «так велика милость к боящимся Его = יראיו = ЕРЕАВ» (Пс.102:11). См. комментарий на Пс.101:16 и 102:11.
[13] Более подробно этот вопрос разобран в главе «Эпилог по алефбету» в книге «Еврейские буквы о Христе».
[14] εξω = «вне, снаружи, наружу, вон».
[15] «Умножение страха Божия есть начало любви» (прп. Иоанн Лествичник).
Назад к списку