От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СТРАХ КАК ПОРОК
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СТРАХ КАК ПОРОК

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

СТРАХ КАК ПОРОК

В падшем мире всякое чувство человека имеет полярность, в которой одна из сторон – порочная. Полярность может присутствовать и в чувстве любви, и в гневе, и в радости, и в печали. Страх также может быть двойственным. В предыдущей проповеди мы говорили о страхе, который полезен человеку, т.е. о страхе, который является добродетелью. Но сегодня исследуем, как страх может оказаться порочным.

Почему во всём есть двойственность? Почему всё то, что нам дано для блага и пользы, (как и всякое установление в этом мире), может не оказаться благим, а напротив, вредным и греховным? Наверное, это потому, что при наличии свободы воли у разумного существа появляется возможность неверных решений и неправильного выбора. Человек в своём падшем состоянии подвергается деградации, в которой изменяется вся его душа. И то, что несло пользу человеку и было установлено для его блага, искажается и превращается в недоброе и вредное.

В предыдущей проповеди было показано, что человеку страх необходим. Во-первых, для научения, во-вторых, для духовного совершенствования, когда страх Божий трансформируется в любовь ко Всевышнему.

В какой-то мере осторожность и страх человека, это признак ума и опыта, так как такой человек предвидит негативные последствия действий или событий. Именно об этом говорится в Бавли Тамид 32а: «Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия». Бесстрашие, не всегда подразумевает героическую отвагу. Отсутствие страха часто говорит об отсутствии у человека опыта или разума, подобно как у неразумного и ещё ничем непуганого ребенка. Там не смелость, там глупость. Да и сама смелость в славянском языке происходит от слова «сметь», «смею», т.е. «позволить себе, разрешить себе». В этом слове есть смысловой оттенок нарушения границ дозволенного, перешагивания через запрет. Когда-то уместна смелость, а когда-то необходима осторожность. Бывает что смелость является дерзким и греховным злом, а порой бывает, что и страх может быть пороком.

В духовном аспекте человек остерегается совершения греха через страх Божий. В этом трепете перед Небесами человек бывает осторожен не только в своих действиях, но даже в словах и намерениях. Этот страх Божий является основополагающим для безопасности того, кто остерегается греха. Проекция духовного страха в мир материальный отображается в поведении человека, удаляющегося от опасности. Человек осторожный, т.е. человек боящийся опасности и избегающий всего, что может навредить его жизни, учится на страхе. И в этом материальном мире человек боится всего, что угрожает его безопасности.[1] Необходимая осторожность в этой жизни, это отображение страха совершенного – т.е. страха Божьего, при котором человек опасается всего того, что может привести его к вечной смерти.

Вопрос: Так когда же страх становится пороком? Ответ: Тогда, когда страх телесной и материальной угрозы преобладает над страхом Божьим и противоречит ему. Например, порочным является страх перед угрозами этого мира, препятствующими следовать воле Всевышнего. В Торе написано:

17 не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь = לא תגורו = ЛО ТАГУРУ лица человеческого, ибо суд – дело Божие… (Втор.1:17)

Т.е. там, где с одной стороны стоят Божественные принципы, (нарушение которых есть грех и смерть вечная), а с другой стороны присутствует внешняя угроза мира сего, то человек отвергающий страх Божий и выбирающий страх перед миром – согрешает. В этом случае страх становится порочным. О приоритете выбора страха Божьего учит Христос:

4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. (Лук.12:4,5)

Временная жизнь и блага мира сего не могут быть равноценны жизни вечной и благам грядущего мира. Человек должен всегда избирать жизнь (Втор. 30:19), но это всегда должен быть выбор жизни вечной.

Нужно отметить, что человек имеющий страх Божий – это человек кроткий. И между сильными мира сего, он может показаться слабым и ничтожным. Но тот, кто имеет страх перед Всевышним оказывается более твёрдым и непреклонным в ситуациях, где властвует страх человеческий. Боящийся Бога не будет трепетать перед человеком, не пойдет на постыдный компромисс с нечестием, и если от него потребуется сделать выбор,[2] выступит против неправды. Так как наполненный страхом Божьим наполнен и силой Божьего Духа. Ведь «Бог дал нам не дух боязни, но силу…» (2Тим. 1:7). Давид говорит:

1 Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться = אירא = ЙИРА? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться = אפחד = ЭФХАД? (Пс.26:1)

6 Господь за меня – не убоюсь = לא אירא = ЛО ЙИРА: что сделает мне человек?

7 Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих. (Пс.117:6,7)

Имеющий страх Божий твёрд в своём уповании на Всевышнего. Сила Всевышнего, там, где есть уповающий на Него. Ведь «в страхе Господнем = יראת יהוה = ЙИРЪАТ АДОНАЙ крепкий оплот, и для сыновей Своих Он будет укрытием» (Прит. 14:26). И Тора говорит:

21 не бойся = לא תערץ = ЛО ТААРОЦ их, ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный = נורא = НОРА. (Втор.7:21)

9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не бойся = אל־תערץ = АЛЬ ТААРОЦ и не ужасайся = אל־תחת = АЛЬ ТЭХАТ; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. (Нав.1:9)

Всякий же изменяющий Божественным принципам из-за страха мира сего лишается жизни вечной. В книге Откровения перечислены грешники, участь которых – огонь вечный. И на первом месте в этом списке стоят «боязливые», т.е. те, кто поставил страх мира сего выше страха Божьего.

8 Боязливых = δειλοις = ДИЛИС[3] же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. (Откр.21:8)

Такая боязливость и такой страх порочен. Не имеющий страха Божьего и лишённый силы Духа Его, на самом деле, слаб перед угрозами мира сего, трудностями и искушением. Так как «все делающие беззаконие … убоятся страха = פחדו־פחד = ПАХАДУ ПАХАД, где нет страха = פחד = ПАХАД» (Пс. 52:5,6). Ведь вера даёт человеку силу, а страх Божий дает мудрость действовать этой силой по воле Творца. Без правильной веры нет и страха Божьего, который не позволяет человеку пугаться того, чего бояться не должно. Ведь вера – бесстрашна. Она боится лишь Всевышнего. Об этом говорил Христос своим ученикам:

26 что вы боязливы = δειλοι = ДИЛИ, маловерные? (Матф.8:26)

40 И сказал им: что вы так боязливы = δειλοι = ДИЛИ? как у вас нет веры? (Мар.4:40)

А если вера и упование на Всевышнего бесстрашны, то, как сказано Христом: «по вере вашей да будет вам» (Матф. 9:29). Бог избавит верующего и спасёт уповающего на Него. Но слова «по вере вашей…» могут касаться и маловерия. Человек, не веря в Силу и спасение Божие, получает «по своей вере». Так как неверие человека и оставленное им упование на Бога ослабляют его, и подвергают его опасности. Как написано у Соломона: «Страхи человека = חרדת אדם = ХЭРДАТ АДАМ ставят сеть; а надеющийся на Господа будет защищён» (Прит. 29:25). Чего человек страшится, то и приходит на него, так как за своё неверие он остаётся без Божественной защиты. Такой страх человека порочен. Об этом хорошо написано в других стихах:

24 Чего страшится = מגורת = МЕГОРАТ нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. (Прит.10:24)

25 ибо ужасное = פחד = ПАХАД, чего я ужасался = פחדתי = ПАХАДТИ, то и постигло меня; и чего я боюсь = יגרתי = ЙАГОРТИ, то и придёт ко мне. (Иов.3:25)

Опасаясь зла и бед, и будучи чрезмерно осторожными, мы не должны делать свой страх порочным. Даже зная о том, что существует опасность в том или ином случае, мы, сделав всё для того, чтобы избежать беды, непременно должны уповать на Всевышнего и верить, что Он наш Спаситель и Защитник. Если мы идём по одному пути Правды – путём Всевышнего, то да не усомнимся,[4] что Он защищает нас и уравнивает наш путь. И по вере нашей, да будет нам! Но если человек не имеет веры – это беда. Написано:

12 Горе сердцам боязливым = δειλαῖς = ДИЛЭС и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям!

13 Горе сердцу расслабленному! ибо оно не верует, и за то не будет защищено. (Сир.3:12,13)

«Боязливое сердце» – это сердце, лишённое веры, не уповающее на Бога. Это сердце расслабленное, не имеющее силы. Такое сердце, объятое суетным страхом, ослабляет все делание человека. Жизнь человека боязливого, не надеющегося, и не уповающего на Всевышнего тревожна и ужасна. От этого человек не может идти одним лишь путем правды, но колеблется в разные стороны как тонкий стебель на ветру, и переносится с места на места, как пучок сухой травы ветром. Сердце боязливое принуждает человека следовать за своими страхами, сбивая его с пути правды и изменяя Истине. Поэтому «горе сердцам боязливым». «Сердце расслабленное» не имеет Силы Духа Божьего. Оно пусто от Силы, которой Бог облекает боящихся Его и уповающих на Него. «Боязливое сердце не верует» и потому оно «не будет защищено» (Сир. 3:13). Но «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!» (Пс. 127:1) И сказано, что «благословится человек, боящийся Господа!» (Пс. 127:4). Ведь «боящийся Господа и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35).

 

[1] «Страх Господень – источник жизни, устраняет от ловушек смерти» (Прит.14:27). Страх делает осторожным и помогает человеку обойти, как опасности этого мира, так и опасности духовные.

[2] «… а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будучи всегда готовыми дать ответ с кротостью и благоговением, всякому требующему у вас отчета в вашем уповании» (1Пет.3:14,15).

[3] δειλός = ДИЛОС = «трусливый, боязливый, робкий».  

[4] «Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него. Боящиеся Господа! ожидайте милости Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не упасть. Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша. Боящиеся Господа! надейтесь на благое, на радость вечную и милости» (Сир.3:6-9).


Назад к списку