От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ИЛЛЮЗИЯ МУДРОСТИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ИЛЛЮЗИЯ МУДРОСТИ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

ИЛЛЮЗИЯ МУДРОСТИ

Что такое мудрость? Мудрость – это способность человека чувствовать и познавать волю Всевышнего и поступать соответственно этой воли. Мудрость, сходящая свыше – это таинственное сообщение Духом Святым человеку Божественной воли. Апостол говорит: «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор. 2:5-13). «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную» (1Кор. 2:6-7). Мудрость – это угождение воле Творца в добровольном послушании Божественному водительству. Но кроме настоящей мудрости подаваемой свыше, бывают и суррогаты мудрости.

Во-первых, есть мудрость мирская, т.е. мудрость сынов века сего. Эта мудрость является житейским опытом для успешного выживания в этом мире и преуспевания в нём. Но эта мудрость в большинстве случаев не есть мудрость, подаваемая свыше. Почему? Потому, что мудрость мира сего основана на собственной выгоде,[1] гордыне, корысти и неправде. Мудрость мира сего радеет о своём. Такая мудрость – союзница не духа, но животной души. Мудрость мира сего – мудрость душевная. Апостол говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1Кор. 2:5-14). И если мудрость мира сего считает безумием возвышенное и божественное, и отвергает любовь с жертвенностью как вредное и ненужное, то, напротив, пред Богом мудрость человеческая является безумной глупостью. «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом… Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1Кор. 3:19,20).[2]

Во-вторых, есть мудрость, претендующая на мудрость духовную, но на самом деле это лжемудрость, т.е. имитация настоящей мудрости. И если в житейской мудрости мира сего видно её низкое происхождение, основанное на корыстном эгоизме и инстинкте выживания, то иллюзорная мудрость мимикрирует под благочестие, чтобы показаться людям мудростью духовной. Первое проявление лжемудрости явил первым людям в своей хитрости[3] древний змий. Он «хитростью своею прельстил Еву» (2Кор. 11:3). Как фиктивная мудрость делает подмену настоящей мудрости, так в этом обмане подменяется первостепенное и важное второстепенным и незначимым. В этом большая опасность для человека. Это заблуждение, обман и прельщение лжемудрости уводит человека от истины под благочестивыми предлогами. Человек, прельщённый иллюзорной мудростью, раздувая важность незначимого, пренебрегает тем, что необходимо и является главным. Апостол, укоряя общину колоссян, говорит:

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

21 не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся?

22 Это всё для уничтожения. Тем употреблением по заповедям и учению человеческому,

23 которые есть только имеющие вид[4] мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти. (Кол.2:20-23)

«Учение и заповеди человеческие», о которых говорит апостол, это устрожения и установления учителей еврейской Алахи, которые веками нагромождались в иудейской традиции, заостряя обязательность выполнения и важность на том, что было не первостепенным для идущего путями Господа. А также это гностические лжеучения, забиравшие духовную свободу рождённых во Христе через своё лжеимённое знание. Ко этому заблуждению также относятся слова апостола о «самовольном служении», которое было в среде гностиков. Среди различных около христианских и псевдо-иудейских сект были также перегибы, ненужные наслоения, установления, касающиеся аскетики. Но всё это апостол определил как «имеющее только вид мудрости». Во всех человеческих установлениях и правилах, будь то Алаха или Типиконы, можно усмотреть то, что не по праву поставлено во главу угла. Ведь то, что отцы совершали по внутреннему побуждению на своём уровне, введено в правило для всех и каждого, даже для тех, кто не может понести и малой части установленного. И поэтому поднявший тяжесть ига заповедей человеческих отдаёт на несение этого бремени практически все свои силы и уделяет этому процессу всё своё внимание. И тогда, второстепенное и неважное становится в его религиозной жизни главным. В этом «самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, и в некотором небрежении о насыщении плоти» у человека, несущего навязанное ему бремя заповедей человеческих, уже нет стремления и сил для соблюдения наиглавнейшего – того, что определяет путь Господень – Божественных принципов справедливости и милости. И вот тщетно старающийся аскет «в некотором небрежении о насыщении плоти» в глазах не познавших Божественную мудрость, являет себя мудрецом и святым угодником Божьим. Но это не та мудрость, которая свыше, но мудрость лишь по названию. В этой мудрости один лишь вид некой духовности, но на самом деле это фикция, самообман и прельщение окружающих. Почему? Потому что настоящая мудрость являет силу Духа Божьего. Как написано: «вера ваша не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор. 2:5). А лжемудрость не придаёт человеку сил, а, напротив, отнимает их. При имитации мудрости человек может действовать лишь в силу послушания, через принуждение установлений или на силе своей гордыни и тщеславия. А эти силы рано или поздно иссякают, и человек остаётся опустошенным и обессиленным. Начинается религиозный кризис и кризис веры. В таком состоянии человек сбивается с пути правды. О таких сказано: «Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?» (Иер. 8:9).[5] Но, напротив, если человек мудр и действует согласно воле Всевышнего, то в нём Бог являет силу для выполнения воли Его. И эти силы только возрастают по мере того, как возрастает сосуд внутреннего человека, который становится всё более наполняемым Духом Святым.

И так как ныне идёт время уставного поста, то всё это можно отнести и к постящимся без разума, и ко всем, подменяющим цель средствами, оставляющими главное ради второстепенного. Наша мудрость и благочестие должно являться в силе, которая уничтожает зло внутри нас. Это признак настоящей мудрости. Как и сказал апостол Иаков: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак. 3:13-18). Поэтому все находящиеся в «некотором небрежении о насыщении плоти» да исследуют себя и свой уставной аскетизм. Не суррогат ли это, имеющий лишь добрый вид и название.

 

[1] «…ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лук.16:8).

[2] «Написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией…» (1Кор.1:19-21).

[3] «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт.3:1).

[4] Буквально: λογον = ЛОГОН = «слово». Т.е. только вид или название мудрости. εστιν λογον μεν εχοντα σοφιας = ЭСТИН ЛОГОН МЕН ЭКСОНТА СОФИАС = «есть слово однако имеющего мудрость». Чаще всего это выражение понимают и переводят как: «есть только имеющее вид мудрости»

[5] «… мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис.29:14). «Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (Иов.5:13).


Назад к списку