От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МЕТАФОРА ВХОДА МЕССИИ В ИЕРУСАЛИМ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МЕТАФОРА ВХОДА МЕССИИ В ИЕРУСАЛИМ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

МЕТАФОРА ВХОДА МЕССИИ В ИЕРУСАЛИМ

В каждом событии священной истории можно усмотреть метафоричность таинственной жизни человеческой души, в которой совершаются процессы жизни и смерти. Через аллюзию нам может быть приоткрыт вектор следования путём спасения, а также и выявлены наши слабости, увлекающие нас от него. В течении этой страстной недели, в цепочке великих и спасительных событий от Входа Христа в Иерусалим и до Его славного Воскресения можно усмотреть несколько метафор, относящихся к внутреннему миру нашей души.

Итак, сегодня первая метафора. О событии вхождения Христа в Иерусалим было сказано пророком:

9 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасённый,[1] кроткий, сидящий на осле = חמור = ХАМОР и на ослёнке, сыне ослицы. (Зах.9:9)

В этом стихе, о царственном входе Мессии в Иерусалим, раввины заостряют внимание на слове חמור = ХАМОР = «осел». Почему? Потому что это слово близко по написанию и произношению к слову חמר = ХОМЕР = «материя, вещество».[2] Раввины делают вывод, что Машиах возвышается над материальным, и поэтому в Нём нет порочной корысти и эгоизма, но Он, как написано, «праведный и кроткий».[3]

Для нас, кроме этого драша, слово ХОМЕР открывает тайну воплощения Небесного Царя – Божественного Логоса в человеческую природу.[4] Это воплощение подразумевает выражение из апостольского послания «Он во дни плоти Своей» (Евр. 5:7). Т.е. имеются в виду дни земной жизни Мессии в смертном и уничижённом теле, когда Он был праведным бедняком несущим скорби.

В таинственном аспекте, относительно нашей души, мы усматриваем здесь аллюзию вхождения Христа в нас Духом Святым, и Его почивание на нашей плотской природе. В каком случае Христос будет «восседать» на нас? Только в том случае, если мы будем уподобляться Ему в тех свойствах, которые были присущи Христу в период Его пребывания среди людей, во дни Его крайнего кеносиса, «во дни плоти Своей». Что это за свойство? «Праведность», – т.е. справедливость, и «кротость». Хотим быть носителями Христа? Значит нам необходимо старание в соответствии и преподобии Ему Самому. Он был эталоном исполнения Божественных принципов справедливости и милости, и мы должны стремиться к этому. Он был кроток и беден, потому что был чужд неправедной корысти. И мы должны подражать этому.  И как Он был спасён от смерти,[5] так и нам через Него будет дарована жизнь вечная. Ибо «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:22).

Трудно увидеть и уразуметь славу за образом бедности, кротости и страданий. Кеносис скрывает величие. Но были те, кто увидел во въезжающем на обычном осле Того, Кто назван «Желаемый всеми народами» (Агг. 2:7). И как Царь в пророчестве был назван «спасённый», так Он же является и «спасающим». Именно поэтому Христа встречали словами псалма: אנא יהוה הושׁיעה נא = АНА АДОНАЙ, ОШИА-НА = «О, Господи, спаси же!». ברוך הבא בשׁם יהוה = БАРУХ АБА БЕ-ШЕМ АДОНАЙ = «Благословен грядущий во Имя Господне!» (Пс. 117:25,26).

8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;

9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сын Давидов! благословен Грядущий во Имя Господне! Осанна = ОШИА-НА в вышних! (Матф.21:8,9)

И наша душа должна благословлять грядущего в Имени Господнем, и просить Его спасения! И не только благословлять, но также не слушать речи тех, кто негодует и пытается отвратить нас от спасения Избавителя. И здесь аллюзия не только на людей, но и на всякий дух неверия, сомнения, хулы и противления, который противится Истине и вводит в заблуждение. Дух противления является метафорой всех негодовавших на ликование народа встречавшего Мессию. Как написано:

15 первосвященники и книжники вознегодовали видев чудеса, которые Он сотворил, и отроков, восклицающих в храме и говорящих: осанна = ОШИА-НА Сын Давидов! (Матф.21:15)

Негодовавших было меньше чем тех, кто приветствовал Машиаха въезжающего в Иерусалим на осле. Но как оказалось, мало принять Мессию как Спасителя и Царя. Еще нужно остаться верным Ему. Но об этом будет речь во второй метафоре скорбных событий страстной недели.

 

[1] В синодальном переводе употреблено слово «спасающий», но еврейское слово ונושׁע = ВЕ-НОША было бы точнее перевести «и спасённый». Еврейские комментаторы относят это к спасению Машиаха от предстоящей смерти от рук Гога и Магога. Но в христианском аспекте, это слово как пророчество о спасении и воскресении Христа после предстоящей Ему смертной казни через распятие. Радак пишет: «В слове ונושׁע = ВЕ-НОША = «и спасен» буква шин отмечена знаком патах. Это форма прошедшего времени, которую буква вав превращает в форму будущего времени».

[2] На языке Писания слово חמר означает «глину» или даже «уличную грязь». Например, у пророка: «…попирать его, как грязь = חמר = ХОМЕР на улицах» (Ис.10:6), или «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина = חמר = ХОМЕР горшечнику: что ты делаешь?» (Ис.45:9). Также этим словом Писание называет «земляную смолу, битум» в Быт.3:11 и Исх.2:3. На современном иврите это חמר = ХЕМАР = «гончарная глина». Нужно отметить, что слово חמר = ХОМЕР, в Писании также имеет смысловое значение «вино». Например: «…и ты пил вино = חמר = ХОМЕР, кровь виноградных ягод» (Втор.32:14). Через это значение слова возможно прислонение аллюзии вхождения Мессии в верующего через таинство Евхаристии, в котором через освящённые Хлеб и Вино человек верой принимает самого Христа, присутствующего в них. 

[3] Слово עני = АНИ = «бедный», но его часто переводят как ענו = АНАВ = «кроткий». Например, Радак пишет: «АНИ = «бедный» как АНАВ = «смиренный». И Таргум Йонатан тоже переводит словом ИНВЕТАН = «смиренный». И также в пророчестве Ишайау сказано: «Не крикнет и (голоса) не возвысит... Трости надломленной не переломит...» (Ис.42:2-3)». 

[4] Как плоть человека была создана из земного праха – красной глины, так и «ХОМЕР» намекает на плотскую человеческую природу, которую усвоил Себе Божественный Логос – Христос.

[5] «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за благоговение» (Евр.5:7).


Назад к списку