От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - МЕТАФОРА ИСКАРИОТОВА ПРЕДАТЕЛЬСТВА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

МЕТАФОРА ИСКАРИОТОВА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

МЕТАФОРА ИСКАРИОТОВА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

Как мы знаем из Евангельской истории, Христос был предан своим учеником из числа двенадцати. После рассказа о Искариоте, заключившем предательский договор с иудейскими начальниками, Евангелие сразу же говорит о пасхальной вечере, после которой Мессия был предан в руки злодеев.

14 Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам

15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников;

16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.

17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? …

20 … Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;

21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня …

24 … впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (Матф.26:14-24)

Какая метафора может оказаться полезной и назидательной для нас в этом рассказе евангелиста о скорбном случае предательства?

Вхождение в нашу жизнь Христа, и освящение нашей души Его Духом еще не гарантирует того, что принявший Мессию будет верен Ему. Иуда Искариот был призванным и избранным учеником из числа двенадцати. Он видел чудеса, которые совершал Учитель, и даже сам принял от Него власть действовать силой Божией. Как написано:

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь …

8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. (Матф.10:1-8)[1]

Но Искариот был неудовлетворен даже этой великой честью, которая была ему оказана. Возникает вопрос. Почему? Комментаторы Евангелия единогласно говорят о неудовлетворении корыстных побуждений Иуды.[2] Нужно обратить внимание, что у евангелиста Матфея и Марка строки о предательском договоре находятся между рассказом о помазании Марией Магдалиной Христа драгоценным миром и рассказом о Пасхальной вечере. О помазании миром написано:

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел ящик для пожертвований и носил, что туда опускали. (Иоан.12:3-6)

Евангелист Иоанн говорит, что Искариот, как хранитель пожертвований похищал деньги из общинных средств. Но его чаяния и амбиции были куда больше этого. Он, как впрочем и многие из учеников, ожидал от Христа не духовного величия, а неограниченной политической власти и богатства. Ведь чаяния народа того времени относительно Мессии были связаны с тем, что Он будет главной царственной особой всего мира. Но со временем у Искариота эти надежды рухнули. Ведь за день до входа Мессии в Иерусалим Искариот услышал от Христа просто возмутительные для его уха вещи.

25 … вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

28 так как Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Матф.20:25-28)

ИЕУДА ИШ-КАРИОТ продающий Христа за 30 сребреников власть имущим Израиля.

А случай с помазанием драгоценным миром, (то помазание, которое лишило ящик для пожертвований трёхсот динариев, а значит оставило ни с чем самого Искариота), был последней каплей неудовлетворённой корысти, переполнившей душу предателя.

Итак, эгоистичная и неправедная корысть Искариота, неудовлетворенная в статусе ученика Христова, подвигла его на предательство. Предательский договор в сумме тридцати сребренников с власть имущими Израиля позволил бы предателю приобрести для себя хотя бы небольшой земельный участок с домом. Конечно это не пост министра при Машиахе, но всё-таки это больше, чем та мелочь, которую он похищал из ящика для цдаки.

Если проводить аллюзию на человеческую душу, то здесь становится видна опасность корыстолюбивых стремлений надменной души, о которой пророк Аввакум сказал: «Вот, душа надменная не праведна …, как вино предательское надменный человек не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен…» (Авв. 2:4,5).[3] Неправедная корысть имеет своим основанием несправедливость. Т.е. это запрещенные виды обогащения: воровство, мошеннический обман, коррупция, вымогательство, грабёж и т.п. Надменная, ненасытная, и корыстная душа не может довольствоваться малым, и ей недостаточно того, что составляет её удел. Она при неудовлетворённых корыстных амбициях всегда стремится нарушить границы дозволенного. Ненасытность корыстолюбивой души стремится к преступлению, т.е. к нанесению тайного или явного ущерба окружающим ради своей выгоды.

Вывод. Даже если человек и принял Христа, но при этом его душа жаждет корысти, и если его привлекает несправедливость, то он является предателем, меняющим Истину на ложь.

Предателем может стать и тот, чья душа не довольствуется насущным и не успокаивается, принимая от Бога то, что Он ниспосылает. Ненасытная и надменная душа всегда недовольна. Кому-то в таком состоянии может показаться недостаточным быть со Христом, если жизнь его не имеет изобилия. Вечеря Божия для ненасытной души недостаточно сытная и веселая. И для такой души все, кто собран Христом, недостаточно родные и близкие.

Предающие Правду ради алчной корысти, и отвергающие Истину своей несправедливостью отсекают себя от вечной жизни. Отсечение души в Танахе называется КАРЕТ.[4] И здесь усматриваем намёк на созвучие с прозвищем Иуды Предателя – Искариот.[5]

Если мы дорожим вечной жизнью, мы должны быть верны Христу. Наша душа должна довольствоваться тем, что подаваемо нам по милости Всевышнего. Его присутствие в нашей жизни – это великий дар. Только глупец с непомерными амбициями желает полноту благ в этом временном мире, и ропщет на их недостаток. Корысть и ненасытность души не может быть верной, а значит не может быть подданной Царя – Мессии. Поэтому да будет нам назиданием в истории предателя Искариота аллюзия, указывающая на нашу собственную душу. Посмотрев на себя со стороны через метафору о корыстном предателе да убережём себя от опасности неправедной корысти, которая отсекает душу от жизни вечного Царства Божьего. Как и поёт Церковь: «Бежи́, несы́тыя души́, Учи́телю такова́я дерзну́вшия!».

 

[1] Или у Луки: «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лук.9:1,2).

[2] Церковные песнопения, (например, в тропаре на великий Четверг), также говорят о сребролюбии предателя. Тропарь, глас 8: «Егда́ сла́внии ученицы́ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся, тогда́ Иу́да злочести́вый сребролю́бием неду́говав омрача́шеся, и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т. Виждь, име́ний рачи́телю, сих ра́ди удавле́ние употреби́вша! Бежи́, несы́тыя души́, Учи́телю такова́я дерзну́вшия; И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́». Перевод: «Когда славные ученики на вечери при омытии ног просвещались; тогда Иуда злонамеренный, пораженный недугом сребролюбия, омрачился сердцем; и Тебя, Праведного Судию предал беззаконным судьям. О жадный собиратель богатств посмотри на удавившегося из-за них! Избегай ненасытности души, которая совершила дерзость в отношении Учителя. Всеблагой Господь, слава Тебе!»

[3] Для любителей гематрии, наверное, здесь уместно привести гематрический намёк. У пророка Аввакума в другом стихе сказано о надменной и корыстной душе: בצע בצע רע לביתו = БОЦЭА БЭЦА РА ЛЕ-ВЕИТО = «добывающий корысть для дома своего» (Авв.2:9) = 1042. Гематрия этой фразы равна числовому значению имени: איש קריות בוגד = ИШ КАРИОТ БОГЕД = «Искариот предатель» = 1042. Этаже гематрия и у фразы из псалма, говорящая о неправедных судьях, в том числе и тех, кто заключил договор с Искариотом: לא ידעו ולא יבינו בחשׁכה יתהלכו = ЛО ЙАДЕУ ВЕ-ЛО ЙАВИНУ БА-ХАШЕХА ЙИТЪАЛАХУ = «Не знают, не разумеют, во тьме ходят» (Пс.81:5) = 1042.

[4] Слово: כָּרֵת = КАРЕ́Т = «отсечение». Иудейское учение об отсечении души основано на библейских словах. «Слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; отсечена, отсечена будет душа та = הכרת תכרת הנפשׁ = ИККАРЕТ ТИККАРЕТ А-НЕФЕШ грех ее на ней» (Чис.15:31).

[5] На самом деле именование איש קריות = ИШ КАРИОТ имеет другое семантическое значение, которое с приемлемыми вариантами мы приводили в нашей проповеди ранее. (см. проповедь «Пророчество о предательстве»). Но здесь, в контексте драша, через слово КАРЕТ обыгрывается лишь созвучие.


Назад к списку