Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
МЕТАФОРА ИСКАРИОТОВА ПРЕДАТЕЛЬСТВА
#несказаннаяпроповедь
Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь"
МЕТАФОРА ИСКАРИОТОВА ПРЕДАТЕЛЬСТВА
Как мы знаем из Евангельской истории, Христос был предан своим учеником из числа двенадцати. После рассказа о Искариоте, заключившем предательский договор с иудейскими начальниками, Евангелие сразу же говорит о пасхальной вечере, после которой Мессия был предан в руки злодеев.
14 Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников;
16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.
17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? …
20 … Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня …
24 … впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (Матф.26:14-24)
Какая метафора может оказаться полезной и назидательной для нас в этом рассказе евангелиста о скорбном случае предательства?
Вхождение в нашу жизнь Христа, и освящение нашей души Его Духом еще не гарантирует того, что принявший Мессию будет верен Ему. Иуда Искариот был призванным и избранным учеником из числа двенадцати. Он видел чудеса, которые совершал Учитель, и даже сам принял от Него власть действовать силой Божией. Как написано:
1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь …
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. (Матф.10:1-8)[1]
Но Искариот был неудовлетворен даже этой великой честью, которая была ему оказана. Возникает вопрос. Почему? Комментаторы Евангелия единогласно говорят о неудовлетворении корыстных побуждений Иуды.[2] Нужно обратить внимание, что у евангелиста Матфея и Марка строки о предательском договоре находятся между рассказом о помазании Марией Магдалиной Христа драгоценным миром и рассказом о Пасхальной вечере. О помазании миром написано:
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел ящик для пожертвований и носил, что туда опускали. (Иоан.12:3-6)
Евангелист Иоанн говорит, что Искариот, как хранитель пожертвований похищал деньги из общинных средств. Но его чаяния и амбиции были куда больше этого. Он, как впрочем и многие из учеников, ожидал от Христа не духовного величия, а неограниченной политической власти и богатства. Ведь чаяния народа того времени относительно Мессии были связаны с тем, что Он будет главной царственной особой всего мира. Но со временем у Искариота эти надежды рухнули. Ведь за день до входа Мессии в Иерусалим Искариот услышал от Христа просто возмутительные для его уха вещи.
25 … вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28 так как Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Матф.20:25-28)
ИЕУДА ИШ-КАРИОТ продающий Христа за 30 сребреников власть имущим Израиля. |
А случай с помазанием драгоценным миром, (то помазание, которое лишило ящик для пожертвований трёхсот динариев, а значит оставило ни с чем самого Искариота), был последней каплей неудовлетворённой корысти, переполнившей душу предателя.
Итак, эгоистичная и неправедная корысть Искариота, неудовлетворенная в статусе ученика Христова, подвигла его на предательство. Предательский договор в сумме тридцати сребренников с власть имущими Израиля позволил бы предателю приобрести для себя хотя бы небольшой земельный участок с домом. Конечно это не пост министра при Машиахе, но всё-таки это больше, чем та мелочь, которую он похищал из ящика для цдаки.
Если проводить аллюзию на человеческую душу, то здесь становится видна опасность корыстолюбивых стремлений надменной души, о которой пророк Аввакум сказал: «Вот, душа надменная не праведна …, как вино предательское надменный человек не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен…» (Авв. 2:4,5).[3] Неправедная корысть имеет своим основанием несправедливость. Т.е. это запрещенные виды обогащения: воровство, мошеннический обман, коррупция, вымогательство, грабёж и т.п. Надменная, ненасытная, и корыстная душа не может довольствоваться малым, и ей недостаточно того, что составляет её удел. Она при неудовлетворённых корыстных амбициях всегда стремится нарушить границы дозволенного. Ненасытность корыстолюбивой души стремится к преступлению, т.е. к нанесению тайного или явного ущерба окружающим ради своей выгоды.
Вывод. Даже если человек и принял Христа, но при этом его душа жаждет корысти, и если его привлекает несправедливость, то он является предателем, меняющим Истину на ложь.
Предателем может стать и тот, чья душа не довольствуется насущным и не успокаивается, принимая от Бога то, что Он ниспосылает. Ненасытная и надменная душа всегда недовольна. Кому-то в таком состоянии может показаться недостаточным быть со Христом, если жизнь его не имеет изобилия. Вечеря Божия для ненасытной души недостаточно сытная и веселая. И для такой души все, кто собран Христом, недостаточно родные и близкие.
Предающие Правду ради алчной корысти, и отвергающие Истину своей несправедливостью отсекают себя от вечной жизни. Отсечение души в Танахе называется КАРЕТ.[4] И здесь усматриваем намёк на созвучие с прозвищем Иуды Предателя – Искариот.[5]
Если мы дорожим вечной жизнью, мы должны быть верны Христу. Наша душа должна довольствоваться тем, что подаваемо нам по милости Всевышнего. Его присутствие в нашей жизни – это великий дар. Только глупец с непомерными амбициями желает полноту благ в этом временном мире, и ропщет на их недостаток. Корысть и ненасытность души не может быть верной, а значит не может быть подданной Царя – Мессии. Поэтому да будет нам назиданием в истории предателя Искариота аллюзия, указывающая на нашу собственную душу. Посмотрев на себя со стороны через метафору о корыстном предателе да убережём себя от опасности неправедной корысти, которая отсекает душу от жизни вечного Царства Божьего. Как и поёт Церковь: «Бежи́, несы́тыя души́, Учи́телю такова́я дерзну́вшия!».
[1] Или у Луки: «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лук.9:1,2).
[2] Церковные песнопения, (например, в тропаре на великий Четверг), также говорят о сребролюбии предателя. Тропарь, глас 8: «Егда́ сла́внии ученицы́ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся, тогда́ Иу́да злочести́вый сребролю́бием неду́говав омрача́шеся, и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т. Виждь, име́ний рачи́телю, сих ра́ди удавле́ние употреби́вша! Бежи́, несы́тыя души́, Учи́телю такова́я дерзну́вшия; И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́». Перевод: «Когда славные ученики на вечери при омытии ног просвещались; тогда Иуда злонамеренный, пораженный недугом сребролюбия, омрачился сердцем; и Тебя, Праведного Судию предал беззаконным судьям. О жадный собиратель богатств посмотри на удавившегося из-за них! Избегай ненасытности души, которая совершила дерзость в отношении Учителя. Всеблагой Господь, слава Тебе!»
[3] Для любителей гематрии, наверное, здесь уместно привести гематрический намёк. У пророка Аввакума в другом стихе сказано о надменной и корыстной душе: בצע בצע רע לביתו = БОЦЭА БЭЦА РА ЛЕ-ВЕИТО = «добывающий корысть для дома своего» (Авв.2:9) = 1042. Гематрия этой фразы равна числовому значению имени: איש קריות בוגד = ИШ КАРИОТ БОГЕД = «Искариот предатель» = 1042. Этаже гематрия и у фразы из псалма, говорящая о неправедных судьях, в том числе и тех, кто заключил договор с Искариотом: לא ידעו ולא יבינו בחשׁכה יתהלכו = ЛО ЙАДЕУ ВЕ-ЛО ЙАВИНУ БА-ХАШЕХА ЙИТЪАЛАХУ = «Не знают, не разумеют, во тьме ходят» (Пс.81:5) = 1042.
[4] Слово: כָּרֵת = КАРЕ́Т = «отсечение». Иудейское учение об отсечении души основано на библейских словах. «Слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; отсечена, отсечена будет душа та = הכרת תכרת הנפשׁ = ИККАРЕТ ТИККАРЕТ А-НЕФЕШ грех ее на ней» (Чис.15:31).
[5] На самом деле именование איש קריות = ИШ КАРИОТ имеет другое семантическое значение, которое с приемлемыми вариантами мы приводили в нашей проповеди ранее. (см. проповедь «Пророчество о предательстве»). Но здесь, в контексте драша, через слово КАРЕТ обыгрывается лишь созвучие.
Назад к списку