Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
МЕТАФОРА СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ МЕССИИ
#несказаннаяпроповедь
Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь"
МЕТАФОРА СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ МЕССИИ
Смерть Мессии – это тайна, глубину которой понять и прочувствовать очень трудно. Ведь если говорить об обычном человеке, хотя и созданном для вечной жизни, то он заслужил свою смерть через грехопадение. Но Мессия, Сын Человеческий, который в своей человеческой природе был ещё и воплощением Божественного Логоса, как может быть причастен смерти?! Не может быть смертным Тот, Кто чужд первородному греху, так как был зачат Девой без мужского участия. Достоин бессмертия тот, кто не совершил никакого личного греха. Не может умереть Тот, Кто есть воплощённое Слово Бога, превечное и совершенное, изначально явившее Себя[1] в акте творения и царствовавшее во славе от века.
Да. Божественный Логос, Творец Неба и Земли, даже в Своём воплощении несравнимо выше того, что зовётся «смертью». Но Его самоунижение и самоограничение,[2] которое Он добровольно совершил в Своём акте Милосердия, подразумевало, в краткий период «дней плоти Его» (Евр. 5:7), приятие бренности человеческой природы для Искупления грехов мира, через смерть этого естества. И поэтому земная, т.е. еще не прославленная плоть Христа, была подвержена трепету страдания и смерти. Человеческая природа Христа ужасалась, смущалась и страдала от предчувствия мучительной смерти, потому что была уязвимой и смертной. Но Христос всё-таки добровольно пришел искупить нас Своей жертвенной смертью. И об этом Он сказал: «для этого часа Я пришел» (Иоан. 12:27).
Только смертная природа могла усвоить и принять на себя ответственность за грехи рода человеческого. Но при этом усвоении, во время момента Искупительной жертвы безгрешный Искупитель отождествлялся со всеми грешниками земли, которые должны были за все свои неправды принять двойственное[3] умирание. Апостол Павел цитируя слова Торы о проклятии повешенного[4] соотносит их со Христом:
13 Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятым – ибо написано: проклят висящий на древе. (Гал.3:13)
Как бы это ни было странно слышать, но Искупитель, повешенный на кресте, при том, что Он непорочный праведник, является проклятием Божьим. Христос на испытал это проклятие на Себе Самом до той степени, что на кресте ощутив тяжесть и последствие греха рода человеческого, Его человеческая природа возгласила словами псалма»: אלי אלי למה עזבתני = ЭЛИ́ ЭЛИ́ ЛАМА́ АЗАВТА́НИ = «Боже мой! Боже мой! почему Ты оставил меня?» (Пс. 21:2).[5] В этот момент Христос был проклятием Божьим вместо нас. Наши грехи сделали Его проклятым.
Может быть, для любителей гематрического метода будут интересны намёки по фразе из Торы. קללת אלהים תלוי = КИЛЛАТ ЭЛОИМ ТАЛУЙ = «Проклятие Бога – повешенный» (Втор. 21:23) = 1092. Кто Он? זה משׁיח חלינו נשׂא ומכאבינו סבלם = ЗЭ МАШИАХ ХОЛАЙЭНУ НАСА У-МАХОВЭЙНУ СЭВАЛАМ = «это Мессия болезни наши взял и страдания наши понес» (Ис. 53:4) = 1092.[6] איש מכאבות וידוע חלי מלך בן דוד הוא = ИШ МАХАВОТ ВИ-ДУА ХОЛИ МЕЛЕХ БЕН ДАВИД hУ = «муж скорбей и познавший болезни царь сын Давида Он» (Ис. 53:3) = 1092. מושיע הוא מחלל מפשׁענו = МОШИА hУ МИХАЛАЛЬ МИ-ПЭШАНУ = «спаситель Он, изъязвленный за грехи наши» (Ис. 53:5) = 1092.[7] אלהי את־פשׁעים נמנה = ЭЛОИ ЭТ-ПОШЕИМ НИМНА = «Божественный злодеям причтён» (Ис. 53:12) = 1092, בן עליון חרפת אדם ובזוי עם = БЕН ЭЛЬЙОН ХЕРПАТ АДАМ У-ВЗУЙ АМ = «Сын Всевышнего – поношение людей и презрение народа» (Пс. 21:7; Лук. 1:32) = 1092, זה נגיד ומצוה לאמים הוא חרפת אדם = ЗЭ НАГИД У-МЕЦАВЭ ЛЕ-УМИМ hУ ХЕРПАТ АДАМ = «это вождь и наставник для народов, Он поношение людей» (Ис. 55:4; Пс. 21:7;) = 1092. משיחך דוד יצדיק צדיק לרבים = МЕШИХЭХА ДАВИД ЙАЦДИК ЦАДИК ЛА-РАБИМ = «Мессия твой – Давид,[8] Праведник, оправдает многих» (Ис. 53:11) = 1092.[9]
И здесь кроется метафора относительно таинственной жизни нашей души. Христос пришел к нам, подобно как Он когда-то вошёл в Иерусалим. И мы приняли Его как царя. Через веру мы отдали Ему наши грехи, как Искупителю и Спасителю говоря: ОШИА-НА БЕН ДАВИД = «спаси же нас Сын Давидов»! И когда через веру и покаяние мы избавляемся от собственных грехов, усваивая их Мессии, Он в Себе пригвождает их ко кресту,[10] будучи проклятым за нас. В момент Искупления Он – проклятие Божие. Он умирает, будучи проклятым, и с Ним умирает наш ветхий человек, проклятый за преступления. Через смерть Христа, ставшего проклятым за нас, поражается сила преступного побуждения, злого начала – ЙЕЦЕР А-РА. Христос Своей смертью отнял силу древнего Змея – Сатаны. Как написано:
14 …простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. (Кол.2:13-15)
Две рыбы, объединенные якорем. Рисунок на надгробной плите Домицилла в римских катакомбах. На Кресте распят Христос. Через Его Искупительную смерть уловлен Сатана. Крест как рыболовный крюк поразил двух Ливьятанов. Но смерть и поражение досталось лишь Змею Искривленному. В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим, и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. (Ис.27:1)
|
Его смерть была поражением и смертью злоначалия. Как и поёт церковь в пасхальном тропаре прославляя Победителя смерти: «…смертию смерть поправ». Пророк Ошеа, пророчествуя о Спасителе говорит: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14). И Апостол Павел повторяет за пророком благословляя Бога за победу над злом через Спасителя Христа: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор. 15:55-57). Во Христе, Который по милости Своей стал проклятым взяв наши грехи, совершается поражение древнего зла. Аллегоричный образ пророчества об этом событии можно увидеть у пророка Исайи, который говорит о двух Левиафанах. Один Левиафан Змей Прямой, а другой Левиафан Змей Искривленный.[11]
1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим, и крепким, левиафана, змея прямого, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. (Ис.27:1)
На первохристианских катакомбных изображениях часто встречается символ двух рыб и рыболовный крючок (якорь) их улавливающий. Две рыбы, объединенные якорем это образ двух Левиафанов, о которых говорит пророк Исайя.
На Кресте распят Христос. Через Его Искупительную смерть уловлен Сатана.[12] Крест, как рыболовный крюк поразил двух Левиафанов. Но смерть и поражение досталось лишь Змею – искривленному. О нем же и добавлено у пророка: «…и убьет чудовище морское» (Ис. 27:1).
И в этой тайне упразднения силы греховного яда Змия открывается тайна аллегорического образа Медного Змея, который был повешен Моисеем на древе. Этот образ раскрыл нам и сам Христос, говоря:
14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. (Иоан.3:14-17)
Чтобы победить проклятого Змия, Мессия Сам становится проклятым. А проклятие – это смерть. И в этом аллюзия нашего внутреннего ветхого и нового человека. Умирая, ветхий человек, даёт встать человеку новому. И здесь аллюзия умирания Христа и его воскрешения. Апостол Павел несколько раз предлагает эту метафору для христиан:
12 Вы быв погребены со Христом в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. (Кол.2:11-20)
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху …
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:5-11)
Христос воскресе! |
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. (1Кор.5:7)
За смертью Христа всегда идёт Его воскресение. Так как не может Христос оставаться мёртвым. Он умер лишь для прощения наших грехов. Вкусив смерть Он воскрес, чтобы и нам даровать воскресение и жизнь вечную. Он вечный Царь Небесного Царства. Он первенец из умерших (1Кор. 15:20), воскрешающий верующих и всех принимающих Искупление Его. Если Христос воскрес, то теперь и мы причастники вечной жизни. Его смерть[13] и воскресение – это Пасха Божия. Песах, это наше избавление через жертвенную кровь. Избавление от рабства, в котором держал нас древний Змий. Пасха, это не только скорбь смерти оставления и проклятия, но самое главное, это радость воскресения, спасения и благословения. Метафора воскресения Христа в нашей душе – это наше обновление для жизни вечной. Это радость нашей свободы и оживления.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
[1] Апостол Павел говорит о двух вхождениях, или точнее сказать, о двух Божественных личностных теофаниях Божественного Логоса Мессии в стихе послания к Евреям: «Также, когда повторно = παλιν = ПАЛИН вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1:6). Т.е. апостол Павел о повторном явлении Всевышнего в личностной теофании говорит: «опять (паки) вводит Первородного…». Если это повторная теофания, значит была и первая. Первая теофания «полноты Божества» в тварном мире для ангелов, была в личности Ангела Лика, а вторая в личности Сына Человеческого – Машиаха. Подробно см. об этом в приложении к Пс.66 «МЕНОРА и МАГЕН ДАВИД как метафоричный образ Ангела Лика», также в толковании буквы САМЕХ, и в комментарии на Псалмы 131:17; 94:11.
[2] Переход Всевышнего от Своего Трансцендентного Бытия (т.е. бытия вне границ времени и пространства тварного мира) к Бытию Имманентному (т.е. в границах этого мира), а также Его последующее максимальное самоограничение до воплощения в человеческую природу Мессии, в богословии именуют термином «кеносис». Википедия дает определение: КЕ́НОСИС (греч. κένωσις = «опустошение, истощение»; κενός = «пустота») – христианский богословский термин, означающий Божественное самоограничение, самоуничижение через воплощение в человеческую природу Христа, для добровольного принятия Им крестного страдания и смерти, во искупление грехов рода человеческого. Термин взят из: «Уничижил = εκένωσεν Себя Самого, приняв образ раба…» (Фил.2:7). Нужно отметить, что всякое явление и открытие Всевышним Себя (явление Бога называется теофанией), это всегда кеносис. Т.е. это всегда имманентное присутствие Всевышнего в этом мире для возможности познания и общения с Ним Его творений.
[3] Сказано в Торе: «смертью умрешь = מות תמות = МОТ ТАМУТ» (Быт. 2:17). «Смертью умрёшь», по-другому можно сказать – «умирая умрёшь». Подробно см. в проповеди «Смерть».
[4] Фраза: קללת אלהים תלוי = КИЛЛАТ ЭЛОИМ ТАЛУЙ = «Проклятие Бога – повешенный» (Втор.21:23).
[5] «…а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф.27:46). Примечательно, что в псалме 21-м, словами которого Христос возопил к Отцу есть стих указывающий на распятие: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои» (Пс.21:17)
[6] Или: זה מלך אלהיך איש מכאבות וידוע חלי = ЗЭ МЕЛЕХ ЭЛОЭХА ИШ МАХАВОТ ВИ-ДУА ХОЛИ = «это царь Бога твоего – муж скорбей и познавший болезни» (Ис.53:3) = 1092.
[7] Или: זה משיחנו הוא מחלל מפשׁענו = ЗЭ МЕШИХЕЙНУ hУ МИХАЛАЛЬ МИ-ПЭШАНУ = «это Мессия наш Он изъязвлен за грехи наши» (Ис.53:5) = 1092. ישוע גואל הוא מחלל מפשׁענו = ЙЕШУА ГОЭЛЬ hУ МИХАЛАЛЬ МИ-ПЭШАНУ = «Иисус Избавитель Он изъязвлен за грехи наши» (Ис.53:5) = 1092, ישו בן דוד גאלי הוא מחלל מפשׁענו = ЕШУ БЕН ДАВИД ГОЭЛИ hУ МИХАЛАЛЬ МИ-ПЭШАНУ = «Иисус сын Давида Избавитель мой Он изъязвлен за грехи наши» (Ис.53:5) = 1092.
[8] У пророков иногда Мессия назван именем Давида. Например, Иез.34:23,24; Иез.37:24; Ос.3:4,5.
[9] Можно также и с Именем записанным через Пентаграмматон: יהשוה בן דוד יצדיק צדיק לרבים = ИЕОШУА БЕН ДАВИД ЙАЦДИК ЦАДИК ЛА-РАБИМ = «Иисус Сын Давида, Праведник, оправдает многих» (Ис.53:11) = 1092, האדון יהשוה יצדיק צדיק לרבים = А-АДОН ИЕОШУА ЙАЦДИК ЦАДИК ЛА-РАБИМ = «Господь Иисус, Праведник, оправдает многих» (Ис.53:11) = 1092. Или в кратком Имени Христа: ישו בן דויד יצדיק צדיק לרבים = ЕШУ БЕН ДАВИД ЙАЦДИК ЦАДИК ЛА-РАБИМ = «Иисус Сын Давида, Праведник, оправдает многих» (Ис.53:11) = 1092.
[10] «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:14,15)
[11] Подробно о двух Ливьятанах см. в нашей книге «Еврейские буквы о Христе» глава: «Толкование буквы НУН» и приложение к букве ШИН: «Машиах и Нахаш. Змей Святости и Змей Нечистоты в христианской и иудейской традициях»
[12] Также образ уловления древнего Змия обыгрывается в церковных песнопения. Христос – как червь-наживка на рыбацком удилище. См. подробно комментарий на стих: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс.21:7).
[13] Для любителей гематрического намёка. Эпитет Мессии, указывающий на Песах в смерти Его, это המשיח התלוי = А-МАШИАХ А-ТАЛУЙ = «Мессия Повешенный» = 814, в своей гематрии равен фразе הפסח הזה ליהוה בירושׁל͏ם = «Пасха сия Господня в Иерусалиме» = 814. Это числовое значение и у фразы из пророка, говорящей о избавлении Господнем: ושׁנת גאולי באה = У-ШЕНАТ ГЕУЛАЙ БАА = «и год избавления Моего настал» (Ис.63:4) = 814. Также эта гематрия и у фраз זה המשיח סובל היסורין = ЗЭ А-МАШИАХ СОВЕЛ А-ЙИСУРИН = «это Мессия несущий скорби» = 814, זה יהושׁע הנצרי הוא גאלי = ЗЭ ИЕОШУА А-НОЦРИ hУ ГОЭЛИ = «это Иисус Назаретянин Он Избавитель мой» = 814, גאלי חי יהושׁע הנוצרי = ГОЭЛИ ХАЙ ЙЕШУА А-НОЦРИ = «Искупитель мой жив – Иисус Назаретянин» (Иов.19:26) = 814.
Назад к списку