Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
ДРУЗЬЯ, БРАТЬЯ И ЗАПОВЕДАННАЯ ЛЮБОВЬ
#несказаннаяпроповедь
Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь"
ДРУЗЬЯ, БРАТЬЯ И ЗАПОВЕДАННАЯ ЛЮБОВЬ
Есть слова, которые несут значение родственного отношения и близкого единства. Есть слово «брат» = אח = АХ, которое отражает единство по плоти. А есть слово «друг» = חבר = ХАВЕР[1] или ידיד = ЙАДИД,[2] которое отражает единство до духу. В идеале «брат» выше «друга», но лишь в том случае, если он не только близок по родству, но имеет ещё и единство по духу. «Друг» всегда единомышленник, он не бывает противником. Друг – это тот, кто во всём единодушен с человеком, и имеет к нему дружескую любовь.
В контексте этих двух понятий обратимся к стиху из псалма, который имеет мессианское значение.[3]
23 Буду возвещать Имя Твое братьям моим = לאחי = ЛЕ-ЭХАЙ, посреди собрания восхвалять Тебя. (Пс.21:23)
В этом псалме сказано от лица Мессии, что Он возвестит Имя Всевышнего[4] братьям своим. В Евангелии же мы не видим, чтобы Христос называл кого-либо своими братьями. Но своих учеников Христос называет не «братья», а «друзья».
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. (Иоан.15:14-15)
Как объяснить это расхождение? Во-первых, в псалме сказано о братьях вообще, т.е. о роде человеческом. Среди людей был Сын Божий «во дни плоти Своей», и как имеющий человеческую природу воплощенный Логос называет братьями всех людей, ради которых пришел и которым открыл тайну Имени Всевышнего и Его личностной теофании в тварном мире. Во-вторых, братьями Его названы те, кто был из еврейского народа. Из того народа Божьего, в котором явил Себя Христос, будучи евреем по рождению. Но слово «брат» не всегда передаёт аспект единодушия и любви. Нужно вспомнить, что история первых братьев на земле (Авеля и Каина) – это история распри, разделения и первого убийства. Поэтому, когда написано в псалме о братьях, то написано не только о близких и единодушных ему людях, но и о тех, которые не приняли Его, хотя и были с Ним из одного народа и традиции.[5]
Христос – совершенный человек – Сын Человеческий. Но Он воистину и Сын Божий. По Своей человеческой природе и по Своему служению Он Сын Всевышнего. Поэтому имманентное Божественное Присутствие в тварном мире, как для самой человеческой природы Мессии, так и для всех людей, – является Небесным Отцом. Как и сказал Христос: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф. 23:9).
Мессия единородный, т.е. единственный Сын Отца. Эту уникальность сыновства, которая сопричастна Всевышнему, раскрывают слова Христа: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Матф. 11:27).[6] И так как Мессия является примером и эталоном человека, то мы должны быть подражателями Его человеческой жизни. Т.е. мы должны быть совершенно единомысленны Ему. Для этого мы должны быть единодушны с Ним, т.е. иметь один дух – Его Дух в себе. А Его Дух, это Дух любви.[7] Примечательно, что Христос называет своих учеников «друзья мои» = ידידי = ЙЕДИДАЙ (Иоан. 15:14), т.е. «возлюбленные мои».[8] А «возлюбленные друзья», это друзья взаимно любящие. Любовь, как основная заповедь, данная нам от Христа, это единодушие с Ним. Он сказал: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Иоан. 15:9). Мы друзья нашего Спасителя если исполняем Его заповедь о любви, так как сказано Им:
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам…
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга. (Иоан.15:12-17)
Мы единодушны Христу если любим. Мы друзья Его и Его возлюбленные если исполняем заповеданную Им заповедь о любви. В нас Дух Его, и мы причастны Ему, если мы имеем заповеданную любовь. Об этом много писал в своих посланиях апостол Иоанн. Нужно отметить, что и он обращался к общине верных словами «возлюбленные».[9]
7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь…
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем, и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. (1Иоан.4:7-13)
Если мы любим это значит, что нам дан Дух Его и в нас Он пребывает. И любовь Христова, это то, чему мы учимся от Него и то, что получаем от Него с Духом Его. Именно поэтому Он наш Учитель. Как и сказано:
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан.13:34,35)
Только Христос смог показать совершенный пример жертвенной любви, и только Он дал нам от Духа Своего чтобы и мы были его учениками, любящими и любовью исполняющими заповеданное Им. Только Христос является нашим Учителем, и только Он истинный Наставник в исполнении наиглавнейшей заповеди. Поэтому и сказано:
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья…
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. (Матф.23:8,10)
В исполнении наиглавнейшей заповеди и в усвоении Божественного Духа любви каждый ученик приходит через единодушие в дружбе Христовой в состояние сыновства Богу. Через Единородного Сына в Духе любви мы усыновляемся Отцу. Как и сказал Он:
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного…
48 Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф.5:44-48)
Только явная непричастность Духу Божьему, вульгарность и глупость могла соотнести слова Христа «вы друзья Мои» с панибратским образом приятельских отношений Христа и человека. А ведь в западном, около-религиозном обществе, (с подачи режиссёра фильма «Догма»), картинка-мем «мой дружок (Homeboy) Иисус» уже является символом весёлой, свободной от запретов, лёгкой и демократичной теологи, которая очень даже по сердцу миру сему. |
Христос наш Учитель, и мы являемся Его учениками и друзьями, если следуем за Ним и исполняем Им заповеданное. Друг другу же мы являемся братьями в лучшем значении этого слова.
На мой взгляд есть причина, почему для Христа мы друзья (Иоан. 15:14), а для друг друга мы названы именно братьями (Матф. 23:8), а не друзьями. Наше братство в отношении друг друга не только по общечеловеческой природе, но и в том, что мы являемся братьями в Божественной семье через усыновление Небесному Отцу. Т.е. наше братство и близкое родство осуществляется через рождение от Духа Божьего. К тому же братья – это дети Отца, находящиеся в повиновении у Него. А вот друзья могут единодушно дружить не в следовании заповеди Божественной любви, а в единомысленном стремлении ко злу. Например, написано о такой дружбе: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» (Лук. 23:12). Т.е. через неправедный суд над Мессией два бывших врага сдружились между собой. Или как сказано о дружбе со злым пороком, в котором лежит мир сей:[10] «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром сим есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру сему, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4).
Конечно же это не исключает того, что у нас есть и могут быть настоящие единомышленные друзья, которых любим мы, и которые любят нас, и с которыми у нас одинаковые принципы и одно мировоззрение. Но это друзья, которые, прежде всего, являются друзьями Христа. Это друзья, которые не вызовут смущения и недоумения требованием от нас того, что против нашей совести и против принципов правды. Иначе это уже не единомышленные и не единодушные нам друзья. То, что мы названы братьями и друзьями Христу означает, что главное наше соединение = ХИБУР, должно быть со Христом. Т.е. мы должны быть в единстве со Христом и быть Его учениками, в полном единодушии с Ним. Это единодушие и означает дружбу = ХАВЕРУТ = חברות. И если мы в единодушии со Христом, и следуем за Ним, мы Его друзья = ХАВЕРИМ = חברים. И между собой мы объединяемся в дружбе не по похотям мира сего, не по своим интересам,[11] но в желании нашего Мессии, ради Его заповеди – заповеди о любви. Нужно отметить, что Христос сказал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями» (Иоан. 15:14). Раб не единодушен и не в единомыслии, когда ему приходится быть в повиновении. Но только свободный и любящий может добровольно с любовью быть в служении Истине. Христу не нужны рабы, которые не могут быть любящими друзьями, добровольно следующими за Ним. Христу нужны друзья, которые единодушны с Ним. К этому и призваны мы через любовь и дружбу во Христе.
[1] Слово חבר = ХАВЕР = «друг» родственно слову חיבר = ХИБЕР = «соединять». Т.е. у этого слова «друг» смысловой оттенок «общник, товарищ, соратник, единомышленник».
[2] Слово ЙАДИД = «друг» имеет смысловой оттенок «любезный, возлюбленный, любимый». Как в стихе «О Вениамине сказал: возлюбленный = ידיד = ЙАДИД Господом обитает у Него безопасно» (Втор.33:12). Этот же оттенок и у другого слова אהב = ОhЭВ = «друг» или «любящий». Так как слово ОhЭВ однокоренное со словом АhАВА = «любовь». Например, в стихе из Мишлей: «бывает друг = ОhЭВ, более привязанный, чем брат = אח = АХ» (Прит.18:25).
[3] Рабби Йешуа сказал, что у евреев была традиция, переданная им предками: Спаситель евреев откроет им новое, неслыханное Имя Всевышнего. (Ибн Эзра на книгу Шмот). Сказал рав Нахман бар Ицхак: Прав тот, кто говорил, что Имя открывают «раз в семь лет», ибо написано: «Вот имя Мое навеки = ЛЕ-ОЛАМ» (Исх.3:15), написано же «должно быть сокрыто = ЛЕАЛЕМ». (Бавли. Кидушин 71а). Вопрос: Сокрыто до какого времени? Ответ. До прихода Машиаха. Ведь написано: «Буду возвещать Имя Твое братьям моим…» (Пс.21:23).
[4] О Тетраграмматоне, который прочитывается через Пентаграмматон подробно написано в толковании буквы ШИН, а также кратко в проповеди «Именуемое Отцовство».
[5] «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоан.1:11). По умолчанию, даже родные браться могут быть не дружественны друг другу. По-настоящему брат являет своё истинное братство только через помощь в беде. Друг же всегда близок и единодушен. Об этом говорит стих из притч: «Во всякую пору люби друга, а брат во время беды рождается» (Прит.17:17)
[6] Или: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:22,23). Мы же имеем сыновство Богу через совершенное Сыновство Христа, усыновляясь Отцу через причастие Его Единородному Сыну.
[7] «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2Тим.1:7).
[8] В оригинальном греческом тексте это фраза φιλοι μου = ФИЛИ МУ = «друзья мои». φίλος = ФИЛОС = «друг, приятель». Нужно отметить, что ФИЛОС = «друг» имеет смысловой оттенок привязанности и любви. Так как в древне-греческом языке слово φιλία = ФИЛИЯ, это одно из четырёх слов означающих «любовь». (например, слово φιλοσοφία = ФИЛОСОФИЯ = «любовь к мудрости»).
[9] В еврейском переводе употреблено слово אהובי = АhУВАЙ = «возлюбленные, друзья». Хотя возможно было в переводе употребить и слово ידידי = ЙЕДИДАЙ.
[10] «… весь мир сей лежит во зле» (1Иоан.5:19).
[11] Уместно отметить, что товарищества, которые имеют религиозный окрас, не всегда бывают угодными Богу если теряют основу – заповеданную любовь. Всякое религиозное товарищество, даже если создано ради религиозных традиций, может деградировать. Пример тому «товарищество» во времена Второго Храма, которое так и называлось ХАВЕРИМ = «друзья». Собранные в это товарищество обязались соблюдать законы десятин и следить за сохранением особенного уровня храмовой чистоты в повседневной жизни. Товарищи могли ходить друг к другу в гости и есть друг у друга, но не могли ходить в гости к простолюдинам и принимать их у себя в доме. Отсюда второе название товарищей – ПРУШИМ = «отделившиеся» (в русской традиции – это «фарисеи»). Не принадлежавших к «товарищам» они называли АМ А-АРЕЦ = букв, «народ земли», или «простолюдины»). Отдаление от принципов милости и любви довели движение фарисеев – ХАВЕРИМ до сектантской гордыни, высокомерного презрения всех не являющихся фарисеями, и в конце концов, к противлению Мессии-Спасителю.
Назад к списку