От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ПЯТИДЕСЯТНИЦА И ЯВЛЕНИЕ БОГА
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ПЯТИДЕСЯТНИЦА И ЯВЛЕНИЕ БОГА

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

ПЯТИДЕСЯТНИЦА И ЯВЛЕНИЕ БОГА

Во дни пророка Моисея Бог дал Тору Свою. Еврейское слово תורה = ТОРА означает «учение» или «закон». Событие дарования Торы произошло на пятидесятый день от Песаха. Вся история дарования Торы описана в книге Исход (Шмот) в 19-34 главах. Нужно отметить, что на горе Синай произошло необычайное явление Бога, как и обещал Сам Господь:

10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои,

11 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай. (Исх.19:10,11)

«Схождение Бога перед глазами всего народа» возможно понимать в контексте слов Второзакония:

11 Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, тьма, облако и мрак.

12 И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов вы слышали, но образа не видели, а только глас. (Втор.4:11,12)

Т.е. возможно, перед глазами народа был лишь необычайно пламенеющий огонь, из которого народ слышал голос Всевышнего, а явление Самого Господа не было. Ведь явление Бога может быть видимым явлением Его Славы, которую человек зрит как свет, огонь или даже мрак. Всякое видимое или слышимое явление Бога – это есть Его Теофания.[1]

У ограниченного временем и пространством творения не может быть никакого общения, познания, взаимодействия с Безначальной и Бесконечной Сущностью Бога. Сущность Бога трансцендентна тварному миру. Т.е. в своей Сущности Бог недоступен миру, и не может быть в этом мире как ограниченная личность,[2] так как Его бытие вне времени и пространства. Ведь трансцендентность Бога – это Его надмирность, недоступность и запредельность, превосходящая всё тварное, в том числе, и время, и пространство. Поэтому Бог, только в акте Своего творения мира, а также и в самом сотворённом мире являет Себя в имманентной[3] Теофании. Т.е. происходит немыслимое, и казалось бы, невозможное; Бог ограничивает Себя настолько, насколько это нужно для того, чтобы личностно присутствовать в тварном мире и иметь общение со Своим разумным творением. Глас (Слово Бога) это одно из Его ограничений. Слово Бога превечно рождённое (или рождаемое) от трансцендентной Сущности Безначального, имманентно тварному миру. Имманентность Бога подразумевает личностное Присутствие Бога. Т.е. Бог являет Себя как личность среди сотворённых по Его образу и подобию.

Если мы проследим за повествованием Торы, то увидим, что Бог приготовляет народ и Моисея к Своей Теофании на Синае. Об этом говорится в девятнадцатой главе. Двадцатая и последующие за ней две главы – это перечисление законов, которые должны соблюдать принимающие Слово Бога. Начинаются эти множественные заповеди десятью отдельными заповедями, которые впоследствии будут начертаны на каменных скрижалях. Эти десять заповедей отделяются от последующих словами повествования:

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали.

19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.

21 И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.

22 И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам. (Исх.20:18-22)

После этих слов, идут ещё две главы в которых перечисляются другие заповеди закона. Но с середины двадцать третьей главы говорится о великом Ангеле Имени:

20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил.

21 блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. (Исх.23:20-21)

А следующая, двадцать четвертая глава книги Исход говорит уже о восхождении на гору Синай Моисея, Аарона с сыновьями, и старейшин Израиля. И в этом повествовании есть удивительные слова:

9 Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых,

10 и видели Бога Израилева = ויראו את אלהי ישׂראל = ВА-ИЙИРУ ЭТ ЭЛОЭ ЙИСРАЭЛЬ;[4] и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.

11 И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: и видели Бога = ויחזו את־האלהים = ВА-ЙЕХЭЗУ ЭТ ЭЛОИМ,[5] и ели и пили. (Исх.24:9-11)

В этих стихах двадцать четвёртой главы дважды повторяется что «они видели Бога». Эти слова сталкиваются в противоречии со словами из книги Второзакония:

12 И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов вы слышали, но образа не видели, а только глас…

15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня. (Втор.4:12,15)

Почему же Моисей в книге Второзакония дважды говорит о том, что никакого образа в Синайском Богоявлении не было видно, если в книге Исход дважды говорится, что взошедшие на Синай «видели Бога»? Ответ заключается в том, что только народ не видел никакого образа – но слышал лишь глас из огня, который они действительно видели. Но огонь – это не образ живой личности. Народ видел лишь явление славы Божией – огонь и мрак. А вот Моше, Аарон, и старейшины Израиля видели Бога, как и написано в Торе. И как два раза было упомянуто, что взошедшие на гору с Моисеем видели Бога, так два раза было указано народу в книге Второзакония, что они ничего не видели кроме огня и мрака. Для чего? Для того, чтобы в народе не стали создавать образы идолов для поклонения. Народ не видел, а Моше и старейшины видели. Но Тора умалчивает каков был образ Бога. Что же это было за видение? В каком образе было личностное Присутствие Всевышнего?

На Синае Бог явился в ограниченном образе. Это образ Того, чьё слово – Слово Бога. Это образ превечного Мессии, который до Своего воплощения, от начала мира в Своей первой личностной теофании был познаваем и ангелами, и избранными людьми как Ангел Лика Всевышнего. Поэтому перед рассказом о взошедших на гору Синай и видевших Бога сказано об Ангеле Имени. Слово и Премудрость Божия явилась миру в своем кеносисе, т.е. в Своём личностном самоограничении как нетварный Ангел Имени или Ангел Лика.[6] Иудейский комментатор Рамбан пишет, что явившийся Моисею «Это ангел Метатрон, которого называют именем его Властелина».[7] Моше и Аарон увидели Всесильного Израиля, а остальные сыны Израиля, видели «на земле ... великий огонь Его, и слова Его слышали из огня», ведь для народа преградой были «облако и мрак».

В повествовании о Синайском Богоявлении среди заповедей Торы упомянут Ангел Имени, потому что именно Он был видим как Бог Израиля. И это Он давал Закон Израилю через Моисея,[8] и это Он требовал послушания Себе. Он имманентная личностная теофания трансцендентного Бога. Он в Своём имманентном самоограничении явил миру невидимого и непознаваемого трансцендентного Бога. И это Он сошел с небес как «Сын Божий» воплотившись в Мессию для спасения погибающего мира.[9]

Моисей и Аарон, видевшие Бога на Синае – видели нетварного Ангела, личностно являющего Безначального и Бесконечного Бога. В человеческой же плоти Его явил Господь Иисус – Мессия и Спаситель. Как написано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18). Единородный Сын Божий явил Бога не только во плоти Мессии, но и до Своего воплощения Он явил Бога в личностной теофании Ангела Лика. Как и сказано о двух явлениях Всевышнего в словах апостола: «Также, когда повторно вводит Первородного во вселенную…» (Евр. 1:6).

Для чего мы здесь вспомнили Синайское богоявление и дарование Торы Моисею? Для того, чтобы провести параллель между двумя Заветами, в которых Закон и Учение подаваемы через личностное присутствие Всевышнего. И в случае Нового Завета был тот же Законодатель что и прежде. Он Сын Божий – Слово Бога, являемое в ограниченном мире. Нам нужно знать, что без веры и без послушания Тому, Кто послан нам в ограниченном личностном образе, нам не будет спасения. Если об Ангеле Имени было сказано, что противление Его словам губительно для народа,[10] то и противление словам Машиаха также ведет к смерти. Как и написано: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3:36). 

Только через Всевышнего, Который явил Себя нам Спасителем и Мессией мы получаем Его Дух, и этим Духом в нашем сердце, как на скрижали, пишется Его Закон – Его Тора.

Тора Божия – это просвещение духовной темноты. Тора – это Свет. При желании в слове תורה = ТОРА = «учение» можно усмотреть слово אור = ОР = «свет». Бог являет свет тем, кто находится во тьме греха и неправды. Как и сказал Христос: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Иоан. 12:46). Принимая Слово Бога человек, просвещается Светом Истины. И если во время Моисея народу была дарована письменная Тора, то при заключении Нового Завета в искупительной крови Мессии, мы в Духе Его, получаем Тору, которая незримо пишется и действует внутри нас.

Остаётся пожелать всем нам, чтобы Пятидесятница Христова и Приятие Духа Его совершилась у каждого, заключившего Завет Мессии в Его Пасхальной жертвенной крови, и принявшего Его как образ являющегося нам Бога.

 

С Пятидесятницей Христовой и сошествием Духа Его всех причастных!

 

[1] ТЕОФАНИЯ = θεοφάνια (θεός = «Бог, Божество» + φαίνω = «светить, являть, показывать, обнаруживать») – это явление Бога во временных формах, которые можно воспринять с помощью органов чувств. Теофания рассматривается как одно из средств особого Божьего откровения людям; это божественное откровение, в котором присутствие Бога становится видимым и понятным для людей. (Википедия)

[2] Личность – это всегда ограничение. Так как личность имеет свои, присущие ей лично свойства, которыми она описывается и определяется. А всякое определение в свойствах тварного мира – это уже некое ограничение, что не присуще трансцендентному ЭЙН СОФ – Бесконечному и Безначальному Богу.

[3] Имманентность (лат. Immanens = «пребывающий внутри») – это учение о проявлении божественного в материальном мире, которое поддерживается некоторыми философскими и метафизическими теориями о божественном присутствии. (Википедия)

[4] На мой взгляд здесь уместен гематрический намёк. Гематрия фразы: ויראו את אלהי ישׂראל = ВА-ИЙИРУ ЭТ ЭЛОЭ ЙИСРАЭЛЬ = «и увидели Бога Израилева» = 1211, как бы отвечает на вопрос: «кто Он Бог Израиля? Кто есть имманентное личностное Присутствие трансцендентного Бога?». זה ישוע בן אלהים הראש והסוף הוא = ЗЭ ЙЕШУА БЕН ЭЛОИМ А-РОШ ВЕ-А-СОФ hУ = «это Иисус Сын Божий – Начало и Конец Он» (Откр.22:13) = 1211. זה ישוע בן אלהים אל גבור אביעד שמו = ЗЭ ЙЕШУА БЕН ЭЛОИМ ЭЛЬ ГИБОР АВИАД ШЕМО = «это Иисус Сын Божий – Бог крепкий, Отец вечности Имя Его» (Ис.9:6) = 1211. יהשוה המשיח האל עשה פלא = ИЕОШУА А-МАШИАХ А-ЭЛЬ О́СЕ ФЭ́ЛЕ = «Иисус Христос Бог творящий чудеса» (Пс.76:15) = 1211. זה הוא אביעד יהושׁע המשיח שמו = ЗЭ hУ АВИАД ИЕОШУА А-МАШИАХ ШЕМО = «это Он Отец вечности –  Иисус Христос Имя Его» (Ис.9:6) = 1211. זה חכמה יהוה יהושׁע המשיח שמו = ЗЭ А-ХОХМА АДОНАЙ ИЕОШУА А-МАШИАХ ШЕМО = «это Премудрость Господа – Иисус Христос Имя Его» (Прит.8:12) = 1211. ישוע המשיח ינון שמו = ЙЕШУА А-МАШИАХ – ИНОН ШЕМО = «Иисус Христос – ИНОН Имя Его» (Пс.71:17) = 1211.

[5] И здесь намёк. Гематрия фразы: ויחזו את־האלהים = ВА-ЙЕХЭЗУ ЭТ ЭЛОИМ = «и видели Бога» = 529, указывают на превечного Машиаха – Бога богов. פלא יועץ אל גבור = ПЕЛЕ ЙОЭЦ ЭЛЬ ГИБОР = «Чудный, Советник, Бог крепкий» (Ис.9:6) = 529. יהושׁע בן אלהים = ИЕОШУА БЕН ЭЛОИМ = «Иисус Сын Божий» = 529, יהשוה בן דויד מלך הכבוד = ИЕОШУА БЕН ДАВИД МЕЛЕХ А-КАВОД = «Иисус сын Давида Царь Славы» (Пс.23:8) = 529, ישוע אל אלהים יהוה = ЙЕШУА ЭЛЬ ЭЛОИМ АДОНАЙ = «Иисус Бог богов Господь» (Нав.22:22; Пс.49:1) = 529, יהושוע מלך יהודה הוא = ИЕОШУА МЕЛЕХ ЙЕУДА hУ = «Иисус царь иудейский Он» = 529.

[6] Подробно об этом смотри в толковании буквы ШИН. Также об образе Ангела Имени см. в приложении к толкованию 66 псалма «Менора и Маген Давид как метафоричный образ Ангела Лика».

[7] В Бавли об этом сказано так: «Написано в главе, рассказывающей о Синайском откровении: «А Моше сказал Он: поднимись к Всевышнему» (Исх.24:1), как будто говорит не сам Всевышний, а кто-то другой, хотя, из контекста, следует, что это слова Всевышнего, поэтому, «поднимись ко Мне» следовало бы сказать в этом стихе! Сказал рав Идит: «поднимись к Всевышнему» Моше сказал ангел Метатрон имя которого, как имя Всевышнего, Господина его и потому, оно не упоминается в стихе отдельно. Как написано: «Вот, Я посылаю ангела впереди тебя, хранить тебя в пути и привести в место, которое Я приготовил» (Исх.23:20), а затем, сказано: «Остерегайся его, и слушайся его голоса, не перечь ему, ведь не стерпит преступлений ваших ибо имя Мое в нем» (Исх.23:21)» (Бавли Санъедрин 38б). Знатоки сокровенного учения указывают, что в верховном ангеле Метатроне сочетается властелин и посланец: он властвует над всем Небесным Воинством и над всеми обитателями земного мира, но он же - посланец Того, чьи повеления он выполняет. И когда сказано: «Пусть подойдет Моше один к Богу» (Исх.24:2), тоже имеется в виду именно Метатрон. И это тот ангел, увидев которого впал в заблуждение Элиша бен Авуя, решивший, что существует «две власти» (Рабейну Бахья на Шмот 24:1). В Тосафот указано, что Метатрон является высшим ангелом Вселенной – CAP А-ОЛАМ (Тосафот на Йевамот 16б, «Пасук зэ»), и Он – глава всего «небесного воинства» (Сифтей хаим, Пиркей эмуна 2).

[8] Говорит рабби Шимон бар Йохай: «Кто есть путь к Дереву Жизни? Это Метатрон, поэтому Он – путь к Великому Дереву Жизни. Всякое прошение к Царю (Отцу) должно совершаться через Метатрона, поэтому Он – Посредник для всех, кто нисходит с небес на землю и восходит с земли на небеса». Рабби Менахем из Реканати в книге «Сефер Йецира» указывает: «Великий и превознесенный Бог говорит ему, чтобы тот взошел к Господу, Который есть Метатрон – Тот, Кто часто назывался Именем Бога – ЙХВХ». Иудейские мудрецы утверждают, что Моисей получил наставления о всяком божественном знании ни от кого иного, как от Метатрона – Хранителя Израиля. Так что Учителем нашего наставника Моисея был Метатрон. (С. Полонский)

[9] В древней Церкви было четкое представление Кто сошел с небес, и Кто стал спасителем мира. Ангел Лика соотносился древней Церковью со Христом. Но через какое-то время Арианская ересь извратила учение о Ангеле Лика. Ариане не утверждали, что Христос обычный человек. Их заблуждение было в другом. Ариане и последующие им ереси учили что Ангел Лика это обычный тварный Ангел – высший среди всех сотворённых. Их заблуждение в том, что они имманентное Присутствие Творца в личности нетварного Ангела Лика исповедовали тварным ангелом – высшим творением, но никак не теофанией трансцендентного Бога. Учение о Ангеле Имени, который есть Мессия до Его воплощения, в Церкви, после первого вселенского собора осудившего ересь Ария, старались «от греха подальше» не развивать и не упоминать. В настоящее время учение Ария о Ангеле Имени, как о тварном ангеле, активно исповедует общество «Сторожевой Башни». Это лжеучение, как и некоторые другие, исповедует, что Ангел Лика Творец всего, но в тоже время учит и о том, что что Он Сам является не Богом и не Его имманентным Присутствием, а лишь первым творением.

[10] «Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх.23:21).


Назад к списку