Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
ДЛЯ КОГО НУЖНА НЕМОЩЬ, А ДЛЯ КОГО СИЛА?
#несказаннаяпроповедь
Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь"
ДЛЯ КОГО НУЖНА НЕМОЩЬ, А ДЛЯ КОГО СИЛА?
В восточной традиции христианства очень развита идея смиренной немощи верующего человека. Почему? Откуда такой поведенческий шаблон? Разве к этому призывает Писание? Да. Идея немощи прослеживается и в посланиях апостола Павла, и в евангельских словах, которые восхваляют смирение и кротость. К тому же образ сильного, богатого и властного человека в Библии, это далеко не положительный образ человека справедливого и доброго.
Если среди людей живёт злодей с большими возможностями и неограниченной силой, то естественно всякий страдающий от его зла будет желать ослабления или даже смерти злодействующего негодяя. И даже не пострадавшие от злодеяний радуются, когда видят, что сила злодеев ослабевает и они уже не могут причинять того зла окружающим, которое причиняли ранее. Поэтому естественно, что у человека, обращающегося на путь правды через покаяние, первым желанием будет обессилить собственное злое побуждение, чтобы уже не согрешать так, как до своего обращения. С покаянием начинается период борьбы со внутренним злодеем, в котором человек ослабляя его признаёт, что уж «лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы» (Еккл. 4:13). Эта противостояние, как правило, является болезненным и трудным. Но апостол сказал, что «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное, легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:16,17).
И если говорить о человеке в контексте религиозной антропологии, то человек может быть под доминирующим влиянием как злого побуждения, так и под влиянием побуждения доброго. Т.е. человек может быть в состоянии как ветхо-плотского человека, так и в состоянии человека нового, духовного. Но для того, чтобы доброе побуждение, (т.е. новый, рожденный духовный человек) овладел царством человеческого сердца, нужна победа над изначально воцарившимся злым побуждением. И для этого ветхий человек нашего сердца должен ослабевать, уступая место человеку новому. Аскетические приёмы древних преподобных отцов учат нас плотскому воздержанию в постах и уничижению нашего ума через кротость и смирение. Плотская и духовная аскеза в единстве с благодатью Божией помогает ослабить злое побуждение. Этот метод используют большинство обращающихся на путь спасения. Через жёсткую аскезу, как и другие подвижники, прошёл, например и преподобный Серафим Саровский. В его жизнеописании приведены слова, которые он говорил в связи с аскетическими подвигами, направленными на ослабление злого побуждения: «Томлю томящего меня».[1]
Напряженная война на истощение идет между плотским и духовным внутреннем человеком до победы, когда «бедный, но умный юноша, выйдет из темницы на царство» (Еккл. 4:13,14). Старый и глупый царь – т.е. ветхо-плотской человек нашего сердца побеждается усилием свободной воли человека, получившей поддержку Силы Божией. Всё это время ожесточенного противостояния человек удерживался от зла, уничижая себя, гнобя свои желания и истощая свою силу, направленную на зло. И вот с Божьей помощью наступает тот день, когда сила «ветхого царя» становится минимальной, а сила внутреннего нового духовного юноши, боровшегося за царство, становится преобладающей. Но в этом случае воцарившийся в сердце человека юный царь должен оставить свой менталитет ущербного и забитого каторжника. Теперь он не только свободен от гнета зла, но он еще и тот, кто имеет царскую власть. Во время противостояния со «злым побуждением» для «доброго побуждения» было достаточно быть в обороне и не совершать зла. Но теперь, когда силы доброго и умного правителя усилились он должен расширять свое царство. Написано в псалме: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15). Мало не делать зла, нужно напротив, совершать добрые дела. А для того, чтобы делать добро, необходимо ещё больше возможностей и сил.
Есть одна притча, в которой человек осознав, насколько много зла он приносит в этот мир, просит Всевышнего превратить его в ничтожную «букашку» отняв у него силы для совершения зла. Бог выполняет его желания. Но тогда «букашка» начинает замечать, что зло в этом мире не уменьшается. Злодеи всё также злодействуют, и страдальцы страдают. Всё также есть те, кому нужна помощь в преодолении напастей и нужды. Покаявшийся и изменившийся злодей, ставший «букашкой», вдруг понимает, что теперь ему необходимы силы и возможности для помощи страдающим. И тогда он просит у Всевышнего превратить его из «букашки» в сильного «льва». Эта притча показывает, что нельзя постоянно обессиливать себя. Наступает время, когда человек меняется. Изменившийся уже не тянется ко злу, но напротив. Изменившийся ищет добра. И чем больше у него возможностей и сил, тем больше он может во благо изменить мир вокруг себя, и тем больше добра он может сделать, выполняя волю Всевышнего. В иудейском трактате Пиркей Авот 5:20, есть очень хорошие слова: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орёл, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного…».
Если могущественный злодей может совершить много бед и зла, то могущественный и сильный праведник может совершить множество дел угодных Всевышнему. Да облечётся силой праведник, а злодей да обессилит. Как написано: «Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силой» (1Цар. 2:4). Эта сила даётся от Всевышнего, как и написано в псалме: «Бог препоясывает меня силой, устраивает мне верный путь. Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах поставляет меня; учит руки мои для брани и мышцы мои напрягает, как медный лук» (Пс. 17:33-35).
У пророков Мессия, был описан как страдающий,[2] «бедный и кроткий» (Зах. 9:9), «не возвышающий голоса Своего», Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:2,3). Но наряду с этим написано, что Мессия, хотя смирен и кроток, но «будет производить суд по истине; и не ослабеет, и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова» (Ис. 42:3,4).
Кротость не препятствует человеку быть сильным и решительным в выполнении воли Творца. Кротость препятствует только ветхому человеку и злому побуждению достигать своих корыстных целей и желаний. Человек рожденный от Духа, рожден на жизнь в Истине. Это означает жизнь в исполнении не своих желаний и своей воли, но воли Бога. Такая жизнь – это ангельское служение. Бог даёт Ангелам силу для исполнения воли Его. Как написано: «Благословите Господа, Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» (Пс. 102:20). И если человек был рождён от Духа и новое духовное рождение в нём возобладало над ветхим и плотским, тогда Бог подаст человеку всё необходимое для того, чтобы выполнять волю Его. Для этого нужно лишь просить у Всевышнего силу, крепость и возможности с намерением употребить их для служения Ему. Да будут у нас и силы и возможности во славу Единого Бога!
[1] Только по воскресеньям он приходил в монастырь для причащения. Питался с собственного огорода (да и то не всегда — несколько лет он подкреплял телесные силы одной лишь травой снытью); в жестокие морозы носил ту же одежду, что и летом. Стоял на камне в бдении и носил вериги на своём теле. «Томлю томящего меня», – говорил он, имея в виду борьбу с низменной человеческой природой, испорченной грехом, подверженной нечистым страстям, как телесным, так и душевным.
[2] Смотри Ис.53.
Назад к списку