От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СПОТЫКАНИЕ НА ПУТЯХ БОЖЬИХ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СПОТЫКАНИЕ НА ПУТЯХ БОЖЬИХ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

СПОТЫКАНИЕ НА ПУТЯХ БОЖЬИХ

По-разному люди обращаются и встают на путь Господень. И те, кто встал на путь Истины – тот встал на путь спасения. Но есть одно «но». Об этом говорит пророк Осия. Последние слова его книги говорят, что на путь Господа иногда встают и грешники. Не в том смысле, что это покаявшиеся грешники, а те, которые пребывают в нечестии. 

10 … Ибо прямы = ישׁרים пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные преткнутся = יכשׁלו = ЙИКАШЕЛУ на них. (Ос.14:10)

Эти слова вызывают недоумение или даже шок у читающих их. Ведь вступление человека на путь Истины подразумевает выполнение заповедей и религиозных установлений. Почему же написано о беззаконных, которые вдруг оказались на путях Господних? Как это возможно одновременно и быть беззаконным, и пытаться идти дорогой Спасения? Для ответа на этот вопрос можно в свою очередь спросить. А разве в религиозной среде мало мы видим злодеев и грешников? Разве не встречались нам примеры, когда даже руководители религиозных общин поступали нечестиво? Конечно же, человек думающий что он встал на путь истины может как сам заблуждаться в этом, так и вводить в заблуждение окружающих. Ведь одна лишь видимая принадлежность к религиозной традиции не является свидетельством того, что человек идет дорогой спасения. Даже в среде религиозного культа, требующего праведности, человек может быть злодеем.

Последняя глава пророчества Осии говорит об обращении падшего Израиля: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты преткнулся = כשׁלת = КАШАЛТА от нечестия твоего» (Ос. 14:2). По контексту пророческих слов видно, что главный грех Израиля того периода – это идолослужение. Поэтому опасность для религиозных культов, во-первых, заключается в привнесении языческих элементов идолослужения, к которым у простого и необразованного народа весьма большая склонность. Это одно из самых главных преткновений, вставших на путь Божий. На иврите корневое слово כשׁל = КАШАЛЬ[1] означает «спотыкаться». КИШАЛОН = «преткновение, падение».[2] Именно это слово употребляет пророк в отношении согрешающих. Сие преткновение относится ко греху против Всевышнего, в котором искажается или даже упраздняется любовь к Богу.

Во-вторых, есть опасность преткновения религиозного человека в грехе против ближнего. Грехом против других людей упраздняется любовь к ближнему. Т.е. с одной стороны человек как бы уверовал в Бога, но его сердце корыстолюбиво и сластолюбиво. В таком состоянии человек ищет только удовлетворения своим корыстным желаниям и своим амбициям. Корыстные стремления такого человека приводят к тому, что все заповеди, уставы, и прочую религиозную деятельность корыстолюбец подстраивает под себя и свою меркантильную выгоду. В Бавли Назир 23а приведены примеры.

«О чем написано: «Ведь верны пути Господни, и праведники пойдут по ним, а грешники споткнутся на них» (Ос. 14:10)? Это подобно двум людям, зажарившим пасхальную жертву. Один ел ее мясо ради исполнения заповеди, другой – ради того, чтобы вкусно поесть. О том, кто ел ради исполнения заповеди, сказано: «Праведники пойдут по ним»; о том же, кто ел ради насыщения, сказано: «А грешники споткнутся на них». Также на путях Бога в этом аспекте спотыкается тот, кто неискренне учит Тору (или совершает служение[3] Богу). Т.е. не ради неё самой, не ради Божьей Истины, но по меркантильным причинам, например ради славы, почета, достатка и других выгодных преимуществ. Даже такое великое дело как благотворительность, у человека нечестивого может оказаться далеко не добрым делом. Хотя и известно из Писания, что «милосердием очищается грех» (Прит. 16:6), но для человека нечестивого даже милость может оказаться преткновением. Почему? А разве это не ясно? Разве может быть угодна милостыня злодея, который обирает и губит людей? Разве в числе идущих путём правды может быть тот, кто, злодействуя и не имея жалости к окружающим, иногда позволяет себе милость и благодеяния к некоторым? Но для чего тогда нечестивый благотворит? Злодей благотворит либо по лицемерию, вводя других в заблуждение относительно себя, либо же благотворит, вводя в заблуждение самого себя, по уверенности, что через милостыню он может оправдать свои преступления для того, чтобы и впредь поступать несправедливо. Но такая милостыня не всегда угодна Богу, и чаще всего она является для злодея тем самым преткновением = КИШАЛОН. В трактате Бава батра 9б приведена молитва пророка Иеремии, в которой он просит у Всевышнего, чтобы его преследователи преткнулись на путях Его:

23 Ты, Господи, знаешь все замыслы их против меня, чтобы умертвить меня; не прости неправды их и греха их не изгладь пред лицем Твоим; да преткнутся = מכשׁלים = МУХШАЛИМ они пред Тобою. (Иер.18:23)

Т.е. Иеремия понимает, что его враги религиозны, и пребывая в традиции могут использовать инструмент милостыни, чтобы очистить себя от греха, который совершили в отношении него. Поэтому он просит их «преткновения» пред Всевышним.[4] Т.е. чтобы их милостыня оказалась бесполезной. Как и объясняется в Бавли: «если захотят они дать милостыню, пошли им недостойных людей, дабы не получили за это награды» (Бава кама 16б).[5] И воистину, злодеи очень часто благотворят совсем не тем, кому действительно это необходимо, и даже напротив, благотворят тем, кого поддерживать нельзя. Либо их милостыня, делаемая напоказ, оказывается всего лишь платой за их тщеславие.

Если рассмотреть уже вспоминаемый здесь стих из книги Притч, то в нем сказано, что не только милосердие очищает грех, но милосердие вместе с истиной: «Милосердием и истиной очищается грех…» (Прит. 16:6). Истина веры, как, впрочем, и милость, не может противоречить главному и основному Божественному принципу – справедливости. Именно справедливость, которая не терпит зла, делает путь Господень прямым = ישׁר = ЙАШАР.[6] Справедливость всегда искренна. Она не желает и не делает другим того, чего не желает себе. Поэтому написано у пророка: «Ибо прямы = ישׁרים = ЙЕШАРИМ пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные преткнутся на них» (Ос. 14:10). Здесь уместно упомянуть о богослужебной традиции восточных христиан, в которой при символических входах в алтарь произносится малопонятная фраза, которая на церковно-славянском языке звучит «Премyдрость, пр0сти» = ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ. На оригинальном греческом языке эта фраза более понятна Σοφία, Ορθοί = «СОФИ́Я, ОРФИ́»,[7] что означает «Премудрость, выпрямитесь». И этот богослужебный вход священнослужителей во святилище как аллюзия на путь Всевышнего, который всегда прям. Путь спасения, на который мы встаем для нашего шествия в Царство Божие – прямой. И мы должны выпрямлять себя согласно этого пути. Эта же фраза произносится и перед чтением Евангелия. «Ибо слово Господне прямо = ישׁר = ЙАШАР» (Пс. 32:4). Невозможно быть неискренним на пути спасения. Там, где Божественная Премудрость, там нет кривизны. И если путь Божий и слово Бога прямы, то и мы должны исправлять себя, выпрямляясь под них. Что касается церковнославянского слова «пр0сти», оно не имеет отношения к смысловому значению «прощение». Здесь смысловое значение «простота». Возглас «Премудрость, прости», как повеление для нас стать простым, опростаться, освободиться от всего лишнего. Если ты богат, силён, имеешь власть, и этим кичишься, то освободись и в простоте внимай слову Бога и шествуй путём Его. Если нагружен бременем неправды – скинь это бремя. Будь свободен от всего что давит тебя к земле и препятствует твоему вниманию и следованию путём спасения. Наша премудрость заключается в простоте, и перед Премудростью может предстать только простой, нелукавый человек. Опростай себя перед Всевышним, чтобы не преткнутся на пути Его. Ведь «пути Господни прямы, и только праведники ходят по ним».

 

[1] Слово כָּשַל [לִכשוֹל, כּוֹשֵל, יִכשַל] = КАШАЛЬ [ЛИХШОЛЬ, КОШЕЛЬ, ЙИХШАЛЬ] = 1. Спотыкаться (Прит.4:12); 2. провалиться, опрокидываться, падать (Ис.28:13).

[2] «Погибели предшествует гордость, и преткновению = כשׁלון = КИШАЛОН – надменность» (Прит.16:18).

[3] «Проклят, кто дело Господне делает небрежно…» (Иер.48:10).

[4] «Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся = כשׁלו = КАШЕЛУ и падут» (Пс.26:2).

[5] Также и в другом месте Талмуда об этом: «Учил Рава: о чем написано: «Да будут они повержены = מכשׁלים = МУХШАЛИМ пред Тобою» (Иер.18:23)? Сказал Иеремия Святому, благословен Он: Владыка мира! Даже в час, когда подавят они свое дурное побуждение и захотят сотворить милостыню пред Тобой, пусть недостойные люди будут им преткновением, и не получат они своей награды за это» (Бава батра 9б). Т.е. если враги Иеремии, нечестивцы (о которых идет речь в стихе), захотят продемонстрировать, что они исправились, и попытаются в знак этого дать милостыню, чтобы загладить свои прегрешения, Всевышний может послать им недостойных людей, и оказанное им милосердие останется без награды. Давая милостыню обманщику, который бедным не является, или злодею, притесняющему или вредящему другим, человек, в сущности, не выполняет заповеди, и из-за этого он может лишиться награды даже за доброе намерение. Считается, что милостыня или другие благодеяния, оказанные недостойным этого людям, не заслуживают награды. (А. Ольман)

[6] Слово יָשָר = ЙАШАР = 1. «прямой» 2. «честный, порядочный, праведный» 3. «прямо». А также יָשַר [לִישוֹר, יִישַר] = ЙАШАР [ЛИШОР, ЙИЙШАР] = «идти прямо». Имя ישראל = ЙИШРАЭЛЬ может быть прочитано и переведено как ЙАШАР ЭЛЬ = «прямой Божий» или «идущий прямо Божий».

[7] ὀρθός = ОРФОС (ОРТОС) = «прямой, прямолинейный; правдивый, праведный, верный, правильный». От этого же корневого слова название «ортодоксальный» = «православный». В Новом Завете это слово встречается два раза: «и ходите прямо = ὀρθὰς = ОРФАС ногами вашими, дабы хромающее не совратилось, а лучше исправилось» (Евр.12:13). «… во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо = ὀρθός = ОРФОС …» (Деян 14:10).


Назад к списку