От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ПРИТЧИ - МИШЛЕЙ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ПРИТЧИ - МИШЛЕЙ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

ПРИТЧИ[1]

Книга Притч Соломона является двадцатой по счету в каноническом собрании христианских книг Священного Писания. В еврейском ТаНаХе[2] эта книга является второй в разделе КТУВИМ = «Писания». На оригинале, т.е. на еврейском языке, эта книга имеет название מִשלֵי = МИШЛЕЙ. Это множественное число слова מָשָל = МАШАЛЬ = «притча».[3]

Что такое «притча» и почему в библейских книгах нередко употребляются притчи? Притча – это образ или пример. Наверное, для современного человека «притча» наиболее близко может соотносится с «мемом».[4] Как «мемы» несут в своём запоминающимся и популярном образе некую эмоционально-информативную нагрузку, так и «притча» имея в себе краткий и всем известный образ, может раскрывать в своей метафоре определённые закономерности или напоминать о причинно-следственных связях каких-то событий или явлений.

С одной стороны, для простого народа притча выполняла роль истолкователя, объясняющего и доносящего через будничный образ и обыкновенность всем известных вещей некоторые моральные-нравственные, возвышенные и даже таинственные идеи. С другой стороны, притча была неким контейнером для многочисленных смысловых аспектов. Т.е. притча через аллегорию, через созвучие и игру слов оказывалась для человека «загадкой» над которой, размышляя, он открывал грани различных смыслов, заложенных составителем этой притчи. Понимание притчи во всех её аспектах показывает мудрость человека. Также ум человека проявляется не только в понимании чужих притч, но и в умении объяснить другим сложные вопросы через простые и распространённые образы обыденной жизни.

Иногда притчи были составлены для сокрытия высоких и таинственных идей под словами обычного житейского назидания. Т.е. под житейской мудростью могли скрываться Божественные тайны. Кто-то, читая притчу, понимал лишь буквальный аспект, отражающий мудрость земного пути человека. И этот аспект, конечно же, был полезен для обращающегося к притче. Но, как правило, в библейских притчах главным является таинственный аспект. Не всякий мог понять божественные тайны. Кому-то было достаточно усвоить морально-нравственный аспект, кому-то – житейскую мудрость облегчающую выживание. Но это лишь видимая и открытая для всех сторона притчи. Порой нужно было возрасти разумом, чтобы понять глубину тайн, скрытых за словами или образами. Когда-то апостол сказал: «а кто не разумеет, пусть не разумеет» (1Кор. 14:38). Не сразу и не все могут познать то, что намеренно сокрыто в притче. Например, в книге Откровения Иоанна апостол использует своеобразный числовой образ-мем, который был понятен далеко не всем, а лишь некоторым. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18). Почему бы не написать без намёков и тайн? Но не всё у пророков открывается для всех. Можно вспомнить и притчи Христа. Когда-то ученики спросили Его: «для чего притчами говоришь народу?». Христос сказал им в ответ: «для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного,[5] а им не дано» (Матф. 13:10,11).

Нужно отметить, что в еврейской традиции некоторые детали высокого и таинственного учения раввины оставляли без детального объяснения[6] и не раскрывали его всем подряд. Обычно глубину таинственных учений прикрывали агадическими историями, которые на первый взгляд похожи на сказки или притчи. Но способный к познанию таинственных вещей обычно мог разглядеть намеки в метафорических образах мидрашей. А те, кто не разумел, довольствовался образом самой притчи, в которой и без глубокого смысла присутствовало назидание для разума.

Так и Христос, чтобы не соблазнить немощных или не разъярить необычайностью откровения закоснелых в неразумии, никогда не говорил о тайне Своего пришествия явно, но прикрывал эту тайну притчами, которые открывались в Духе истины только искренним и ищущим правды. Поэтому в Своём ответе ученикам на вопрос о притчах он сказал:

13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите,

15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. (Матф.13:11-17)

В глубине притч есть много непонятного и скрытого. Согласно стиху «это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского» (Прит. 25:1) считается,[7] что книги царя Соломона были записаны для народа потомком Соломона, царем Езекией. В Бавли говорится, что позже, при составлении канона ТаНаХа мудрецы хотели изъять и сокрыть[8] книги царя Соломона от народа, так как очень уж не просты для понимания слова притч, скрывающие основной смысл.

Библейские метафорические образы и притчи скрывали тайны от неразумных, которые могли соблазниться или извратить их истинный смысл. Но иногда притчи, особенно не самый глубокий их аспект, были нужны для простого народа, чтобы через метафоры знакомого образа-мема человек ясно понимал Божественный закон и Его принципы.

Метафоричные аспекты слова Божьего важны. Через притчи человек, даже не особо образованный и больше имеющий опыт в житейской премудрости, чем в книжной, приучался проводить аллюзии и усматривать дополнительные смысловые аспекты текста. Ведь аллегорические образы присутствуют и в пророческих книгах. Например, всем известный образ «виноградника», который присутствует как в книгах старого завета, так и в евангельских притчах. Этот пророческий образ, указывающий на народ Израиля, был хорошо знаком каждому еврею. В притчах также очень распространен образ царя, под которым подразумевается Всевышний. Этот образ использовал в своих притчах и Христос. Также распространён пророческий образ сокровища, воды или хлеба – это метафора указывающая на Тору. И также ещё множество других метафоричных образов используется в библейских притчах.

Для каждого, кто только прикасается к библейским притчам, нужны основы понимания аллегорических образов. В этом помогают многочисленные толкования экзегетов, изъясняющих разные аспект библейского текста.

Нужно знать, что в книге притч очень много говорится о мудрости и глупости, о добре и зле. Способность различать добро и зло и выбирать добро – это задача мудрости.

Прежде чем начать чтение и размышление о притчах, можно привести некоторые приёмы, использующиеся составителем притч. В притчах чаще всего используется какой-то положительный образ отсылающий своей метафорой к такому же положительному контексту. Также и негативный образ в книге Притч обычно скрывает в себе такую же негативную аллюзию. Также есть случаи, когда за отрицательным образом, напротив, скрывается положительный аспект.[9]

Есть некоторые стихи, которые несут буквальное назидание. Например, в стихе: «Кто воздает злом за добро, не отступит зло от его дома» (Прит.17:13).

В притчах используется много слов синонимов, которые, в свою очередь, имеют свои смысловые оттенки.[10] В переводах это не всегда видно. Поэтому желающий поглубже вникнуть в притчи должен обращаться к оригинальному тексту. В оригинальном тексте также иногда будет заметна игра смысловых значений либо одного и того же слова, либо двух созвучных слов.

И, конечно же, при чтении Притч нужно искать под обычными и понятными словами сокрытую аллегорию. Ведь притча на то и притча, что в ней есть скрытый смысл.

 

[1] Это вводная статья для книги с текстом Притч Соломона в синодальном переводе от «Слониздат».

[2] Название еврейской Библии. ТаНа́Х = תָּנָ״ךְ – это акроним трёх названий разделов священных книг. Первый раздел: ТО́РА = תּוֹרָה‎ = «Закон»; Второй раздел: НЕВИИ́М = נְבִיאִים‎ = «Пророки»; Третий раздел: КТУВИ́М = כְּתוּבִים‎ = «Писания».

[3] Слово: משל = МАШАЛЬ = 1. пример 2. притча, аллегория, басня 3. изречение, пословица. Притча – это как пример, как сравнение одного с другим. Притча – это и как аллюзия одного на другое. Например, слово с корнем МАШАЛЬ есть в книге Исайи: «Кому вы Меня уподобите, и с кем соотнесёте = תמשׁלוני = ТАМШИЛУНИ, и с кем сравните = נדמה = НИДМЭ» (Ис.46:5). В этом стихе также присутствует другое слово со значением «быть похожим, сравнивать, уподоблять» = דמה = ДАМА или ДИМА. Как в и в стихе другого пророка: «Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи = אדמה = АДАМЭ» (Ос.12:10).

[4] Современное понятие «мем» это то, что на памяти. Какой-то запоминающийся смешной, или, напротив, ужасный пример. Википедия говорит: Мем (англ. meme) – единица значимой для культуры информации. Мемом является любая идея, символ, манера, ситуация или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т.д. Термин «мем» придумал Р. Докинз, взяв за основу греческое слово μίμημα = МИМИМА = «подобие».

[5] Ученики Христа тоже были слушателями притч Христа. Но они же были и слушателями откровений Христа объясняющего им тайны Царствия Божьего. Как написано: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (Иоан.16:25).

[6] «Не толкуют о кровосмесительных связях троим, о «Делах Начала» = МААСЕ БЕРЕШИТ двоим, и о «Колеснице» = МААСЕ МЕРКАВА одному, если только тот сам не мудр и не постигает своим умом» (Мишна. Хагига 2:14).

[7] «Хизкияу и его свита записали книги Йешаяу, Мишлей, Шир а-ширим и Коэлет». (Бавли. Бава батра 15а).

[8] «Сказал рабби Йегуда со слов рава Шмуэля бар Шилата от имени Рава: хотели мудрецы сокрыть книгу Коэлет (Экклесиаст), ибо ее слова противоречат друг другу… И книгу Мишлей (Притч) также хотели сокрыть мудрецы, ибо слова ее противоречат друг другу. Почему же не сокрыли? Сказали: разве в книге Коэлет не нашли мы объяснения противоречиям, изучив ее? Так и эту книгу Мишлей изучим» (Бавли. Шаббат 30б).

[9] Пример отрицательного образа скрывающий положительный аспект можно усмотреть в стихе: «Дар из лона злодея возьмет, для уклонения путей приговоров судных» (Прит.17:23). Об этом стихе подробно см. в проповеди: «Дар, подарок и взятка – положительный и отрицательный образ».

[10] Пример см. в проповеди: «Глупость и безумие».


Назад к списку