От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - РОЖДЕНИЕ, СМЕРТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

РОЖДЕНИЕ, СМЕРТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

РОЖДЕНИЕ, СМЕРТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ

Написано у Екклесиаста:[1] טוב שׁם משׁמן טוב ויום המות מיום הולדו = ТОВ ШЕМ МИ-ШЕМЕН ТОВ ВЕ-ЙОМ А-МАВЕТ МИ-ЙОМ ИВАЛДО.

1 Доброе имя лучше хорошего масла, и день смерти – дня рождения. (Еккл.7:1)

Почему написано о масле? В древности вместо одеколонов, дезодорантов и духов использовали благовонные масла. Маслом растительных благовоний умащались люди для приятного запаха. Ведь обоняние, как и другие чувства, имеет свои предпочтения и может доставлять удовольствие человеку. Это касается запахов природы, приготовленной пищи и также специально составленных благовоний, которые приятны для обоняния. Люди с древних пор научились делать себя более привлекательными через умащение ароматическими средствами. Ведь всем приятно, когда человек рядом пахнет вкусным парфюмом. Человек воздействует на других людей, меняя их представление о себе не только через зрительный или вербальный образ, но и через обоняние.

При толковании этого стиха Екклесиаста еврейские комментаторы всегда вспоминают стих из другой книги Соломона: «Аромат твоих хороших масел, имя твое – возливаемое масло; поэтому девицы любят тебя» (Песн. 1:2). Приятный аромат ценится и привлекает. Аромат благовоний даже после ухода человека напоминает о нём. И здесь аллюзия на доброе имя, т.е. на хорошую репутацию человека. Даже одно упоминание о хорошем человеке бывает приятным для знающих его хорошие качества. Поэтому в книге Песнь песней доброе имя соотносится с хорошим и благовонным маслом. Но в Екклесиасте сказано: «доброе имя лучше дорогой масти». Почему? Раши, приводя Мидраш, объясняет: «имя ставшее известным в мире из-за добрых дел его обладателя, лучше, чем доброе масло, распространяющее благоухание. Ибо масло со временем выдыхается, и его запах ослабевает, тогда как доброе имя становится все более и более известным. Даже очень хорошее масло всё-таки стекает вниз, как сказано: «Как доброе масло на голове, стекает по бороде... стекает на края одежды» (Пс. 132:2), а доброе имя, напротив, поднимается, как сказано: «и возвышу имя твое» (Быт. 12:2). Доброе масло – временно, а доброе имя вечно, как сказано: «пребудет имя его навечно» (Пс. 71:17). Запах доброго масла распространяется из сосуда по комнате, но не дальше, а доброе имя слышно по всему миру».

Есть другое объяснение, почему «доброе имя» лучше, чем «хорошее масло». На священство и на царство поставлялись совершением помазания маслом. И всякий помазанник являлся великим и избранным в народе Израиля. Т.е. само священное помазание приносило человеку почетный статус и славу. Но помазание не гарантировало, что человек сохранит хорошую репутацию. И даже статус помазанника мог быть омрачен нехорошей славой неправедных дел. Как, например, у царя Ахава или Ирода. Также в связи со стихом о имени и помазании Мидраш упоминает случай с сыновьями Аарона, которые были сожжены небесным огнем за свой грех. «Сказал раби Йеуда сын раби Шимона: «Мы видим, как обладатели доброго масла зашли в обитель жизни, а вышли оттуда сожженными – это Надав и Авигу, помазанные елеем; и видим обладателей доброго имени, оказавшихся в обители смерти и оставшихся в живых, и это Хананья, Мишаэль и Азария, спасшиеся из огненной печи». Поэтому обладание добрым именем лучше, чем обладание статусом помазанника, но без доброго имени.[2] Нужно отметить что Арамейский Таргум 7:1 в своём истолковательном переводе отображает эту мысль:

«Добрая слава, которую приобретут праведники в этом мире, лучше масла помазания на головах царей и священников; день, когда человек почил и похоронен с доброй славой и заслугами, лучше дня рождения злодея».

Также можно усмотреть и таинственный аспект в словах о «имени» и «масле». Под образом елея комментаторы часто усматривают метафору благодати, т.е. Божьей милости и дара, которым наделяется человек.[3] Например, о благодатных дарах апостол Иоанн говорит как о духовном помазании. «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас» (1Иоан. 2:27). И в этом аспекте стих Екклесиаста подтверждает нам слова Христа, Который сказал ученикам:

19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. (Лук.10:19,20)

Т.е. не дар Духа, который в этом мире даёт знак и подтверждение Божественной силы, должен радовать человека, вселяя в него веру в свою исключительную избранность, но то, что сам человек имеет доброе имя, (т.е. возможность честной и доброй жизни). Ведь здесь, в этой жизни, Бог может явить Свою Силу через кого угодно, (как пример мы можем вспомнить говорящую ослицу Билама), для того, чтобы совершилось Его промыслительное действие в этом мире. Но не все, через кого Бог явил Свою Силу, имели доброе имя. Например, Иуда Искариот, ученик Христа и Его предатель. Искариот ходил среди учеников, и ему, как и другим апостолам, была дана Сила совершать чудеса и знамения. Но его имя не осталось добрым и не вошло в Книгу Жизни. Поэтому, «доброе имя лучше масла хорошего» (Еккл. 7:1).

Другая грань этих слов показывает нам, что что дар Божий всё-таки необходим для того, чтобы мы стали обладателем доброго имени, (т.е. доброй репутации). Ведь своими силами человек не войдет в Царство Божие. Человек прилагает лишь малое усилие, а Силу даёт Бог. Как написано: «Царство Небесное Силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11:12). Нам необходимо Помазание свыше, чтобы иметь Силу для доброй жизни. И здесь мы читаем слова стиха: ТОВ ШЕМ МИШЕМЕН ТОВ. Буквально можно прочесть: «Имя доброе из (от) масла доброго».[4] Великая Сила Бога даёт возможность для прилагающих небольшое усилие соблюдать Божественные принципы, живя праведно.

Есть и вторая часть стиха. ВЕ-ЙОМ А-МАВЕТ МИ-ЙОМ ИВАЛДО. Если прочесть эти слова без аспекта формы сравнения, который придаёт им предлог -מ = МИ, то получим буквальный аспект «и день смерти от дня рождения его». Т.е. в этих словах закономерная очевидность: не будет дня смерти, если не было дня рождения человека. Ведь рождение – это начало процесса умирания.[5] Однажды я получил от своей матери поздравление, в котором была фраза: «поздравляю, сегодня ты на год стал ближе к смерти». Вся наша жизнь у всех людей стремится к одному концу – к кончине земного бытия. Но за концом этой жизни нам приготовлена жизнь вечная. Здесь, среди испытаний и жизненных передряг, происходит наше укоренение в добрых намерениях и верности, наше развитие и раскрытие нашего потенциала, которые свидетельствует о нашей зрелости для того, что приготовлено нам, и чего мы достойны.

Что касается буквального аспекта, то тут всё ясно и закономерно. Но если мы прочитываем этот стих в форме сравнения: «день смерти (лучше) чем день рождения его», тогда возникает вопрос: «почему?». Комментаторы объясняют так:

«Ибо доброе имя, приобретенное при жизни, не пропадет и после смерти, в то время как в день рождения еще неизвестно, сможет ли он обрести доброе имя и сохранится ли память о нем». (Мецудат Давид)

«Уподоблено имя человека маслу потому, что праведник и мудрец светят всему миру, и их неиссякаемый свет лучше ограниченного света масляного светильника. А день смерти лучше, чем день рождения, ибо идет он в мир иной наслаждаться сиянием Шхины». (Таалумот хохма)

«И для человека день смерти лучше, чем день рождения, ведь в день рождения никто не знает, станет он хорошим человеком или плохим, но в момент смерти его имя известно, и всем ясно, что он был хорошим человеком. Вероятно также, что день смерти хорош для обладателя доброго имени, потому что тогда он обретает покой и добрую награду и ему уже не нужно тяжко трудиться, в то время как «человек рождается для труда» (Иов. 5:7)». (Ибн Эзра)

«А день смерти – чем день рождения. Почему же? Когда человек рождается, еще неизвестно, какими будут его деяния, но когда он умирает, поступки его известны людям. Рабби Леви говорил: это можно уподобить двум кораблям, плавающим по широким морям – один заходит в порт, а другой выходит из него. На отходящем корабле все радовались, а на пристающем – далеко не все. Был там один умный человек, который сказал: «Мне кажется, что все должно быть наоборот: выходящим в море меньше причин радоваться, они же не знают, на какое время уходят, какие моря и какие ветры их встретят. Но те, кто пристает к берегу, все должны радоваться: они знают, что вышли с миром и вернулись с миром». Так и с человеком: когда он рождается, считают дни до его смерти, но когда умирает, считают дни его жизни». (Мидраш Шмот раба 48:1)

Как христиане, так и иудеи[6] празднуют память своих праведников не по дню их рождения, а по дню их смерти.[7] Поэтому и сказано в Мидраше: «когда человек рождается, считают дни до его смерти, но когда умирает, считают дни его жизни». Т.е. в течении жизни с каждым годом прибавляются года жизни человека. И эти года меняются по счету каждый день его рождения. А после его смерти подсчитывают, сколько всего он прожил в этом мире.

«День смерти лучше чем день рождения. Доброе имя лучше в день смерти, когда человек уже состоялся и не сможет погубить свое доброе имя нечестием, чем в день его приобретения, как сказали мудрецы: «Не верь себе до смертного часа» (Авот 2:5)». (Сфорно)

«Ты можешь увидеть, что, когда рождаются праведники, этого не ведает ни одно существо, а когда они умирают – все узнают об этом. Когда родилась Мирьям, ни одно существо не ведало этого; когда же умерла она, исчез колодец,[8] и все узнали об этом – колодец оповестил о ее смерти. Когда родился Аарон, первосвященник, ни одно существо не ведало этого. Когда же он умер, исчезли облака славы, и все почувствовали это – облако оповестило о его смерти. Когда родился Моше, учитель наш, ни одно существо не ведало этого. Когда же он умер, все узнали об этом – ман оповестил о его смерти тем, что прекратился». (Мидраш Коэлет раба 7:1)

В трактате Авот сказано: «Приобрел доброе имя – приобрел для себя». Имеется в виду – приобрел себя, то есть тот, у кого доброе имя, более значим, он личность, тогда как не имеющий доброго имени как будто не жил. (Тосфот Йом Тов на Авот 2:7)

Каждому рожденному дают имя. Но не об этом сказано в трактате Авот: «приобрел доброе имя – приобрел себя». Приобретение имени относится к духовному свойству человека. Потому каждому из нас, кому уготован удел небесных Обителей Бога, нужно еще постараться стать настоящим человеком. Человек – это тот, кто причастен принципам и закону Бога. Если человек игнорирует моральные границы и руководствуется только животным стремлением корыстного эгоизма, то у такого человека нет «имени». Поэтому и говорится в «Тософт Йом Тов», что не имеющий доброго имени будто бы и не жил вовсе. Почему? Потому что он не стал сосудом Божественной благодати и не оказался в числе людей, наследующих Царство Божие. Как у животного жизнь его только в этом мире и для этого мира, так и жизнь не приобретшего доброго имени лишена высших моральных принципов по причине желания его животной души во чтобы то ни стало получить свою корысть. И пожив здесь, такой, как правило, уже «получил всё хорошее в жизни свой» (Лук. 16:25).

Доброе имя – это имя, определяющее праведника. Если в Эдемском саду Адам, нарекая имена животным, вкладывал в имя всю суть животного,[9] то в добром имени отражается истина Закона. И в будущем веке человек, который имел доброе имя в этом мире получит Новое Имя от Самого Бога. Как написано в Откровении: «побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень, и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2:17). И как Адам именуя животных вкладывал в их наименование всю их суть, так и праведник получит от Бога новое имя, которое отобразит всю суть его человеческой души. Но для этого нужно в этом мире стать человеком с добрым именем. И тогда день смерти обязательно будет лучше дня рождения.

 

[1] Слово Екклесиаст – это греческое слово означающее «собиратель» = Ἐκκλησιαστής = ЕККЛЕСИАСТИС. С этим же корнем есть слово означающее общину или народное собрание – ἐκκλησία = ЕККЛЕСИА = «собрание». В оригинальном еврейском языке книга Екклесиаста называется קהלת = КОhЭЛЕТ = «собиратель». Слово קהל = КАhАЛЬ = «1. народ, толпа, масса людей, собрание 2. публика 3. посетители 4. общество 5. община». В Польше и России слово КАhАЛЬ более известно как КАГАЛ.

[2] Даже помазанник, имеющий высокий статус, может иметь имя не доброе. Имя дают человеку при рождении, но кто знает, каким оно будет впоследствии, добрым, как имя помазанного Аарона первосвященника, или ужасным, как имя помазанного царя Гордуса (Ирода)? Кто знает, кем будет новорождённый? Родные ему рады, а остальным он безразличен. Если прожил свою жизнь праведно и совершал добрые дела, сотни, а может быть, тысячи людей, будут добром поминать его имя. (А. Давидов)

[3] Также и в еврейской традиции образ елея символизирует благодать, изливаемую в мир. Например, об этом написано в «Райя Меемна», Цав 34.

[4] Первое слово ТОВ в данном стихе является именным сказуемым: «имя есть хорошо = ТОВ». Идею сравнения ему придает предлог מן = МИН перед существительным МИ-ШЕМЕН = «масло». Второе слово ТОВ является атрибутивным прилагательным, подчиненным слову ШЕМЕН = «масло» (А. Прокопенко). Предлог -מ = МИ-, МЕ- (МИН) = 1. из, от, с 2. чем, более чем 3. из-за, по причине.

[5] Гематрический намёк. Фраза יום הולדת = ЙОМ УЛЕДЭТ = «день рождения» = 501 равна в своём числовом значении фразе יום המת = ЙОМ ЕМИТ = «день умерщвления» = 501.

[6] В иудейской традиции ЙОРЦАЙТ – годовщина смерти. На иврите – это ЙОМ АЗИКАРОН = «день памяти». Слово ЙОРЦАЙТ – это слово на идиш (ЙОР = «год», ЦАЙТ = «время»).

[7] Память всех святых в день их смерти, а отнюдь не в день их рождения. В рождении человек становится смертным, в смерти он переходит в бессмертие. (о. Г. Фаст)

[8] «Колодец Мириам» – это источник, который сопровождал народ в пустыне, он возникал в местах стоянок и давал людям необходимую им воду. Своё название источник получил потому, что исчез в день смерти Мирьям – сестры пророка Моше.

[9] «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт.2:20).


Назад к списку