Новости
- 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- версия обновлена "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" 10.2023
- 24 Февраль 2021
-
Обновлен файл книги Пасечнюк В. "НЕ СКАЗАННАЯ ПРОПОВЕДЬ" версия 10.2023
- Все новости
Объявления
- Вышел 4 том "Комментариев на псалмы"
- 06 Сентябрь 2021
Окончен и опубликован 4 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 90-117. Пасечнюк Виктор
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
- Вышел 5 том. "Комментариев на Псалмы"
- 07 Январь 2020
Окончен и опубликован 5 том "Комментарий на книгу псалмов" Пс. 118-151
скачать последнюю версию книги
аудиоуроки в формате МР3: скачать здесь
Опубликованы в новой редакции 1 и 2 том книги "ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫ О ХРИСТЕ" версии 2019
Первый том «Еврейские буквы о Христе» от Алеф до Нун – 373 стр. = 16,3 мб.
Второй том «Еврейские буквы о Христе» от Самех до Тав – 387 стр. = 30,4 мб.
Также для удобства поиска, по желанию некоторых читателей сделал версию двухтомника в одном файле = 44,8 мб.
Также ссылку с аудиоуроками по этой книге. Скачать можно здесь:
- Все объявления
КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ВЫСОКАЯ ХРИСТОЛОГИЯ
#несказаннаяпроповедь
Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь"
КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ВЫСОКАЯ ХРИСТОЛОГИЯ
Лурианская школа внесла в каббалистическое учение много нового. В каббале выстроена своя особая система, которая основывается на аллегории десяти сфирот.[1] Но и кроме сфирот каббала богата на аллюзии и метафоричные образы. Конечно же, есть некоторые иудеи, а тем более и христиане, которые считают многие элементы этого учения отголоском гностических учений.[2] Они не только бесполезны, но порой даже вредны. В еврейской традиции за 500 лет успешно прижилась многоуровневая космогония тварных миров, учение о парцуфим, и тому подобные вещи. К сожалению, эти элементы лурианской каббалы не всегда гармонично вписываются в аллегорию Библейского откровения. Но нужно отметить, что есть и положительные моменты. Иудею, знакомому с элементами учения Лурианской каббалы, проще понять учение высокой Христологии,[3] чем тому, кто не знаком с каббалистическим учением.
На протяжении столетий параллельно с лурианской каббалой развивалась «христианская каббала».[4] Среди христианских «каббалистов» не было единой традиции. Большая часть их была связанна с теософией и оккультизмом взрощеных на почве гностицизма. Но, тем не менее, в «христианской каббале» достаточно ярко отразились элементы, которые через аллегорию открывали ищущим умам принципы христологии, объясняя в метафоричных каббалистических образах явление неограниченного Бога в ограниченном мире. И даже при том, что в лурианской и даже в христианской каббале присутствует много ненужных и даже вредных[5] излишеств, мы для объяснения божественных тайн и лучшего понимания теологических вопросов всегда, (конечно же в тех случаях когда это уместно), можем спекулятивно[6] пользоваться некоторыми каббалистическими инструментами и установками, которые, как элементы основного богословия, едины для большинства философских систем и монотеистических религиозных традиций.[7]
|
Итак. Наша задача в метафоричнных каббалистических элементах раскрыть имманентность Бога и Его действие (Его путь) в тварном мире. А также подобно средневековым «христианским каббалистам» через каббалистические метафоры попытаться показать высокую Христологию.
Наверное здесь необходимо начать с вопроса, как трансцендентный Бог, Который вне времени и вне пространства имеет возможность быть внутри этого мира – быть имманентным этому миру, т.е. в границах тварного мира и времени.
Божественная Единая Сущность всегда вне границ тварного мира, так как Он есть ЭЙН СОФ = «Бесконечный»[8] и Безначальный. Он трансцендентен всему тварному. Трансцендентность – это всегда недоступность. Безначального, непознаваемого и бесконечного невозможно описать как только через апофатику.[9] Но Лурианская каббала о акте Божественного творения говорит, что Бог совершил некое сжатие = ЦИМЦУМ.[10] Цимцум в христианской теологии может быть соотнесён с кеносисом, т.е. самоограничением или самоунижением Всевышнего, Который для того, чтобы дать бытие тварному миру, т.е. миру имеющему границы, сам подвергает Себя некому ограничению.[11] В акте «сокращения» появился тварный мир и в нём Безначальный и Бесконечный явил Себя в Своём Превечном Слове – в Божественном Логосе.[12] Как написано: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6). В акте творения Бог явил Свою имманентность этому миру, не переставая быть Бесконечным и трасцендентным ограниченному и тварному миру. Имманентность Бога подразумевает понятие личности, т.е. ограничений, которые описывают свойства Сущего. Описание Свойств имманентного Бога, Который явил себя в Своём цимцум или в Своём кеносисе, даёт катафатическое[13] богословие. В каббале, как правило, описание Божественных эманаций[14] символично даётся через сфирот. Если бы ЭЙН СОФ не явил Себя как личностную (ограниченную) теофанию[15] в своих эманациях, Его невозможно было бы описать. Ведь как описать Того, Кто совершенно неописуем, безначален и бесконечен, Того, Кто недостижим для Своих творений, ограниченных во времени и пространстве, Того, Кто трансцендентен всему ограниченному и тварному?
Аллегоричная схема СФИРОТ составляющих АДАМ КАДМОН. |
В Лурианской каббале есть понятие АДАМ КАДМОН = «Человек Первоначальный».[16] Это некий первоначальный замысел Божественного самоограничения, т.е. тот превечный образ Небесного Человека, который есть полнейшее присутствие Безначального в ограниченном мире. Адам Кадмон – это не первоначальный проект сотворения первого человека, того библейского Адама[17] – это нечто большее. У Филона Александрийского – это «Небесный Человек», в Лурианской каббале – это посредник между ЭЙН СОФ и сфирот. Адам Кадмон – это чистый потенциал, который предопределен быть. Т.е. Адам Кадмон это замысел совершенного, максимально приближенного и полного, насколько это возможно, присутствия Бога в тварном мире.[18] Алегорично Адам Кадмон отображается в каббалистических идеях как полнота всех сфирот.[19]
АДАМ КАДМОН это идея полноты царственного Присутствия Бога в тварном мире не только в Божественно-духовной природе, но и в природе материальной, максимально приближенной к тварному миру. В христианской каббале этот метафоричный образ Первоначального, Высшего Человека символизирует превечный план полного раскрытия Божественной славы Мессии – Богочеловека, и Его вечного царства. Но так как Бог предвидел путь Своих разумных творений – людей, т.е. их грехопадение и необходимость их исправления, то изначальная структура АДАМ КАДМОН разделяется. Это некий метафоричный образ разбиения сосудов наполненных Божественным Светом = ШВИРАТ А-КЕЛИМ. Т.е. ради той вселенской катастрофы грехопадения, которая непременно должна была произойти в мире первых людей, Бог Творец являет Себя в цимцуме при акте творения неба земли не Первоначально-Высшим Богочеловеком = АДАМ КАДМОН, который должен изначально царствовать над творением, а лишь в образе величайшей духовной Сущности,[20] которая когда-то должна будет в Своём максимальном самоумалении воспринять человеческую природу для исправления падшего мира и восстановления «разбитых сосудов». Т.е. Своё первое вхождение в тварный мир Божественный Логос совершил не как великий и прославленный Богочеловек, соединивший Божественный Дух и материю, но как Великий Ангел Лика. Но превечный план Бога в том, что Божественный Логос должен был совершить Своё повторное явление в ограниченном мире творений. И новое открытие Логоса в личностной теофании во второй раз должно было совершиться в максимальном самоумалении, в образе бедствующего Человека – в образе Страдающего Мессии. Для чего? Для исправления мира поврежденного грехом первых людей и грехами их потомков через Искупительные страдания и смерть. Об этом повторном вхождении очень прикровенно и кратко говорит апостол в своём послании к евреям.
6 Также, когда повтороно = παλιν = ПАЛИН вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. (Евр.1:6)
Если мы упомянули две личностных теофании Божественного Логоса – Ангел Лика и Мессия, то нам необходимо перейти к следующему элементу божественных аллегорий, которыми спекулирует каббала. Эти элементы называются ПАРЦУФИМ. В единственном числе это слово ПАРЦУФ = «лик, образ». Идеальный первоплан трансцендентного ЭЙН СОФ в приобщении тварного мира Своей благости – это имманентный АДАМ КАДМОН. Он совершеннейшая Первооснова, Первоначальный и высший Богочеловек, который в личностной теофании должен максимально приближено открыть тварному миру полноту Присутствия Бога. Сочетая в Себе Божественный Дух и Материю, Он должен воцариться в тварном мире. Поэтому из-за двух природ (Божественной и тварной) АДАМ КАДМОН в аллегориях каббалистов разделяется в системе сфирот на несколько ликов = ПАРЦУФИМ, которые для проявления полноты Божественного образа в АДАМ КАДМОН в тварном мире должны стать Единым, т.е. объединиться. В Лурианской каббале этих Парцуфим насчитывают пять.[21] Но нас интересуют лишь два Парцуфим, которые в каббале соотносятся с двумя Божественными образами отраженными в книге Даниила, и которые прикровенно упоминаются апостолом Павлом в послании к евреям в его словах о двух вхождениях (явлениях) «Первородного» или «Первоначального» в сотворённую вселенную.
Парцуф, т.е. образ АРИХ АНПИН. Если переводить буквально, то название этого образа значит «Долгое», т.е. «Вытянутое лицо». Но само название этого парцуфа прямым переводом с иврита означает также «Долготерпеливый» = ЭРЕХ АПАИМ. Это один из тринадцати терминов Милосердия Божьего.[22] В системе учения Лурианской каббалы парцуф «Длинное Лицо», имманентно нисходит через все уровни Творения через последующие парцуфим. Он является связующим посредником между тварным миром и трансцендентным Эйн Соф. Этот парцуф в каббале связывается с таинственным образом АТИК ЙОМИН = «Древний Днями», о Котором говорит пророк Даниэль:
Аллегоричный рисунок Парцуф АРИХ АНПИН из эзотерической книги «Каббала Денудата», немецкого протестанта-каббалиста Кристиана Кнорра фон Розенрота. ТИКУНАЙ ДИКНА = «Исправление Бороды», отображающий бороду Арих Анпин как 13 атрибутов милосердия. |
9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями = עתיק יומין = АТИК ЙОМИН; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь.
10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. (Дан.7:9-10)
АРИХ АНПИН – это Божественный Логос до своего воплощения в Мессию.[23] Он Владыка Царства сидящий на престоле Своего вечного Царства. И к нему подводится Сын Человеческий, который у Даниэля назван БАР ЭНОШ.
13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий = בר אנשׁ = БАР ЭНОШ, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Дан.7:13-14)
«Сын Человеческий» в системе парцуфим – это образ ЗЕИР АНПИН. В одном из переводов Его имя означает «Нетерпеливый», а в другом «Малое Лицо». Т.е. это человеческая природа Христа.
Эта встреча двух личностей «Ветхого Днями» и «Сына Человеческого» есть единение Божественного Логоса с человеческой природой Христа. Эта встреча, при которой БАР ЭНОШ = «Сын Человеческий» подведен к АТИК ЙОМИН = «Древнему Днями» есть вочеловечивание Божественного Логоса. Это единение аллегорично отображается двумя каббалистическими парцуфим стремящихся к единству для явления Первоначального в двух природах.
Уместно будет привести гематрические намеки, которые украсят наши каббалистические метафоры. Числовых значения Имен из мессианского пророчества Даниэля: עתיק יומין = АТИК ЙОМИН = «Ветхий Днями» (Дан. 7:9) = 696 и בר אנשׁ = БАР ЭНОШ = «Сын Человеческий» (Дан. 7:13) = 553, в сумме равные 1249, совпадает с эпитетом: האור האמת אדם קדמון שמו = А-ОР А-ЭМЕТ АДАМ КАДМОН ШЕМО = «Свет, Истина – Человек Первоначальный Имя Его» = 1249. А также с эпитетом записанным через Пентаграмматон: יהשוה המשיח בן אלהים קדוש הוא = ИЕОШУА А-МАШИАХ БЕН ЭЛОИМ КАДОШ hУ = «Иисус Христос Сын Божий Свят Он» = 1249.
Гематрия имен двух парцуфов: אריך אנפין = АРИХ АНПИН = 422 + זעיר אנפין = ЗЕИР АНПИН = 478 в своей сумме 900 равна числовому значению эпитета המשיח מרומם אדם עליון = А-МАШИАХ МЕРОМАМ АДАМ ЭЛЬЙОН[24] = «Мессия Превознесённый – Высший Человек» = 900.
Мессия Прославленный – Божественое Слово и Человек в Откровении Иоанна назван А-РОШ ВЕ-А-СОФ А-РИШОН ВЕ-А-АХАРОН = «начало и конец, Первый и Последний». (Откр. 22:13) = 1501.[25] Это согласуется с двумя явлениями Всевышнего, на которые намекает апостол Павел. На теофанию Ангела Лика, и на теофанию Мессии. Также это аллегорически соотносится с двумя парцуфим, которые являют миру превечного АДАМ КАДМОН.
И здесь также уместен гематрический намёк. Каббалистические Имена: אריך אנפין וזעיר אנפין אדם קדמון שמו = АРИХ АНПИН ВЕ-ЗЕИР АНПИН АДАМ КАДМОН ШЕМО = «Долгий Лик и Короткий Лик – Человек Первоначальный Имя Его» = 1497, в своем числовом значении совпадают с эпитетом записанным через Пентаграмматон: יהשוה בן דויד אדם קדמון הוא הראשון והאחרון = ИЕОШУА БЕН ДАВИД АДАМ КАДМОН – hУ А-РИШОН ВЕ-А-АХАРОН = «Иисус Сын Давида Первоначальный Человек – Он Первый и Последний» (Откр. 22:13) = 1497.
Встреча и Единение аллегоричных образов «Большого и Малого Ликов» восстанавливают, или по другому сказать, создают «Первоначального человека» = АДАМ КАДМОН, Который был Превечным Планом максимально полного личностного присутствия трансцендентного Бога в тварном мире. Богочеловек входит во Вселенную для исправления и восстановления разбитых сосудов, для наполнения их Светом Истины. Как написано:
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть ... (Иоан.1:9,10)
Нужно отметить, что «Ветхий Днями» – АРИХ АНПИН передал власть вечного Своего Царства Сыну Человеческому. Как и написано: «И Ему дана власть, слава и царство, … владычество Его – владычество вечное…» (Дан. 7:13-14). Мессия Прославленный – АДАМ КАДМОН вовеки имманентный Царь Божьего Царства. И Он наш Бог. И в псалме говорится: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). И в другом псалме: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя… Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть» (Пс. 2:6,7,12).
Трансцендентный Бог являет Себя миру в «Человеке Первоначальном». И Ему вместе с Царством отдан Суд[26] на всякой тварью. О чем и сказал Христос всем нам:
22 Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. (Иоан.5:22,23)
[1] СФИРОТ = (ивр. ед.ч. «СФИРА») – одно из фундаментальных понятий в каббале, созданное автором книги «Сефер Йецира». Изначально – десять первичных или идеальных «цифр», позже стали означать десять стадий эманации, происходящих из «Бесконечного» = ЭЙН СОФ и образующих царство проявления Бога. Совокупность сфирот, расположенных в иерархическом порядке, образует «древо сфирот» (Википедия). Само слово СФИРА можно связать с глаголом ЛИСПОР = «считать» или ЛИСАПЕР = «рассказывать», то есть «СФИРА» – это нечто исчисленное или то, что может помочь рассказать и открыть, т.е. поведать. Существует несколько версий происхождения термина «СФИРОТ»: от слова СЕФЕР = «книга»; от слова САПИР = «светящийся»; от корня С.Ф.Р = «считать». Сфирот – это основные «каналы», качества, посредством которых Творец руководит миром. Есть Сущий Господь Бог, и от Него к нам исходит Благодать, Энергия, Эманация, Информация. Всю эту информацию метафорично делят на 10 сфирот. Посредством десяти аллегоричных сфирот, Безначальный и трансцендентный тварному миру Бог (ЭЙН СОФ = «Бесконечный»), являет Самого Себя и действует в тварном мире (из источников интернет). По моему мнению, учение о сфирот не имеет той важной основы, которую ей приписывают каббалисты. На мой взгляд, современное учение о сфирот своей непричастностью библейским текстам и непомерно сложными спекуляциями отдаляет, а не приближает человека к познанию Бога. Но, не буду спорить, наверное, есть и те, кому спекулятивно-аллегоричная система сфирот помогает вникать в тайну трансцендентности и имманентности Всевышнего и постигать Его путь в тварном мире.
[2] Исследователь еврейской философии и мистических течений Г. Шолем писал: «Лурианская каббала была последним религиозным движением в иудаизме, чьё влияние преобладало во всех слоях еврейского народа… Исследователю, занимающемуся философией еврейской истории, может показаться удивительным, что это учение, давшее такие результаты, было тесно связано с гностицизмом; но такова диалектика истории … Вся попытка лурианской каббалы описать теогонический процесс в Боге в символах человеческой жизни преследует цель выработки новой концепции личного Бога, но единственным и высшим результатом этих усилий было возникновение новой формы гностического мифа. Бесполезно пытаться уйти от этого факта. Лурия пытается затем описать, как в ходе процесса тикуна возвращения рассеянных искр Божественного света на предназначенные им места, возникают один из другого различные парцуфим, число которых является строго определённым. Эта концепция носит уже совершенно личностный характер. Читая эти описания, легко можно впасть в соблазн забыть то обстоятельство, что у Лурии речь идёт о чисто духовных процессах. Во всяком случае, внешне они напоминают мифы, служащие Василиду, Валентину или Мани для изображения космической драмы, с той лишь разницей, что идеи Лурии гораздо сложнее этих гностических систем».
[3] Христоло́гия (Χρίστος = «Христос» + λόγος = «учение») – учение об Иисусе Христе, раздел христианского богословия, освещающий вопросы воплощения Бога Сына (второго Лица Святой Троицы), сочетания во Христе божественной и человеческой природы, а также вопросы, связанные с жизнью Богочеловека. Различают «низкую» и «высокую» Христологии. «Низкая» христология осмысляет Иисуса скорее как человека – например, видит в нём учителя, Мессию, царя Израиля, пророка или первосвященника. «Высокая» рассматривает Его в категориях Божества, считая Логосом, Божественной Премудростью, Богом. «Низкие» и «высокие» категории часто не рассматриваются как взаимоисключающие. Так, Евангелие от Иоанна называет Иисуса и пророком (Ин 4:19), и Богом (Ин 20:28). (Википедия)
[4] Христианская каббала – мировоззрение, синтезирующее древнюю каббалу и христианское откровение о новом Адаме. Сочеталось с христианской мистической мыслью и получило заметное развитие среди европейских философов, теологов и гуманистов эпохи Возрождения, когда среди христианских мыслителей рос интерес к иудейской мистике. В конце XV века каббала трансформировалась от чисто еврейского явления к европейской культуре, совместившись с христианской теологией, философией, наукой, магией и теургией. В результате появилось два разных феноменальных мистических учения с принципиальными доктринальными различиями, но с одним названием… В XVII веке раскрытие христианской каббалы спадает, её наследие перенимают «оккультная каббала», зародившаяся во второй половине XVIII века в некоторых школах немецкого масонства и «новом» розенкрейцерстве. С XIX века сочетание каббалы и христианства раскрывают Николай Бердяев (1874-1948), Владимир Соловьёв (1853-1900), Сергей Булгаков (1871-1944) (Википедия). Христианская каббала многое, в том числе и термины заимствовала из еврейской каббалы, но это не значит, что объяснение и содержание христианской каббалы идентично иудейской. Так как христианская каббала, это рассуждение о Божественном Мессии в терминах иудаизма. Приемлемо ли это или нет спорить не будем. На мой взгляд, там, где есть польза для объяснения Божественных тайн высокой Христологии, и там где есть аллюзии учения на Священное Писание, это допустимо. Но всегда, как и показывает история, на этом пути есть большая опасность возникновения лжеучений и еретических идей.
[5] Т.е. мнений и метафоричных образов уводящих от правильного понимания.
[6] Спекулятивный (от лат. speculare = «наблюдать, исследовать»), – умозрительный, придерживающийся теории, не обращая внимания на практику.
[7] Элементы единобожия, которые были обозначены неоплатонизмом присутствуют в основном богословии разных традиций. Еврейский неоплатонизм также повлиял и на становление Лурианской каббалы. Ведь без учения о Божественной трансцендентности и имманентности невозможно продвинуться в понимании теологических загадок.
[8] Термин ЭЙН СОФ впервые появляется в трудах Исаака Слепого (1235 г.) и Эзриэля из Жероны (1238 г.).
[9] Апофатическое богословие (ἀποφατικός = «отрицательный»), или отрицательная (негативная) теология – богословский метод, заключающийся в выражении сущности Божественного путём последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых ему, познании Бога через понимание того, чем Он не является. Т.е. утверждаются отрицательные определения: начиная, например, с «безгрешный», «бесконечный», «бессмертный» и заканчивая «ничто». В иудаизме и каббале апофатическое богословие считается методом раскрытия главного аспекта Бога: ЭЙН СОФ. При ниспослании заповедей Моисею Бог сокрыт густым облаком (Исх.20:18), а один из тринадцати принципов иудаизма по Маймониду гласит, что «Ему нет вообще никакого подобия». (Википедия)
[10] ЦИМЦУМ = «сокращение, сжатие», то есть самосокращение, самоограничение или самоопределение Божества. В лурианской каббале процесс сжатия бесконечного Бога, в результате которого образуется пространство. Понятие вводится в целях: объяснения перехода от бесконечного к конечному, а также для разрешения противоречия, порождённого утверждением того, что вначале был Бог, который заполнял всё бесконечное пространство, и вне и внутри которого ничего не могло быть. Цимцум как бы освобождает место для последующего творения того что имеет границы (Википедия).
[11] Из того, что ЛОГОС = Слово произошло для акта творения, следует, что Оно обладает такими же качествами, которые делают Его способным войти в соприкосновение с конечным и ограниченным и которых нет у Отца. Отец, как Бог неизмеримый и трансцендентный, не мог ни явиться на земле, ни присутствовать в определенном каком-нибудь месте; к Нему нельзя относить и ветхозаветных богоявлений. А Логос может являться, быть видимым, присутствовать в определенном месте, и о Нем действительно идет речь в библейских повествованиях (Justin., Dial. 60; 127; Theophil. II, 22).
[12] «Слово рождается от Бога, когда в начале Он все создал и устроил» (Justin II,6).
[13] Катафатическое богословие (καταφατικός = «утверждающий») – совокупность теологических принципов, постулирующая познание Бога через понимание того, чем, или вернее, кем Он является (Википедия). Катафатическое богословие описывает проявление Бога в этом мире, Его имманентное присутствие, Его личностную теофанию.
[14] Эмана́ция (emanatio = «истечение, распространение»), понятие античной философии, вектор перехода от [семантически и аксиологически] высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; то есть распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия]. (Википедия)
[15] Теофания – Божественное явление, откровение. Всякая теофания, т.е. всякое воспринимаемое чувствами ангелов или людей славное явление Бога или Его личностное откровение, это есть Его кеносис или некий цимцум. Теофания – это всегда Божественное самоограничение, самоумаление. Т.е. это Его имманентность миру в Своём Божественном Слове – Логосе. В Своём Логосе Бесконечный Бог является тварному миру.
[16] АДАМ КАДМОН = «Человек Первоначальный» иногда называется АДАМ ЭЛИОН = «Высший человек». КАДМОН = «первобытный, первоначальный, основа». У немецкого философа-мистика Барона Кристиана Кнорр фон Розенрота (1689 г), (который по мнению Гершома Шолема, «зарекомендовал себя наиболее глубоким христианским исследователем каббалы»), в книге «Каббала Денудата» АДАМ КАДМОН называется Makroprosopus = МАКРОПРОЗОПУС = «Большой лик». Учение о Макропрозопусе = АДАМ КАДМОН весьма важное для христианских спекуляций об Иисусе Предвечном и Иисусе Воплощенном (историческом). (К. Бурмистров).
[17] Библейский Адам, сотворенный Богом в каббале назван АДАМ А-РИШОН = «человек первый». Не путать с АДАМ КАДМОН = «Человек Первоначальный»
[18] Как у Филона Божественный Логос – это изначальный образ человека, или изначальный человек, так и в книге Зоар II 70b небесный человек является воплощением всех божественных проявлений: десяти сфирот, изначального образа человека. Небесный Адам, выйдя из высшей изначальной тьмы, создал земного Адама. (Википедия)
[19] Сфирот, аллегорично понимаемые как члены одного целого, образуют форму совершенного существа – первоначального человека = АДАМ КАДМОН. Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных десяти сфирот с наружными частями человеческого тела: КЕТЕР – это чело, ХОХМА́ и БИНА́ – два глаза, ХЕСЕД и ГВУРА – две руки, ТИФЕ́РЕТ – грудь, НЕ́ЦАХ и ХОД – бёдра, ЙЕСОД и МАЛХУТ – две ноги. (Википедия).
[20] В Танахе это Ангел Божественного Имени или Ангел Божественного Лика.
[21] По мнению некоторых исследователей каббалистические ПАРЦУФИМ соотносятся с элементами учения гностицизма – Эонами, которые входят в Плерому = «полноту». Т.е. согласно учению гностиков, Плерома представляет собой совокупность небесных духовных сущностей, эонов. В Лурианской каббале всего пять Парцуфим. Вот их перечисление сверху вниз. 1) АРИХ АНПИН = «Длинный лик». 2) АБА = «Отец». 3) ИМА = «Мать». 4) ЗЕИР АНПИН = «Короткий лик». 5) НУКВА = «Жена». С библейским откровением соотносятся только два. Так как Парцуф АБА = «Отец» это и есть АРИХ АНПИН, который каббалистами соотносится с АТИК ЙОМИН = «Древний днями» описываемый Дан.7:9. Остальные три Парцуфа возможны в метафоричном объединении для составления АДАМ КАДМОН. Парцуф ИМА = «Мать» возможен как метафора Святого Духа. Так как РУАХ = «Дух» в иврите имеет женский род. Гностические учения, (например в Евангелии от Филиппа, в Евангелии от Евреев, и в Евангелии от Ессеев) Матерью именуют Святой Дух. Парцуф ЗЕИР АНПИН = «Короткий лик» – это образ Сына Человеческого, который приводится к Ветхому Днями и ему даются полномочия для царствования в Вечном Царстве Бога (Дан.7:13-14). Парцуф НУКВА = «Жена» в традиционной каббале соотносится со Шхиной (Духом Бога), который есть Невеста Машиаха. Но в другой интерпретации «Жена», это община верных Богу душ, которые соединяются со Всевышнем на брачном пире Мессии. Поэтому Мать-Дух и Невеста уместны в аллегоричном списке Парцуфим. Ведь есть же в Откровении Иоанна слова обращенные к Мессии-Логосу «И Дух и Невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!» (Откр.22:17). А вот Парцуф АБА в аллегорично-Божественной плероме дублирует АРИХ АНПИН, и на наш взгляд, является лишним. Но если брать образы Божественной власти Небесного Царства только из Танаха, то для состава АДАМ КАДМОН уместны только два – АРИХ АНПИН и ЗЕИР АНПИН.
[22] Арамейский термин АРИХ АНПИН происходит от древнееврейской фразы ЭРЕХ АПАИМ = «Долгий на гнев» одного из тринадцати атрибутов милосердия, перечисленных в Исх.34:6-7.
[23] В Талмуде встречается именование Ангела Лика, Который явился пророку Моше в горящем кусте, эпитетом «ЭРЕХ АПАИМ»: «Моисей тотчас пал на землю и поклонился» (Исх.34:8). Что увидел Моисей? – Рабби Ханина бен Гамла сказал: Он увидел «Долготерпеливого» = ЭРЕХ АПАИМ. Раввины сказали: Он увидел «Истину» = ЭМЕТ» (Бавли. Санъедрин 111а).
[24] АДАМ ЭЛЬЙОН = «Высший Человек», это одно из названий парцуфа АДАМ КАДМОН = «Человек Первоначальный».
[25] Этот эпитет имеет числовое значение как и у фразы с трехбуквенным Именем Иисус: זה המשיח מרומם ישו בן אלהים שמו = ЗЭ А-МАШИАХ МЕРОМАМ – ЕШУ БЕН ЭЛОИМ ШЕМО = «это Мессия Превознесённый – Иисус Сын Божий Имя Его» = 1501. С четырехбуквенным Именем Иисус: מטטרון שׁר העולם ישוע בן אלהים הוא = МЕТАТРОН САР А-ОЛАМ ЙЕШУА БЕН ЭЛОИМ hУ = «Метатрон мироначальник – Иисус Сын Божий Он» = 1501. С Пентаграмматоном: זה יהשוה פלא יועץ שׂר־שׁלום = ЗЭ ИЕОШУА ПЕЛЕ ЙОЭЦ САР ШАЛОМ = «это Иисус Чудный, Советник, Князь мира» (Ис.9:6) = 1501. С шестибуквенным Именем Иисус: זה אדם קדמון יהושוע המשיח בן אלהים שמו = ЗЭ АДАМ КАДМОН ИЕОШУА А-МАШИАХ БЕН ЭЛОИМ ШЕМО = «это Первоначальный Человек – Иисус Христос Сын Божий Имя Его» = 1501.
[26] А в Зоар можно увидеть похожий аспект: «Всякий раз, когда надвигается Суд и обнажается чело Нетерпеливого = ЗЕИР АНПИН, обнажается чело «Древнего Днями»; Суд утихает и не исполняется». (Зоар. Идра Рабба 3:136б)
Назад к списку