От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ЕГО ПРИСУТСТВИЕ И НАШЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ЕГО ПРИСУТСТВИЕ И НАШЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

ЕГО ПРИСУТСТВИЕ И НАШЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ

Евангельская история рассказывает случай чудесного исцеления женщины:

20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,

21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.

22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. (Матф.9:20-22)

Край одежды – это, вероятно, те ритуальные кисти цицит, которые Тора предписывает делать на четырех краях одежды.[1] О прикосновениях к краю одежды Христа говорится и в другом месте:

35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,

36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись. (Матф.14:35,36)

Возникает вопрос: зачем женщине нужно прикосновение к краю одежды Христа? Возможно, она верила, что для исцеления ей нужен какой-то контакт с праведным человеком. И если праведник, исцеляющий других своим прикосновением,[2] не протянул к ней своей руки, то она сама решила прикоснуться к нему. И даже не к нему, а к ритуальной части его одежды. Вопрос. А разве нельзя было без прикосновений? Ведь из Евангелия мы знаем, что люди и без прикосновений Иисуса получали от Него помощь. Но нужно признать, что в этих случаях всё-таки было обращение людей, их просьба или слова самого Христа обращенные к ним.

Итак. Повторим вопрос. Зачем женщине нужно прикосновение к краю одежды Христа? Возможно, чтобы произошло некое взаимодействие между ней и тем, от кого она желала получить исцеление. Но на это можно возразить: «ведь многие прикасались ко Христу и не получали никакой пользы для себя, и с ними не происходило никакого чуда». Об этом написано у евангелиста.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. (Лук.8:45,46)

Народ со всех сторон окружал Христа. Евангелист пишет: «народ окружает Тебя и теснит, и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?». Т.е. люди были достаточно близко ко Христу, и толпа теснила Его. В тесноте и давке нельзя было избежать прикосновений окружавших Его людей. Значит, причина исцеления не в прикосновении ко Христу, если множество людей прикасалось к Нему, ничего не получая. Тогда что было причиной исцеления женщины? По словам Самого Христа, причиной исцеления оказалась вера женщины. Вот как евангелисты говорят об этом.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. (Лук.8:48)

22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. (Матф.9:22)

Спасение женщины было из-за её веры в исцеление. Итак, повторим в третий раз вопрос. Если причина исцеления не прикосновение, а вера, то зачем женщине нужно прикосновение к краю одежды Христа? Здесь напрашивается ответ. Внешние действия человека и вещественные атрибуты являются лишь катализаторами проявления веры. Действие – как подтверждение и сосредоточения веры и как знак уверенности о сверхъестественном вмешательстве. Также действие может быть началом активации того, во что человек поверил. И в этом случае действие человека – достаточно важный элемент для того, чтобы действие Божественной силы проявилось. Как мы видим, многие окружавшие Христа прикасались к Нему без всякого эффекта. Но прикосновение больной женщины, желающей исцелиться и поверившей в то, что она с прикосновением получит исцеление, побудило Божественную Силу к действию.

Но могло ли произойти исцеление женщины по её вере, если бы она не подошла ко Христу и не прикоснулась к его одежде? Конечно, она могла бы получить исцеление, если бы её вера была другого уровня. Но разве многие имеют такую веру? Поэтому внешние действия, а также предметы играют большую роль для вхождения в Присутствие Всевышнего человека, немощного верой, и для побуждения Силы Всевышнего к действию.

Место, условия и некоторые действия помогают человеку в его вере. Бог либо Сам объявляет о месте, где является Его Присутствие, (как например, место Богоявления,[3] место скинии, место заповеданных жертвоприношений, место храма, собрание верных), либо сам человек назначает, т.е. посвящает место для того, чтобы входить в Присутствие своего Бога, и при этом посвящает предметы[4] для служения, делая их святыми. Всё это бывает необходимо для нашей несовершенной веры, требующей опоры. Но есть вера, которой не требуются костыли. О такой вере Христос сказал самаритянке у колодца.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу…

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Иоан.4:21-24)

Поклонение – это религиозное служение. Поклонение Богу – это Богообщение, молитва, славословие, благодарение и вхождение в Его Присутствие. И мы видим, что для совершенной веры, для настоящих поклонников и служителей Бога нет никакой разницы, где предстоять и поклоняться Богу. Человек крепкой веры, находящийся в истине Божественных принципов, может в Духе Божьем войти в Присутствие Бога, независимо от места и времени. Он сам может назначить место святого Присутствия. Но это только в случае, если человек в Духе и Истине. А что, если человек не в Истине и лишен благодати Божественного Духа? В этом случае беда. Тогда то, что является подпоркой для немощной веры верующих, превращается в оковы и смертельные сети. Человек, пребывающий вне Истины и без руководства Духа Божьего, впадает в идолослужение. Мы знаем, насколько часто даже в современном мире среди народа места или предметы посвящаются неким божествам, силам или даже духам умерших. Поэтому, если самый крайний положительный полюс – это вера в Духе и Истине, для которой не нужны особые условия вхождения в Божественное Присутствие, то самый крайний отрицательный полюс – это поклонение не Единому Богу, а ложным богам в откровенном идолослужении. Но какие уровни между этими двумя полюсами? Как мы уже сказали, что крайняя степень негативного – это неправильная вера и неправильное освящение предметов веры. Также на этом полюсе запрещенного находится всякий имеющий веру в истинного Бога, но при этом использующий освященные места и предметы не как опору своей веры или как вещи, необходимые для богослужения, но почитающий их как независимые источники чудотворной силы. Т.е. всякий идолизирующий их.

Культовая вещь может быть изначально сделана для сакрального и богослужебного и являться святой. Также вещь может быть освящена, т.е. посвящена Богу и изъята из будничного своего употребления для употребления сакрального. Но почитание святых предметов не может и никогда не должно затмевать почитание Всевышнего.

Правильное отношение к святыням и посвященным Богу предметам особенно трудно бывает сохранить верующим, когда эти предметы присутствуют при чудесных явлениях Силы Божией. Поэтому в законе Моисея была дана заповедь:

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, (Исх.20:4,5)

4 Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш. (Лев.19:4)

1 Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш. (Лев.26:1)

Не предмет являет силу Бога, но Бог, видящий веру людей. Предмет бывает лишь катализатором веры, используемым в действии человека, входящего в Присутствие Бога со своими просьбами о сверхъестественном вмешательстве Всевышнего. Но и это принято лишь по причине немощной веры человека, которая должна возрастать и избавляться от вещественных «костылей», а не боготворить их.

Из священного Писания мы учим, что Сам Господь, видя немощь веры человека, давал знак и условие того, что чудо должно было совершиться.[5] Как правило, эти знаки были связаны со святынями. Например, с Ковчегом Завета,[6] который носили священники во время сорокалетнего скитания Израиля по пустыне.

7 Тогда Господь сказал Иисусу Навину…

8 а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане…

13 и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною. (Иис.Нав.3:7-13)

Знаки, предписания и определённые условия всегда концентрируют немощную веру человека. Ритуальные места, действия или даже предметы в большей своей части нужны человеку для мобилизации веры и для реализации сверхъестественного акта. Только верой человек может войти в Присутствие Всевышнего. Например, псалмопевец говорит, что он получил понимание мучавшего его вопроса не прежде, чем оказался во святилище.[7] И действительно, кому-то для того, чтобы войти в состояние близости к Богу, необходимо воздеть руки, кому-то закрыть глаза, кому-то взять в руки Библию или облачиться в ритуальные одежды. Кому-то почувствовать аромат каждения или оказаться в сакральном месте. Всё это может быть взято за правило, а может быть и редким случаем поддержки и помощи в Богообщении. Например, пророк Елисей однажды просил играть на гуслях, чтобы войти в Присутствие Божие и произнести пророчество.[8] Но всё это при благодатной и совершенной вере, совсем необязательно для человека.

Выше мы упомянули отрицательную сторону веры, которая имеет два пункта, в которых есть идолопочитание.

(–) Вера в лжебогов с неправильным отношением к святым вещам.

(–) Вера в истинного Бога с неправильным отношением к святым вещам.

Этот второй пункт с отрицательным знаком часто встречается среди некоторых христиан, допускающих перекосы в почитании иконописных образов, а также в почитании святых людей. И чтобы уберечь себя от этих перекосов и грубого греха идолослужения, человек должен помнить и как заповеди Торы, запрещающие идолопоклонство, так и стихи из псалмов, которые говорят, что никто не творит чудо, кроме Единого Бога. «Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса» (Пс. 71:18), «ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты» (Пс. 85:10).

Но нужно сказать и о пунктах с положительным знаком. К положительной стороне относятся такие пункты по порядку возрастания.

(+) Вера в истинного Бога с правильным отношением к святым предметам.

(+) Вера в истинного Бога с правильным отношением к человеку.

(+) Вера в истинного Бога при которой человек входит в Присутствие Бога без какой-либо помощи.

И место, и предметы могут быть выделены и освящены для того, чтобы быть «костылями» нашей веры, но сами по себе они не могут быть источником Божественной сверхъестественной Силы и не могут быть объектом поклонения вне истинного Богопочитания. Отдельно необходимо сказать о втором пункте с положительным знаком, – это правильное отношение к человеку. Каждый пункт может быть отзеркален в противоположной стороне. И в отрицательном знаке неправильное отношение к человеку может быть в аспекте его обожествления. Языческие древние культы пестрят перечнем таких богов. Но в этом грехе могут быть повинны и люди, чуждые языческих верований. Почитание святых опасно крайностью идеализации человека, от которой один шаг до идолизации. Для христиан есть единственный совершенный, безгрешный и святой сын человеческий. Это Сын Божий, Мессия Господь, явивший Бога во плоти.[9] Это Тот, «Который должен быть Владыкой в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Никакой праведник и святой не должен даже самую малость заграждать собой Мессию Избавителя, явившего Божественный Свет падшему миру.

Если в неправильном отношении к святым есть грех идолизации, при котором за их обоготворением и превозношением уже «теряется» Бог, то обратная сторона – это пренебрежение образом человека. В псалмах написано: «Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою» (Пс. 85:14), «ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою» (Пс. 53:5). Обесценивание человека и, как следствие этого, причинение ему зла – это тоже неправильное отношение к человеку. Псалмопевец говорит, что его преследуют злодеи, потому что «не видят Бога пред собой». Т.е. такие люди, не имея истинной веры и не зная Бога пренебрегают Его заповедями. Злодеи творят зло потому что заповеди Творца для них не указ. Но также слова «ищут души моей; они не имеют Бога пред собою» указывают на некую закономерность. Нечестивые люди, почитая то, что запрещено почитать,[10] (т.е. почитая своих идолов), совершенно не почитают образ Божий в других людях. Не знающий Бога, не видит образ и подобие Всевышнего в других людях, даже[11] в праведниках.

Каким должно быть у верующего отношение к человеку, особенно к праведному и святому? Чем святые отличаются от нас? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимание того, что в тварном мире есть иерархия. Небесный принцип иерархии, например, ангельской, подразумевает в высших её чинах наиболее приближенное состояние ко Всевышнему. Это приближение состоит в способности наиболее точно и полно познавать волю Творца. Если объяснять образно, то степень приближения к Богу зависит от глубины духовного сосуда и от меры наполнения Духом Божьим. Глубокие сосуды передают принятое откровение более мелким сосудам настолько, насколько они могут вместить, а те – другим, стоящим еще ниже. В этом заключается духовная иерархия. И отношение верующего человека к святому и праведному человеку должно быть как к более глубокому сосуду, который может помочь нам в познании Истины. Но ценность не в сосуде, а в наполнении сосуда. И Наполняющий, Который дал глубокому сосуду наполнение, наполнит через него и нас. Те святые, которые являют нам пример праведности и в своей жизни раскрывают слово Всевышнего, – укрепляют нашу веру, помогая нам приближаться к Богу. Но не они чудотворцы и дающие благодать. Один Чудотворец и податель Духа лишь Тот, чей это Дух. И без Наполняющего не будет и нашего наполнения.

Есть очень действенный способ получить благодать через другие «сосуды веры». Рядом с «духовными глыбами» мы можем наиболее удобно и просто входить в Присутствие Творца и молить Наполняющего, чтобы Он явил Своё действие через свой драгоценный сосуд. Уместно будет сказать, что такое обращение ко Всевышнему необходимо и возможно не только, когда мы находимся возле наполненного Духом мужа веры, но также и возле всякого, у кого мы являемся в социально-семейном подчинении или зависимости. Например, жена может в молитве просить, чтобы Бог действенно явил Свою силу и волю через супруга. Дети могут просить того же действия через своих родителей. А подчиненные – через начальствующих. И если вера наша достаточна, Бог явит Свою силу и Свою волю через тех, кто так или иначе выше нас.[12] Нужно видеть в человеке того, через кого Бог может действовать. Известны случаи, когда по вере молящегося находящийся рядом, но совсем далёкий от праведности человек вдруг являл Силу Божию, говоря или действуя не свойственно ему. И всё это по вере молящегося пред Богом. Вера приводит в движение Силу Бога, и Он проявляет Её даже в тех, кто далёк от Него. Ради кого? Ради молящегося и просящего Бога явить Свою волю и Силу. Поэтому близкие нам люди и, конечно же, святые необходимы, чтобы наша вера и наполнение Духом усиливались. Но возрастание в вере приучает человека наполняться Духом и получать откровения свыше и без участия человека. Как и написано: «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня» (Иер. 31:34).

Все эти восхождения от крайнего «минуса» до крайнего «плюса» приведённого выше списка совершается только силой Бога – благодатью Духа Его. В вере нужно возрастать. Но младенцам и маленьким детям всегда нужна помощь и поддержка, порой нужны ходунки. Так или иначе, нам необходимо «прийти в единство веры и познание Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полноты возраста Христова» (Еф. 4:13). И от крайне отрицательного полюса мы действием Духа Святого должны восходить все ближе и ближе к положительному полюсу веры.

Если вернуться к евангельской истории с исцелением кровоточивой женщины, то отметим, что Христос сказал такие слова: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал Силу, исшедшую из Меня» (Лук. 8:45,46). Христос, как обладатель Божественной Силы, почувствовал её исход в момент исцеления женщины. Но у нас не так. Мы сами являемся наполняемыми Его Силой. Поэтому, когда Бог действует через нас Своей Силой для других, мы ощущаем не исход этой Силы, а наоборот Её прилив и наполнение. И наше желание должно быть в том, чтобы Бог действовал в нас ради пользы окружающих и ради этого наполнял наш сосуд Своим Духом настолько, насколько позволяет наша мера. Слова Христа, сказанные женщине, начинались словом θαρσει = ФАРСИ[13] = «дерзай, крепись, будь отважной». «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя!». Иметь дерзновение веры, это важно. Важно стремится к еще большему приближению к Богу, к еще большему наполнению Его Силой.

Итак, все, что было написано сегодня, было написано о том, что нам необходимо вхождение в Присутствие Всевышнего. Это совершается нашей верой, и часто с помощью внешних атрибутов – особых мест, предметов или действий. Но в этом также назидание, которое предупреждает нас об опасности идолопоклонства, так как это один из самых главных грехов против Господа Бога. Идолопоклонство является подменой поклонения истинному Богу. Перекосы в поклонении Богу на протяжении тысяч лет в разные эпохи и в разных народах приобретали всевозможные формы, искажая основу истинного поклонения.

Опасность идолопоклонства велика, и этот грех тяжел. Псалмопевец говорит: «ненавижу почитателей суетных идолов» (Пс. 30:7). Почему? Потому что идолопоклонство заменяет и отвергает истинное поклонение Богу. Истинное поклонение не всегда доступно новоначальным, оно таинственно. А язычество с его примитивным идолопоклонством весьма понятно и доступно. Апостол Иоанн, говоря о том, что Бог явился во плоти, тут же предупреждает нас об опасности идолопоклонства, чтобы мы, познав теофанию во Христе Иисусе, не заменили Его Величайшую материальную Святыню каким-либо идолом.

20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.

21 Дети! храните себя от идолов. Аминь. (1Иоан.5:20,21)

И об этом предостережении нужно помнить. И пусть наше прикосновение веры пробуждает Силу Всевышнего, и наше вхождение в Присутствие Его умножает наше наполнение Светом Духа Его!

 

[1] «Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься» (Втор.22:12). Подробно о кистях ЦИЦИТ см. в комментарии на Пс.100:3. О том, что Христос носил цицит, упоминается в Евангелии. Цицит называется «краем одежды». Например, в истории с кровоточивой (Мф.9:20), или в последнем стихе 6 главы Евангелия от Марка. «… и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю = κρασπεδου одежды Его …» (Мар.6:56). Примечательно, что это греческое слово использует Таргум говоря о кистях цицит. М. Мордкович так говорит об этом: «Греческое существительное κρασπεδου = КРАСПЕДУ, – это то самое существительное, которое употреблено в Септуагинте, для обозначения цицит. В Таргуме Онкелоса, книга Бамидбар конец главы Шлах (15:38), цицит тоже названы כרוספדין = «КРУСПЕДИН», (или כרוספדא)».

[2] «И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил» (Лук.14:4). «И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лук.6:19).

[3] «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). «Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (Иис.Нав.5:15).

[4] Как мы учим из Торы, Всевышний подробно заповедал изготовить и использовать при богослужении в скинии множество предметов. Во святыню для жертвоприношения или богослужения были отделяемы, т.е. посвящаемы и обычные, используемые в повседневном предметы, (например, блюда и чаши Чис.7:13, жертвенные животные, мука, вино, елей). «… принес приношение свое … приношение его было: одно серебряное блюдо, весом в сто тридцать шекелей, одна серебряная чаша в семьдесят шекелей, по шекелю священному, наполненные пшеничною мукою, смешанною с елеем, в приношение хлебное, одна золотая кадильница в десять, наполненная курением, один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение…» (Чис.7:12-15)

[5] К этому же можно отнести и такие действия Христа, которые были совершаемы не потому, что Христос не мог без этих действий совершить чудо, а потому, что эти условия, связанные с действием и веществом, нужны были для умножения веры маловерных людей. «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Иоан.9:6,7). Также поступали и пророки. Например Елисей. «И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист» (4Цар.5:10).

[6] Ковчег Завета представлял собой переносной ящик, обитый золотом, в котором хранились каменные скрижали Завета с десятью заповедями, свиток Торы, а также сосуд с манной и жезл Аарона. Согласно Краткой еврейской энциклопедии, самый священный объект из находившихся вначале в Скинии собрания, а затем в Святая святых Иерусалимского храма.

[7] «доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их» (Пс.72:17).

[8] «теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея» (4Цар.3:15). Можно вспомнить и Давида царя, который, по словам комментаторов, начинал играть на гуслях и после Дух Божий сходил на него и он начинал псалмопение.

[9] «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1Тим.3:16).

[10] Почитающий запрещенное не почитает заповеданное. Наверное, уместно привести аллюзию, которая знакома многим в современном мире. Так, у человека при нездоровой привязанности к домашним животным, которая доходит до сильной любви к ним, непременно меняется в худшую сторону отношение к людям.

[11] Или можно сказать «тем более в праведниках».

[12] Бог являл Свою силу через апостолов Христовых. «… собрание слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян.15:12). «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса…» (Гал.3:5).

[13] Возможно греческий корень этого слова оставил след в других языках. При желании можно заметить смысловые параллели с французским словом forcer = «вынуждать, принуждать; брать силой» или английским force = «сила, усилие».


Назад к списку